3. Братский корпус со знаменитой Трапезной, построенный Григорием Борисовым в 1530 г., восстановлен в 1641 и подновлен в 1836 году. В верхнем этаже кельи монахов и послушников. В ннжнем кухня и трапезная. Длина 36 1/2, ширина 6 саженей;. 4. Больничный корпус, каменный, построен в 1655 году, над ним в 1889 году надстроен другой этаж для келий - деревянный. 5. С юго-западной стороны к церкви прспод. Макария прилегает каменный 3-х этажный корпус, в нем помещаются архив и кладовая. 6. В ограде на южноЙ стороне древниЙ каменныЙ корпус на 2 отделения; в нем помещаются квасоварня и кладовая. Кроме того, в ограде размещаются два ледника, конюшни, экипажный сарай, баня, коровник и другие службы. аменная ограда, вышина 5 саженей (более 10 м), длина 326 саженей (ок. 700 м), 6 башен, четверо ворот, построена в 1644-1648 гг., строили отец Марк и сын Иван Шарутины. Здания и владения вне монастыря: 1. Каменная часовня на 2-ой части города между Николаевским собором и торговыми рядами построена в 1863 году; надворные строения - деревянные. 2. Училища: Рождественское мужское и Макарьевское женское. На овощном монастырском огороде, обнесенном каменной оградой с тремя небольшими башнями, находилась деревянная рабочая изба, каменная баня, рига, деревянный молотильный сарай. 3. До 1764 года, т. е. до секуляризации церковных земель, Троицкий монастырь владел тринадцатью селами, четырьмя мельницами на реках Жабне, Нерехотке, Эре ии Нерли, семью подворьями. Во всех владениях насчитывлось 2303 двора и в них 12000 ревизских крестьянских душ. В конце XIX в. монастырь владел подворьем в Москве, которое сдавалось в аренду московскому купцу за 12000 руб. Земли, угодья под монастырем и огородом 5 дес. 470 кв. саженей... Троицкий монастырь располагал прекрасной библиотекой. В ней шесть рукописных книг, в т. ч. " Пролог " , якобы принадлежавший преп. Макарию; " Слово Григория Богослова " , написанное в XVI в. преп. Паисием Угличским, племянником преп. Макария; " Псалтырь " XVI в.; " Житие преподобного Макария " , писанвое в 1547 г.; " Евангелие " в кожаном переплете неизвестно кем и когда написанное; " Житие " разных святых в кожаном переплете. Книги печатанные XVI-XIX в. в количестве 26 томов. 

http://sobory.ru/article/?object=24771

А сходят из них сперва по плоской крыше храма, потом по лестнице в мечеть, которая есть не что иное, как весьма длинная и довольно широкая горница, освещённая с запада. Она пристроена к западной стороне ротонды св. Гроба, так что, начинаясь у неё, рукавом протягивается далее её на север и не имеет никакого сообщения с этой ротондой. Под мечетью находятся три магазина для складки пшеницы. Всё это здание, судя по зодчеству его, сооружено крестоносцами. Наружная стена его подпёрта шестью прямыми и высокими устоями в виде четырёхгранных, толстых столпов. Итак, это здание в связи со вторым отделением гарема состоит из трёх ярусов, из которых в нижнем находятся три магазина, в среднем мечеть, а в верхнем гарем. Магазины не имеют никакого сообщения с мечетью. В них входят прямо с Торговой улицы, пролегающей между Святогробским храмом и греческим главным монастырём. К обоим углам мечети тесно примыкают другие строения, к юго-западному сплошные службы сего монастыря, а к северо-западному сплошное, одноэтажное здание мусульманское; внутри его устроена широкая, прекрасная лестница, каменная, которая ведёт в мечеть. А снаружи есть шесть мелочных лавок, принадлежащих сей мусульманской молельне. В сие здание входят с Гефсиманской улицы через ворота, узорчато отделанные из камня в мавританском вкусе. Смежно с ними сооружён высокий минарет, с которого ежедневно призывают правоверных к молитве. Над Торговой улицей от сего здания к противоположному турецкому жилью перекинута широкая арка. На ней стоит дом, принадлежащий тому же арабскому семейству Алемидов, которое держит гарем на крыше Святогробского храма. Смежно с сим домом вновь построены тем же семейством два каменных дома 122 , кои врезываются в сад нашего патриарха. Очевидно, что при покупке всех вышеописанных строений надобно иметь в виду и эти три мусульманских жилища с аркой. Итак, всех зданий к покупке семь, именно: 1) Гаремная комната над царской камарой на крыше святого храма. 2) Второе отделение гаремное под ротондой гроба Господня на той же крыше.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Главный труд состоял в том, чтобы очистить избранное место от громадных сосновых деревьев. Ревностно занялись этим приезжие отшельники и О. схимонах Вассиан. Собственноручно трудились они изо дня в день, помогая небольшому числу нанятых рабочих, то в рубке толстых сосен, то в выкапывании их глубоких и тяжелых разветвленных пней. Из срубленнаго на месте леса, скитяне выстроили себе на первый раз небольшую келью на юго-западной стороне и жили в ней все пятеро вместе, общежительно. Потом обнесли все расчищенное место досчатым забором, и наконец приступили с благословения Преосвященного к построению скитской церкви во имя Собора Св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. По воле Архипастыря этой церкви присвоивалось название «домовой для архиерейского приезда», вследствие чего и предположено было строить западную часть ее по домовому расположению. 26-го октября 1821 года О. Моисей писал своему родному дяде Ивану Ивановичу Путилову: «Благодарение Богу, мы находимся, живы и здоровы. По благословению Владыки, на новом месте три месяца трудились, по мере сил наших, около строения кельии святого храма, и тем, с помощью Божию, полагая основание нашей здесь жизни, чувствуем в себе надежду к спокойствию и пользе душевной под покровом Обители святой, и благодарим Бога, что привел нас сюда. Благодарим и Вас за бывшее полезное советование к тому». Из других современных этому писем О. Моисея к Н. Самгину видно, что до 1-го ноября 1821 года построено было кроме церкви, только два дома братских келий, а в ноябре прибавился еще один домик, так что 21-го декабря того же года О. Моисей мог уже написать к иеромонаху Августину, бывшему в то время настоятелем Цивильского монастыря: «Выстроены уже три кельи и храм во имя Св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня». Но средства для продолжения построек окончательного устройства церкви оскудевали со дня на день, и это оскудение вынудило О. Моисея поехать в декабре месяце 1821 года за сбором в Москву. Из этой поездки он возвратился в скит с немалым трудом, в повозке, настолько нагруженной, что и самому сидеть едва было можно, а дорога была очень тяжела, как сам он писал своим московским родным, но цель была достигнута. Труды сбора принесли желаемый плод, так что скитская церковь , через шесть месяцев после закладки была совершенно окончена и снабжена приличною утварью церковною. Торжественное освящение ее по благословению Преосвященного Филарета было совершено настоятелем Оптиной Пустыни Игуменом Даниилом 5-го февраля 1822 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Николая 1-е на Ровенщине регентские курсы. Невзирая на множество бытовых проблем, уже с 1 сент. 1991 г. здесь начались занятия. В 1992 г. Свящ. Синод УПЦ благословил возрождение в Городке монастыря. В конце того же года храм свт. Николая и колокольня были заняты УПЦ КП. После этого в старинном келейном корпусе устроили домовой храм св. прор. Илии. Его освящение состоялось в праздник Похвалы Божией Матери, который в 1993 г. отмечался 3 апр. Этот день считается датой фактического возрождения обители. 22 июня 1993 г. женские регентские курсы обрели статус Духовного училища. С 1995 г. при монастыре действует музыкальная студия для детей (изучение Закона Божия, участие в богослужебном пении, рисование, рукоделие). При монастыре устроена женская богадельня. С кон. 1990-х гг. архитектурный ансамбль монастыря дополняется новыми сооружениями. Описание [ править править код ] У южного конца моста, переброшенного на монастырский остров, паломника встречает здание св. ворот (2004-2008). За ним следует главная улица обители – вначале она идет вдоль северо-восточного берега острова, а затем огибает церковь свт. Николая с бывшим дворцом и приводит к 3-м новым храмам монастыря. Начальный отрезок улицы представляет собой подъем по северному склону острова. На этом склоне восточнее подъема возвышается часовня 2000-летия Рождества Христова (2000), южнее – 2-ярусная колокольня 1772 г. (изначально деревянная, впоследствии 1-й ярус сделан каменным). На следующем отрезке пути, между колокольней и поворотом в средину острова, по северо-восточной стороне улицы протянулись 3 корпуса, сооруженные в кон. XIX в. Федором Штейнгелем; в среднем из них в 1896-1914 гг. находился 1-й краеведческий музей Волыни. Миновав корпуса, улица огибает храм свт. Николая Мирликийского (1740) и примыкающий к нему с юго-запада дворец XVIII-XIX вв. (с 1993 г. внутри дворца существует домовой храм св. прор. Илии). Западнее дворца расположен корпус келий с колокольней и 2-мя храмами: Похвалы Пресвятой Богородицы и свв.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Николаев...

3. Юго-западный притвор Троицкого собора. Здесь находятся гробницы угодников Божиих: Серапиона, архиепископа Новгородского, Иоасафа, митрополита всероссийского, бывших игуменами Троицкого Сергиева монастыря, и Дионисия, архимандрита Троицкого Монастыря. 4. Успенский собор. Внутри его, в Северо-западном углу, погребены: королева Марфа Владимировна, дочь кн. Владимира Андреевича Старицкого, бывшая в супружестве за датским принцем Магнусом, королем Лифляндским, и дочь её королевна Евдокия. На южной стороне погребены: архиепископ Рязанский Моисей, бывший духовником царя Михаила Федоровича, скончавшийся в 1631 г. В паперти этого собора были положены, перенесенные в 1606 г. из московского Варсонофьева монастыря, тела: царя Бориса Федоровича, супруги его Марии Григорьевны и сына их царя Федора, а потом была тут же погребена и царевна Ксения Борисовна, в иночестве Ольга. По уничтожении паперти, гробницы их остались вне собора, против северо-западного угла. 5 . Церковь сошествия Св. Духа, против которой, с северной стороны, находится часовня над гробом преп. Максима Грека . 6. Церковь преподобного Сергия. Здесь замечательны: костяной шар под паникадилом, работы, по преданию, Петра I. Под этой церковью устроены странноприимные палаты, где богомольцам и странникам предлагается обед. Летом же, при большом стечении их, дается имъ обед на открытом воздухе. 7. Церковь Рождества Иоанна Предтечи. 8. Церковь Видения Божией Матери преп. Сергию и Михею. Здесь находится гробница преп. Михея. 9. Церковь Божией Матери. 10. Церковь св. Зосимы и Савватия. 11. Церковь св. Великомучениц Варвары и Анастасии. 12. Церковь Домовая св. Апостолов Петра и Павла. Построена в 1738 г., при настоятельских келлиях. 13. Колокольня. Состоит из пяти ярусов; имеет вид конуса. Высота колокольни с куполом 41 сажень 1 аршин. Всех колоколов на колокольне до 40; веса во всех до 8600 пудов. Примечательные колокола: 1) Царь, весом 4000 пудов, самый большой колокол в России, из находящихся в действительном употреблении; перелит из разбитого лаврского колокола в 1748 г., повешен – в 1759 г. архитектором Фростенбергом и 2) Годунов – вклад царя Бориса Федоровича, весом до 1850 пудов. С 1748 года находятся на колокольне большие боевые часы.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/putevo...

В 1786 г. к монастырю по резолюции преосвященного Иннокентия была приписана церковь во имя Святого великомученика и архидьякона Стефана, бывший мужской монастырь с луга. Церковь эта была каменная и построена в 1546 г. Из-за ветхости церковь Стефана в 1803 г. по требованию губернатора Я.И. Ламбздорфа была отдана консисторией в казенное ведомство. На этом месте предполагалось построить особое здание для хранения казенного пороха и селитры. В 1840 г. по указу Псковской духовной консистории эта церковь из-за ветхости была разобрана. В начале XIX в. Иоанно-Предтеченский монастырь стал опять увеличиваться в количестве насельниц. Этому способствовали щедрые пожертвования графини А.А. Орловой-Чесменской. В 1803 г. Иоанно-Предтеченскому монастырю были даны следующие вотчины: 1) земля в Ново-Уситовской волости Островского уезда; 2) пустошь Климово в Акатово Полонской волости Псковского уезда и рыбные ловли в Псковском озере. В 1826 г. рыбные ловли и мельницы были от монастыря отняты и взамен них дано ежегодное денежное вознаграждение. Во второклассном Иоанно-Предтеченском монастыре были два каменных храма: во имя Святого пророка Иоанна Предтечи и придельный во имя Святого апостола Андрея Первозванного. Главный Иоанно-Предтеченский соборный храм одноэтажный, каменный, холодный. Церковь сложена из земляной, крепкой известковой тесаной плиты вперемешку с четырехугольными кирпичами такой глины, обжига и цвета каких в Пскове нет. На юго-западной стороне Иоанно-Предтеченской церкви возвышалась двухпролетная звонница, четырехгранные столбики которой были скруглены в средних частях. Главный храм имел придел во имя Святого апостола Андрея Первозванного. На месте прежнего придела, пришедшего в ветхость, в 1845 г. была построена с северной стороны собора каменная, одноэтажная, теплая церковь. Андреевский храм был построен на средства псковского купца Андрея Афанасьевича Дерябина. Причт монастыря состоял из двух священников, одного дьякона и двух причетников. Но по указу Святейшего Синода в 1842 г. должность дьякона была упразднена.

http://sobory.ru/article/?object=46874

По материалам официального сайта Тверской епархии и книги Кириков Б.М. Кашин. - Л.: Художник РСФСР, 1988. www.hram-tver.narod.ru В юго-восточной части монастырского комплекса расположена каменная трехпрестольная церковь с одной главою, возведенная в 1851-1854 годах «иждивением кашинских 1 гильдии купцов, братьев Алексея и Петра Ивановичей Ждановых». Главный придел церкви освящен во имя святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси, 23 сентября 1851 года при архиепископе Гаврииле. Есть два придела: правый - в честь Тихвинской иконы Божией Матери; левый - во имя святых апостолов Петра и Павла. Освятили их 24 января 1854 года. Теплые приделы отделяла от холодной Алексеевской церкви деревянная оштукатуренная стена. В главный придел можно было попасть через отдельный вход с северной стороны, в теплые приделы - с западной стороны. Крыши на всем храме были покрыты листовым железом, окрашенным медянкою, а купол с железным вызолоченным крестом - листовым белым железом. Внутреннее убранство церкви, безвозвратно уничтоженное в 1930-е годы, можно представить себе только по дореволюционному «Описанию Николаевского Клобукова монастыря»: «Иконостас в Алексеевской церкви покрыт кармином; резьба и колонны вызолочены на полимент; стены покрыты голубым колером; в куполе и на стенах в некоторых местах написаны священные изображения; 24 иконостасы в приделах простые, окрашены зеленою масляною краскою, резьба и колонны вызолочены; полы во всем храме и алтарях деревянные, окрашены охрою». Была у Алексеевской церкви и своя колокольня: «На восточной стороне, в связи с оградой и рядом с Алексеевской церковью, устроена новая каменная колокольня о четырех ярусах, вышины, без шпиля и креста, 12 саж. (25,5 м) -, крест железный, вызолоченный; шпиль покрыт белым листовым железом; крыша и карнизы покрыты простым листовым железом и окрашены медянкою. Под этой колокольней устроены входные святые врата в монастырь; во вратах устроена часовня: в ней находится прекрасное распятие с приличною лапмпадою.

http://sobory.ru/article/?object=05502

После столь продолжительной совместной жизни имеют ли для себя какие-либо разумные основания эти стремления? Откуда они? Не из Киева ли шли проповедники православия по всей Руси? Среди угодников Киево-Печерской Лавры разве мы не видим пришедших сюда из различных мест Святой Руси? Разве православные Южной России не трудились по всем местам России как деятели церковные, ученые и на различных других поприщах, и, наоборот, православные Севера России не подвизались ли также на всех поприщах в Южной России? Не совместно ли те и другие созидали великую Православную Российскую Церковь? Разве православные Южной России могут упрекнуть православных Северной России, что последние в чем-либо отступили от веры, или исказили учение веры и нравственности? Ни в каком случае. На основании своего личного опыта свидетельствую, что во всех тех епархиях и митрополиях, в которых Господь сподобил меня служить, везде в чистоте и неизменности сохраняется учение православной веры и нравственности, везде единство в церковном учении, богослужении и обрядах. К чему же стремление к отделению? К чему оно приведет? Конечно, только порадует внутренних и внешних врагов. Любовь к своему родному краю не должна в нас заглушать и побеждать любви ко всей России и к единой Православной Русской Церкви» (Киевские епархиальные ведомости, 1917, 32-33)… Поэтому современные «украинские националисты», пытающиеся сорвать торжества, посвященные памяти священномученика митрополита Владимира, - это никакие не националисты, делает вывод Кирилл Фролов, а униатские нигилисты, уничтожающие все то, что веками создавала Киевская Русь. Подлинные украинские националисты - это общерусские ирридентисты (иррирдента-воссоединение), такие, как святые Киево-Печерские отцы, арх.Иннокентий (Гизель), Памва Берында, русский гетман Богдан Хмельницкий, православные лидеры самого большого в Российской Империи Волынского Союза Русского Народа и нынешний митрополит Онуфрий… А тем, кто отошел от единых общерусских корней, докладчик посоветовал обратиться к примеру гетмана Петра Сагайдачного, воевавшего в период Смутного времени на стороне поляков, но впоследствии покаявшегося и оказавшего существенную помощь в восстановлении в Юго-Западной Руси православной иерархии.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/02/10/pa...

Монастырь окружала каменная ограда с тремя башнями по углам и двумя воротами на восточной и южной стороне. Место четвертой северо-восточной башни занимал деревянный хлебный амбар. Напротив его на территории монастыря также стоял деревянный двухэтажный мучной амбар. После революции 1917 года Сямский Богородицерождественский монастырь закрыт. В настоящее время в Сяме возвышается колокольня, оставшаяся от взорванной церкви. Сохранились также каменный двухэтажный корпус, где жили настоятель и казначей, и братские корпуса. Библиография: 1. ГАВО. Фонд 496. Опись 1. Дела 19211, 19521, 19913. 2. Суворов Н. И. Сямский Богородицерождественский монастырь Вологодской епархии. ВЕВ за 1880 год. 3. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - Спб., 1892. Описание 1214. Православные приходы и монастыри Севера Сямский-Богородице-Рождественский мужской монастырь Монастырь находится в Вологодском уезде, в 66 верстах от города, на юго-западном берегу Кубанскаго озера, в двух верстах от него. Основан этот монастырь в 1524 году, в княжение Великого Князя Василия Ивановича, по случаю явления Божией Матери, одному из жителей Сямской волости, страдавшему тяжким недугом и после этого явления внезапно исцелившемуся. Предание говорит, что явившись этому больному Царица Небесная, повелела объявить ея волю жителям прихода Покровско-Сямской церкви, чтобы близь нея был устроен монастырь и храм в честь Рождества Богоматери. Это и было устроено в том же 1524 году. До 1760 г. строение в монастыре было деревянное. В 1544 г. монастырь посетил Иоанн Грозный. В 1613 г. монастырь разорен поляками. В 1642 г. пожар уничтожил весь монастырь за исключением одной чудотворной иконы. Вторичный пожар 1690 г. опять уничтожил монастырь. Монастырь имеет правильную четыреугольную форму, обнесен оградой, въ 5 арш. вышины и с двумя вратами и тремя башнями. В самой средине ограды возвышается двух-этажная каменная церковь Успения, имеющая большое сходство с Киево-Печерским храмом Успения Пр. Богородицы. Церковь построена между 1764-1777 г. В верхнем этаже престол во имя Рождества Пр. Богородицы. Здесь главная храмовая икона Рождества Пресвятыя Богородицы. В теплом нижнем этаже два престола Благовещения Богоматери и Рождества Предтечи. В одной связи с церковью колокольня. Здесь же имеется библиотека и ризница достаточная различной утварью. Кроме храма имеется внутри ограды несколько корпусов. Вне монастыря много различных построек хозяйственных и других. Здесь же имеются помещения для богомольцев.

http://sobory.ru/article/?object=15782

Московской Губернии в Серпуховском уезде, расстоянием от бывшего, вновь учреждённого города Никитска в 13 вёрстах. Построена по соизволению Государя Царя Алексея Михайловича в 1660 году потому, что в бытность Его Царского Величества на том месте за охотой, явилась Ему Великомученица Екатерина в сонном видении, извещая, что в ту ночь Бог даровал Его Царскому Величеству дщерь Екатерину. Пустынь сия построена на ровном месте и суходоле в лесу, имеющем около неё с трёх сторон сенокосные луга, а с полуденной стороны лес. Обнесена каменной стеной с четырьмя по углам небольшими башнями. В северной стороне, с приезда к оной, колокольня, стояла посредине на святых воротах, восьмиугольная, в два этажа, которая сломана для сделания новой большой колокольни. С полуденной стороны проездные ворота, против которых изрядно выстроенный деревянный гостиный двор со всеми службами. Церковь сооружена по новому вкусу в два этажа, и пристроена к старым приделам и к трапезе; иконостас в ней золочёный, очень хороший; местные образа украшены окладами, а особливо чудотворный образ Великомученицы Екатерины серебряный с вызолоченной ризой. Вверху оной церкви наравне с хорами, в настоящем иконостасе помещён придел Успения Богородицы. Стены убраны иконописными картинами, или стенным письмом в клеймах, в трапезе, т. е. тёплой церкви, посвящённой во имя св. Великомученицы Екатерины, по которой и пустынь сия наименование своё получила, по сторонам два придела: один, с правой стороны, – во имя Св. Димитрия Ростовского , а другой, с левой стороны при входе, – Преподобного Сергия Радонежского, да над ней церковь святых Апостол Петра и Павла. Подле ворот в полуденной стене – Настоятельские двухэтажные, к западной стене – братские каменные кельи. Подле северной стены и колокольни сад, а в северо-восточном углу пруд, в юго-западном же ещё другой сад. По северную сторону церкви колодезь с фигурным шатром, из которого достают самую свежую воду колесом. Екатерининский монастырь Упразднённый мужской. Находился в Вятской Епархии и был приписным к Богоявленскому Слободскому монастырю. Екатерининский Греческий монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010