Мурино. Церковь Екатерины. Екатерининская церковь Карта и ближайшие объекты Деревня Мурино с 1749 года принадлежала старинному дворянскому роду Воронцовых. В 1781 году граф Семен Романович счастливо женился на дочери генерала Сенявина Екатерине. Через четыре года Екатерина скоропостижно умерла в Венеции. Безутешный вдовец просил своего брата Александра построить в имении Мурино церковь в память о жене, куда потом хотел перевезти ее тело. Но сложилось так, что Екатерина Воронцова так и осталась похороненной в Венеции, а в Мурино по проекту архитектора Н.А. Львова, большого друга Александра Воронцова, вырос красивый храм во имя св. вмц. Екатерины. Недалеко от храма был найден святой источник. Так как от первоначального плана использовать церковь лишь как усыпальницу отказались, а для приходской церкви, каковою призвана была стать церковь в Мурине, возникла нужда в колокольне, Львов предложил оригинальный проект храма, доработанный, очевидно, в ходе строительства. Храм был освящен в 8 марта (н.с.)1790 года ключарем столичного Петропавловского собора С. Коноплевым. Церковь представляет собой кубообразное многоярусное сооружение в стиле классицизма, в цокольном этаже которого находится усыпальница Воронцовых. К кубическому основному объёму храма с запада и востока примыкают полукруглые апсиды. Вход в церковь оформлен четырехколонным портиком с треугольным фронтоном. Над основным каменным объемом здания возвышается восьмигранная деревянная звонница, увенчанная деревянной двенадцатиколонной ротондой с небольшим плоским куполом и крестом. Главный неф подчеркивают дорические, наполовину каннелированные, колонны. Оригинальна и алтарная часть, устроенная в форме ротонды. В виде полукруга был выполнен и иконостас храма, образа для которого были написаны замечательным русским живописцем В. Л. Боровиковским. Храм действовал до 1940 года, когда из-за смерти настоятеля был закрыт. С 1950-х годов в здании попеременно располагались то соляной склад, то овощехранилище, то экспериментальный скульптурно-производственный цех. Последним владельцем храма перед возвращением общине, был Худфонд, разместивший здесь скульптурную мастерскую. В здании размещался 10-метровый хоккеист, упиравшийся головой в купол, тело которого поддерживали стальные полосы, вбитые в церковные стены. Храм был доведен до удручающего состояния, в 1968 году его даже хотели снять с учета как памятник архитектуры. Консервацию провели лишь в 1986 году.

http://sobory.ru/article/?object=00557

Закрыть itemscope itemtype="" > Кому пальма, а кому - верба 29.03.2007 343 1 апреля - Вербное воскресенье, а затем начинается Страстная неделя, которая завершится Пасхой. Эти дни важны не только для людей верующих: придти в храм с вербой, покрасить яйца, испечь кулич - это стало и народной традицией. О духовном христианском смысле этих событий размышляет протоиерей Вячеслав ХАРИНОВ, настоятель храма Иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " на Шпалерной улице. " Начаток жизни " - Почему мы приходим в храм с вербами? Распространено мнение, что так как в Иерусалиме Христа встречали пальмовыми ветвями, а у нас пальм нет, поэтому - верба. Но еще в Ветхом Завете существует повеление приносить в храм то, что является " начатком " всего живого, знаком того, что все - от Бога. Верба - одно из первых растений, которое в это время дает цветоносную почку. О вербе есть много суеверий - в старые времена настой из нее давали скотине, ставили веточки в хлеву, как ограждение от всего злого. Сейчас многие считают, что вербу обязательно нужно окропить святой водой. Церковь не поощряет, но изучает эти вещи как феномен народного благочестия. Обычно вербу хранят около икон в течение года, потом ее можно сжечь. Кстати, этот обычай относится ко всему обветшалому, но имеющему какое-то священное значение. Если вам негде сжечь, можно принести в церковь, где есть специальные печки. ...Вход Господень в Иерусалим был описан за 400 лет до этого события пророком Захарией. Он пишет о царе, въезжающем в Иерусалим на молодом осле. Почему не на коне? На Востоке конь - животное войны, на коне мог въехать царь-тиран, царь-деспот. Осел - животное мира, Христос - кроткий Царь. Интересно, что хозяева безропотно отдают апостолам осла, хотя на бытовом уровне трудно представить, чтобы крестьянин так просто расстался со скотиной. Безмолвными, непротиводействующими Христос мог сделать своих врагов - книжников и фарисеев и тем себя обезопасить. Он этого не сделал, идя на добровольные страдания. Вербное воскресенье - день праздничный. " Не бойся, дщерь Сионова! - это обращение к Иерусалиму, - Се, Царь твой грядет " . Народ встречает Христа ликуя, ведь сбываются пророчества о Мессии, Христос только что воскресил Лазаря. Но понимание Мессии - разное. Многие ждали сильного властителя, который уберет власть оккупантов - римлян, поднимет восстание. Фарисеи и книжники начинают манипулировать толпой, Страстная неделя - картина непостоянства толпы на все времена: за несколько дней возгласы " Осанна! " сменяются на " Распни его! " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Освобождение архимандрита Ефрема (+ ВИДЕО + ФОТО) Несмотря на усталость от долгой дороги и слабое здоровье (у отца Ефрема тяжелая форма диабета) игумен с причала направляется прямо в храм: провести литургию, день его возвращения в православном календаре пришелся на праздник Похвалы Богородицы. 2 апреля, 2012 Несмотря на усталость от долгой дороги и слабое здоровье (у отца Ефрема тяжелая форма диабета) игумен с причала направляется прямо в храм: провести литургию, день его возвращения в православном календаре пришелся на праздник Похвалы Богородицы. 31 марта монахи Афонского монастыря встречали архимандрита Ефрема. Того самого, которого греческие власти заключили под стражу, за которого поручались иерархи Русской Православной Церкви, и благодаря которому в Россию была доставлена одна из главных христианских святынь — пояс Пресвятой Богородицы. На приветственные гудки монастырского катера сотни верующих у причала отвечают дружным хором песнопений: настоятель Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем возвращается на Афон — позади три месяца, ставшие испытанием для всего православного мира: с декабря прошлого года настоятель древней и почитаемой обители находился под стражей в афинской тюрьме по обвинениям в мошенничестве и отмыванию денег. Несмотря на усталость от долгой дороги и слабое здоровье (у отца Ефрема тяжелая форма диабета) игумен с причала направляется прямо в храм: провести литургию, день его возвращения в православном календаре пришелся на праздник Похвалы Богородицы. «Я ушел 26 декабря, в день Пресвятой Богородицы, и возвращаюсь снова в Ее день. Все это время, находясь в заключении, когда я призывал имя Пресвятой Богородицы, тотчас получал силы, в которых нуждался», — рассказывает настоятель Ватопедского монастыря игумен Ефрем. Про Ватопед и его монахов говорят, что они находятся под «особым» покровительством Богородицы: семь икон с ее ликом, хранящихся в монастыре, считаются среди верующих чудотворными. Здесь же хранится и частица пояса Девы Марии: среди прочих недугов, верят православные, она способа исцелять женское бесплодие, но на территорию Афона женщинам вход строго воспрещен, и в прошлом году впервые за семь веков святыню вывезли за пределы Греции: в Россию, где ей поклонились миллионы верующих. Игумен лично сопровождал ковчег с поясом и по странному совпадению был арестован сразу после возвращения из этой поездки. В истории с освобождением старца Ефрема без чудес, явленных Богородицей, по его собственным словам, тоже не обошлось.

http://pravmir.ru/osvobozhdenie-arximand...

София, Варна. Старец митрополит Симеон. Предсказание о будущем России. Наставления. Встреча с отступником-баптистом. Черпанское землетрясение Владыка архиепископ Феофан прожил в Болгарии пять лет. Жизнь его протекала только в двух городах – в столице, Софии, и в Варне, на берегу Черного моря. В Софии он проводил холодные месяцы, а в Варну приезжал на лето: восстанавливал свое здоровье, жил за городом на очень скромной даче. В Софии он каждый воскресный и праздничный день посещал великолепный Александро-Невский собор, огромный храм-памятник Русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Храм этот был воздвигнут в память освобождения страны от пятисотлетнего турецкого рабства. Архиепископу Феофану неоднократно приходилось совершать Божественную литургию в этом храме. Для него это было очень удобно, так как храм находится совсем рядом с Синодальной палатой. Служение это заносилось в особую книгу как аргумент будущего снятия схизмы между Вселенским Патриархатом и Болгарской Церковью, тем более что и Российская Церковь не признавала этой схизмы... Однажды, когда Владыка служил в Александро-Невском соборе, на службе присутствовала царица Иоанна, дочь итальянского короля Эммануила. По придворному ритуалу во время запричастного пения архиепископ Феофан, в сопровождении священства, вынес Ее Величеству просфору и преподал благословение на близком ей языке – на латинском. Всенощные бдения по субботам и накануне праздничных дней владыка Архиепископ обычно совершал в своей синодальной келлии; при этом читали и пели несколько бывших студентов Духовной академии. А в будние дни он совершал службы наедине. Иногда он проводил служение в домовой церкви в здании самого Синода, где и жил. Бывали незабываемые службы. Но особенно запомнилось служение пасхальной заутрени. Пел смешанный хор из русских и болгар. Совершен был и крестный ход в здании Синода. Дети несли иконы. Владыка Феофан служил, как всегда, сосредоточенно, каждое слово было наполнено молитвенным содержанием. Обычно на Вход Господень в Иерусалим, на Страстную седмицу и Светлую Пасхальную его приглашали в Варну, где он оставался до конца лета, уезжая на дачу после Светлых дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Кременец. Богоявленский монастырь. Собор Богоявления Господня. Карта и ближайшие объекты Обитель находится на склоне долины, по которой растянулась главная часть города. Территория монастыря состоит из 2-х участков: основного – на просторной ровной террасе в основании склона, и подсобного – выше по склону. Нижняя грань усадьбы обращена на восток и является парадной, вплотную прилегая к осевой улице города. На юго-восточном углу обители за пределы усадьбы выступает старое здание бывших Консистории и семинарии (которые находились здесь в 20-30-х гг. ХХ в.), ныне – Краеведческий музей (основан в 1937 г. и сначала работал при Кременецком лицее, возрожденном в 1921 г. и преобразованном в 1940 г. в институт; в 1939 г. стал самостоятельным учреждением, в 1950 г. был перемещен в нынешнее здание). В центре парадной монастырской стены возвышается 3-ярусная колокольня с главными воротами обители. Она возведена в первом десятилетии ХХ в. Ее архитектура совмещает черты позднего барокко и т.н. псевдорусского стиля. Квадратную в плане башню венчает шатер с маковкой, фасады всех ярусов щедро украшены колоннами. К северному фасаду 1-го яруса колокольни примыкает небольшой храм прп. Иова Почаевского (вход в него – со двора обители, богослужение здесь совершается раз в году). На одной оси с колокольней, в центре основного участка монастыря, стоит храм Богоявления Господня. Он построен ок. 1760 г. в стиле позднего барокко и направлен алтарем на запад. К южной стене сооружения примыкает возведенный одновременно с ним главный монастырский корпус (из 4-х секций, замыкающих прямоугольный контур с выступами на юге и внутренним двориком). В южном торце западного основного крыла корпуса воссоздан домовой храм свт. Николая Мирликийского (существовавший до революции). Севернее главного корпуса, на границе подсобного участка возведен жилой корпус с помещениями трапезной и кухни (окончен в 2005 г.). Названными постройками ограничивается перечень основных сооружений монастыря (остальные строения имеют вспомогательный характер и невелики по размерам).

http://sobory.ru/article/?object=08071

Серпухов. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасская кладбищенская Занарская церковь Карта и ближайшие объекты Спасский храм построен в 1893-96 гг. на средства серпуховского купца Василия Фёдоровича Астапова на Занарском кладбище (возникло во 2 половине XIX века на городских выгонных землях вдали от жилых построек). Церковь была украшением Занарья. Проект комплекса выполнен известным московским архитектором Р.И. Клейном. Архитектурный ансамбль представляет собой яркий пример " русского стиля " конца XIX — начала XX века. Престолы в приделах освящены во имя празднования иконы Божией Матери " Знамение " и Трех Святителей. Отдельно стоящая колокольня с парадными воротами (ее верхний ярус разрушен в советское время) образует вход на кладбище, рядом с ней стоят невысокие дома причта. Иконостас был цинковый, позолоченный, иконы в нем представляли изображение событий Страстной Седмицы. В советское время храм был закрыт, лишился шатра и главок. Его использовали под рыбный склад с коптильней. Вокруг храма построено около 50 гаражей. Из интерьера сохранились сильно закопченные фрагменты настенной росписи в стиле академической живописи 2 половины XIX века. Настоятель Спасской церкви протоиерей Николай Боголепов был арестован в 1925 г. Священник Спасской церкви о. Николай Ищенко был расстрелян 23.02.1931 г. в Москве. Священник Пантелеймон Алексеевич Савельев (перед арестом служил уже в г. Кашире) расстрелян 21 ноября 1937 г. на Бутовском полигоне под Москвой. В наше время храм восстанавливается. Богослужения проводятся по субботам, воскресеньям и великим праздникам. Историческая справка XIX в., 2-я пол. — Занарское кладбище г. Серпухова возникло на городских выгонных землях, вдали от жилой застройки близ Боровской дороги. До 1896 г. при кладбище не было храма, строительство которого во имя Спаса Нерукотворного Образа началось в 1893 г. 1893 г., 22 мая — Астаповым В.Ф., серпуховским купцом 2-й гильдии, получено Удостоверение из Серпуховской Городской Управы на производство " предположенной им постройки на Занарском Городском кладбище в г. Серпухове каменной церкви и при ней небольшой каменной же богадельни с сторожкою за его собственный счет.

http://sobory.ru/article/?object=07308

Варзуга. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Первой приходской церковью Варзуги, «состоявшей под владением монастыря», как пишет архимандрит Досифей в своем «Описании Соловецкого монастыря» 1836 года, стал храм во имя Святого Чудотворца Николая с приделом Успения Пресвятой Богородицы. Местный краевед И.Ф. Ушаков пишет, что Никольская церковь была первым православным храмом на Кольском полуострове. Нынешнее здание церкви построено, предположительно, в XVIII веке. В советское время храм был закрыт, с него снесены все семь глав. С 30-х годов ХХ века он используется как колхозный магазин, причем вход в него прорублен через алтарь. В память о храме с западной стороны установлена икона св. Николая. По имени этого храма часть села, расположенная на левом берегу реки Варзуги, называется Никольской. Церковь святителя Николая в Варзугском приходе Церковь святителя Николая в селе Варзуга входит в число храмов некогда большого Петропавловского Варзугского прихода, расположенного по обоим берегам реки с тем же именем. Сегодня это Терский район Мурманской области, протянувшейся вдоль берега Белого моря на Кольском полуострове. Другой вариант названия района - «Турий», бытовал в древности и обозначал весь полуостров. Первые славянские поселения здесь отмечены еще в XII веке. По большей части среди жителей были выходцы из новгородских и ростово-суздальских земель. В XIV-XV веках в этой богатой местности уже появились владения влиятельных новгородских бояр. В 1471 году все здешние земли переходят под власть великого князя московского – Ивана III Васильевича. С 1486 года на Терских землях обширные угодья принадлежали Соловецкому монастырю, немного позднее – Антониево-Сийскому и Спасо-Прилуцкому монастырям. До 1682 года территория входила в состав Новгородской епархии, затем Холмогорской и Важеской. Село Варзуга уже в XV-XVI веках считалось одним их крупнейших на «Турьем берегу». По Описи 1563 года оно раскинулось по обе стороны реки и имело три деревянных храма: святителя Николая и апостолов Петра и Павла на левом берегу – в большей части села; и Успения Пресвятой Богородицы на правом Пречистенском (или Успенском) берегу реки Варзуги Успенский храм, наиболее знаменитый, существовал и ранее: первое свидетельство о нем датировано 1491 годом.

http://sobory.ru/article/?object=06730

главы 40–48 В двадцать пятом году по своем переселении (в четырнадцатом по разрушении Иерусалима), в начале года 1 , в десятый день месяца, пророк перенесен был духом в землю Израилеву, поставлен на высокой горе, на которой было, как бы здание города к югу. И вот человек, которого вид, как бы вид блестящей, полированной меди, с льняной вервию в руке и тростью для измерения, стоит у ворот этого здания. Здание это было, – здание храма. Человек тот повелевает пророку быть внимательным ко всему, что он будет ему показывать; и начинает показывать постепенно все составные части храма, всему делая тщательное измерение. Соответственно тому порядку, в каком показано было пророку все здание храма, он описывает сначала внешний двор (Из.40:5–27), потом внутренний двор (Из.40:28–47), далее, собственно, храм в двух его частях: передней (святое) и задней (святое святых), ближайшую его окружность: притвор, боковые комнаты (Из.40:48–26, Из.41); священные комнаты внутреннего двора (Из.42:1–14); обьем всего здания храма (Из.42:15–20). Из описания видно, что храм, показанный теперь пророку в общем виде и составе имел близкое сходство с храмом Соломоновым, построенным по образцу скинии Моисеевой. Как прежний, так и новый храм окружали два дворца, внутренний для священников и внешний для народа. В стенах обоих дворов, на разных сторонах, были ворота, из которых восточные ворота внешнего двора, как находившиеся на лицевой и передней стороне всего здания, были главные. Но при сходстве того и другого храма в общем виде, и расположении частей, в видении пророка замечаются некоторые отступления в частностях, и именно в измерениях. Таковы измерения величины жертвенника (Из.43:13 и сл.), ширины притвора и боковых комнат (первый двумя локтями более в ширину, последние на один локоть менее), так что здание храма получает в длину круглое число 100, в ширину 50 локтей 2 . И прочие числа также округлены и большей частью приведены во взаимную симметрию (25, 50, 100, 500). По той же симметрии и вход в галлереи храма указан не только на южной стороне, но и на северной (Из.41:11, Сл. 3, Ц. 6, 8). Кроме того, у пророка не упоминается ни о ковчеге завета во святая святых, ни о столе для хлебов предложения во святилище. Последний, кажется, заменяется жертвенником для курений (Из.41:22, Сл. Исх.30:1 и сл. 3 Ц. 6, 20. 22. 7, 28), который называется столом (Из.44:16). Восточная дверь внешнего двора не отверзается ни для кого, кроме князя. Еще одна особенность храма, виденного пророком, – необыкновенная обширность внешнего двора, как бы в соответствие потребностям, многочисленности и религиозной ревности будущих чтителей Иеговы 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pisarev...

Новосиль. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты На месте Успенского собора в городе Новосиле сменилось несколько поколений деревянных храмов. Древнейший городской собор (его посвящение неизвестно) был возведен, вероятно, еще в XII в. в Новосильском детинце и неоднократно перестраивался и горел, например, в 1375 г. при нашествии татар Мамая. При восстановлении Новосиля в XVI в. (около 1563 г.) возобновили и Успенский собор, но в годы Смутного времени город сильно пострадал (1611 г.) и кремль с собором пришлось отстраивать заново. В одной из своих челобитных новосильцы писали, что литовцы «город Новосиль сожгли, оброзы, и книги, и ризы, и всякая церковная устроенья пожгли и попов побили». После Смуты собор срубили заново. В Писцовой книге 1625–1626 гг. Константина Михайловича Пущина и подьячего Бориса Иванова дается следующее описание нового Успенского собора: «Внутри городе (в кремле. – В.Н.) церковь соборная Успение Пречистые Богородицы деревяна, а в церкви Божия милосердия образ Успения Пречистая Богородицы месной, да на престоле Пречистая Богородица, двери царские, над дверьми деисус на празелени, строенья распопа Олофея, да книг в церкви на престоле: Евангелие письменное, треодь цветная полууставная, апостол письменые ветхий, да государева жалованья у тое церкви два колокола, а кладбища церковного около церкви десить сажень, поперек восемь сажень». Позднее в соборе устроили придел Св. Петра и Павла и Св. Николая Чудотворца. Храм был весьма мал, соборные попы в своей челобитной (1640 г.) жаловались: «После, государь, тово разорения (1611–1612 гг. – В.Н. ) поставлен храм невелик – клетка и та ныне ветха, развалился, образов и книг и риз нет ничаво». Новый собор, опять же деревянный, построили между 1691 и 1702 гг. Не позднее 1702 г. к нему пристроили колокольню. Рисованный чертеж Новосильской крепости конца XVII в. дает представление о том, как выглядел Успенский собор в это время. Судя по чертежу, храм действитель но был небольшим и по размерам и по конструкции походил на крепостную башню. Он представлял собой высокий четырехугольный сруб, по видимому, на подклете, увенчанный шатровой крышей с полицей, завершавшейся главкой, покрытой деревянной чешуей лемехом. В южной стене, а возможно и в северной, было по три окна. Из них особенно выделялось размерами центральное – «красное». Маленькие боковые окошки являлись, скорее всего, волоковыми. К храму с востока примыкал алтарь, но на основании рисунка трудно судить, был ли он прямоугольным или «круглым», т.е. пятигранным. С запада к собору была прирублена небольшая трапезная, в которой помещался единственный вход в церковь.

http://sobory.ru/article/?object=42988

Разделы портала «Азбука веры» Олег Владимирович Никифоров " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" Олег Владимирович Никифоров Современные детские психологи говорят, что память ребенка на события жизни развивается с 4–5 лет. Хочу поделиться своим опытом, опровергающим это утверждение психологов. Когда мне было 3 года я в результате ночного кошмара проснулся с криком ужаса. Помню мне приснилась страшная ведьма, которая хотела меня похитить. Мама проснулась, успокоила меня и потом я долго спал при включенном свете. Но это не было страшной бедой. Страх темноты присутствует у многих детей как наследство предков. Это архетип тени, то неизведанное что встречали наши предки в далекие времена, когда ночью было опасно выходить из пещеры, когда вокруг человека обитало множество хищников. Самое страшное, что я начал заикаться. Моя мама очень переживала, и врачи говорили, что помочь мне не смогут. В нашем доме жила милая старушка бабушка Ангелина. Она пела в церковном хоре Покровского храма г. Риги, который находится на старинном православном Покровском кладбище. При храме была большая община и несмотря на гонения светской власти (это был 1968 год, когда атеизм бурно расцветал в советском союзе) во время всех церковных праздников храм был полон. Именно бабушка Ангелина посоветовала моей маме крестить меня. Помню, как осенним днем бабушка Ангелина и мама меня повели в церковь. Мне все было в диковинку. Помню очень отчетливо тот день. Храм был пуст. Нас встретил отец Иаков (Начис). Мы вошли в крестильню, вход в которую был из притвора. Помню добрые глаза батюшки, его теплые руки. Мне сразу стало спокойно и даже весело. Помню, как меня посадили в купель. Я не плакал мне было весело и интересно. Помню улыбающееся лицо моей крестной мамы бабушки Ангелины, помню мерцание свечей, пламя которых отражалось в золотом окладе иконы Казанской Богородицы . Но отчетливее всего помню лик Богородицы на иконе и доброе лицо батюшки Иакова. Помню с каким трепетом я рассматривал алюминиевый крестик, который батюшка надел мне на шею, как я весело засмеялся, когда мне на голову полилась освященная вода. Помню, как щекотно мне было от кисточки во время миропомазания. Вообще это мое первое осознанное детское воспоминание часто меня посещает.

http://azbyka.ru/way/moj-put-v-hram-ispo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010