17; 15. 3; 16. 7; 19. 6; 21. 22; ср.: 1. 8). Оно тоже связано с Именем Божиим, будучи переводом расширенной формы Божественной тетраграммы  :       (Господь Бог множеств) (напр.: 2 Цар 5. 10; Иер 5. 14; Ос 12. 5; Ам 3. 13; 4. 13 - во всех этих случаях в синодальном переводе «Господь Бог Саваоф»). (Это Имя понималось и иначе. Напр., «в буквальном переводе имя это значит: Господь сил» ( Феофан (Быстров). 1905. С. 213); этот образ (Бог множеств) «изображает Бога воином, главнокомандующим небесных воинств, т. е. ангельской армии в Священной Войне» ( Гиблин. 1993. С. 40)). Формула указывает на бесспорную власть Яхве над миром, а потому и на Его господство над ходом истории. Иоанн использует это Имя в И. Б. О., чтобы показать, что он продолжатель пророческой веры в Бога. Греческое Παντοκρτωρ (лат. Omnipotens - Всемогущий) говорит не столько об абстрактном всемогуществе Бога, сколько о Его реальной власти над всем тварным миром («Вседержитель»). V. «Сидящий на престоле» ( καθμενος π τ θρν (или π το θρνου)) - 4-е и последнее важное наименование Бога в И. Б. О. В такой форме оно встречается 7 раз (Откр 4. 9; 5. 1, 7, 13; 6. 16; 7. 15; 21. 5). Сам же престол упоминается в книге очень часто. Это символ власти Бога над всем творением, что показано в видении божественного престола в гл. 4. После видения прославленного Христа среди Его народа на земле (1. 9 - 3. 22) Иоанн восхищается на небо (4. 1). Здесь Иоанн видит престол Бога, Его верховную власть на небе, и теперь он сможет увидеть, как эта власть будет признана на земле. В 4-й гл. очевидны аллюзии на 2 великих видения божественного престола в Ис 6 и Иез 1. В И. Б. О. Сидящий на престоле не изображен в зрительной, видимой форме. Говорится, что Он подобен сиянию драгоценных камней. Небесные животные и старцы окружают престол и непрестанно (Откр 4. 8) совершают богослужение. Песнь 4 животных и гимн 24 старцев выражают 2 основные формы признания Бога: благоговейное принятие Его святости (4. 7-8; ср.: Ис 6. 3) и сознание предельной зависимости всего бытия от Бога (Откр 4.

http://pravenc.ru/text/471605.html

Бог Всемогущий В язычестве были более и менее сильные божества, но Бог Израиля безусловно сильнее и могущественнее всех т. н. богов. Остатки народных суеверий и языческих искушений проявляются в ВЗ в образах побежденных Яхве «богов». Для Него нет ничего невозможного (Быт 18. 14); Он может всюду охранять Своих избранных (Быт 12. 2 сл.; 28. 13 сл.). Сила Израиля заключается в призвании Бога, его избравшего, и в помощи, от Него получаемой (Пс 19. 2 сл.; 43. 5-9; 104. 3 сл.; 123. 1-6). Бог есть «Сильный Иаковлев», «Сильный Израилев» (Быт 49. 24; Ис 1. 24; 49. 26; 60. 16; Пс 131. 2). Этот Бог Своею рукою крепкою (Исх 3. 19) и мышцею высокою (Втор 4. 34) освобождает Свой народ во время Исхода, открывая Себя как единый Всемогущий Бог на небе и на земле (Втор 4. 32-39). Всемогущий вождь воинств Израилевых (Исх 12. 41) дает Своему народу победу (Пс 23. 8; Исх 15. 3 сл.; 1 Цар 17. 45; 2 Цар 5. 10; Ам. 5. 14 сл.). Яхве проявляет Себя тем, что дает силу Своему народу (Втор 8. 18) и его вождям - судьям, напр. Гедеону (Суд 6. 12 сл.), царям, напр. Давиду (2 Цар 7. 9; 22. 30 сл.; 1 Цар 2. 10). Впосл. Маккавеи уповают на эту силу, исходящую от Бога и дающую непобедимость (1 Макк 3. 18 сл.; 2 Макк 8. 18). Иногда Бог по молитве Своего народа проявляет Себя так, что народу самому делать ничего не нужно (4 Цар 19. 35; 2 Пар 20. 15-24). Оба этих вида проявления всемогущества Божия объединяются в битве Иисуса Навина у Гаваона и при водах Меромских (Нав 10-11). Во всех обстоятельствах сила народа - в Яхве, что и славословят Псалмы (Пс 143. 1 сл.; 27. 7 сл.; 45. 2; 67. 34 сл.) или уповают на Него, взывая о помощи (Пс 29. 11). Израиль будет спасен, ибо эта сила есть сила Самого Бога, Который любит Израиля (Пс 58. 17 сл.; 85. 15 сл.) и «творит все, что хочет» (Пс 113. 11; Ис 46. 10). Бог Израилев всемогущ на небе и на земле, ибо Он Сам сотворил их (Быт 2. 4); и Он по Своему благоусмотрению располагает Своим творением (Иер 27. 5), созданным Его словом и «духом уст Его» (Пс 32. 6, 9; Быт 1). Он властвует над силами, к-рые могут колебать порядок сотворенной Им вселенной (Пс 64. 8; 88. 10 сл.); но т. к. Он Сам установил этот порядок (Иов 28. 25 сл.; Притч 8. 27 сл.; Сир 43), Он может и менять его по Своему усмотрению: Он заставляет горы «прыгать» или «дымиться» (Пс 113. 4; 143. 5), превращает пустыни в источники вод и осушает дно морское (Пс 106. 33 сл.; Ис 50. 2). От взора Его все трепещет (Сир 16. 19).

http://pravenc.ru/text/149441.html

Бесед. 15, л. 128 об. – – и зст – – испл ьни пльть подобн еи. Бесед. 17, л. 146 об – – къ вер. Бес. 28. л. 310 – лкь мои. Бесед. 35 л. 28. Аще плна даже до единого ръта сапожнаго възм вс твои. Бес. 56 л. 231. – – аблькы блгоханны. Бес. 57 л. 235 об. Жьзль лсковъ–и платановь. Бес. 67 л. 326. Жестокь обноситсе. и жестокь гнвливь. Там же л. 327. И на ихь да не настпить нога моа. Тамже. л. 329. – – стьбль избраньнь. На е гоже съвща вающе клеве таах. и навтов ах наиь своими стрлнами. См. также бес. 5 л. 54. Быт. 1:9 .; бес. 26 л. 474 об. 8:1.; бес. 67 л. 238 об. 49:13. В новом переводе приводятся и места из других св. книг, встречающиеся в беседах. Напр. бес. 8. л. 65 Ис. 9:6 ; л. 68 об. – 58:5–8; бес. 12. л. 104. – 56:10; бес. 1. л. 6 об. – Ам. 6:4. 6 .; бес. 4. л. 31 об. Зах. 7:5 .; бес. 2. л. 10 об. Деян. 17:25 .; бес. 28. л. 316 об. – 3:15. 16.; бес. 25. л. 263. Рим. 2:4 ; бес. 29 л. 323 об. – 9:3.; бес. 44. л. 133 – 12:18.; бес. 11 л. 97. об. 2Кор. 11:25 .; бес. 25 л. 269 – 4:17 ; в тойже беседе л. 268. Евр. 11:7 ; бес. 35. л. 27. – 7:5.; бес. 43 л. 123 – 13:4. Но встречается довольно мест и по переводу, помещённому в полных списках Библии. Правописание в обоих рукописях (как в беседах, так и в следующих за ними словах и житии) – Сербское, без всякого смешения с Болгарским; и нет. Особенности его можно усмотреть и в вышеприведённых выписках. Начертание буквы употребляется не только в чистых слогах, но и после л, иногда и после н: л. 3. глмаа, 5. тн. Часто употребляется ь; а) на конце вместо ъ: сь, кь, изь, бь, рдь, всь, нь (но); б) в средине, вместо е, о, и даже у: 4 об. кьждо, 5 об. льгькь, 20 об. гльбины, 24 об. погльтить, 28 об. тврьдь, 19 бльнь, 129 сьнь (сон); иногда же в таких случаях пишется ъ: 2 об. въсь, въсма, 20 об. любьзно и любъзно. Буква обыкновенно заменяется е, которая часто употребляется и вместо а. Вместо тонких употребляются дебелые, именно вместо – а. Л. 2. всакь, 6. вса, 8. бра, 13 об. посати, 59 об. мора (моря), 64. цра; вместо ю–: 8 об. сьмотр, – въсд, 33 об. пр, 64. цр. Сп. 62 л 370 об. исправлн . В словах, следующих за беседами, часто употребляется ы вместо и, и на оборот: сп. 61 л. 390 заповды, 398 днмь, 399 сы, 403 об. сьтворы, 413 быраю и проч., посилаю, би, бисте. В слове пр. Ефрема ( 61 л. 406 и сл.) встречается несколько раз двукратное ьь на конце: л. 406 об. иачельь, л. 413. тробьь, л. 417 зьльь, об. богьь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

О «чертогах» очень часто упоминается по всей книге) ср. с Ис.27:9 («и чрез это загладится беззаконие Иакова, и плодом сего будет снятие греха с него, когда все камни жертвенников он обратит в куски извести и не будет уже стоять дубравы – ср. опять Осии 4 гл. 13 – и истуканы солнца») и 25:2 («чертогов иноплеменников уже не стало в городе»). – Вероятно, пр. Исаия был знаком с пророчествами Амоса и Осии уже при нашествии Сириян и Израильтян на Иудею в царствование Ахаза: на что можно находить намек в сходстве образа «дымящихся головней» в Исаии 7 гл., 4 ст. и Амоса 4:11; («выхвачены, как головня из огня»...); по крайней мере, в отделах, книги Исаии, близких по времени написания к нашествию сириян и израильтян, замечается уже сходство с книгою пр. Амоса; ср. особ. Ис.5 гл., 19:12, 13 и Амоса 6:3, 5, 7 и др.; Исаии 6:13 (об истреблении оставшейся десятой части) ср. с Ам.6:9 ... и др. А выражение пр. Исаии 6:8: «Ефрем перестанет быть народом», может быть, находится в соотношении с ранним по времени происхождения отделом книги пр. Осии 1–3 гл. именно с именем сына Осии: «Лоамми», что значит: «не Мой народ»; ср. особенно Ис.5:13 («народ Мой пойдет в плен за недостаток ведения» – ) с Осии 4:6 . Что пр. Исаия был знаком с пророчествами Амоса еще во время нашествия сириян и израильтян на Иудею, это вполне допустимо, так как он пророчествовал еще в царствование Озии. А с пророчествами Осии пророк обнаруживает знакомство преимущественно в отделе 24–27 гл. может быть, потому, что гл. 5–14 или 7–14 гл. книги пр. Осии написаны уже в начальные годы Езекии (так как напр. уже в 7:11 можно видеть указание на посольство Осии израильского за помощью к царю эфиопскому), – но до падения Самарии, (ср. 14:1), и следовательно, пр. Исаия только недавно с ними познакомился. – Все сказанное сообщало бы отделу 24–27 гл. тот именно смысл и значение, какие должны ему принадлежать, судя по месту, занимаемому в книге между 23-й главой и 28-й, 1 и дал. – та и другая глава относятся ко времени нашествия Салманассара и Саргона на Самарию.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Что касается выражения слово Божье (которое в той или иной форме присутствует в каждом из 176 стихов псалма), то в псалме используется девять его синонимов (закон, слово, заповеди, уставы, суды, повеления, оправдания, пути, откровения. – Примеч. ред.). Их можно подразделить на пять групп: I) Слово как изречение Божественных уст. Слово (слова) (евр. dabar, встречается в ст. 9, 16, 17, 25, 28, 42, 43,49,57,65,74,81,89, 101, 105, 107, 114, 130, 139, 147, 160, 161, 169) и слово/откровение (евр. " imrah, ст. И, 38, 41, 50 58. 67, 76,82, 103, 116, 123, 133, 140, 148, 154, 158, 162, 170, 172) – оба еврейских слова связаны с понятием говорить. «Слово» – то, что изрек Сам Господь, – например, непосредственно Аврааму ( Быт. 17:1 ), Моисею или через него, или через одного из других пророков (напр.: Исх. 3:5; 19:9 ; Ам. 1:1,3 ). 2) Два слова, которые выражают замысел Божий: суды (евр. mispat, ст. 7, 13, 20, 30, 39, 43, 52, 62, 75, 84, 102, 106, 108, 120, 137, 149, 156, 160, 164, 175) от глагола судить, т. е. производить суд, принимать решение о том, что правильно, а что нет; и откровения (евр. «edah, ст. 2, 14, 22, 24, 31, 36, 46, 59, 79, 88); евр. »edut (ст. 95, 99, 11, 119, 125, 129, 138, 144, 152, 157, 167, 168) происходит от глагола свидетельствовать: в Своем слове Господь свидетельствует, открывает Себя, Свою суть и Свою истину. 3) Непреходящее значение слова Божьего выражается в Его уставах (евр. hoq, ст. 5, 8, 12, 16, 23, 26, 33, 48, 54, 64, 68, 71, 80,83, 112, 117, 118, 124, 135, 145, 155, 171 родственно слову, означающему «выгравировать», т. е. оно подразумевает твердость: что высечено на камне, то сохранится навеки). 4) Авторитет слова и любовь, которую оно пробуждает, тесно переплелись в описании закона (евр. torah, ст. 1, 18, 29, 34, 44, 51, 53, 55, 61, 70, 72, 77, 85, 92, 97, 109, 113, 126, 136, 150, 153, 163, 174). Хотя это слово содержит в себе значение авторитарности, прежде всего, оно означает учение и, в частности (Пр. 3:1), наставление заботливого и любящего отца своему сыну.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

5, 6). Но для боящихся Господа возсияет солнце правды: и исцеление в крилех его, как написано (Мал. 4, 2). Для злых же и в полдень — тьма, по написанному: ждущим им света, бысть им тма… зари, во мраце (в темной ночи) ходиша. Осяжут яко слепии стену, и яко суще без очес осязати будут, и падутся в полудни, яко в полунощи (Ис. 59, 9–10). Еще: зайдет солнце в полудне, и померкнет на земли в день свет (день света) (Ам. 8, 9). Еще: сего ради нощь будет вам от видения и тма будет вам от волхвования, и зайдет солнце на пророки, и померкнет на ня день (света) (Мих. 3, 6). Этому народу Бог угрожает с юга и в таких словах укоряет напр. Тир, чрез Иезекииля: ветр южный сокруши тя (Иез. 27, 26). Ибо он позволяет сокрушить, говоря: востани севере, и гряди юже…: навей в вертограде моем (твоемъ), и… потекут ароматы моя (Песн. 4, 16). Ибо когда возстает злой ветер , то ему противится Дух Святый, веющий в вертограде Господнем, и распространяются ароматы, т. е. приносится благоухание приятное. И что также из остатка злого народа Бог приводит на народ свой часть того же народа, что есть тайна беззакония, — об этом Бог так говорит чрез Иезекииля: се Аз на тя Гог, Mocoxa и Фовеля: и соберу тя… и возведу тя, (и поставлю тя) от конца севера, и возведу тя на горы Израилевы: и исторгну (погублю) лук твой от руки твоея левыя и стрелы твоя от руки… десныя, и поражу тя на горах Израилевых (Иез. 39, 1–4). Α происходит это и будет происходить со времени страдания Господа до тех пор, пока из среды этой тайны беззакония не удалится Церковь, которая препятствует обнаружению нечестия в свое время, по сказанному Апостолом: и ныне удерживающее весте, во еже явитися ему в свое… время: тайна бо уже деется беззакония: точию держай ныне , дондеже от среды будет. И тогда явится беззаконник (тотъ) (2 Сол. 2, 6–8). И в книге Иеремии читаем, что грешники Израилевы собираются на севере, по слову Божию (к пророку): иди и прочти словеса та к северу и речеши: обратися ко Мне, доме Израилев, рече Господь (Иер. 3, 12).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=878...

Амос был пастухом в Фекое, на границе Иудейской пустыни (Ам 1:1). Он не принадлежал к пророческому сословию; Ягве взял его от его стада и отправил, чтобы он пророчествовал в Израиле (Ам 7:14–15). После краткого времени, которое он провел в святилище отступников в Вефиле (Ам 7:10 сл) и, вероятно, кроме того еще и в Самарии (ср. Ам 3:9; 4:1; 6:1), он был выдворен из Израиля и вернулся к своему прежнему занятию. Он пророчествовал во времена Иеровоама II (783–743 гг. до Р. Х.), — с человеческой точки зрения, в блестящую эпоху, когда Северное царство расширилось и разбогатело, но роскошь знатных глумилась над нищетою бедняков, а пышность богослужения скрывала отсутствие истинной веры. С простой, величественной прямотой и образностью кочевника Амос от лица Божия осуждает развратные обычаи горожан, социальную несправедливость, ложное обрядоверие, не вовлекающее сердца в богослужение (Ам 5:21–22). Ягве, Всевышний Господь мира, карающий народы (Ам 1–2), грозит суровым судом Израилю, потому что богоизбранность обязывает его к наивысшей праведности (Ам 3:2). День Господень (это выражение впервые появляется здесь) 6 будет мраком, а не светом (Ам 5:18 и сл). Кара будет ужасающей (Ам 6:8 и сл) и, осуществляя ее, Бог призовет некий народ (6:14), а именно ассириян, которых пророк хотя и не называет, но преимущественно имеет в виду. Однако в книге пророка Амоса брезжит заря надежды, — перспективы спасения для дома Иакова (Ам 9:8), для “остатка” Иосифова (Ам 5:15; это выражение используется здесь впервые в пророческих текстах). Глубинное откровение Бога как Всемогущего Господа вселенной, Опоры праведности изрекается с незыблемой уверенностью, и при этом не создается впечатления, что пророк говорит нечто новое. Новизна заложена в той силе, с которой он заставляет вспомнить требования чистой веры в Ягве. Книга была передана нам в некоторой неупорядоченности; в частности, прозаический рассказ (Ам 7:10–17), находящийся между двумя видениями, лучше было бы поместить после них. Можно усомниться в идентификации некоторых кратких фрагментов как принадлежащих самому Амосу. Славословия (Ам 4:13; 5:8–9: 9:5–6) могли быть присоединены ради богослужебных чтений. Краткие предсказания против Тира, Едома (Ам 1:9–12) и Иудеи (Ам 2:4–5) относятся, видимо, к послепленной эпохе. Далее, оспариваются такие места, как (Ам 9:8б–10) и прежде всего (Ам 9:11–15). Не существует веской причины для того, чтобы сомневаться в подлинности первого из этих мест, но весьма вероятно, что второе из них включено в текст позднее. Но это не следует обосновывать включенными в него обетованиями спасения, которые изначально были темой пророческой вести (здесь, Ам 5:15 и в то же время у пророка Осии); скорее то, что сказано о “скинии Давидовой падшей”, о возмездии Едому, о возвращении и возрождении Израиля, имеет предпосылкой эпоху плена и (с некоторыми дополнительными доработками) может быть приписано второзаконнической редакции книги. Книга пророка Осии

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

Они думали, что живут согласно с законом Божиим. Поэтому, значительная часть обвинений пророка Амоса направляется на ложное служение Израиля Иегове. Из Ам.5:14 вытекает, что израильтяне с гордостью хвастались своим союзом с Иеговой, желали приближения «дня Иеговы» ( Ам.5:18 ) и надеялись, что он принесет им счастье, богатство и господство, не зная того, что он будет для них днем суда, а не благ ( Ам.5:18–20 ). Ссылаясь на изведение их Иеговой из Египта и на обетования Божии, израильтяне продолжали считать себя любимцами Иеговы, не смотря на свою порочность, и выражали уверенность в безнаказанности своих преступлений. Они думали, что одними лишь жертвами, без внутреннего обращения, может быть вызвано Его благоволение ( Ам.5:22 ). Поэтому они ревностно служили Иегове в Вефиле, Галгале, Вирсавии и Дане ( Ам.4:4; 5:5; 8:14 ), надеясь снискать себе тем Его милость, и, принимая к сведению обещания своих пророков о благах в «день Иеговы», с большим жаром совершали путешествия в указанные города, приносили бесчисленные и обильные жертвы ( Ам.4:4,5 ) и устраивали много торжественных праздников ( Ам.5:21–23 ). Амос резко обличает это внешнее благочестие, лицемерное богослужение и ложное богопочтение при всех святилищах и высотах ( Ам.7:9 ). Указывая на неугодность Иегове всех этих жертв и религиозных церемоний ( Ам.5:21,22 ), Амос говорит, что в Вефиле и Галгале только грешат ( Ам.4:4 ), а не ищут Иеговы ( Ам.5:4 ). Иегова хотел обратить к Себе народ великими бедствиями, но последние не достигли цели ( Ам.4:6–12 ) и потому Он угрожает теперь гибелью Израилю и всем его святилищам ( Ам.3:14; 5:5; 7:9; 8:10,13,14; 9:1 ), которую напрасно израильтяне будут стараться отвратить ревностным исканием слова Господа ( Ам.8:11,12 ). Изображая преступления израильтян и возвещая им гибель несомненную ( Ам.5:2 ) и безмерную ( Ам.5:3 ), пророк не оставляет и увещаний: гибель может и не совершиться, если израильтяне взыщут Господа. Потому пророк увещевает относительно истинного богопочтения и предостерегает перед соблазнами ложного, – убеждает злых искать добра и ненавидеть зло, и тогда Иегова может быть помилует остаток Иосифов ( Ам.5:4–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

Но он уклоняется от обличающих его и упорствует в своих грехах, поэтому суд должен наступить ( Ам.5:1–17 ). Последняя причина суда – всеобщая уверенность в безопасности. Одни желают пришествия дня Господня, не думая, что он будет для них днем погибели, так как они, хотя служат Богу жертвами, но нарушают правду и забывают, что Бог в начале не требовал жертв и однако сохранял народ ( Ам.5:18–27 , сн. Деян.8:43,44 ), – другие же день Господен считают далекими от себя, не обращают внимания, что некоторые царства погибли вокруг их и продолжают беззаконие. Они погибнут первые, когда Самария совершенно будет оставлена господом, когда злые люди пожнуть плоды своих дел ( Ам.6:1,2 ) и на самоуверенных и гордых прийдет тяжкое наказание ( Ам.6:3–14 ). III. Цель божественного суда, или спасительные намерения Божия (в трех видениях) 7:1–9:15. По молитве пророка, Господь устранил два наказания (саранчу и засуху) (ср. Ам.4:7,8 и Ам.4:9 ), и о теперь конец Его снисхождению ( Ам.7:1–9 ), потому что слова пророка подвергаются осмеянию, как будто он говорит против Израиля по внушению царя иудейского; за это он и возвещает строгое наказание ( Ам.7:10–17 ). Израиль созрел для плена ( Ам.8:1–3 ): земля полна угнетений ( Ам.8:4–6 ): войско неприятельское наводнит ее ( Ам.8:7,8 ). Идет горе на всякое веселие в неправде ( Ам.8:9,10 ), пока взалчут слова Божия ( Ам.8:11–14 ). Господь разрушит жертвенник (в Вефиле) и воздаст за беззаконие ( Ам.9:1 ); неизбежна погибель, которую Господь посылает на них; к чему прикоснется могущественная Его рука, то погибнет. Израилю будет не лучше, чем и другим народам ( Ам.9:2–7 ). Впрочем нужно решето, чтобы отделить благочестивых от нечестивых ( Ам.9:8–9 ). Гордое царство Иеровоама погибнет; но дом Давидов будет восстановлен из развалин (ср. Деян.15:16 ). Тогда наступит время, когда народ овладеет наследием своих врагов и будет наслаждаться богатым благоволением Божиим; народ возвратится в свою землю, устроится в ней и будет вечно и безопасно обитать на ней ( Ам.9:10–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

В 4 главе Пророк обращает обличения к тем израильтянам, которые предавались беспечности потому, что имели средства к роскошной жизни. Виновницами роскоши были главным образом женщины самарянские, получившие власть над своими мужьями; посему, Пророк угрожает им страшною и неотвратимою погибелью ( Ам.4:1–3 ). Пророк обличает ложное и только внешнее благочестие, которым израильтяне думали загладить грехи свои ( Ам.4:4, 5 ), и потом перечисляет бедствия, который Бог посылал на них для обращения их к истинному богопочтению: голод ( Ам.4:6 ), засуху ( Ам.4:7, 8 ), созжение зноем полей, истребление саранчею виноградников, фиговых и оливковых садов ( Ам.4:9 ), язву египетскую, насчастные войны ( Ам.4:10 ), и вообще, бедствия, равные с теми, какие постигли Содом и Гоморру; но, не смотря на все это, израильтяне не обратились к истинному Богу. Бог чрез Пророка уже готов был возвестить конечное наказание безчувственному народу: сего ради сице сотворю ти исраилю, но останавливает грозное слово Свое, еще ожидая обращения Израиля; еще раз требует Пророк от него покаяния, представляя величие Бога, как Творца и Правителя вселенной ( Ам.4:12, 13 ). Но Амос видел, что жестоковыйный народ не обратится к своему Богу, и потому, продолжая свою речь, прерванную в конце 4 главы, предсказывает близкую и неминуемую погибель царства ( Ам.5:1 ). Погибель народа так близка, что Пророк начинает уже песнь плача о девице исраилеве, как о царстве уже упадшем ( Ам.5:2, 3 ). Потом Пророк указывает израильтянам средства, если они хотят отвратить страшное наказание, именно, оставить ложное служение тельцам и обратиться к законному служению Иегове; изображает веление и всемогущество Вседержителя; обличает их в жестокосердии и невнимании к советам людей благочестивых ( Ам.5:4–10 ), и в суетной надежд на свое богатство, снова убеждает к жизни благочестивой, яко да помилует Господь вседержитель остается Иосифова ( Ам.5:11–17 ). Конец пятой главы содержит обличение против тех, которые, не веря исполнению пророчеств Амоса, говорили как бы с насмешкою: пусть прийдет день суда Господня! Пророк предвозвещает им, что сей день Господень, день суда над народами, будет для них днем пагубы ( Ам.5:18–20 ). Другие надеялись на внешние дела благочестия: но Пророк возвещает, что Бог ненавидит и отвергает праздники их и праздничные собрания, всесожжения и разного рода жертвы, глас песней и пение органов ( Ам.5:21–23 ); все это, при недостатки внутреннего благочестия ( Ам.5:24 ), так же точно не может быть названо истинным богослужением, как и открытое идолослужение в пустыне Синайской. Посему, как тогда, за открытое идолослужение народ не удостоился вступить в землю обетования, так и теперь одно внешнее, и притом, незаконное, богослужение будет причиною того, что народ будет извержен из святой земли ( Ам.5:25–27 ) 37 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-pror...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010