Собор Николы расположен в юго-восточной части древней крепости у Никольского захаба. Его основной кубический объем с полукруглой апсидой на восточном фасаде завершен мощным барабаном с поздней главой полусферической формы. С запада к храму примыкает низкий притвор, с которым связана невысокая поздняя двухъяруеная, квадратная в плане колокольня, с юга одноапсидный придел, по южному фасаду разделенный на восточную повышенную часть с пощипцовым покрытием и декоративным барабаном, несущим главку луковичной формы, и западную галерею. Интерьер собора довольно тесен. Четыре мощных квадратных в плане столба несут пониженные подпружные арки с парусами, поддерживающие барабан главы. Индивидуальной особенностью перекрытия собора является то, что южный, северный и западный рукава креста перекрывают две подпружные арки, одна из которых с юга и севера примыкает к стенам четверика. Аналогов этому перекрытию на Псковской земле нет. О древнем происхождении храма говорят также квадратные в плане столбы. Это самый ранний храм из одноапидных, распространенных в XV веке на Псковской земле. Над западным нефом хоры, в юго-западном углу - палатка - придельная церковка. Галерея притвора перекрыта коробовым сводом, покоющимся на боковых взаимно перпендикулярных коробовых сводах. Придельная церковь и ее притвор перекрыты полулотковыми сводами с распалубками над оконными и дверными проемами. Каждый фасад храма расчленен четырьмя лопатками на прясла, завершенные двух и трехлопастными арочками, центральные прясла больше боковых, подобное членение в дальнейшем традиционно для храмов псковской школы зодчества. Это самый ранний вариант из сохранившихся храмов. В Новгороде фасады с такими членениями появились в 1313 г. - церковь Николы Белого на Софийской стороне. Из древних щелевых проемов сохранились, кроме барабана, два щелевых на апсиде, остальные с арочными перемычками появились позже. Световой барабан украшен двумя поясками: аркатурным и над ним - из уступчатых полукруглых ниш. Шея главы южного придела декорирована керамическим пояском конца XVII - нач. XVIII вв. Яруса колокольни имеют по краям пилястры, а арочные проемы - архивольты. Колокольня: квадратная в плане, имеет два яруса. Построена в 1849 г. в стиле провинциального классицизма, она не гармонирует с общим характером средневековой архитектуры Никольского собора. Видимо, звонница на Никольской башне, разобранная при сооружении колокольни, могла находиться в древности на притворе. Материал памятника - известняковая плита. Снаружи оштукатурен и побелен. Длина с притвором и колокольней - 26 метров, ширина с приделом - 18 м. Четверик - длина 18 м, ширина - 12 м.

http://sobory.ru/article/?object=00283

На севере и западе также видны горы и дебри, покрытые вековым дубовым лесом. Но особенно живописны виды на юго-запад от обители. Там, при подошве крутой горы, покрытой густым лесом, виднеются роскошные луга, прорезанные ручьями; по ним местами разбросаны кустарники и растут несколько развесистых дубов; между лугами извивается голубою лентою Ворскла, теряясь вдали, а за нею видна столбовая дорога, ведущая богомольцев из Белгорода, чрез Ахтырку и Лубны, в Киев. Гора, на которой стоит монастырь, открыта с трёх сторон, и лишь с северной соединяется с грядою проходящих здесь холмов, как бы узким перешейком; оттого Борисовская пустынь далеко видна издали; возвышаясь над обширною слободою, как неусыпный молитвенный страж её благоденствия, она красуется издали как священный чертог, возводящий от дольних к горним тех, которые, живя в нём, по слову Апостола, «горняя мудрствуют, а не земная», и, услаждая свои взоры красотами природы видимой, простирают душу и помышление к тем невидимым красотам и благам, кои уготовал Бог любящим его, в явление славы своей. Прежняя дорога к монастырю проходила через старый мост, на который (если ехать из Белгорода), поворачивали с главной Борисовской улицы, не доезжая соборной площади, мимо дома Вотчинного Правления с его садом. От моста дорога идёт по дну глубокого оврага, среди двух рядов хат; ибо и сюда протянулся Борисовский посёл, избегая тесноты. Далее, подымаясь на гору, дорога лепится по скату того же глинистого, размытого дождями, оврага (что и составляет главную её неудобность), а по окончании подъёма, пролегая мимо сельского кладбища и Священнических усадьб, приводит прямо к воротам монастырской гостинницы, расположенной против Св. врат обители. Но дорога эта, хотя и кратчайшая, с некоторого времени оставлена, по неудобности подъёма; новая идёт на новый мост, наведённый через Ворсклу на юго-западной стороне обители. Пройдя почти чрез всю главную Борисовскую улицу, мимо двух церквей, и чрез соборную площадь, дорога эта поворачивает на мост почти под прямым углом против последней из Борисовских церквей – Михайловской. Таким образом, прежде чем вы доедете до обители, познакомитесь с Борисовской слободой и налюбуетесь видом монастыря, который особенно хорош с моста. С вершины горы смотрят на вас две церкви, а ниже их, по скату той же горы, видны два ряда келий с галереями и террасами, напоминающими посетителям Востока Афонские обители; между келиями видна кое-где зелень дерев и кустарников, и всё это опоясано частию деревянною, а частию каменною, оградой.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Убранство второго этажа представлено спаренными колонками, на углах собранными в пучки. Окна снабжены профилированными фронтончиками. С северной стороны колонки заменены пилястрами. По верху здание огибает узорчатый пояс. Пояс венчают острые кокошники. Барабаны установлены на основания, прикрытые кокошниками, и украшены лепниной. На барабанах – граненые главки. Цветные изразцы обрамляют окна апсид и сгруппированы отдельными вставками по углам. Церковь Вознесения отличается от других устюжских храмов сложностью объемно-пространственной композиции, исключительным богатством декора, что роднит ее с московскими храмами середины 17 века. Возможно первую каменную церковь в Устюге возводили приезжие мастера: купец Ревякин, богатейший из устюжан, числился в столичной гостиной сотне и, видимо, пригласил в Великий Устюг московских мастеров. По главе «Красота минувших веков» В.В. Кокарева в книге «Великий Устюг». – Архангельск.: Северо-Западное книжное издательство, 1976. Церковь во имя Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа является древнейшим из сохранившихся каменных храмов города (находится на Советском проспекте у Земляного моста). Вознесенский собор каменный, двухэтажный, совмещает шесть престолов, часовню и колокольню. Юго-восточную часть здания занимает главный холодный храм Вознесения Господня, с юго-западной стороны находится часовня. На северной стороне холодного храма теплый храм Богоявления Господня, с приделом Воздвижения Честного и Животворящего Креста. В верхнем этаже над теплым храмом теплый же храм Воскресения Христова, под колокольней, придел Святого Дмитрия Царевича Московского. Над часовней холодный храм во имя Всех святых. Над холодной папертью возвышается восьмигранная колокольня. Церковь стоит на месте, где с XIII века находились деревянные храмы, много раз горевшие и восстанавливаемые вновь. Первоначально было две деревянные церкви холодная - Вознесение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и теплая - Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.68 Существующий храм построен в 1648 году на средства великоустюжского купца Никифора Ревякина.

http://sobory.ru/article/?object=00248

При участии русского послушника из соседнего монастыря Прасквица Егора Строганова монастырь был восстановлен на следующий год, им же была выложена каменными плитами тропа от Дульева к морю, которая стала кратчайшим путём в Цетинье. Во время Первой мировой войны австро-венгерские военные ограбили монастырь и увезли с собой уникальный большой колокол особого звучания. Монахами в этом монастыре были многие из племени Паштровичей, а некоторые из них были игуменами, как и знаменитый отец Даниил (Каженегра) (+1820), который заслужил особое признание как второй основатель обители. Во время Второй мировой войны на территории монастыря располагался штаб партизанского отряда «Штефан Штилянович». Тогда недалеко от монастыря был убит о. Варнава Бучен (1896-1942 гг.), которому было нанесено сорок шесть ножевых ранений. Мученическую смерть за любовь ко Господу здесь приняли и две монахини: Гордана и Стоянка. Игуменом монастыря Дулево какое-то время был церковный писатель и историк – архимандрит Дионисий Микович (†1 июня 1942 г.). После войны заботу о монастыре взял на себя настоятель монастыря Прасквица Борис Каженегра (он скончался в 1979 году), а после землетрясения в 1979 году попечение о монастыре Дульево было возложено на о. Димитрия Лакича, нового игумена Прасквицы . При землетрясении в 1979 году рухнул притвор церкви и открылись средневековые фрески двух основателей монастыря из царской династии Неманичей. Они размещены в юго-западной части храма. Образ первомученника и архидиякона Стефана написан на южной стороне юго-западного пилястра, образы двух монархов — на западной части южной стены. Святой Стефан написан в дьяконском стихаре с кадилом в руках в благодарственном повороте к основателям монастыря: первому сербскому королю Стефану Урошу III Дечанскому (+1331) и его сыну, молодому королю Стефану Душану (1308—1355). Портреты в церкви святого Стефана написаны примерно в 1340 году. В алтаре изображены архиереи, святые великомученики Георгий и Димитрий, в наосе — святители и святые воины, в верхних зонах написан цикл великих праздников. В церкви сохранилось два слоя живописи. Авторы фресок были членами одной из артелей, вероятно из Котора, в живописи заметно совмещение византийских и западных традиций.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Квадрат церкви украшен по боковым сторонам фронтонами и пилястрами, а верх освещен окнами с прямыми перемычками, на средине, крыши выведен глухой трибун с куполом крытым также, как и вся крыша, железом, над трибуном главка и крест. Вход в нижнюю церковь один с южной стороны, а в верхнюю два: один снизу по деревянной лестнице с юго-западного угла, а другой в северо-западном из архиерейских покоев. В западной стороне устроены духовые печи. Из нижней церкви в верхнюю устроено четвероугольное отверстие (люк) обнесенное железною решеткою; по углам решетки на восточной стороне поставлены два ангела в белых ризах, держащие в руках наложенную на решетке металлическими буквами надпись „мужи Галилейстии, что стоите зряще на небо?“ Слова эти относятся к изображенным на западной стене верхнего храма группе апостолов с Божиею Матерью, благоговейно взираощи на Вознесение Господне, изображенное на плафоне, по углам коего видны в облаках ангелы с трубами; в соотвествие сему, края же плафона обрамлены лентообразной надписью: „взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне“; а в простенках между окнами того же верхнего храма изображены 4 евангелиста в рост. Стены обеих церквей покрыты палевою краскою. Иконостасы одноярусные с арами в коих вставлены иконы в клеймах. Поле светло-голубо, украшенное мелкою золоченою резьбою. Иконы живописные искусного академического письма. Нижняя церковь освещается тремя окнами с южной стороны, в алтаре также три окна; а верхняя 9-ю окнами, из коих три в алтаре; с северной стороны, в верхней церкви приделана галерея на каменных столбах, освещена большими окнами, дающими вид в монастырской сад и на колодезь. 4) Церковь (с часовнею) во имя св. Николая на протоке кладезя Жабынца. Построена в 1815 г. строителем о. Михаилом, на месте бывшей здесь часовни. Впрочем, из истории обители мы видели, что на сем мест; издревле была деревянная церковь во имя св. Николая, в которой, по монастырскому преданию, погребен первоначальник сей обители священно-инок Макарий, прославившийся святостию своей жизни в начале XVII века. Тоже предание прибавляет, что когда 1815 г. рыли бут для новой церкви, то под помостом бывшей часовни нашли три гроба совершенно целых, которые снова зарыли на сем же месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Малый собор монастыря был отреставрирован в 2013–2016 годах. Во время работ специалисты раскрыли белокаменный цоколь фасадов храма XVI века. Реставраторы сняли штукатурку со стен, восстановили кирпичную кладку и оконные проемы в четверике храма и приделах, установили новые кованые двери, покрасили стены и своды, а также обновили надгробные плиты. После завершения всех работ, в 2016 году, проект реставрации Малого собора Донского монастыря был удостоен премии «Московская реставрация». В 2015 году начались работы в церкви Архангела Михаила. Реставраторы восстановили белокаменный цоколь и кирпичную кладку стен, покрасили фасады, привели в порядок оконные проемы в храме и трапезной, частично заменили деревянные конструкции на крыше. Специалисты поменяли расколотые доломитовые плиты на полу, отреставрировали интерьеры нижней усыпальницы, монументальную живопись, надмогильные плиты в храме и трапезной, скульптуры, воссоздали иконостас. Все работы завершились в 2017 году. Также была проведена реставрация двух башен монастыря — квадратной на северной стороне 4) и круглой угловой на северо-востоке 5). До конца этого года восстановят еще две башни — круглую угловую на юго-западе комплекса 11) и квадратную на западной стороне 12). Всего на территории монастыря находится 12 башен. Кроме того, велась работа по благоустройству территории и прокладке инженерных коммуникаций. «В настоящее время проводятся серьезные работы по реставрации семинарского корпуса Донской обители. В этом корпусе планируется открыть паломническую гостиницу, потому что, к великому сожалению, у нас нет возможности принимать паломников, нет возможности давать им кров и уют. А также проводится своими силами, силами монастыря, реставрация главного крыльца обители. И уже 1 сентября, в главный престольный праздник монастыря, мы планируем встречать именно здесь, у главного крыльца, нашу святыню — Донскую икону Божией Матери», — рассказал наместник Донского ставропигиального мужского монастыря, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси епископ Бронницкий Фома. Донской монастырь — южный страж Москвы

http://pravoslavie.ru/121529.html

Из этого описания можно усмотреть, что восточная часть здания резко отличается от всего остального: она имеет особые нарядныя окна, фигурные пояски и главу. Собственно эта восточная часть и есть церковь, а остальная часть здания пристроена позднее и представляет обыкновенные жилые помещения, находящиеся в двух ярусах. Вход в церковь находится на северной стороне, но он ведет не прямо в церковь, а в переднюю, находящуюся перед кухней. Левая сторона передней есть вместе с тем западная сторона церкви; этою-то стеною и ограничивался храм с запада, до пристройки к нему остального здания. В ней находится вход в самую церковь, устроенный также в виде перспективного портала, но менее изящного типа, нежели первый. Со внутренней стороны этого входа поставлено по обеим сторонам по колонне. В притворе церкви своды сомкнутые, с большими распалубками. В главном храме опорных столбов не имеется, и барабан поставлен прямо на своды. Храм необычайно высокий, в два света. Сверху, на зап. стороне, устроены хоры. В алтарной части, по бокам среднего окна поставлены 2 колонки. О времени построения этой церкви нет никаких сведений, но, судя по деталям фасадов, ее можно отнести к XVII веку, а в некоторых частях даже и к началу XVIII. Иконостас 5-иярусный, хорошей работы. Против юго-зап. угла здания находится могила одного из защитников Севастополя, Бориса Михайловича Шатилова, бывшего офицера 10 артилл. бригады, а впоследствии земского начальника Псковского уезда. Вот что пишет о Пантелеймоновом монастыре Елена Николаевна Морозкина: " Изучая зодчество древнего Пскова, я взяла себе за правило посещать те места, о которых известно, что в них когда-то были памятники архитектуры, хотя до нашего времени они не дошли. Это что-то дает: о древних строениях рассказывает само место, некогда выбранное для них, иногда можно обнаружить какие-то оставшиеся части. Но иногда получаешь великолепные сюрпризы: таким подарком явился ансамбль Крыпецкого монастыря середины XVI века, хорошо сохранившийся до наших дней. Уцелел большой собор Великой пустыни, тоже XVI века, до 1969 года не числившийся в живых. Правда, такие находки попадаются нечасто, но все же не исключены.

http://sobory.ru/article/?object=47102

Рядом с церковью расположено старое, заросшее травой кладбище, надгробия датированы 18... годами. В том числе там находится могила последнего настоятеля церкви (ум. 1937). Чуть в стороне от церкви расположено более новое кладбище, где производят захоронения и сейчас. Посреди кладбища стоит маленькая часовня округлой формы. На другой стороне улицы (от церкви) находится основное здание научно-учебной базы " Горное " Государственного университета по землеустройству, построенное в одном тоне с церковью (красный и белый кирпич). К 2008 году храм практически восстановлен, летом Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил его освящение. Село Погост Дощатый, или Спас Дощатый, находятся в 18 верстах от Зарайска, и в 25 - от Коломны, на крутой горе над рекой Осетр. По преданию, некогда Иван Васильевич Грозный, проезжая с богомолья из Зарайска в Коломну, залюбовался видом этой горы, назвал ее «русским Фавором», велел из досок судна построить здесь церковь (обыденную?) во имя Преображения и пожаловал ее землей. Существующая ныне каменная церковь во имя Преображения с приделом во имя Тихвинской иконы Божьей Матери построена в 1709 году и освящена в 1713 году архиепископом Вятским и Великопермским Дионисием, который некогда был здесь приходским священником с именем Давид. Колокольня оставалась без крыши, со столбами наверху для колокольни. Главный храм имеет в основании четырехугольную форму и отделяется от придельного аркой. Над четырехугольным основанием возвышается восьмиугольник с 6-ю окнами в нем. Над ним - глава и крест с короной. Придельная церковь довольно низкая, со сводом, который в середине поддерживается столбом. В конце XVIII или начале XIX века над аркой были устроены хоры для певчих по желанию местного помещика. Говорят, что при этом повредили часть стены и распилили заложенные в ней железные связи, и в 50-х годах XIX века обнаружилась трещина в стене главной церкви направо от арки к юго-западному углу. Трещина становилась с каждым годом все значительнее. Пришлось донести епархиальной власти. Командированный Палатой государственных имуществ инженер Л. нашел невозможным исправить церковь и предложил, разобрав ее до основания, построить новую, а церковь пока запечатать. В ноябре 1858 года в церкви была запрещена служба. Только со вступлением на рязанскую кафедру преосвященного Смарагда был командирован новый архитектор, который нашел возможность отремонтировать церковь, и в придельном храме совершать службу. Епархиальная власть так и поступила.

http://sobory.ru/article/?object=06344

Потребность оставлять некоторую площадь для церковного хора в соборах побудила увеличивать конец горизонтальной линии и видоизменять полукруг. Этот архитектурный тип довольно часто встречается среди храмов Балкан. Так и в Соборе Святой Варвары имеются характерные черты: угловые помещения основного храма Собор покрыты на востоке крестовыми сводами, а на западе — арками. В Соборе монастыря Русану сохранилось множество фресок, среди них надпись на западной стене основного храма: «Возведён этот божественный и почитаемый храм в честь Преображения Христа усилиями и на средства Преосвященства иеромонаха и игумена этого монастыря Святого Арсения в ноябре 1560 года». Выполнению иконописной программы в Соборе Святой Варвары предшествовали живописные фрески Собора Великой Лавры на Святом Афоне и Мегале Метеора — пожалуй, наиболее выдающиеся работы «Критской школы». На куполе Вседержитель, окруженный ангелами и Богоматерью. На своде фигуры пророков, а в углах — четыре евангелиста. Под сводом храма — Платитера среди ангелов. Изображены также иерархи, Успение Богородицы, Пятидесятница и Небесная литургия. На западной стороне в углах храма занимают свое место Благовещение и пророк Исаия рядом с Богородицей и царь Давид рядом с Архангелом Гавриилом. Под сводом южной стороны изображены Преображение и ниже Исцеление Лазаря и Вход Господень в Иерусалим. В следующем поясе — фигуры Святого Георгия, Федора из Тир, Прокопия, Евстафия, Иакова Персенянина. Под сводом в южной нише — Рождество Христово, Избиение младенцев, Сретение, Крещение Господне, Тайная вечеря. Перед сводом — фигуры пророков. В юго-западном углу изображены Рождество Пресвятой Богородицы, Двенадцатилетний Иисус в храме, Святые Козьма и Дамиан. На куполе — Искушение Христа. На южной стене Святые Антоний, Евфимий, Савва и Стефан Молодой. Под сводом западной угловой ниши — Рождество Христово, Сотворение Чуда, Святой Пантелеймон и Ермолай. Под куполом — Воздвижение Святого Креста. На северной стене — Святые Эфраим, Великий Арсений, Иоанн Климак, Феодосий. На переднем плане — Святые Самсон и Диомидис.

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Руса...

Имеющиеся в сем монастыре в нынешнее время внутри и вне оного замечательнейшие здания суть следующие: 1. ОГРАДА, которая составляет нерегулярный пятиугольник, с построенными по углам пятью тёсом покрытыми башнями, под коими находятся погреба, и тремя воротами, из коих с восточней стороны первые для входа в монастырь. На сих вратах построена огромная колокольня, о которой сказано будет ниже; вторые ворота близ юго-восточной башни, для въезда к Настоятельским кельям и для прочих надобностей; третьи на северной стороне близ северо-западной башни, для выхода на пруды. Ограда вся в окружности своей составляет триста девять сажен, а с конюшенным двором и садом, которых ограда примыкает к монастырской с южной стороны ограде, 367 сажен, вышиной в 3,5 сажени, толщиной в три аршина. Начата она строением (как в старинной вкладной книге 14 листа на обороте показано) по Указу Великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича при Архимандрите Новоспасском Ионе Арзамасском, при Келаре старце Феоктисте Колединском, в лето 7148, от Р. Х. 1640, в Апреле, а достроена в лето 7150, от Р. Х. 1643, в Августе, иждивением Государя Царя Михаила Феодоровича и Матери Его, Великой Старицы Инокини Марфы Иоанновны, жалованными ещё при жизни её деньгами, при том же Архимандрите Ионе Арзамасском, а при Келаре старце Ефреме Квашнине. 2. СОБОРНАЯ Преображения Господня ЦЕРКОВЬ о пяти главах, имеющая с западной и южной сторон паперти с входами, покрытые по железным стропилам листовым железом. Церковь сия в длину с алтарём (кроме папертей) на 16 саженях с аршином, в ширину на 13 саженях; строением начата по повелению Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича и по благословению Святейшего Иосифа Патриарха, по разобранию первоначально построенной Соборной церкви, за малостью и ветхостью на том же самом месте в 1645 году, при Архимандрите Ионе и при Келаре старце Ефреме Квашнине, особливым усердием и коштом Его Великого Государя и Матери Его Великой Старицы Инокини Марфы Иоанновны; а достроена при Государе Царе и Великом Князе Алексие Михайловиче, Стенное иконописание во всей оной церкви окончено и лето 7199, от Р. Х. 1690, Сентября 14. В церкви и алтаре пол чугунный, устроен при Архимандрите Иоанне Черепанове, коштом доброхотнодателей в 1778 году, а паперти вымощены чугуном же при Архимандрите Павле, коштом доброхотнодателей же.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010