С запада к церкви примыкает во всю ее ширину узкий и невысокий притвор (5 арш. ширины внутри), с фронтонною кровлей, лежащей гораздо ниже церковной крыши. Нужно полагать, что прежде он был открытым, но впоследствии пролеты его заделаны стенами. На восточной стороне имеются 3 абсиды, из коих средняя больше боковых и украшена валиковыми разводами. Особенность внутреннего устройства храма состоит в отсутствии подпружных арок. Купол опирается прямо на коробовые своды. В юго-западном углу, на высоте хор, устроена каменная палатка. Подобное же помещение находится в алтаре, над диаконником. Высота его 2 с. 1 в., длина 1 арш, 9 1/2 в. и ширина 2 арш. 2 в. Здесь устроена каменная лавочка, а в южной стене было проделано окошечко, ныне заделанное. Можно думать, что здесь был тайник для сокрытия, в случае опасности, церковных драгоценностей, а может быть, и людей. В стенах и парусах церкви видны голосники. В восточной части притвора, за иконостасом, находится плита 1690 г., с именем погребенной Наталии Васильевны Колобовой, урожденной Тимашевой. Около 1860 г., при устройстве набережной против церкви, была разломана часть городской стены, причем обнаружился замурованный склеп, а в нем дубовый гроб. В нем оказался завернутый в саван скелет, до того истлевший, что части его легко уносились дуновением ветра. Предполагают, что это был некий Псковский затворник Иван, живший 22 года в городской стене, проводя дни в посте, молчании и молитве. Летопись упоминает о нем под 1616 г. Из книги Н.Ф. Окулич-Казарин " Спутник по древнему Пскову " . Псков, 1913. ...Наиболее ранней псковской постройкой с упрощенными сводами и восьмискатной крышей приходится признать церковь Георгия со Взвоза, датированную 1494 годом. По-видимому, до этого времени восьмискатные покрытия не применялись в псковской церковной архитектуре. Нужно учесть также, что именно в эти последние семь-восемь лет XV века в псковской архитектуре появились приемы и формы, ставшие характерными для всего XVI века и, начиная с этого времени, исчезают многие архитектурные приемы XV века. В 1496 году была построена церковь Богоявления с Запсковья — первый псковский храм, в котором ступенчатые своды соединились с восьмискатной крышей. С этих пор псковичи ступенчатые своды стали скрывать в чердачном пространстве за высоко поднятыми щипцами восьмискатных покрытий, отказались от постаментов под барабанами глав, не повторяя их даже при возобновлении старой постройки, имевшей до того постамент, отказались от шестнадцатискатных покрытий, характерных для XV века...

http://sobory.ru/article/?object=00508

«Смотрите, смотрите, вот и Саров!» – воскликнул мой спутник. Как ни ждали мы увидать Саров, – тем не менее увидать его сразу весь, во всей красе и во всем величии, было для нас полною, поразительною неожиданностью. Не обнажить головы, не сотворить крестного знамения при виде белых стен монастыря, его высоких зеленых и золотых глав было бы прямо насилием над собою... До монастыря оставалось не более версты; но лес все еще продолжался и не раз закрывал монастырь: он подходит почти к самым стенам последнего. Гостиница, в которой мы остановились, находится вне стен монастыря, против восточных его ворот. Вблизи от этой гостиницы под горкою, по берегу реки Саровки, – дорога на святой источник и в Дальнюю пустыньку (до первого от монастыря около двух с половиною верст, а до последней около четырех). По этой дороге взад и вперед двигались непрерывные вереницы богомольцев. Но сейчас нас занимали не они: нас влекло в обитель, к ее святыням. Не чувствуя никакой усталости, хотя находились в пути с 5 часов утра до 12 и проехали без остановок около 50 верст, мы направились в монастырь. За вратами его пред нами открылась довольно большая площадь, почти сплошь обстроенная двухэтажными белыми корпусами. В ряду корпусов левой стороны (южной; мы вошли со стороны восточной) возвышается большое кирпичное здание. Это еще не освященная, новая церковь , выстроенная в память преподобного Серафима. Прежде на ее месте находились монашеские кельи, но их сломали; оставлена лишь одна келья преподобного, в которой он жил, неся свои великие подвиги затвора, молчания и старчества, и в которой скончался (2 января 1833 года). Эта келия, оставленная в неприкосновенности, пришлась теперь в самой новой церкви, в юго-западном ее углу. Ниже мы скажем об этой келии. Посредине ограды стоят два больших храма-собора – холодный и теплый, один в честь Успения Божией Матери, а другой в честь Живоносного Источника. В западной стене монастыря – святые ворота и тут же величественная колокольня. Звона на ней мы еще не слыхали. У алтаря Успенской церкви, с правой (южной) его стороны, стеклянная часовня; пред ней толпится народ. Это место могилы, в которой 70 лет почивали останки преподобного Серафима. Часовня вплотную прислонена к храму, так что нижние части двух окон алтарей (главного и придельного) приходятся под крышею часовни, и из этих алтарей видна вся ее внутренность. Самая могила представляет собою склеп. Теперь три стороны этого склепа и верх обделаны мрамором (низ остался прежний, выстланный крупным кирпичом), а четвертая сторона открыта и заслонена лишь стеклом. К этой стороне склепа и спускаются по удобно устроенной лестнице. Склеп был пока пустой.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

В начале XVIII ст., кроме Успенской церкви, в селе существовала, как видно из сохранившейся храмозданной грамоты 1767 г., другая деревянная церковь с престолом в честь св. и чудотв. Николая; время первоначального ее построения неизвестно. В 1727 г. 7 февраля по прошению Успенской церкви попа Федора с прихожанами дан был из св. Синода указ о строении в селе новой деревянной церкви в честь Успения Божией Матери, вместо бывшей обветшавшей; церковь эта была построена и освящена в следующем 1728 г. Обе деревянные церкви, Успенская и Николаевская, стояли в селе до 1767 г., а в этом году Николаевская церковь за ветхостью была упразднена и на ее месте, по благословению преосв. Павла, епископа Владимирского и Муромского, усердием прихожан положено было основание каменной церкви в честь Успения Божией Матери с теплым приделом во имя св. и чудотв. Николая. Теплый придел окончен строением и освящен в 1772 г., а холодный Успенский престол освящен в 1777 г. В 1792 г., по благословению преосв. Виктора, епископа Суздальского и Владимирского, прихожане в теплой церкви построили другой придел с престолом в честь св. прор. Илии. Колокольня при церкви и ограда - каменные. Из священных предметов, имеющихся в холодной церкви, особого внимания заслуживают св. иконы Господа Вседержителя, украшенная серебряною ризою с позолоченным венцом, и икона Успения Божией Матери, в серебряной ризе с одиннадцатью сребропозлащенными венцами, гроб Божией Матери и покров оного унизаны китайским крупным жемчугом. Церкви принадлежат здания: каменная ризница, устроенная в 1879 г. на юго-западной стороне церкви, каменная сторожка близ церкви, каменная богадельня за церковною оградою, построенная усердием дворянина Петра Гавриловича Пахомова в 1854 г., каменная часовня среди села, издавна построенная прихожанами в честь иконы Божией Матери «Неопалимой Купины» и деревянная часовня близ кладбища, издавна построенная прихожанами в честь св. прор. Илии. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1803 г., исповедные росписи с 1829 г.; опись церковного имущества составлена в 1875 г. и хранится в церкви.

http://sobory.ru/article/?object=03512

Кроме главного алтаря в честь Успения Божией Матери, в этом соборе за преградой три придела: 1) св. Великомученика Феодора Стратилата, 2) св. Мученицы Ирины и 3) обетный алтарь Святителя Николая Чудотворца, устроенный и освященный во время осады монастыря 1609 года, Мая 9. В самом храме погребены с правой стороны от входа: 1) духовник Царя Михаила Феодоровича, сперва протопоп Моск. Благовещенского собора, потом Архиепископ Рязанский Моисей, умер. 1651 года в Рязани и 2) Архиепископ Московский Августин Виноградский , умер, в Москве 1819 года, на левой стороне: 1) Королева Марфа Владимировна, дочь Князя Владимира Андреевича Старицкого, бывшая в замужстве за Датским Принцем Магнусом, Королем Лифляндским, потом инокиня, умершая 1617 года, июня 13, и 2) дочь ее Королевна Евдокия, сконч. 1589 г. Марта 17. Над их могилами каменные надгробницы. Вне собора, против северо-западного угла, низменная каменная палатка, крытая железом, заключает в себе четыре гробницы царственного семейства Годуновых. Здесь нашел себе третью могилу Борис Годунов; его гроб вынут был из могилы в царской усыпальнице, извергнут чрез пробитое в юго-восточной стене отверстие и предан земле в убогом Варсонофьевском монастыре вместе с гробами супруги, Царицы Марии и сына Царя Феодора; потом оттуда в 1606 года с честью гробы их перенесены в Троицкую обитель и похоронены в трапезе Успенского собора; к ним присоединена несчастная дочь Бориса Годунова Ксения, которая, пред кончиной своей, 1622 г. Августа 30, просила Царя Михаила Феодоровича перевезти тело ее из Суздальского монастыря в Троицкий и там похоронить ее вместе с ее отцем и матерью. 55 Но не суждено было Годуновым и здесь оставаться в покое; при разобрании трапезы, 1781 г. могилы их остались вне храма и над ними устроена сказанная палатка. На каменных надгробиях читаем следующие надписи: 1) Лета 7113, июня в 10 день преставися благоверный Царевич Феодор Борисович всероссийский; 2) лета 7113, Мая в 1 день преставися Благоверный Царь и Великий Князь Борис Феодорович всея России, во иноцех Боголеп; 3) лета 7113, июня 10, преставися благоверная Царица и Великая Княгиня Мария Григорьевна всея России; 4) лета 7130, Августа в 30 день, преставися благоверная Царевна, инокиня Ольга Борисовна».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Нетленные мощи священномученика издавна почитались. Святым называет М. киево-печерский архим. Захария (Копыстенский) в «Палинодии» (1621; «В церкви Св. Софии тело с отсеченою от татар головою лежит св. Макария, митрополита Руского» (РИБ. Т. 4. Стб. 847)). По сообщению мон. Афанасия Кальнофойского (Тератургима. К., 1638), у раки М. были зафиксированы 2 чуда, происшедшие в 1625 и 1634 гг. К 1836 г. мощи находились «под сению, в правой стороне Софийского собора в раке, серебром обложенной» (СИСПРЦ. С. 173). В доме Киевских митрополитов в XIX в. имелась домовая крестовая ц. во имя М. Придел во имя М. был освящен в восстановленном по инициативе генерал-губ. М. Н. Муравьёва в 1865-1868 гг. виленском Пречистенском соборе. По сообщению еп. Димитрия (Самбикина) (1899), «в прежнее время память святителя Макария совершалась 19 января, в день пр. Макария Египетского, ради тезоименитства, но с 1827 г. память святителя Макария перенесена на 1-е мая (день его кончины); в этот праздник мощи святителя обносятся вкруг Киево-Соф. Собора» ( Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Май. С. 12). В кон. XIX - нач. XX в. о присуждении особой премии митр. Макария (Булгакова) за лучшие сочинения студентам Киевской ДА объявлялось в день памяти М. 1 мая. В настоящее время мощи сщмч. М. покоятся во Владимирском соборе Киева (неканонической УПЦ КП), частица мощей - в посвященной М. киевской ц. на Татарке УПЦ. Ежегодно 14 мая в дер. Скрыгалов после литургии совершается крестный ход от церкви к месту мученической кончины М., где у стелы служат молебен святому. Ист.: АСЗР. Т. 6. 4. С. 5-12; РИБ. Т. 4. Стб. 236-237, 1038-1039; АЗР. Т. 1. 152. С. 174-175; СбРИО. 1882. Т. 35. С. 185-187; ПСРЛ. Т. 35. С. 123-124. Лит.: СИСПРЦ. 1836. С. 172-173; Строев. Списки иерархов. Стб. 3, 540; Описание о российских святых. С. 11; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 6-7; Корольков И. Н., прот. Киевский митр. сщмч. Макарий и его значение в истории Юго-Западной Церкви//ТКДА. 1897. 6. С. 152-178; Титов Ф. И., свящ. Св. сщмч. Макарий, митр. Киевский и всея России//Там же. 1897. 5. С. 3-18; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Май. С. 10-14; Голубинский. Канонизация святых. С. 217; Дублянський А. Ykpaïhcьki cbяmi. Мюнхен, 1962; Макарий. История РЦ. 1996. Кн. 5 (по указ.); Флоря Б. Н. Исследования по истории Церкви: Древнерус. и слав. средневековье: Сб. М., 2007 (по указ.); Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 242-243.

http://pravenc.ru/text/2561424.html

Помещение самой церкви вытянуто поперек главной оси и перекрыто сомкнутым сводом со световым отверстием под барабаном центральной главы. Четыре угловые главы играют чисто декоративную роль. Интересной и неповторимой особенностью интерьера Спасской церкви были выделенные из ее внутреннего пространства небольшие квадратные помещения в юго-западном и северо-западном углах . Они соединялись с трапезной открытыми проемами в западной стене храма, а для освещения их были пробиты небольшие окна сбоку от южного и северного порталов. Эти помещения предназначались для алтарей приделов, выходивших непосредственно в трапезную. Кроме оригинального интерьера, Спасская церковь замечательна красотой своего внешнего облика. Особую скульптурность ее объему придают ступенчатые ряды кокошников, венчающих стены и создающих пластический переход к главам. В этом сооружении стиль русской архитектуры XVII в. нашел свое полное выражение. Это поистине классический образец завершающего этапа в развитии искусства Московской Руси. При всем богатстве профилированных кирпичных украшений, они применены здесь настолько тактично и так органически сочетаются друг с другом, что у зрителя никогда не возникает мысль, что та или иная деталь может оказаться лишней и ненужной в общем музыкальном строе. Нигде не нарушается связь и соподчинение элементов. Как все отдельные части здания, так и мелкие части этих частей и любой отдельно взятой детали находятся точно на определенном, предназначенном для них месте: все связано друг с другом, детали вырастают одна из другой свободно и естественно, как вырастают кристаллы. Безвестные балахнинские мастера показали здесь полное владение кирпичом как строительным и декоративным материалом. Поистине неистощима изобретательность и фантазия, проявленные в декорировке оконных обрамлений Спасской церкви, — во всем сооружении нет двух одинаковых наличников окон, причем характер и богатство их пластической обработки вытекают из места, занятого каждым из них в композиции сооружения. Большие окна над входными порталами выделаны особенно богато профилированной широкой рамой, объединенной со средней парой лопаток. Такими же мощными пластическими аккордами выделяются и композиционные центры южного и северного фасадов. Мастера-зодчие приняли во внимание и различные условия освещенности обоих фасадов — детали южной стены имеют значительно более мелкие членения, которые при солнце хорошо подчеркиваются падающими тенями; детали на северной стороне церкви крупнее и грубее, так что особенности их построения выделяются и при отсутствии резких теней.

http://sobory.ru/article/?object=00898

Судьба древних государств Южной и Юго-Восточной Азии в те же XVI–XIX века складывалась весьма незавидно. Индия, Индокитай, Индонезия были фактически поглощены и многократно ограблены Западом, как и Африка и Америка. В то же время Османская империя, Иран, Афганистан, Монголия, Китай и ряд других азиатских государств, утратив суверенитет над частью своей территории, тем не менее сумели сохранить относительную политическую самостоятельность, а главное, культурную самобытность. Легко заметить, что они оказались своеобразным «буфером» между Россией и зонами европейской колонизации и частично вошли в сферу русского влияния . Вынужденно развернувшаяся в этих странах дипломатическая игра давала им шанс пережить эпоху колониальных захватов. Таким образом, роль России в новой и новейшей истории Азии трудно переоценить. Фактически ее политика сдерживания модернизации способствовала сохранению основ для сегодняшнего строительства многополярного мира. Похожих результатов Россия XVII–XIX веков добивалась и как европейская держава, так или иначе влияя на ход европейских дел, а то и прямо вмешиваясь в них. Вследствие этого влияния сплошная унификация культур Восточной, Центральной и Северной Европы была существенно заторможена. Колоссальными усилиями Россия в Европе не только неоднократно справлялась с польскими, шведскими, прусскими, французскими и иными гегемонистскими претензиями, но и практически без выгоды для себя стабилизовала готовые рухнуть Австро-Венгрию, Испанию и другие консервативные режимы . Сыграв в первой половине XIX века решающую роль в провале военно-глобалистской авантюры Наполеона, Россия по горячим следам попыталась выстроить и первую систему европейской коллективной безопасности – Священный союз. Карл Маркс и другие европейские радикальные лидеры недаром называли ее «жандармом Европы» или даже «мировым жандармом». За этой ненавистью скрывалась трезвая оценка Российской империи как естественного тормоза модернизации Европы, особенно Центральной и Восточной. Даже не прибегая к вооруженному вмешательству, самим фактом своего существования и развития, Россия ежедневно доказывала миру, что крупное государство может строиться, хозяйствовать и добиваться определенных успехов, не следуя нормам буржуазного права и протестантской этики. Внешняя политика Российской империи XIX века также была весьма динамичной, но на редкость миролюбивой по отношению к ее западным соседям. Царское правительство старалось пунктуально следовать всем дипломатическим договоренностям даже тогда, когда они казались другой стороне утратившими политический смысл. Европейские же «партнеры», напротив, использовали любой повод для разрыва прежних соглашений и выдвижения новых требований в любой удобный для этого момент. Особого накала эта ситуация достигла во второй четверти XIX века, в царствование императора Николая I.

http://pravoslavie.ru/28932.html

Рисунок 89. Гора Мориа в первоначальном виде по К. Варрену Эта центральная часть или вершина горы Мориа, по преданию представляющая самый священный пункт площади и ныне находящаяся под куполом мечети Омара с именем «священной скалы» мусульман, по уровню возвышается на 2440 футов над поверхностию Средиземного моря у берегов Яффы. Начиная от этой центральной части, грунт горы постепенно спадает, сначала слабо, в области верхней террасы, на 10 (при восточной и северной стороне) и 20 (при западной и южной стороне) футов, потом, в области нижней террасы, круто, именно на северо-восточной стороне нижней террасы на 162 фута ниже уровня центральной священной скалы, на юго-восточной на 163 фута, на юго-западной на 150 футов. Только на северо-западной стороне террасы грунт не понижался; почти на уровне верхней террасы здесь выделялся узкий перешеек, которым гора Мориа соединялась с соседнею северною возвышенностию. В таком виде застали это место Давид и Соломон. С одной стороны, оно было очень удобно для святилища по своей непосредственной близости к городу, по расположению своих двух террас, представлявших две естественных ступени для дворов, которые по намеченному плану должны были окружать храм, и по своей усеченной вершине, представлявшей удобное место для храма или жертвенника; находившаяся тут же, под вершиною горы, натуральная глубокая пещера большую часть года была даже наполнена готовою водою, необходимою для ветхозаветного жертвоприношения. Но, с другой стороны, это место представляло и некоторые неудобства. Во первых, гора Мориа лежала на восток от города, между тем, при той ориентации, какую должен был получить храм, для жителей Иерусалима, повидимому, было бы удобнее иметь храм на западной стороне города; в таком только случае главные восточные ворота святилища могли быть в непосредственном пользовании городских жителей. Это кажущееся неудобство строитель храма признал несущественным, конечно, потому, что храм строился не для одного города, а для всей страны; в этом случае потребности или удобства Иерусалима не имели особенного значения.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Главный въезд в кремль вёл через восточные Спасские, или Пятницкие ворота стоявшие на дороге Владимир-Кашира у моста через Москву-реку. Они представляли собой трёхярусную проездную башню высотой 28 метров, увенчанную дозорной вышкой с " всполошным " колоколом. К ней пристроена отводная стрельница. В проездной арке помимо дубовых ворот имельсь три герсы. На юго-западе кремля находились Ивановские ворота, напоминавшие Пятницкие, высотой 33,5 м. Они также имели отводную стрельницу и решётки-герсы. На изломе крепостной стены к югу от Коломенской башни стоит пятиярусная Грановитая башня, шестигранная с внешней стороны, но прямоугольная с внутренней. Однотипные шестиярусные Ямская, Спасская и Погорелая башни на восточной стороне - четырёхгранные. Их высота от 20 до 24 м, толщина стен - до 4,5 м. Они были снабжены бойницами подошвенного, нижнего, среднего и верхнего боя. С внутренней стороны кажная из четырёхугольных башен имела отводную башню на уровне боевого хода стен. На западной стороне Кремля между Свибловой и Коломенской башнями находилось. вероятно, шесть башен, не сохранившихся до наших дней. На Москву-реку выходили Водяные ворота, рядом распологалась Тайницкая башня, получившая название от тайника - подземного хода к воде. Черёхгранные Косые ворота имели Г-образный проход. Своё название они получили по Косой горе, на которой располагались. Мельничные ворота, через которые дорога вела на противоположный берег Коломенки к мельнице, имели надвратную башню, позже разобранну. Между Грановитной и Коломенской башней в прясле стены находилась проездная арка - Малаховские ворота, впрочем, заложенные уже во второй половине 16 века. В августе 1531 года сооружение коломенского кремля было завершено. Построенный по образцу Московского, он лишь немного уступал ему. Лишь к 17 веку, когда границы государства переместились далеко на юг, крепость потеряла оборонительное значение. В 1606 году город захватили войска Ивана Болотникова. В Смутное время он неоднократно подвергался разграблению польско-шведских захватчиков. Тем не менее Коломна полностью оправдала своё предназначение и стала символом неприступности русского государства. Степняки ни разу не сумели в открытом бою овладеть этой твердыней, являвшейся надёжным щитом Москвы с юга. В настоящее время сохранились шесть башен, одни ворота и часть стены с юго-западной стороны крепости.

http://sobory.ru/article/?object=17597

«По мере усиления Владимиро-Московской (Северо-Восточной) Руси правившие в своих уделах в Юго-Западной (Будущая Украина) и Западной (Будущая Смоленщина и Белоруссия) Руси Рюриковичи потянулись к общерусскому единству. Более того, даже утвердившиеся на части русских столов Гедиминовичи зачастую, быстро обрусев, приняв Православие, потянули туда же. В Куликовской битве участвовали Дмитрий и Андрей Ольгердовичи и их двоюродный брат Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский. Андрей Ольгердович участвовал на стороне Дмитрия Донского и битве на Воже, которая предшествовала Куликовской битве. Их брат Владимир Ольгердович, бывший удельным князем Киевским, в конце жизни бежал в Москву. Во время войны с Литвой Ивана III на сторону России перешли князья Чернигово-Северские. В целом в этот период Литва с трудом удержала ранее подчинённые русские земли, потеряв около трети от своих приобретений в предыдущие два столетия. Однако постепенно ситуация меняется, и в XVI веке русские земли прочно и без особых проблем удерживаются уже Речью Посполитой. Что же произошло?» - вопрошает политолог. «Поляки провели достаточно быстрый процесс окатоличивания православной элиты в Западной и Юго-Западной Руси. Они не морочили себе голову со старшим поколением. Зачем? Ведь дети и внуки истовых православных Вишневецких, Острожских и прочих потомков Рюрика и Гедимина учились в иезуитских колледжах и католических университетах. Только там можно было получить приличествующее аристократу образование. Выходили же они оттуда готовыми католиками. А по принятым тогда нормам католик означало поляк, а православный — русский», - напомнил он. «Так русские земли в составе Речи Посполитой надолго лишились русской элиты. Бунты же крестьян, как и во всей Европе, легко подавлялись профессиональными военными, которых в связи с турецко-татарской опасностью на этих территориях было более, чем достаточно. Что характерно, зачастую значительная часть войска, выступавшая на подавление восстания православных крестьян, сама была православной, но вела это войско католическая элита — и оно ей слепо повиновалось. Проблемы возникли лишь тогда, когда поляки отказались закрепить за казаками статус шляхтичей. Поскольку от служившей магнатам в надворных хоругвях загоновой шляхты казаки (особенно реестровые) ничем не отличались (часто были даже богаче, так как помимо жалования имели и землю), это вызвало протест против подобной несправедливости, лишавшей казаков возможности участия в сеймах и сеймиках (политическая активность приносила свой гешефт). В конечном итоге серия восстаний вылилась в войну Хмельницкого, который долго пытался убедить польского короля даровать-таки казакам права шляхетства, что должно было сразу же привести к окончанию смуты. Тем не менее, пока не возникла казачья проблема, поляки эффективно, на сто пятьдесят лет решили западнорусскую проблему при помощи окатоличивания элиты» - отметил эксперт.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/21/na...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010