Благоразумие Чарли Гилмора Недавно один английский юноша, Чарли Гилмор, был осужден за то, что во время студенческой манифестации в Лондоне, среди прочих безобразий, пытался сорвать флаг с Кенотафа — памятника павшим британским воинам. Его поступок вызвал бурю возмущения, и Чарли публично попросил прощения за него. 16 августа, 2012 Недавно один английский юноша, Чарли Гилмор, был осужден за то, что во время студенческой манифестации в Лондоне, среди прочих безобразий, пытался сорвать флаг с Кенотафа — памятника павшим британским воинам. Его поступок вызвал бурю возмущения, и Чарли публично попросил прощения за него. Как сообщает Владимир Варфоломеев в своем ЖЖ, группа сторонников известной группы ворвалась в Кафедральный собор святителя Николая в Вене, и снялась с плакатом на фоне алтарных врат. Как пишет сам Варфоломеев, «Я не сторонник проведения в храмах каких-либо обрядов, кроме церковных. Но Московскому патриархату следует отчётливо осознавать, что такие выступления (дай Бог, чтобы не более радикальные) наверняка будут продолжаться и впредь, если девушек не освободят, и остановить волну протестов вряд ли удастся быстро и безболезненно. Уж слишком многих эта отнюдь не святочная история разочаровала и даже разозлила. А к каждому собору приставить для охраны по отряду ОМОНа уж точно не получится. Особенно в Европе». Комментарии — скорее одобрительные — к происшедшему заставляют меня предполагать, что наша прогрессивная общественность не понимает некоторых вещей, которые мне предоставляются достаточно очевидными. Люди так устроены, что они во многом определяют свое чувство достоинства и идентичности через принадлежность к тем или иным группам. “Русским” или “полякам”, “болельщикам Спартака” или “десантникам”, “социал-демократам” или “консерваторам”. Эти человеческие общности имеют свои символы — например, национальные флаги. Когда где-нибудь на Ближнем Востоке демонстранты сжигают, например, американские флаги, они хотят выразить крайнюю враждебность к соответствующей стране и свою решимость воевать против нее. Но символами общности могут быть не только флаги, но и те или иные почитаемые места — Яд Вашем в Израиле, Арлингтонское национальное кладбище в США, Аббатство Сен-Дени во Франции, и т.д.

http://pravmir.ru/blagorazumie-charli-gi...

В Москве впервые прошел двухдневный форум на тему содействия Церкви и казачества 25 марта, 2011. Редакция " Правмира " «Сегодня суть казака – не просто уметь креститься или снимать шапку в церкви, а быть воистину воцерковленным православным воином, стоящим на страже Церкви и отечества» Первая международная научно-практическая конференция о «Церковь и казачество: опыт соработничества  на благо Отечества» прошла в Москве 24-25 марта. На ней обсудили возможности положительных изменений законодательства РФ в отношении казачества, роль казаков в становлении русской цивилизации, национальной и религиозной идентичности, проблемы казачьего духовно-нравственного образования, отношения казачества и Русской Православной Церкви в России, Украине, Белоруссии и других странах. В Донском монастыре заседали атаманы казачьих формирований и южных регионов России, из Украины, Белоруссии, Молдовии, православное духовенство, чиновники. Возглавил собрание епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл (Покровский), председатель синодального комитета по взаимодействию с казачеством. Конференцию предварил тожественный молебен в большом соборе Донского монастыря. Епископ Кирилл, приветствуя собравшихся, обратил общее внимание на великолепный, недавно отреставрированный иконостас XVII века. Он сравнил копоть, которую сняли с поверхности икон реставраторы, с «копотью безбожия, покрывшую души русских людей и казаков за время существования СССР». «Русская Православная Церковь помогает казакам вернуться к православию, воспитывать детей как будущих защитников отечества, — подчеркнул епископ, — тем более что казаки сами просят духовного окормления». Согласно иерарху, по казачьим традициям ни один круг (система управления, где решаются важнейшие вопросы), не может обойтись без священника. Казаки видят в Русской Православной Церкви объединяющую силу, заявил атаман Донского войска, казачий генерал, депутат Госдумы Виктор Водолацкий. По его словам, сейчас в государственный реестр внесены 11 казачьих войск, но единой управляющей структуры над ними нет. «Единственная сила, которая может нас объединить – это православие, это Патриарх Русской Православной Церкви», — это мнение донского атамана разделили многие участники конференции.

http://pravmir.ru/v-moskve-vpervye-prosh...

В связи с ухудшением здоровья Хризостом I был вынужден оставить служение. В ноябре 2006 года киприоты избрали новым Предстоятелем митрополита Пафского, также носящего имя Хризостом. Как правящий архиерей древнейшей на острове епархии , он еще до избрания на первосвятительский престол исполнял обязанности Предстоятеля вместо тяжело больного Хризостома I. — Ваше Высокопреосвященство, христианство существует на Кипре в течение двух тысячелетий. Не могли бы Вы вкратце рассказать о наиболее заметных событиях в его истории? — Церковь Кипра восходит к Апостолам и сохраняет апостольское преемство неповрежденным. В 46 году по Р.Х. Павел и Варнава, во время их первого миссионерского путешествия, вышли на сушу в Пафе, который был тогда столицей провинции Римской империи. Здесь, согласно книге Деяний апостольских, Савл сменил имя на Павел. Здесь же произошло обращение римского губернатора Сергия Павла. Второе, более продолжительное миссионерское путешествие Варнава совершил совместно с евангелистом Марком. Они распространили христианство по всему острову. Таким образом Апостол Варнава считается подлинным основателем Церкви Кипра — Церкви, с древнейших времен играющей важную роль в истории христианства. Епископы Кипра участвовали в Никейском соборе, а с 431 года Церковь самостоятельно назначала своего Предстоятеля. В послевизантийские времена остров находился под властью иностранцев: франки и венецианцы принесли сюда латинское христианство; затем наступили долгие времена османского владычества — с 1571 по 1878 год; наконец, турок сменили англичане. Постепенно, в течение столетий, Архиепископ взял на себя обязанности «этнарха», то есть представителя греческого населения острова перед существующими властями. Его роль приобрела таким образом политический характер. Поэтому на Кипре Архиепископ избирается народом. — К какому времени относится появление этой системы выборов? — Народ участвовал в избрании епископа с османских времен, когда Православная Церковь, после изгнания венецианцев, восстановила свою независимость. Это уникальное для православной традиции явление. Участие народа получило дальнейшее развитие в минувшем столетии. И люди очень ценят то, что епископ избирается — тем самым становится теснее связь народа со своим пастырем.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204557...

Владимир Легойда: «Язычество исчезло навсегда, как мамонты» 29.07.2022 12:50:18 В День Крещения Руси об историческом выборе князя Владимира, об отношении к современному язычеству, войне и воинам, о том, что дало России Православие, могла ли она быть более «европейской», об Украине, мире и будущем человечества в интервью РИА «Новости» рассказал глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда. — Владимир Романович, в чем важность выбора, который сделал Ваш небесный покровитель более тысячи лет назад, как для личности самого князя, так и для всей Руси? — Для того, чтобы судить о важности этого выбора, достаточно представить, что было бы, если Русь осталась некрещеной. Скорее всего, нашего государства не существовало бы вообще, ведь на карте Европы не осталось ни одного языческого государства. Более того, не сохранилось самой преемственности в языческой религиозной традиции, современные неоязычники — это абсолютно искусственная мировоззренческая система. Язычество исчезло навсегда, как мамонты. Если мы отрицаем выбор князя Владимира как исторически важный, то мы отрицаем самих себя, свою идентичность. Даже в советской, атеистической историографии выбор христианства князем Владимиром оценивался положительно. Национальный консенсус о значении этого выбора так силен, что его не поколебали войны и революции. — Что вам известно об отношении к святому князю Владимиру Патриарха Кирилла? И как Вы лично к нему относитесь? — Для верующих Русской Православной Церкви, равно как и для верующих других Православных Церквей, князь Владимир не просто исторический деятель, это святой, равный апостолам человек, который принес на нашу землю веру, которой мы спасаемся спустя тысячелетие после его блаженной кончины. Которому мы молимся и получаем ответ. — Каковы последние данные ученых о том, как проходило Крещение Руси, обоснована ли фраза «огнем и мечом»? И как Церковь канонизирует воинов и правителей, которые так или иначе вынуждены были в своей жизни убивать?

http://radonezh.ru/2022/07/29/vladimir-l...

Владыка Леонид в Аланском Богоявленском женском монастыре. Фото Феликса Киреева ЖМП 9 сентябрь 2020 /  17 декабря 2020 г. 13:00 Архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид: «Осетия-Алания — форпост России и Православия на Северном Кавказе» Народ Северной Осетии (или Алании, как ее называли в древности) принял Православие в Х веке. Несмотря на тяжелые испытания, выпавшие на долю этого народа, православные осетины выстояли, сумев сохранить в жестокой борьбе с чужеземными завоевателями свою веру, язык, национальную идентичность и культуру. О религиозных вызовах, которым сегодня противостоят наследники древних алан, возрождении храмов, издании духовной литературы на осетинском языке, реконструкции и росписи кафедрального собора «Журналу Московской Патриархии» рассказал архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид (Горбачев).   PDF-bepcuя. Наследники древней Алании — Ваше Высокопреосвященство, Владикавказская епархия находится на окраине России, и, к сожалению, происходящие здесь события не так часто попадают в главные православные новости. Вы могли бы рассказать о наиболее важных моментах епархиальной жизни? — Для начала напомню, что Владикавказская епархия находится на южном рубеже нашего Отечества, а Осетия-Алания — это форпост российской государственности и Православия на Северном Кавказе. Несмотря на небольшую территорию, духовное и общественно-политическое значение ее велико. Город Владикавказ в свое время неслучайно был назван таким именем. Он расположен у входа в Дарьяльское ущелье, соединяющее Северный Кавказ с Закавказьем. В старину говорили: «Кто владеет Дарьялом, тот владеет Кавказом». Владикавказ сегодня выступает преемником Магаса — исчезнувшей столицы Алании — центра православной цивилизации и византийской культуры в древней Осетии. Безусловно, важнейшим событием в жизни епархии, определившим направление нашей деятельности на ближайшие несколько лет, стал Указ Президента Российской Федерации о праздновании 1100-летия Крещения Алании1. В рамках подготовки к этой значимой дате в республике идут работы, связанные с реставрацией памятников архитектуры и истории, проводится реконструкция кафедрального собора Георгия Победоносца.

http://e-vestnik.ru/church/arhiepiskop_v...

Вот вам крест Межсоборное присутствие Русской православной церкви опубликовало проект документа «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской православной церкви». 10 ноября, 2011 Межсоборное присутствие Русской православной церкви опубликовало проект документа «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской православной церкви». Межсоборное присутствие Русской православной церкви опубликовало проект документа «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской православной церкви». Согласно ему скоро нельзя будет прийти в храм и сразу пройти обряд крещения: потребуется подготовка, иначе называемая оглашением. 2-3 беседы должны будут пройти все решившие креститься взрослые и дети старше 12 лет. Новые. Пока только готовящиеся правила, их смысл и значение мы обсуждаем с известным богословом диаконом Андреем Кураевым. Фильтр для веры Российская газета: В советское время человек, пожелавший креститься , допускался к крещению сразу. Поскольку религия была гонима, само желание креститься требовало личного мужества и было, как правило, нравственно и духовно обеспеченным выбором. Диакон Андрей Кураев: Мне кажется, не надо идеализировать тех, кто крестился в советский период. Изрядная часть делала это из соображений суеверных, кто-то таким образом искал свою национальную идентичность, кто-то крестился под давлением старших поколений своих родных, кто-то по настоянию нянек и кормилиц, говоривших: я с «нехристем» сидеть не буду. И не надо идеализировать отношение батюшек той поры к крестящимся. Многие из священников были очень рады, что от них не требуется никакого рассказа об их вере. Когда кончились репрессии лишь за то, что ты называешься священником или христианином, советское время стало очень комфортным временем для ленивых батюшек. Учить внутри Церкви — это требует поиска, творчества, и далеко не все к этому готовы. — И вот при входе в церковь ставится некий «фильтр». С одной стороны, ясно, что это надо сделать, потому что люди могут креститься и по поверхностным мотивам, но с другой стороны — есть и опасения.

http://pravmir.ru/vot-vam-krest/

Гражданство земное и гражданство небесное Христос действительно устанавливает вечное Царство – но совсем не то, которого хотели люди в древнем Израиле и совсем не то, которого они хотят сейчас. 24 марта, 2014 Христос действительно устанавливает вечное Царство – но совсем не то, которого хотели люди в древнем Израиле и совсем не то, которого они хотят сейчас. Все мы, в России и на Украине, оказываемся перед необходимостью определиться с нашей идентичностью – и нашими обязательствами. Сейчас самое время – и время текущего кризиса, и время поста – чтобы вспомнить, кто мы такие и что из этого следует. Нынешний кризис показывает, как остро люди переживают свою идентичность – люди яростно препираются не за какие-то осязаемые вещи, вроде безопасности или достатка, а за ущемленную национальную гордость, за свое чувство принадлежности к нации, за возможность объединиться со «своими» хоть в чем-то – хоть в приступе коллективной обиды и гнева. Вчерашние благочестивые христиане находят себе гораздо более привлекательную религию, дающую гораздо больше драйва – воспаленный патриотизм. Причем это очень далеко от любви к Родине в смысле желания блага ей и ее жителям – люди жаждут порвать все экономические связи, ввести визы, мечтают увидеть по соседству обвал и катастрофу, которая наверняка ударит и по ним самим, подзуживают готовых подраться и следят за драками с восторгом болельщиков. Некоторые священники – и даже иерархи – будучи увлекаемы тем же ветром, горячо уверяют, что Господь Бог безоговорочно поддерживает борцов за правильное национальное дело и уже готовит небесные кары его врагам. В этой напряженной атмосфере большим утешением является Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви , в котором Церковь еще раз подчеркнула, что она является Матерью всем своим чадам, независимо от их политических воззрений. Все мы, в России и на Украине, оказываемся перед необходимостью определиться с нашей идентичностью – и нашими обязательствами. Сейчас самое время – и время текущего кризиса, и время поста – чтобы вспомнить, кто мы такие и что из этого следует.

http://pravmir.ru/nashe-nebesnoe-grazhda...

Греческая идентичность: споры в год юбилеев Канун и начало Великого поста были отмечены в греческой прессе новым витком дискуссий об участии греческого духовенства в политике. Может ли духовенство высказываться по политическим вопросам, не превращаясь при этом невольно в сторонника какой-либо партии? 14 марта, 2011 Канун и начало Великого поста были отмечены в греческой прессе новым витком дискуссий об участии греческого духовенства в политике. Может ли духовенство высказываться по политическим вопросам, не превращаясь при этом невольно в сторонника какой-либо партии? Канун и начало Великого поста были отмечены в греческой прессе новым витком дискуссий об участии греческого духовенства в политике. На этот раз спор не ограничился вопросом о возможном влиянии высшего духовенства на решения правительства, а затронул более важную проблему: размежевание греческого общества, поляризацию мнений и рост влияния партий. Может ли духовенство высказываться по политическим вопросам, не превращаясь при этом невольно в сторонника какой-либо партии? Важным поводом для дискуссий стало окружное послание Синода Элладской Православной Церкви в канун 190-летнего юбилея греческой революции: общегреческое восстание против османского владычества началось на Благовещение 1821 г. Пресса сразу обратила внимание на полемический характер этого документа, прославляющего героическое прошлое страны, христианскую веру восставших и готовность их к мученичеству. Так, газета «То вима» отмечает , что одной из важнейших тем послания стало «движение новейшего атеизма», который стремится преуменьшить историческую роль Церкви в революционно-освободительной борьбе. Новейший атеизм, по утверждению авторов послания, весьма опасен как фальсификация исторических событий и подрыв «греко-православной идентичности народа». Таким отрицательным примером стал для Синода документальный сериал, показанный по греческому телеканалу Sky и вызвавший протесты духовенства. По мнению Синода, само появление таких телепередач, в которых Церковь изображается равнодушной к социальным проблемам народа, свидетельствует о недостаточной работе духовенства — обязанностью священнослужителей должно стать регулярное извещение паствы (в духовных словах и приходской прессе) о том, что происходит в церковной, общественной, национальной жизни, и какими путями идёт греческое образование. Такие альтернативные каналы информации могут помочь решить современные проблемы Греции в обход партийной пропаганды, с постоянной оглядкой на героическую сплочённость народа в 1821 г.

http://pravmir.ru/grecheskaya-identichno...

Духовность – главная потребность человека Беседа с музыкантом Владимиром Симичем (Сербия) Владимир Симич, руководитель группы «Белый холст» В последнее время появляется все больше музыкальных групп, исполняющих традиционную – народную и духовную – музыку. Одну из них основал Владимир Симич . Владимир не только музыкант, руководитель группы «Белый холст» . Он и делает музыкальные инструменты сам в своей мастерской. О традиции и национальной идентичности, о потребности духовного самоопределения, о любви к музыке шел разговор музыканта с корреспондентом журнала «Православие» Сербской Православной Церкви . – Группа «Белый холст» стала известна благодаря игре ее участников на редких музыкальных инструментах. Как появилась идея играть на кавале – старинном сербском инструменте? – Мы считаем годом основания нашей группы 1997 год. Тогда я познакомился с иеромонахом Лазарем (Стойковичем) – в то время он был еще мирянином, – который и научил меня делать кавал и играть на нем. Мы стали собираться, чтобы играть и петь просто так, для души. Что это было рождением нашей музыкальной группы, мы поняли уже гораздо позже. В первый состав входили отец Лазарь, Елена Йованович, Наташа Симич – моя жена, Василий Секулич и я. Мы все пели в Византийском церковном хоре святого Иоанна Дамаскина. Наш интерес к византийской духовной музыке дал толчок и занятиям народной музыкой. Потом состав группы поменялся, пришла Анастасия Остоич – еще одна солистка, кто-то покидал группу. Наше первое выступление состоялось в 1998 году, когда диакон Ненад Илич, организатор празднования 800-летия монастыря Хиландар, пригласил нас сыграть на нем. Тогда у группы еще не было названия, и мы приняли то, которое предложил отец диакон, – «Исконные» (так назывался журнал, который он тогда издавал). А через полгода появилось название «Белый холст». Конечно, новое имя благословил основатель группы отец Лазарь, «окрестив» нас им. – Расскажите что-нибудь об инструментах, которые вы используете. – Мой самый любимый инструмент – кавал. Кавал – духовой инструмент, с древней историей, может быть даже один из древнейших. Это длинная деревянная трубка без мундштука. Звук кавала удивительный. Его звучание сразу же создает атмосферу церковную, настраивает на молитву, даже когда на нем играют мирскую, нецерковную музыку. Техника игры на кавале особая, во многом близка той, которую использовала и византийская духовная музыка.

http://pravoslavie.ru/4768.html

Епископ Владикавказский и Аланский Герасим ЖМП 9 сентябрь 2022 /  21 сентября 2022 г. 13:00 Епископ Владикавказский и Аланский Герасим: «Сердце монаха всегда тянется в горы» К 1100-ЛЕТИЮ КРЕЩЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ — АЛАНИЯ В этом году в Северной Осетии отмечают значимый юбилей. Тысяча сто лет назад предки нынешних осетин — аланы приняли христианскую веру. И несмотря на две опустошительные волны завоеваний из Азии, сумели ее сохранить, сберегая таким образом свою национальную культуру и идентичность. Как сегодня живет Владикавказская епархия , какие приоритетные задачи решает ее правящий архиерей, в чем специфика миссионерской работы и какое значение уделяется образовательным проблемам, «Журналу Московской Патриархии» рассказал епископ Владикавказский и Аланский Герасим .  PDF-bepcuя. Год юбилея — Ваше Преосвященство, какое значение юбилей крещения Северной Осетии имеет для всей Русской Православной Церкви? — Владикавказская епархия — наследница Аланской кафедры, которая является древнейшей (не считая Крыма) в России. Когда-то ее каноническая территория простиралась гораздо дальше нынешних границ Северной Осетии, о чем свидетельствуют уцелевшие православные храмы в Карачаево-Черкессии, Кабардино-­Балкарии, Чечне и Ингушетии. Аланский народ принял христианство в первые десятилетия X века (917–922), при Патриархе Константинопольском Николае I Мистике. Территории, вошедшие в XVIII веке в состав России, были просвещены светом Христовой истины и благодаря влиянию византийской цивилизации приобщились к христианской культуре. Можно сказать, что Русская Православная Церковь в определенном смысле наследница духовного богатства средневековой Алании. Сегодня Северный Кавказ в общественном сознании традиционно связан с мусульманством. Но исследователи единодушны: исламизация Кавказа началась намного позже — в XVI–XVII веках, к тому времени христианство существовало здесь уже более пяти веков. И одна из задач нашего юбилея — донести эту мысль до людей. — Какое участие в торжествах примет Владикавказская епархия? Кто приглашен из высоких гостей?

http://e-vestnik.ru/church/episkop_vladi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010