В первом правиле Тихоний говорит о теле Господнем, т. е. церкви, и высказывает православный взгляд на свойства земной церкви и её границы. «Бог в своём теле, говорит Тихоний, есть Сын человеческий, Который ежедневно возрастает в святой храм Бога, хотя некоторые и говорят к ослаблению царства Божия и непобедимого наследия Христа, что Господь не силой только своею, но полнотой своего тела, наполняет весь мир». Церковь постепенно должна развиваться в добре и стремиться сделаться истинной и святой. Церковь не перестаёт быть святой и тогда, когда между её членами есть грешники. В конце первого правила Тихоний, говорит, что церковь должна распространиться по всей вселённой и между всеми народами. Во втором правиле Тихоний говорит о «двучастном теле (bipartitum corpus) Христа». Одну часть этого тела составляет общество святых, где Христос постоянно присутствует; другую составляют грешные члены церкви. Августин замечает, что выражение: «двучастное тело Христа» не вполне правильно, так как вторая из указанных частей тела не принадлежит собственно Христу. Выражении «двучастное тело Христа», по мнению Августина, должно заменить так: «истинное и ложное тело Христа» 123 . Здесь же Тихоний сравнивает ещё церковь с домом, где находятся вместе сосуды к чести и не к чести 124 . В третьем правиле Тихоний говорит о неизменности обетований божиих относительно распространения церкви по всей вселенной. Неизменность обетований Божиих Тихоний доказывает примерами, взятыми из св. писания. Грешные в церкви, говорит Тихоний, должны быть терпимы до последнего суда, Господа 125 . В четвёртом правиле Тихоний говорит о виде и роде 126 и под образом отношения вида к роду представляет отношение церкви видимой к невидимой. «Вид есть часть, род – целое, в виде следовательно есть целое, и вид есть часть целого. Но иногда вид переступает свои границы и является как род, хотя он только вид. Как в Писании народ израильский как плотской и внешний израиль, есть вид, а как первообраз и тип для духовного израиля всех времён, есть род, так и в церкви. Во внешней церкви, которая в своём проявлении есть вид, содержится вместе и род, то есть церковь святых, которая одна без пятен и недостатков». В пятом правиле Тихоний указывает способы правильного понимания чисел, встречающихся в св. писании; в шестом – говорит о том, что многое, о чём в св. писании говорится, по-видимому, в последовательном порядке времени, должно относить ко временам далёкого будущего, понимать в смысле пророческом; в седьмом – рассуждает о сатане и его теле, разумея под этим телом грешных членов церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskol-d...

II. Один человек может принимать два вида совсем себе противные. Иной в нем вид, когда следует он здравому рассуждению; иной, когда следует страсти; иной в нем вид, когда он грехом помрачен; иной, когда приходит в раскаяние. Иной в нем вид, когда он отвержен от Бога; иной, когда благодатью Его чрез покаяние оправдается, и приемлется в число чад Божиих. Сия перемна в одном человеке разных видов делает, что когда он из одного состояния переходит в другое, то кажется уже не похожим на самого себя, каков он прежде был. Вот видим, что можно человеку одному стать как бы совсем другим человеком. Тепере нужно рассмотреть, каким образом сия столь нужная для человека перемена, или свойственнее сказать перерождение может быть. Отрекись самого себя, собери рассеянную свою мысль, и, призвав помощь Господню, рассмотри с прилежанием внутреннее души своея состояние. Неотменно благодать Божия откроет тебе, что прелести чувств более управляют тобою, нежели рассуждение, что страсти играют сердцем твоим, что ты не видишь прямой добродетели, а ежели и видишь, но единые ее держаться изнемогаешь. Видишь ты доброе и похваляешь, но худому следуешь. Тебя беспокоит совесть; тебя устрашает праведный суд, который определил, от века, чтоб с пороком соединены были несчастливые следствия и в жизни сей и в будущей. Вот в каком виде представишь, ты сам себе вид безобразный, бесчестный, смертоносный. Никак, тебе не должно столь презирать самого себя, чтоб в сем виде хотеть оставатеся. Что ж делать? Отрекись самого себя; брось от себя такую гнусную одежду; поищи лучшей и облекися во оную, да будет вид твой похожим на тот, в каком произвел тебя Творец твой. Ибо настоящий вид твой не есть дело рук Божиих, но ухищрет злобы вражеские, и вредный плод твоего развращения. Том XII, стр. 25, 26. XII. Воплощение Богочеловека. Велия есть благочестия тайна! Бог явися во плоти. 1Тим.3:16 . I. Сошествие с небес Сына Божия, и таинственное Его во плоти нашей явление есть начало и основание всех чудес и благодяний, оказанных человеческому роду. Если бы Он не воплотился; наше бренное естество не имело бы сего преимущества, что оно стало соединено с естеством Божественным. Если бы Он не воплотился; не извстен был бы нам Евангельский глас, и слово истины небесныя не огласило бы ушес наших. Если бы Он не воплотился; не узрели бы мы толикие чудеса, которые вместе утвердили и Божественное посольство Его, и людем страждущим подали неожидаемое избавление. Если бы Он не воплотился; великая искупления нашего Жертва не была бы на кресте принесена, и ветхого храма завеса тайны Божия закрывать от нас доселе не преставала бы. Если бы Он не воплотился; не имели бы мы великого за нас на небесх Ходатая, седяща одесную Бога и Отца, и различные Духа Святого дары нам ниспосылающего. И по тому сие Церкви Божией празднование справедливо всех прочих есть началом и основанием. Том IV, стр. 323, 324.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Самым известным примером представления подобного рода является так называемое «Древо Порфирия». 289 Читаем у прп. Иоанна Дамаскина : «Слово «индивид» употребляется в четырех значениях. Индивидом называется то, что не рассекается и не делится, например, точка, теперь, единица; подобные предметы называются также неколичест венными (т. е. не имеющими количества). Индивидом называется и то, что с трудом делится или рассыпается, например, алмаз и подобное. Индивидом называется вид, не делящийся уже на другие виды, т. е. самый низший вид, например, человек, лошадь и т. п. В собственном же смысле индивидом называется то, что хотя и разделяется, однако после деления не сохраняет своего первоначального вида. Например, Петр делится на душу и тело. Но ни душа сама по себе не есть уже полный человек или полный Петр, ни тело. Философы и говорят об индивиде в этом смысле, согласно которому он обозначает основывающуюся на субстанции ипостась» ( Иоанн Дамаскин , прп. Философские главы. Гл. 11. О индивиде//Источник знания. СПб., 2006. С. 28–30). 290 См. у прп. Иоанна Дамаскина : «Видом называется то существенное, что подчиняется роду... Виды суть то, на что делится род, и то, что не имеет рода, не есть вид... Вид, при разделении, сообщает тому, что ему подчинено, и имя, и определение» ( Иоанн Дамаскин , прп. Философские главы. Гл. 10. О виде//Источник знания. СПб., 2006. С. 24–26). 291 Прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Родом называется то, чему подчиняется вид... Род есть то, что сказывается в отношении многих и различающихся по виду предметов и отвечает на вопрос: что есть предмет?.. В самом деле, род разделяется на виды, является более общим, чем вид, обнимает виды и есть высшее в сравнении с ними понятие». Иоанн Дамаскин , прп. Философские главы. Гл. 9. О роде//Источник знания. СПб., 2006. С. 23–24. 292 «Вещь – отдельный предмет материальной действительности, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования. Определенность вещи задается ее качественными, количественными, структурными и функциональными характеристиками.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Любимым кровельными формами в плотничном русском зодчестве был шатер и бочка. Крыто шатром, крыто бочкою – обыкновенные выражения старинных памятников при описании теремов и деревянных церквей. Кровля шатром была – высокая, пирамидальной формы, заканчивавшаяся шаром с флюгером или крестом, и т. п., смотря по назначению здания. Кровля бочкою имела вид бочки, наложенной на здание, но – так, что верхняя сторона её, выгибаясь с боков, заострялась и переходила в гребень. Если здание имело квадратное основание, – кровле давали вид двух таких бочек, положенных накрест. Обрезы (днища) бочек в таких случаях имели вид фронтонов, возвышавшихся над каждою из сторон здания. Но иногда эти обрезы не выступали в виде фронтонов, а стороны бочек сливались в линиях взаимного пресечения их: тогда кровля на здании принимала вид купола. Часто над двумя взаимно пересекавшимися бочками возвышался на круглой или многогранной башенке шатрик или глава – если здание было церковью, и проч. 24 Эти две формы, в малом виде применявшиеся к устройству сеней над царскими тронами, церковными жертвенниками и престолами, – к устройству киотов и т. п., с шестнадцатого века переходят в каменное зодчество. Шатром сводятся верхи колоколен и часовен. Шатер часто заменяет купол и на самых церквах. Церковь в таком случае принимает вид высокой башни пирамидальной формы, окруженной иногда меньшими такого же вида башнями, если имела несколько верхов. Но к церквам шатровая форма применялась только до половины семнадцатого века. Патриарх Никон находил её недостаточно приличною этим зданиям, и с его времени она отличала только верхи часовен и колоколен. Более широкое применение имела бочкообразная форма. Разрез бочки представлял дугу, которой кругооборот давал образование куполу, отличающемуся своеобразностью формы от всяких других куполов. 25 Эта же дуга, в виде арки, соединявшей прежде верхи фасадных пилястр, стала применяться и к карнизным украшениям внешних стен. В значительном употреблении была бочка и в своем непосредственном виде, как кровельная форма. Две и более взаимно пересекавшиеся бочки служили основанием для фонарей церковных глав и даже – для шатровых верхов церквей и колоколен. Иногда целые ряды таких бочек, возвышаясь один над другим уступами, придавали церковной кровле вид волнообразной горы, над которою на круглых башнях и куполах встают высокие кресты, и проч. Выпуски бочек (на подобие фронтонов) не всегда впрочем имели выгнутый и заостренный верх, и в таком разе назывались закомарою. 26

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3. Внешний вид, телесный состав и свойства падших духов. Святой Макарий Великий говорит , что ангелы имеют образ и вид, подобно как душа имеет свой образ и вид, и что этот образ, наружный вид, как ангела, так и души, есть образ и вид внешнего человека в его теле. Тот же угодник Божий замечает, что ангелы и души, хотя и очень тонки по существу своему, однако при всей тонкости своей, всё же тела. По данным св. Игнатия Брянчанинова : «…они тела тонкие, эфирные, так как напротив, наши земные тела очень вещественны и грубы… Ангелы, подобно душе, имеют: члены, голову, очи, уста, перси, руки, ноги, волосы – словом, полное подобие видимого человека в теле. Красота добродетели и Божия благодать сияют на лицах святых Ангелов; отчаянная злоба составляет характер падших ангелов; лица их похожи на безобразные лица злодеев и преступников между людьми». Демоны исказили себя уничтожением в себе добра, рождением и развитием в себе зла. Это отразилось и на их внешнем виде. По этой причине Писание называет их зверями, а главного из них змеем [ Апок.12:9 ]. «Не предаждь зверем душу исповедующуюся Тебе» [ Пс.73:19 ]. «Естественный вид их ужасно страшен и неблаголепен, так видел Иов диавола безобразным чудовищем, и изобразил его страшною живописью слова» [ Иов. 39–42 ]. Св. Писание указывает, что демоны имеют те же чувства, какие имеет человек: зрение, слух, обоняние; оно приписывает им способность говорить; падшим духам приписывает недостатки падшего человечества, немоту и глухоту. Сам Господь назвал одного из демонов глухим и немым. «Дух глухой и немой, — сказал ему Господь, — Я тебе повелеваю» [ Марк.9:25 ], и глухой дух, не слышавший голоса св. Апостолов и не подчинявшийся их повелению, услышал голос Бога, и немедленно, страшно мучаясь и мыча, исполнил повеление Божие. При другом исцелении человека, одержимого бесом, Евангелие говорит, что этот бес был нем [ Лк.11:14 ]. Вещество, из которого состоят духи, гораздо более тонкое, чем вещество тела человеческого, именно по этой причине, по мнению св.

http://sueverie.net/lyudi-i-demony-svyas...

Что же заставляет г «патриотов» из «Пирмдена» домогаться нарушения прав Православной Церкви «сметением собора с лица земли»? Собор будто вызывает в душах «патриотов» мысли о прошлом: о царе, о царском режиме, о русификаторах. Логических оснований для возникновения в головах «патриотов» таких ассоциаций нет. Собор и в прошлом был зданием и учреждением чисто религиозным – домом Божиим, домом молитвы и только этому своему назначению собор служил и служит. Никакое царское учреждение в нем никогда не помещалось. Слуги царские и учреждения царские, проводившие в жизнь т н царский режим, имели местопребывание в замке и других государственных зданиях, хорошо известных г «патриотам». Внешний облик собора не русский, а византийский. Уставы и законы, которыми определяется и всегда определялась работа собора, не только не царского, но и вообще не русского происхождения, а происхождения греческого, так что и к русификации собор непричастен ни внешностью своею ни своими богослужебными чинами и порядками. Иерархи, имевшие в соборе свою кафедру, все без исключения были самыми искренними друзьями и самоотверженными заступниками латышей и эстов. Некоторые из них имели крупнейшие неприятности от всесильных местных врагов латышей и эстов именно за дружбу и благожелательство к латышам и эстам. По настоящее время еще здравствуют латышские и эстонские патриоты, обязанные своею жизнью, имевшему именно в этом соборе свою кафедру, достопочтеннейшему Рижскому иерарху, ныне митрополиту Агафангелу. И все-таки «патриотов» из попраздничной газеты не смущает ни вид замка, где проживали суровейшие генерал- губернаторы, ни вид жандармского управления, ни вид полицейского управления, ни вид сыскного и охранного отделения, даже ни вид центральной и других тюрем. Их снесения они не требуют. Всем этим зданиям их прошлое забыто. Смущает их только вид кафедрального собора, абсолютно безупречного и в прошлом, и в настоящем. Если логический аппарат г «патриотов» смущает их неправильными ассоциациями, может быть им полезно было бы посоветоваться с своею совестью...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Не знаешь ли ты примера тому, как вид хлеба и вина изменялся в вид настоящего Тела и Крови Христовых? Во время жизни Святого Григория, Двоеслова, одна женщина принесла в церковь просфоры для совершения на них Божественной Литургии. В это время совершал Литургию сам Григорий Двоеслов . Когда он стал причащать народ, тогда подошла и эта женщина, чтобы причаститься Святых Тайн. Но услышав, что Святой Григорий, причащая каждого, говорит: Животворящее Тело Господа нашего Иисуса Христа преподаётся (в житии Святого Григория Двоеслова мес. Март, 12 день) (такому-то), эта женщина улыбнулась. Святой Григорий, остановившись, спросил женщину: «что ты смеёшься?» Женщина отвечала ему: «для меня кажется странным, Владыко, что хлеб, который я испекла собственными моими руками, ты называешь Телом Христовым». Святой Григорий, видя её неверие, помолился Богу, и вдруг вид хлеба изменился в вид настоящего человеческого тела. Все стоявшие в церкви, увидя вместо хлеба, кровавое человеческое тело, вполне убедились, что под видом хлеба и вина, им преподаётся Тело и Кровь Христовы, и все прославляли и благодарили Господа. Святой же Григорий опять помолился Богу, и вид тела человеческого изменился опять в вид хлеба. Тогда женщина со страхом и несомненной верой приняла хлеб и вино, как истинное Тело и как истинную Кровь Христовы. Для чего христиане причащаются Тела и Крови Христовых? Христиане причащаются Тела и Крови Христовых для того, чтобы соединиться с Господом Иисусом Христом, Который очищает все грехи наши. Он Сам сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во мне пребывает, и Я в нём» ( Ин.6:56 ). Поэтому, кто неосуждённо причащается Святых Тайн, тот твёрдо должен надеяться на благость Божью. Он и на земле пребывает с милосердым Господом, и на небе будет вечно находиться с Ним, если ещё на земле сам не удалится от Него. Как ты должен принимать Тело и Кровь Христовы? Подходя ко Святой чаше, я должен, в знак любви и благоговения к Богу, крестообразно приложить руки свои к груди; а принявши в себя Тело и Кровь Христовы, я должен поцеловать край чаши, как самое ребро Христово, из которого истекла кровь и вода, и потом сделав ( простой) поклон, принять теплоту и антидор.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Итак, общее неизменное «начало», охватывающее индивидуумы, представляющие тот или иной низший вид, и объединяющее их как вид, называется природой, естеством или сущностью. В этом значении «вид» и «природа» – синонимы (ср. преп. Анастасий Синаит : «согласно святым отцам, лицо или ипостась есть нечто особенное по сравнению с общим, ибо природа есть некое общее начало в каждой вещи, а ипостаси суть отдельные особи» с. 225–226], а также: Феодор Абу-Курра: «Всякая вещь, которая определяется, как наиболее видовой вид, после называния вида, зовется природой и сущностью. Поэтому и все, что в равной мере его разделяет, называется единоприродным и единосущным, например, “человек”. Ибо он определяется, как наиболее видовой вид. Поэтому одновременно с тем, как называется вид, называется природа и сущность для того, что ими характеризуется… Отсюда все, кто одинаково принадлежат ему, – единоприродны и единосущны» с. 175].). В данном контексте «начало» – это «сущностный логос» – Божественные идеи о том или ином естестве, созерцаемые Вседержителем от вечности, актуализированные же и осуществляющиеся в конкретных ипостасях (того или иного) наиболее видового вида (так, человеческое естество осуществляется в конкретных индивидуумах-людях, ангельское в ангелах). Ипостась же, как считает святитель Василий Великий : «есть не понятие сущности неопределенное, по общности означаемого ни на чем не останавливающееся, но такое понятие, которое видимыми отличительными свойствами изображает и очертывает в каком-нибудь предмете общее и неопределенное» с. 101]. Из всего вышеизложенного ясно: действительным или реальным бытием природа обладает, осуществляясь в ипостасях, индивидуумах, лицах (см., напр. Преп. Иоанн Дамаскин: «Природа усматривается или одним только умозрением (ибо сама по себе она не существует), или вместе во всех однородных ипостасях, связуя их, и [тогда] называется природой, усматриваемой в роде; или она же целокупно с присоединением привходящих признаков в одной ипостаси и называется природой, усматриваемой в неделимом существе (индивидууме – А. Л)» с. 250].

http://azbyka.ru/ipostas

тр ); л. 177–178 – вопросник вельможам (В-Печ. тр.); л. 178 об.–187 об. – поновление мирянам; л. 187 об.–189 об. поновление вельможам; л. 190–191 об. – поновление детям: л. 191 об.–197 об. – вопросник девицам, женщинам и вдовицам (Ж-Печ. тр ); л. 198–206 – поновление женщинам; л. 207–210 – вопросник инокам (Ч-Печ. тр.); л. 210–215 – поновление инокам; л. 215 об.–217 об. – вопросник инокиням (ЧЖ-Печ. тр.); л. 218–222 – поновление инокиням; л. 222–226 – вопросник священникам (Св-Печ. тр.); л. 226–233 об. – поновление игуменам; л. 233 об.–235 – поновление священникам-бельцам и дьяконам; л. 235–236 – молитва разрешительная; л. 241 об.–245 об. – молитва разрешительная по совершении епитимьи; л. 248 об.–254 – поисповедное поучение; л. 259 –262 об. – поисповедное поучение; л. 262 об.–267 – поучение священникам и дьяконам. Вологод. 64, ф. 354. Сборник слов, молитв, поучений и служб. 1540–1550-е гг. 4°. 509 л. Филиграни: 1) Кувшин с одной ручкой и цветком, тип: Брике, 12646 (1541–1543 гг), Лихачёв, 2950,1679 (1541–1543 гг.); 2) Кувшин с двумя ручками и цветком, вид: Лихачёв, 2899, 2900 (1555–1567 гг.); 3) Литера Р с цветком, не отожд.; 4) Единорог, вид: Лихачёв, 1538, 1539 (1527 г.) и Лихачёв, 1806, 1807 (1557 г.); 5) Щит с литерами F/x, вид: Лихачёв, 1540, 1541, 2881 (1527 г., 1530-е гг.); 6) Колесо, тип: Лихачёв, 1510, 1511 (1522 г.); 7) Перчатка с короной и литерами PC, вид: Лихачёв. 1658, 1659 (1535– 1540 гг.); 8) Литера Р с цветком, вид: Лихачёв, 2894, 2895 (1555–1559 гг.); 9) Сфера, вид: Лихачёв, 3170 (1559 г.) Записи: л. 1 – «Сия книга глаголемая Жития святых отец дому Пресвятые Богородицы и преподобных отец Дионисия и Амфилахия домовая»; л. 509 об. – «Сия книга глаголемое Житие Иоанново, никому до нево дела нет, аминь». (XVI в.); л. 270, 276 – выцарапаны записи (нрзб.). Содержание: л. 240–241 об. – поучение Григория Нисского о исповедающихся; л. 241 об.–262 – поновление инокам (с молитвами); л. 262–263 – вопросник священникам (Св-Вологод. 64); л. 263–265 об. – поновление священникам; л.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Запись о начальниках патриаршей школы в Крестном монастыре. В этой школе, устроенной моим особенным старанием по поручению патриарха Кирилла, начальствовали и вместе преподавали богословие: 1. иеромонах Дионисий Клеопа, учившийся в одном из германских университетов и потому бегло говорящий по-немецки, муж благообразный, умный и трезвенный, но гордый и упрямый; 2. после него Никодим в 1857–1858 годах, потом рукоположенный во епископа в городе Лампсак; 3. за ним архимандрит Герман Григорас Назианзин, с сентября 1858 года поныне, то есть по 10-е мая текущего 1860 года, когда я познакомился с ним в школе его. Арабскую словесность преподавал тут хури Испир, т.е. священник Спиридон, женатый на красавице Марии. Он родился 20 июля 1803 года, был рукоположен в диакона в г. Алеппо в 1834 году, а во пресвитера там же в 1837 году, 21 июня, и через три дня после рукоположения отправился в сирийский город Триполи обучать тамошних детей, а отсюда вызван был мною в Иерусалим для преподавания арабской словесности в патриаршей школе. Кстати записываю, что спутник мой Николай Благовещенский, живя со мною в Иерусалиме, отчетливо нарисовал для меня: 1. Вид Крестного монастыря. 2. Вид патриаршего тут училища со стороны западной. 3. Вид сего же училища со стороны восточной. 4. Вид построенного мною дома в Иерусалиме для нашей духовной миссии супротив монастыря Архангельского. 5. Вид сего монастыря со стороны восточной, из сада его. 6. Вид Святогробско-Воскресенского храма и окрестностей его с восточной стороны. Во время нынешнего пребывания моего в св. граде местным христианам в июле месяце угрожала опасность от фанатических магометан, наэлектризованных дамасской резней. Но грозу эту предотвратили иерусалимский паша и командир турецкого батальона, получившие денежный выкуп нашей жизни из Святогробской казны. Во дни этой опасности я не трусил, однако никуда не выходил из дома, а порой подшучивал над самим собой, приискивая себе убежище на кровле дома за трубой, как будто тут не увидят меня кровопийцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010