Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ БРАДАТЫЙ [болг. Йосиф Брадати] († ок. 1757-1759, Рильский мон-рь), болг. иером., книжник. Биографические сведения об И. Б. скудны и спорны. Источники относят его рождение к 1690-1695 гг. или к 1714 г. Согласно одной приписке, И. Б. происходил из рода Разсукановых из г. Елена, но, судя по западноболг. особенностям языка и географии его деятельности, более вероятно, что он род. в Зап. Болгарии, в г. Разлог. Упоминаются его пребывание в детском возрасте в Пловдиве (возможно, это была учеба в греч. уч-ще) и путешествия в «чужие земли» (вероятно, в соседние, балканские регионы). И. Б. принял монашеский постриг в Рильском мон-ре. Как таксидиот (сборщик пожертвований) этой обители он объехал мн. города и села в Зап. (города Враца, Самоков, Видин, села Хрелово (ныне Релёво), Оризари близ Пловдива) и Центр. (города Стара-Загора, Габрово, Свиштов) Болгарии. В нек-рых местах задерживался на длительное время, проживая в монастырских метохах или в частных домах, что позволило ему хорошо узнать условия жизни и религ. взгляды болгар. Отсутствие упоминаний об И. Б. позже 1755 г. (последний известный датированный автограф) позволяет полагать, что он вскоре умер. Предположения об идентичности И. Б. и скевофилакса Рильского мон-ря иером. Иосифа (1770), игум. Иосифа из Разлога (после 1780) или Иосифа Хиландарского (автора сочинения о пользе чтения для человека) неубедительны. Книжная деятельность И. Б. заключалась в составлении «Дамаскинов» (см. ст. «Дамаскин» ) - сборников религ. содержания, предназначенных для домашнего чтения. Помимо традиционных для таких сборников фрагментов из сб. «Сокровище» митр. Навпактского и Артского Дамаскина Студита И. Б. включал в них тексты Свящ. Писания, творения св. отцов (в основном святителей Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Василия Великого, прп. Ефрема Сирина), молитвы, жития и рассказы о чудесах святых, а также оригинальные поучения. Поучения И. Б. и подобранные им тексты не только служили духовному просвещению и защите христ. вероучения от языческих верований, но и были призваны поддержать болгар в условиях угрозы ислам. ассимиляции и содействовать сохранению их религ. и национальной идентичности в повседневной жизни. Адаптированные им для широкой болг. аудитории тексты содержат лингвистические особенности перехода от позднего церковнославянского к разговорному новоболг. языку и отражают культурно-исторические условия жизни болгар в сер. XVIII в.

http://pravenc.ru/text/673661.html

поиск:   разделы   рассылка Выступление Николая Левичева на XV Всемирном Русском Народном Соборе " Базисные ценности – основа единства народов " Ваше Святейшество! Уважаемые отцы! Дорогие друзья! Прежде всего позвольте поздравить всех участников Всемирного Русского Народного Собора с праздником славянской письменности и культуры. И поблагодарить за возможность выступить перед столь представительной аудиторией. Все мы живем надеждой, что в современном глобализирующемся мире Россия по-прежнему останется особым цивилизационным и духовным центром. Однако чтобы противостоять глобальным конфликтам, угрозам, чтобы сохранить и укрепить свои позиции в новом тысячелетии, нам надо добиться национального согласия и найти собственный путь в будущее на основании баланса традиций и новаторства, или, как сейчас модно говорить, инноваций. Вместе с тем приходится констатировать: кризис идентичности, связанный с идеологическими, этническими и социальными размежеваниями, так и не преодолен. Его проявления в виде ксенофобий, этнического и конфессионального сепаратизма, исторического мифотворчества разрушают социальную ткань общественного согласия, провоцируют конфликты. Задача строительства " гражданской нации " по-прежнему стоит на повестке дня. Однако современная общегражданская идентичность не возникает сама по себе. Она появляется как результат целенаправленных усилий всех общественных институтов: государства, науки, образования, СМИ, общественных и политических организаций, партий и Церкви в том числе. Это ставит вопрос о поисках социальных факторов и идеологических оснований консолидации нации и укрепления российской государственности на основе общих, разделяемых всеми гражданами страны, базовых ценностей. Приходится признать, что политические дебаты на эту тему слишком эмоциональны, а правовые основания и законодательная база – размыты или вообще отсутствуют. Между тем, нам необходима последовательная политика, формирующая идентичность гражданскую. Только такой тип идентичности создает современное государство-нацию. Особенно, если речь идет о федеративном государстве с пестрым этническим составом населения.

http://religare.ru/2_86411.html

поиск:   разделы   рассылка Резолюция соборных слушаний Всемирного русского народного собора " Патриарх Гермоген, русское духовенство и Церковь в служении Отечеству " " Участники слушаний убеждены, что празднование 400-летия преодоления Смуты призвано стать ярким событием " 3 мая 2012 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялись соборные слушания Всемирного русского народного собора " Патриарх Гермоген, русское духовенство и Церковь в служении Отечеству " . По итогам слушаний была принята резолюция. Начало семнадцатого века стало одним из самых драматичных периодов в русской истории. В результате глубокого политического, духовного и нравственного кризиса, который современники назвали Смутным временем, Россия оказалась перед угрозой утраты государственного суверенитета. Но самую страшную перспективу представлял подрыв духовной идентичности русского народа – отказ от Православия и латинизация Руси. В то время наш народ оставался единственным православным народом, сохранившим национальную независимость: Балканы и Ближний Восток оказались под властью Османской империи, а Запад и Юг Руси стали жертвами польской экспансии. Под агрессивным давлением с Запада часть белорусского и украинского духовенства признала верховенство Папы Римского и перешла в униатство. Такая же судьба была уготована и Русской Церкви. Латинизация Руси означала бы полное разрушение цивилизационных основ нашей страны, её подчинение внешним силам. Для русского народа утрата духовной идентичности была бы равнозначна завершению его исторического бытия. Смута была преодолена благодаря способности наших предков в едином порыве встать на защиту отеческой веры и независимости родной земли. В борьбе за возрождение государственности объединились все сословия и этносы, проживающие на территории исторической Руси. Победа ополчения под руководством Кузьмы Минина и князя Пожарского, изгнание иноземцев из Кремля и избрание новой царской династии положили начало трехвековой эпохе процветания и могущества Российского государства.

http://religare.ru/2_94221.html

поиск:   разделы   рассылка Сергей Чапнин, ответственный редактор газеты " Московский церковный вестник " Православие и масс-медиа: каким будет сотрудничество в XXI веке? Заметки об информационной политике Церкви в эпоху глобализации Мир, в котором нам предстоит жить в XXI столетии, будет менее ярким и разнообразным, нежели тот, который остался в прошлом. Местный колорит: обычаи, ритуалы и даже убеждения, которые в прошлом придавали человечеству его неповторимое разнообразие, постепенно исчезают или же сфера их существования сужается. Основная часть общества отказывается от них и усваивает новые – унифицированные – формы частной и общественной жизни. Так происходит во всех странах мира – в одних медленнее, в других быстрее. В современном мире эти процессы принято связывать с глобализацией. выписки из егрюл вот тут всего за 800 руб Ее противники – число которых довольно значительно – утверждают: исчезновение национальных границ и создание мира, соединенного рынками, нанесет смертельный удар по региональным и национальным культурам, вере, традициям и обычаям – всему тому, что определяет культурную и религиозную идентичность любой человеческой общности. Большая часть мира не способна сопротивляться вторжению продуктов культуры развитых стран (в особенности – Соединенных Штатов), которое неизбежно сопутствует экспансии огромных транснациональных корпораций. Многие народы – причем не только малые и слабые – утратят свою идентичность, свой дух и станут своего рода колониями XXI столетия, смоделированными по культурным шаблонам нового империализма, чье господство над планетой с помощью капитала, военной мощи и научных знаний будет дополнено навязыванием другим странам своего языка, своей системы мышления, своих убеждений, развлечений и мечтаний. В эпоху глобализации возможность оперативного доступа к информации, умение ее использовать и распространять становится одной из важнейших характеристик современного общества. И не удивительно, что в дискуссии о роли и значении массовых коммуникаций активно участвуют государство, научное и бизнес-сообщества и сами журналисты. Важно отметить, что Православная Церковь не уклоняется от обсуждения этой проблемы. Большинство синодальных отделов Русской Православной Церкви так или иначе вовлечены в эту дискуссию.

http://religare.ru/2_1075.html

Скачать epub pdf Зачем крестить детей, если вы не верите в Церковь? Кажется странным, что люди крестят своих детей и в то же время не верят в Церковь – и даже ворчат, если священник при этом пытается рассказать им о вере. Крещение это и есть Таинство, посредством которого человек присоединяется к Церкви – и непонятно, зачем оно вам нужно, если в Церковь вы не верите. Люди испытывают потребность в обрядовом сопровождении свой жизни – особенно ключевых ее моментов. В любой культуре так называемые события перехода – рождение, совершеннолетие, свадьба, смерть – сопровождаются обрядами. Обряд дает людям ясные указания, какие действия им следует совершить – что особенно важно, когда они растерянны или подавленны. Не случайно значительная часть вопросов священнику – это именно вопросы о том, какие именно обрядовые действия надо предпринять в том или ином случае. К этому можно отнестись с некоторым пониманием. Во многих культурах обрядовые формы – это язык, на котором люди говорят о самом важном. Совершая обряд, они переживают свое единство с ближними. Как с теми, кто окружает их сейчас, так и с теми ушедшими поколениями, которые совершали этот же обряд до них. Обряд помогает обрести чувство стабильности и уверенности – все сделано как надо, должным образом, как оно делалось до нас. Обряд вносит свой вклад в тот позитивный психологический эффект, который люди ищут – и находят – в Церкви. В «пустыне грохота» современной городской жизни, среди пугающих новостей, которые обрушиваются нас из Интернета, Церковь – это тихое место, где мягкий полумрак и говорят вполголоса. И, конечно, Церковь позволяет людям пережить чувство принадлежности и национальной идентичности – мы венчаем молодых, крестим младенцев и отпеваем покойников, как и наши предки на протяжении тысячи лет. В минуты беды и тревоги люди ищут утешения и помощи у Бога и Его святых – чтобы вернутся к обычной жизни, когда беда отступит. Ни в обрядах, ни в национально идентичности, ни, тем более, в том, чтобы искать помощи и утешения в беде, нет ничего в принципе плохого. Но Бог создал Церковь не для этого. Более того, он создал и нас не для этого. Церковь создана для того, чтобы привести нас к общению с Богом – и, в итоге, той жизни вечной и блаженной, которую можно обрести только в Нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Состоялась конференция, посвященная религиозной ситуации на Северо-Западе марта 2016 Конференция " Религиозная ситуация на Северо-Западе: проблемы социокультурных идентичностей " прошла 9-10 марта в Таврическом дворце. В ней участвовали священнослужители, религиоведы, этнологи, политологи и социологи из России, Греции, Финляндии и других стран.   В приветствии к участникам  председатель епархиального ОВЦО протоиерей Александр Пелин отметил актуальность тем форума и поблагодарил его организаторов.   Было зачитано приветствие руководителя администрации президента РФ Сергея Иванова, в котором сказано, что партнерские отношения государственных и религиозных организаций успешно развиваются. Их сотрудничество востребовано в деле воспитания молодежи, в сфере образования и просвещения. Велика роль религиозных организаций в сохранении межэтнического мира и согласия.   Первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ  Александр Щипков огласил приветствие Святейшего Патриарха Кирилла. " Сегодняшний мир стремительно меняется - одни социокультурные парадигмы сменяют другие и приводят к возникновению новых привычных общественных парадигм. Основными причинами этому служат миграционные потоки, цикличность экономических процессов и активизация глобальной конкуренции. Отрадно, что в современной России вопросы социокультурных и этно-религиозных идентичностей обсуждаются на разных площадках, на государственном уровне апробированы  составляющие национальной политики " , -  сказано в обращении.   Также прозвучали приветствия вице-губернатора Санкт-Петербурга Александра Говорунова, заместителя председателя комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Альбира Крганова, руководителя секретариата Совета МПА стран СНГ Алексея Сергеева, председателя ДУМ Санкт-Петербурга и Северо-Запада муфтия Равиля Панчеева, вице-президента КЕРООР раввина Зиновия Когана, председателя Российской ассоциации защиты религиозной свободы Александра Кудрявцева.

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_56466.html 04 августа 2008 Обращение Константинопольского патриарха Варфоломея к украинской нации на торжествах по случаю 1020-летия Крещения Руси Источник:  http://www.interfax-religion.ru/?act=news Интерфакс-религия Благословенные чада Церкви, Христолюбивый народ Украины! Инициатива общественных, политических, религиозных и духовных лидеров великого народа Украины относительно проведения официального празднования 1020-й годовщины твердого решения Великого князя Владимира принять Христианскую веру от Вселенского Патриархата как официальную религию для народа Киевского государства и, соответственно, для всех русских княжеских уделов является не только обязательством перед благочестивым народом Украины, но и имеет важное значение для его будущего в процессе стремительных и решительных перемен в мире. Эта инициатива является обязательством, поскольку все великие нации должны как можно более ревностно оберегать свою историческую память, особенно в отношении событий, которые формируют настоящую и прочную духовную идентичность их национального сознания и по большому счету определяют их особенный вклад в сообщество народов. Она также является особенно важной сегодня, поскольку глубина истории великого народа является неисчерпаемым источником силы и отражается на его ближних и дальних. 1. Выбор веры был во всех отношениях решающим фактором для исторической судьбы всех народов мира. С одной стороны потому, что он наполнял и оживлял их специфические особенности интеллектуальной идентичности, а с другой стороны, потому что он, в большей или меньшей степени, определял сущность их национального самосознания. Это важное и бесспорное утверждение. Нынешние праздничные события являются четким выражением благодарности благочестивого украинского народа Великому Князю Владимиру за его личное участие и мудрое решение в деле выбора веры для своего народа, как описано в летописи киевского монаха Нестора век).

http://religare.ru/2_56466_1_21.html

Вопросы размежевания или, напротив, объединения церквей, даже простое пространственное перемещение церковных резиденций – все это всегда имело определенный политический подтекст. В истории России политическое значение такого рода событий в определенные периоды крайне высоко и даже непосредственно определяло ход ее политической истории. Достаточно вспомнить роль митрополита Петра в становлении политического значения Москвы в ее тогдашнем соперничестве с Тверью или же сложные организационные перипетии православия в Литовско-Польском государстве. Реформа патриарха Никона, помимо личных амбиций последнего, также имела собственный политический смысл: «Эту программу можно назвать программой московского церковного великодержавия, требовавшей срочных и чрезвычайных реформ в русской Церкви для ее вящего исправления и прославления. Греческий образец при этом брался и в контраст к латинству, и ради приближения Церкви русской к греческому восприятию на случай ее прихода в самый Царьград» (А. Карташев, «Очерки по истории русской Церкви»). Роль Церкви в обеспечении единства и консолидации Руси в период княжеской раздробленности московского периода является, несомненно, выдающейся. Но, в частности, по мере получения все большей автономии по отношению к Константинополю русская Церковь пропорциональным образом попадает в зависимость от «местной», национальной власти, утрачивает самостоятельность: «Русская Церковь, препоручаемая исключительному попечению своего природного государя, становилась учреждением национальным; «а, делаясь национальной, русская Церковь в то же время становилась и государственной; она признавала над собой верховенство государственной власти и входила в рамки московских правительственных учреждений» (П. Милюков, «Очерки русской культуры»). В таком направлении и стала развиваться со всей определенностью дальнейшая история ее отношений к государству. Глава русской Церкви, митрополит всея Руси, утратил свой сверхнациональный церковный характер, при котором он был до конца независимым от Московского великого князя, опираясь на происхождение его власти от Константинопольского патриарха. Став всецело зависимым от царя Московского, он потерял возможность управлять Церковью за Московскими пределами, в чужих государствах: литовском и польском. Зависимость митрополита от государственной власти возросла настолько, что он стал ставиться на митрополичий трон и изгоняться с него по одной воле светской власти. Приобретение в конце XVI в. русской Церковью патриаршего титула ровно ничего не изменило в этом отношении в ее жизни внутренней. Титул ни капли не прибавил власти главе русской Церкви и ни капли не ослабил ее полной зависимости от государства» (А. Карташев.).

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Дипломат, воин и святой. Как в России увековечат память Александра Невского 10 июня, 2021. Вероника Словохотова Итоги форума «История для будущего. Александр Невский» 8 июня в музее Отечественной войны 1812 года состоялся форум, посвященный 800-летию со дня рождения Александра Невского. На открытии пленарного заседания собрались ученые, политики и публицисты из России, Болгарии и Сербии. Особое внимание фигура князя привлекает общество в свете недавних споров вокруг памятника на Лубянской площади: на неофициальном голосовании в интернете Невский победил Феликса Дзержинского. В начале пленарного заседания Владимир Мединский зачитал обращение президента РФ всем участникам, организаторам и гостям форума, после чего модератор Петр Лидов-Петровский пригласил ученых и политиков выступить с докладами. Каждый спикер объяснил, в чем ему видится значимость фигуры великого князя и ответил на вопросы аудитории. Главную заслугу Александра Невского спикеры увидели в том, что он сохранил на Руси православие во время монголо-татарского ига и стал основоположником «евразийства» — пути, по которому пошла Россия и который стал по-настоящему осмысляться только с конца XIX века. В чем состоит его особенность, в частности, попытался объяснить сенатор Алексей Пушков. Господин Пушков отметил, что сегодня в нашей стране тема патриотизма вышла на первый план из-за сложных отношений с Западом. За уничтожением исторических памятников в США и установкой памятников в России он увидел две контрастные тенденции: глобализацию, которая предлагает переиначивать историю, и противоположную тенденцию, при которой страна стремится сохранить свою национальную идентичность. В завершение своей речи он высказал мнение, что человечеством всегда двигала идея, а в национальной идее России Александр Невский занимает ключевое место. С особым интересом публика встретила Петра Толочко — профессора, академика Национальной академии наук Украины. Он подчеркнул, что покоренная Ордой Русь оставалась единым целым: «И даже враги наши понимали, что Киев и все русское пространство — это русская земля». На вопрос Владимира Мединского о том, воспринимает ли современная историческая наука на Украине Невского как общего князя, профессор высказал собственную точку зрения.

http://pravmir.ru/diplomat-voin-i-svyato...

Закрыть itemscope itemtype="" > Борьба воинствующего глобализма с Православием на Украине Религия-Майдан 19.10.2014 616 Время на чтение 11 минут Основанием любой цивилизации является религия, и только религия, ибо именно религия, давая картину мира, определяет и цивилизационный тип мышления и познания мира (цивилизационную эпистемологию), и культуру, и мораль и нравственность, которая с ходом истории закрепляется в виде права и государственности. И когда нападение идет на исконную религию, то автоматически тем самым под угрозу ставится и национальная суверенная государственность, и в конечном счете даже сама национальная идентичность общества. Размывание национальной идентичности, уничтожение самого понятия государственного суверенитета, является промежуточной целью глобалистов в их планах подчинения себе всего мира. Исходя из цивилизационного подхода к политике, современные глобалисты отлично понимают, что устойчивость и независимость любого государства напрямую зависит от того, насколько общество и государство держатся своих традиционных религиозных корней. Поэтому основной упор в современной необъявленной, но ведущейся активно по всему земному шару, глобалистской войне делается на разрушение традиционных религий. Все то же самое мы увидим, если обратим свое внимание на проблемы Сирии, да и всего мусульманского востока. Разрушение традиционных религиозных оснований и насаждение новой специально создаваемой для этого псевдорелигии является тактической целью современного глобализма. Все 23 года истории независимой Украины, кроме продвижения Греко-католиков, на Украине целенаправленно насаждались всевозможные протестантские организации и всевозможные секты. Целью воинствующих глобалистов всегда было и есть уничтожение Православия, понимаемого как главное препятствие в захвате ими территории бывшего СССР , что, впрочем, никогда и не скрывалось: «после крушения коммунизма у нас остался один противник на территории бывшего СССР - Православие» (Бжезинский). Обретение Украиной независимости в 1991 году сразу было ознаменовано немедленно начавшейся бурной, практически военной активностью Греко-католиков по захвату православных храмов на Западной Украине. И поэтому, когда иногда говорится, что обретение Украины своей суверенности в 1991 году прошло бескровно, это не совсем правда. Просто бои шли не в Киеве, а в основном на Западной Украине, где у православных общин силой отнимались храмы и отдавались Греко-католикам, исконным врагам Православия с 1596 года, когда была заключена Брестская уния, согласно которой устанавливалась власть Римского Папы и католических догматов при сохранении византийского обряда. И сейчас Украинская Греко-католическая церковь (УГКЦ) - поместная католическая церковь восточного обряда - имеет на территории Украины 3987 приходов и 115 монастырей и является главным оплотом борьбы Запада с Православием на Украине, активной опорой и вдохновителем майданного национализма.

http://ruskline.ru/analitika/2014/10/20/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010