Существующая жилая застройка села сложилась на протяжении 2-й пол.19-нач.20 вв. Сооружавшаяся в 1910-х гг. новая летняя церковь была освящена только в 1926 г. Само село расположено на высоком правом берегу притока Волги реки Шачи, пойма которой в результате сооружения Горьковской ГЭС превращена в залив. Рельеф местности, пересечённый несколькими глубокими оврагами, отличается исключительной живописностью. Центром села является обширная площадь, западная сторона которой переходит в крутой берег залива. На этом краю и стоит зимняя церковь Николая Чудотворца, а в самом центре площади- летняя церковь. На южной стороне площади, у самого обрыва оврага, расположен усадебный господский дом, а в нескольких десятках метров к юго-востоку от него- купеческая усадьба с амбаром и лавка. От площади веером расходится несколько улиц с довольно интересными образцами купеческих и крестьянских домов. На северо-западной окраине Сидоровского, вблизи прежнего места впадения р.Шачи в Волгу стоит Успенская часовня. К востоку от неё расположена купеческая усадьба с надворной палаткой. Сама же Никольская церковь является выдающимся памятником Костромского зодчества позднепетровского времени, целиком выдержанная в традициях архитектуры 17 века; росписи в интерьере принадлежат к лучшим по сохранности и ценнейшим по художественным качествам образцам монументальной живописи на территории области. Кирпичные стены церкви, за исключением трапезной и нижнего яруса колокольни обшиты листовым железом в 1881 г. Тогда же, вероятно, были растесаны окна трапезной, получившие новые наличники. Объёмную композицию церкви составляют пятиглавый четверик храма с трехчастной равной ему по ширине апсидой,трапезная с выступающим северным приделом и высокая шатровая колокольня. Цилиндрические барабаны храма завершены луковичными чешуйчатыми главками. Полукруглая в плане апсида придела закрывает почти на половину ширины северный фасад храма. Над кровлей трапезной с юга и севера возвышаются две глухие главы приделов. Нижний квадратный ярус колокольни несёт восьмигранный столп с шатром, увенчанным луковичной главкой на глухом цилиндрическом барабане.

http://sobory.ru/article/?object=03096

Училище приходское расположено к юго - западу от колокольни. Двухэтажное прямоугольное здание, ориентированное по оси запад - восток, покрыто вальмовой кровлей. Кирпичные стены побелены. Нижние проемы растесаны. Скромный фасадный декор выполнен в формах позднего классицизма. Стены с тремя осями окон на торцовых и продольных фасадах (у последних простенки значительно шире) расчленены междуэтажным поясом, отделяющим более высокий верхний этаж, и завершены антаблементом с сухариками. Углы подчеркнуты широкими огибающими лопатками. Башня ограды находится к северо-западу от колокольни. Невысокое цилиндрическое сооружение завершено почти сферическим, немного меньшим в диаметре деревянным куполом с железным покрытием, увенчанным шпилем. Убранство отличается характерными формами позднего классицизма: стена обработана крупным разреженным рустом с широкими междурустьями; широкая полоса фриза расчленена пояском-полочкой. Первоначальный проем входа на западной стороне деформирован разрушениями. Дом причта типичен для жилых построек позднего классицизма. Кирпичное одноэтажное на полуподвале здание, почти квадратное в плане, завершено пологой вальмовой кровлей, над которой возвышается поздний маленький деревянный мезонин. Композиции фасадов симметричны, с легкими ризалитами в центре. Полуподвал отделен от основного этажа простой полочкой. Прямоугольные окна основного этажа на главном, обращенном в сторону церкви фасаде в пять осей отмечены сандриками разной формы: над центральным заложенным окном - полуциркульным, по его сторонам - треугольными, а фланговые - прямыми на вытянутых кронштейнах. Над окнами остальных фасадов - прямые сандрики. Часовня возведена по заказу Н.А. Собакина как фамильная усыпальница над могилой матери. Стены кирпичные, со следами штукатурки на фасадах, кровля утрачена. Внутри часовни находился иконостас. Миниатюрное, квадратное в плане сооружение выдержано в скромных формах русского стиля. На западном фасаде устроен арочный проем входа с порталом, обрамленным тянутой профилировкой. В центре северного и южного фасадов помещены небольшие арочные окна. На углах - широкие огибающие лопатки с раскрепованным над ними карнизом, включающим ряды поребрика и зубцов. Сохранились фрагменты завершения, напоминающие кокошники. Интерьер перекрыт восьмилотковым сомкнутым сводом.

http://sobory.ru/article/?object=06286

В 1861 году обращал милостивое Монаршее внимание на древнейший Успенский собор во Владимире и покойный ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ. По всеподданнейшему докладу г. министра Императорского Двора относительно возобновления Успенского собора во Владимире на Клязьме ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР удостоил Высочайшего утверждения все предложения генерал адъютанта Графа Строганова о возобновлении Владимирского собора. Из сметы, составленной архитектором Каминским, видно, что на возобновление собора признано было потребным 73229 рублей 17 копеек, а самое возобновление возможным произвести в три года. Но предположенное возобновление древнейшего отечественного храма не состоялось. Императорская Археологическая Комиссия в 1871 году уведомила Преосвященнейшего Архиепископа Владимирского, что по всеподданнейшему докладу отзыву Графа Строганова, ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР Высочайше повелеть соизволил предположение о возобновлении и перестройке Успенского собора отменить. Таким образом опять суждено было Владимирскому собору оставаться в измененном своем виде. В таком положении собор находился до вступления на Владимирскую кафедру Преосвященнейшего Феогноста. В 1878 году, когда преосвященный Феогност прибыл в город Владимир, внутренность Владимирского Успенского собора представляла собою следующую картину: живопись, коей украшен был главный алтарь, во всех трех отделениях вся пришла в совершенную ветхость, в самом храме под хорами покрыто было масляной краской; комары, находящиеся в стенах храма, в которых были погребены Великие Князья, Княгини и Святители, были заложены кирпичом; на своде в юго-западной части храма имелись открытые в 1859 году академиком Солнцевым лицевые изображения Авраама, Исаака и Иакова в райском саду, и на своде на северной стороне тем же академиком открытые орнаменты, в виде крупных Византийских ластовиц; затем во всех остальных своих частях храм внутри везде был покрыт известью, которая от сырости, особенно в придельных алтарях непрочно держалась и осыпалась. Необыкновенное величие храма, сохраненного Богом в течение семи столетий, при его великой святыне, не могло не поразить преосвященнейшего Архипастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

Игумения Иннокентия, прожив в монастыре 47 лет, скончалась 4 апреля 1913 года. Ее погребение состоялось 7 апреля в западной стороне правого придела храма, чьими стараниями он был воздвигнут. После смерти в 1913 году игумении Иннокентии этот пост поручили одной из самых грамотных монахинь – Таисии II (Татьяна Смирнова). После закрытия монастыря Таисия вместе со своей сестрой – монахиней Рафаилой (Пелагеей) и двумя малолетними девочками перебралась вначале на квартиру машиниста Евгения Николаевича Ипонешникова, жившего на Пролетарской улице. Затем переехала в Форштадт к матушке Серафиме. Вместе стегали одеяла, тем зарабатывая себе на жизнь. В 1926 году все вернулись в родную станицу Изобильную к Адриану Васильевичу Рыжкову. До 1929 года игумения Таисия жила в Изобильной, вместе с парализованной сестрой Рафаилой (†01.02.1932 г.). Но ее постоянно тянуло ближе к своей обители. Ей шел уже девятый десяток, когда снова привезли ее в Оренбург. Последние дни она доживала в Форштадте у матушки Серафимы. Умерла в феврале 1930 года, захоронена на кладбище на проспекте Победы. На невысоком железном кресте табличка с текстом: «Игуменья Таисия (Смирнова Татьяна Ильинична). Последняя игуменья Успенского женского монастыря, разрушенного в 1923 г. Скончалась в феврале 1930 года». Многие бывшие монахини просили, чтоб их захоронили поближе к своей игумении. Рядом с Таисией находятся могилы монахинь Ангелины, Викторины и некоторых других. После революции, в 1920-х гг. здания обители занимали ГУБОНО и ФАКТ, в составе которых находились детские дома, медтехникум, центральные мастерские, школа, детский городок и совпартшкола. С ноября 1926 г. все корпуса жилой и нежилой постройки были переданы в 12-летнее арендное пользование переведенной в Оренбург Военной школе авиационного боя для размещения семей летчиков. Были разобраны все храмовые постройки, каменная ограда с башенками. Разорены фамильные склепы, срыты все могилы кладбища, на которых долгое время стояли машины воинской части. От сиреневых садов остались отдельные кусты. В разных концах территории выстроены каменные производственные и жилые здания. В 1998 г. в связи с началом строительства многоэтажного жилого дома в юго-восточном углу монастыря (по ул. Аксакова), были разобраны постройки скотного двора и каменный флигель.

http://sobory.ru/article/?object=36046

На окраине деревни стоят два обетных креста. Это тоже одна из примечательностей здешних мест — народная архитектура малых форм. Кресты стоят на выходе из деревни, чтобы можно было помолиться перед дорогой. Когда-то таких крестов, поставленных по обету, в память какого-либо события (например, избавления от мора скота) или по др. поводу было много на Кенозере. По местной традиции кресты обвивались полотенцами (Г.П. Гунн). Кресты постоянно подновляются и выравниваются - значит, они нужны людям. За часовней ближе к берегу озера теперь устроена оборудованная стоянка для туристов. Через д.Тарасову теперь проходит экскурсионный маршрут " Тарасовская боровина " . Попасть в Тарасово можно либо на лодке, либо лесной дорогой от любой из деревень на этой стороне Кенозера. Источник: сайт Кенозерье Деревня Тарасова (Тарасово) расположена на юго-западном берегу Кенозера. В 1874 году в семи крестьянских дворах Тарасовой проживали сорок семь человек. В центре деревни, от которой сегодня остались один пустующий дом, часовня и два обетных креста, в окружении крестьянских домов стояла небольшая часовня Афанасия Александрийского. Первоначально часовня была срублена как однокамерная равноширокая и равновысокая постройка. Она состояла из продольно-прямоугольного кафоликона и торцевой галереи с ограждением из интервально поставленных брусков. Первое официальное упоминание часовни относится к 1890 году, когда она перечисляется среди культовых построек Кенозерского прихода. Видимо, в конце XIX в. часовня была приписана к Кенозерскому приходу, чему предшествовала её перестройка. Фасады часовни обшили тёсом и покрасили. Под обшивкой исчезла открытая паперть и появились два новых окна. Смещённые к восточной стене окна боковых фасадов увеличили в размерах. Над папертью, вплотную к главке, поставили звонницу. Часовня размером 3x5 м по окладному венцу и высотой до конька крыши 4 м срублена «в обло» из брёвен диаметром 22–30 см. Клетская часовня с папертью под общей двухскатной крышей установлена на валунном фундаменте. Крыша самцово-слеговой конструкции покрыта тёсом по курицам и потокам. Причелины, закрывающие торцы крыши, украшены резными подзорами и полотенцами. Обитая лемехом луковичная главка над коньком крыши теряется за ограждением звонницы. В интерьере стены вытесаны «в круглый угол».

http://sobory.ru/article/?object=09161

Храм пятиглавый с колокольней на юго-западном углу. На колокольне 10 колоколов, самый большой весом 120 пудов. В 1695 году по приказу устюжского епископа Александра колокольня была разобрана, а стройматериал использован для строительства архиерейского двора. В 1720 - 1724 году были подняты своды Прокопьевского собора, убраны несущие столбы. В 1902 году пристроен придел во имя Тихона Задонского, ризница и трапезная. В храме до сих пор находится гробница с мощами святого Прокопия устроенная в 1833 году. Единственная сохранившаяся после 1917 года гробница устюжского святого. В основании храма заложен черный камень. По преданию, один из камней, выпавших из каменной тучи. Говорят, что на этом камне любил посидеть и поразмышлять Прокопий. Камень, по завещанию Прокопия, венчает его могилу. Из достопримечательностей Прокопьевского собора следует отметить пятиярусный иконостас с иконами XVII – XVIII века, возведенный, вероятно, после перестройки 1720-1724 годов. В местном ряду иконостаса сохранилось несколько икон XVI – XVII веков, наиболее древней является «Прокопий Праведный в житие». Большой интерес представляет каменный крест с изображением распятия и бога Саваофа вставленный в икону XVII века. 21 марта 1940 года собор закрыт, в 1946 году вновь передан верующим. В 1964 году собор опять закрыт и передан в ведение краеведческого музея, в Прокопьевском соборе разместился филиал музея и планетарий. Рака с мощами святого Прокопия была перенесена в Стефана Пермского кладбищенскую церковь. Через 30 лет в 1994 году прихожанам передан Тихоновский придел Прокопьевского собора. 31 октября 1995 года прихожанам передан весь Прокопьевский собор. Рака с мощами Прокопия Праведного вернулась на свое первоначальное место. Святой Прокопий Устюжский в житии. 1602 год. Происходит из местного ряда иконостаса Прокопьевского собора. Реставраторы М. В. Романова, Ю. В. Чернова 1987-1990 годы. Великоустюгский краеведческий музей. На тыльной стороне иконы имеется надпись в две строки: «...та 7 110 Июн в 13 д поставил сий образ на Устюге Великом на посаде у целбоноснаго гроба у святаго праведнаг Прок...

http://sobory.ru/article/?object=03462

Церковь была четырёхпрестольной. Первым из её трёх приделов в 1621 году освятили Благовещенский, устроенный в память о прежнем деревянном храме, он стал домовой церковью семьи Светешниковых. В его подклете в 1646 году был похоронен Епифаний Андреевич. 23 июня 1622 года митрополит Варлаам освятил главный престол храма во имя Николая Чудотворца. В этом же году царь Михаил Фёдорович пожертвовал в храм ризы и воздухи, " шитые золотом и серебром и низанные жемчугом, с разными священными изображениями " . Этот дар являлся не только материальным воплощением дружеского расположения царя к Надее Светешникову, но и был, возможно, сделан им в воспоминание о первых днях после принятия решения венчаться на царство. Михаил Фёдорович во время пребывания в Ярославле в 1612 году служил молебен иконе Николая чудотворца, " испрашивая тёплою молитвою угодника Божия, да укрепит его править народом, изнеможенным смутами и раздором " . В 1870 году по благословению архиепископа Нила и стараниями церковного старосты Егора Дмитриевича Кузнецова с юго-западной стороны Николо-Надеинского храма, в углу церковной ограды, началось сооружение часовни для " весьма уважаемого ярославцами " стенописного образа Толгской Богоматери. Икона ранее помещалась над воротами Семёновской башни (до разборки в 1823 году башня находилась на Семёновской, ныне Красной площади) - на стороне, обращённой к Успенскому собору, она была создана скорее всего одновременно с постройкой башни в XVII веке. Часовня была освящена 25 октября 1870 года. Образ поместили внутри её, на восточной стене, и " заключили " в дубовую раму с резными ангелами. Ниже находились изображения ярославских святых князей, тоже " искусно изсечёны " из стены Семёновской башни и украшенные дубовыми рамами: Фёдора, Давида и Константина с левой стороны и Василия и Константина с Фёдором Стратилатом - с правой. Еженедельно по вторникам в часовне совершался молебен иконе Толгской Богоматери. Надпись на втором колоколе, тоже голландского литья: " В сей колокол Богдан Хохликов вклад 80 рублев положил, Сергей Махеев 50 рублев, Иван Голяков вклад 50 рублев, Василий Шитарев вклад 20 рублев, Пишимо Колосов з братом вклад 15 рублев. А той колокол положили в дом Николе чудотворцу ярославцы посадские люди по родителех своих и по детях своих " . Имелась надпись и на третьем колоколе, в 35 пудов: " Постави сей колокол в Ярославле на волгском берегу ко Благовещению Пресвятой Богородицы и рождества во имя Предтечи и Николе чудотворцу в 7134 (1626) год Павел Ондреев Светешников по своей душе и по своих родителях " . Два последних колокола сохранились, они находятся в собрании Ярославского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (входят в набор колоколов звонницы).

http://sobory.ru/article/?object=35804

«Взгляните над нами, в большом куполе и во всех главах, изображена отчасти та же мысль: – там Господь Вседержитель окружен сперва небесными Силами, потом Праотцами, Патриархами, потом Пророками и Апостолами, наконец лики Мучеников и Исповедников покрывают столбы храма, в знамение, что кровью Мучеников утвердилась Церковь , и оттого доселе кладет Она мощи их в основание Своих престолов. Кругом все стены исписаны деяниями Святых, или притчами Евангельскими в лицах. Немногие знали грамоту, когда начал строиться храм сей, а всех надобно было учить Закону Божию: посему издавна принята была в церквах стенная живопись вместо мертвых букв, чтобы всякий молящийся Христианин мог сам прочесть сию живую повесть. Всех же лиц в целом соборе слишком две тысячи; отцы наши хотели, чтобы вся торжествующая на небесах Церковь призирала на молитву воинствующей на земле. Когда же откроются Царские двери, которые выражают, иконою Благовещения и Евангелистов, радостную весть о нашем спасении, то и на стенах алтаря представятся лики Святителей, там где приносили они бескровную жертву, и сия самая жертва изображена в таинственных видах. Такова священная полнота соборного храма.» Митрополит остановился на минуту, чтобы собраться мыслию и словом, и потом опять продолжал: «Как сии четыре столпа подпирают своды церковные, так и Церковь Российская имеет свои четыре живые столпа: Петра, Алексия, Иону и Филиппа, которые здесь положены краеугольными камнями собору, кроме однако же Алексия: он заменен двумя своими преемниками Кннрияном и Фотием. В северной части алтаря Вы поклонитесь мощам Петра Чудотворца, который перенес из Киева и Владимира престол Митрополии в Москву и чрез то сделал ее столицею; он же предсказал и грядущую славу ее Государей, и потому каждый их великий подвиг есть как бы торжественный «аминь» на слова Святителя. С ним рядом преемник его Феогност. Грек родом, поддержавший достоинство и нрава Церкви в России и в Орде, где едва не пострадал за них. Великий Митрополит Алексий, управлявший княжением в младенчество Донского, один из лучших мужей государственных и Пастырей, каких имели отечество и Церковь , избрал себе местом вечного покоя Чудов монастырь, свое строение. Позади нас, в юго-западном углу собора почивают два Митрополита, знаменитые строгою жизнью и глубоким учением, Киприян и Фотий, первый же еще и правительственною мудростью, ибо он умел содержать в союзе церковном Русь и Литву, после него распавшиеся. В противоположной стороне чудотворец Иона, блюститель отечества в смутные времена Темного, а у южных врат собора св. Филипп Митрополит, не убоявшийся в этом самом храме обличать Грозного.»

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Саввино-Сторожевский монастырь, 1 класса, близ города Звенигорода, на берегу реки Москвы. Основан пр. Саввою (см. 19 января и 3 декабря). В 1398 году звенигородский князь Юрий Дмитриевич, духовным отцом которого был пр. Савва, умолил его , чтобы он построил монастырь близ города Звенигорода, на месте, называвшемся Сторожами. Во исполнение желания князя и на его средства пр. Савва и построил Сторожевский монастырь. Соборный каменный храм, в честь Рождества Пресвятой Богородицы, уцелел без особых изменений до настоящего времени. Здесь почивают открыто мощи пр. Саввы в серебряной раке, устроенной царем Федором Алексеевичем в 1680 году. При раке находится массивная драгоценная лампада — дар в 1896 году Великого Князя Сергия Александровича и Великой Княгини Елизаветы Федоровны «святому молитвеннику о царях Богоизбранных». В юго-западном углу собора возвышается гробница — памятник над местом, где первоначально был погребен пр. Савва. Церковь в честь Пресвятой Троицы построена царем Алексеем Михайловичем в 1652 году. Величественная монастырская колокольня архитектурой своей напоминает высокий замок. В третьем ярусе ее между двумя пролетами находится великан колокол, который вылит по повелению царя Алексея Михайловича и весит 2125 пудов 30 фунтов. На западной стороне от собора возвышается старинное здание царского дворца, построенное царем Алексеем Михайловичем, который часто посещал монастырь и был самым усердным его жертвователем. Здесь в большой зале замечательны портреты всех царей. В 1812 году монастырь пострадал от французов. В ризнице, наполненной множеством драгоценностей, хранятся: риза преподобного Саввы, шитая золотом и серебром, Евангелие в большой лист, печати 1644 годов — дар царя Алексея Михайловича, псалтирь рукописная, по которой обучался он, покров на гробницу преподобного Саввы и много других предметов древности. При монастыре духовное училище, богадельня, больница, странноприимный дом. В первое сентябрьское воскресение совершается крестный ход из монастыря в Звенигороде. В 1894 году при монастыре открыто братство преподобного Саввы с целью способствовать развитию народа в духе православной веры. Недалеко от монастыря находятся два скита с церковью святителя Николая и преподобного Саввы. Монастырю принадлежит в Москве подворье на Тверской улице.

http://sobory.ru/article/?object=00385

План скита был составлен игуменом Даниилом и отцом Моисеем. Преосвященный Филарет 31 июня того же года утвердил его: «По сему начертанию строить скит да благословит Господь Бог и благодатию Своею да поможет совершить!». Игумену Даниилу владыка писал: «Для строения скита представили мне пустынножители план, который я подписанием своим и утвердил. Прошу покорно отвести им по их и нашему избранию место; Господь да благословит начать им доброе и угодное Ему делание; пусть они трудятся в очистке места. Ежели готовы материалы, то я благословляю обеими руками строиться, – прежде келии, а потом прочее нужное. Я буду к вам в начале Успенского поста на целую неделю говеть. Приятно бы для меня было, ежели бы до того времени они построились. До решительного положения полных правил жития их прошу вас теперь же сделать: 1) братиям воспретить к ним вход без вашего дозволения и не в назначенное время; 2) женскому полу совершенно возбранить туда вход и 3) другим мирским людям не иначе позволять, как с согласия их старца; 4) во всем, где можно помочь им в построении без отягощения монастыря, не откажите; 5) запретите строго рубить всякой лес около сего скита, дабы навсегда он был закрыт» 46 . И вот началась работа. «Из срубленного на месте леса скитяне, – пишет отец Ювеналий, – выстроили себе на первый раз небольшую келию на юго-западной стороне и жили в ней все пятеро вместе, общежительно. Потом обнесли все расчищенное место досчатым забором и, наконец, приступили с благословения Преосвященного к построению скитской церкви во имя Собора святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. По воле Архипастыря этой церкви присвоивалось название “домовой для архиерейского приезда”, вследствие чего и предположено было строить западную часть ее по домовому расположению» 47 . 16 августа 1821 года после ранней обедни игумен Даниил пришел в скит, где его уже ожидали новые его насельники, и, положа вместе со всеми три земных поклона на том месте, где предстояло быть возведенной церкви, сказал: «Да будет на месте сем благословение святыя пустыни Иордановы и всех там безмолвствовавших!».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010