Или это все лишь некоторые языки, которые каждый лишь отчасти описывают некоторое таинственное и неизреченное таинство, а мы лишь приближаемся к нему с помощью этих словесных образов. Как, скажем, на иконе что-то нарисовано. Это не портрет, это не фотография, это лишь приблизительное изображение, позволяющее понять что-то, но не все. И вот здесь, боюсь, цитата из тех самых. Он достигает совершенства через страдания – вполне себе юридическая теория. Но тогда что получается, Христос несовершенен, пока не пострадал? То есть Он теперь все знает, у Него есть теперь весь опыт, Он такой же, как и мы, и нет такого чего бы Он не пережил, ибо это очень сильная позиция христианства, то есть человек обращается к Тому, Кто Сам знает все: что такое смерть, что такое страдание, предательство, одиночество, ужас. А с другой стороны, до этого не знал? Был несовершенным? Либо Бог совершил это спасение через страдание. Но тогда не очень понятно, как. Тогда не очень понятно, почему бы просто Богу не приобщить людей ко Христу, и тем самым сделать их своими детьми. Страдание тогда не очень нужно. Это уже будет у нас органическая теория. И оказывается, что каждый раз, когда мы читаем Послания, именно Послания, в Евангелиях такого практически нет, мы должны выбирать какую-то богословскую модель. А люди этого боятся, они не любят богословствовать, они говорят: «Мы впадем в ересь». Но, это все равно, что бояться: «Мы поднимем восстание». Чтобы впасть в ересь, или поднять восстание, нужно приложить много осознанных усилий, и то еще неизвестно что получится. В ереси есть некое «восстание». Если человек просто чего-то не понял, это еще не значит, что он еретик или мятежник. Или он в чем-то ошибся, улицу на красный свет перешел, это еще не мятеж. И с другой стороны, человек, который от этого отказывается, закрывает для себя эти страницы. И тогда на место прекрасной двадцати одной книги о том, зачем нужна Церковь, как она устроена, как быть с проблемами, которые в ней возникают. Двадцать одна книга Посланий, это, как правило, не какие-то рассуждения высокоумные, о том, как вообще бывает, а ответ на конкретную ситуацию.

http://predanie.ru/book/219022-pochemu-p...

73. Когда по домостроительству Божию бываешь в скорбях, в страданиях, в язвах, тогда что почитаешь для себя противным, то это самое служит к пользе души твоей. Если сретают тебя несчастия, то начинаешь разсуждать сам с собою: несчастлив я в мире, пойду отрекусь от мира, буду служить Богу. Случится, что дошедши до этой мысли, слышишь заповедь: продаждь имение твое (Матф. 19, 21), возненавидь плотское общение, и служи Богу. Тогда начинаешь благодарить за свое несчастие в мире, за то, что по сему поводу оказываешься послушным Христовой заповеди. Наконец, если изменил ты мысль свою отчасти в отношении к видимому и удалился от мира и от плотскаго общения, то надлежит тебе также измениться и в уме, плотское мудрование переменить в мудрование небесное. Тогда начинаешь разсуждать о той же слышанной тобою заповеди, и не имеешь еще покоя, а приемлешь только на себя попечение и труд приобрести то, о чем слышал (32, 7). 74. Как был уловлен Богом св. Павел? Как мятежник, захватив кого–нибудь в плен, уводит к себе, а потом сам уловляется истинным царем, так и Павел, когда действовал в нем мятежнический дух греха, гнал и расхищал Церковь; но поелику делал сие по неведению, не из противления Богу, но как бы подвизаясь за истину, то и не презрел, но уловил его Господь. Небесный и истинный Царь, неизреченно облистав его, сподобил слышать Свой глас и, ударив в лице, как раба, даровал ему свободу. Видишь Владычнюю благость и то, как души, прилепившияся к пороку и ожесточенныя, Господь может в одно мгновение времени изменить и сообщить им Свою благость и мир (48, 8). 75. Как царь, написав послания к тем, кому хочет дать грамоты и дары свои, дает всем знать: «старайтесь скорее придти ко мне и получить от меня царские дары»; и если не придут и не получат, то не принесет им пользы чтение посланий, скорее же сделаются они повинными смерти за то, что не захотели придти и из царских рук сподобиться чести: так и Божественныя Писания Царь–Бог, как послания, предложил людям, объявляя ими, чтобы взывавшие к Богу и уверовавшие просили и получили небесный дар от Ипостаси Божества Его. Ибо написано: да будем Божественнаго причастницы естества (2 Петр. 1, 4). Если же человек не приходит, не просит, не приемлет, то не будет ему пользы от чтения Писаний, а напротив того, соделывается он повинным смерти за то, что не восхотел от Небеснаго Царя приять дар жизни, без котораго невозможно улучить безсмертную жизнь (39).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Составивший заговор против царя и расставляющий сети ему или синклиту его и задумавший навет, или знавший о том и не объявивший в своё время, или даже подозреваемый в том есть и называется изменник. Так Мильтиад, афинский военачальник, осуждён был, как злоумышленник, за то, что смогши овладеть островом Паросом, отплыл поспешно в Афины, ничего не сделав, а потому был заподозрен в сребролюбии. Посему справедливо подвергается анафеме всякий изменник и мятежник. Хотя Златоустый говорит, что не должно анафематствовать христианина, пока он живёт на земле ибо он может покаяться; однако же не несправедливо на некоторое время отлучить злоумышленника и предать сатане для вразумления других, тогда как восхищённый до третьего неба Павел в первом послании к Коринфянам (гл. 6) осуждает на то кровосмесника. Вселенский патриарх Михаил говорил: «Как отрёкшийся от божественной веры изгоняется из собрания православных, так и неверный царю и питающий коварство и ненависть к нему нам кажется недостойным имени христианского. Ибо венчанный на царство есть помазанник Господень». А Писание говорит: «Не прикасайтеся помазанным моим». Посему-то и Давид разгневался на амалекита, умертвившего Саула, и, сказав ему, как не убоялся ты возложить руку свою на помазанника Господня, велел отрубить ему голову. Наконец, блаженнейшие патриархи сказали: «имеете вы подтвердить сие вашими собственными узаконениями и кодексами? ибо премудрейший из царей Соломон приточно вещал: Сыне, да излиются твои воды из твоих сосудов и из твоих проточных кладезей». И тотчас принесли Властаря и начали читать во 11 главе о предателях: «Вооружающий неприятелей или выдающий им ромеев лишается жизни. Сообщники разбойников на суше и море наказываются строже, нежели явные враги» и пр. Ещё прочитана была глава о клятвенных заговорах и о тех, которые составляют товарищества и разделения. Клятвенный заговор есть совещание одних против других, сопровождаемое взаимными клятвами не оставлять своего намерения до тех пор, пока оно не будет исполнено, как в Деяниях Апостольских повествуется, что некоторые из иудеев, составив заговор, закляли себя с анафемой не есть и не пить, доколе не умертвят Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

«Констанций Победитель Триумфатор, досточтимый и вечный Август – всем собравшимся в Медиолане епископам». Он требовал от собора низложения Афанасия, патриарха Александрийского, в грубых и непристойных словах; называл всеми чтимого, святого старца «негоднейшим из людей, изменником, сообщником буйного и гнусного Максенция». Придворные льстецы – Валент, Евсевий, Аксентий стали подписывать хартию. Но в толпе послышался ропот: – Окаянная прелесть, велемудрые ухищрения арианских христоборцев! Не дадим патриарха в обиду! – Кесарь называет себя вечным. Никто не вечен кроме Бога. Кощунство! Последние слова явственно услышал Констанций, стоявший за ковром. Вдруг отдернул он завесу и вступил в залу собора. Копьеносцы окружали его. Лицо императора было гневно. Наступило молчание. – Что это? Что это? – повторял слепой старец Озий; на лице его были недоумение и тревога. – Отцы! – начал император, сдерживая гнев. – Позвольте мне, служителю Всеблагого, довести, под Промыслом Его, ревность мою до конца. Афанасий, мятежник, первый нарушитель вселенского мира… Опять послышался ропот в толпе. Констанций умолк и с удивлением обвел глазами епископов. Чей-то голос произнес: – Гнусную арианскую ересь анафематствуем! – Вера, на которую восстаете вы, – возразил император, – наша вера. Если она еретическая, – почему же Господь Вседержитель даровал нам победу над всеми нашими супостатами – Констаном, Ветранионом, Галлом, буйным и гнусным Максенцием? Почему сам Бог вложил в нашу священную десницу державу мира? Отцы безмолвствовали. Тогда придворный льстец, Валент, епископ Мурзийский, наклонился с подобострастным смирением: – Бог откроет истину мудрости твоей, боголюбезнейший владыка! То, во что ты веруешь, не может быть ересью. Недаром Кирилл Иерусалимский видел чудотворное знамение на небе в день твоей победы над Максенцием, крест, окруженный радугой. – Я так хочу! – прервал его Констанций, подымаясь. – Афанасий будет низложен властью, данной нам от Бога. Молитесь, дабы прекратились, наконец, всякие распри и словопрения, уничтожена была злоименная и человекоубийственная ересь сабеллиан, приверженцев негоднейшего Афанасия, воссияла же в сердцах у всех истина…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

Ибо знай, что если или прежде прибытия нашей кротости, или хотя и после его, найден будет там проживающим какой-либо мятежник, то тебе угрожает неизбежная опасность. Послание блаженнейшего Льва, архиепископа Римского, к святому собору Епископ Лев святому собору в Никее (Халкидоне), возлюбленнейшим братиям, (желает) о Господе всякого блага. Я желал, возлюбленнейшие, чтобы по любви к нашему собранию, все священники Господа стояли в одном благоговеинстве кафолической веры и чтобы никто не поддавался или ласкательствам, или угрозам мирских властей, так чтобы отступить от пути истины. Но так как часто происходит многое такое, что может возбуждать раскаяние, а милосердие Божие превосходит вины согрешающих, и наказание для того замедляется, чтобы могло иметь место исправление: то должно быть принято полное благочестия намерение благосклоннейшего императора, который пожелал, чтобы, для низложения козней диавола и для восстановления церковного мира, собралось ваше святое братство, сохраняя при этом право и честь апостольской кафедры блаженного апостола Петра, так что приглашал и нас к этому своими посланиями, дабы и мы присутствовали на святом соборе, чего однако же не могли дозволить ни нужды времени, ни какое-либо обыкновение. Впрочем в этих братиях, т. е. епископах Пасхазине и Луценцие и пресвитерах Бонифацие и Василие, которые отправлены от апостольской кафедры, пусть считает ваше братство, что и я присутствую на соборе и пребываю с вами неотлучно, потому что теперь нахожусь в этих моих наместниках и давно уже присущ вам возвещением кафолической веры, так что вы не можете не знать, как мы веруем на основании древнего предания, и не можете сомневаться в том, чего мы желаем. Поэтому, возлюбленнейшие братия, совершенно отложив дерзость спорить против веры, от Бога нам внушенной, пусть умолкнет суетное неверие заблуждающих. И не следует защищать то, чему не должно веровать; потому что, на основании евангельского авторитета, пророческих внушений и апостольского учения, весьма ясно и полно изложено было в наших посланиях, которые мы послали к блаженной памяти Флавиану, каково должно быть благочестивое и искреннее исповедание относительно таинства воплощения Господа нашего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Получив жалованье – и Делагарди выступил вслед за Князем Дмитрием к Можайску, чтобы освободить Смоленск. Ждали еще новых союзников, не бывалых под хоругвями Христианскими: Крымских Царевичей с толпами разбойников, чтобы примкнуть к ним несколько дружин Московских и вести их к Калуге для истребления Самозванца. Не думали о стыде иметь нужду в таких сподвижниках! Довольно было сил: недоставало только человека, коего в бедствиях Государственных и миллионы людей не заменяют... Орошая слезами, искренними или притворными, тело Михаила, Василий погребал с ним свое державство, и два раза спасенный от близкой гибели, уже не спасся в третий! Первая страшная весть пришла в Москву из Рязани, где Ляпунов, явный злодей Царя, сильный духом более, нежели знатностию сана, не обольстив Михаила властолюбием беззаконным и предвидя неминуемую для себя опалу в случае решительного торжества Василиева, именем Героя верности дерзнул на бунт и междоусобие. Что Москва подозревала, то Ляпунов объявил всенародно за истину несомнительную: Дмитрия Шуйского и самого Василия убийцами, отравителями Скопина, звал мстителей и нашел усердных: ибо горестная любовь к усопшему Михаилу представляла и бунт за него в виде подвига славного! Княжество Рязанское отложилось от Москвы и Василия, все, кроме Зарайска: там явился племянник Ляпунова с грамотою от дяди; но там Воеводствовал Князь Димитрий Михайлович Пожарский. Заслуживая будущую свою знаменитость и храбростию и добродетелию, Князь Дмитрий выгнал гонца крамолы, прислал мятежную грамоту в Москву и требовал вспоможения: Царь отрядил к нему чиновника Глебова с дружиною, и Зарайск остался верным. Но в то же время стрельцы Московские, посланные к Шацку (где явился Воевода Лжедимитриев, Князь Черкасский, и разбил Царского Воеводу, Князя Литвинова) были остановлены на пути Ляпуновым и передались к нему добровольно. Чего хотел сей мятежник! Свергнуть Василия, избавить Россию от Лжедимитрия, от Ляхов, и быть Государем ее, как утверждает один Историк; другие пишут вероятнее, что Ляпунов желал единственно гибели Шуйских, имея тайные сношения с знатнейшим крамольником, Боярином Князем Василием Голицыным в Москве и даже с Самозванцем в Калуге, но недолго: он презрел бродягу, как орудие срамное, видя и без того легкое исполнение желаемого им и многими иными врагами Царя несчастного.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Своевольно или в угодность родителю меняя жен, он еще менял и наложниц, чтобы во всем ему уподобляться. Но, изъявляя страшное в юности ожесточение сердца и необузданность в любострастии, оказывал ум в делах и чувствительность ко славе или хотя к бесславию отечества. Во время переговоров о мире страдая за Россию, читая горесть и на лицах Бояр – слыша, может быть, и всеобщий ропот – Царевич исполнился ревности благородной, пришел к отцу и требовал, чтобы он послал его с войском изгнать неприятеля, освободить Псков, восстановить честь России. Иоанн в волнении гнева закричал: «Мятежник! ты вместе с Боярами хочешь свергнуть меня с престола!» и поднял руку. Борис Годунов хотел удержать ее: Царь дал ему несколько ран острым жезлом своим и сильно ударил им Царевича в голову. Сей несчастный упал, обливаясь кровию. Тут исчезла ярость Иоаннова. Побледнев от ужаса, в трепете, в исступлении он воскликнул: «Я убил сына!» и кинулся обнимать, целовать его; удерживал кровь, текущую из глубокой язвы; плакал, рыдал, звал лекарей; молил Бога о милосердии, сына о прощении. Но Суд Небесный совершился!.. Царевич, лобызая руки отца, нежно изъявлял ему любовь и сострадание; убеждал его не предаваться отчаянию; сказал, что умирает верным сыном и подданным... жил четыре дни и скончался 19 Ноября в ужасной Слободе Александровской... Там, где столько лет лилася кровь невинных, Иоанн, обагренный сыновнею, в оцепенении сидел неподвижно у трупа без пищи и сна несколько дней... 22 Ноября Вельможи, Бояре, Князья, все в одежде черной, понесли тело в Москву. Царь шел за гробом до самой церкви Св. Михаила Архангела, где указал ему место между памятниками своих предков. Погребение было великолепно и умилительно. Все оплакивали судьбу державного юноши, который мог бы жить для счастия и добродетели, если бы рука отцевская, назло природе, безвременно не ввергнула его и в разврат и в могилу! Человечество торжествовало: оплакивали и самого Иоанна!.. Обнаженный всех знаков Царского сана, в ризе печальной, в виде простого, отчаянного грешника, он бился о гроб и землю с воплем пронзительным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Целовали все Животворный Крест и обет дали, что за Великого Государя, Богом почтенного, Богом избранного и Богом возлюбленного, Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, всея России Самодержца, за Благоверную Царицу и Великую Княгиню, и за Их Царские Дети, которых Им, Государям, впредь Бог даст, души свои и головы положити и служити Им, Государям нашим верою и правдою, всеми душами своими и головами. Заповедано, чтобы избранник Божий, Царь Михаил Феодорович Романов был родоначальником Правителей на Руси из рода в род, с ответственностью в Своих делах перед Единым Небесным Царем. И кто же пойдет против сего Соборного постановления – Царь ли, Патриарх ли, и всяк человек, да проклянется таковой в сем веке и в будущем, отлучен бо будет он от Святой Троицы. И иного Государя, помимо Государя, Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, всея России Самодержца, и их Царских Детей, которых Им, Государям, впредь Бог даст, искати и хотети иного Государя из каких людей ни буди, или какое лихо похочет учинити, то нам боярам, и окольничьим, и дворянам, и приказным людям, и гостем, и детям боярским, и всяким людям, на того изменника стояти всею землею за один. Прочтоша сию Утвержденную Грамоту на Великом Всероссийском Соборе, и выслушав на большее во веки укрепление – быти так во всем по тому, как в сей Утвержденной грамоте писано. А кто убо не похощет послушати сего Соборного Уложения, его же Бог благослови, и начнет глаголати ино, и молву в людех чинити, то таковой, аще от священных чину, и от бояр, царских синклит и воинских, или ин кто от простых людей, и в каком чину не буди; по священным правилам Святых Апостол и Вселенских седми Соборов – Святых отец, и Поместных, и по Соборному Уложению всего извержен будет, и от Церкви Божией отлучен, и Святых Христовых Тайн приобщения, яко раскольник Церкви Божией и всего православного христианства, мятежник и разоритель Закону Божию, а по Царским Законам месть восприимет и нашего смирения и всего освященного Собора, не буди на нем благословения от ныне и до века.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5) Бароний, лето 356, л. 274: Кто гонит христиан – рабы антихристовы. Разбор: Это говорится о гонителях – арианах, убивавших православных христиан. А между православн. христианами и еретиками большая разница. Что еретиков можно гнать и гнали, см. выше и свидетельства из Баронии стр. 74, буква X и стр. 76. буква . 6) Афанасий Великий ч. 2, стр. 94 и 119: гнать – диавольское предприятие и: «так новая иудейская ересь не только отрицается от Господа, но и поучается убийствам». Следов., гонение есть новая иудейская ересь. Разбор: В обоих местах св. Афанасий говорит, что гнать «православных христиан» – предприятие диавола, но о гонениях еретиков он не упоминает ни слова. Из второго свидетельства старообрядцы делают неправильное заключение, что гонение есть иудейская ересь. Здесь св. Афанасий разумеет арианскую ересь, называя ее за отрицание божества Христа иудейскою и что она не только отрицается Христа, но и поучается убийствам православных христиан. Следовательно, заключение старообрядцев, что гнать еретиков – иудейская ересь сделано не из надлежащих посылок. 5) 27 пр. св. Апостолов: епископ или пресвитер, бьющий верного или неверного – извергается. Разбор: Прочесть толкование Аристина: «Но не подлежит извержению тот, кто благоразумно наказывает бичом погрешающего против священных предметов, как Господь бичом, сделанным из вервия, изгнал торгующих из храма подзаконного». Вальсамон: «Умеренно наказывать своих учеников и тех, которые согрешают и после вразумления не исправляются, посвященным дозволено, потому что и Господь ударами бича изгнал из храма торгующих» (стр. 49 полн. Кормчая; о сем говорит и св. Григорий Двоеслов , см. стр. 77, § 4). Вальсамон в толк. на 9 пр. Двукратного собора; «Наказывается нанесение ударов из мщения и гнева, а ни как не умеренное вразумление учителей не только словом, но и рукою, при воспитании и обучении» (стр. 844). Еще 5 пр. Антихийского собора: «аще же укорен будет (пресвитер или диакон после увещаний со стороны епископа), возмущал церковь , и восставая против ее: то яко мятежник да будет укрощаем внешнею властью» (стр. 156 полн. Кормчая).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

К сим, плоти нашей отцы имехом наказатели, и срамляхомся: не много ли паче повинемся Отцу духовом, и живи будем?» ( Евр. 12:6–9 ). Святой Апостол Петр возводит к духовному разумению скорбей и утешает подвергшихся им следующим образом: «Возлюбленные! Огненнаго искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного. Но так как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если за имя Христово злословят вас, то вы блаженны. Ибо Дух славы и силы, Дух Божий на вас почивает. Теми он хулится, а вами прославляется. Только бы кто из вас не пострадал как убийца, или тать, или злодей, или как мятежник. А если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь. Ибо время начаться суду с дома Божия. Если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? Если праведник едва спасется, то нечестивый и грешный где явится? Итак, страждущие по воле Божией, Ему, как верному Создателю, да предают души свои, делая добро» ( 1Пет. 4:12–19 ) 362 . По наставлению Апостола Павла, попускаемые Промыслом скорби должно принимать с величайшей покорностью Богу, как и Апостол принимал попущенные ему искушения: " благоволю, – говорил он, – в немощех, в досаждениих, в бедах, в изгнаниих, в теснотах по Христе» ( 2Кор. 12:10 ). По наставлению святого Апостола Петра, при нашествии скорбей должно предаваться всесвятой воле Божией и с особенной трезвенностью, твердо держаться Заповедей Божиих, от которых враг старается во время скорби отторгнуть помыслами печали, безнадежия, ропота, гнева, хулы. «Всю печаль нашу возвергнем на Бога, яко Той печется о нас» ( 1Пет. 5, 7 ). Подобает нам «иметь всяку радость», то есть, величайшую радость, «егда во искушения впадаем различна " ( Иак. 1, 2 ): искушения суть признак призвания нас Богом, признак избрания, признак усыновления. Из среды их будем возносить славословие Богу, как возносил его праведный, многострадальный Иов из среды разнообразных бедствий, отовсюду окруживших его ( Иов. 1:21, 2:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010