Храмовая роспись Интерьеры Надеинской церкви Николы были расписаны в 1640—1641 годах артелью из 20 мастеров под руководством опытнейшего костромского изографа Любима Агеева. На южной стороне храма указаны имена фрескистов: «А подписывали стенною иконною подписью сию церковь Николы Чудотворца на стороне юго-западного столпа в храме иконописцы: костромитин Иоаким Агеев сын Селпенков, а прозвище Любимо, да нижегородец Иван Лазарев, сын Муравей, да ярославец Стефан Евфимиев, сын Дьяконов, да москвичи Иван Никитин, Борис Алексеев да Андрей Мартемьянов, Никифор Ульянов, Федор да Борис Тимофеевы, да ярославцы Севастьян Дмитриев, Михайло Сидоров, Данило да Федор Ульяновы, да костромичи Илья Данилов, Василей да Прокопий да Дмитрей Ильины, дети Запокровские, Иван да Иван же Ивановы, дети Поповы, да Матфей Дементьев, сын Бородин и протчих с ними трудившихся о Господе». Эта работа стала первым и единственным стенописным ансамблем Ярославля первой половины XVII века. Работы были завершены в довольно сжатые сроки в течение 3 месяцев: с 5 июля по 5 октября, причём все объёмы церкви — главный храм, Благовещенский придел и галереи — расписывались одновременно. В 1882 году храмовые росписи были возобновлены артелью палехских иконописцев. В настоящее время фрески XVII века находятся под сплошной записью XIX века, однако, запись довольно точно следует первоначальному рисунку. В январе 2007 года были предприняты работы по частичной расчистке первоначальных фресок. Иконостас Одним из главных украшений храма является великолепный золочёный барочный иконостас, заменивший собой древний тябловый в 1751 году. Мощные брусья первого иконостаса, расписанные травным орнаментом по серебру, частично сохранились и просматриваются за третьим ярусом существующего ныне иконостаса. Алтарная преграда середины XVIII века масштабна по замыслу и весьма необычна для ярославских храмов по форме и украшению. Она была выполнена по рисунку и при участии основателя первого русского общедоступного театра Фёдора Григорьевича Волкова, бывшего прихожанином церкви Николы Надеина. Особенно впечатляют царские врата, украшенные рельефной композицией «Тайная вечеря» и оформленные в виде театральной сцены в обрамлении драпировок. Иконы, представленные в иконостасе, в основном написаны в XVII веке, но есть несколько и более ранних икон XVI века. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Николы...

На самую жару кроме уже упомянутых растений, можно ставить гибискус, адениум и пассифлору, которой вообще всё равно, где расти. А вот фикусы, марантовые, миртовые, хамеропс, циссус, колеус любят яркий, но рассеянный свет. Им нужно какое-то затенение. Восточная сторона Эта сторона подойдёт светолюбивым растениям, которым не нравится прямой солнечный свет. Время, которое они будут освещены утренним солнцем зависит от времени года и от точного направления окна. Если оно смотрит на северо-восток, то света будет меньше, а если на юго-восток — больше. Тенелюбивые растения также будут рады восточному окну, поскольку уже во второй половине дня их будет освещать только рассеянный свет. Утром обычно прохладнее, чем вечером, соответственно, на восточное окно нужно ставить растения, которым не нравится жара, и которые склонны к солнечным ожогам. Поздней осенью и до середины весны на восток можно переставить растения, которые лето проводили на северной стороне, где даже им будет там слишком темно. На восточную сторону ставьте аспарагус, аукубу, бегонию древовидную, волосистую, бегония металлическую и изумрудную, гризелинию, драцену узколистную и деременскую, иглицу, мирт, плющи, циссус, питтоспорум, фатсию японскую, фиалку узумбарскую, фикус, эпифиллюм Русселя, эпифиллюм тупой Западная сторона С утра и в полдень здесь не будет прямого солнечного света, а потом солнце заглянет и в западные окна. Обычно послеполуденное солнце даёт более интенсивное освещение, чем оно это делает утром. Поэтому на западе хорошо ставить светолюбивые растения, но менее любящие солнце, чем кактусы и суккуленты. Разумеется, с уменьшением длительности светового дня эти растения можно перенести на южное окно, если это возможно. На западном окне будут хорошо расти аспарагус, бегония рекс, бильбергия поникшая, вероника Андерса гастерия, евгения, жасмин низкий, сансевиерия, стробилянтес, филлокактус Аккермана, филлокактус Гунтера, финиковая пальма, циссус, хамеропс, эвкалипт, эхмея. Световая адаптация Хорошо известно, что когда человек приезжает в местность с отличающимся от родного климатом, то сначала он чувствует себя некомфортно, но со временем привыкает или адаптируется, говоря умными словами. Это явление называется акклиматизацией. Оказывается, что и растения можно акклиматизировать — в нашем случае — приучить к более или менее яркому освещению, чем ему обычно требуется. Иными словами, отсутствие окна в нужную сторону — это не приговор.

http://azbyka.ru/garden/azbuka-komnatnog...

Опорой Юрия Дмитриевича были четыре владения: Вятка, Звенигород, Руза, Галич. Вятка слишком далека от Москвы, Звенигород и Руза — слишком близко, поэтому Галич оказался идеальной базой для противостояния сына Дмитрия Донского его внуку. Жители вотчины заявили, что поддержат властителя в возможной войне. На первом этапе конфликт свелся к интригам и перемещениям войск. Юрий Дмитриевич не решился на прямое выступление против племянника и даже принял обязательство «не искать великого княжения». Новым поводом для ссоры стала кончина еще одного сына Дмитрия Донского — Петра. Юрий рассчитывал получить его удел — Дмитров, но Василий I присоединил его к московскому домену. В 1431 году интриги переместились в Орду. Юрий Дмитриевич убеждал хана Улу-Мухаммеда, что по завещанию Дмитрия Донского ярлык на великое княжение должен быть передан ему. На стороне Василия II оказался талантливый переговорщик боярин Иван Всеволож. Он убеждал хана: владыка Золотой Орды сам вправе решать, кому отдать ярлык. В итоге великое княжение осталось у Василия, а Юрия Дмитриевича утешили городом Дмитровом — впрочем, Василий удержал и этот удел за собой. Софья Витовтовна на свадьбе срывает с князя Василия Косого пояс, принадлежавший некогда Дмитрию Донскому. Чистяков П.П. После такой услуги Иван Всеволож рассчитывал выдать свою младшую дочь за великого князя Василия, но тот женился на сестре серпуховского князя. Обиженный Всеволож бежал сначала в Углич, потом в Тверь и в Галич, где посоветовал Юрию Дмитриевичу бороться за московский престол. Своим демаршем на свадьбе сына Софья Витовтовна заочно оскорбила Ивана Всеволожа, обвинив его и его родню (Протасьевичей) в краже, и напрямую оскорбила сыновей Юрия Дмитриевича. Те немедленно покинули торжество и направились к отцу. По дороге они разграбили Ярославль. Война началась. Возможно, город Галич в нынешней Костромской области получил имя от переселенцев из юго-западной Руси, где существует Галич-Волынский, столица княжества. Чтобы не путать имена городов, летописцы уточняли, что на северо-востоке расположен Галич-Мерский (в земле народа меря). Галич в Костромской области основан в 1159 году, как сообщала не дошедшая до наших дней летопись. Город впервые упомянут на страницах сохранившейся летописи в 1237 году, в связи с нашествием Бату-хана. Оба города когда-то были центрами своей земли, а теперь — скромные муниципальные образования в Ивано-Франковской и Костромской областях.

http://sever.foma.ru/shemjakina-vojna-je...

После раскопок, произведенных здесь в 1902 году обнаружилось, что курган представлял возвышенную скалу, занятую в большей своей части некрополем, судя по походкам предметов и монет, служившим местом погребения как в языческую, так и в христианскую эпохи 103 . Основания восьмиугольного здания, виденные здесь указанными ранее путешественниками, оказались сохранившимися на значительную высоту стенами большого крестообразная храма с восемью углами. С северо-востока к нему примыкали фундаменты жилых помещений и небольшой базиличного типа усыпальницы (рис. 77). Рис. 77. Крестообразный загородный храм Все постройки оказались внутри квадратной ограды в 278 квад. саженей, стены которой хотя и не сохранились в целости на всем протяжении, однакоже ясно доказывают существование этой важной особенности плана всего комплекса. Не менее важно и то, что ограда, как показано на плане, (рис. 76) имела полукруглый юго-западный угол с двумя выступами по сторонам внутри ее (П). На востоке, стены ограды примыкали к полукругу небольшой абсиды, массивное полукружие которой выступает вперед сильным профилем и производит впечатление скорее основания передовой башни, чем церковной абсиды незначительной по размеру усыпальницы. Стены ограды сложены из притесанных кубической формы камней и на северной стороне сохранились в высоту до 2 метров, где видна и кирпичная кладка из уцелевших 3 рядов кирпичей. Это обстоятельство указываешь на стремление придать значительную высоту и прочность стенкам ограды, а потому вполне вероятным является соображение А.Л. Бертье-Делагарда, что ограда представляла крепостное сооружение 104 . Удаленность храма от городских стен и расположение его на открытой местности подтверждает эту мысль. Посреди ограды выстроен храм. План храма представляет форму почти равноконечного креста (9 с. 2 ф. × 10 с.) без абсиды в восточной части, что является существенной особенностью этого плана. С правой стороны к восточной ветви креста примыкает небольшое помещение с абсидой, а у южной ветви креста на плане обозначены остатки каких-то стен, которых направление указано пунктиром. Такими образом, южная сторона храма повторяет ту же сторону крестообразного храма, открытая у монастырской гостиницы, при чем различие заключается лишь в том, что боковая капелла второго храма не имеет абсиды. Крестообразная церковь на площади, над которой воздвигнут храм св. Владимира, имела боковую капеллу с абсидой, что повторено и в описываемом храме. Отсюда само по себе вытекает родство в планах всех трех крестообразных храмов, нарушаемое лишь в частностях.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Владимир Лучанинов вспомнил себя студентом Свято-Тихоновского православного университета. Его факультет перевели на станцию метро Юго-Западная и из центра Москвы теперь до занятий приходилось добираться довольно долго. В мрачном настроении в лифте с друзьями, поднимаясь на пары, он встретил протоиерея Николая Соколова. Шел Великий пост. Отец Николай улыбнулся хмурым студентам «Ешьте шоколад, и все будет хорошо», — подбодрил протоиерей Николай Соколов, разрешив, чтобы победить уныние, небольшое послабление поста «Роду Соколовых — 300 лет», — начал свой рассказ протоиерей Николай Соколов, — «Мои дедушки и бабушки — ‘волжане’, выходцы с Волги, бабушка — из Углича. Я помню, как в моем детстве мы с бабушкой посещали Третьяковскую галерею. Остановившись перед картиной «Утро стрелецкой казни», бабушка сказала «никогда не выступай против власти. Вот, — расстреливают наших предков» Рассказывая о Николае Евграфовиче Пестове, протоиерей Николай вспомнил, как видел его горячо молящимся в четыре-пять утра. «Мы просыпались от того, что дедушка плакал и бил поклоны. Он был горящей свечой перед Богом. Бабушка говорила ему: «Оставь ты Бога в покое, Он тебе все простил». Только после смерти дедушки мы узнали, за что он просил прощения». Николай Евграфович сражался против Колчака на стороне Красной армии, но «Бог вернул его на Свою сторону». Первым читателем книг Николая Евграфовича стал его сын Николай Пестов, погибший на фронте в Смоленской области в 1943 году. Получив похоронку, Николай Евграфович нашел в себе силы сказать «Слава Богу за все», такова была сила его веры. Письма Коли Пестова с фронта, никогда ранее не издававшиеся, войдут новое издание книги «Жизнь для вечности». Эти письма — ценнейшее свидетельство не только о самом Коле и его близких, но и о времени, в которое они жили. Протоиерей Николай Соколов представил также иконы написанные Натальей Николаевной. «Она не могла не писать, писала то, что было у нее на душе», — сказал отец Николай, показав собравшимся образ Богоматери, написанный Натальей Николаевной под вдохновением от такого же образа, явившегося ей в форме инея на окне морозным утром.

http://pravmir.ru/nazyivat-beloe-belyim-...

После кончины еще совсем молодой графини Павел Андреевич осуществил ремонт, перестройку и расширение в храме. А вскоре в 1873 году в юго-западной стороне церкви были погребены строитель храм граф Андрей Петрович Шувалов и его жена Текла Игнатьевна. На полу были расположены две мраморные плиты с рельефными и мраморными крестами; над могилами висел образ св. Андрея Первозванного в полотне, в позолоченной раме, работы художника Плешанова. Могила была окружена бронзовой позолоченной решеткой. Причт церкви состоял из священника и дьячка. Священниками в церкви были Константин Быстров (1840-1849); Матвей Аннинский (1849-1854); Иоанн Никольский (1855-1860); Федор Боголюбский (в 1860 году); Павел Федоров (1860-1866); Николай Иванов (с 1866 по вторую половину 1904 года, почти 40 лет); В. Иконников (1904-1917). Диаконом перед 1917 годом служил отец Михаил Балаба, псаломщиком – Михаил Орлов, а позже – Анатолий Молчанов. Причт размещался в двух деревянных домах, построенных на земле графов Шуваловых; при церкви находилось 36 десятин собственно церковной земли; в 1870 году дома для причта также были обращены в церковную собственность и перестроены. При церкви находилось кладбище, отделенное от церковной горы оврагом. В приходе действовало еще две земских лютеранских школы в 8 верстах от церкви, на которые также отпускались пожертвования графом Павлом Андреевичем Шуваловым. Восстановление храма на Подворье в поселке Вартемяги После отъезда графа Павла Андреевича в 1894 году в Варшаву, куда он был назначен губернатором, опеку над церковью и приходом взял на себя его старший сын граф Павел Павлович Шувалов (1859-1905) и его супруга графиня Александра Илларионовна, урожденная графиня Воронцова-Дашкова (1869-1959), дочь министра Императорского двора графа И. И. Воронцова-Дашкова, впоследствии наместника России на Кавказе. В 1905 году граф Павел Павлович был убит в Москве, и все заботы о церкви и приходе взяла на себя графиня А. И. Шувалова, последняя владелица Вартемяг перед революцией.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_мучениц_В...

Золотое правило гласит: чем чаще используется дорожка, тем лучше она должна быть укреплена. Поэтому для основных дорожек мы рекомендуем тротуарную плитку или настил. Для боковых дорожек и небольших дорожек вполне достаточно гравия или щебня. Кроме того, убедитесь, что покрытие дорожек сочетается с другими конструктивными элементами в вашем саду и вокруг него. Вот ещё несколько рекомендаций по ширине садовых дорожек, которые были проверены на практике и основаны на функциональности и количестве людей, желающих воспользоваться дорожкой: основная дорожка, ведущая к дому или к двери патио, будет наиболее используемой. В том числе несколькими людьми которые могут нести сумки или пакеты с продуктами. Вы должны выделить 60 сантиметров на человека и добавить 30 сантиметров для удобства передвижения и перевозки багажа. Для боковых дорожек ширина от 40 до 80 сантиметров будет подходящей. В хозяйственном саду дорожки, по которым будет перемещаться тачка, должны быть шириной не менее 80 сантиметров и, в идеале, должны иметь твёрдое покрытие. Проложите дорожки вдоль стен дома или стен, соблюдая расстояние не менее 30 сантиметров — это визуально будет выглядеть лучше. Места для сидения должны быть привлекательными Места для сидения всегда должны быть хорошо интегрированы в сад. Чем раньше вы об этом подумаете, тем лучше. Скамейки, уголки, столы, стулья или шезлонги, которые можно быстро разместить где-нибудь посреди лужайки или в глубине сада, часто кажутся немного потерянными и не совсем привлекательными для отдыха. При выборе места самое важное — знать условия освещения в своем саду. Как бы банально это ни звучало, не забывайте, что положение солнца меняется в течение дня. Золотое правило гласит: о тени можно позаботиться в любой момент по необходимости, а о свете не так-то просто позаботиться. На северной или восточной стороне вашего дома вы большую часть времени будете сидеть в тени, в то время как на южной и юго-западной сторонах необходим солнцезащитный козырек в виде деревьев, зонтиков или чего-то подобного.

http://azbyka.ru/garden/5-zolotyh-pravil...

Новейшая история Николо-Перервинской обители начинается со времени пребывания в ней десятого и последнего перед Синодальным периодом Патриарха Московского и всея Руси Адриана (годы Патриаршества 1690-1700). В трудное время Петровских преобразований он был противником западных обычаев, чтил русскую старину и стоял за чистоту Православной веры. Не желая вступать в борьбу с Помазанником Божиим, он отошел от дел и уединился в любимом им Николо-Перервинском монастыре. В конце 1690-х годов на юго-западной стороне были им устроены Патриаршие келлии, или палаты, — приют для уединенного молитвенного жития. В 1775 году Митрополит Московский Платон (Левшин) основывает здесь семинарию, которая по праву стала именоваться Платоновской. Митрополит Платон любил устроенный им на Перерве сад духовного просвещения и до конца дней своих о нем заботился. Часто посещая Перервинскую обитель, он лично вникал во все стороны жизни семинарии. Заботясь о семинарском хозяйстве, трапезе, одежде для семинаристов, он обращал свое особое внимание на ход и характер преподавания. Весьма много Перервинская обитель обязана святителю Филарету (Дроздов, 1821-1867) своим внешним благоустройством. При нем неоднократно возобновлялись внутренно и наружно стенным иконописанием и позолотой храмы Николаевский, Сергиевский, Успенский и Толгский; был надстроен вторым этажом училищный корпус и сделаны многие другие хозяйственные исправления и постройки. Иверская часовня, издавна приписанная к монастырю, ходатайством Царицы Небесной продолжала приумножаться в его правление денежными вкладами, которые по распоряжению святителя Филарета направлялись на нужды духовно-учебных заведений: академий, семинарий и училищ, — и на общественно-отечественные. В том же любвеобильном отеческом духе действовали по отношению к Николо-Перервинской обители и прочие владыки Московские: архиепископ Камчатский Иннокентий (Вениаминов) (1868-1879 гг.), митрополиты Макарий (1879-1882), Иоанникий (с 1882 г.) и Леонтий (с 1891 г.). Они посещали ее, особенно в храмовой праздник св. Николая, и священнодействовали в ней.

http://azbyka.ru/palomnik/Патриаршее_под...

Армии Юго-Западного фронта освободили до 400 населенных пунктов и 17 декабря ликвидировали елецкий выступ. К началу января 1942 года фашистов отбросили уже на 100-250 километров, при этом нанесли тяжелый урон 38 дивизиям противника и освободили свыше 11 тысяч населенных пунктов. Итоги Московской битвы Битва за Москву стала первым крупным поражением Германии в Великой Отечественной войне. Эта победа стоила советским войскам огромных потерь: Но именно эта битва стала психологически значимой для населения. Был разрушен миф о непобедимости фашистов, о силе и мощи их армии. План молниеносной войны (план «Барбаросса») рухнул даже в глазах у немцев. Франц Гальдер, начальник Генерального штаба сухопутных войск Германии говорил — «Разбит миф о непобедимости немецкой армии, с наступлением лета немецкая армия добьется в России новых побед, но это уже не восстановит миф о ее непобедимости. Поэтому 6 декабря 1941 г. можно считать поворотным моментом, причем одним из самых роковых моментов в краткой истории Третьего рейха. Сила и могущество Гитлера достигли своего апогея, начиная с этого момента, они пошли на убыль…». Битва за Москву укрепила антигитлеровскую коаллицию. Правительства Японии и Турции воздержались от вступления в войну на стороне Германии. Медалью «За оборону Москвы» наградили позже более одного миллиона защитников города. Эта победа была одержана, прежде всего, мужеством и стойкостью русского солдата, его способностью выносить тяготы и непрерывные бои в условиях, которые прикончили бы любую западную армию. Английский военный теоретик и историк Б. Лиддел Гарт Материал подготовлен по информации из открытых источников Читайте также: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/bitva-za-moskvu/

Щедро одарить Нилову пустынь и благословить масштабное строительство Александра I побудила в том числе удивительная красота храма Воздвижения Креста Господня. Эта церковь была построена на юго-западной стороне острова Столобный в 80-х годах XVIII века. Внутренняя отделка, выполненная в стиле екатерининского барокко, отличалась особым изяществом и легкостью письма иконостаса и лепных настенных украшений, свежестью и яркостью позолоты иконостаса, красочностью икон и настенной живописи. Царя, растроганного убранством храма, интересовало буквально все - когда был сделан иконостас и отделаны стены, кто те мастера, которым удалось создать прихотливые, и вместе с тем воздушные лепные украшения. Эти мастера заслуживают внимания, отметил он. Мастерами, украшавшими церковь, были жители Осташкова - живописец Илья Верхин и резчик Кондратий Конягин. Первого вдохновило исцеление от тяжелой болезни по молитвам преподобному Нилу, а второй готовился к принятию монашеского пострига. В XX веке монастырь был разграблен, над братией устроен судебный процесс. В то время, когда на острове размещалась колония, малолетних преступников в качестве наказания заставляли сбивать фрески с храмов. Некоторые из зданий были срыты до основания, однако Крестовоздвиженская церковь, стоящая на отшибе, уцелела. С самого возрождения обители на территории велись масштабные реставрационные и строительные работы, которыми руководит художник-монументалист, керамист и реставратор Владимир Федотов. Несколько лет назад очередь дошла и до Крестовоздвиженского храма. Стиль, в котором выполнена лепнина, оказался чрезвычайно сложен для реставрации. К тому же половина украшений была сбита или пришла в негодность. Некоторые элементы приходится создавать заново - поскольку чертежей, описаний или фотографий церкви практически не осталось. По проекту художника для этой церкви должен быть создан многоярусный иконостас в стиле екатерининского барокко, сообразный с первоначальным замыслом строителей. Предтеча Ломоносова Фото Наталии Фаустовой

http://foma.ru/5-udivitelnyih-faktov-o-n...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010