" Се творю все новое " , скажет эта Любовь в конце исторического процесса, согласно автору " Откровения " . Павел увидел то, что Иоанн увидел: безмерную, открывшуюся в Сыне Любовь Божию, как основу всего. И в этом откровении и есть христианство - всегда, везде, у всех, поскольку оно остается христианством. Захваченность любовью Божией, раскрывшейся в Сыне. Но, конечно, это же в значительной степени мы имеем во многих повествованиях и эпизодах и первых трех Евангелий. Уже вступительные слова Ев. от Марка подчеркивают это необычайное, разрывающее наши обычные жизненные нормы Присутствие: " Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия. Как сказано у Исайи пророка: Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою " . Этот Ангел, посланный Богом, должен уготовать путь перед Грядущим в мир. Этот провозвестник - Иоанн Креститель, величайший пророк в духе древних пророков. И что же? Он сам говорит и свидетельствует: " Идет за мною Тот, Кто сильнее меня. Я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его " . Вот в каком духе понимает Марк - вслед за Иоанном Крестителем — личность Иисуса за несколько строк до появления Его в Евангелии. Да и все это Евангелие, вся эта благая весть есть Евангелие Его и о Нем: " Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия " . Неотразимая, души покоряющая мощь Его присутствия с особой силой выступает, напр., в описании в той же первой главе Марка дня чудотворений и исцелений, проведенного Иисусом в Капернауме после призвания учеников. Ев. от Луки и от Матфея также пронизаны этим ощущением некоего превозмогающего Присутствия. " Выйди от меня, Господи, ибо я - человек грешный " , восклицает Петр в рассказе о чудесном лове рыб (Лк 5). Особенно поразительны встречи кающихся грешников с Иисусом — женщины-грешницы, которая омыла ноги Его своими слезами и покрыла лобзаниями своими и облила драгоценным миром; Закхея мытаря, встречающего Его у порога дома своего и с этого момента начинающего новую жизнь и т. д. Чувствуется безмерность прощающего снисхождения, величие в милосердии и кротости. Напр., в словах, заканчивающих эту изумительную 11-ую гл. Ев. от Матфея (полную указаний на превосходящее, превозмогающее Присутствие): " Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас... " А это чувство Присутствия, раскрывшееся ученикам в Эммаусе после того, как Он " узнан был ими в преломлении хлеба " (Лк 24. 35). Можно с большой определенностью говорить о мистическом опыте, мистических встречах учеников со своим Господом, запечатленных на страницах первых трех - синоптических - Евангелий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что–либо нечистым, тому нечисто. Если же за пищу, замечает Апостол, огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь; не губи твоей пищей того, за кого Христос умер... Ради пищи не разрушай дела Божия: все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн; лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» ( Рим. 14:1–21 ). Таким образом, и здесь св. Апостол, не говорит о ненужности христианских постов, а преподает учение о безразличии для спасения принятия того или иного рода пищи; причем замечает, что если пища, напр., мясо, соблазняет кого–либо, то, чтобы не губить немощных, лучше не есть мяса. Что касается ссылки сектантов на те места св. Писания, где говорится о свободе христианской, которая не совместима будто бы с соблюдением постов ( Гал. 5:1 ; 2Кор. 3:17  и др.), то нужно помнить и такие слова ап. Павла, который сказал о себе: «не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего?» ( 1Кор. 9:1 ), далее говорит: «все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает» (10:23); а в той же главе послания к Галатам Апостол так наставляет христиан: «к свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти; но любовью служите друг другу» (5:13). Св. Апостол тоже был свободен, видел Господа Иисуса, но сам постился, показывая этим пример другим верующим соблюдать посты, о чем уже говорилось выше (см. п. 2–й). 6) Если поститься, говорят некоторые сектанты, то нужно известное время совсем не есть ничего, а не делать различия в постной и скоромной пище и не назначать известные дни или времена для постов; напр., среду, пятницу, Успенский, Рождественский, Великий и Петров посты; тем более, что для этого нет нигде в Писании никакого основания. 6) Св. Церковь не возбраняет каждому отдельно из верующих, постясь, совершенно воздерживаться возможное время от всякой пищи.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Эта благодать принадлежит, напр., Апостольскому служению: «И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями». И благодать эта дана на строение всей общины; «для созидания Тела Христова; доколе все придем в единство веры и познание Сына Божия, в мужа совершенного». (Гл. 4, 11, 13). Можно ли выразить более ясно словами, что Бог желает высочайшей святости всей видимой Церкви, и дал каждому члену ее благодать для достижения этого. Далее, (4:17) Апостол начинает предостерегать Ефесян против грехов того языческого состояния, из которого они только что вышли. Но обратим внимание, на каких основаниях Апостол просил их отложить прежние грехи свои. Он представляет им общее участие их в благодати Божественного Главы их, как причину, по которой они должны окончательно отложить грехи их ветхого естества. «Посему я говорю», т.е. потому, что я только что говорил об Одной Главе таинственного Тела, от которого все целое получает приращение, по причине этою, «я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего... отчуждены от жизни Божией... отложите прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях». Здесь Апостол переходит к описанию грехов их прежнего состояния, которые они должны были отложить: «Посему, отвергнувши ложь, говорите истину каждому ближнему своему, потому что мы члены друг другу», т.е. во Христе. «Кто крал, вперед не кради». «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших». «И не оскорбляйте Св. Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупление». Во всей главе нет даже намека на какое-либо ограничение: считается не требующим подтверждение, что все в известном смысле общники Духа, ибо все они члены Христа. Рассмотрение 5-й главы приводит к такому же выводу. Люди, к которым обращается Апостол, «возлюбленные чада Божии», они «свет в Господе», и потому, что они «чада» и «свет», то у них не должны даже именоваться такие тяжкие и смертные грехи, как блуд, сквернословие и всякая нечистота.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Ни греческий перевод, ни более поздняя редакция второго Евангелия не смогли окончательно скрыть его арам. истоков. Похоже, что Марк, набросив на арам. речь Петра (мы склоняемся к тому, что никогда не существовал в письменном виде, но только «в устах» Петра) покров греч. койне, не очень заботился о том, чтобы разгладить образовавшиеся складки. Вероятно, все эти языковые «неровности», сквозь которые проглядывала живая и незатейливая речь его великого учителя, значили для Марка гораздо больше, чем нивелирующая правильность греч. стилистики. [Ср. «Марк, будучи переводчиком Петра, как запомнил, в точности записал... Заботился он только об одном, чтобы ничего не пропустить и не передать неверно» (Папий)]. Вспомним также, что Мк не только переводчик, но и «сын» Петра ( 1Пет.5:13 )]. Примеры грамматических арамеизмов были разобраны нами в главе 6.1. Здесь мы хотим обратить внимание на речевые особенности арам. проповеди Петра, которые можно расслышать в частом употреблении некоторых характерных для арам. слов и в наличии определённых черт, присущих разговорной речи. (а) Употребление наречия πλιν опять, снова. # 150 ( Мф.12:9 ) Он пришёл в синагогу их И Он вошёл опять в синагогу. И призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте. И призвав опять народ, говорил им: послушайте Меня все и уразумейте. И оставив их, Он И оставив их, Он опять сел в лодку и отбыл на другую сторону. отошёл. ... ушёл Он из Галилеи и пришел в область Иудеи по ту сторону Иордана. И последовало за Ним много народа, и Он исцелил их там. ... и приходит Он в область Иудеи по ту сторону Иордана, и опять собирается к Нему народ, и, по Своему обыкновению, Он опять учил их И первосвященник сказал Ему. Опять первосвященник спрашивал Его и говорит Ему. Немного же спустя подошли стоявшие и сказали Петру. И спустя немного, опять присутствующие говорили Петру. Тогда говорит Ему Пилат. Пилат же опять спросил Его. И, отвечая, правитель сказал им. Пилат опять , отвечая, сказал им. Примеры можно продолжить. Слово πλιν встречается в тексте Мк 28 раз (у Мф – 17). В научной литературе 32 уже отмечалась связь греч. πλιν у Мк с арам. наречием () опять, снова, ещё, более, которое может принимать значение присоединительного/вводного союзного наречия затем, далее, же, напр.:

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

Мф.13:30 .  И свяжите их в снопы... Свяжите их друг с другом. Слова эти показывают, что соучаствующие в каком-либо грехе понесут и общее наказание, и вместе подвергнутся мщению. Мф.13:30 .  Яко сожещи я: а пшеницу соберите в житницу мою. ...чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою. Подобным же образом и Креститель угрожал саддукеям и фарисеям (в третьей главе), говоря о Христе, что Он «соберет пшеницу Свою в житницу, плевы же сожжет огнем негасающим». Найди там, что называет сожжением и плевелами; излишне было бы раз истолкованное вторично толковать таким же образом. Мф.13:31 .  Ину притчу предложи им, глаголя: подобно есть Царствие Небесное зерну горушичну, еже взем человек всея на селе своем... Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем... (Зерну горчичному уподобил проповедь (евангельскую): малозаметная и простая по выражению, она настолько возросла, что и аттическая, возбуждавшая удивление своими умствованиями, философия греков была закрыта величием выраженного просто Евангелия). Царством Небесным здесь называет учение ( λογος ) веры, как залог Царства Небесного. Уподобляет же его зерну горчичному, потому что оно сеялось в кратких и немногих словах, так как ученики вначале не могли вместить большего. Поэтому и пророк некогда назвал его сокращенным словом ( Ис.10:23 ). Но будучи возделано, оно возрастает напоением Божественного Духа, превосходит всякое другое учение и является выше всех. Этою притчею Господь предсказывает возрастание проповеди (евангельской). О человеке сеявшем и поле мы сказали уже в предыдущей притче. Полем называется мир и по той еще причине, что в нем сеется и возделывается разумное семя. Притча обозначает и рассказ: «положил еси нас в притчу во языцех» ( Пс.43:15 ), «Ты сделал нас притчею между народами»; иногда – загадочную речь: «уразумеет же притчу и темное слово» ( Прит.1:6 ), «разуметь притчу и замысловатую речь»; и – подобие, как предлагаемые здесь притчи; кроме того – иносказательную речь: «Сыне человечь, повеждь повесть и рцы притчу на дом Израилев… орел великий, великокрилый», называя орлом царя ассирийского ( Иез.17:2–3 ), «Сын человеческий, предложи загадку и скажи притчу к дому Израилеву… большой орел с большими крыльями…»; наконец – означает и образ, когда, напр., ап. Павел ( Евр.11:19 ) говорит об Аврааме, что он, приняв обетования, принес в жертву своего единородного сына; «темже того и в притче прият», т.е. в образе…

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Мф.13:30. И свяжите их в снопы.    Свяжите их друг с другом. Слова эти показывают, что соучаствующие в каком-либо грехе понесут и общее наказание, и вместе подвергнутся мщению. Мф.13:30. Яко сожещи я: а пшеницу соберите в житницу мою.чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою».    Подобным же образом и Креститель угрожал саддукеям и фарисеям (в третьей главе), говоря о Христе, что Он «соберет пшеницу Свою в житницу, плевы же сожжет огнем негасающим». Найди там, что называет сожжением и плевелами; излишне было бы раз истолкованное вторично толковать таким же образом. Мф.13:31. Ину притчу предложи им, глаголя: подобно есть Царствие Небесное зерну горушичну, еже взем человек всея на селе своем.Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем,    (Зерну горчичному уподобил проповедь (евангельскую): малозаметная и простая по выражению, она настолько возросла, что и аттическая, возбуждавшая удивление своими умствованиями, философия греков была закрыта величием выраженного просто Евангелия).    Царством Небесным здесь называет учение (λογος ) веры, как залог Царства Небесного. Уподобляет же его зерну горчичному, потому что оно сеялось в кратких и немногих словах, так как ученики вначале не могли вместить большего. Поэтому и пророк некогда назвал его сокращенным словом (Ис. 10:23). Но будучи возделано, оно возрастает напоением Божественного Духа, превосходит всякое другое учение и является выше всех. Этою притчею Господь предсказывает возрастание проповеди (евангельской). О человеке сеявшем и поле мы сказали уже в предыдущей притче. Полем называется мир и по той еще причине, что в нем сеется и возделывается разумное семя.    Притча обозначает и рассказ: «положил еси нас в притчу во языцех» (Пс. 43:15);Ты сделал нас притчею между народами.    иногда — загадочную речь: «уразумеет же притчу и темное слово» (Прит. 1:6);разуметь притчу и замысловатую речь.    и — подобие, как предлагаемые здесь притчи; кроме того — иносказательную речь: «Сыне человечь, повеждь повесть и рцы притчу на дом Израилев… орел великий, великокрилый»…, называя орлом царя ассирийского (Иез. 17:2, З);Сын человеческий, предложи загадку и скажи притчу к дому Израилеву… большой орел с большими крыльями… наконец — означает и образ, когда, напр. ап. Павел (Евр:11, 19) говорит об Аврааме, что он, приняв обетования, принес в жертву своего единородного сына; «темже того и в притче прият», т.е. в образе…

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Сектант 4) Ап. Павел отвергает Предание и тогда, когда говорит Коринфянам, чтобы они научились «не мудрствовать сверх того, что написано» ( 1Кор. 4:6 ). Объяснения православного 4) Здесь речь совсем не о св. Предании, а о тех партиях и разделениях, какие появились среди Коринфян ( 1Кор. 1:10 ): одни из них называли себя учениками ап. Павла, чем особенно гордились, другие хвалились, что они ученики Аполлоса, третьи, – что они ученики Петра ( 1Кор. 1:11–15 ). Апостол и пишет им, чтобы они не гордились и не мудрствовали сверх того, что им написано раньше, в первой главе послания (ст. 31): «чтобы было как написано: хвалящийся хвались Господом» ( Иер. 9:24 ), а не тем, что он – Павлов или Аполлосов или Петров, «ибо когда один говорит: я Павлов, а другой: я Аполлосов, то не плотские ли вы? Кто Павел? Кто Аполлос? они только служители, через которых вы уверовали и притом поскольку каждому дал Христос» (3:4–5). Сектант 5) Сам ап. Павел запрещает предания, называя их «баснями»: «Отходя в Македонию, пишет он Тимофею, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались баснями и родословиями, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере» ( 1Тим. 1:3–4 ). «По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере, не внимая иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины» ( Тит. 1:3–4 ). Объяснения православного 5) Под «иудейскими баснями» ап. Павел разумеет, конечно, не апостольское Предание, а те талмудические толкования Моисеева закона и фарисейские обычаи, которые были распространены среди иудеев его времени, – напр., омовение рук, чаш, кружек, котлов и скамей ( Мк. 7:3–4 ), запрещение входить в дом и есть не только с язычниками ( Ин. 18:28 ; Деян. 10:28 ), но и самарянами ( Ин. 4:11 ), ложное понимание о святости храма и дара Богу ( Мф. 23 гл. и 15:5–6) и т. п. Под «родословиями» же разумеются те языческие учения об эонах и происхождении от них мира, о которых была речь выше (п. 3–й) и о коих ап. Павел пишет еще в послании к Титу, говоря: «глупых же состязаний, и родословий, и споров, и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны» (гл. 3:9).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

6 . Голос говорит: возвещай! И сказал: что мне возвещать? Всякая плоть – трава, и вся красота ее – как цвет полевой. 7 . Засыхает трава, увядает цвет, когда дунет на него дуновение Господа: так и народ – трава. 8 . Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно. Голос Господень говорит Исаии „возвещай!“ Пророк спрашивает: что ему говорить? Ответ на вопрос этот начинается с стиха 9-го: „Взойди на высокую гору“.... Все же мысли, изложенные в ст. 6–8, суть мысли пророка 1319 , внушаемые ему благодатию Духа Святого, но излагаемые от его лица (ср. ст. 8), и даже принадлежат, как думают некоторые (напр. Шмидер), тому, кто назвал себя „Гласом вопиющего в пустыне“, тому, кто должен был быть предвестником появления Мессии. Кто бы ни разумелся под этим лицом, оно говорит по повелению Господню и напоминает человеку, что земная жизнь его скоропреходяща, что она подобна полевой траве 1320 , „которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь“ 1321 . Но такова же жизнь и целых народов 1322 : и они живут и цветут, пока Господь сохраняет их, но и им настает конец. Таково значение, даваемое стихам 6–8 почти всеми комментаторами. Но мы не хотим обойти молчанием другого взгляда (Кей), который видит действие благодати Божией, умерщвляющей грех, чтобы „смертное поглощено было жизнью“ 1323 , и умерщвляющей плоть, дабы „слово Божие пребывало во век,“-как говорит пророк в ст. 8. Следующие стихи прямо указывают уже на церковь Христову. Ей подобает не пророчествовать о Мессии, а благовествовать. 9 . Взойди на высокую гору, благовествующий Сион! возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалим! возвысь, не бойся; скажи городам Иудейским: вот Бог ваш! Пророк спрашивал: что мне возвещать? Глас Духа Святого приказывает ему говорить то, что Он влагает ему в уста. Пророк не может знать всего будущего, но он благодатию Божиею говорит будущей Церкви Христовой. Ей повелевает Господь устами пророка не умолчать, а вопиять на весь мир о спасении человечества: „шедше научите вся языки! “ „Не бойся малое стадо! ибо Отец благоволил дать вам царство“ 1324 . Духовный Сион, духовный Иерусалим стали во главе гор 1325 : с нравственной высоты их исходит проповедь, благовествующая о спасении всякого человека-и Иудея и язычника 1326 , потому они и названы „благовествующий Сион“, „благовествующий Иерусалим“, ибо „спасение от Иудеев“; но „настанет день, когда истинные поклонники (везде, не в одном Иерусалиме) будут покланяться Отцу в духе и истине“ 1327 . От Иерусалима и Сиона исходит проповедь, обнимающая все страны мира и продолжающаяся до сего дня, ибо „слово Бога нашего пребудет вечно!“ Начинается проповедь с городов Иудиных: „скажи городам Иудиным: вот Бог ваш!“ Но, как говорит Евангелист Иоанн ( Ин. 1:11 ): „Он пришел к своим, и свои Его не приняли“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Павла, который начал писать послание только с 53 года. Ясно, что Тимофей был научен вере больше устной проповедью ап. Павла, что видно из предыдущего 14–го стиха: «А ты пребывай в том, в чем научен, и что тебе вверено, зная, кем ты научен», говорит ап. Павел, а потом добавляет «притом же (т. е. при устном научении Апостола) ты из детства знаешь св. Писания» (конечно, ветхозаветные). Слово «притом» указывает, что ветхозаветное Писание, говорившее так много о Мессии–Христе, только помогало Тимофею еще более умудрить себя в учении, преподанном ему ап. Павлом устной проповедью. Таким образом приведенное сектантом место говорит лишь о пользе Св. Писания, и только, ибо в первом послании к тому же Тимофею Апостол пишет «О, Тимофей! Храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословь лжеименного знания» (6:20), а во втором послании учит: «Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верой и любовью во Христе Иисусе» (1:13) «и что слышал от меня, при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2:2). Сектант 10) Довольно, говорят сектанты, изучать одно Писание, чтобы правильно веровать во Христа, как это делали, напр., Верийцы: «Здешние (Верийцы) были благосмысленнее Фессалоникийских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так» ( Деян. 17:11 ). Объяснения православного 10) Приводимое сектантами место из Деяний не оправдывает, а обличает сектантов, не признающих устного учения, или Предания св. Апостолов. В этой главе Деяний говорится о том, что, когда Фессалоникийцы возмутились проповедью ап. Павла и Силы, то последние, опасаясь от них насилия, ушли ночью в Верию, где в синагоге и начали проповедь о Христе. Верийские иудеи оказались благосмысленнее Фессалоникийских: они «приняли слово», т. е. устную проповедь , или предание, ап. Павла, проверяя ее ветхозаветным Писанием, а не отвергли ее, как неблагомысленно ее отвергают, подобно Фессалоникийцам, наши сектанты. Сектант 11) Достаточно для научения в вере и одного св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Скорее апостол хочет сказать, что наша вера, символом которой является крещение, соединяет нас с самим Христовым погребением. Зачем здесь это упоминание о погребении Христа? В одном из своих посланий Павел включает погребение Христа в ряд важнейших событий Евангелия, которое он благовествует: «Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был и что воскрес в третий день, по Писанию» ( 1Кор. 15:3,4 ; ср. также: Кол. 2:12 ). Здесь, в гл. 6, Павел утверждает, что верующие соединяются с Христом таким образом, что сами переживают каждое из этих событий: мы «умерли с Христом» (8; ср.: 3–6); мы «погреблись с Ним» (4); мы «жить будем с Ним» (8; ср.: 4,5). Это реальное единение с важнейшими искупительными событиями и ставит христиан в иные отношения с силой греха. Итак, нам становится ясно, в каком направлении движется мысль Павла: так как смерть Христа была смертью для греха (10), наше соединение с Ним в Его смерти (3–6) означает, что мы тоже «умерли для греха» (2). Как явствует из ст. 4, крещение есть способ (греч. did), посредством которого мы участвуем в этих событиях. Некоторые исследователи считают, что Павел говорит здесь о «духовном» крещении, но это маловероятно. Скорее Павел использует водное крещение как концентрированное выражение христианского опыта первоначального обращения. Новый Завет постоянно говорит о крещении как об основе обращения (см., напр.: Деян. 2:38 ; 1Пет. 3:21 ). Это не означает, что крещение само по себе обладает силой обращать в веру или соединять нас с Христом. Только в соединении с истинной верой оно обладает каким бы то ни было смыслом, и из того, что Павел говорил в гл. 1–5, со всей очевидностью следует, что именно вера в конечном счете имеет решающее значение. (О крещении в Новом Завете и, в частности, в этой главе, см.: Beasley–Murrey G. R. Baptism in the New Testament [Eardmans, 1962].) Наше соединение с Христом в смерти и погребении означает, что и нам ходить в обновленной жизни (4б).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010