Закрыть itemscope itemtype="" > Прекратить дискриминацию православного образования! 15.12.2012 428 Время на чтение 4 минуты 13 декабря 2012 года учащиеся московских православных гимназий вместе со своими родителями и преподавателями, православное молодежное движение «Георгиевцы!» провели шествие по Тверскому бульвару и митинг, на котором выступил директор гимназии «Радонеж» Михаил Тишков: Дорогие братья и сестры! Сегодня мы отмечаем день памяти св. апостола Андрея Первозванного. Есть церковное предание, которое говорит о том, что Апостол Андрей во время своей апостольской проповеди посетил нашу землю, и именно это событие таинственным промыслительным образом стало началом русской истории. Уже тогда Господь через своего посланника явил свой замысел о нашей земле и о нашем народе, которому суждено было стать восприемником, а затем и хранителем веры христианской - веры православной. Православная вера стала нашей национальной идеей, которая из разрозненных славянских племён образовала единый русский народ, построила русскую государственность, создала великую русскую культуру и написала в книге времён великую русскую историю. Она стала той главной духовной скрепой, на которой до сих пор держится единство нашего народа, и о дефиците которой в настоящее время сказал вчера президент в своём послании. Любой правитель и любая власть, считающие своей главной задачей сохранение и приумножение нашего народа и укрепление нашей государственности, должны прежде всего хранить и защищать русскую культуру и тот фундамент , на котором она стоит - православную веру и Русскую Православную Церковь. Именно они являются тем самым главным стержнем, вокруг которого формируется и на котором держится наша национальная идентичность, с потерей которой народ превращается в население, а нация в электорат. А главный инструмент, который сохраняет и передаёт новым поколениям национальную культуру - это национальная система образования, важнейшей задачей которой является формирование национальной идентичности.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/1...

Закрыть О Новом годе от Рождества Христова до Рождества Христова 04.01.2023 1091 Время на чтение 10 минут Обратите внимание, сейчас почти что закон моды говорить о традициях, причем еще и о духовных! Но когда начнешь касаться конкретных областей и связанных с ними традиционных установлений, то вся «любовь к традициям» быстро улетучивается. В Белоруссии (к слову, столь горячо защищаемое «ревнителями национальной традиционности» название «Беларусь» появилось на свет «в глубине веков» и «на заре традиций» – в 1990-е после распада СССР ) это противоречие очерчивается еще более искрометно и одновременно легко разгадывается: при всплеске «вышиванчатого» культа «национальной идентичности» (почти всегда в джинсах и с модным гаджетом) никто из «возрожденцев» и слова не произносит о возвращении правильного порядка празднования «Рождество Христово – Новый год» и соответствующего календаря, несмотря на то, что нынешний введен «клятыми большевиками». А всё почему? А всё потому, что большевики революционного пошиба были западниками и вводили они западный (а еще точнее – григорианско-католический) календарь. А «возрождаемые традиции» должны отнюдь не сбивать с «верного пути» западной цивилизации (в Белоруссии – шляхетской), а «гармонично их дополнять». Не должно укрыться от взора, что папа Григорий XIII, – отец Григорианского календаря, которым был замещен утвержденный святыми отцами на Вселенском соборе священный календарь юлианский, – является «знаковой» по мрачности фигурой для Христианства и особенно как раз для «исторической традиции» Белой Руси. Исчадие развратного XVI века позднего Ренессанса, Григорий XIII не был таким распутником и сибаритом, как его предшественники (такие как Александр VI или Лев X), что не помешало ему обзавестись внебрачным сыном. При этом он вел борьбу против возникшего протестантизма такими методами, после которого полная секуляризация Европы становилась делом уже неотвратимым: в частности, после кровавой резни гугенотов во Франции, когда за одну ночь (знаменитую Варфоломеевскую) было убито более 30 тысяч человек, восторженный «папа приказал отслужить благодарственный молебен». Одновременно данный папа стал ревностным покровителем иезуитов, при котором они превратились в могущественную общеевропейскую силу. Именно при Григории XIII энергия иезуитов начала перенаправляться с протестантов на православный мир, для его им была создана «Греческая коллегия для обучения духовенства, предназначенного для пастырской деятельности на территориях, находившихся под влиянием православной церкви» (то есть, для обращения изощренной ересью, ложью и насилием православных в католицизм).

http://ruskline.ru/opp/2022/01/03/o_novo...

Закрыть Славный день календаря – день провозглашения Российской Империи Византийское преемство является фундаментом и обоснованием современной Российской государственности 02.11.2021 822 Время на чтение 5 минут Фото: Из личного архива автора Празднование 300-летия провозглашения Российской Империи принципиально важно для того, чтобы раз и навсегда закрыть тему «молодого Российского государства» и его институтов, таких, как армия и спецслужбы, по либеральной версии, которым 30, по советской 100 лет. Исходя из «политической ереси» «молодого Российского государства», армии и спецслужбы США и Великобритании выглядят старше, умнее, опытнее… Социалистический Китай развивает и укрепляет фундаментальное положение о многотысячелетней и непрерывной китайской национальной истории, национальной идентичности и государственности. Президент Турции Реджеп Эрдоган поднял на щит наследие и возрождение Османской империи в качестве цели своего президентства. Поэтому, забывая и недооценивая свое имперское наследие, Россия проигрывает. Это великое наследие и правовое преемство, наряду с правопреемством СССР , должно быть закреплено и ключевых правовых документах Государства Российского, в том числе, в Конституции России. Следует отметить, что Российская Империя была провозглашена 4 ноября 1721 года, но создана гораздо раньше. Датой и вехами ее рождения и становления следует считать следующие даты. Брак русского царя Иоанна Третьего с наследницей престола Ромейских православных Императоров Софией Палеолог, которая передала России преемство и символику Ромейской Империи. Фактором правопреемства нынешнего Государства Российского от Православной Ромейской Империи является государственная символика РФ. Помазание в 1547 году святым московским митрополитом Макарием Иоанна Четвёртого на Царство и признание этого помазания, а русских царей — вселенскими базилевсами двумя Соборами Восточных Патриархов. Установление в 1589 году православным Царьградским Патриархом Иеремией Вторым Московского Патриаршества и указание в Установительной Грамоте Иеремии Второго Московского Патриархата как Престола «Третьего Рима», что закрепляет за Россией историческую миссию и смысл ее существования как Катехона, государства, охраняющего Истину Православия и побеждающего мировое зло, «тайну беззакония».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/11/02/sl...

Патриарх Кирилл о целях, принципах и критике предмета «Основах православной культуры» Должна ли школа воспитывать? Для чего нужна историческая память? в чем смысл составления родословных? Что ответить на критику «Основ православной культуры»? Почему мы так много говорим о прошлом? Почему в курсе ОПК нет полемики с другими религиями? 26 января, 2010 Должна ли школа воспитывать? Для чего нужна историческая память? в чем смысл составления родословных? Что ответить на критику «Основ православной культуры»? Почему мы так много говорим о прошлом? Почему в курсе ОПК нет полемики с другими религиями? В докладе на открытии XVIII Международных Рождественских чтений Святейший Патриарх Кирилл подробно рассказал о начинающемя эксперименте по преподаванию «Основ религиозных культур и светской этики». Патриарх разъяснил причины, по которым Церковь приветствует введение курса «Основ Православной культуры» и ответил на критику в адрес нового предмета. Введение основ религиозной культуры — принципиальный шаг воссоединения образования и воспитания Нынешний год в нашей стране пройдет, в частности, под знаком инициативы Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева, поддержанной всеми традиционными религиозными общинами нашей страны. Я говорю о начинающемся с 2010 года преподавании в средних образовательных учебных заведениях России Основ духовной культуры и светской этики. Это принципиально важный шаг на пути долгожданного воссоединения образовательного и воспитательного процессов в контексте школьного обучения. Тем самым закладывается краеугольный камень в систему преемственной передачи подрастающим поколениям ключевых представлений о нашей национальной идентичности. В рамках школы процесс целенаправленного и ответственного формирования из сегодняшних школьников достойных граждан России приобретает качественно новый импульс. Хотел бы от имени присутствующих здесь, а также огромного множества других людей, которых неспособен был бы вместить никакой зал, выразить особую признательность политическому руководству страны за проявленное понимание важности приобщения молодого поколения к основам нашей национальной духовно-нравственной и культурно-исторической традиции.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-o-cely...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_97757.html 06 ноября 2012 Митрополит Иларион (Алфеев) Вера против смуты Источник:  http://www.rg.ru/Российская газета Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы корреспондента " Российской газеты " (федеральный выпуск 5928 (255) от 6 ноября 2012 года). – Владыка, сегодня мы празднуем День народного единства, какой актуальный смысл приобретает этот праздник в современной истории России? – Сегодня наша страна, впрочем, как и большинство стран мира, стоят перед самыми разными вызовами и угрозами, среди которых нужно назвать экономический кризис, межнациональные конфликты и противостояния, социальную напряженность. История неоднократно свидетельствовала, что преодолеть испытания возможно только сообща. День народного единства должен, на мой взгляд, утвердить в каждом из нас понимание того, что мы являемся единым народом с общими историческими корнями и общим будущим. Россия – наша общая Родина, и ее судьба зависит от каждого из нас. Конец XVI – начало XVII столетия известны в отечественной истории как Смутное время. В те лихие годы страна подверглась иностранному вторжению. Однако благодаря способности консолидировать духовные и человеческие силы нашему народу удалось отстоять государственный суверенитет и собственную религиозную идентичность. Люди разных сословий, веры и национальностей сплотились, чтобы защитить право жить согласно традициям и заветам своих предков. Единый народный порыв прекратил братоубийственное противостояние и Смуту, положив начало возрождению и укреплению исторической Руси. Празднование Казанской иконе Пресвятой Богородицы, связанное со свержением четыре столетия назад иностранного владычества, а потому ставшее и Днем народного единства, с тех пор символизируют идею национального согласия. – В этом году одним из самых интересных международных событий в жизни Русской Православной Церкви был августовский визит Святейшего Патриарха Кирилла в Польшу, названный переломным. Как Вы считаете, удается ли народам и Церквам России и Польши подняться над мелкими и крупными политическими и историческим обидами и найти путь к прощению и примирению?

http://religare.ru/2_97757_1_21.html

     На днях отмечалась годовщина принятия Советом Народных Комиссаров «Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви». Для антиклерикалов это повод еще раз произнести кодовую фразу, по которой они опознают друг друга — «Церковь слилась с государством», и более или менее явно обозначить свое преемство с Совнаркомом, преемство, которого некоторые стесняются, некоторые — нет. Для многих других — возможность поговорить об отношениях Церкви и государства вообще. Церковь же в эти дни празднует Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской — людей, которые были убиты или подвергнуты преследованиям за свою веру именно той самой властью, которая выпустила упомянутый декрет. Трагические страницы истории нашей страны требуют своего осмысления — и тут стоит отметить некоторые благонамеренные, но нельзя сказать, чтобы мудрые попытки преуменьшить серьезность и масштабы гонений, которым русская Церковь подверглась в ХХ веке. Люди, которые предпринимают эти попытки, хотят, как лучше. «Политика памяти» в Восточной Европе — да и не только — это политика использования старых обид для возгревания сегодняшней ненависти. Это политика выстраивания идентичности «от противного», сплочения от общего исторического врага, так, что на вопрос «а кто мы такие и что у нас общего?» люди получают готовый ответ — «мы люди, жестоко пострадавшие от такого-то врага». Враг для сплочения нации, естественно, избирается из числа соседей. А поскольку в любых соседских отношениях за века накопилось много примеров горьких обид и несправедливостей, на них можно, немного добавив и приукрасив, выстроить рассказ о многовековой борьбе нас, прекрасных эльфов, с ними, гнусными орками. Любые исторические трагедии и преступления активно эксплуатируются для формирования такого «мы против них» мифа, который является дешевым, эффективным, но, в среднесрочной перспективе, разрушительным средством национального сплочения. История гонений на Церковь — а эти гонения по своим масштабам и целям вполне подпадают под международно принятое определение геноцида, является одной из громадных исторических трагедий ХХ века. Это не было преступлением одной нации против другой — и их невозможно в таком виде перетолковать. Это было проявлением идеологического конфликта внутри одной страны.

http://pravoslavie.ru/110551.html

     - Отец Роман, Вы в одиночестве живете на острове посреди болот... Многие подвижники искали уединения, чтобы затем вернуться в мир или из своего уединения обратиться к живущим в миру. Духовники говорили, что место само по себе не спасает. Но всё же: посоветуете ли Вы людям, живущим в духовно загрязненных больших городах, хотя бы время от времени оставлять мегаполисы, искать на природе духовного очищения в молитве и физического оздоровления? При этом, конечно, нужно прославлять не природу, как это насаждает современная экологическая культура, а её Творца. - Место не спасает. Всюду можно подвизаться или погибать. Всё зависит от того - с Богом или без Бога живёт человек. Конечно же, общение с природой необходимо, ибо она последняя нить, связывающая человека с Творцом. Город ведёт к внешнему, природа помогает вернуться к внутреннему миру, туда, где Царство Божие. Знаю многих людей, которые через красоту Божьего мира пришли к Творцу. - Когда Вы рассказывали, как во время искушения оставить монастырь отец Николай Гурьянов утешил Вас тем, что спел русскую народную песню, я вспомнил историю одного серба. Он жил в Западной Европе и был неверующим. Живя в чужой стране, он впал в глубокий духовный кризис, но однажды услышал сербскую народную песню - и это принесло его душе большое облегчение. Сегодня, когда на каждом шагу звучит разрушительная рок- и поп-музыка, когда она во всех СМИ, на улицах и в магазинах, насколько важно сохранить народную музыку? Пусть это не всегда путь к духовности, но всё же она определяет культурную и национальную идентичность человека? - Всё лучшее - и в Сербии, и в России - пришло из народа. Пословицы, поговорки, народные песни, сам язык - неисчерпаемый источник родниковой воды. В трудные годы богоборчества народ сохранил главное - Веру. Народные корни и Православная Вера хранят народ от потери тождественности самому себе, не давая ему стать пищей антихриста, растворившись в вавилонском смешении. - Духовное пробуждение России сегодня поистине чудесно и величественно. Мы помним, как в советские времена Церковь не могла издавать никакие книги - только богослужебные и Библию. В то время любой духовный импульс был очень важен. Насколько Ваши песни и духовная музыка вообще повлияли на духовное пробуждение России? Я думаю, что для современного человека очень важен первый импульс: духовная песня, книга или разговор. Это помогает ему сделать первый шаг к Церкви, которая есть корабль спасения - а после первого шага уже легче, хотя, конечно, духовная жизнь легкой не бывает.

http://pravoslavie.ru/97343.html

  разделы   рассылка  распечатать ИА " Росбалт " : Алексей Левченко. " Россию спасут православные политики " . (Интервью с одним из учредителей Корпорации православного действия Станиславом Белковским) Источник:  За продвижение идей Православия в качестве государственной идеологии России теперь взялись не только партия «Родина» и представители Русской православной церкви (РПЦ), но и политологи. Новую структуру «Корпорация православного действия» (КПД) создал президент Института национальной стратегии Станислав Белковский. В организацию вошли также видные представители РПЦ. КПД намерены выявлять политиков православной ориентации и всячески их поощрять, чтобы сформировать новую политическую и деловую элиту. Белковский объяснил корреспонденту «Росбалта», что таков русский ответ американской идеологии рынка.   — Станислав Александрович, вы всерьез собираетесь возродить идеологию середины XIX века «Самодержавие, православие, народность»? А Путин видится вам Николаем Первым? — Я не стал бы примитивизировать постановку задачи. В той или иной мере формирование государственной идеологии, опирающейся на знаменитую уваровскую триаду, есть залог выживания России в перспективе ближайших 15-25 лет. Президентские полномочия же Владимира Путина истекают в 2008 году. Это зрелый политик с хорошо понятной идеологией, и видеть его иным, нежели он есть на самом деле, было бы непростительной наивностью. — Вы говорите о необходимости формирования православной элиты России. Кто те политики и бизнесмены, из которых вы предлагаете ее создать? Это попытка сформировать некую новую аристократию? — Элита 1990-х годов была носителем вполне внятной, целостной идеологии и, соответственно, программы трансформации России. А именно — превращения России в провинцию Великой Америки. Все, что хорошо для Америки, хорошо для России, — таков базовый тезис элиты минувшего десятилетия. Мы же считаем, что Россия должна отстоять свою цивилизационно-культурную идентичность, которую, кстати, признавали крупнейшие мыслители XX века. Соответственно этой цели может и должен быть сформулирован новый национальный проект, в отсутствие которого страна не дотянет до 2025 года. Как и у американского проекта 1990-х, у этого проекта должны быть а) идеологическая и смысловая основы; б) национальная элита как носитель проекта. Мы исходим из того, что Россия — страна православная, Православие сыграло огромную роль в формировании облика нашей страны, нашего народа. Следовательно, новый проект может возникнуть только на базе Православия. А Русская Православная Церковь и находящиеся в ее орбите светские институции станут центрами кристаллизации новой элиты. Об аристократии здесь речь не идет; «элита» и «аристократия», как вы, вероятно, знаете, отнюдь не синонимы.

http://religare.ru/2_10083.html

  ОБЩЕСТВО   То, что срамом слыло – стало славою; то, что славой было – оплевано Парламентская Ассамблея Совета Европы проголосовала за гонения на Церковь Иван Леонов   Не стоит думать, что, когда падают нравы – виноват во всем только политический режим или усматривать за этим происки только внешних сил. Во многом вина лежит на нас. Процент тех, кто проталкивает систему ювенальной юстиции, закон о репродуктивном здоровье, о фактической легализации порнопродукции и проч., пренебрежимо мал по сравнению с теми, кто противостоит им. Но несопоставимо выше доля тех, кто равнодушен, или, как теперь принято говорить, толерантен – таких большинство. Они глазами смотря и не видят, слушают и не слышат. Да, в стране большинство составляют те, кому сиюминутные заботы не позволяют оглядеться по сторонам и задуматься о дне грядущем. Такова трагическая реальность и непростительно закрывать на это глаза. Наша жизнь давно похожа на трассу слалома, по которой мы мчимся в жизнерадостной атмосфере, беззаботно улыбаясь, все дальше и дальше удаляясь от вершины – нашей национальной идентичности, традиций, культуры, обычаев, нравственности, семейных устоев, которые более тысячи лет были цементом, скрепляющим нашу государственность, не замечая, что впереди у нас бездна, которую мы не видим лишь по легкомыслию. Свобода от греха объединяет людей, а свобода для греха - людей только разобщает. Вот тогда народ заменяется населением, а общество атомизируется, распадается и, в конце концов, народ исчезает с исторической арены. Грех «ни нациям, доселе никогда, ни личностям с рук даром не сходил». Закон воздаяния действует так же непреложно, как закон земного притяжения В своем выступлении на сессии ПАСЕ в октябре 2007 г. Патриарх Алексий II говорил о губительном для европейской цивилизации разрыве взаимосвязи нравственности и прав человека, отстаивание которых используется для оправдания нравственного упадка. Главная мысль Патриарха заключалась в том, что мораль и нравственность важнее прав человека. Его слова были услышаны и сделаны соответствующие выводы.

http://moral.ru/PACE.html

архимандрит Сильвестр (Лукашенко) Введение Как известно, 2021 год объявлен в России годом Александра Невского. Это дает основание не только для соответствующих обращений к истории, но и для осмысления через призму его образа актуальных вызовов современности. И то, что именно Александр Невский победил в 2008 году в телевизионном конкурсе «Имя России», имеет принципиальное значение в понимании преемственной связи российской истории. Александр Невский имел огромную популярность и в Московском царстве, и в Российской империи, и в СССР. При Иване Грозном он был канонизирован как святой, и началось его широкое прославление. При Петре I мощи князя были перевезены в Санкт-Петербург и установлены в Александро-Невском Свято-Троицком монастыре, что служило исторической параллелью с новой победой, одержанной над Швецией. Ордена Александра Невского были учреждены и в Российской империи, и в СССР, и в Российской Федерации. Фильм «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна и Дмитрия Васильева являлся одним из главных советских киношедевров и служил значимым мотиватором патриотического воспитания в СССР. Какие же смысловые ассоциации применительно ко дню сегодняшнему дает фигура Александра Невского? Во-первых, это героика воинского служения, ратная слава России. Во-вторых, превосходство духовного начала над физической мощью, выражаемое формулой «не в силе Бог , а в правде». В-третьих, контрзападный стратегический выбор, сохранение цивилизпционной идентичности при политической ориентации на Восток. Именно третья составляющая стала ведущей темой в данной книге. Проведенный анализ позволил сделать вывод об участии Александра Невского в большой стратегической игре XIII столетия, в рамках которой шла борьба различных религиозных проектов за доминирование. Александр Невский – имя России... Казалось, этим одним уже все сказано. Символ российской государственности, национальный герой России. Победа над шведами в битве на Неве, победа над немецкими рыцарями в битве на Чудском озере, отказ принимать латинскую веру, дипломатическое сдерживание от набегов татар – канва раскрытия исторического образа выстроена давно. При скудости источников, относимых к XIII столетию, непосредственно к биографии Александра Невского, на первый взгляд, добавить что-то вряд ли возможно. Но при дефиците текстов много нового может дать обращение к историческому контексту. Сам текст при применении методики контекстуализации может обнаружить новые неакцентированные смыслы. Такой методологический прием предлагается применить в представляемой книге к фигуре Александра Невского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010