ПОСТАНОВИЛИ: 1. В связи с прошением Преосвященного митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия освободить игумена Питирима (Рыбанина) по состоянию здоровья от должности наместника (игумена) Казанско-Богородицкого мужского монастыря города Казани. 2. В связи с прошением Преосвященного митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия назначить игумена Кирилла (Суркова) на должность игумена Богородице-Рождественского мужского монастыря города Владимира. 3. В связи с прошением Преосвященного митрополита Иваново-Вознесенского и Вичугского Иосифа освободить игумена Варфоломея (Коновалова) по состоянию здоровья от должности игумена Успенского мужского монастыря города Иваново. 4. В связи с прошением Преосвященного епископа Касимовского и Сасовского Дионисия назначить монахиню Иустину (Свиряеву) на должность игумении Милостиво-Богородицкого женского монастыря поселка Кадом Рязанской области. 5. В связи с прошением Преосвященного епископа Нефтекамского и Бирского Амвросия освободить игумению Моисею (Ракитину) по состоянию здоровья от должности игумении Богородице-Одигитриевского (Бугабашского) женского монастыря деревни Бугабашево Бакалинского района Республики Башкортостан и назначить на эту должность монахиню Виталию (Сандалову). 6. В связи с прошением Преосвященного епископа Смоленского и Вяземского Исидора открыть Спасо-Богородицкий Одигитриевский женский монастырь под городом Вязьма и назначить игуменией этого монастыря монахиню Ангелину (Нестерову). 7. В связи с прошением Преосвященного епископа Костромского и Галичского Ферапонта освободить его от обязанностей священноархимандрита Предтеченского Иаково-Железноборовского мужского монастыря села Борок Буйского района Костромской области и назначить игумена Андрея (Козлова) на должность игумена указанного монастыря. 8. В связи с прошением Преосвященного епископа Калачевского и Палласовского Иоанна освободить игумена Лазаря (Куликова) от должности игумена Преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев мужского монастыря города Волжского.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3695945...

ПОСТАНОВИЛИ: Епископом Бишкекским и Киргизским избрать игумена Феодосия (Гажу), клирика Екатеринбургской епархии. Место наречения и хиротонии игумена Феодосия (Гажу) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ.   ЖУРНАЛ 135 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о замещении вакантных кафедр новообразованных епархий в Рязанской области. Справка: В рапорте на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, внося предложение о создании новых епархий в Рязанской области, Преосвященный архиепископ Рязанский и Касимовский Павел также представил для замещения предполагаемых к образованию кафедр кандидатуры клириков Рязанской епархии игумена Дионисия (Порубая) и иеромонаха Владимира (Самохина). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Епископом Касимовским и Сасовским избрать игумена Дионисия (Порубая), клирика Рязанской епархии. Место наречения и хиротонии игумена Дионисия (Порубая) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. 2. Епископом Скопинским и Шацким избрать иеромонаха Владимира (Самохина), клирика Рязанской епархии. Место наречения и хиротонии иеромонаха Владимира (Самохина) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующие указы.   ЖУРНАЛ 136 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о замещении кафедр новообразованных епархий в Саратовской области. Справка: В рапорте на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, внося предложение о создании новых епархий в Саратовской области, Преосвященный епископ Саратовский и Вольский Лонгин также представил для замещения предполагаемых к образованию кафедр кандидатуры клириков Саратовской епархии игумена Тарасия (Владимирова) и игумена Пахомия (Брускова). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Епископом Балашовским и Ртищевским избрать игумена Тарасия (Владимирова), клирика Саратовской епархии. Место наречения и хиротонии игумена Тарасия (Владимирова) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1639860...

Монастырь с многочисленной братией требовал четкой организации, твердого устава, распределения обязанностей. Во главе его стоял игумен, бывший наиболее опытным монахом, хорошим организатором, способным вести дела и с внешним миром. Он должен был быть в курсе всего, что делается в монастыре и что делает каждый из братии. Первоначально фактическим настоятелем монастыря был его основатель (ктитор) Антоний, который управлял монастырем, пока тот был мал (3–5 монахов). Когда Антоний решил уйти от управления монастырем, то как ктитор сохранил права назначения игумена. Он выбрал первого игумена Варлаама, а когда тот был переведен князем из монастыря, то Феодосия. После смерти Антония Феодоси- ем было установлено избрание нового игумена всей братией монастыря. Он утвердил перед своей кончиной избранного братией своего преемника Стефана. В дальнейшем избрание игумена самими монахами стало правилом – они соглашались иметь в качестве «старейшины и пастыря» человека, которому они доверяют и которого признают способным руководить собой. После избрания имя нового игумена сообщалось князю и затем, по «повелению» князя, митрополит «поставлял» игумена как главу монастыря. Общежительный монастырский устав требовал вместе с тем полного подчинения игумену. Передавая свои функции игумена Стефану, Феодосий говорил инокам, что они имеют игумена, которого сами захотели: «его послушайте и отцом духовным его имейте, бойтесь его и делайте все по его повелению» 55 . Такие же порядки существовали и в других монастырях. В новгородской берестяной грамоте XII в. автор оправдывается, что не мог прийти на встречу, как обещал, из-за того, что его «игумен не пустил», хотя он отпрашивался, но послал его по другому делу 56 . Если ктитором монастыря выступал князь, он сам назначал игумена в свой монастырь, а митрополиту оставалось только его поставить по церковному правилу. Так сделал, например, князь Изяслав, взяв Варлаама из Печерского монастыря и поставив его игуменом вновь созданного своего монастыря. Антоний Римлянин, вероятно, сам был игуменом основанного им монастыря, но в своей Духовной завещал «место се на игуменство» и распорядился: «а кого избирут братья, но от братьи, и иже кто в месте сем терпит» 57 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. В связи с прошением Преосвященного митрополита Волгоградского и Камышинского Германа упразднить мужской монастырь Архистратига Михаила города Краснослободска Волгоградской области. 2. В связи с прошением Преосвященного митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия открыть Воскресенский Белогорский мужской монастырь в селе Белогорье Подгорненского района Воронежской области и назначить иеромонаха Симона (Камнева) на должность игумена этого монастыря. 3. В связи с прошением Преосвященного митрополита Омского и Таврического Владимира освободить игумена Виталия (Кляритского) от должности игумена (настоятеля) Никольского мужского монастыря в деревне Большекулачье Омской области и назначить на должность игумена (наместника) указанного монастыря иеромонаха Зосиму (Балина). 4. В связи с прошением Преосвященного митрополита Рязанского и Михайловского Павла открыть Спасо-Преображенский Пронский мужской монастырь в поселке Пронск Рязанской области и назначить игумена Луку (Степанова) на должность игумена этого монастыря. 5. В связи с прошением Преосвященного митрополита Самарского и Сызранского Сергия назначить на должность игумении Заволжского Ильинского женского монастыря села Подгоры Волжского района Самарской области монахиню Нину (Механикову). 6. В связи с прошением Преосвященного митрополита Томского и Асиновского Ростислава освободить от должности игумена Богородице-Алексиевского монастыря города Томска Преосвященного епископа Колпашевского и Стрежемского Силуана и назначить на эту должность иеромонаха Кирилла (Умрилова). 7. В связи с прошением Преосвященного архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия освободить Преосвященного епископа Мичуринского и Моршанского Гермогена от должности игумена (наместника) Знаменского Абалакского монастыря Тобольской епархии. 8. В связи с прошением Преосвященного епископа Якутского и Ленского Романа открыть Спасский мужской монастырь города Якутска и назначить иеромонаха Никона (Бачманова) на должность игумена (наместника) этого монастыря.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3275890...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. В связи с прошением Преосвященного митрополита Саратовского и Вольского Лонгина освободить игумена Пимена (Хеладзе) от должности наместника (игумена) Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Саратова и назначить на эту должность иеромонаха Макария (Зорина). 2. В связи с прошением Преосвященного митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия назначить монахиню Гавриилу (Суханову) на должность настоятельницы (игумении) Покровского женского монастыря с. Лукино Нижегородской области. 3. В связи с прошением Преосвященного архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия назначить игумена Авеля (Ургалкина) на должность настоятеля (игумена) Александровского мужского монастыря г. Суздаля Владимирской области. 4. В связи с прошением Преосвященного архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия назначить игумена Варлаама (Пономарева) на должность настоятеля (игумена) Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Мурома Владимирской области. 5. В связи с прошением Преосвященного архиепископа Липецкого и Елецкого Никона назначить монахиню Антонию (Поликарову) на должность настоятельницы (игумении) Елецкого Знаменского женского монастыря г. Ельца Липецкой области. 6. В связи с прошением Преосвященного епископа Смоленского и Вяземского Пантелеимона назначить иеромонаха Хрисанфа (Шадронова) на должность наместника (игумена) Спасо-Преображенского Авраамиева мужского монастыря г. Смоленска. 7. В связи с прошением Преосвященного епископа Нижнетагильского и Серовского Иннокентия назначить игумению Марию (Сташевскую) на должность настоятельницы (игумении) Скорбященского женского монастыря г. Нижнего Тагила Свердловской области. 8. В связи с прошением Преосвященного епископа Белевского и Алексинского Серафима освободить игумена Никодима (Крюкова) от должности наместника (игумена) Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Белева Тульской области. 9. В связи с прошением Преосвященного епископа Касимовского и Сасовского Дионисия освободить игумению Евгению (Свиридовскую) от должности настоятельницы (игумении) Кадомского Милостиво-Богородицкого женского монастыря п. Кадом Рязанской области.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2269362...

2. В связи с прошением Преосвященного митрополита Волгоградского и Камышинского Германа освободить игумена Христофора (Казанцева) от должности настоятеля (игумена) мужского монастыря Архистратига Михаила города Краснослободска Волгоградской области. 3. В связи с прошением Преосвященного митрополита Новосибирского и Бердского Тихона назначить игумена Гурия (Прокичева) на должность настоятеля (игумена) мужского монастыря в честь святых Новомучеников Российских города Новосибирска. 4. В связи с прошением Преосвященного митрополита Новосибирского и Бердского Тихона назначить иеромонаха Александра (Чебанова) на должность настоятеля (игумена) мужского монастыря во имя Иоанна Предтечи города Новосибирска. 5. В связи с прошением Преосвященного митрополита Рязанского и Михайловского Павла освободить игумению Варвару (Самарину) от должности настоятельницы (игумении) Солотчинского Богородице-Рождественского женского монастыря города Рязани. 6. В связи с прошением Преосвященного архиепископа Владикавказского и Махачкалинского Зосимы назначить иеромонаха Стефана (Дзугкоева) на должность наместника (игумена) Аланского Успенского мужского монастыря Алания села Хидикус. 7. В связи с прошением Преосвященного епископа Шахтинского и Миллеровского Игнатия освободить игумена Софрония (Шершеня) от должности наместника (игумена) Покровского Верхнемакеевского мужского монастыря села Верхне-Макеевка Ростовской области. 8. В связи с прошением Преосвященного епископа Искитимского и Черепановского Луки назначить игумена Захарию (Пономаренко) наместником (игуменом) Покровского мужского монастыря села Завьялово Новосибирской области. 9. В связи с прошением Преосвященного епископа Каменского и Алапаевского Сергия перенести Покровский женский монастырь из города Камышлова Свердловской области в село Колчедан Свердловской области и назначить монахиню Магдалину (Прожерину) настоятельницей (игуменией) Покровского женского монастыря села Колчедан Свердловской области. ЖУРНАЛ 140 СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного митрополита Волгоградского и Камышинского Германа, временно управляющего Калачевской епархией, о почислении его на покой в связи с достижением 75-летия.

http://religare.ru/2_98848.html

Всеми монастырями нашими мужескими управляли игумены, женскими – игуменьи, за исключением разве одного монастыря Андреевского 1296 , ни архимандриты, ни строители не упоминаются, по крайней мере, в летописях 1297 . Избрание игуменов при основании монастырей и в начале их существования зависело от воли основателей. Преподобный Антоний Печерский сам “постави” над собранною им братиею первого игумена Варлаама. Великий князь Изяслав сам “выведе Варлаама на игуменство к св. Димитрию” и по смерти Варлаама сам же избрал и преемника ему Исаию 1298 . Преподобный Стефан Кловский сам “постави игумена Климента в свое место” 1299 . Но потом игумена избирали обыкновенно братия, представляя только свой выбор на утверждение основателей монастыря, пока они были живы, так избраны преподобные Феодосии и Стефан, игумены киево-печерские, или на утверждение епископа – так избран был братиею своего монастыря и поставлен Новгородским епископом Нифонтом игумен Антоний Римлянин 1300 . Впрочем, все представленные выражения об избрании игуменов можно считать за неполные. Как на полное изображение этого дела можно указать на следующее место летописи об избрании киево-печерского игумена Прохора: “Братьи сущи без игумена, совокупившимся братьи всей, и нарекоша себе игумена Прохора попина, и возвестиша митрополиту и князю Святополку о нем, и повеле князь митрополиту поставити с радостью, и поставлен бысть” 1301 . Т. е. игумена избирали себе сами братия, но потом давали об этом знать местному архипастырю и князю, и архипастырь, с утверждения князя, поставлял игумена по церковному чину. Преподобный Антоний Римлянин под клятвою заповедал в своей духовной грамоте, чтобы избрание игумена в его обители совершалось по доброму согласию братии, а отнюдь не по мзде или насилию от князя ли или от епископа 1302 . Кажется, что наши монастыри различались уже по степеням, хотя управлялись равно игуменами. Два раза только исчисляются в летописи некоторые игумены, и оба раза исчисляются в определенном порядке: в 1072 г. при перенесении мощей святых мучеников Бориса и Глеба находились игумены: Феодосии печерский, Софроний михайловский, Герман спасский, Николай переяславский; в 1115 г. при другом перенесении тех же мощей были: Прохор печерский, Сильвестр михайловский, Савва спасский, Григорий андреевский, Петр кловский 1303 .Достоинство Киево-Печерского монастыря видно также и из того, что он имел уже в своем ведении другой монастырь – тмутараканский 1304 . Между настоятелями новгородских монастырей первое место занимал, кажется, Юрьевский, а за ним следовал Антониевский, судя по тому, что князь Всеволод в своей грамоте, данной церкви святого Иоанна Предтечи на Опоках, заповедал: на храмовый праздник служить в этой церкви самому владыке и вслед за владыкою, как бы по порядку и старейшинству, на другой день служить архимандриту святого Георгия, а на третий – игумену Антонова монастыря 1305 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

91 Флоренский П. А. Троице-Сергиева Лавра и Россия//Троице-Сергиева Лавра: Сергиев Посад, 1919. – С. 3–29. 94 Прохоров Г. М. Древняя Русь как историко-культурный феномен. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2010. – С. 206–208. 97 Житие и чудеса преп. Сергия, игумена Радонежского/Пер. со слав. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. – Сергиев Посад, 2001. – С. 144. 98 Житие и чудеса преп. Сергия, игумена Радонежского/Пер. со слав. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. – Сергиев Посад, 2001. – С. 103–105. 103 Житие и чудеса преп. Сергия, игумена Радонежского/Пер. со слав. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Сергиев Посад, 2001. – С. 50–51. 105 Тихонравов Н. С. Древние жития Преподобного Сергия Радонежского/Н. С. Тихонравов. – Репр. воспроизведение. – М.: Книга по требованию, 2012. – С. 8. 106 Житие и чудеса преп. Сергия, игумена Радонежского/Пер. со слав. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Сергиев Посад, 2001. – С. 59. 109 Житие и чудеса преп. Сергия, игумена Радонежского/Пер. со слав. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Сергиев Посад, 2001. – С. 125. 110 Житие и чудеса преп. Сергия, игумена Радонежского/Пер. со слав. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Сергиев Посад, 2001. – С. 125. 112 Афонский патерик, или Жизнеописания святых на Афонской горе просиявших. Т. 1. – Москва: Типо-Литография И. Ефимова, 1897. – С. 389. 113 Житие и чудеса преп. Сергия, игумена Радонежского/Пер. со слав. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Сергиев Посад, 2001. – С. 100–123. 114 Житие и чудеса преп. Сергия, игумена Радонежского/Пер. со слав. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Сергиев Посад, 2001. – С.110–111. 119 Белоброва О. А. Посольство Константинопольского патриарха Филофея к Сергию Радонежскому//Сообщения Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника: Загорск, 1958. – С. 12–18. 120 Житие и чудеса преп. Сергия, игумена Радонежского/Пер. со слав. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Сергиев Посад, 2001. – С. 88–92. 123 См.: Прохоров Г. М. Повесть о Митяе. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. – Л.: Наука, 1978. – С. 216–217.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

10 января игумен Иероним призвал в Андреевский скит проэсто–сов   Ватопедского монастыря для помощи в»усмирении бунта». Почти одновременно с ватопедскими проэстосами в скит прибыл иеросхи–монах Антоний (Булатович). Проэстосы направились в покои игумена, а о. Антоний — в храм, где в то время заседал общий собор братии монастыря. При помощи о. Антония было составлено следующее»Исповедание»:«Я, нижеподписавшийся, верую и исповедую, что Имя Божие и Имя Господа Иисуса Христа свято само по себе, неотделимо от Бога и есть Сам Бог, как то многие святые Отцы исповедали. Хулителей и уничижителей Имени Господня отметаюсь, как еретиков, и посему требую смены игумена Иеронима»   .«Исповедание»подписали более 300 иноков скита, то есть более 4/5 всей братии. После этого состоялись выборы нового игумена, проходившие — что характерно — под руководством иеросхимонаха Антония (Булатовича), который пользовался безусловным уважением братии: Приступили к избранию нового игумена, — вспоминал впоследствии о. Антоний, — и я предложил назвать несколько кандидатов и произвести закрытую баллотировку, как то обычно делалось. Но старцы и вся братия в один голос возразили:«Какие там еще кандидаты, мы все просим отца Давида». — «Кто желает отца Давида — переходи направо. Кто не желает — налево!» — воскликнул отец Сергий, и все 300 человек оказались на правой стороне. Глас народа — глас Божий. Выборы были сочтены совершившимися, и тотчас же был отслужен благодарственный Господу Богу молебен, и вся братия, поклонившись кресту, Евангелию и чудотворной иконе Божией Матери, подходила к отцу Давиду, делала ему земной поклон и брала от него благословение как от своего нового игумена. Так без заранее обдуманного плана совершилось низложение одного игумена и выбор другого   . Закончив сбор подписей в пользу нового игумена, иноки направились в покои игумена Иеронима, где еще продолжали заседать ватопедские проэстосы. Последние отказались взять у иноков бумаги с подписями, но предложили им собрать подписи заново и на следующий день самим явиться в Ватопед. 11 января после Литургии начался новый сбор подписей: за о. Давида было собрано 302 подписи, за о. Иеро–нима 70. Списки были отнесены проэстосам, которые признали игумена Иеронима низложенным. Обедали проэстосы уже не с о. Иеро–нимом, а с новоизбранным игуменом Давидом. После обеда они покинули скит.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

Всеми монастырями нашими мужескими управляли игумены, женскими — игуменьи, за исключением разве одного монастыря Андреевского , ни архимандриты, ни строители не упоминаются, по крайней мере, в летописях . Избрание игуменов при основании монастырей и в начале их существования зависело от воли основателей. Преподобный Антоний Печерский сам «постави» над собранною им братиею первого игумена Варлаама. Великий князь Изяслав сам «выведе Варлаама на игуменство к св. Димитрию» и по смерти Варлаама сам же избрал и преемника ему Исаию . Преподобный Стефан Кловский сам «постави игумена Климента в свое место» . Но потом игумена избирали обыкновенно братия, представляя только свой выбор на утверждение основателей монастыря, пока они были живы, так избраны преподобные Феодосий и Стефан, игумены киево-печерские, или на утверждение епископа — так избран был братиею своего монастыря и поставлен Новгородским епископом Нифонтом игумен Антоний Римлянин . Впрочем, все представленные выражения об избрании игуменов можно считать за неполные. Как на полное изображение этого дела можно указать на следующее место летописи об избрании киево-печерского игумена Прохора: «Братьи сущи без игумена, совокупившимся братьи всей, и нарекоша себе игумена Прохора попина, и возвестиша митрополиту и князю Святополку о нем, и повеле князь митрополиту поставити с радостью, и поставлен бысть» . Т. е. игумена избирали себе сами братия, но потом давали об этом знать местному архипастырю и князю, и архипастырь, с утверждения князя, поставлял игумена по церковному чину. Преподобный Антоний Римлянин под клятвою заповедал в своей духовной грамоте, чтобы избрание игумена в его обители совершалось по доброму согласию братии, а отнюдь не по мзде или насилию от князя ли или от епископа . Кажется, что наши монастыри различались уже по степеням, хотя управлялись равно игуменами. Два раза только исчисляются в летописи некоторые игумены, и оба раза исчисляются в определенном порядке: в 1072 г. при перенесении мощей святых мучеников Бориса и Глеба находились игумены: Феодосий печерский, Софроний михайловский, Герман спасский, Николай переяславский; в 1115 г. при другом перенесении тех же мощей были: Прохор печерский, Сильвестр михайловский, Савва спасский, Григорий андреевский, Петр кловский . Достоинство Киево-Печерского монастыря видно также и из того, что он имел уже в своем ведении другой монастырь — тмутараканский . Между настоятелями новгородских монастырей первое место занимал, кажется, Юрьевский, а за ним следовал Антониевский, судя по тому, что князь Всеволод в своей грамоте, данной церкви святого Иоанна Предтечи на Опоках, заповедал: на храмовый праздник служить в этой церкви самому владыке и вслед за владыкою, как бы по порядку и старейшинству, на другой день служить архимандриту святого Георгия, а на третий — игумену Антонова монастыря .

http://sedmitza.ru/lib/text/435810/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010