Протодиакон Андрей Кураев ЦВ 23 (420) декабрь 2009 /  10 декабря 2009 г. Протодиакон Андрей Кураев: Мы участвуем в сложном и опасном эксперименте — Отец протодиакон, вы участвуете в подготовке уникального эксперимента, который будет проводиться в российских школах в 2010 году. Как вы оцениваете предстоящее преподавание курса «Основы религиозных культур и светской этики» в системе государственного образования? — Эксперимент по преподаванию «Основ религиозной культуры и светской этики» в 19 регионах Российской Федерации начинается 1 апреля. Это очень необычный проект.  Во-первых, уроки будут проводиться в светской школе, а не в церковной. Во-вторых, сам предмет — не Закон Божий, а светский предмет. Перед нами как авторами курса «Основ православной культуры» стоит непростая задача: подготовить ознакомительный материал по православию, который светские педагоги на светском языке будут представлять светским детям. Как видите, ключевое слово — светский. Церковь вряд ли сможет участвовать в подборе педагогов и даже в их переподготовке. И все же мы идем на это. Мы считаем, что у этого эксперимента есть две важнейшие цели: во-первых, доказать, что в светской и многонациональной школе возможен разговор о православной культуре, а во-вторых, доказать, что если класс будет разделен по интересам к той или иной религиозной и культурной традиции, это не приведет к межнациональным конфликтам. В условиях глобализации очень важно найти пути сохранения своей культурной, национальной и религиозной идентичности. При этом не менее важно показать, что на этом пути мы не будем обижать людей с другим самосознанием. Поэтому такой большой акцент в ходе эксперимента делается на сохранении свободы выбора. Свобода выбора обеспечивается на трех уровнях. Первый — регионы участвуют в эксперименте только по своему собственному согласию. Вначале предполагалось, что эксперимент охватит 18 регионов, но затем к нему по собственной инициативе присоединилась Еврейская автономная область. Второе — не все школы региона обязаны участвовать в эксперименте, у них есть право отказаться. И третье — родители могут выбрать, на какой из модулей отправить своего ребенка: будет ли он изучать основы православной культуры, исламской культуры, буддистской, иудейской или же обзорный курс «Религии России», или же курс светской этики.

http://e-vestnik.ru/society/protodiakon_...

Разделы портала «Азбука веры» Епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний " decoding="" title="" Епископ Антоний: «Встреча со Христом для человека возможна всегда» Епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний В Избранное Епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний один из самых молодых архиереев в сегодняшней Церкви. Но не только по причине возраста общение с Владыкой Антонием создает ощущение свежести, новизны, открытости завтрашнему дню. Скорее, это не от возраста, а от искренности и внутренней свободы. С Владыкой Антонием хочется говорить о вещах не внешних, а глубинных потому, может быть, что он сам, что бы он ни делал, чем бы ни занимался, не отходит от Источника. В одном из своих интервью Вы рассказывали, что первым, и очень важным, примером религиозности как основы жизни стала для вас семья вашего одноклассника-мусульманина. А как и почему Вы с Вашей смешанной кровью выбрали именно Православие? Не было ли мыслей о других конфессиях тогда, в 19 лет, когда за вашими плечами был только опыт совершенно безрелигиозного детства? У меня в школе были хорошие учителя, и благодаря им я всегда любил русскую литературу, культуру, историю. Поэтому мой выбор был связан, наверное, с национальной идентичностью, ведь Православие неотъемлемая часть русской культуры. Внутренний религиозный поиск, конечно, был, но увлечений иными религиями не было никогда. Да, я общался с мусульманами и читал об исламе тоже, но ничего там не нашел такого, что могло бы меня вдохновить. А как только передо мною открылся мир Православия, для меня сразу все сложилось: мне стало понятно, в чем исток русской культуры и в чем глубинный смысл русской истории. Вы могли бы назвать те произведения русской литературы, которые дали Вам уроки христианства? Или, может быть, тех действовавших в русской истории людей, которые стали для Вас примером? Конечно, это русская классика. И прежде всего Пушкин . Затем Николай Гумилев : у него много христианских посылов, которые тогда были мне непонятны, но сердцем я их чувствовал. И конечно, Есенин . В этой поэзии жил некий особый дух я не мог для себя сформулировать, что же это за дух такой, но чувствовал, что у всех моих любимых поэтов один глубокий и мощный источник вдохновения. Именно из него их гениальность. Гениальность не в смысле исключительность, как сейчас это слово понимают, нет, гениальность в смысле одухотворенность, присутствие Духа в их стихах. Вот это меня цепляло больше всего.

http://azbyka.ru/way/episkop-ahtubinskij...

Разделы портала «Азбука веры» Каково отношение Православной Церкви к иудаизму? Иудаизмом мы называем религию, которая возникла после христианства, но очень скоро после него. Была единственная основа для трех главных монотеистических религий: эта основа называется Ветхий Завет, созданная в рамках и в лоне древнеизраильской культуры. На этой базе сначала возникает позднее иудейство, в лоне которого рождается Христос и проповедуют апостолы. К концу I столетия возникает религия, которая называется иудаизм. Что у нас, у христиан, общего с этой религией? И они, и мы признаем Ветхий Завет, только для нас это часть Библии, для них — вся Библия. У нас есть свои уставные книги, которые определяют церковную и богослужебную жизнь. Это типиконы, новоканоны, церковные уставы и так далее. Иудаизм развивал аналогичные, но уже свои каноны. В чем-то они совпадают с нашими, в чем-то отделяются. Есть два главных отличия иудаизма от христианства. Первое: христианство стоит на том, что Бог открылся через Иисуса Христа, что было и остается единственным и уникальным спасительным актом соприкосновения между Небом и землей. Для иудаизма Иисус Христос был в лучшем случае великим учителем морали и веры, последним из библейских пророков. Второе отличие: иудаизм, родившись из ветхозаветной религии, почти уже универсальной, превратился в религию национальную, то есть был отброшен в одну из древних фаз религиозного развития. В древности, до времен Александра Македонского, все религиозные традиции были тождественны национальным. То есть если человек был греком, он исповедовал греческую религию, потому что он не мог почерпнуть информацию нигде, кроме своей семьи, города, своей общины. Национальные религии являются пережитком тех древних времен. Для иудаизма это имело значение чисто историческое, потому что он сохранял идентичность израильского народа, еврейского народа. Но свое мировое значение он утратил. Как понимают богоизбранность современные иудейские священники? Почему они не признают Спасителя?

http://azbyka.ru/ob-otnoshenii-pravoslav...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Иоанновская семья – это содружество храмов, монастырей, часовен, различных социальных учреждений, названных во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского . В разное время участники этого объединения поделились с порталом Pravprihod.Ru своими историями о том, как они пришли к Богу. Предлагаем их вашему вниманию. Епархиальный секретарь Томской епархии РПЦ, автор книги «Святой праведный Иоанн Кронштадтский », архимандрит Иосиф (Еременко): – К Богу меня принесли мама и бабушка – меня крестили в три месяца. Мне посчастливилось родиться в православной семье. Всегда знал, что буду служить Богу в Церкви. Моим религиозным воспитанием занимались прабабушка (она скончалась, когда мне было десять лет), бабушка и мама. Они и дали первые уроки веры и благочестия . Дома меня учили молитвам. Некоторые молитвы знал наизусть, еще не умея читать, на слух. Были дома Евангелие , духовная литература . Бабушка выписывала Журнал Московской Патриархии. По воскресеньям и праздникам ходили в церковь. А в остальном – все обычно: школа, Советская Армия, университет, Московские духовные школы и служение в Алма-Ате и Павлодаре, а теперь – в Томске. Благочинный Нелидовского округа, настоятель храма святого праведного Иоанна Кронштадтского и церкви Балыкинской иконы Божией Матери, иеромонах Николай (Голубев): – Родился я в 1963 году здесь же, в Нелидово – как говорится, где родился, там и пригодился. В 1980м поступил в МГИМО, по окончании которого с 1985 по 1987 годы работал в генеральном консульстве СССР в Гамбурге. Затем вновь вернулся в Нелидово и работал в горкоме партии и горкоме комсомола. В 1989 году поступил в аспирантуру Академии общественных наук (АОН) при ЦК КПСС, которая в результате … событий 1991 года преобразовалась в Российскую академию управления (сегодня это РАНХиГС). В 1992м защитил диссертацию «Значение и роль фактора национальной идентичности в объединении Германии (конец 1980х – начало 1990х гг.)». Получил степень кандидата исторических наук. Еще год отучился в докторантуре той же Академии, но в 1993 году вернулся вновь в Нелидово, где отработал три года в районной администрации.

http://azbyka.ru/way/put-k-bogu-uchastni...

Русская Православная Церковь в Великобритании XX века: миряне и открытость миру Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 34, 2002 3 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 34, 2002 Целью настоящего доклада являются 1) характеристика жизни Сурожской епархии Русской Православной Церкви в ас­пекте той практики отношений Церкви и мира и понимания места мирян в ней, которая сложилась к настоящему времени, 2) иссле­дование открытости, проявившейся в современной жизни британского Православия, и 3) предварительные соображения, которые позволили бы приблизиться к богословскому пониманию природы открытости, лежащей в основе отношений традиции и мира в самых различ­ных аспектах — от отношения Православия к феноменам культур­ной, этнической и национальной идентичности до экологической проблематики. Материалы, представленные в докладе, получены в результате исследования, проводившегося в Великобритании ле­том 1997 и зимой 1998 года. Основным опытом православной жизни в советский пери­од, безусловно, было существование Церкви в условиях атеисти­ческого государства, вынужденно закрытое и имеющее чрезвы­чайно слабые связи с внешней общественной жизнью. Такая закрытость воспринималась почти естественно и идеологически оправдывалась отделенностью Церкви от государства. Однако она влияла и на внутрицерковную жизнь, деформируя ключевые интуиции традиционного опыта, среди которых наиболее сильно пострадали представления о месте и роли мирян среди церковных служений. Практически это проявилось в замирании приходской жизни, разрушении социального служения Церкви, искажении представлений о ее отношениях с миром. Эта же закрытостъ определила и основные свойства постсо­ветской религиозности. С одной стороны, конец политики воинст­вующего атеизма означал возможность восстановления органич­ных для Церкви отношений с миром. С другой стороны, сама эта возможность обнажила все трудные моменты открытости, не возникающей естественно после исчезновения внешних репрессий, но требующей сложных духовных усилий, в том числе и бо­гословских.

http://pravmir.ru/russkaya-pravoslavnaya...

Святейший Патриарх Кирилл: «Доклад на пленарном заседании XXIV Всемирного русского народного собора» 25.10.2022 16:48:39 25 октября 2022 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на пленарном заседании XXIV Всемирного русского народного собора «Православие и мир в XXI веке». Уважаемые участники, делегаты и гости Всемирного русского народного собора! Сердечно всех вас приветствую. Наш представительный форум собирается уже в двадцать четвертый раз. Хорошо помню общую атмосферу в дни, когда проводился первый форум, в том числе критические взгляды на инициативу со стороны определенной части нашего социума. Наверняка никто в то время и предположить не мог, что мы по милости Божией доживем до XXIV съезда. Надеемся, что эти съезды продлятся ровно настолько, насколько наша с вами работа, наш труд будет нужен нашему народу. Со времени первого съезда минуло без малого тридцать лет. Но каждый раз, когда мы собираемся вместе, у нас появляется возможность поднимать актуальные вопросы, обсуждать их и формулировать ответы — те ответы, которое приемлемы для представителей традиционных религий, этносов, социальных групп, в том числе социальных групп, которые в своей повседневности не всегда согласны друг с другом при обсуждении той или иной проблематики. Убежден, что служение Всемирного русского народного собора должно быть в первую очередь определено самой природой Собора. Собор — это собрание, Собор — это то, что соединяет. И Русский народный собор должен быть, без сомнения, инструментом консолидации, единства нашего народа поверх тех границ, которые естественно возникают в каждом обществе. Тема, которой посвящено наше заседание, звучит очень внушительно и масштабно: «Православие и мир в XXI веке». С ее содержанием соотносится многое из того, что мы обсуждали на протяжении прошлых десятилетий. Не только как Председатель ВРНС, но и как Предстоятель Русской Церкви я хотел бы обратиться вначале к участникам нашего собрания, принадлежащим к другим духовным традициям. Я сердечно рад приветствовать вас, братья, и уверен, что, как люди, укорененные в русской культуре, вы осознаете особую значимость Православия в формировании национальной самобытности и духовной идентичности России. Надеюсь на ваше личное активное участие в работе форума. Убежден, что свойственная вам конструктивная настроенность на диалог и готовность к плодотворному взаимодействию помогут в формулировании общих соборных решений.

http://radonezh.ru/2022/10/25/svyateyshi...

«Сей день — особый не только для людей воцерковленных. Замечательно, что эта памятная дата значится и в государственных календарях наших стран как День Крещения Руси. Таким образом, вместе с нами радость этого празднования разделяют и все те, кто неравнодушен к славянской истории и культуре» Накануне праздника Святейший Патриарх Кирилл направил Первосвятительское послание архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской православной церкви, посвященное государственному празднованию Дня Крещения Руси. Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Ныне Русская Православная Церковь совершает молитвенную память святого равноапостольного великого князя Владимира, просветившего предков наших светом Христовой истины. Сей день — особый не только для людей воцерковленных. Замечательно, что эта памятная дата значится и в государственных календарях наших стран как День Крещения Руси. Таким образом, вместе с нами радость этого празднования разделяют и все те, кто неравнодушен к славянской истории и культуре. Киевская крещальная купель навеки связала общей исторической судьбой единокровные народы России, Украины и Белоруссии. Это поворотное событие на столетия определило национальную идентичность восточных славян, задав вектор их духовно-нравственного и культурного развития. Войдя в большую семью христианских народов, мы стали причастными к великой христианской цивилизации с ее замечательными достижениями мысли, высокой духовностью и богатейшим творческим наследием. В духовно-историческом и религиозно-культурном понимании все мы, преемники днепровской Иордани, являемся, невзирая на разделяющие нас земные границы, гражданами единого духовного Отечества— Святой Руси. Для наших стран Православие стало той мощной силой, которая повлияла на формирование национального характера, нравственного облика и психологического склада народов исторической Руси. Оно также способствовало созиданию государственности восточных славян, развитию самобытной культуры и самого уклада жизни.

http://pravmir.ru/pervosvyatitelskoe-pos...

Скачать epub pdf Празднование 450-летнего юбилея Казанской епархии совершается на фоне постепенного восстановления в российском общественном сознании утраченных идеалов и ценностей, которые были исторически присущи России на всем протяжении ее бытия и выполняли функции основных духовно значимых доминант в ее сокровенной духовно-нравственной жизни. Можно констатировать, что после торжественного празднования 1000-летия крещения Руси любое крупное событие в общественной жизни обновленной России являет собой манифестацию ее преемственной приверженности к восточной православно-христианской цивилизационной идентичности с энергичным выдвижением примата ценности духовного, религиозно-нравственного начала. Совершенно очевидно, что не является исключением из этой тенденции и проводимая ныне научно-практическая конференция «Православие в поликонфессиональном обществе: история и современность». Напряженное внимание к отечественной истории есть знамение нашего времени. В изучении исторического опыта прошлых веков содержится попытка поиска подходов к решению современных проблем, среди которых следует отметить как несомненно важную в церковно-практическом плане проблему возрождения духовных ценностей общества в их соответствии с задачами миссии церкви. Исторический опыт России убеждает нас в том, что для нашего общества нравственно оправданными являются ценности, унаследованные народом в течение пройденного им тысячелетнего пути. На протяжении многих веков эти ценности освящались авторитетом формировали мировоззрение, этику и культуру народа. Православная церковь была оплотом и гарантом всей системы мировоззренческих и духовных ценностей, без воплощения которых в общественной жизни, как подчеркивали и Н. М. Карамзин , и Ф. М. Достоевский, не могут существовать ни государство, ни нация. В нашей отечественной истории Церковь была той живоносной стихией, под благотворным влиянием которой в народе созидалось ответственное отношение к миру-космосу, выкристаллизовывался национальный характер, утверждались нравственные устои, насаждалось просвещение, укоренялись добродетели, процветали искусства, одухотворялась культура, облагораживались традиции, преображалась жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon-Igumnov...

Совместим ли расовый национализм с православным христианством? Богословское размышление о святости и священстве в Ветхом Завете 31 июля, 2016 Богословское размышление о святости и священстве в Ветхом Завете И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один (Быт. 1:3-5). Христианская церковь до разделения была этнически разнообразна. Разнородность была ключевым компонентом в развитии христианского богословия, начиная от самых ранних христианских общин в Палестине (Деяния, гл. 6) до основанных по всей Римской империи. Римская империя в момент зарождения христианства была чрезвычайно разнородна, ее населяли люди со всех уголков мира, прибывая в качестве воинов или иммигрантов. Краткий обзор этнических групп, указанный в Деяниях, гл. 2, это подтверждает. Только начиная с XIX века, когда православный мир начал выползать из-под завалов распада империализма, различные национальности, которые составляют православное население, начали приобретать отчетливые черты национальной идентичности. Сейчас сложилась настолько неестественная ситуация, что я решил рассмотреть некоторые богословские принципы, которые отсылают нас к молитве Христа, сказавшего « да будут все едино» . Святость в Писании Некоторые библеисты считают, что Книга Бытия была составлена автором-священником, который написал знаменитую главу, описывающую сотворение мира, именно как священник. Некоторые видят в семидневном творении описание храмовой архитектуры, с намерением представить акт сотворения мира как храм Божий. Другие выводят в качестве основного смысла семидневного творения соблюдение Шаббата. Каким бы ни было истинное значение священнического замысла при описании творения, мы можем увидеть, как левиты-священники Ветхого Завета понимали суть священства, вписанного в самую ткань космоса, и через это понимание четко определить, какова сегодня роль священства в Православной Церкви, а главное – его ответственность по отношению к внешнему миру.

http://pravmir.ru/sovmestim-li-rasovyiy-...

поиск:   разделы   рассылка Дискуссия о национальной идентичности 19 апреля в Государственной Думе состоялся круглый стол " Базовые ценности национальной гражданской идентичности России (нормативно-правовые аспекты) " . Мероприятие состоялось по инициативе фракции " СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ " . В дискуссии приняли участие депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, представители Московского Патриархата, Межрелигиозного совета России, представители научных и образовательных организаций, представители общественных организаций и СМИ. Первым слово было предоставлено Председателю партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, руководителю партийной фракции в Госдуме Николаю Левичеву. Он констатировал, что вопрос об основаниях общероссийской идентичности появился с возникновением нового российского государства. " Каких только не было на этот счет предложений – всех и не упомнишь! – считает депутат. – Наверное, всем запомнилась попытка выработать объединяющую идеологию, осуществленная при Борисе Николаевиче Ельцине. На практике это вылилось в попытки модифицировать и обновить так называемую " русскую идею " . Мы долгие годы метались между евразийством, атлантизмом, европоцентризмом и азиатчиной, но видимого результата до сегодняшнего дня так и не достигли " . По мнению Левичева, отсутствие общенациональной идентичности – это беда современного российского общества, с которой надо справляться всем миром. Проблема идентичности приобретает актуальность и в связи с общей демографической ситуацией в России. " Мы видим, что изменяется этнический баланс страны на фоне сокращения русского населения, – говорит Председатель партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ. – И при этом все сходятся на том, что России необходимо стимулировать приток мигрантов из стран ближнего зарубежья – это данность, с которой мы вынуждены считаться. В связи с этим востребована интеграционная политика, которая обеспечивала бы, в первую очередь, гражданскую идентичность. И только такой тип идентичности формирует и легитимирует государство-нацию, построенное на идее согражданства " .

http://religare.ru/2_85637.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010