Ко входу соборного храма с западной стороны пристроен в 1805 году теплый пятиглавый храм. В нем два придела: первый с правой стороны в честь преподобного Геннадия. Второй придел с левой стороны, в честь преподобного Корнилия Комельского. На юго-восток от соборного храма находится отдельно стоящий храм в честь Алексия, человека Божия, каменный, построенный вместо деревянного в 1751 году, над прежними монастырскими воротами, которые уже давно заложены, а на место их под церковью сделана монастырская хлебная кладовая. Деревянная житница находилась почти посреди монастыря; это единственное из зданий, сооруженных преподобным Геннадием. Она тщательно сохранялась под новым деревянным навесом на столбах. На юго-западной стороне, в 10 м от соборного храма, в 1715 году построена была двухъярусная каменная колокольня с деревянным над ней шатром. В 1831 году она надстроена и по-новому украшена. Настоятельские деревянные кельи находились близ соборного храма, на северо-западной его стороне, построенные в 1774 году Братские кельи помещались в каменном двухэтажном доме, к западу от соборного храма, окнами в монастырь и на озеро. К западу от настоятельских келий, за двумя прудами, баня и конюшенный двор с деревянными сараями. Возле настоятельских келий фруктовый садик. Прочее пространство монастыря занято овощными огородами. Монастырь был обнесен каменной оградой с 6 башнями. Одна часть ограды построена в 1751 году, другая в 1810 году. На восточной стороне ограды находились монастырские ворота, есть выход и на Сурбское озеро. Напротив ворот, за монастырем, в 1849–1850 годах построена новая деревянная гостиница, одноэтажная. Вне монастыря были два дома в Ярославле, один в Любиме, гостиница, сзади два деревянных флигеля. По сведениям местных жителей, в городе Любиме было Предтеченское подворье, где был храм святого пророка и Предтечи Иоанна. После революции, в начале 1920х годов обитель была разогнана, а все иконы и имущество вывезены в Ярославль под конвоем. Здания обители неоднократно взрывались. В настоящее время ограды не осталось, некоторые башни сохранялись до 1980 года. Братский корпус был использован под тюрьму, но ее расформировали, а корпус сломали. В Преображенском соборе пытались держать лошадей. Собор взрывали в 1961 году, однако стены и шеи глав его уцелели, а алтарь собора снесли тракторами в 1988 году. Алексеевский храм использовали под колхозную контору, а первый этаж под зернохранилище и склад ядохимикатов. С одной стороны Алексеевского храма была сделана силосная яма, с других сторон, как и по всему монастырю, нарезаны тракторные колеи. Фруктовый сад вырублен в 1960х годах, а колодец преподобного был завален.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Церковь Агиа Параскеви представляет собой пятикупольную трёхнефную базилику с крестообразно расположенными куполами: 3 больших купола устроены вдоль центрального нефа, а 2 малых — с двух сторон от центрального купола над двумя боковыми нефами. Это довольно редкий архитектурный тип: на Кипре известна ещё только одна подобная базилика — это церковь Святых Варнавы и Илариона в Перистероне (нач. XII века). Квадратная купольная пристройка к юго-восточному углу церкви внутри напоминает раннехристианский баптистерий. Иконостас церкви Агиа Параскеви датируется XVI веком. Среди прочих, в иконостасе северного нефа находится чудотворная двусторонняя икона Богоматери Герокипиотиссы, датируемая концом XV века. На лицевой стороне иконы изображена Богородица типа «Одигитрия», а на оборотной стороне — «Распятие Христа». Фрески [ править править код ] Интерьер церкви украшен фресками разных периодов создания (VIII—IX, X, XII—XV века), дошедшими до нас в разной степени сохранности. Своды центрального купола несут на себе изображение Богородицы типа оранта, а своды западного — сильно повреждённый образ Христа Пантократора конца XV века. Барабан центрального купола церкви украшен изображениями пророков со свитками, на которых начертаны пророчества о Богородице, а на парусах изображены евангелисты. На парусах западного купола изображены пророк Моисей, сцена жертвоприношения Исаака и апостол Павел, диктующий послание евангелисту Луке. На юго-западном парусе изображение не сохранилось. Стены центрального нефа в люнетах содержат фрески со сценами из двунадесятых праздников и страстей Христовых. На северной стене под центральным куполом находится большая композиция «Распятие». Некоторые сюжеты фресок содержат особенности изображения оружия, доспехов и одежды, позволяющие отнести их написание к периоду Кипрского королевства. Арочный проём южного нефа содержит фрески с ликами святителей Спиридона и Елевферия. На южной стене находится фреска со сценой Рождества Богородицы, под которой изображён Георгий Победоносец, далее находится фреска со сценой Распятия Иисуса Христа, под которой слева находится пророк Моисей со свитком. В южном люнете находятся фрески со сценами Воскрешения Лазаря, Входа Господня в Иерусалим, Рождества Пресвятой Богородицы и Введение Богородицы во храм. Слева от южного люнета изображён пророк Иезекииль.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_святой...

Здание покоится на валунном на растворе фундаменте высотой от земли около 0,5 метра. На открытых участках раствор выветрился, разрушился, просела южная стена основного объёма по юго-западному углу эркера (если его можно так назвать), возможно, из-за разрушения фундамента в т.ч. На северной стороне, со стороны озера, повышенная влажность, влага не высыхает; разрушенный цоколь не защищает фундамент от эрозии водой, во многих местах за него попадает мусор, аккумулирующий влагу и ускоряющий разрушение обшивки цоколя. Интересны и уникальны выпуски нижних шести венцов сруба по углам здания основного объёма и колокольни в форме пирамиды (см. фото) и придающие архитектурному облику основательность и динамичность. Выпуски забраны в горизонтальную обшивку из профилированной доски по всей площади стен. К сожалению, обшивка и особенно - на выпусках - потеряна, что привело к частичному их разуршению и утере. На северной стороне брёвна покрыты слизью из влаги, мхов и гриба; солярная сторона в этом плане чистая. Чрезывычайно привлекателен богатый декор церкви, образованный многочисленными рядами резной доски, набитой по карнизам, вокруг окон, пилястрами, бесподобному завершению о пяти главках: центральной на основном объёме, алтарной и трёх на колокольне. Церковь была окрашена. В какой цвет? Узнать не трудно, вспомним о ранее отмеченной густой поросли на северной стороне и пройдём в её тень: ярко-красный, где-то он едкого оттенка, в паре с белым (например, карнизы алтаря). Здесь же можно отметить, что древесная поросль защищает здание от ветровой эрозии, потери декора, если, конечно, не срывает его ветвями и не увлажняет, способствуя гниению, в своей тени. Декор можно долго описывать, оставлю это специалистам. Тип кровли - скатный, в той же последовательности: четырёхскатная, пятискатная и двухскатная (прирубы не уточняю), тамбур-коридор из колокольни в основной объём также крыт двускатной кровлей. Конструкция стропильная, с сплошной или прореженной обрешёткой (картой). Кровельный материал - железо; судя по листам на земле, с тыльной стороны оно до сих пор белое, наверное, лужёное, родное, 1899-го года. Уточним при реставрации... если она случится.

http://sobory.ru/article/?object=02435

Они открыли добровольную подписку пожертвований на этот храм, давшую 96400 р., каковую сумму и вручили одному из главных золотопромышленников купцу Исидора Григорьевичу Щеголеву для постройки храма. По плану, составленному известным архитектором Тоном и Высочайше утвержденному 8 июня 1844 года, храм этот был заложен 15 июля 1845 Преосвященным Афанасием Томским, нарочно приезжавшим для этого в Красноярск, - и к половине 1849г. был почти окончен. Но в том же году 29 сентября верхние своды его с куполами пали, стены растрескались, и здание по освидетельствовании, было разобрано до основания, кроме колокольни, которая была признана прочною. Вместо обрушившегося храма, на постройку которого была израсходована вся пожертвованная сумма, почетный гражданин Исидор Щеголев на собственный счет, по собственный, по прежнему плану, на том же месте воздвиг новый великолепный обширный храм. Храм этот предполагали назвать Николаевским, но впоследствии назвали Богородице-Рождественским. Постройка этого храма с иконостасом, утварью, ризницей и колоколами, по заявлению строителя, стоила 560.000. Еще до освящения Собора, в мае 1858 г. из конторы Августейших детей Их императорских Величеств была пожертвована икона рождества пресвятыяодицы в сребро-позолоченной ризе и в киоте из палисандрового дерева. Размер иконы в длину соответствует росту Государя Наследника Цесаревича Александра в день его рождения. Храм был освящен в сентябре 1861 г. Преосвященным Порфирием, епископом Томским и Енисейским. 7 сентября главный престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы, 10-го числа придел Крестовоздвиженский на правой стороне, 21-го придел во имя святителя Николая на левой стороне, 22 – устроенный внизу под храмом на юго-западной стороне придел во имя святых мучеников Исидора и Татианы. Собор имел 5 глав с вызолоченными верхами, храм имел в длину 26 саж., внутри 22 саж., ширину - 11 саж., высоту внутри 19 саж., ограда в окружности – 220 сажен. 10 октября 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/24313.html

Указом Тамбовской консистории от 26 августа 1793 года в Петропавловской пустыни было открыто общежитие. Братии, кроме наместника, состоит: 7 иеромонахов, 6 иеродиаконов, 13 монахов, 5 рясофорных послушников, 11 послушников и 1 священник, всего 44 человека, в качестве послушников, состоящих на испытании, до 50-ти человек. В 1907 году «монастырь имел в окружности 263 сажени и весь был огражден каменною стеною с шестью башнями на ней, из коих в одной, на юго-западной стороне, в 1840 году устроена часовня с приличным иконостасом, а в 1850 году и келия для служащих в часовне; на той же стороне в стене устроена книжная лавка. Внутри ограды располагались четыре каменных корпуса. Строения вне монастыря несколько раз переделывались и меняли своё месторасположение. Близ пустыни располагались два гостиных дома со дворами, деревянный флигель, где жили ученики церковно-приходской школы, овин и рига с молотильною и веяльною машинами, скотный двор и при нем каменная изба, деревянные избы, братская баня». Монастырь в советское время [ править править код ] В 1920 году монастырь был официально ликвидирован, но иноки покинули его только в 1925 году. В начале 1930-х гг. был взорван соборный храм Петра и Павла. Территория обители была передана под организацию в ней колонии для несовершеннолетних, а позже свиносовхоза. Колокольня с храмом Александра Невского была разрушена. В Успенской церкви был устроен клуб, который вскоре обрушился. Современное состояние [ править править код ] В 1998 году община верующих приступила к восстановлению монастыря, территория которого была передана в ведение РПЦ в 2000 году. В 2003 году Священный Синод постановил открыть Петропавловский епархиальный мужской монастырь в поселке Рощинский Липецкой области. В настоящее время ведутся работы по восстановлению Петропавловского собора и Успенского храма. Храмы [ править править код ] Собор Петра и Павла . Первая деревянная церковь во имя апостолов Петра и Павла в обители была выстроена в 1711 году, однако в скором времени обветшала. В 1739 году было начато строительство каменного храма, но и он просуществовал не долго — в 1819 году разобран. Современный собор окончательно выстроен и освящен в 1844 году.

http://azbyka.ru/palomnik/Раненбургская_...

Со всех сторон монастырь окружен зданиями. С восточной - в виду его, одиноко красуется на пустынных высотах несколько келий и хозяйственных построек, а вблизи, в ряду с другими, кладбище с церковью св. Апостолов Петра и Павла и под нею усыпальницей, в которой хранятся кости почивших братий, по здешнему обычаю, через три года вырываемые из земли. С севера есть небольшая дверь, вводящая в монастырь. С этой стороны прямо противу покровского корпуса, вне ограды монастырской, стоит кожевенный завод, тут же красильня.   В нескольких саженях от северо-западной стены стоит только что отстроенный корпус, в котором помещаются: хлебная, заведение для выделки восковых свечей и проч., а рядом с ним особая постройка, в коей помещается монастырская фотография. С запада, в недальнем расстоянии от него, под склоном возвышенного холма, на отлогости прибрежья, ютятся две отшельнические кельи, при которых находится монастырский огород.   За кельями этими и огородом, повыше, над текущим тут потоком, стоит мельница русского монастыря, а на другой стороне потока видна мельница Ксенофского монастыря. На пути сюда, при юго-западном угле монастыря, круто сбегает спуск к монастырской пристани, при которой слева бьет широкий ключ, замечательный тем, что на нем совершается водосвятие в день Богоявления. На этой пристани производится складка подвозимых продовольствий и стоят на якорях корабли, мелкие суда и пароходы, заходящие в Монте-Санто и к Русику. Здесь построено помещение для складки и хранения привозимых к обители судами разных запасов. С юга, против св. врат монастыря, в нескольких саженях от них находится гостиница для поклонников.   В недальнем отсюда расстоянии на береговом скате, по направлению к границе Ксиропотама, устроена иная пристань, где сохраняются разные мореходные орудия и принадлежности; тут же происходит и починка судов. Близ этой пристани, на самом берегу моря, выстроена больница, в которую принимаются больные пустынники и келлиоты, иные для излечения, а иные по старости лет и для успокоения. При больнице есть церковь в честь св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. При наружных оконечниках южной и во все протяжение западной монастырской стены сплочены каменным забором незначительные сады апельсинных, лимонных и других плодовых дерев.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=22&iid=224

Западная сторона обители, которою она обращена к реке, прорезана глубокими» оврагами, ложе которых во время весенних разливов, покрывается слоем ила, и потому на них – разводятся монастырские огороды и конопляники, а мысообразные возвышенности, разделяющие эти овраги, поросли мелкими лесами; одна из них носит следы искусственной отделки (городища); отсюда открываются пленительные виды на Оку и противоположный ее берег, на котором расстилаются поемные луга, а на дальнем горизонте видна Козельская засека. По углам передней (восточной) стены монастыря красуются два большие двухэтажные здания: монастырская гостиница и церковь при архиерейском доме; между этими зданиями каменная ограда, в которой устроены св. врата; им соответствуют врата под колокольнею, стоящей во второй линии; против же св. врат через дорогу, находится каменная Никольская церковь , построеная на протоке речки Жабинки; с боку церкви водоем с фонтаном; выше этой церкви на взгорье, у опушки леса, красуется деревянная часовня, построенная на святом кладезе, именуемом Жабинец, из которого и вытекает вышеупомянутая речка. За архиерейским домом к северу находится монастырский сад с сажелкою, запруженною на протоке той же реки. Деревни, состоящие приходом к монастырской церкви, не видны из монастыря; ибо находятся за лесом: это – сельцо Володково и деревня Горбунова, населены временно-обязанными крестьянами барона Черкасова; выше их находится село Карманье господ Павловых с церковью, приписною к Жабынской пустыне; к юго-востоку от монастыря так же за лесом, находится деревня Воровия, ближайшая к нему; в двух верстах далее на юг деревня Куракова; против неё, на левой стороне реки Оки, село Дураково, в двух верстах от города; на север же от обители ближайший к ней посел сельцо Береговое (барона Нольде) на ту сторону реки Оки, а выше его село Сныхово с каменною церковью, построенною в 1709 году на Сныховском городище, стольником Борисом Васильевичем Кондыревым; против Сныхова опять начинается сосновый бор, остаток древней, Никольской засеки, названной так от села Николы Гастунского, находящегося ниже Жабынской пустыни, считая по течению Оки.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Уже тогда церковь принадлежала к числу наиболее посещаемых и богатых храмов Вологды: при ней находилось значительное количество (77) приходских дворов, которым она превосходила большую часть приходских церквей города, и ежегодно платила крупную церковную дань. До 1710 года церковь была деревянной и состояла в конце XVII века из трех отдельных зданий: двух храмов - холодного во имя Иоанна Предтечи и теплого во имя Митрополита Алексия, и колокольни. Церковь Алексия сгорела во время грозы 26 мая 1698 года, колокольня во время пожара, по ее близости к горящему храму, была срублена. Закладка каменной церкви во имя Иоанна Предтечи, с приделом святого Алексия Митрополита Московского, состоялась 23 мая 1710 года, однако когда церковь была закончена и освящена, точно неизвестно. В 1851 году деревянная ограда вокруг церкви была заменена каменной, с железными решетками и двумя небольшими восьмиугольными башнями на западных углах. Здание каменной Предтеченской церкви состояло из двух одноэтажных отделений: холодного и теплого, - и находилось в связи с колокольней. Колокольня была пристроена к теплому корпусу, который в свою очередь примыкал к западной стене холодного храма. До 1865 года колокольня церкви была невысокой и за-канчивалась шатровым верхом, в том же году на средства прихожанина Леденцова она была разобрана до " звона " и значительно надстроена, а ее шатровый верх был заменен высоким остроконечным шпилем. В холодной церкви располагался престол во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, древнейшее устроение которого восходит ко времени царствования Иоанна Грозного, в честь его тезоименитства, которое праздновалось 29 августа. В теплой церкви располагались два престола: на северной стороне - во имя Святого Алексия, Митрополита Московского, на южной - во имя Святого Иннокентия Иркутского. Этот последний престол был устроен в 1832 году на средства купцов Свешниковых, прихожан церкви, в память о возвращении им в Иркутске потерянного сына после молитв, вознесенных Святителю Иннокентию Иркутскому. Первоначально Иннокентиев придел помещался в тесном юго-восточном углу теплой церкви. В 1860 году теплая церковь с южной стороны была увеличена каменной пристройкой, и престол Иннокентия Иркутского был перенесен туда в 1863 году. Этот придельный храм был освящен 19 января 1864 года Преосвященным Христофором, епископом Вологодским и Устюжским. В 1717 году холодный храм был украшен стенной росписью, но на клеймах не сохранились имена художников - иконописцев. Роспись покрывала стены, своды и алтарь холодной церкви. Фрески поновлялись (реставрировались) в 1856-1859 годах, вследствие чего появились тона, несвойственные росписи начала XVIII века. Однако графика сохранилась, и можно установить точный рисунок многообразных сюжетов, кроме того была сохранена древняя роспись в нишах окон.

http://sobory.ru/article/?object=01090

Особые достопримечательности: Евангелие серебряное весом до 3 фунтов; Евангелие с верхней серебряной доской весом до 1 фунта; то же весом 1 фунт 48 золотников; Евангелие малого размера серебряное вес 1 фунт 24 золотника; то же весом 72 золотника; то же весом 48 золотников; три комплекта сосудов серебряных вызолоченных; 9 напрестольных серебряных крестов; сосуд для хранения мира серебряно-позлащенный вес 20 золотников; 3 серебряных кадила весом от фунта до 48 золотников; сосуд для освящения налива серебряный, вес 3 фунта 42 золотника; ковчег в виде церкви серебряно-позлащенный 5 глав весом 5 фунтов; то же серебряно-позлащенный на верху со звездой с эмалевыми изображениями, вес 5 фунтов 5 золотников; дароносицы серебряно-позлащенные, вес 1 фунт 18 золотников; воскресный колокол с литыми изображениями пресвятой Троицы, Николая Чудотворца, Благовещения, св. Филиппа; второй колокол с литыми изображениями вес 59 пудов 29 фунтов. В приходе имелось 4 часовни и две церковно-приходские школы. Престольные праздники: Троица, Часовный, Гурьев, Филиппов дни. Ежегодно, в октябре, через село проходило два Понизовых крестных хода из г. Вятки со св. иконами. В начале ХХ в. Епископ Вятский и Слободской посетил с. Лаж четыре раза: в июне 1901 г., 19 августа 1904 г., в августе 1913 г., в 1915 г. Преосвященный Алексий, Епископ Вятский и Слободской, о посещении села Лаж в июне 1901 года по пути следования из Казанского в Кукнурское: «Каменный храм в селе Лаж тесен, содержится в чистоте. При входе в храм Владыку приветствовал речью священник Александр Овчинников. Преосвященный ответствовал ему и совершил молебен Пресвятой Троице и благодарственный по случаю выпавшего дождя. Священника Овчинникова Преосвященный обязал явиться в город Вятку для указаний как должно и возможно расширить местный храм, приказал перенести на другие места деревянные лавки, помещающиеся на юго-западной стороне церкви. В земском училище ученики отвечали совершенно удовлетворительно по Закону Божьему; законоучитель священник Николай Домрачев; в церковно-приходской школе ученики отвечали по всем предметам очень хорошо. Прихожанам и духовенству Владыка советовал расширить помещение этой последней школы или устроить для оной новый дом».

http://sobory.ru/article/?object=32803

П.П. Шилов, будучи не в состоянии оставаться в стороне от дела, в которое было вложено столько душевных сил и денежных средств, подал в Городскую Управу ходатайство о создании иконостаса и строительстве за собственные средства двух приделов в честь св. Николая Чудотворца и праведных Захарии и Елизаветы, что было разрешено 15 октября 1904 года Екатеринославской духовной консисторией. Для создания иконостаса П.П. Шилов планировал обратиться к известнейшему в то время московскому художнику, иконописцу и мозаичисту В.Д. Фартусову, получившему звание академика за живописные работы для храма Христа Спасителя и выполнившему в 1892-1893 годах стеклянный «мозаиковый» иконостас для Всехсвятской церкви на кладбище в Таганроге, взяв «за работу и постановку 14 800 рублей». Однако, получив письмо от иконостасной фабрики И.Е. Гетманова (Белгородский уезд Курской области) с выгодным коммерческим предложением, решил воспользоваться ее услугами. В феврале 1908 года постановлением Городской Управы П.П. Шилов был награжден орденом св. Анны III степени, а спустя несколько месяцев ему было пожаловано звание потомственного почетного гражданина. Новый храм пользовался у местного населения настолько большой популярностью, что уже спустя несколько дней после его освящения настоятели других храмов выразили недовольство, связанное с оттоком прихожан, в результате чего службы в Петропавловской церкви были прекращены. Возобновились они лишь спустя год благодаря жалобам населения и активным действиям Думы и Городской Управы. В воспоминаниях старожилов города церковь Петра и Павла до сих пор сохранилась как самый красивый, светлый и богато украшенный храм Таганрога с прекрасным внутренним убранством. Его стены, выполненные из неоштукатуренного, высококачественного красного кирпича, оживлялись белыми архитектурными деталями, шатровое завершение колокольни отчетливо связывалось с традициями русского зодчества. В панораме юго-западной части Таганрога с его малоэтажной застройкой живописный многоглавый силуэт церкви Петра и Павла играл особенно активную градообразующую роль, став архитектурной доминантой этого района.

http://sobory.ru/article/?object=34409

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010