В 1885 году колокольню разобрали, о чем с возмущением упоминал в своих записках Василий Верещагин В 1872-1885 годах на месте разобранной колокольни возвели каменную. Та же участь едва не постигла и самый храм, о чем даже подавалось в 1894 году отношение от Вологодской духовной консистории в Археологическое общество, как это следует из протоколов заседания комиссии по сохранению древних памятников. Комиссия постановила выделить нужную сумму для реставрации церкви 1753 году перестроили Афанасьевскую церковь (в 1904 году поновлялась), а в 1899 отреставрировали Владимирскую К этому времени храм имел уже другое посвящение: во имя свт. Николая с приделом во имя свв. Флора и Лавра. Произошло это потому, что в 1896 году в приходе освятили новый каменный храм с престолами во имя Владимирской иконы Божией Матери, пророка Илии и свт. Афанасия Александрийского До нашего времени сохранился только он. Афанасьевскую церковь разобрали в 1940-е годы, а Владимирскую планировалось перенести в музей «Малые Корелы», но в 1963 году она сгорела от удара молнии. Церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери многие исследователи считали одним из самых красивейших храмов Русского Севера Высокая (более 40 м), величественная, она возвышалась над берегом озера. По своей архитектуре церковь весьма характерна для Северодвинских земель начала XVII века. Стройный восьмерик «от пошвы» (т.е. от земли) заканчивался повалом. Венчал его огромный (чуть меньше половины всей высоты) шатер, крытый лемехом. Его облик позволил назвать Владимирскую церковь «одним из возможных кульминационных моментов» в процессе увеличения высоты шатра в деревянном зодчестве данного региона Венцы восьмерика мастера срубили «с остатком» С востока и с запада к восьмерику примыкали прямоугольные прирубы: алтарь и трапезная, перекрытые бочками изящного рисунка. Главный вход в храм был устроен с юга. С запада восьмерик охватывала галерея на столбах, заходившая на северную и южную стороны. На чердаке имелись голосники Почти аналогичную композицию и соотнесение пропорций восьмерика и шатра имели еще несколько храмов начала XVII века Сольвычегодского уезда. Очень сходен с ней Ильинский храм Выйского погоста 1600 года. Его можно назвать непосредственным предшественником интересующей нас церкви, даже высота его почти такая же - около 40 метров. Храм уничтожили в 1930-е годы. Успенская церковь в Нижней Уфтюге (начала XVII века) стояла в том же ряду. Ее облик нам известен только по обмерам и рисункам В.В. Суслова, так как она была разобрана еще около 1885 года Примеры подобных деревянных церквей встречались в этой местности и в более позднее время. Как пример можно привести Георгиевскую церковь в селе Вершины (1672 год). Сейчас она находится в музее «Малые Корелы».

http://sobory.ru/article/?object=37289

Непецино. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " . Знаменская церковь Карта и ближайшие объекты Знаменский храм в селе Непецино был построен Александром Борисовичем Новиковым при содействии семьи Ключаревых в 1806 году. Проект был заказан московскому архитектору, вероятно казаковской школы. Постройка в стиле ампир. Храм имеет форму «корабля». Вход украшен четырехколонным портиком с треугольным фронтоном. Храм декорирован нишами, медальонами, углы обработаны рустом. Серебристый купол опирается на цилиндрический барабан, прорезанный окнами. Над главным входом высилась трехъярусная звонница, от которой с тех времен сохранился лишь нижний ярус. И колокольня и купол завершались изящными главками. Алтарь имеет некоторое сходство с алтарем Вознеснесенской церкви в Коломне: он прямоугольный, с двумя боковыми окнами, восточная стена его декорирована двумя парами колонн. На алтарной части здания снаружи было изображение иконы Пресвятой Богородицы «Знамение». Храм был украшен стенной росписью и имел богатое убранство. Церковь имела два престола – в честь иконы Божией матери «Знамение» и во имя великомученика и Победоносца Георгия. После революции храм разгромили, убранство уничтожили, колокольню снесли. В разоренной церкви закрасили росписи, внутреннее пространство перегородили, устроив много помещений. Изображение иконы на апсиде замазали. В алтаре размещались в разное время магазин, ателье, дом быта; в центральной части – контора, парикмахерская, столовая. Со стороны паперти пристроили танцплощадку. Старожилы помнят, как на стенах храма сквозь слои штукатурки проявлялась живопись, ее снова замазывали. Церковь вернули верующим в 1993году, с тех пор она восстанавливается. Восстановлена по старым эскизам колокольня, сделан новый иконостас, приобретены колокола. В 2001 году храм был вновь освящен. По статье в «Журнале Московской патриархии» 11 2006г. История села Непецино восходит к XVI в. Название села связано с владельцем — боярином Непецей. По преданию, само село по велению царя Ивана Грозного было перенесено из Новгородских земель.

http://sobory.ru/article/?object=07343

Тайна Святого Огня Скачать epub pdf Из всех богослужений Страстной Седмицы и Пасхи в Иерусалиме наиболее известным и наиболее привлекающим внимание иерусалимских верующих и паломников из всех православных стран является, несомненно, «литания Святого Огня», или, как говорили в XIX веке русские богословы, «торжестве освящения огня на Гробе Господнем». Таинство схождения Огня в иерусалимском храме известно с древнейших времен. Его прообраз видят в ветхозаветном повествовании об освящении воздвигнутого Соломоном храма, когда на приготовленные жертвы сам собой пал с неба огонь. Что касается новозаветного таинства, самое раннее свидетельство о нем сохранил церковный историк Евсевий Памфил . По его рассказу, когда однажды не хватило лампадного масла, Патриарх Нарцисс благословил налить в лампады воды из Силоамской купели, и сошедший с неба Огонь возжег лампады, которые горели затем в продолжение всей пасхальной службы. Храм Воскресения, или, как называют его преимущественно в современных путеводителях, храм Гроба Господня – это, по сути, не храм, а целый большой архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, ротонду с часовней Гроба (Кувуклией), кафоликон, то есть кафедральный храм Патриарха Иерусалимского, принадлежащий армянам храм святой равноапостольной Елены и, наконец, подземный храм Обретения Животворящего Креста. Слово «кувуклия» (греч. «кувуклион») означает «ложница, царская опочивальня». Для обозначения гробницы это слово употребляется в единственном месте на земле – в храме Гроба Господня, где Царь царствующих и Господь господствующих был положен для тридневного сна. Здесь Он воскрес, Первенец из мертвых, открывая всем нам путь к воскресению. Сейчас, стоя перед Кувуклией, под величественным куполом ротонды, трудно представить себе, что если бы мы перенеслись в евангельскую эпоху, то оказались бы на месте небольшой горы близ Иерусалима, почти сразу за его стенами, которая еще с IX века до Р.Х. служила каменоломней. Скала, которую евангелист называет Голгофой, несколько возвышалась над нею. К началу нашей эры карьер давно был заброшен и превратился в загородный сад, по склонам которого устраивали захоронения (в пределах храма Воскресения археологами обнаружено несколько древних гробниц). Вход в ту из них, которой суждено было стать Гробницей Господа, находился у подножия западного склона.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Рязань. Церковь Входа Господня в Иерусалим. Входоиерусалимская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Первое упоминание о небольшой деревянной церкви Входа Господня в Иерусалим «на посаде, за торгом» относится к 1550 году. В Писцовых книгах Мины Лыкова (1626 г.) говорится о храме: «Церковь Вход в Иерусалим деревянная, а в церкви образы, и книги, и ризы, и колокола и всякое церковное строение мирское». Храм неоднократно страдал от пожаров, опустошавших Рязань, и во время одного из них сгорел дотла (1670-е годы). Новый каменный храм с трапезной был выстроен к 1680 году и освящен, митрополитом Рязанским Иосифом IV (1674- 1681 гг.) Из священнослужителей храма упоминается в 1613 году «поп Андрей», находившийся в числе т.н. «выборных» при избрании на царство Российское Михаила Федоровича Романова. Трое священнослужителей храма впоследствии стали епископами Русской Православной Церкви – известный своими миссионерскими трудами архиепископ Иркутский Тихон (Донебин) (+1903 г.), его родной брат Смарагд (Троицкий), епископ Ковенский, а также архиепископ Феофан, служивший в храме в сане игумена, а затем, уже, будучи архиереем, находившийся в ссылке вместе со сщмч. Иувеналием (Масловским) (+1937 г.), архиепископом Рязанским и Шацким. Прот. Иоанн Косьмич Добротворский, настоятель храма в начале ΧΧ века, был духовником блаж. Любови Рязанской, которая была прихожанкой Входоиерусалимского храма. Находится этот прекрасный храм на бывшей Иерусалимской улице (ныне – Затинной). До Октябрьской Революции при церкви была часовня (в советское время разрушена), над входом которой находилась резная икона Входа Господня в Иерусалим. В храме любил совершать ночные богослужения (полуночницы) архиепископ Рязанский и Шацкий Иувеналий (Масловский), прославленный в лике святых как священномученик, живший неподалеку от церкви. Этот храм он считал «малым Иерусалимом». Последним настоятелем храма до его закрытия в 1936 году являлся игумен Полихроний. В 1936 году храм был закрыт богоборческими властями, помещение передали артели по производству мебели, затем в течение многих лет здание храма использовалось как цех и складское помещение фирмы «Ока». В советское время храм неоднократно горел.

http://sobory.ru/article/?object=07110

архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Содержание    Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!    Днесь в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает...    Ангели вхождение Пречистыя зряще, удивишася: како Дева входит во Святая Святых.    Чистота и святость, свет и радость — вот неуловимое веяние сегодняшнего праздника и службы. На ступенях ветхозаветной святыни Иерусалимского храма поставляется трехлетняя Юница, Святая Святых большая, торжествующая и радующаяся. А престарелые праведные родители Ее, Иоаким и Анна, и хор отроковиц с возжженными свечами, «поя, играя и ликуя», сопровождают Ту, Которая приносится в дар Богу. Объятый священным восторгом, первосвященник Захария — старец, родитель Предтечев, «благословив, прият» Святую Отроковицу, и по особому откровению Божию ввел Ее во Святая Святых.    Событий мало, но почему так радостно, так памятно и значительно торжество сие? Почему праздник стал двунадесятым? Да потому, дорогие мои, что Введение во храм Пресвятой Девы стало необходимым звеном спасительного Божия промышления о мире.    Это событие положило конец многовековому отчуждению человека от Бога и пребыванию его под рабством греху.    Святилище Иерусалимского храма, где обитал Бог и где являл Он Свое присутствие, недоступное никому, кроме одного первосвященника и то единожды в год, куда он входил с жертвенной кровию, принося молитву за грехи народа, Божией благодатью открывается Богоизбранной Отроковице — Дщери человеческой. И Пресвятая Дева вводится во Святая Святых, невидимо для мира неся в Себе великую жертву, новую жертву живую — Христа — Бога и Человека.    Ветхозаветный Божий храм принял в себя семя новой жизни — Богоотроковицу, в Которой духовно прозябнет и прорастет Новый, спасительный Завет человечества с Богом. Ветхозаветный Божий храм принял в себя священный ковчег Нового Завета, одушевленный храм Спасов, многоценный чертог и Деву — священное сокровище славы Божией.    С вхождением в храм Богоизбранной Отроковицы пришло время, когда благоволение Божие возвращается людям, и они приблизятся к Богу, как к своему Небесному Отцу, ибо Сын Божий — Сын Девы бывает, и благодать благовествует примирение с Богом, и вход на небо откроется всем, желающим неба.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3264...

Москва. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь в Ясеневе Карта и ближайшие объекты На протяжении трех последних лет в московском районе Ясенево идет строительство православного храма Покрова Пресвятой Богородицы. Уже в июне 2009 года Святейший Патриарх Кирилл совершил торжественный чин основания Покровского храма в Ясеневе. Общая площадь храма с притворами составит 1425 в. м. Таким образом, он сможет одновременно вместить до 800 человек. В его цокольном этаже предусмотрены помещения для воскресной школы, конференц-зала, книжной лавки. Нижняя, крестильная, церковь Покровского храмового комплекса в Ясеневе освящена в честь святого Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. В соответствии с предназначением этого малого храма в его центре устроен мраморный баптистерий в византийском стиле. Остальное пространство Михаило-Архангельской церкви отдано под реализацию уникального проекта, получившего название «Икона Святой Земли». Здесь в одном месте будут собраны точные копии пяти величайших христианских святынь – Гроба Господня, Камня Помазания, Гробницы Божией Матери, Голгофы, Вифлеемской Звезды.   Источник: сайт Покровского храма в Ясеневе Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ясенево построен в традициях византийской храмовой архитектуры XII века. Внутреннее пространство оформлено по византийским канонам. Все стены покрыты мозаиками, воссоздающими шедевры византийской мозаической живописи. Дополнительно храм имеет цокольный этаж, центральное место в котором занимает крестильный храм в честь Архангела Михаила. С севера к храму примыкают помещения воскресной школы, конференц-зала, книжной лавки. Храм пятиглавый, четырёхстолпный, в двух западных главах расположены звонницы. Храм имеет входные паперти с трех сторон. Главный вход — с западной стороны. Над западным притвором, на отметке 8.0 м, имеются хоры. Высота цокольного этажа, встроенного в рельеф — 4.5 м. Высота храма до верха креста — 36 м. Размер центрального объёма храма в осях — 18х18.9 м. Габаритные размеры храма с притворами — 30.9х27.0 м Общая площадь храма с притворами 1425 кв. м. Храм позволяет принять порядка 800 человек.

http://sobory.ru/article/?object=08859

Тула. Богородичный Щегловский монастырь. Собор иконы Божией Матери " Млекопитательница " . Карта и ближайшие объекты Церковь в честь иконы Божией Матери Млекопитательница построена в 1869-1864 гг. на средства московского купца В.И. Макарухина. Арх. А.Г. Бочарников. Двухэтажное кирпичное здание кубической формы. Храм был летним и отопления не имел. Первоначально храм был задуман одноглавым, позже были добавлены 4 шатра и храм стал пятиглавым. Деревянные стропила, покрытые листовым железом на четыре ската и окрашенные медянкой, образовали достаточно сложное завершение храма. Над крышей возвышаются 5 куполов в виде отдельных восьмигранных башен со стрельчатыми кокошниками по верхнему краю и с шатровым покрытием каждая. Пять глав с вызолоченными маковицами (яблоками) увенчаны шестиконечными крестами. В среднем куполе 8 окон с полукруглым верхом. На восточной стороне выступает троечастная алтарная апсида со средним наибольшим выступом. Части алтарной апсиды разделены гранитными полуколоннами в высоту стены, от фундамента до карниза. Естественному (дневному) освещению храма содействовало большое количество окон. Вход в храм один, с западной стороны. Над входной дверью в стене находилась икона Нерукотворенного Образа, написанная на железной доске, а вверху стены - крест. Пол в храме деревянный, крашеный, солея и алтарь на две ступени выше самой церкви. Клиросы ограждены деревянными резными позолоченными балясниками. Своды храма, как и купол, утверждены на четырехкаменной кладке, четырехугольных столбах, находящихся посередине церкви, карнизы вверху арок позолочены. Иконостас верхнего храма устроен в 1859 г., столярной работы, весь с резьбой, позолочен, состоял из трех ярусов. Царские врата - резные, сквозные, позолоченные в середине. Закрыта в 1921 г. Возвращена верующим в 1990 г. Действует. Внутри монастырской ограды, почти на середине площади, на расстоянии около 21 м от колокольни, на восток, возвышается главный храм обители во имя Богородицы Млекопитательница. Само название иконы " Млекопитательница " связано с глубокой древностью: по преданию икона с таким названием находилась в Лавре преп. Саввы Освященного (+532) близ Иерусалима, в XIII веке была перенесена св. Саввою, архиепископом Сербским, на св. гору Афон в Хилендарский монастырь, откуда во множестве списков распространилась по России. Вероятно, благочестивый иконописец хотел сюжетом иконы подчеркнуть Богочеловеческое естество Иисуса Христа: Богоматерь кормила млеком Христа как истинно принявшего человеческую плоть опасения ради рода человеческого.

http://sobory.ru/article/?object=05524

Москва. Соборная моленная Воздвижения Креста Господня на Преображенском кладбище. Карта и ближайшие объекты Воздвижения Креста Господня на Преображенском кладбище, соборная моленная Церковь Воздвижения Креста Господня старообрядцев Федосеевского Старопоморского согласия построена в 1811 году. Есть предположения, что архитектором был В.И. Баженов. Но это только предположение. Документального подтверждения нет. У храма нет алтарной апсиды. Храм в советское время не закрывался. Инициатором организации Преображенской общины был Илья Алексеевич Ковылин. В 1711 году во время чумы в Москве он получил разрешение у губернатора на создание карантина у Преображенской заставы. На пожертвования, а также благодаря торговым и промышленным предприятиям община активно развивалась. К 1806 году она включала в себя мужскую и женскую обители и была обнесена каменными оградами с башнями. В 1811 году на женском дворе (богадельного дома) был построен соборный храм Воздвижения Креста Господня. Эта церковь является единственным храмом беспоповцев в Москве по форме напоминающим православный храм, что явилось предметом резкой критики со стороны наиболее ортодоксальной части беспоповцев во время его строительства. В 1866 году мужской двор переселен на женский, где сохранилась старообрядческая община, а на территории бывшего мужского двора был открыт Никольский единоверческий монастырь. В 1920-е годы все федосеевские моленные были закрыты. Многие церковные ценности были перенесены в Крестовоздвиженский храм. Сам храм за всю историю своего существования ни разу не закрывался. Община существовала тихо и незаметно, относясь очень настороженно ко всем посторонним. В настоящее время Преображенская община возрождается: отремонтированы стены и башни, входные врата; общине возвратили часть зданий богадельного дома, принадлежавших ей ранее. Вход на территорию общины закрыт для посторонних посетителей. Московская Преображенская община является одним из наиболее крупных объединений старообрядцев федосеевского согласия.

http://sobory.ru/article/?object=03569

КНИГА VIII 1. Как только ясная весна сменила мрачную зиму, император тотчас поднял крестное знамя и стал спешить [с походом] против тавроскифов. Прямо из. дворца он отправился помолиться Богу во всеми почитаемый храм Христа Спасителя, находящийся в Халке Увидев, что место для молящихся очень узко, ибо там едва могут поместиться пятнадцать человек, а вход извилист, неудобен и походит на витой лабиринт или убежище, [Иоанн] тотчас же приказал перестроить храм от самого основания, расширить и сделать более светлым. Он сам обозначил очертания стен; некое вдохновение внушило ему это усердие и распорядительность, и храм достиг такой красоты и величия, которые присущи ему теперь. [Выступив] оттуда, он пришел в знаменитый святой храм божественной Премудрости и стал молиться о ниспослании ангела, который бы двигался впереди войска и руководил походом; затем при пении гимнов он направился в славный храм богоматери, расположенный во Влахернах Вознеся надлежащим образом мольбы к Богу, он поднялся в находившийся там дворец чтобы посмотреть на огненосные триеры. Они колыхались, расставленные рядами, в заливе Босфора там, где удобная и надежная пристань для грузовых кораблей простирается, плавно изгибаясь, до моста и реки, которая за мостом впадает в море Полюбовавшись искусным плаванием кораблей в боевом строю и показательным сражением между ними (было их вместе с ладьями и челнами, которые теперь в народе называются галеями и монериями более трехсот), император наградил гребцов и воинов деньгами и послал их на Истр для охраны речного пути,- чтобы скифы не могли уплыть на родину и на Киммерийский Боспор в том случае, если они будут обращены в бегство. Говорят, что Истр - одна из рек, вытекающих из Эдема, и что название ее Фисон. Начинаясь на востоке, она, по неизъяснимой мудрости Сездателя, скрывается под землей, а затем бьет ключом из Кельтских гор, описывает извилистую линию по Европе и впадает, разделяясь на пять устьев, в Понт, называемый Евксинским. Некоторые же считают, что Фисон - река, пересекающая Индийскую землю; обычно эту реку называют Гангом; близ нее добывают камень смарагд

http://sedmitza.ru/lib/text/433434/

Дивеево. Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь. Церковь Рождества Христова. Карта и ближайшие объекты Проект первой монастырской церкви Рождества Христова был заказан арзамасскому городовому архитектору Семену Ивановичу Соколову. В мае 1827 года он приехал в Дивеево. Сделав менее чем за одни сутки обмеры Казанской церкви, Соколов вместе с Мантуровым в тот же день отправился в Саров к преподобному Серафиму. После беседы с ним батюшка одобрил идею архитектора и сказал Мантурову: " Слушайся его во всем; у него ум светлый! " Закладка церкви во имя Рождества Христова состоялась в 1828 году. Через год, летом 1829 года, строительство завершилось. 6 августа 1829 года, в день Преображения Господня, церковь во имя Рождества Христова была освящена, несмотря на отсутствие иконостаса и неблагоустроенный вход. Освящение совершил настоятель Нижегородского Благовещенского монастыря, первый уставщик епархии архимандрит Иоаким, составивший на этот случай специальную службу. Храм Рождества Христова был пристроен ко входу в храм Казанской иконы Божией Матери так, что алтарь Рождественской церкви оказался на месте паперти Казанской. Звонница из одиннадцати колоколов была устроена в углублении стены паперти. Храм Рождества Христова был холодным. Двухъярусный иконостас церкви Рождества Христова был выполнен в стиле классицизма и окрашен в голубой цвет. Его основу составлял местный чин, имеющий вид портика с полуколоннами на пьедесталах; небольшие иконы праздничного чина стояли вторым ярусом без какого-либо обрамления. После закрытия монастыря в церкви Рождества Христова размещалась сберкасса. Повторное освящение храма состоялось 1 июня 1993 года. В 2008 году к Рождественскому храму были пристроены приделы с южной и северной сторон. Они освящены в честь священномучеников Иакова и Михаила (Гусевых) и в честь Суворовских мучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии. Информация с сайта Серафимо-Дивеевского монастыря Церковь Рождества Христова - первый храм Мельничной девичьей общины. Чудесным участием Матери Божией ознаменовано строительство церкви Рождества Христова. Царица Небесная велела преподобному Серафиму пристроить новый храм к паперти Казанской церкви. Строителем Рождественских церквей с благословения преподобного Серафима был Михаил Васильевич Мантуров, богобоязненный и боголюбивый ученик святого саровского старца. Исцелив его от смертельной болезни, в благодарность за то Богу, приказал ему батюшка взять на себя самопроизвольную нищету, продать все свое имение и на полученные деньги выстроить церковь для Мельничной общины.

http://sobory.ru/article/?object=16531

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010