— Ничего удивительного. Вы, скорее всего, и в самом деле видели ее вчера! — улыбается Андрей. — Внешний вид церкви в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи прекрасно известен каждому россиянину: он изображен на оборотной стороне 1000-рублевой купюры. Этот храм возведен в Толчковской (кожевенной) слободе исключительно «мирским строением» (то есть на народные пожертвования), и он поистине уникален. Единственная в России 15-главая церковь объединяет в своем сказочном декоре и московский, и северный, и поволжский, и восточный архитектурные мотивы. Посмотрите, как «играют» здесь общий треугольный абрис церкви и устремленная ввысь доминанта колокольни! К сожалению, сегодня расположенная совсем недалеко от центра города Предтеченская церковь затерялась среди полузаброшенных промзон. Богослужения здесь проводятся лишь единожды в году — на престольный праздник, а с мая по октябрь она действует как зал Ярославского государственного музея-заповедника (тут в убранстве демонстрируются Царские врата и росписи). В холодное время года церковь закрыта. И многочисленные туристы вряд ли догадываются, что ставший с подачи Банка России одним из символов страны храм находится буквально в паре километров от исхоженных маршрутов... Однофамилец Андрея — менеджер IT-npoekmob Сергей Ершов — пару лет назад для широкой аудитории открыл другой вид — панораму двух монастырских ансамблей в излучине реки Тезы в селе Дунилове, что в Шуйском районе (Илл.2). «После этого сюда начались настоящие фотопаломничества, — рассказывает Сергей. — Чем хорош этот вид? Это настоящий русский пейзаж: широкий изгиб неспешной реки, просыпающееся в тумане солнце и храмы (числом больше десяти, если считать церкви слившейся с Дуниловым соседней деревни Горицы). Половина их, к сожалению, разрушена... В этом кадре у меня уместились две обители: действующий женский Успенский Дуниловский монастырь и недействующий старинный Благовещенский». Представитель профессионального сообщества пиарщиков москвич Николай Сапронов помимо собственного фотографического хобби теперь выступает еще и организатором проекта «Душа России» — серии выставок, популяризирующих природные пейзажи с известными православными храмами. На Патриаршем мосту Николай выставил запечатленную им панораму, знакомую каждому, кто хоть раз бывал в Суздале. Это вид с вершины Ильинского холма на заповедную пойму Каменки (Илл.3). Над Кожевнической слободой нависает высочайшее в городе сооружение — 72-метровая Преподобенская колокольня Ризоположенского женского монастыря. Луг окружают слободские храмы Богоявления Господня и Рождества Иоанна Предтечи, вдали угадываются знакомые очертания Антипиевской и Лазаревской церквей... Птичьи силуэты привносят в предрассветную тишину необходимую толику динамики. «Как часто бывает, эта фотография — дело случая. Я хотел приехать в Суздаль вечером, но из-за ремонта дороги за рулем провел всю ночь до четырех часов утра, — вспоминает Николай. — Возможно, за это Господь и наградил меня потрясающим видом!»

http://e-vestnik.ru/society/fotovystavka...

   Живя несколько лет на Афонской горе и путешествуя по монастырям Константинопольским, преподобный Нил особенно в это время напитал дух свой наставлениями великих отцов пустынных, которые путем внутреннего очищения и непрестанной молитвы, совершаемой умом в сердце, достигали светоносных озарений Духа Святого. Преподобный Нил не только изучил умом и сердцем, но и в постоянное упражнение своей жизни обратил душеспасительные уроки богомудрых отцов — Антония Великого, Василия Великого, Ефрема Сирина, Исаака Сирина, Макария Великого, Варсонофия, Иоанна Лествичника, Аввы Дорофея, Максима Исповедника, Исихия, Симеона Нового Богослова, Петра Дамаскина, Григория, Нила и Филофея Синайских. Потому-то изречениями сих великих отцов и преисполнена его книга, называемая «Предание о жительстве скитском».    Возвратясь в Белоезерский монастырь, преподобный Нил уже не хотел жить в нем, но построил себе келлию невдалеке от него, за оградой, где и жил недолгое время в уединении. Потом отошел за 15 верст от сего монастыря на реку Сорку, водрузил здесь крест, поставил сперва часовню и уединенную келлию, и при ней выкопал колодец, а когда собралось к нему для сожития несколько братии, то построил и церковь. Обитель свою учредил он на особенных отшельнических правилах, по образцу скитов Афонских; почему она и названа скитом, а преподобный Нил почитается основателем в России скитского жития, в более строгом и точном его устройстве.    Святые отцы-подвижники разделяли монашеское житие на три вида: первый вид — общежитие, когда многие иноки живут и подвизаются вместе; второй вид — отшельничество, когда подвизается один инок в уединении; третий вид — скитничество, когда инок живет и подвизается с двумя или тремя братиями, при общей пище и одежде, при общем труде и рукоделии. Этот-то и последний вид монашеского жития, как бы средний между двумя первыми, который преподобный Нил называл потому «царским путем», и хотел он осуществить в своем ските.    Скит преподобного Нила имел сходство: и с нашими монастырями необщежительными, которые очень часто состояли из двух и трех иноков, иногда из пяти и десяти, тогда как в скиту Нила, под конец его жизни, число скитников возросло даже до двенадцати; и с монастырями общежительными, ибо у скитников общие были — и труды, и одежда, и пища. Но отличался Нилов скит от всех других наших обителей по внутреннему своему направлению, — по тому умному деланию, которое должно было составлять главнейший предмет забот и усилий для всех скитников. В новом своем скиту преподобный продолжал изучать Божественное Писание и творения святых отцов, устрояя по ним жизнь свою и учеников своих.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В. Как же в книгах различных написано, что сектанты и еретики суть христиане? О. Это написано не точно, из жалости к этим погибшим людям. В. Что должно сказать, когда говорят в оправдание сектантов, что они верят в Иисуса и потому их можно признать христианами? О. Должно сказать, что сектанты, хотя и верят, но не в истинного Христа Спасителя, как мы, православные, а в самоизмышленного Иисуса. В. Возможно ли такое заблуждение? О. Вполне возможно, и Ап. Павел предостерегает нас от таких людей. Он говорит: »боюсь, чтобы, как змей хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе. Ибо если бы кто, пришед, начал проповедывать другого Иисуса , которого мы не проповедывали, или, если бы вы получили иного Духа , которого не получали, или иное благовестие , котораго не принимали, – то вы были бы снисходительны к тому» ( 2Кор.11:3–4 ). У сектантов, значит, «другой Иисус», «иной Дух», «иное благовестие», не Апостольские, не христианские, а самоизмышленные. В. Почему иногда сектантов хвалят, и кажутся они будто ласковыми, либо принимают вид ласковых, благочестивых учителей? О. Это объясняет Ап. Павел так: «лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид правды; но конец их будет по делам их» ( 2Кор.11:18–15 ). В. Как же должно относиться к сектантам? О. Сектантов нужно жалеть, как людей несчастных, продавшихся диаволу, но в общение с ними входить нельзя, как с отпавшими от Церкви Божией, извратителями Христова учения. Ап. Иоанн Богослов так научает и приказывает поступать: «Всякий преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога ; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его ; ибо приветствующий его участвует в злых делах его» ( 2Ин.1:9–11 ). 9. Спастись можно только в Церкви Христовой

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

220) Палестина. Всемирный Путешественник 1869, 21, 22 и 23, стр. 305–320, 321–334, 337–351, 353–365, с 19 рисунками, сост. по Муравьеву, Норову, Диксону, Головинскому, Сентину и статьям Морского Сборника. Рисунки: 1) караван молельщиков, 2) вид Иерусалима, 3) вид церкви св. Гроба, 4) внутренность церкви св. Гроба, 5) св. Гробница (т. е. наружный вид двух куполов), 6) Дамасские ворота, 7) ворота монастыря св. Марии, 8) иерус. евреи, 9) евреи, молящиеся у стены, 10) мечеть Омара, 11) аравийский фонтан, 12) нива крови, 13) Вифлеем, 14) жители его, 15) Назарет, 16) вид Мертвого моря, 17) Иордан, 18) греческие богомольцы, купающиеся в Иордане, 19) Ночлег каравана богомольцев. Рисунки не отличаются сходством, между тем они заимствуются в газету Гатцука, 1875, 13, 14 и 50. Из статьи Всемирного Путешественника заимствован и текст в газете Гатцука, стр. 226, стр. 244. 221) Мысленное путешествие инока в Иерусалим, или беседы инока со своим старцем, при обозрении плана и зданий Иерусалима, изображенных в том виде, в каком был он во время земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, – из рукописей преосв. Иеремии, бывшего епископа Нижегородского, Орлов. Епарх. Ведом. 1869, 22, 23 и 24. 222) Палестина (с рисунками), Нива, 1870, стр. 429. 223) О святой земле. Двенадцать чтений для народа, свящ. В. Певцова . 12 книжек, 16 , 293 стр., с рисунками. Спб. 1872, Читаны при Педагогич. Музее Воен. Учебн. Заведений. Превосходная книга для простого народа. (Листок дух. библиографии, 1872, стр. 107; Народн. Школа 1872, стр. 58; Нива 1872, 224) История Турции от победы реформы в 1826 году до парижского трактата в 1856, соч. Д. Г. Розена, бывшего прусского консула в Иерусалиме, пер. с нем. Спб. 1872, 8 . (В ней, между прочим, находятся: Вопрос о св. местах; притязания Франции; выступление на сцену России, т. II, стр. 150–162; решение против притязаний католицизма; решение вопроса о св. местах в пользу России, II, 186). 225) Договоры России с Востоком, политические и торговые, собрал Т. Юзефович. Спб. 1869. 1 р. 50 к. (Библиогр. 1869, стр. 57–65; Вестн. Евр. 1869 , библиогр. заметка; Голос 1869, Сын Отечества 1869, рец. А. Х.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1) что означает огневидность, 2) что – человеческий вид, 3) что – глаза, 4) что – ноздри, что уши, 5) что – уста, 6) что – осязание, 7) что – брови и веки, 8) что – юность, 9) что – зубы, 10) что – плечи, мышцы и руки, 11) что – сердце, 12) что – грудь, 13) что – плечи, 14) что – ноги и крылья, 15) что – нагота и необутость, 16) что – одеяние, 17) что – светлая одежда, 18) что – святительская одежда, 19) что – пояса, 20) что – жезлы, 21) что – копья, секиры и землемерные 22) и древообрабатывающие орудия, 23) что – ветры, облака, медь и электр, 687 24) и лица, 25) что – вид льва, вид тельца, вид орла, 26) что – кони, различие конских мастей, колесницы, колеса и прочее, что так называемая радость ангельская. Стихи о книге святого Дионисия: Трактатов Дионисия великого Едва ли кем точнее книга сыщется, Ни более, конечно же, роскошная, Коль это роскошь – серебро на пурпуре. Эпиграф к блаженному Дионисию: Ангелам свойственной мудрости многую светлость постигнув, Людям Звезду, из ума состоящую, дал ты увидеть. Глава 1. Что всякое божественное осияние, по благости (Божией) различно проходящее в то, о чем заботится Промысел, пребывает простым, но и единотворит осияваемое 1. «Всякое даяние благое и всякий дар совершенный свыше есть, сходя от Отца светов». 689 Но и всякое исхождение движимого Отцом светосвечения, благодатно в нас приходящее, вновь как единотворящая сила, возвышая, нас наполняет и обращает к единству и боготворящей простоте Собирателя Отца. Ибо «из Него все и в Него», как сказало священное Слово. 2. Итак, призвав Иисуса, Отчий «Свет», сущий, «истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир», через Которого мы обрели доступ к светоначалу, Отцу, восклонимся, насколько это возможно, ввысь к осияниям священнейших Речений, переданным отцами, 690 и сколько есть сил будем созерцать ими для нас символически 691 и возводительно открытые иерархии небесных умов. 692 И начальное и сверхначальное 693 светодаяние богоначального Отца, показывающее нам в изобразимых символах блаженнейшие иерархии ангелов, невещественными и недрожащими очами разума восприняв, от него вновь устремимся к его простому сиянию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пророк видел Господа «сидящим на престоле высоком и превознесенном», т. е. там же, где видел Его сидящим и другой ветхозаветный пророк Михей – современник иуд. царя Иосафата ( 3Цар.22:19 ). Так как Михей говорил о Господе, окружённом небесным воинством, то и под престолом Господним он разумеет, очевидно, «престол Господень на небесах» ( Пс.10:4 ). Надо думать, что и Исаия говорит о небесном же престоле Господнем, называя его «высоким и превознесённым» – почти так же, как назвал и Михей. Престол этот находится внутри дома, который называется в еврейском тексте именем, буквально значащим: «большой дом» (слово есть, перешедшее к евреям, из древнейшей Вавилонии, шумерское э-кал=дом большой), а в настоящем месте равнозначащим употребительному в других случаях выражению: «дом Божий» или «дом Господень» ( Суд.20:18 ; 3Цар.6:37; 7:12 ). Итак, св. Исаия видел высокий и превознесённый престол и сидящего на нём Господа в доме Господнем, т. е. небесном жилище, Господнем. И края, точнее с евр. подол риз Его наполняли весь храм. О Боге употребляются здесь человекообразные выражения, которых избегая, 70 толковников выразили мысль пророка словами, представлявшимися им более достойными Существа духовнейшего: исполнь дом славы Его. 2 . стох окрестъ престола Господня, так же как в видении Михея стояло воинство небесное по правую и по левую руку Сидящего на престоле ( 3Цар.22:19 ), и тем самым выражали как своё благоговение и почтение пред Сидящим, так и свою постоянную готовность служить Господу, исполнять Его повеления (ср. 3Цар.17:1; 18:15 ; Втор.1:38 ; 3Цар.10:8 ). Эти слуги Господа называются именем, которое могло бы значить: «сожигающие» (от евр. глагола сожигать), и в таком смысле указывало бы, по мнению некоторых, на существа, служащие орудиями гнева Господа, который есть огонь поядающий ( Втор.9:3 ); ср. также Иез.1:13 , где о существах, внешний вид которых описывается отчасти сходно с описанием серафимов у пророка Исаии, говорится, что вид их был, как вид горящих углей, как вид лампад.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Этими указаниями переполнены как евангелия, так и Деяния апостольские и все апостольские послания, как и апокалипсис. Перечислять их нужды нет (напр. Откр. гл. 2 и 3; Тит.3:9–10 ; 2Тим.4:14 и т.п.). Стоит прочитать послания Иакова, Петра, Иоанна, Иуды, чтобы видеть, как стойко, бодрственно и неусыпно стояли св. апостолы на страже, оберегая чистоту Христова евангелия. «Есть лжеапостолы, – предостерегает св. Павел коринфян, – лукавые делатели, которые принимают вид апостолов Христовых. И неудивительно, потому что сам сатана принимает вид ангела светла; неудивительно, если и служители сатаны принимают вид служителей правды» ( 2Кор.11:13–15 ). «Есть люди, смущающие вас, – предостерегает св. Павел галатийцев, – желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь опять говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли от нас, да будет анафема. Это потому, что евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое. Ибо и я принял его и научился не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа» ( Гал.1:7–9, 11–12 ). «Аще кто приходит к вам, и сего Христова учения не приносит, не приемлите его в дом и радоватися ему не глаголите», – заповедует и Иоанн Богослов ( 2Ин.1:10 ). «Блюдитеся от псов, – предостерегает св. Павел филиппийцев, – блюдитеся от злых делателей, блюдитеся от разделения. Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас. Ибо многие, о которых я говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают, как враги креста Христова» ( Флп.3:2, 17–18 ). Святые апостолы даже друг над другом бодрствовали, чтобы предусмотрительное приспособление их к обстоятельствам и к терпимым воззрениям людским, по апостольскому правилу – «всем быть вся, да всяко некие спасут» ( 1Кор.9:22 ), – чтобы такое приспособление не причиняло соблазна и вреда немощным ( Гал.6:11–15 ; Деян.21:15–25 ); чтобы даже истинная, но таинственная, неудоборазумеваемая апостольская проповедь не была искажаема и превращаема в пагубное заблуждение ( 1Пет.3:15–17 ; Иак.2:14–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Этими указаниями переполнены как евангелия, так и Деяния апостольские и все апостольские послания, как и апокалипсис. Перечислять их нужды нет (напр. Апок, гл. 2 и 3; Тит.3:9–10 ; 2Тим,4:14 и т. п,). Стоит прочитать послания Иакова, Петра, Иоанна, Иуды, чтобы видеть, как стойко, бодрственно и неусыпно стояли св. апостолы на страже, оберегая чистоту Христова евангелия, «Есть лжеапостолы», – предостерегает св. Павел коринфян ( 2Кор.11:13–15 ), – «лукавые делатели, которые принимают вид апостолов Христовых. И неудивительно, потому что сам сатана принимает вид ангела светла; неудивительно, если и служители сатаны принимают вид служителей правды. Есть люди, смущающие вас», –      предостерегает св. Павел галатийцев ( Гал.1:7–12 ), – «желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь опять говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли от нас, да будет анафема. Это потому, что евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое. Ибо и я принял его и научился не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа, Аще кто приходит к вам, и сего Христова учения не приносит, не приемлите его в дом и радоватися ему не глаголите », –заповедует и Иоанн Богослов (2Ин. ст. 10). «Блюдитеся от псов», – предостерегает св. Павел филиппийцев, – «блюдитеся от злых делателей, блюдитеся от разделения, Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас. Ибо многие, о которых я говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают, как враги креста Христова» ( Фил.3:2–17–18 ). Святые апостолы даже друг над другом бодрствовали, чтобы предусмотрительное приспособление их к обстоятельствам и к терпимым воззрениям людским, по апостольскому правилу – всем быть вся, да всяко некие спасут, – чтобы такое приспособление не причиняло соблазна и вреда немощным ( Гал.6:11–15 ; Деян.21:15–25 ); чтобы даже истинная, но таинственная, неудоборазумеваемая апостольская проповедь не была искажаема и превращаема в пагубное заблуждение ( 1Петр.3:15–17 ; Иак.2:14–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Однако, например, Павел или Петр, всегда остаются одинаковыми не по душе только, сущность которой не растекается в нас и не получает текучего, хотя естество тела и изменяемо, но у них остается тот же самый вид, характеризующий тело, так что одними и теми же остаются и формы, представляющие телесную качественность Петра и Павла. Вследствие этих качеств от детства остаются на телах рубцы и другие знаки, напр. веснушки и другое тому подобное. Эта форма, по которой отличаются друг от друга Павел и Петр, есть телесная, и она во время воскресения опять будет окру жать душу, переменившись в лучшую и образовавшись совершенно уже не по-прежнему. И как форма остается от младенчества до старости, хотя черты по-видимому получают большое изменение: так, и относительно теперешнего вида тела должно думать, что он одинаков с будущим, хотя и будет весьма большое изменение к лучшему. Душе, пребывающей в местах телесных, необходимо иметь тело, соответствующее местопребыванию. И как, если бы нам нужно было сделаться водяными животными и жить в море, то нам нужно было бы иметь жабры и другое устройство рыбье: так и тем, которые имеют наследовать царство небесное и будут в различных местах, необходимо иметь тела духовные, впрочем, не такие, чтобы вид прежнего тела уничтожился, но чтобы последовало изменение его в более славное, подобно тому, как вид Иисуса, Моисея и Илии не сделался, во время преображения, инаковым против того, каким он был. Глава IV. Поэтому не смущайся, если кто скажет, будто первоначальное вещество тела в то время не будет таким же, так как разум показывает способным разуметь, что и теперь, даже в продолжение двух дней, не может оставаться одинаковым прежнее вещество тела. Следует остановить внимание и на том, что иное сеется, а иное востает: сеется тело душевное, востает тело духовное ( 1Кор. 15, 44 ). К этому Апостол присовокупляет учение, что мы имеем, так сказать, сложить с себя земные качества, тогда как вид тела сохранится во время воскресения: но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать царствия Божия, и тление не наследует нетления (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

В этой связи показателен случай, описанный в Житии святителя Григория Двоеслова , папы Римского: «Одна знатная римская женщина принесла просфоры для совершения Таинства Причащения; Литургию в этот день совершал сам святитель Григорий. Когда настало время подавать людям Святое Причащение, то приступила и та женщина причаститься Святых Таин. При словах святителя: «Преподается животворящее Тело Господа нашего Иисуса Христа», упомянутая женщина усмехнулась. Видя смех её, святитель удержал свою руку и спросил женщину: «Почему ты рассмеялась?» – «Удивительно для меня, владыко, что ты тот хлеб называешь Телом Христовым, который я испекла моими руками». Святитель Григорий, видя её неверие, помолился Богу, и тотчас вид хлеба преложился в вид самого истинного Тела Человеческого. Это чудо увидала не только та женщина; но и все прочие, бывшие в храме, прославили Христа Бога и утвердились в вере относительно Пречистых Таин, что под видом хлеба преподаётся истинное Тело Христово, и под видом вина – истинная Кровь Господня. Святитель снова помолился – и вид Тела Человеческого претворился в вид хлеба. Со страхом и верой несомненно приняла женщина хлеб, как Тело Христово, также и вино – как Кровь Христову» 961 . Наших оппонентов сбивает с толку тот факт, что применительно к Евхаристии святые отцы иногда использовали выражения τπος, νττυπον, imago, figura. Представители протестантского лагеря всегда пытались найти в этих выражениях подтверждение символическому пониманию сущности Евхаристии. Так, Цвингли писал: «Когда я говорю «Таинство Тела Господнего», я имею в виду тот хлеб, который символизирует Тело Христа, Который умер ради нас… Знак и то, что он означает, не могут быть одним и тем же. Поэтому Таинство Тела Христова не может быть самим этим Телом» 962 . С этой точкой зрения, как мы уже говорили, был категорически не согласен даже Мартин Лютер. Он вполне справедливо указывал на недопустимость попыток придания ясным и определённым словам Христа о Его Теле и Крови переносного, символического смысла.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010