Местоположение Зилантова монастыря – прекраснейшее. С восточной, северной и западной сторон он окружается Казанкой и пятью озерами; с полуденной, стоя против самой крепости и лучшей части города, он омывается двумя рыбными прудами и украшается лугами; ниже обители в одной версте стоит памятник. В разлитие весенней воды монастырь и памятник представляются из города, как бы плавающими. Главные здания обители суть следующие: посреди монастыря Собор во имя Успения Пресвятой Богородицы каменный одно-престольный, об одной главе, с крытою с южной, западной и северной сторон папертью, первоначально освященный 1625 года Августа 15 Матфеем Митрополитом Казанским, а по возобновлении вновь освященный 15 Августа 1855 года Филаретом Архиепископом Казанским. При входе в Собор на левой стороне находится гробница, где погребено тело пребывавшего на покое в обители преосвященного Архиепископа Иосифа Суздальского, в подвигах постнических скончавшегося 1642 года Июня в 15 день. В древних монастырских Синодиках записано: «Сей, оставив стадо волею и прииде 1610 года в обитель на подвиг покаяния, и пребыв в молитве, пении, самоумерщвлении, кротости, вольной нищете, учительстве и милостыни к меньшим, предуведе кончину и 15 Июня 1642 к Богу отыде. В день Преподобного Иосифа панихиду пети по завещанию святителеву, а вкладу подано рубль». 2) От Соборной к юго-западу, Церковь всех Святых теплая, каменная, при ней в верхнем этаже, в бывшей братской трапезе, отделаны кельи, а в нижнем этаже помещена трапеза и кладовая. Церковь освящена в 1681 году Преосвященным Иосифом, Митрополитом Казанским и Свияжским, при Архимандрите Дионисе, а обновлена и вновь освящена 3 ноября 1829 года, Архиепископом Казанским Филаретом. 3) При Церкви всех Святых вновь устроен придел во имя Святых Апостолов Петра и Павла, который освящен 3декабря 1829 года; 4) на теплой Церкви находится колокольня с восемью колоколами, из которых большой, весом в 60 пудов, перелит из старых колоколов; 5) при восточных св. вратах в нижнем этаже Церковь Преподобного Герасима, как и на Иордане, устроена купцом Герасимом Семеновичем Мельниковым; 6) в среднем этаже Церковь во имя святителя Митрополита Алексея, каменная, освящена 18 мая 1720 года Преосвященным Тихоном, Митрополитом Казанским Свияжским, при Архимандрите Евфимии и потом вновь обновлена и освящена 3 августа 1830 года; 7) над теми же Святыми вратами, в верхнем этаже, Церковь во имя Вилейской Божией Матери, освящена в 1828 году 25 ноября; 8) Церковь Казанской Божией Матери на Бакалде с подвижным Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Voskre...

Многие исследователи и знатоки деревянного зодчества называют варгузинскую церковь самым примечательным памятником такого рода на русском севере. Русский писатель-искусствовед И. В. Евдокимов так отзывался о церкви: «… Успенская церковь в Варзуге является в буквальном смысле потрясающей, до того прекрасен ее дивно-стройный и какой-то певучий облик …» В середине XIX века состоялся первый капитальный ремонт церкви, в 1847—1848 годах она была перекрыта и частично обшита тёсом, в 1860 году обновился старый церковный иконостас, а в 1888—1895 годах произошёл крупный общий ремонт церкви, о чём Дмитрий Афанасьевич Заборщиков — сын главного мастера производящей ремонт артели оставил хорошо сохранившуюся запись на деревянной доске установленной внутри маковки церкви: «В 1894 г. обшивали эту церковь снаружи сверху до крыш. Ставили новый шпиль и обколачивали главу. Крест ставили июня 5 дня в день Святыя Троицы. И внутренность обшивали в тот же год. Выбирали иконостас и поставили 4 столба за иконостас и в алтарь 5 столбов и под углы севера западной и юго западной 6 столбов. Иконостас только что поспели поставить к празднику Успения Пре­святые Богородицы. Работу начали в конце апреля и кончили на Успеньев день. Плотники были месячны, мастер за 25 рублей в месяц, а рядовым от 15 до 18 рублей. Мастер Афанасий Петров Заборщиков и продчие Александр Лаврентьев Кри­воногов; Арсентий Григорьев Коворнин, Егор Андреев Ро­гозин, Васьян Гаврилов Чунин, Дмитрий Афанасьев Заборщиков (6 человек). А внутри обшивали человек до 12 ти. Приход был тогда один, священник жил на Николь­ской стороне о. Михаил Истомин. А раньше года за два было два прихода Никольской и Успенской. До этой обшивки обшивана была за 48 лет, а до сего времени стояла ета церковь 203 лет с прибавком. Д. А. Заборщиков августа 13 дня». В 1939 году Успенская церковь лишилась своих колоколов. Колокола были сняты, расколоты и, подготовленные к перевозке, сложены на песчаном берегу протекающей через Варзугу одноимённой реки. Перевозки они так и не дождались, пришедший прилив утащил остатки колоколов в реку, где они погрязли в слоях донного ила. Достать их так и не удалось. За годы советской власти сильно пострадали иконы Успенской церкви, хранящиеся в неприспособленных условиях, в том числе, ценнейшие работы XVII века «Зосима и Савватий», «Святой Афанасий в житии», «Петр и Павел в житии», «Неопалимая купина». Уцелевшие иконы отправили в Художественно-реставрационные мастерские Эрмитажа.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Успени...

  http://www.gorodtotma.ru/ Каменный храм в Зеленской Рыбачьей слободе возводили с 1768 по 1788 год. Это был период самого расцвета местной школы церковного барокко, поэтому Троица снизу доверху выдержана в одном стиле. Богослужение на первом этаже с приделами Благовещенским и Казанским началось в 1772 году. Верхний двусветный этаж и пятиглавное завершение возводилось на средства, выделенные тотемским купцом-мореходом, участником промысловых экспедиций на Алеутские острова Степаном Яковлевичем Черепановым. Заканчивали строительство храма брат Степана Черепанова - Василий и жена брата - Матрёна Ивановна. Примечательно, что в контракте на строительство Троицкой церкви (пожалуй, единственном из сохранившихся документов такого рода по тотемским храмам XVIII века) упоминается имя зодчего - Фёдора Иванова, сына Титова, крестьянина Сольвычегодского уезда, а также приводится подлинное наименование барочных узоров на стенах: " ... а клейма зделать как найлутче возможно " . Таким образом, предположение о том, что именно сольвычегодские мастера принесли в Тотемский уезд " моду " на картуши, прямо подтверждается историческим источником. С архитектурой же Устюга зеленскую Троицу роднят шести- и семилучевые розетки на стенах, похожие на узоры барочной колокольни церкви Николы Гастунского (только там розетки девятилучевые). В упомянутом выше документе была оговорена и та особенность пятиглавия тотемских церквей, которая придаёт им особую завершённость силуэта: " И под четыре осьмерика стулья подвести по сажене " . Эти самые " стулья " , покрытые фигурной кровлей, и воспринимаются зрительно как маленькие своды под боковыми главами. Помимо контракта на строительство Троицкого храма, сохранился такой интересный документ, как " Летопись города Тотьмы градской Троицкой церкви, что на Зелене " 1868 года. Полный текст был впервые опубликован в издании 2007 года " Преображение в веках " . В " Летописи города Тотьмы градской Троицкой церкви, что на Зелене " , составленной в 1868 году, говорится, что " Церковь Живоначальной Троицы стоит на левом берегу Сухоны от города же Тотьмы на юго-западной стороне, разделяет от онаго как бы границею рекою Песьей Деньгою - самом впадении в Сухону. С северной стороны её возвышается гора Фетиха, вероятно получившая своё название от существовавшего некогда по близости её двора какого-то Фетки. С противоположной стороны её вдоль по берегу реки Сухоны тянется на полверсты посад рыбаков, называемый Зеленя, от коего и сама церковь именуется Зеленскою. Название Троицкой усвоило ей от имени главного придела в честь Живоначальной Троицы. Вообще положение и обстановка ея, храм наружной ея архитектуры не представляет ничего особенного и живописного. Существующая ныне церковь во имя Живоначальной Троицы построена во 2-ой половине XVIII столетия на месте бывшей ветхой деревянной Троицкой церкви.

http://sobory.ru/article/?object=00353

В 1999 г. на часовне выполнены реставрационные работы путем частичной переборки, осуществленные архангелогородскими и норвежскими плотниками. Часовню подняли на два венца. Кровельные конструкции и кровлю воссоздали на первый строительный период с устройством по курицам и потокам. Торцы слег крыши закрыли резными причелинами. Было воссоздано ограждение паперти между стойками. Перебран сруб звонницы. К западной паперти пристроено рубленое, крытое навесом крыльцо. Выполнена новая глава на тонкой шейке с лемеховым покрытием. Лемех на храмовой главе и барабане городчатый троеплечий. Фундамент валунный, выполнен вновь в 1999 г. Стены из бревен диаметром 200-300 мм, соединение в углах в подклете «в обло с остатком», начиная с первого ряда бревен-консолей – «в обло» с остатками, стесанными почти заподлицо. Подклет высокий, в 6 венцов. Ступенчатые выпуски-консоли бревен подклета по направлению север-юг на длине 200 мм обтёсаны на двухкантный брус шириной 140 мм. Перекрытие цокольное храмового помещения и галереи выполнено на одной отметке, из широких плах. Плахи настелены по направлению восток-запад. В храмовой части по одному окну на южной и северной стене, южное окно существенно больше по размерам. Оконные проемы обрамлены вертикально установленными брусками-колодами, вершник - тонкий брусок, вставленный в пазы колод. Оконные рамы на шесть стекол, с решетками. Дверное полотно дощатое, на шпонках. Размеры часовни в плане: 6,6х6,3 м; высота до конька крыши около 5 м; до крыши звона - 7,3 м; с крестом - 9,3 м. Кенозерский национальный парк: Краткий путеводитель, Архангельск, 2004, с. 99-105; http://arhispovedniki.ru/gallery/ Зехнова (Зихнова, Зехново), одна из наиболее крупных и древних кенозерских деревень, расположена на широком мысе в юго-восточной части побережья Кенозера. К середине XIX века в селении насчитывалось шестнадцать дворов. Чуть в стороне от порядка домов, на склоне высокого холма с языческой рощей, стояла часовня Иоанна Богослова, построенная задолго до 1846 года (1).

http://sobory.ru/article/?object=01790

В каменный храм на северной стороне, по левую сторону храма Владимирской иконы Божией матери, усердием мещанина города Пинеги, Михаила Егорова Кобылина, поставлен другой придельный храм в память чуда Архистратига Михаила (6 сентября), освящённый 1841 года; им же пожертвован Красногорскому монастырю колокол весом 131 пуд 33 фунта. На деревянной паперти каменного храма в 1763 года надстроена восьмиугольная деревянная колокольня, переделана ограда, построены игуменские кельи, в 1773 году придельный храм св. иконы Владимирской Божией Матери отделён каменною стеною. 1802–1805 года, при входе в каменный храм, на месте бывшей деревянной трапезы, поставлена каменная колокольня, с помещением в среднем ярусе библиотеки и архива монастыря; оставшийся при разборке деревянной колокольни и паперти годный материал обращён в башню, стоящую на юго-западном углу ограды. Когда, кем и по какому случаю устроена в 5 верстах от монастыря, на святом ручье, как называется он издревле, деревянная часовня, – в архиве Красногорского монастыря сведений нет. Прозрачной весьма холодной, вытекающей ручьём из горы воде, народная вера приписывает целебные свойства. Купающиеся больные оставляют в нём полотенца или платки, которыми утирались. Преосвященный Евлампий, епископ Архангельский, 3 июня 1808 года ходил на святой ручей, находившуюся на нём часовню, нашел ветхою и тогда же велел возобновить. Между 1803–1808 годами, по плану указанному преосвященным Евлампием, сложены два одноэтажных каменных дома, один для настоятеля, другой в помещение братии; тогда же к бывшим конному и коровьему дворам поставлена новая высокая изба с амбарами и кладовою. В то же время при монастыре имелась ветряная и на реке Чушелке водяная мукомольные мельницы. 1811 году построены покои для братской хлебни, трапезы и гостиницы, ограда пред настоятельскими кельями обнесена частоколом, к 1858 году деревянная ограда заменена каменною. В следующем 1859 г. каменный храм оштукатурен внутри и окрашен с разделкою и живописью по стенам, исправлен и позолочен иконостас; в 1865 г. железная крыша на церкви и колокольне выкрашена, а кресты покрыты червонным золотом.

http://sobory.ru/article/?object=23772

Из журнала " Православные монастыри. Путешествие по святым местам " . Выпуск 2009 г. В 1861 году участок земли между монастырем и Невой был отведён под кладбище. Это было третье по счёту кладбище лавры. По первоначальному плану здесь предполагалось разбить сад, но монастырь очень нуждался в месте для захоронений. Первое упоминание о захоронении на " засоборным " (как оно тогда называлось), кладбищем было в сентябре 1863 года, когда на нём похоронили вдову бывшего служителя Сергея Тимофеева. С 1877 г. кладбище в лавре стало называться Никольским, по имени церкви святителя Николая. На территории кладбища располагается пруд, вытянутый с севера на юг, планировка кладбищенских аллей была четкая и правильная. Главная дорожка ведёт от ворот, выходящих на набережную Невы, через мостик пруда к алтарной части Троицкого собора. Параллельно главной Никольской идут дорожки, пересекающие кладбище с запада на восток. Поперечные дорожки, числом 25, рассекают территорию от Монастырки до южной ограды. Продольная дорожка в северной части кладбища называется Архиерейской, в южной - Толиверовской. Таким образом, Никольское кладбище своей планировкой является частью общего лаврского архитектурного ансамбля. В начале ХХ века территория кладбища была увеличена, затем, при реконструкции Невской набережной, сооружении путепровода и эстакады в головной части проспекта Обуховской обороны, когда сооружался в 1960-е г.г. мост Александра Невского, западная часть кладбища была сокращена. Однако чёткая когда-то планировка его прослеживается до сих пор. Это было одно из самых дорогих и престижных кладбищ Санкт-Петербурга. Здесь были похоронены адмирал Г. И. Бутаков, герой Порт-Артура генерал Р. И. Кондратенко, писатели И. А. Гончаров и Д. Н. Мамин-Сибиряк, поэт А. Н. Апухтин, литературовед Ф. Д. Батюшков, издатель А. С. Суворин, художник К. Е. Маковский. Здесь хоронили первых русских авиаторов. Жертвам Первой мировой войны 1914-1918 г.г. была устроена братская могила на восточной стороне пруда (не сохранилась). В юго-восточной части был похоронен известный в начале XX века блаженный Матвей. Северо-западный участок кладбища предназначался для захоронений монашествующих. Этот участок до сих пор называется Братским кладбищем. В 1979 г. здесь был похоронен митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим, в 1988 г. на Братском участке установлен новый дубовый крест на могиле митрополита Антония (Вадковского) и кресты перезахороненным в 1932 г. из Исидоровской церкви митрополитам Исидору и Палладию; рядом стоит крест-кенотаф митрополиту Петроградскому Вениамину, расстрелянному в 1922 г.

http://sobory.ru/article/?object=05278

Святыни: частицы мощей вмч. Георгия Победоносца, свт. Иоанна Златоуста и св. Параскевы. Престольный праздник - Рождество Пресв. Богородицы (8 сент.). Фрески. Кафоликон монастыря освящен в честь Рождества Пресв. Богородицы. К древнейшей церкви с полуциркульным сводом (в наст. время алтарная часть храма) позднее были пристроены северный парекклисион во имя сщмч. Харалампия и 2 нартекса. В 1970-1973 гг., во время реставрации кафоликона, были обнаружены фрески XIV в. Росписи алтарной части М. Борбудакис, К. Галлас и К. Вессель датируют 1-м десятилетием XIV в. ( Borboudakis, Gallas, Wessel. 1983. S. 414, 417), а М. Биссингер - ок. 1340 г. ( Bissinger. 1995. S. 145). Искусствоведы отмечают сходство этих росписей с фресками македонской школы. В конхе изображена Богоматерь «Знамение», ниже - святители, по сторонам конхи - «Благовещение», во лбу арки - «Спас Нерукотворный», на своде - «Вознесение Господне» и сцены Богородичного цикла. Фрески центрального нефа 1-го нартекса более поздние и более низкого качества (по Борбудакису и др.- 2-я пол. XIV в., по Биссингеру - 60-е гг. XIV в.- Borboudakis, Gallas, Wessel. 1983. S. 414; Bissinger. 1995. S. 180). На вост. стене помещено «Успение Пресв. Богородицы», на своде - сцены христологического и Страстного циклов «Рождество Христово», «Сон прав. Иосифа», «Бегство в Египет», «Вход Господень в Иерусалим», «Предательство Иуды», «Несение креста», «Воскрешение Лазаря», «Жены-мироносицы у гроба», «Сошествие во ад», «Сретение Господне» и «Сошествие Св. Духа», на подпружной арке - 10 Критских мучеников (сохранилось 5 святых), на западной стене - «Тайная вечеря», «Умовение ног» и остатки композиции «Распятие». На вост. стороне юго-зап. столпа находится ктиторский портрет в рост некой Кали или Калиопы, на аристократическое происхождение к-рой указывают нашивки с двуглавыми орлами на порфировой мантии. Над ней помещено изображение мон. Паламона; на сев.-зап. столпе - прп. Онуфрия Великого. В юж. нефе 1-го нартекса изображен «Страшный Суд», под которым видны остатки др. слоя живописи (кон. XIV в., «Положение во гроб»). Фрагменты образов святых (в т. ч. Антония Великого) в сев. нефе близки по стилю к фрескам ц. Пресв. Богородицы в Капетаниане в юж. части нома Ираклио, 1401-1402 гг.

http://pravenc.ru/text/1681027.html

Апсида покрыта полукруглым сводом. На внутренних стенах здания - голосники (резонаторы). На южной, западной и северной сторонах расположены ниши-пещеры. На северной стороне ближе к востоку - большая ниша с полукруглым верхом для книг, рукомойника и других предметов, и одна ниша - седалище. Церковь небольшая и эти ниши экономили в ней пространство. В южной части алтаря небольшая крытая коробовым сводом кирпичная палатка. Она предназначалась для хранения риз и церковной утвари, поэтому называлась ризничной палаткой. Самой эффектной частью архитектурной композиции церкви был шатёр. Основанием его служил глухой восьмерик, от которого дошла до наших дней лишь одна нижняя половина, украшенная переплетением шестнадцати декоративных килевидных кокошников. Верхняя часть восьмерика была немного меньше по своему диаметру нижней сохранившейся части и украшалась рядом ширинок, а вверху - карнизом с лентой поребрика. Шатёр церкви имел в плане форму 16-конечной звезды. Храм венчал 32-гранный шатёр. У его основания, на границе соединения с восьмериком, зодчие поместили двойной ряд трёхгранных кокошников. На вершине шатра, на глухом барабане, постамент которого также был украшен лентой трёхгранных кокошников, а плоскости обработаны фальшивыми арочками, высилась луковицеобразная главка с крестом. " Из ряда вон выходящая " узорчатость " храма Козьмы и Демьяна (16 в.) трактует какие-то средневековые мотивы арочных переплетений на верхе храма " (Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. II. М., 1908. С. 142-143). Шатровый свод обрушился от ветхости 6 (18) апреля 1868 года. В день обвала, к счастью, службы в церкви не было. До обвала шатра высота здания церкви составляла 24 метра, сейчас её высота равна 10 метрам. В юго-западном углу, на кровле четверика помещалась небольшая звонница в виде двух сопряжённых углом арок с пофронтонным покрытием. Внутри храма ясно виден переход от четверика к восьмерику. Он осуществлён в каждом углу здания через маленькую коническую тромцу, под которой расположены ступенчато-повышающиеся и расширяющиеся арочки.

http://sobory.ru/article/?object=00629

Местом для строительства стало старое кладбище, на котором уже стояла каменная церквь. В описании церквей Сольвычегодского уезда сделанное для Вологодской Епархии в 1854 году дается такая характеристика обьектов: Ныне существует двухэтажная каменная церковь об одной главе. Нижняя теплая во имя святого праведного Прокопия Устюжского Чудотворца освященная в 1774 году (клировая ведомость 1905 года утверждает что стройка закончена в 1773 году) и холодная верхняя во имя Архистратига Божия Михаила и прочих сил Бесплотных, освященная в 1784 году. Каменная колокольня построена с дозволения епархиального начальства в 1828-м году на западной стороне церкви, в особенном корпусе — отдельно. Ранее до этих церквей на этом же месте стояли в двух корпусах церкви деревянные, с таковой же (деревянной) отдельной колокольней, 1-я холодная во имя Живоначальной Троицы с приделом Архистратига Михаила и 2-я теплая во имя святого праведного Прокопия Устюжского Чудотворца, с приделом святого великомученика Георгия. Как видим из описания церквей, после реконструкции или расширения как официально называлась перестройка здания, теплой стала церковь Михаила Архангела. Реконструкция церкви началась по острой необходимости. Уже в 1874 году каменная колокольня имела существенный крен, позднее была подперта от падения в сторону юго-западного угла. Вход на второй этаж церкви вел деревянной лестницей и заметно обветшал, кровля этого хода требовала срочной замены. Фундамент церкви сильно ослаб, разрушился частично. Поэтому все накопившиеся проблемы было решено устранить радикально, путем постройки более просторной и красивой церкви в каменном исполнении, покрытием кровли металлом и высокой колокольней. Звон колоколов 30-метровой колокольни был слышен в соседнем приходе на Виледи в 30-ти километрах от Верхне-Лалья. Перестраивали церковь силами прихожан и средства на строительство собирали с прихожан. Видимо, взносы крестьян были немалые, так как церковь получилась и красивая, и большая, и капитальная. Солидный куш в церковную денежную кассу на строительство внес известный верхнелальский купец, разбогатевший на скупке и продаже льна, Токмаков Николай Александрович.

http://sobory.ru/article/?object=15060

Окончательное решение вопроса об унии взяло на себя польское правительство. Чтобы придать некоторую законность беззаконной унии, король снисходит к требованиям народа и дозволяет всем православным съехаться на собор в Брест-Литовск. Отвергнутое недавно право народа признается польским правительством как бы законным. Михаил Рогоза, по приказанию короля, пишет окружное послание ко всем духовным, сановникам и посполитому народу, приглашая всех их для совещания о вере. Здесь же он жалуется на Терлецкого и Поцея, которые без концесу (без согласия) речи посполитой порешили уже в Риме вопрос об унии. Собор состоялся в назначенном месте 6 октября 1596 г. 9 октября выдан был соборный декрет, в котором сказано, что отступники от православия осуждены голосом патриарха, митрополита греческого, епископами, архимандритами, игуменами, протопопами и пресвитерами числом 106, а также панами и послами с обеих панств и огулом всеми православными христианами. Власть народная в церкви высказалась прямо и решительно на соборе; они, отвергнув неприятную для них унию, поступили против воли правительства, которое так усердно хлопотало об унии и покровительствовало епископам, низложенным и отвергнутым теперь голосом народа. Православной стороне предстояла теперь борьба – и борьба ужасная. Им нужно было отстаивать свои народные права и защищать законность своих поступков против незаконно поступивших иерархов церкви. Поднятые на них гонения – и жертвы, павшие от католического фанатизма, еще более воодушевляют их в твердости и непоколебимости в вере. Поднятое знамя братской любви и единства развертывается все шире и шире и делается наконец знаменем целого православного юго-западного народа, соединенного в одно целое, неразрывное братское общество. Аристократы забывают свои родовые преимущества и достоинства, восстают вместе с народом на защиту церкви и все ее управление берут в свои руки. Их роскошные домы обращаются теперь в ученые кабинеты, где рядом с знаменитым вельможею трудится простой мирянин и смиренный инок для духовного просвещения своей братии. Лучшие аристократы этого времени, не по одному только богатству и знатному происхождению, но и по глубоким убеждениям как религиозным, так и нравственным, каковы были: Константин Острожский, Федор Скумин, Друцкий, Горский и другие, – подают руку последнему плебею и убеждают их стать вместе с ними на защиту своей веры и за право народности. В своих протестацих, представляемых в суд королевский, они говорят, что епископы своим соглашением на унию, без согласия всех духовных и нас всех греческой религии, как дворянства, так и посполитого народа, и без согласия старших своего духовенства, патриархов восточных, нарушили права речи посполитой и свободу, данную народу привилегиями прежних королей и привилегию короля, его милости, Сигизмунда III.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-vozr...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010