Надежные сведения об О. вновь появляются с сер. IX в. В это время победившие в Византии иконопочитатели возродили интерес к чудотворной иконе, а сам мон-рь стал одним из важнейших св. мест, почитаемых имп. фамилией. К этому времени при храме существовал мон-рь, к-рый, возможно (по предположению Р. Жанена; Janin. Eglises et monasteres. P. 199-200), был основан при имп. Михаиле III (842-867). Весной 866 г. О. посетил кесарь Варда, соправитель имп. Михаила III, перед тем как отправиться в экспедицию на Крит. Он вошел в храм, чтобы помолиться перед иконой об успехе, но в этот момент с его плеч упал плащ, что было истолковано как роковое предзнаменование ( Theoph. Contin. P. 204; Josephi Genesii Regum libri quattuor/Ed. A. Lesmuller-Werner, I. Thurn. B., 1978. P. 103. (CFHB; 14); Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 2. P. 179). Спустя краткое время в ходе чрезвычайно напряженной борьбы за власть Варда был убит по приказу имп. Михаила III. О почитании иконы «Одигитрия» в О. упомянуто в итинерарии Анонима Меркати между 1063 и 1081 гг. ( Mercati S. G. Santuari e reliqui Constantinopolitane secondo il cod. Ottob. lat. 169//Rendiconti d. Accad. di Archeologica. Napoli, 1936. P. 144). В это время церемониал почитания иконы еще сохранял традиционную форму. Многолюдные крестные ходы с иконой устраивались по вторникам (как и в V в.) (см. в ст.: «Одигитрия» ). В 1094 г. Иоанникий, катигумен О., участвовал в соборном заседании в патриаршем дворце, на к-ром состоялось примирение иерархов К-польской Церкви и митр. Льва Халкидонского. В 1157 г. в мон-рь был отправлен ересиарх Сотирих Пантевген после его соборного осуждения (PG. 140. Col. 196). В 1186 г., когда поднявший мятеж полководец Алексей Врана осаждал К-поль, имп. Исаак II Ангел возглавил процессию с иконой «Одигитрия», к-рую носили вдоль городских стен ( Nicet. Chon. Hist. Vol. 1. P. 382). В 1201 г., когда еще один мятежник, Иоанн Комнин Толстый, сумел захватить Большой дворец, имп. Алексей III Ангел с приближенными и охраной тайно высадился на зап. берегу Боспора, ночью проник на территорию плохо охраняемого дворца через мон-рь и расправился с мятежниками (Ibid. P. 527).

http://pravenc.ru/text/2578201.html

2Фес.2:3 . Итак, никто вас да не обольстит ни коим из подобных образом, и не думайте, что будто бы уже настает день Господа нашего; поскольку, если прежде не придет, или один из его пророков или множество апостолов его, кои имеют явиться пред тем отступником, – но доколе не последует скончание пророков и апостолов его, кои будут посланы пред ним, – и после них придет сам отступник 2487 и будет открыт (явится) человек греха, 2488 сын погибели, – а потом уже будет пришествие (Господа). Отступником назвал его, дабы показать, что как мятежник отпал он и изменил, когда захотел и потому что захотел. Человеком же греха наименовал его, дабы указать на то, что чрез человека (как человек) придет он, а не в образе (только) человека, ибо пришествию Господа нашего подражает, – человеком придет он не из язычников, но из самого народа (Израильского) и из колена Иудина, – не в необрезании, а в обрезании, дабы под предлогом своего происхождения и обрезания пленить народ (Израильский), который ожидает его пришествия именно в таком виде. Кроме того назвал его сыном погибели, самого человека именуя сыном погибели, то есть сыном диавола губителя. —246— 2Фес.2:4 . Который противник есть, 2489 то есть вышних и низших и Господа всяческих, – который, говорит, превозносится, 2490 не над теми, но над всем, что, по имени только, называется Богом или почитается. 2491 Сам он почитает Бога (истинного), дабы привлечь к себе распявших, – и хулит и уничижает всё, что называется (только) Богом или почитается, чтобы тем можно было пленить ум истинных поклонников. Таким образом, он явится и взойдет в храм Божий, чтобы сесть 2492 внутри и именно в церкви Божией. Он не отклоняет в другое какое-либо общество из еретических сект, чтобы не узнали его, – но с презрением отвергает все культы (ложные), чтобы можно было пленить церковь . Поэтому-то и взойдет он в самый храм Божий, чтобы сесть и показать себя, что он есть как бы 2493 Бог. Каким же образом он покажет, что есть Бог истинный? Кроме славы и чести, коими будет облечен, он еще более покажет это посредством той вражды, которую будет вести против еретических сект. Так как он не будет склонять к какой-либо ереси, то, благодаря своей (притворной) любви к чадам Церкви, заставит думать, что любит их, как истинных (чад Церкви), и в храм их придет и сядем, как в храме истины, дабы показать, что он есть Бог. Он порицает лицеме-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Император Ираклий. Патриархи Захарий и Модест Протекли последние годы шестого столетия и первые седьмого, ознаменованного столькими бедствиями для Иерусалима. Патриархи его, святительствовавшие в сие время, известны нам более по имени, нежели по деянием, и даже есть о них разногласия в историках 138 . Зонар говорит, что патриарху Макарию, после второго четырехлетнего правления, наследовал Исаакий, игумен цареградской обители Неусыпаемых и, содержав кафедру двадцать восемь лет, передал ее Амосу; но летописец Никифор называет вместо Исаакия Иоанна, а писатель церковный Евагрий ставит патриарха Амоса между Иоанном и Исаакием, которого называют иногда Исихием. Избрание патриарха Амоса после Иоанна одобрено было настоятелями монастырей палестинских, и все они собрались к нему, чтобы воздать должную честь, хотя Амос отклонял со смирением высокую степень, называя ее тяжким бременем, едва удобоносимым для небесных сил. Один только Афанасий, игумен новой лавры, несколько времени не покорялся избранному патриарху, и ему писал папа римский св. Григорий Великий , дабы он примирился с своим владыкою. Исихию, волею оставившему престол свой, наследовал в 610 году патриарх Захария, избранный из пресвитеров церкви Константинопольской, и он был свидетелем разорения Иерусалимского. Гражданские перевороты империи Греческой навлекли бедствие и Св. граду. После славного, долголетнего правления Иустинианова и двух его преемников, Иустина и Тиверия, лучшего из императоров восточных, Маврикий, зять его, еще продолжил на некоторое время внешнее благоденствие; но мятежник Фока овладел престолом, умертвил его детей, и начались бедствия. Хозрой, царь персидский, под предлогом мести за смерть благодетеля своего Маврикия 139 , который призрел его юность, но более из честолюбия, дабы исполнить обширные замыслы великого деда своего Нуширвана, наступил с сильными войсками на империю и в течение пяти лет постепенно завоевал все её восточные пределы; бежали пред ним военачальники малодушного Фоки. Евреи палестинские, возбужденные надеждою возобладать землею своих предков, предложили помощь свою Хозрою; в числе 26000 присоединились они к войскам персидским и ознаменовали себя повсюду жестокостью против христиан: в Антиохии умертвили они патриарха Анастасия.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

220 . Строго запрещая пресвитерам совершать что-либо без воли епископа, правила тем строже запрещают пресвитеру удаляться от своего епископа и устроят свой алтарь. Апостольское правило 31: «Аще который пресвитер, презрев собственного епископа, отдельно собрания творити будет, и алтарь иный водрузит, не обличив судом епископа ни в чем противном благочестию и правде: да будет извержен, яко любоначальный. Ибо есть похититель власти. Такожде извержени да будут и прочие из клира, к нему приложившиеся. Миряне же да будут отлучены от общения Церковного. И сие да будет по едином, и втором, и третьем увещании от епископа». Антиохийского собора правило 5: «Аще который пресвитер, или диакон, презрев своею епископа, отлучит сам себя от Церкви и начнет творити особые собрания и поставит жертвенник, а, призываемый епископом, не покорится, и, быв призываем единожды и дважды, не послушается: таковый да будет совершенно извержен из своею чина и отнюдь не может до служения допущен быти, ниже паки восприяти прежнюю свою честь. Аще же упорен будет возмущая Церковь , и восстанет против неё: то, яко мятежник, да будет укрощаем внешнею властию». 221 Посему Новат и Маркион за то, что без ведома своих епископов воздвигли алтари и приносили жертвы – первый в Риме, а последний в Арлесе, были осуждены своими епископами, как раскольники. 222 Такому же осуждению подлежат беглые попы Белой Криницы, устроившие без вся кого на то архиерейского разрешения алтари в Белой Кринице; таких лиц св. Ириней называет «людьми подозрительными, еретиками и злонамеренными отступниками, горделивыми, самолюбивыми»… 223 Итак, беглые попы Белой Криницы были в полном смысле слова раскольниками, отделившимися от православной Церкви, порвавшими с нею связь…, и, как таковые, по смыслу вышеприведенных правил подлежат извержению из священного сана. Паству, окормляемую сими беглыми попами, составляли, очевидно, не чада Церкви Христовой, а чада дерзко и безумно порвавшие связь со своею Матерью-Церковью и самовольно обрекшие себя на вечную погибель вне единоспасающей Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Еще в Феврале 1536 года Королевский Вельможа, пан Юрий Радзивил, писал к любимцу Елены, Князю Телепневу (чрез его брата, бывшего Литовским пленником) о пользе мира для обеих Держав: Телепнев ответствовал, что Иоанн не враг тишины. Но долго спорили о месте переговоров. Сигизмунд, прислав знатного чиновника поздравить Иоанна с восшествием на трон, желал, чтобы он, будучи юнейшим, из уважения к его летам отправил своих Вельмож в Литву для заключения мира; а Бояре Московские считали то несогласным с нашим государственным достоинством. Сигизмунд должен был уступить, и в начале 1537 года приехал в Москву Ян Глебович, Полоцкий Воевода, с четырьмястами знатных Дворян и слуг. Следуя обыкновению, обе стороны требовали невозможного: Литовцы Новагорода и Смоленска, мы Киева и всей Белоруссии; не только спорили, но и бранились; устали и решились заключить единственно перемирие на пять лет с условием, чтобы мы владели новыми крепостями Себежем и Заволочьем, а Литва Гомелем. Следственно, война кончилась уступкою и приобретением с обеих сторон, хотя и неважным. Боярин Морозов и Князь Палецкий отвезли перемирную грамоту к Сигизмунду. Они не могли склонить его к освобождению пленных Россиян. Дозволив Великокняжеским Послам свободно ездить чрез Литву к Императору и Королю Венгерскому, Сигизмунд не согласился пропустить Молдавского чиновника к нам, сказав, что Воевода Петр есть мятежник и злодей Польши. Если Политика Великих Князей не терпела согласия Литвы с Ханами Крымскими, всячески питая вражду между ими: то и Крымцы не любили видеть нас в мире с Литвою, ибо война представляла им удобность к грабежу в наших и Королевских областях. Ислам, с неудовольствием сведав о мирных переговорах, уверял Иоанна в своей готовности наступить на Короля всеми силами и, в доказательство ревностной к нам дружбы, уведомлял, что Князь Симеон Бельский, приехав из Константинополя в Тавриду, хвалится с помощию Султана завоевать Россию. «Остерегись, – писал Ислам: – властолюбие и коварство Солимана мне известны: ему хочется поработить и северные земли Христианские, твою и Литовскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

В возникшей войне сына против отца Ахитофел готов был идти до логического конца – до цареубийства. Но когда Авессалом отверг его радикальный план, как расправиться с Давидом, старый интриган сразу понял, что оба они проиграли – и малодушный мятежник, и он сам. Не дожидаясь разгрома и гибели Авессалома, он оседлал осла, и собрался, и пошел в дом свой, в город свой, и сделал завещание... и удавился, и умер, и был погребен в Гило, в гробе отца своего ( 2Цар. 17, 23 ). Почти три тысячи лет спустя, в середине XIX в., Бет-Джала стала ареной другой необъявленной войны: состязания католических и православных миссионеров на ниве просвещения. Назначенный римским папой в 1847 г. на восстановленную, со времени крестоносцев пустовавшую кафедру Латинского Патриарха Иерусалимского Иосиф Валерга основал здесь школу для арабских детей, на основе которой возникла ныне действующая католическая духовная семинария. Архимандрит Антонин (Капустин) , начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, человек не менее основательный и инициативный, приобрел в Бет-Джале в 1866 г. участок (это было, кстати, одно из первых его приобретений в Святой Земле, «кирпичик» будущей Русской Палестины) и построил на нем «в пику латинянам» православную школу для девочек. Впоследствии она была преобразована в Женскую Учительскую семинарию, готовившую преподавательниц для местных начальных школ. Она просуществовала под эгидой Императорского Православного Палестинского Общества до 1917 г. и во многом способствовала формированию палестинской арабской интеллигенции. Одна из учениц школы (О. В. Оде-Васильева) была потом, уже в советское время, профессором арабского языка в Ленинградском университете. Здание русской школы вам покажут в Бет- Джале и сегодня. Главной церковной достопримечательностью Бет-Джалы является ныне храм Свт. Николая Чудотворца, воздвигнутый в 1925 г. В житии святителя Николая Чудотворца рассказывается о его паломничестве в Иерусалим и Святую Землю. По преданию, двери храма Гроба Господня сами собой распахнулись перед святым паломником. Он и навсегда хотел остаться в Палестине, если бы не откровение Божие, повелевшее вернуться на родину. По возвращении в Патары он основал там Сионский монастырь – в знак внутренней связи с Сионской Матерью Церквей – и был в нем одно время архимандритом. Но судьба навсегда свяжет его имя с другим городом – Мирами Ликийскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Пилат, расспросив Его и уразумев, что Он добра делатель, а не злодей, не мятежник, желавший царствовать, отпустил Его, ибо Он исцелил его умирающую жену. И Он, пойдя туда, где обычно пребывал, творил Свои обычные дела. И снова еще больше людей собралось вокруг Него, и Он славился Своими делами больше всех. Снова законники уязвились на Него завистью и дали Пилату 30 талантов, чтобы [он] Его убил, а он, взяв [деньги], дал им волю, чтобы они сами исполнили свое желание. И искали удобного времени, как бы Его убить… Они же распяли [Его] вопреки отеческому закону и много надругались над Ним… Потом второй мятеж подняли иудеи. Ибо священный клад, называемый Корван, Пилат взял и употребил на устроение труб водных, желая провести [воду]… И к людям, вопиющим к нему, он пост [воинов] избить их дреколием. И растоптано было бегущих 3000, а прочие убиты… Тогда Клавдий своих властителей послал к ним в свое царствие: Куспия Фада, Тивирия Александра, чтобы сохранить народ в мире, не дать никому отступиться от чистого закона… Многие явившиеся тогда служители прежде описанного Чудотворца рассказывали людям о своем Наставнике, что живой есть, хотя и умер, и освободит вас от рабства. И многие из народа слушали их и повелениям их внимали, не славы ради». 116 Этот фрагмент вызывает множество споров. Прежде всего обращает на себя внимание то обстоятельство, что в приведенной выдержке имя Спасителя не названо. Следовательно, мы не можем считать весь отрывок вставкой христианского редактора, который намеренно не мог пропустить имя Господне. Так вполне мог писать правоверный иудей. В талмудической литературе замена имени Иешу ха-Ноцри неопределенным «Некий» прямо свидетельствует о тенденции к сокрытию и утаиванию имени Спасителя. 117 С другой стороны, трудно допустить, чтобы Флавий писал в таких выражениях: «…естество и образ Его был человеческий, вид же выше человеческого, а дела Его божественны», или «мне невозможно назвать человеком». Однако следующие предложения: «творил Он чудеса дивные и сильные» и «только словом все устраивал. И многие из народа последовали за Ним и слушали Его учение»; «Они же [иудейские законники] распяли [Его] вопреки отеческому закону и много надругались над Ним» вполне могут принадлежать перу правоверного иудея. Сравните вышеприведенные цитаты с раввинской традицией: «Иешу… творит великие знамения и чудеса»; «привели Ему одного парализованного; Он произнес над ним тайное Имя, возложил на него руку, и тот стал ходить»; «когда сыны Израилевы увидели, что некоторые язычники уверовали в Него, они составили совещание и положили схватить Его» 118 ; «в канун субботы, в канун Пасхи повесили Иешу» 119 , «и распят на кресте, и всякий проходивший говорил: «кажется, что это царь распят»» 120 .

http://azbyka.ru/voskresenie-hristovo-vi...

Чудеса Коломенские Начало «бунташного века» было для Коломенского столь же трудным, как и для всей России. Летом 1605 года здесь стояли войска Лжедмитрия I. Всего лишь через год он был убит восставшими москвичами. Самозванца сначала похоронили на Убогих домах при Покровской заставе (ныне улица Таганская), но потом вырыли его тело и сожгли в селе Котлы, что находилось в версте от Коломенского. А в 1606 году здесь расположился лагерем мятежник Иван Болотников, который на волне смуты вел в Москву очередного самозванца, «царевича Петра», якобы сына царя Феодора Иоанновича. Из Коломенского он отправился походом на Москву, но правительственные войска дали бой у самых стен столицы и отбросили Болотникова обратно в Коломенское, где он потерпел осаду «огненными ядрами» и ушел в Калугу. После своего воцарения Михаил Федорович Романов сразу же повелел устроить в Коломенском новую дворцовую церковь в честь Казанской иконы Богоматери, спасшей Русь от смуты. Построили ее только при царе Алексее Михайловиче, в 1653 году, и приурочили освящение к памятной дате: под крестом храма было начертано, что он возведен в честь 100-летия взятия Казани. Именно при «Тишайшем» государе Коломенское переживает свой расцвет: здесь возводится знаменитый деревянный дворец, сказочный терем, названный восьмым чудом света еще Симеоном Полоцким, писавшим: «Красоту его можно есть равняти/Соломоновой прекрасной полате». Иногда его даже сравнивают с Кносским дворцом на острове Крит. В нем было 270 комнат и три тысячи слюдяных окон, росписью хором заведовал сам Симон Ушаков, а у ворот стояли деревянные львы, покрытые шкурами, вращавшие глазами и грозно рычащие при помощи искусного внутреннего механизма. Еще два таких льва стояли по бокам от царского трона и раскатисто рыкали при приближении к нему послов. Дворец соединялся крытым переходом с новоустроенным домовым Казанским храмом, в котором была своя иерархия молящихся: свита молилась в трапезной, а самые приближенные – в храме перед иконостасом. С ликвидацией дворца в XVIII веке Казанская церковь стала приходским храмом села Коломенского и служба под ее сводами прерывалась лишь в 1941–1942 годах.

http://pravoslavie.ru/523.html

О сих веех от священного собора стязан бяше и не покорися, клеветник и мятежник, паче же злобу злобе прилагая, укори в лице весь священный собор, вся неправославным нарицая». За подобные же вины собор судил и всех других защитников старины, причем настоятельно требовал от них только одного, чтобы они не хулили новоисправленных книг и их приверженцев, не произносили бы хулы на всю русскую церковь за то что она будто бы, ради признания новоисправленных книг, потеряла православие и сделалась еретическою. При этом собор терпеливо старался разъяснить каждому подсудимому законность и правильность Никоновской реформы и вместе полную ошибочность и несостоятельность их возражений против нее. Относительно, например, суздальского священника Никиты Добрынина соборные деяния говорят: «начата ему архиереи отверзати умная очеса и являти его невежества, толковати же божественных писаний трудности; он же, окаянный, уподобися аспиду, затыкающему ушеса своя на глас овевающего, не хоте и слушати архиерейских увещаний, но гордостию диявольскою напыщен быв, глагола единого себе искуснейша быти божественных писаний, ниже вси архиереи. Обаче они, яко добрии врачеве, презирающе и завывающе вся укоризны и ругания его нестерпимая, не престаша его молити же и увещати ко обращению». Или, например, относительно дьякона Федора соборные деяния говорят: «начата его архиереи увещати со любовию, да приидет в чувство, и показаша ему, яко вся по преданию святых отец благочестно исправились, благодатию пресвятого и животворящего Духа; он же, от князя тьмы помрачен сый во уме своем, ничесому же внимающе, но во своем упорстве укрепляшеся». Но даже и к таким непокорным лицам собор оказывал возможное снисхождение. Так, в соборных деяниях относительно Аввакума заменено, что за свое упорство и нераскаянность он подвергся конечному соборному суждению; однако же и после того «паки увещен бе ко обращению; но тщетен труд и ждания бяше», и уже только после этого последнего увещания он сослан был в Пустогерский острог.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

На вопрос о Христе и Его Царстве, что это такое, где и когда оно явится, они ответили, что оно не от мира и будет не на земле, а на небе с ангелами и явится при свершении века, когда Христос, придя во славе, будет судить живых и мертвых и воздаст каждому за его жизнь. Домициан, не найдя в них вины, презрительно посчитал их глупцами и отпустил на свободу, а гонение на Церковь прекратил указом”» (Церковная история. 3, 19-20). Поэтому вопрос о том, действительно ли Иисус происходил из рода Давидова, предлагаю закрыть. … А теперь мы можем вернуться к нашей теме. Что означали слова умирающего Христа: Элои! Элои! ламма савахфани? – что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? ( Мк. 15:34 )? Эти слова, как кажется, нужно рассматривать в контексте всего того, о чем мы сказали выше. Вся жизнь Иисуса показывала, что – да! – Он и есть Тот Самый долгожданный Царь из рода Давидова – Царь Иудейский. Только не такой, какого ожидала толпа. И весь рассказ о Страстях Христовых передает напряжение между двумя этими полюсами: 1 – Христос – Истинный Царь из рода Давидова; 2 – Но Царство Его не от мира сего, оно другого рода. И Сам Он – Царь, пришедший не в силе и со властию, а в уничижении и с Истиной. Вот смотрите, как парадоксально, с ювелирной точностью выражена эта антиномия в Евангелиях. Я отмечу антиномичность ситуации косой чертой: Иисус грядет на Страсти как полномочный царь – на осле/Осел – это животное, используемое царем в мирное время; во время войны царь пересаживался на боевого коня. Народ встречает Христа воинственными кличами, которые подходят только к Царю из рода Давидова (в кумранских рукописях обнаружены идентичные возгласы, и они связаны с идеями освободительной войны против Рима)/Иисус никак не отвечает на эти народное воодушевление, не поддерживает его. Иисуса  арестовывают и ведут к Понтию Пилату, обвиняя в том, что Иисус – Царь Иудейский, а, значит, потенциальный мятежник и опасная политическая фигура/Иисус все время молчит. (Просто перечитайте еще раз эту историю:

http://azbyka.ru/parkhomenko/pokinul-li-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010