Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церковь Панагии Аракос. До 1192 г. [Греч. Παναγας το ρδβλθυοτεΑρακος], в сев.-вост. части гор Троодос, близ дер. Лагудера (Кипр); ранее (до 1192?) соборный храм (кафоликон) муж. мон-ря, в наст. время действующая церковь в митрополии Морфу (до 1973 в Киринийской митрополии ). По преданию, зафиксированному В. Г. Григоровичем-Барским во время пребывания на Кипре в 1735 г., место основания мон-ря было указано чудесным явлением иконы Божией Матери: местный правитель, охотившийся в горах, повелел вырубить куст, в к-ром запутался его ястреб, и обрел там икону, впосл. перенесенную в выстроенный на этом месте храм. От греч. слова ραξ (-ακος) - ястреб, по мнению Григоровича-Барского, и был образован эпитет Божией Матери Аракос (Аракиотисса), а сама чтимая икона стала известна в России как Ястребская . Однако наиболее вероятное происхождение эпитета связывают с названием на димотике растения (ρακς), весной сплошь покрывающего склоны гор. Время построения А. ц.- до 1192 г. (1191?), когда, согласно посвятительной надписи в интерьере над сев. входом, храм был расписан на пожертвования Льва, сына визант. наместника Кипра. Исторических свидетельств тому, что А. ц. была выстроена как монастырский собор, не сохранилось. В качестве косвенного доказательства существования монашеской братии к 1192 г. приводят 2 посвятительные надписи, содержащие имена монахов ( Sophocleous. S. 12): в росписи - в сцене Крещения Господа и на иконе Спасителя из местного ряда иконостаса (ок. 1192. Визант. музей архиеп. Макария III. Никосия). Однако, исходя из реконструкции первой надписи, в ней указано имя художника, расписавшего А. ц.,- иером. Феодора (по предположению Д. Уинфилда, Апсевда Феодора ). По свидетельству Григоровича-Барского, в период посещения им мон-ря братия состояла из 3 чел., он также отметил, что жизнь в обители не велась строго по монашескому уставу. Вход в мон-рь и его кафоликон для поклонения иконе Божией Матери для женщин был закрыт и, очевидно, разрешен только после сооружения нартекса или галереи.

http://pravenc.ru/text/75822.html

Осташёво. Церковь Олега Брянского. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В 1790-х годах по заказу князя А.В. Урусова на берегу реки Руза была создана усадьба Осташёво. С 1813 года усадьба принадлежала Н.Н. Муравьёву, участнику Отечественной войны 1812 года. В усадьбе происходили тайные встречи декабристов, в которых участвовал сын Н.Н. Муравьёва Александр Муравьёв. В 1903-1917 годах усадьбой владел великий князь Константин Константинович (К.Р.) и его наследник. В 1915 году на берегу Рузы в западной части парка была построена церковь-усыпальница. Церковь так и не получила посвящения. Она была создана по проекту М.М. Перетятковича и С.М. Дешевова и представляла из себя кубический четырехстолпный одноглавый храм крестово-купольного типа с пониженной апсидой. Церковь сооружалась по образцу древних псковско-новгородских церквей. Вход расположен с западной стороны, около юго-восточного угла была построена двухпролётная звонница. Вдоль стен были размещены саркофаги, в кладку стен были вмурованы надгробные доски. http://volokblag.ru/ Храм заложен 05.07.1915 года, окончено строительство в ноябре 1916 года. Храм-усыпальница построен над могилой Его Высочества князя Олега Константиновича, скончавшегося 29.09.1914 года от ранения, полученного на поле боя в Великою войну. По желанию, неоднократно выраженному усопшим, и с Величайшего соизволения императора Николая II, похоронен князь в Осташёве в имении отца 03.10.2014 года. Существовавшая ранее церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Осташево (Старое Долголядье). Так называемое «Старое село», где находится прежнее кладбище с каменной часовней на месте церкви, в старину называлось «село Успенское – Долгие Ляды тож». На пустоши Долгих Лядах печатником Ф. Ф. Лихачевым построена каменная церковь Благовещения Пресвятой Деве Марии, и образовалось село Благовещенское, а невдалеке построена была, неизвестно когда, церковь Успенская, и появилось село Успенское – Долгие Ляды. В 1636 г. пустоши Тепнева, Бражникова и Фомкина, деревни Осташева и Чередьева (Чередова) были куплены Лихачевым и впоследствии находились во владении вместе с селом Успенским у князя И. А. Голицына, от него перешли в 1729 г. к его сыну Федору. В 1756 г. село Долгие Ляды достались его сыну Петру Федоровичу. Последний в 1765 г. свою часть имения продал графине Екатерине Алексеевне Салтыковой, после смерти которой село Долгие Ляды с деревнями в 1773 г. досталось графу А. В. Салтыкову.

http://sobory.ru/article/?object=03219

Дубасово. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Церковь. Действует.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери Архитектурные стили: Эклектика , Русско-византийский стиль Год постройки:1863. Адрес: Владимирская область, Гусь-Хрустальный район, с. Дубасово Координаты: 55.7813, 40.8412 Проезд: Из райцентра Гусь-Хрустальный 22 км на север по дороге Р73. У деревни Побойки по указателю " Красное Эхо " поворот направо, на восток, 2км до пос. Красное Эхо. Пересекаем р. Побойка по мостику на въезде в поселок или далее через мост в его центре, огибаем корпуса стеклозавода и выезжаем на Дубасово по ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из райцентра Гусь-Хрустальный 22 км на север по дороге Р73. У деревни Побойки по указателю " Красное Эхо " поворот направо, на восток, 2км до пос. Красное Эхо. Пересекаем р. Побойка по мостику на въезде в поселок или далее через мост в его центре, огибаем корпуса стеклозавода и выезжаем на Дубасово по единственной асфальтированной дороге, далее по ней 8км через леса. Церковь находится в центре села, просматривается издали Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Ансамбль церкви Казанской иконы Божией Матери включает себя собственно храм, пристроенную к нему трапезную, колокольню и сторожку. Церковь крупномасштабной архитектуры и большой вместимости состоит из четверика и одной главы на массивном световом барабане, тяготеющим своими крупными размерами к схеме церквей «восьмерик на четверике». Очарование и своеобразие сооружения в широком использовании патриархальных элементов декора, характерных для традиций кон. XVII – XVIII вв., милых сердцу селян и приятных глазу, в противовес довлеющему в момент строительства официозу классицизма. Нарядное узорочье кокошников выполнено более современным, качественным способом, из белого камня. Апсида пятигранная, опять же имитирует кладкой старинные бревенчатые церкви. Этот отклик наводит на мысль о существовании в этом месте прежде деревянного храма. Через некоторое время после строительства церковь, по всей видимости, штукатурилась, при этом была добавлена и лепнина. Особенностью сооружения является единственный вход с западной стороны. Казанский храм расположен на просторной, широкой главной улице села. Действующий. Состояние неудовлетворительное. Подновлена лишь кровля трапезной, остальные объемы имеют старое кровельное покрытие столетней давности в аварийном состоянии. От протечек пострадали в значительной степени фасады и, скорее всего, внутренние объемы. Глава колокольни имеет повреждения, характерные для удара молнии, крест утрачен, снесена обшивка луковицы. Вместе с тем крест основного объема, несмотря на многочисленные пулевые пробоины, хорошо сохранился с остатками качественно выполненной позолоты.

http://sobory.ru/article/?object=04010

Больше, чем храм апреля 2016 150-летие со дня рождения преподобного Серафима Вырицкого отметят 10 апреля в Александро-Невской Лавре . Здесь начинался его молитвенный подвиг в самые тяжелые для Русской Православной Церкви годы. Немногие знают, что в монастыре есть особое место, связанное с памятью святого старца. Домовый храм в честь святого преподобного Серафима Вырицкого появился в Александро-Невской Лавре не так давно, в 2007 году. На втором этаже Федоровского корпуса, рядом с братскими кельями расположен вход в одно из самых святых мест на территории монастыря. Здесь в 20-е годы прошлого века жил удивительный человек, один из знаменитейших насельников Лавры, духовник братии монастыря иеросхимонах Серафим. Дмитрий Мироненко, руководитель иконописно-реставрационной мастерской Александро-Невской Лавры: - Отец Серафим жил в этой келье, которая, конечно была не такой большой - гораздо скромнее. В правом углу храма, где сейчас находится образ Серафима Саровского, небесного покровителя преподобного, находилась небольшая угловая келейка. И по галерее к ней шла практически нескончаемая вереница прихожан, шла монашеская братия, отцы, епископы - за словом поддержки, утешения в годы, когда Церковь находилась под жесточайшим гнетом политических гонений. Растерянный православный народ Божий искал поддержки у таких людей как старец Серафим. И его мудрости житейской, его духовной зрелости, опытности и прозорливости хватало на то, чтобы каждому приходящему адресовать нужное ему слово, облегчить скорби от потери близких, поддержать в каких-то решениях, которые человек принимал для себя, или предостеречь от неправильных действий. Память о том, где находилась келья Серафима Вырицкого, передавалась из поколения в поколение. Несмотря на то, что в советское время в монастыре устраивали и общежития, и химические лаборатории, и многое другое, несовместимое со статусом святой обители, о месте жизни почитаемого в народе старца Серафима не забывали. В 2000 году Серафим Вырицкий был прославлен Русской православной церковью в лике святых. С этого момента стало ясно, что место, где начинал свой монашеский подвиг преподобный, должно стать доступным для почитания верующих. Как же почтить память преподобного? Наместник с братией принимают решение о создании храма в том месте, где в трагические послереволюционные годы нес свой духовнический подвиг старец Серафим. Так благодаря горячим молитвам, усердию насельников Невской обители, работе Лаврских мастерских, возглавляемых энергией ее наместника епископа Кронштадтского Назария, начал реализовываться проект создания новой домовой церкви в монастыре. Работа предстояла большая.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Кошиловцы. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. 1469 год. Первое письменное упоминание села Кошиловцы. 2-ая половина 16 века. Опираясь на дату «1564», вырезанную на фасаде колокольни, можно сделать вывод, что именно в этот период в Кошиловцах, у дороги, была построена каменная оборонная церковь. Можно предположить, что ранее на месте каменного храма могла существовать деревянная церковь. Храм вытянут по оси юго-запад – северо-восток. Первоначально церковь, построенная из камня, была трёхчастной. Состояла из нефа, к которому с запада примыкала оборонная башня, а с востока – апсида. Нижний ярус квадратной в плане оборонной башни одновременно выполнял функции бабинца, в его южной стене был устроен вход в храм. Неф квадратный в плане, его ширина была немного большей, чем ширина бабинца и апсиды. Апсиду формировали три стены, две из них (боковые грани) получили дугообразное начертание. Изначально церковь перекрывал каменный свод, а кровли нефа, апсиды и башни были покрыты гонтом. Вероятно, территория храма была окружена каменной оборонной стеной, в толще которой были прорезаны бойницы. В северо-западной части церковного двора была построена каменная башня-колокольня. Сооружение квадратное в плане, 2-ярусное. Скорей всего, изначально у башни был 3-й деревянный ярус, приспособленный к обороне. Колокольня надвратная – в её нижнем ярусе находился сквозной проход. На внешнем фасаде сооружения сохранилась каменная плита с гербом, резной надписью и цифрой «1564», дающей основание для предварительной датировки ансамбля 16 веком. С двух сторон к колокольне примыкали стены внешней оборонной ограды храма. Можно предположить, что в какой-то момент истории церковь была сильно разрушена, возможно, во время одного из многочисленных татарских или турецких нападений 17 века. После этого храм уже не восстанавливали в прежних формах. Вся его верхняя часть, включая верхнюю половину башни и каменные своды, была утрачена. Западный фасад бабинца был укреплён двумя контрфорсами.

http://sobory.ru/article/?object=28310

Москва. Церковь Троицы Живоначальной в Хохлах. Троицкая церковь в Хохлах Карта и ближайшие объекты В 1696 году женою окольничего Евдокией Абрамовной Чириковой (урождённой Лопухиной) построена существующая церковь, в память дочери Неонилы. В середине XVIII века в храме был устроен необычный, покрытый серебром иконостас с резьбой, изображающий складки тканей, спускающихся книзу. К тому же времени относились иконы и паникадило. В начале XIX века была заново выстроена апсида. В 1890 году церковь обновлялась. После закрытия церковь долго стояла разорённой и обезглавленной. В середине 1970-х годов началась реставрация. Основной объём здания, наличники и ажурный крест были восстановлены в 1983 году. В 1980 году перестроенные помещения церкви были заняты Институтом геофизики, в 1990 году - Инженерно-информационный центр ВНИИПК Техоргнефтегазстроя. В 1992 году церковь была возвращена Русской Православной церкви и передана Братству святого Владимира. Устроен новый иконостас, идут постоянные Богослужения. Храм Живоначальной Троицы, что в Старых Садах на Хохловке, известна с 1625 г. В 1657 г. была каменная. Нынешняя церковь построена женою окольничего Е. А. Чириковой, урожденной Лопухиной, на поминовение ее дочери Неонилы. Закладка была 1 апреля 1696 г. Постройка началась с придела Владимирской Божией Матери. В XVIII в. выстроена нынешняя колокольня и устроен придел Димитрия Ростовского. Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г. Существующее здание храма было построено в 1696 году по проекту неизвестного архитектора, однако с тех пор он неоднократно обновлялся и достраивался. Храм оформлен в духе московского барокко и имеет характерную для этого стиля форму " восьмерик на четверике " , вершину венчает небольшая чёрная главка. К основному объёму пристроены полукруглая апсида и трапезная, а также невысокая двухъярусная колокольня, слегка выдающаяся в Хохловский переулок. Так как основание колокольни занимает всю ширину тротуара, через её нижний ярус обустроена проходная арка; здесь же расположен главный вход в храм, у ворот которого размещена фасадная икона Святой Троицы. Фасады здания выкрашены в розовый цвет, их украшают изящные наличники окон, карнизы и скруглённые пучками полуколонок углы. Угловые полуколонки восьмерика имеют капители, украшенные белокаменными шарами, увенчанными крестами. Привлекают внимание изразцы с изображением херувимов, расположенные на гранях восьмерика: 8 изразцов изготовлены в 17 веке известным мастером Степаном Полубесом. В храме освящены престолы в честь Троицы Живоначальной, Владимирской иконы Божией Матери и Димитрия Ростовского.

http://sobory.ru/article/?object=03474

С. Девятова Скачать epub pdf Схиигумения Акатовского монастыря Олимпиада (Иванова) (1871–1954) Недалеко от древнего города Клина в Подмосковье, в окружении густого леса, на краю деревни Акатово до недавнего времени можно было видеть заброшенный пионерлагерь. Обычные кирпичные строения, обычный забор. Только выделялась старая башня, да вход обрамляла арка с изящными старинными узорами. Тихое, спокойное место в стороне от больших дорог. И вот несколько лет назад здесь стали появляться священники, монахини, строители. Окрестные дачники с удивлением узнали, что здесь был до революции женский монастырь, Акатова Свято-Троицкая Александро-Невская пустынь – одно из сотен мест на земле России, где люди, собравшиеся во имя Христа, трудились и славили Бога, где день и ночь не умолкала смиренная молитва за наш народ, теплились лампады пред святыми иконами. Возрождение обители с помощью московского Заиконоспасского монастыря пошло очень быстро, уже можно видеть сияющий куполами храм и преображение всей заброшенной территории. Сюда вернулась главная святыня монастыря, икона Божией Матери «Скоропослушница» (дар преподобного Аристоклия Афонского – великого московского старца начала XX века), игуменский посох последней настоятельницы схиигумении Олимпиады (Ивановой). Троицкий Александро-Невский женский монастырь был преобразован из женской общины в 1889 году на средства купца Федора Осиповича Захарова. Официальной датой основания считается 1898 год, когда община получила статус монастыря и стала именоваться Троицким Александро – Невским Акатовским общежительным женским монастырём.  Число сестер небогатой обители быстро достигло семидесяти, были построены деревянный Свято-Троицкий храм, сестринский корпус, странноприимный дом, за оградой появилась школа с маленькой церковью. Вскоре был заложен каменный храм во имя святого Александра Невского, но до конца его так и не успели достроить. Ежедневно в два часа ночи читался акафист перед иконой «Скоропослушница». Матушки усердно трудились, все необходимое для жизни общины производили сами. Дружной семьей акатовских сестер на момент революции управляла схиигумения Олимпиада (Иванова). Перед революцией в Акатовском женском монастыре проживало около 200 монахинь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Санкт-Петербург. Церковь Спаса Нерукотворного образа в здании Конюшенного ведомства. Спасо-Конюшенная церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. История храма берет свое начало от создания на берегу реки Мойки и Екатерининского канала (канал Грибоедова) Конюшенного двора, существовавшего в Петербурге наряду со Смольным, Литейным и пр. дворами, как это было заведено в Англии. Моду на все " английское " привез в Россию в свое время Петр I. Сооружен Конюшенный двор был в 1720-1724 гг. по проекту архитектора Н. Гербеля. В Зданиях двора расположились конюшенная контора, конюшни, службы, а также квартиры работников Двора. В 1736 г., по желанию служащих иметь свой храм, императрица Анна Иоанновна повелела устроить церковь в главном здании придворных конюшен, в палате, что над воротами. Там и была устроена деревянная церковь, освященная во имя Нерукотворного Образа Спасителя в 1737 г. По документам есть основание предполагать, что ее проектировал Д.Трезини. Через 10 лет, в 1746 г. по повелению императрицы Елизаветы Петровны была заложена каменная церковь и освящена в 1747 г. В 1822 г. церковь перестраивается по проекту архитектора В.П.Стасова. После Стасова наибольшее исправление храма было произведено в 1857-1862 гг. архитектором П. Садовниковым. Храм расширился, наружные колонны портала стали полуколоннами: их соединила стена, а в промежутках были сделаны окна. Портал стал псевдопорталом. Фасад церкви со времен стасова украшают барельефы: " Вход Господень в Иерусалим " и " Несение Креста " , выполненные в 1822 г. В.Демут-Малиновским. Внутреннее украшение храма всегда было выполнено с особой роскошью и блеском. С 1746 г. его украшал трехярусный позолоченный иконостас, иконы для которого писал придворный живописец Мина Колокольников.После капитальной перестройки храма мастер П.Крейтан изготовил по искизам Стасова новый, круглый " полуциркульный " иконостас, ставший лучшим образцом в Петербурге. В 1826 г. на первом этаже церкви была установлена " печальная колесница " Александра I, на которой привезли тело Императора из Таганрога. Потом она была передана в Конюшенный музей. После 1917 г. храм сильно пострадал, был разграблен. Возвращен церкви в 1991 г.

http://sobory.ru/article/?object=01675

Тверь. Собор Вознесения Господня. Вознесенская церковь на Екатерининском проспекте Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. По статусу епархии - соборная, Архиерейское подворье. Освящена в 1838 г. 3 престола: Вознесения Господня (главный), Богоявления Господня, прпп Антония и Феодосия Печерских. Каменный храм был построен в 1749-1760 гг. на месте сгоревшей 27 апреля 1747г. деревянной Вознесенской церкви. В 1826-1836 гг. на средства купцов И.Ф. Татаринцева и Ф.Н. Боброва храм был перестроен по проекту архитектора И.Ф. Львова в стиле позднего классицизма. Главный престол собора дал название и самому собору. Южный придел посвящен Богоявлению (или Крещению) Господня, а северный - преподобным Антонию и Феодосию Печерским. Он был сооружен позднее (1831 г.). Известно, что на его устройство тверской купец И.Д. Подсыпанин пожертвовал 5000 руб. Чтобы северный фасад церкви органично включался в застройку " сплошной фасады " бывшей Миллионной улицы, ему был придан подчеркнуто парадный характер. Главный вход оборудован подиумом со ступенями. По проекту Львова лестницу должны были украшать статуи. Храм был закрыт в 1930-х гг. и использовался в качестве склада. Спецкомиссия по изъятию церковных ценностей конфисковала из собора драгоценную церковную утварь и иконы. В 1936 г. здание передали областному краеведческому музею, а с 1972-73 гг. оно использовалось как выставочный зал. В 1993 г. церковь была возвращена епархии и стала соборной. Реставрационные работы проводились в 1970-х и 1990-х гг. 7 января 1993 г., в праздник Рождества Христова, в соборе состоялась первая служба, а с июля 1994 г. возобновлен крестный ход с Тихвинской иконой Божией Матери из Христорождественского монастыря в собор Вознесения Господня. Ныне в соборе находятся новонаписанная Тихвинская икона Божией Матери и особо почитаемая в Твери икона Божией Матери " Тучная гора " , написанная заново в 1994 г., так как старинные иконы были утрачены. Среди святынь особо почитаются хранящиеся в соборе мощи св. свм. Архиепископа Тверского Фаддея, убитого 31 декабря 1937 г.

http://sobory.ru/article/?object=00003

К торжеству введения Пресв. Девы, как изображают это событие древние церковные предания, праведные Иоаким и Анна по обычаю созвали в Назарет своих родственников; собрали лик дев и приготовили многие свещи. Прибывшие из Назарета в Иерусалим благоговейно и торжественно шли к храму Божию, подобно ветхозаветному шествию с кивотом во храм Соломонов ( 1Пар.15 ). Ведомой во храм благочестивыми родителями девический лик предшествовал с горевшими свещами и пением; за нею с веселием следовали сродники, соседи и знакомые; первосвященник и священники с псалмами духовными сретили Пресв. Деву, будущую Матерь Архиерея великого. Иероним говорит «кругом храма, сообразно 15 псалмам степеней, было 15 ступеней, на каждой из сих ступеней пели один псалом священники и левиты, восходя к служению. На первую из этих ступеней родители поставили юную Марию. И когда сняли с нее дорожные одежды и по обычаю одели ее в лучшие и благолепнейшие, Дева Господня одна, ничьею рукою не поддерживаемая и не облегчаемая, взошла по всем ступеням так, как бы в совершенном возрасте. Если Господь в младенчестве Девы явил ее величие, это предвещало уже, какова будет она». Все удивились, видя трехлетнюю отроковицу, так скоро на все ступени восшедшую, как бы совершеннолетняя. Архиерей Захария совершил дело необычайное и для всех удивительное: ввел отроковицу в самое Святое Святых, где находился кивот завета, куда по закону дозволено было входить только одному архиерею, однажды в год, и притом с очистительною жертвенною кровию, которую приносил он за себя и за грехи народа, и куда не только женскому полу, но и священникам запрещен был вход ( Евр.9:7 . Исх.30:10 ). Но Матерь Божия, по выражению предания, введена была во Святое Святых, подобно ветхозаветному кивоту Божию, который древле с духовным веселием внесен был в Святая Святых ( 1Пар.15 ) в служил прообразованием Пресв. Девы Марии, одушевленного кивота, имевшего носить в себе Христа Бога. Первосвященник Захария, сын Варахиин, родитель Предтечев, пророк Божий, проразумевая будущее, ввел Пресв. Деву во Святая Святых, по таинственному Божию научению, быв тогда вне себя, Богом объят. И не только первосвященник, вводивший Деву, но и все, сопровождавшие ее при входе в храм Божий – ее родители, родственники и девы – объяты были Духом Божиим. Пресв. Дева вошла во Святое Святых не только однажды в день введения, но во все время пребывания своего во храме она невозбранно всегда входила туда, что запрещено было под страхом смерти даже первосвященнику ( Лев.16:2 ). По словам Церкви: «Ангели, вхождение Пречистые зряще, удивишася: како со славою Дева вниде во Святая Святых».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010