В.В. Симонов Глава 13. Христианский Восток: проблема сохранения религиозной идентичности После изучения данной главы студент должен: знать • историю мусульманских завоеваний канонической территории восточных Патриархатов; • историю православия в негреческих регионах Балканского полуострова в период мусульманских инвазий; • сущность процесса автокефализации в православии; уметь • сформулировать сущность и исторические последствия процесса исламизации; • описать особенности этнической организации православного населения в мусульманских государствах; • объяснить процесс церковной автокефализации как попытку перенести имперскую диархию на почву национального государства; владеть • методами историко-культурологического и политического анализа процесса образования национальных православных церквей. § 1. Восточные Патриархаты и арабское завоевание 1. Проблема исламизации В Передней Азии православные, основную массу которых составляли ромеи (позже – этнические греки), довольно рано оказались в ситуации, когда сохранение религиозной идентичности означало также сохранение идентичности национальной. С возникновением в VII в. ислама и началом вооруженного наступления исламизированных народов на территорию Византийской империи восточные православные (мелькитские 161 ) Патриархаты – Иерусалимский, Александрийский, Антиохийский – и иные церковно-организационные структуры (например, Кипрская и Синайская архиепископии) оказываются в положении одного из религиозных субстратов (со временем – все более малочисленного) в чуждом и весьма агрессивно настроенном религиозно-культурном окружении, обладавшем весьма существенным ассимиляционным потенциалом. С течением истории их судьбу разделяют восточные монофизиты (копты и сиро-яковиты), а после падения Константинополя в 1453 г. – и Вселенская патриархия. Сохранение православия в условиях постоянной угрозы исламизации означало в то же время и сохранение родного языка (который являлся традиционным языком богослужения), культурной традиции, исторического самосознания и традиционного мироощущения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Черногорская нация – успешный проект коммунизма Люди, лишённые сербского православного самосознания, могут превратиться в кого угодно 27.05.2020 1413 Время на чтение 3 минуты Сегодня Балканский клуб РНЛ продолжает обсуждение черногорского кризиса . Помощник главного редактора «Русской народной линии» Павел Вячеславович Тихомиров беседует с нашим постоянным автором - руководителем Центра геостратегических исследований (Белград) Драганой Трифкович . Драгана Трифкович: Черногорская нация – это успешный проект коммунизма. На переписи населения в Черногории в 1909 году 95% жителей посчитали себя сербами по национальности. Тогда понятия «черногорской» национальности на существовало. Лишь спустя 39 лет, на переписи 1948 года, 91% населения определили себя как «черногорцы» по национальности. Такой радикальный перелом произошёл после Второй мировой войны, падения монархии и прихода коммунистов к власти. Наряду с «черногорской» тогда появляется и «югославянская» национальность, и на переписи 1981 года в Черногории было 69% черногорцев, 6% югословенов и 3% сербов (остальное - албанцы, мусульмане, хорваты и цыгане). Перед отделением Черногории от Сербии был проведён тщательный опрос, согласно которому отмечено, что по переписи 2003 года в Республике Черногории было 43% черногорца, 32% серба и уже не было «югословенов». Это показывает, что распад Югославии повлиял на возвращение сербской идентичности в Черногории. Во время Югославии черногорская национальность была большинством принята формально, поскольку люди воспринимали «черногорство» в качестве подвида сербской национальной идентичности. Павел Тихомиров: Но ведь были сторонники ещё старой черногорской эмиграции, которые не смирялись с 1918-м годом и всячески переводили вопрос идентичности из измерения регионального в измерение культурно-политическое? Д.Т.: Эти люди, лелеявшие отделённость, были в меньшинстве. П.Т.: А какова ситуация сегодня? Д.Т.: Думаю, сейчас ситуация меняется в другую сторону. К этому привела антисербская политика режима Мило Джукановича, которая в этом смысле агрессивнее той политики, которая велась при коммунистах.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/05/27/ch...

Пять причин быть русскими Русские — нация, которая объединяет всех носителей русской культуры и идентичности поверх государственных границ. Границы менялись в нашей истории слишком часто, чтобы мы определяли через них свое «я». 12 октября, 2011 Русские — нация, которая объединяет всех носителей русской культуры и идентичности поверх государственных границ. Границы менялись в нашей истории слишком часто, чтобы мы определяли через них свое «я». В стране, которая дважды распадалась по этническим границам, национальный вопрос — как веревка, о которой не говорят в доме повешенного. Но говорить все равно приходится. Пусть не на выборах, так хотя бы на высоких консилиумах, один из которых на минувшей неделе прошел в Ярославле с участием мировых светил. Если не считать репрессивных формул вперемежку с призывами к толерантности, на всех подобных обсуждениях рефреном звучит только одна спасительная идея: культивировать общероссийскую гражданскую нацию в противовес этническому радикализму. «Наша задача заключается в том, чтобы создать полноценную российскую нацию при сохранении идентичности всех народов, населяющих нашу страну», — заявил президент на президиуме Госсовета в Уфе, ссылаясь на советскую идею «новой исторической общности». В противном случае — это уже цитата с другого совещания — «судьба нашей страны очень печальна». Гражданскую нацию у нас строят со времен Ельцина. Получается, что спустя двадцать лет после своего возникновения «новая Россия» по-прежнему существует как государство без нации со всеми вытекающими опасениями по поводу ее судьбы. Здесь возникает определенный парадокс. Ставя задачу создания нации, государство, с одной стороны, признает себя не вполне состоявшимся, а с другой — примеривает на себя роль демиурга, способного творить миры. Совместить эти роли весьма непросто. «Но у других-то стран получилось», — возражает президент на уже упомянутом Госсовете в Уфе. «И мы должны это сделать». Хрестоматийным примером нации, построенной сверху, считается Франция. Французская корона формировала французский народ (тот народ, который ее свергнет) из достаточно разнородного населения. Однако выполнить эту миссию она сумела именно потому, что имела точку опоры вне нации — в «божественном праве» королей. Интересно, есть ли у российской президентской династии подобный запас прочности? И еще: разве мы уже не проходили что-то подобное?

http://pravmir.ru/pyat-prichin-byt-russk...

Религиозная идентичность РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_34079.html 27 октября 2006 Мчедлов Михаил Петрович – доктор философских наук, профессор, руководитель Центра " Религия в современном обществе " Религиозная идентичность О новых проблемах в межцивилизационных контактах Источник:  http://socis.isras.ru Социс – социологические исследования В системе идентичностей ситуативные (социальные, политические, международные) отличаются как от примордиальных (гендерных, расовых), так и от традиционных, долговременных (этнических, религиозных) идентичностей не только своей длительностью, но и механизмом формирования. В первом случае превалируют сознательные, рациональные факторы, во втором – естественные (неизменные пол, раса), в третьем – немалую роль играет сила исторической инерции. В результате среди представителей каждой общности распространяются общие, подчас бессознательные стереотипы восприятия окружающей среды – социальной, этнической, природной, международной и т.д. В переломные периоды народных бедствий, краха привычных социально-политических реалий (например, распад советской державы в корне обесценил значение такой идентичности, как принадлежность к роду " нового советского человека " ), в условиях идеологической неразберихи и отсутствия мобилизационной общегосударственной идеи резко возрастает роль традиционных этнокультурных – национальных и религиозных – идентичностей. Как показал опыт распада СССР, Югославии, а еще ранее Османской империи, Австро-Венгрии, Индии и др., люди расходятся именно по национальным и религиозным " квартирам " , даже если они не особенно глубоко верующие или вовсе неверующие, воскрешаются историко-культурные традиции, которые, кстати, и эксплуатируются в своих интересах националистами и сепаратистами. Показательна тревога в геополитических рассуждениях многих современных западных социологов и политиков. Анализируя кардинальные демографические сдвиги (повсеместный спад рождаемости среди представителей белой расы, быстрый рост населения в странах Азии, Африки, Латинской Америки, их массовую эмиграцию в экономически развитые страны), они предвещают неизбежное столкновение культур и цивилизаций, в результате которого обрушится евро-атлантическая цивилизация, основанная на принципах гражданского общества и либеральной экономики.

http://religare.ru/2_34079_1_21.html

Утверждение о том, что каждый русский должен признавать православное христианство основой своей национальной культуры, является оправданным и справедливым. 12 ноября. ПРАВМИР. Декларация русской идентичности была принята 11 ноября 2014 года по итогам заседания XVIII Всемирного русского народного собора, посвященного теме «Единство истории, единство народа, единство России». Каждая нация — сложное динамичное явление. Принадлежность к ней невозможно описать с помощью узкого набора критериев. Чем крупнее народ, чем более деятельную роль в истории он играет, тем шире его генетическое и социальное разнообразие. Самым очевидным критерием национальности является самосознание. Наиболее точно соответствует русскому народу совокупность тех людей, кто называет себя русскими во время переписи населения. Очевидно, что общее российское гражданство, объединяющее на протяжении долгих веков представителей самых разных народов, не упразднило многонациональный состав нашего государства. Граждане России могут быть русскими, карелами, татарами, аварцами или бурятами, в то время как русские могут быть гражданами России, США, Австралии, Румынии или Казахстана. Национальные и гражданские общности существуют в разных феноменологических плоскостях. Русский народ исконно имел сложный генетический состав, включая в себя потомков славянских, финно-угорских, скандинавских, балтских, иранских и тюркских племен. Это генетическое богатство ни разу не стало угрозой для национального единства русского народа. Рождение от русских родителей в большинстве случаев является отправной точкой для формирования русского самосознания, что, однако, никогда не исключало возможности присоединения к русскому народу выходцев из другой национальной среды, принявших русскую идентичность, язык, культуру и религиозные традиции. Уникальность этногенеза русского народа заключается в том, что на протяжении веков подобное принятие русской идентичности урожденными представителями других национальностей было не результатом принудительной ассимиляции тех или иных этнических групп («русификации»), а следствием свободного личного выбора конкретных людей, связывавших с Россией свою жизнь и судьбу. Именно так в состав русского народа часто входили татары, литовцы, евреи, поляки, немцы, французы, представители других национальностей. Примеров подобного рода — великое множество в русской истории.

http://pravmir.ru/prinyata-deklaratsiya-...

Эстония теряет христианскую идентичность РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_31937.html 28 августа 2006 Александр Трифонов Эстония теряет христианскую идентичность Десятая часть населения уже приняла язычество Восточноевропейские страны традиционно считаются принадлежащими христианской цивилизации. Вместе с тем, христианство в Восточной Европе всё больше рассматривается лишь в качестве культурно-исторической традиции. Наш северо-западный сосед – Эстония, не является исключением из правил. Большинство эстонцев формально принадлежат к лютеранству, а на юго-востоке страны проживает православное меньшинство. О христианских корнях эстонцы вспоминают, в основном, в контексте рождественских торжеств или похоронной обрядности. На фоне общей секуляризации и религиозной эклектичности эстонского общества особняком стоит феномен возрождения или реконструкции традиционной национальной религии (язычества). Феномен для Эстонии относительно не новый, так как движение за возрождение природной веры эстонского народа зародилось еще в первые годы независимости республики в начале 20 века. В 1940 году глав общин арестовали и репрессировали. Во время советской власти активисты движения находились на нелегальном положении. Только в 70-ые годы тема дохристианских верований эстонцев вновь начала потихоньку просачиваться на страницы местной печати, а окончательная легитимация традиционалистов состоялась только с обретением Эстонией независимости. По переписи 2000 года в стране учтено 1058 человека, чья религиозная принадлежность было зафиксирована как " Эстонская традиционная религия " . Члены Maavalla Koda отмечают, что далеко не всем приверженцам ЭТР удалось переписаться правильно. В ряде случаев переписчики отказывали людям на основании того, что такой веры как ЭТР не существует. Сегодняшние традиционалисты в финно-угорской республике не одиноки в своем желании возродить национальные дохристианские культы. Схожие религиозные течения существуют в родственной эстонцам Финляндии, соседних прибалтийских и скандинавских странах. Интересно, что синхронно с Прибалтикой и Северной Европой ренессанс национальных верований в 90-ые годы прошлого столетия затронул и российские регионы с финно-угорским населением: Поволжье, Прикамье и, частично, Северо-Запад, о чем рассказывал в своей книге " Во что верит Россия " исследователь современной религиозной жизни Александр Щипков.

http://religare.ru/2_31937_1_21.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Пособие направлено на насильственное изменение национально-культурной идентичности учащихся Заключение по учебному пособию для учреждений системы повышения квалификации «Основы мировых религиозных культур» 03.05.2010 783 Время на чтение 51 минут Вводная часть. Представленное на исследование пособие «Основы мировых религиозных культур: Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации» (далее - Пособие) является материалом учебно-методического обеспечения учебного курса «Основы мировых религиозных культур» (одного из шести предметов вводимого комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики») Предназначение Пособия указано на его стр. 2: « Издание осуществляется в рамках проекта ФЦПРО «Консультационно-методическое сопровождение комплексного учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» (курс ОРКиСЭ)», реализуемого в рамках мероприятия 3 «Разработка и внедрение новых государственных образовательных стандартов общего образований», задачи I - Совершенствование содержания и технологий образования» Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы... Учебно-методическое пособие «Основы мировых религиозных культур» предназначено для оказания методической помощи учителю в организации и проведении уроков по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» для учащихся 4-5 классов. Материалы пособия могут быть использованы с одинаковым успехом как для проведения курсов повышения квалификации, так и для самостоятельной работы. Материалы носят практико-ориентированный характер и могут представлять интерес как для системы дополнительного профессионального педагогического образования, так и для директоров школ и педагогов ». Исследуемое Пособие предназначено для учителей, имеет для них инструктивное методическое значение, закрепляет цели, задачи, педагогические установки, методы преподавания в школе учебного предмета «Основы мировых религиозных культур», и, следовательно, в значительной мере предопределяет результаты и последствия преподавания этого предмета.

http://ruskline.ru/analitika/2010/05/04/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Проект «Цифровая экономика РФ» несёт угрозу безопасности страны и не должен стать идеологией новой, расчеловеченной России Опубликована резолюция совместного заседания на тему: «Тотальная цифровизация общества – угроза государственности и национальной идентичности» от 6 июля 2017 г. 10.07.2017 2092 Время на чтение 8 минут «5 июля в Ново-Огарёво на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам при Президенте Российской Федерации состоялось обсуждение проекта программы " Цифровая экономика РФ " , который был подготовлен в Минкомсвязи РФ и представлен на Международном экономическом форуме-2017 в Санкт-Петербурге. Несмотря на название, проект " Цифровая экономика " не содержит сведений об экономике, но предполагает кардинальную трансформацию российского общества на период с 2017 до 2025 года и описывает принципиально новую модель общественного устройства. В его рамках предполагается изменить восемь сфер нынешнего устройства России, а именно: государственное регулирование, информационная инфраструктура, исследования и разработки, кадры и образование, информационная безопасность, государственное управление, умный город, цифровое здравоохранение», - говорится в поступившей в редакцию РНЛ резолюции совместного заседания Общественного Координационного совета по защите семьи, детства и духовно-нравственных ценностей, Общественного Координационного совета по защите базовых культурных ценностей и Экспертного совета Общественно-политического клуба на тему: «Тотальная цифровизация общества – угроза государственности и национальной идентичности» от 6 июля 2017 г. В документе отмечается, что, по мнению экспертов, проанализировавших указанный проект и ряд сопутствующей информации, в рамках планируемой авторами политики Россия должна превратиться в интернет-платформу, базой для которой станет технология «блокчейн», основанная на децентрализации и отмене «регулятора», а само государство должно принять форму простого территориального объединения с компактным проживанием на нём некоторого количества человек, рассортированного в зависимости от их уровня овладения цифровыми технологиями.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/07/10/pr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Этническая природа русинов в оценках венгерского политика Миклоша Козмы (1938–1941 гг.) 14.07.2023 506 Время на чтение 7 минут Источник: Наука Вера Культура Подкарпатская Русь 1920-е годы. источник: http://foto-history.livejournal.com/9863528.html Аннотация В статье анализируются взгляды известного венгерского политика Миклоша Козмы на решение национального вопроса в Подкарпатской Руси (1938–1941 гг.). Козма являлся одним из главных теоретиков и практиков политики «угро-русинизма», направленной на формирование локальной русинской этнической идентичности. Анализ документов свидетельствует, что подобного рода действия отнюдь не являлись заботой венгерских властей о развитии уникальной русинской национальной культуры, а представляли собой инструмент решения геополитических задач Будапешта. Принцип «разделяй и властвуй» не теряет своей актуальности и сегодня, находя воплощение в политике ряда государств в отношении славянских народов. Национально-культурная политика Будапешта в Подкарпатской Руси в 1939–1944 гг., получившая название «угро-русинизм», базировалась на поддержке и фаворизации русинофильского крыла интеллигенции (наиболее слабого в межвоенный период). Центральные власти и склонные к конформизму представители интеллектуальных элит края предпринимали активные меры по конструированию локальной русинской идентичности жителей восточнославянской окраины Венгрии и блокированию их участия в русофильском и украинофильском национальных проектах, представлявших опасность для Будапешта ввиду их явной политической окраски. Важнейшую роль в разработке и реализации данного национально-культурного курса играл М. Козма (1884–1941 гг.) – венгерский политический и государственный деятель. После распада Австро-Венгрии сблизился с контр-адмиралом М. Хорти, включился в работу его штаба в Сегеде. После занятия М. Хорти поста регента стал королевским советником, директором венгерского радиовещания (1925–1941 гг.), министром внутренних дел (1935–1937 гг.). В 1938–1939 руководил «политической акцией» по присоединению Подкарпатской Руси к Венгрии. М. Козма являлся вторым регентским комиссаром Подкарпатской территории (12 сентября 1940 г. – 7 декабря 1941 г.), то есть руководил венгерской администрацией в Подкарпатской Руси. М. Козма стал инициатором кодификации русинского литературного языка, создания «Подкарпатского общества наук» – организации академического типа, члены которой с научных (часто-квазинаучных) позиций доказывали идею существования отдельного русинского народа. Интеллектуальным, культурным элитам края не возбранялось культивирование русинского языка, духовного наследия, но в пределах, не предполагавших социальной и политической мобилизации.

http://ruskline.ru/opp/2023/07/14/etnich...

Закрыть Пора вернуть в систему образования элементы воспитания Тридцать постсоветских лет сформировали в нашей стране большую прослойку людей, лишённых национальной идентичности 15.12.2022 763 Фото: dzen.ru «Глава правительства, Михаил Мишустин поставил задачу сохранить научно-технический потенциал нашей страны. Эта проблема нам хорошо известна, и в обыденности мы её называем " утечка мозгов " . Мишустин так же дал поручение проработать меры, которые позволят защитить страну от потери интеллектуального и культурного капитала», - пишет в статье «В образование надо вернуть элемент воспитания» известный политолог Сергей Александрович Михеев. Статья опубликована в блоге автора. «Дело в том, - отметил политолог, - что эти тридцать постсоветских лет сформировали в нашей стране такую большую прослойку людей, лишённых национальной идентичности. То есть, им всё равно, где быть и как быть, главное – в каких материальных условиях. Когда вы совершенно убрали какую-либо идеологическую подоплёку из-под всего государства, когда вы лишили его морально-нравственных ориентиров и идеологизированных целей, то, по сути, таким образом, была открыта дорога к тому, чтобы люди начали думать только об одном: как мне устроиться в жизни, как мне достичь успеха. Собственно говоря, это была основная концепция постсоветских девяностых годов: давайте дадим людям удочку, и пусть они ловят рыбу. А где её ловить, нам, сказало государство, всё равно!.. Из этого вытекает простая истина: мне хорошо там, где меня лучше кормят. А всё остальное – это ложь, это от лукавого». «Когда на это ещё наслаивалась информационная среда, соответствующее образование, которое внушало людям, что страна наша ущербная, всё у неё неправильно, прошлое её абсолютно бесславное, и всё, что мы делали, это никуда не годится. Когда эти вещи наслаиваются на мысли о собственной самореализации, всё, вот и получите гражданина мира. Но, на самом деле, никакого гражданина мира не получится, а получится человек, который поедет туда, где ему будут лучше платить, и он будет работать на ту страну, которая ему платит. А та страна, которая ему платит, она-то как раз понимает, что такое национальные интересы. Она как раз вытягивает таланты для своих национальных интересов, и её идеология пропаганды работает очень хорошо, внушая свои ценности и свой образ жизни тем людям, которых она словно пылесосом вытягивает со всего мира», - пишет автор.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/15/po...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010