«Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография 1911 г. Характерная для Нерехтского района сельская приходская церковь, в архитектуре которой органично сочетаются архаичная объемная композиция, тяготеющая к допетровскому зодчеству 17 в., и барочный наружный декор. Расположена в восточной части села, на площади; окружавшее ее кладбище утрачено. Поблизости от церкви сохранилось шесть кирпичных крестьянских домов кон. 19 в., выстроенных в сдержанных формах эклектики: два одноэтажных дома на северной стороне площади, напротив храма; два на западной стороне – двухэтажное здание 8) и полуразрушенный дом; два одноэтажных дома 7 и 13) к северо-западу от церкви на улице, отходящей от площади. Здания на северной стороне площади и дом 8 оштукатурены и побелены, остальные постройки не оштукатурены. Прямоугольные в плане объемы всех домов акцентированы огибающими лопатками. Окна (прямоугольные или с лучковыми перемычками), за исключением дома 8, обрамлены профилированными наличниками. Церковь, сменившая деревянный храм 1-й четв. 18 в., построенный местным помещиком Я.И. Полозовым, возведена около 1762 г. Во 2-й пол. 19 в. к ее колокольне пристроена южная палатка и несколько позднее – северная. Одновременно с последней с юго- и северо-востока были расширены приделы трапезной, посвященные Сергию Радонежскому и Георгию Победоносцу. При этом западные окна на северном и южном фасадах храма были заложены. Очевидно, тогда же заново сделаны своды трапезной и несущие их столбы, а фасады церкви оштукатурены. В советское время разобран алтарный выступ, утрачены иконостасы и большая часть стенописи в интерьере. В кон. 20 в. обрушились главы храма и крыша трапезной. Стены сложены из кирпича и оштукатурены. Ядром симметричной относительно продольной оси композиции церкви является двусветный четверик храма с пятью глухими восьмигранными барабанами (центральный незначительно крупнее угловых). Более широкая трапезная со скругленными западными углами с юго- и северо-востока увеличена приделами с прямоугольными в плане алтарями, почти на половину ширины заслоняющими фасады храма. Колокольня состоит из нижнего яруса-четверика и высокого восьмигранного столпа с шатром. |
Церковь не имеет внушительных размеров. С момента возведения она имела две главы: главную и расположенную над приделом во имя Кирилла-Белозерского. Одна из рукописей имела запись о том, что имел место быть придел во имя Николая Чудотворца. Церковь Иоанна Предтечи – это традиционно исполненный четырехстопный храм, имеющий три апсиды; средокрестие приближено к юго-восточной стороне, именно поэтому на фасадах, расположенных сбоку, северо-западное членение значительно расширено за счет членения на юго-востоке. В храме просматривается влияние ордерной архитектуры – проблески итальянской моды, которые дошли даже до этих отдаленных мест, хотя и с запозданием и некоторым искажением. В интерьере хорошо заметно членение. Подпружные арки слегка опущены ниже сводов. Примененные крестовые своды особенно характерны для архитектуры Москвы, появившиеся под влиянием итальянцев и отобразившиеся лишь в перекрытии западной части креста. Верхнее обустройство церкви осталось традиционным. Храм имеет завершение на подобие Ферапонтовского собора, но своды не такие ступенчатые. Вторая главка имеет расположение на юго-востоке. Основной барабан, согласно местной традиции, украшен толстой полосой узорчатого орнамента. Первоначальный облик храма тщательно скрыт, а воссоздать его можно по ряду некоторых письменных источников и небольшого количества изображений. Именно эти источники могут поведать о и переделках, проведенных в церкви. Первым описанием является опись 1601 года, которая повествует о том, что храм имеет два верха, а звонница располагается на шести столпах. В описи 1668 года представлено уже гораздо большее количество информации: «Главы и кресты спаяны по чешуе при помощи белого золота и были покрыты тесом». Здесь же находится описание двух деревянных папертей на южном и западном фасадах. На иконе, датирующейся 1741 годом, изображение церкви представлено двуглавым при четырехстолпной крыше. В описи 1773 года имеется запись о наличии деревянных крылец на южном и северном фасадах, а на западном входе находилось каменное крыльцо, по бокам которого располагались деревянные столбы. Есть предположение, что именно такое крыльцо изображено на карте монастыря, относящейся к 1786 году. Здесь же представлено описание контрфорсов-«быков», которые сохранились до сегодняшнего времени на западном и южном углах церкви, что нельзя сказать о крыльцах. |
В архитектурном отношении Дмитриевская церковь являет собой образец двухстолпного храма в ярославском зодчестве XVII в. Около 1700 г. к церкви была пристроена небольшая паперть. Первоначально церковь имела пятиглавое завершение, но в 1830-х г.г. четыре боковые главы были разобраны. Тогда же со стороны западного входа было пристроено небольшое крыльцо, выдержанное в классицистическом стиле. Колокольня у северо-западного угла церкви имеет форму приземистого шатра, покоящегося на массивном четверике. В 1686 г. храм был расписан. Автором росписи был, по-видимому, выдающийся ярославский знаменщик Дмитрий Григорьев Плеханов. Стенопись сильно пострадала после губительного поновления в 1859 г. артелью Е.К. Дьяконова. Тематика росписи, состоящей в целом из 186 сюжетных клейм, ограничена сценами из Евангелия и акафиста Богородице. В куполе барабана «Вседержитель», между окнами 8 пророков в рост, на парусах евангелисты. На западной лобовой части паруса «Спас на убрусе». На восточной подкупольной арке «Ветхозаветная Троица». Своды заняты десятью композициями праздников: на северо-восточном - «Рождество Богородицы» и «Благовещение», на юго-восточном - «Рождество Христово» и «Сретение», на северо-западном - «Вход в Иерусалим» и «Воскресение», на юго-западном - «Богоявление» и «Преображение». Центральный западный свод занимает не одна, как обычно в Ярославле, а две композиции - «Распятие» и «Вознесение». На подпружных арках помещены изображения 12 апостолов по два в рост. Над капителями столпов в медальонах шесть апостолов из числа семидесяти. На столпах в два ряда мученики в рост в обрамлении рисованных арок-киотов. Среди них на южной стороне правого столпа необычно изображение пророка Илии, сидящего на камне. Северная и южная стены разделены разгранками на 6 ярусов. Четыре верхние из них сюжетные (их ширина 1,5 м), пятый (2 м) - орнаментальный и шестой - подзор. Два нижних яруса записаны в XIX в. масляной краской. В люнетах южной стены помещены композиции «Похвала Богоматери» и «Брак в Кане Галилейской», в люнетах северной - «Сошествие Святого Духа» и «Изгнание раба с брачного пира». Во втором ярусе 10 картин, иллюстрирующих земную жизнь Христа и притчи. В третьем и четвертом ярусах росписи воплощена храмовая тема. Здесь расположены 24 клейма торжественных песнопений - кондаков и икосов из Акафиста Богородице. Это единственный акафистный цикл в ярославских стенописях XVII в. На откосах окон по три медальона с полуфигурами святителей, мучеников и преподобных. В замковых арках эмблемы Христа и ангелов. Всю западную стену занимает монументальная композиция Страшного Суда, где очень выразительны фигуры «немцев», осужденных на «муку вечную». |
Соборный во имя Зачатия св. Анны, построен в 1691 г. ростовским митрополитом Ионой Сысоевичем; находящийся в связи с ним под одной крышей во имя св. Иакова, епископа ростовского, (построен графиней А. А. Орловой-Чесменской в 1836 г.) . В северной стороне соборного храма покоятся под спудом мощи основателя монастыря св. Иакова, епископа ростовского. Над гробницей находится серебряная рака, сооруженная графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской, а на стене, за гробницей, в золоченой раме за стеклом находится икона св. Иакова, шитая золотом по малиновому бархату. В юго-западном углу того же храма почивают на вскрытии в великолепной раке из кованого серебра с чеканкой, устроенной наподобие гробницы императрицей Елизаветой Петровной, мощи св. Димитрия, митрополита ростовского, обретенные в 1752 г. (память 21 сентября); на голову святителя возложена драгоценная митра, пожертвованная графом Николаем Петровичем Шереметевым. Близ северной стены паперти погребены: знаменитый благочестивою жизнью и подвигами иеромонах Амфилохий, бывший с 1780-1824 гг. гробовым старцем при мощах св. Димитрия; архимандрит Иннокентий, управлявший монастырем 29 лет с 1818 г. по 1847 г. В соборном храме находятся две замечательные иконы: на западной стороне правого столба местно чтимая Ватопедская икона Божией Матери, келейная св. Димитрия, привезенная им в Ростов в 1702 г. при вступлении на митрополию, и на западной стороне левого столба - Боголюбская икона Божией Матери с предстоящими в молении ростовскими чудотворцами: с этой иконой встречала св. Димитрия ростовская епархия. Леонид Иванович Денисов «Православные монастыри Российской империи». Москва. Издание А. Д. Ступина. 1908 г. Основанный в конце XIV века Зачатьевский собор, как и все другие строения обители, был деревянным. В 1686 году деревянный храм разобрали, на его месте построили каменный собор, освященный митрополитом Ионой (Сысоевичем) во имя Живоначальной Троицы. Подобно другим; храмам, построенным в это время собор имел шатровую колокольню о шести колоколах. В 1725 году усердием епископа Ростовского Георгия (Дашкова) был пристроен к Троицкому собору с северной стороны каменный Зачатьевский придел. В 1754 году по указу святителя Арсения (Мацеевича; † 1772) соборный храм обители был переосвящен в честь Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы, а придел — в честь святителя Иакова. В Зачатьевском соборе хранились чудотворная Ватопедская икона и особо чтимая Боголюбская икона Пресвятой Богородицы с припадающими Ростовскими чудотворцами. Обе эти иконы принадлежали святителю Димитрию и были принесены в храм вслед за его гробом. Они почитались богомольцами еще до обретения святых мощей святителя Димитрия, в последующие годы были богато украшены. |
Деревянная, в виде забора, ограда квадратом окружает церковь; все пространство внутри ограды покрыто мелким кустарником, фруктовыми деревьями и несколькими старыми дубами и липами. За деревьями позади церкви к северу прячутся хаты и угодья крестьян. Над светлыми прудами, на фоне изумрудной зелени во всей своей красоте видна церковь. Чем-то мирным и уютным, чисто монастырской идиллией, дышит от этой прелестной картины одинокого храма в лесу над прудами. На южной стороне от прудов на склоне балки среди рощи расположено поместье г. г. Алферовых, с большим двухэтажным домом, выстроенным в 40-х годах XIX в. В классическом стиле, с колоннадой над парадным входом и такой же колоннадой и широкой террасой в сад над прудом. В ограде церкви теперь колокольни нет. Колокола подвешены под низеньким навесом на южной стороне. Колокольня, некогда стоявшая отдельно от церкви на западной стороне, 20 лет назад сгорела на 1-й день Св. Пасхи от забытой свечки. Старожилы передают, что еще древнее когда-то колокольня стояла в юго-восточном углу ограды. Сгоревшая колокольня была деревянная о двух ярусах, подобная отдельной боковой башне церкви. Село Бездрик одно из древнейших в нашем крае. Семья г.г. Алферовых хранит у себя, как семейную реликвию, царскую грамоту, роскошно написанную на пергаменте красивым разрисованным полууставом с свинцовою печатью на шнурах. Грамота эта дана царями Иоанном и Пером Алексеевичами в 7 год правления царевны Софьи Алексеевны сотнику Марку Алферову на владение землями, лесами, прудами, пасеками и хуторами в указанных здесь границах. Между прочими владениями закреплялось этой грамотой за Марком Алферовым и «село Бездрик», - очевидно уже в то время представлявшее собою небольшое поселение черкас. Преосв. Филарет в «Историко-статистическом описании Харьковской епархии» о Бездрике не сообщает подробных сведений. Кратко только в статистическом виде указывает между некоторыми другими храмами Сумского уезда и Архангело-Михайловский храм с. Бездрика, делая пометку, что храм здесь существует с 1697 года, а первые метрические данные начинаются с 1730 года, когда при этой церкви числилось 210 ч. м.п. и 173 ж.п. |
Источник: Клировая ведомость церкви с. Акулово Перемышльского уезда, 1916 г. ГАКО Ф. 33. Оп. 2. Церковь иконы Тихвинской Божией Матери в деревне Акулово Калужской области была каменной, двухпрестольной, второй престол - Христорждественский. Выстроена в 1817 году на средства, выделенные подпоручиком А. Смагиным. К основному объему примыкала трапезная, судя по всему, достаточно вместительная и солидная. На месте этой обители первоначально стоял деревянное здание, освященное за 50 лет до строительства каменной. Славилось своим богатейшим, особенно для этих мест, иконостасом. Сохранились его описания: на образе Тихвинской Божией Матери была риза кованная серебряная и вызолоченная. Вокруг венца нанизан в 3 нитки крупный жемчуг. Царские двери в иконостас резные, на боковых дверях изображены образы пророков и явления. В 1930 году церковь закрыли, разграбили. От прежних помещений уцелели только алтарь и нижняя часть стен. В наши дни она представляет весьма унылое зрелище. Постройка разрушена настолько, что, видимо, восстановлению не подлежит. http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/ Сильно поврежденное здание сохраняет на фасадах фрагменты первоначального лаконичного убранства в формах позднего классицизма. Расположена в равнинной местности. Стоит на краю села, на правом берегу речки Почицы (Пачицы, Пачинки). Деревянная Тихвинская церковь была построена в Акулово в 1753 г. В 1799 г. в ней был трехъярусный иконостас, гладкий, окрашенный голубой краской. Во 2-й пол. 18 в. здесь находилась усадьба А. Г. Смагина. На плане генерального межевания 1777 г. села Акулова Козельского уезда зафиксировано небольшое по площади имение коллежского асессора Алексея Гаврилова сына Смагина в форме неправильного четырехугольника, вытянутого с севера на юг. По средней поперечной оси имение пересекалось речкой Пачица и параллельной ей, шедшей севернее, дорогой, соединявшей село с соседними деревнями. Имение было весьма небогатым, ибо в нем насчитывалось всего 49 душ крестьян. К северу от дороги размещалась жилая часть усадьбы, состоявшая из западной крестьянской и восточной помещичьей половин. В крестьянской половине вдоль дороги стояли дома, с огородами позади них. Помещичья половина, с регулярной планировкой, включала обращенный на юг к дороге главный усадебный двор с деревянными строениями. На дальней границе двора стоял деревянный господский дом, а по боковым сторонам размещались пять флигелей и служб. К северу от главного дома находился усадебный сад. На южной стороне дороги юго-восточнее усадебного двора стояла деревянная церковь, рядом с которой был устроен пруд на Пачице. В юго-восточном углу имения был выделен значительный участок церковной пахотной земли. |
Собор Николы расположен в юго-восточной части древней крепости у Никольского захаба. Его основной кубический объем с полукруглой апсидой на восточном фасаде завершен мощным барабаном с поздней главой полусферической формы. С запада к храму примыкает низкий притвор, с которым связана невысокая поздняя двухъяруеная, квадратная в плане колокольня, с юга одноапсидный придел, по южному фасаду разделенный на восточную повышенную часть с пощипцовым покрытием и декоративным барабаном, несущим главку луковичной формы, и западную галерею. Интерьер собора довольно тесен. Четыре мощных квадратных в плане столба несут пониженные подпружные арки с парусами, поддерживающие барабан главы. Индивидуальной особенностью перекрытия собора является то, что южный, северный и западный рукава креста перекрывают две подпружные арки, одна из которых с юга и севера примыкает к стенам четверика. Аналогов этому перекрытию на Псковской земле нет. О древнем происхождении храма говорят также квадратные в плане столбы. Это самый ранний храм из одноапидных, распространенных в XV веке на Псковской земле. Над западным нефом хоры, в юго-западном углу - палатка - придельная церковка. Галерея притвора перекрыта коробовым сводом, покоющимся на боковых взаимно перпендикулярных коробовых сводах. Придельная церковь и ее притвор перекрыты полулотковыми сводами с распалубками над оконными и дверными проемами. Каждый фасад храма расчленен четырьмя лопатками на прясла, завершенные двух и трехлопастными арочками, центральные прясла больше боковых, подобное членение в дальнейшем традиционно для храмов псковской школы зодчества. Это самый ранний вариант из сохранившихся храмов. В Новгороде фасады с такими членениями появились в 1313 г. - церковь Николы Белого на Софийской стороне. Из древних щелевых проемов сохранились, кроме барабана, два щелевых на апсиде, остальные с арочными перемычками появились позже. Световой барабан украшен двумя поясками: аркатурным и над ним - из уступчатых полукруглых ниш. Шея главы южного придела декорирована керамическим пояском конца XVII - нач. XVIII вв. Яруса колокольни имеют по краям пилястры, а арочные проемы - архивольты. Колокольня: квадратная в плане, имеет два яруса. Построена в 1849 г. в стиле провинциального классицизма, она не гармонирует с общим характером средневековой архитектуры Никольского собора. Видимо, звонница на Никольской башне, разобранная при сооружении колокольни, могла находиться в древности на притворе. Материал памятника - известняковая плита. Снаружи оштукатурен и побелен. Длина с притвором и колокольней - 26 метров, ширина с приделом - 18 м. Четверик - длина 18 м, ширина - 12 м. |
Убранство второго этажа представлено спаренными колонками, на углах собранными в пучки. Окна снабжены профилированными фронтончиками. С северной стороны колонки заменены пилястрами. По верху здание огибает узорчатый пояс. Пояс венчают острые кокошники. Барабаны установлены на основания, прикрытые кокошниками, и украшены лепниной. На барабанах – граненые главки. Цветные изразцы обрамляют окна апсид и сгруппированы отдельными вставками по углам. Церковь Вознесения отличается от других устюжских храмов сложностью объемно-пространственной композиции, исключительным богатством декора, что роднит ее с московскими храмами середины 17 века. Возможно первую каменную церковь в Устюге возводили приезжие мастера: купец Ревякин, богатейший из устюжан, числился в столичной гостиной сотне и, видимо, пригласил в Великий Устюг московских мастеров. По главе «Красота минувших веков» В.В. Кокарева в книге «Великий Устюг». – Архангельск.: Северо-Западное книжное издательство, 1976. Церковь во имя Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа является древнейшим из сохранившихся каменных храмов города (находится на Советском проспекте у Земляного моста). Вознесенский собор каменный, двухэтажный, совмещает шесть престолов, часовню и колокольню. Юго-восточную часть здания занимает главный холодный храм Вознесения Господня, с юго-западной стороны находится часовня. На северной стороне холодного храма теплый храм Богоявления Господня, с приделом Воздвижения Честного и Животворящего Креста. В верхнем этаже над теплым храмом теплый же храм Воскресения Христова, под колокольней, придел Святого Дмитрия Царевича Московского. Над часовней холодный храм во имя Всех святых. Над холодной папертью возвышается восьмигранная колокольня. Церковь стоит на месте, где с XIII века находились деревянные храмы, много раз горевшие и восстанавливаемые вновь. Первоначально было две деревянные церкви холодная - Вознесение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и теплая - Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.68 Существующий храм построен в 1648 году на средства великоустюжского купца Никифора Ревякина. |
Малый собор монастыря был отреставрирован в 2013–2016 годах. Во время работ специалисты раскрыли белокаменный цоколь фасадов храма XVI века. Реставраторы сняли штукатурку со стен, восстановили кирпичную кладку и оконные проемы в четверике храма и приделах, установили новые кованые двери, покрасили стены и своды, а также обновили надгробные плиты. После завершения всех работ, в 2016 году, проект реставрации Малого собора Донского монастыря был удостоен премии «Московская реставрация». В 2015 году начались работы в церкви Архангела Михаила. Реставраторы восстановили белокаменный цоколь и кирпичную кладку стен, покрасили фасады, привели в порядок оконные проемы в храме и трапезной, частично заменили деревянные конструкции на крыше. Специалисты поменяли расколотые доломитовые плиты на полу, отреставрировали интерьеры нижней усыпальницы, монументальную живопись, надмогильные плиты в храме и трапезной, скульптуры, воссоздали иконостас. Все работы завершились в 2017 году. Также была проведена реставрация двух башен монастыря — квадратной на северной стороне 4) и круглой угловой на северо-востоке 5). До конца этого года восстановят еще две башни — круглую угловую на юго-западе комплекса 11) и квадратную на западной стороне 12). Всего на территории монастыря находится 12 башен. Кроме того, велась работа по благоустройству территории и прокладке инженерных коммуникаций. «В настоящее время проводятся серьезные работы по реставрации семинарского корпуса Донской обители. В этом корпусе планируется открыть паломническую гостиницу, потому что, к великому сожалению, у нас нет возможности принимать паломников, нет возможности давать им кров и уют. А также проводится своими силами, силами монастыря, реставрация главного крыльца обители. И уже 1 сентября, в главный престольный праздник монастыря, мы планируем встречать именно здесь, у главного крыльца, нашу святыню — Донскую икону Божией Матери», — рассказал наместник Донского ставропигиального мужского монастыря, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси епископ Бронницкий Фома. Донской монастырь — южный страж Москвы |
Из этого описания можно усмотреть, что восточная часть здания резко отличается от всего остального: она имеет особые нарядныя окна, фигурные пояски и главу. Собственно эта восточная часть и есть церковь, а остальная часть здания пристроена позднее и представляет обыкновенные жилые помещения, находящиеся в двух ярусах. Вход в церковь находится на северной стороне, но он ведет не прямо в церковь, а в переднюю, находящуюся перед кухней. Левая сторона передней есть вместе с тем западная сторона церкви; этою-то стеною и ограничивался храм с запада, до пристройки к нему остального здания. В ней находится вход в самую церковь, устроенный также в виде перспективного портала, но менее изящного типа, нежели первый. Со внутренней стороны этого входа поставлено по обеим сторонам по колонне. В притворе церкви своды сомкнутые, с большими распалубками. В главном храме опорных столбов не имеется, и барабан поставлен прямо на своды. Храм необычайно высокий, в два света. Сверху, на зап. стороне, устроены хоры. В алтарной части, по бокам среднего окна поставлены 2 колонки. О времени построения этой церкви нет никаких сведений, но, судя по деталям фасадов, ее можно отнести к XVII веку, а в некоторых частях даже и к началу XVIII. Иконостас 5-иярусный, хорошей работы. Против юго-зап. угла здания находится могила одного из защитников Севастополя, Бориса Михайловича Шатилова, бывшего офицера 10 артилл. бригады, а впоследствии земского начальника Псковского уезда. Вот что пишет о Пантелеймоновом монастыре Елена Николаевна Морозкина: " Изучая зодчество древнего Пскова, я взяла себе за правило посещать те места, о которых известно, что в них когда-то были памятники архитектуры, хотя до нашего времени они не дошли. Это что-то дает: о древних строениях рассказывает само место, некогда выбранное для них, иногда можно обнаружить какие-то оставшиеся части. Но иногда получаешь великолепные сюрпризы: таким подарком явился ансамбль Крыпецкого монастыря середины XVI века, хорошо сохранившийся до наших дней. Уцелел большой собор Великой пустыни, тоже XVI века, до 1969 года не числившийся в живых. Правда, такие находки попадаются нечасто, но все же не исключены. |
| |