Чтобы предотвратить возможность каких-либо беспорядков со стороны нахлынувших в Никею, ненужных при соборных совещаниях людей, каковы были различные монахи и клирики, – попечительный император приказывает очистить этот город от подобных скопищ. Маркиан издает на имя Никейского военачальника такой указ: «некоторые, как мы слышали, нахлынувшие в Никею клирики, монахи и миряне, привыкшие расстраивать и возмущать приятное Богу благочиние, покушаются произвести шум, восставая против того, что нам угодно; потому мы сочли за необходимое отправить к тебе это послание, чтобы ты с полною властью и всячески изгонял из города и из самых областей этих, как клириков проживающих там без нашего приглашения или без дозволения своих епископов, будут ли то клирики, находящиеся в этом звании или какие-либо отлученные своими епископами, – так и монахов и мирян, которых никакая причина не призывает на собор. Ибо знай, что если найден будет там проживающим какой-либо мятежник, то тебе угрожает неминуемая опасность» ( Дeяh. III, 113–114 ). Впрочем, собору не суждено было состояться в Никее, как предполагалось. Сообразно с императорским указом к назначенному сроку, к 1 сентября, собрались в Никею многие епископы для собора; но Маркиан, занятый в это время войною и некоторыми другими важными делами, требовавшими его личного присутствия, медлил явиться на Собор, как он обещал это прежде, и просил собравшихся отцев об отсрочке соборных заседаний дотоле, пока он сам не найдет возможности прибыть на собор, что должно было случиться, по мнению императора, в непродолжительном времени ( Дeяh. III, 112–113 ). Но так как однако же прибытие императора и после этого чрезвычайно замедлилось, то собравшиеся отцы отправили ·к императору письмо, в котором выражали, что такое выжидательное положение становится для них очень обременительным, в особенности для хилых и больных из них ( Дeяh. III, 117 ). Вследствие этого император решился перенести собор из Никеи в г. Халкидон, который находился в самом близком расстоянии от императорской столицы – Константинополя 254 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Ведь, мятежником не был и Никон. Какой же это был мятежник, когда он, по изгнании из московской губернии, тщетно добивался от царя Алексея ласкового слова, как великой милости Божией? Один из членов предсоборного присутствия говорит: «после 200 лет акефалии (в церкви) у нас сознали теперь, что как голова (разумеется патриарх), без тесного единения с организмом (остальною церковью) не может успешно действовать, так и организм без головы не может действовать правильно. Нам предстоит теперь, выражусь уподобительно, голову соединить с телом. Русская церковная жизнь пережила логические моменты соответствующие синтезу и антитезу; теперь предстоит по закону логики истории 84 синтез. Патриарший период – тезис, синодальный – антитезис. Синтез – это будет соединение единоличной —49— власти с соборной» 85 . Но ведь, ничего не стоило тоже самое сделать и нашему Петру: сведения о синодах, состоящих при патриархе, мог доставить ему такой знаток каноники и церковной истории, каким был Феофан Прокопович 86 . Положим говорят, что вообще «синодальное устройство не имеет под собою канонического законодательства»; но ведь, синоды и раньше и во времена Петра существовали при восточных патриархах, в особенности константинопольском. А пример в практике церковной часто заменяет канонические правила: церковь в очень многом руководится так называемым преданием. Но Пётр ничего такого не хотел. Он ненавидел патриаршество, как носителя власти большого значения, но бесполезной, с его точки зрения. И трудно понять рассуждение наших современников, фигурирующих в качестве лиц компетентных по вопросам церковной политики и утверждающих, что патриаршество было лишь «внешним декорумом» или даже «красивым мыльным пузырём». Декорации, как известно, снимают с гвоздей не цари, а рабочие, а мыльные пузыри пускают и со смехом превращают в водяную пыль дети, не исключая четырёхлетних младенцев. Уничтожение патриаршества Петром есть лучшее доказательство большого церковного значения этого института. Не с декорациями и не с мыльными пузырями пришлось иметь дело императору.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

8. Посему душам нашим должно из настоящего состояния перейти в другое состояние, и измениться в Божественное естество, из ветхих соделаться новыми, то есть из негодных и неверных — добрыми, честными и верными; и таким образом, прийти в благоустройство, став благопотребными для небесного царства. И блаженный Павел о своем пременении и о том, как уловлен был он Господом, пишет следующее:  гоню же аще и постигну, о немже и постижен бых от Христа(Фил. 3, 12). Как же уловляется он Богом? Как мятежник, захватив кого-нибудь в плен, уводит к себе, а потом сам уловляется истинным царем: так и Павел, когда действовал в нем мятежнический дух греха, гнал и расхищал Церковь: но поелику делал сие по неведению, не из противления Богу но как бы подвизаясь за истину, то и не презрел, но уловил его Господь. Небесный и истинный Царь, неизреченно облистав его, сподобив слышать Свой глас и, ударив в лице, как раба, даровал ему свободу. Видишь Владычную благость и то, как души, прилепившиеся к пороку и ожесточенные, Господь может в одно мгновение времени изменить и сообщить им Свою благость и мир. 9. Все возможно для Бога, как и было с разбойником; во мгновение времени изменен он верою и введен в рай. Для того пришел Господь, чтобы души наши изменить, воссоздать и соделать их, по написанному, причастницами Божественного естества (2 Петр. 1, 4), и в душу нашу вложить душу небесную, то есть, Божественного Духа, путеводствующего нас ко всякой добродетели, чтобы могли мы жить вечною жизнью. Посему всем сердцем должны мы веровать неисповедимым обетованиям Его; ибо неложен Обетовавший. Надлежит нам возлюбить Господа, всемерно стараться преуспевать во всех добродетелях, неутомимо и непрестанно просить, чтобы всецело и совершенно приять нам обетование Духа Его, да оживотворятся души наши, пока еще мы во плоти. Ибо если душа в сем еще мире не примет в себя святыни Духа за многую веру и за молитвы, и не сделается причастною Божественного естества, срастворяясь благодатью, при содействии которой может непорочно и чисто исполнить всякую заповедь то она непригодна для небесного царства. Что доброго приобрел кто здесь, то самое и в оный день будет для него жизнью, по благодати Отца и Сына, и Святого Духа, во веки. Аминь.

http://bible.predanie.ru/nedelya-7-aya-p...

В одно время столица узнала о сем бедствии и читала воззвание Жолкевского к ее жителям, распространенное в ней деятельными единомышленниками Салтыкова. «Виною всех ваших зол, – писал Гетман, – есть Шуйский: от него Царство в крови и в пепле. Для одного ли человека гибнуть миллионам? Спасение пред вами: победоносное войско Королевское и новый Царь благодатный: да здравствует Владислав!» Еще Василий, не изменяясь духом, верный твердости в злосчастии, писал указы, чтобы из всех городов спешили к нему последние люди воинские, и в последний раз, для спасения Царства; ободрял Москвитян, давал деньги стрельцам; хотел писать к Гетману, назначил гонца, но отменил, чтобы не унизиться бесполезно в таких обстоятельствах, когда не переговорами, а битвами надлежало спастися. Города не выслали в Москву ни одного воина: Рязанский мятежник Ляпунов не велел им слушаться Царя, вместе с Князем Василием Голицыным крамольствуя и в столице, волнуемой отчаянием... Грозы внешние еще умножились: явился и Лжедимитрий в поле с бесстыдным Сапегою, который за несколько тысяч рублей, доставленных ему из Калуги, снова обязался служить злодею. Они надеялись предупредить Гетмана и взять Москву, думая, что она в смятении ужаса скорее сдастся дерзкому бродяге, нежели Ляхам. Сей подлый неприятель еще казался опаснейшим Царю: сведав, что союзники, вызванные им из гнезда разбоев, сыновья Хана, уже близ Серпухова, Василий отрядил туда знатных мужей: Князя Воротынского, Лыкова и чиновника Измайлова с дружиною Детей Боярских и с пушками, чтобы вести их против Самозванца: но Крымцы, встретив его в Боровском уезде, после дела кровопролитного ушли назад в степи, а Воротынский и Лыков едва спаслися бегством в Москву. Все кончилось для Василия! Снова торжествовал Самозванец; снова обратились к нему изменники и счастие. Сапегины Ляхи осадили крепкий монастырь Пафнутиев, где начальствовали верный Князь Михайло Волконский и два предателя: первый сражался как Герой; но младшие чиновники Змеев и Челищев впустили неприятеля.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Четвертое постановление: «Всякий епископ, низложенный Собором со своего престола, справедливо ли, нет ли, дерзнувший взойти на него самовольно, не очистив своего осуждения тем или другим Собором и не будучи своими судьями призван вновь к отправлению своих епископских обязанностей, – да будет отлучен от Церкви без дозволения впредь оправдывать себя, и всякий, кто участвовал в его незаконном возвращении или сносился с ним, – да будет, как и он, отлучен от Церкви». Пятое постановление прибавляло: «Если священник или епископ, отлученный от Церкви, продолжает возбуждать волнения, то должен быть усмиряем властью светской, как мятежник». «Что же должно делать, – прибавил оратор, – в настоящем случае? Иоанн был низложен с престола Собором в Дубе; он возвратил себе его по собственной доброй воле, обманом, без разрешения новым постановлением, – и уже этим одним поступком он поставил себя вне Церковных законов. Чего же он теперь просит от нас? Он испрашивает своего оправдания в преступлениях, послуживших к его низложению, он хочет защищать перед нами свою невинность и доказать нам, что был осужден несправедливо. Но справедливо ли он осужден или не справедливо – это не касается нас. Иоанн перестал быть подсудным суду церковному, Иоанн более не епископ и не пресвитер; он – отлученный, и мы не можем ни выслушивать его защиты, ни сообщаться с ним без того, чтобы не навлечь на самих себя наказания отлучения; того требуют сейчас прочитанные мною соборные постановления. Дальнейший наш путь ясен: мы ничего не можем делать в этом процессе иного, как призвать содействие светской власти, чтобы положить конец злоупотреблениям, которые волнуют Церковь и покрывают ее бесславием; это предписывают те самые соборные постановления», Таков был план нападения, внушенный патриархом Александрийским, – план поистине дьявольский, потому что если бы такой порядок дела одержал на Соборе верх, то сам Златоуст своим горячим желанием доказать свою невиновность вырыл бы пропасть, в которой должен был погибнуть. Признав свою некомпетентность в пересмотре дела, к тому же окруженном всевозможными затруднениями, Собор тем самым только подтвердил бы прежний приговор, он даже присоединил бы значительную новую вину: из просто низложенного епископа Иоанн обращался в отлученного от Церкви, которому воспрещено просить своего оправдания. Надо сознаться, Феофил оказался достойным самого себя – никогда еще дух злобы не обнаруживал большей извращенности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Посему, со стенанием, но со властию блаженного Петра, нам должно сказать: за описанные выше бесчинства, мы определяем вам быть чуждыми диаконского достоинства, и снимая с вас вышеупомянутое достоинство, отрешаем вас от всякого отправления левитской должности, так что вы не имеете более никакого права отваживаться делать что-нибудь во имя левитского звания или степени, или пиша, под именем диаконов, снова возмущать Церковь Божию: потому что, на основании апостольского полномочия и отеческих правил, вопреки которым вы многое сделали по своему гордому и нечестивому духу, мы вас, давно достойных осуждения, лишаем власти, которая теперь у вас есть. И чтобы все знали, что мы сделали это справедливо, по месту, на которое Бог благоволил нас поставить, и властию блаженного апостола Петра, мы приводим постановления канонов, которые читал и одобрил святой халкидонский собор. „Архидиакон Аетий прочитал: если который пресвитер или диакон, презрев своего епископа, отделится от церкви, и начнет делать свои собрания, и поставит жертвенник, и призываемый епископом не покорится, и не захочет повиноваться ему, и не послушает, быв призываем однажды и дважды: таковый да будет извержен совершенно, и отнюдь не может быть допущен до служения, ни опять получить свою честь. Если же будет упорен, возмущая церковь и восставая (против нее), то да будет он укрощаем внешнею властию, как мятежник 186 . Все почтеннейшие епископы воскликнули: это канон правый, это канон святых отцов“ 187 . И постановляем, что если вы еще при нашей жизни, как мы желаем, снова признаете матерь Церковь , со смирением и кротостию принесши покаяние, согласно с канонами, то сообразно с этим дано будет нами прощение. Если же (чего мы не желаем) вы, по обычной гордости, замедлите возвратиться к матери Церкви с покаянием, установленным правилами, то пусть соблюдается в отношении к вам решение соборов, правила которых мы привели, чтобы и после нашей смерти никто не дерзал – произносим это по власти блаженного Петра, место которого, хотя недостойно, занимаем, исполняя правила канонов, – восстановлять в церковной степени Иоанна, Геронтия, Северина, Импортуна, Иоанна и тех участников вашего зоговора и скопа, кои, Бог дал, стали известны, которых мы в свое время сделали добрыми воинами церкви, в которой мы, по воле Божией, председаем: впрочем, чтобы и они и другие не были в неизвестности, пусть знают, что настоящим приговором они отрешены от должности иподиаконов и нотариев или защитников, и не имеют более совершенно никакой степени в нашей церкви; разве, быть может, и они приклонят выю под каноническое покаяние, как мы выше сказали, еще при нашей жизни на сем свете.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Не поноси человеку обращающуся от греха: помяни, яко вси есмы во епитимиах. Сир.8:6 . 5–6. Живой по плоти, но мертвый по духу, есть живой мертвец, подлежащий по плоти очищению духа страданиями. 6. Духовная жизнь в Боге не возможна без умерщвления плотской (сл. выше 1Пет.3:18 ). Посему сказано: встань спящий, воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос ( Еф.5:14 ). 8. Любовь спасает нас от многих грехов. Ибо любовь долготерпит, милосердствует; не завидует, не превозносится, не гордится; не бесчинствует (не соблазняет постыдными делами), не ищет своего, не раздражается, не помнит зла; не радуется неправде, а радуется истине ( 1Кор.13:4–6 ). Ненависть воздвизает распрю: всех же нелюбопрителных покрывает любовь. Притч.10:12 . Чем кто усерднее любит ближнего, тем более прощается тому грехов; а кто любит мало, тому мало и прощается. 9. Помогайте в нуждах один другому, упражняйтесь в странноприимстве, без роптания ( Рим.12:13 ). 10. Благодать Божия многоразлична, и всякий имеет от Бога свой дар, которым должен служить другому ( Еф.4:11, 12 ; Рим.12:6–8 ). 12. Страдания очищают нашу веру, как огонь серебро или золото (выше 1Пет.1:7 ), а посему и уподобляются огню. 13, 15. Убийца, тать, злодей, мятежник не участвуют в Христовых страданиях, если не покаются. Переноси страдания как добрый воин И. Христа; ибо кто незаконно (за свою вину или не по воле Божией) будет подвизаться в страданиях, тот не получит от Бога нетленного венца ( 2Тим.2:5 ). 17–18. На страшном суде Божием и праведник едва спасается ( Мф.25:9 сл.), а нечестивый и грешный далеко от Бога явится (будет отринут во тьму кромешнюю Мф.8:12 ). Суд Божий начнется с Израильтян, коим принадлежат и усыновление, и слава ( Деян.13:46 ), и заветы ( Лк.1:72 ), и законоположение, и Богослужение, и обетования; а кому много дано, с того много и взыщется ( Рим.9:4 ; Лк.12:48 ). Гл. 5. Ст. 2–3. Усердие, бескорыстие и смирение ( 1Пет.5:3 ) Пастыря церкви должны быть для всех примером. 5. Духовный пастырь есть старший в духовном своем стаде ( 1Пет.5:3 сл.), а младшие повинуются старшему.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Между тем, когда Калоян погиб при осаде Фессалоник, Стрез тут же восстал против его племянника и наследника Борило. В результате быстрого и неожиданного удара мятежник захватил почти половину Болгарского царства. Сербский жупан поддерживал Стреза в его устремлениях. Король Борило неоднократно просил Стефана прекратить помощь восставшему князю. Но великий жупан, вероятно, считал, что Борило является для него более опасным противником, нежели Стрез. Вместо того чтобы пойти навстречу желанию болгарского короля, Стефан заключил союз со Стрезом, беря его как вассала под свою защиту. Оба, держа руки на Священном Писании , поклялись во взаимной верности. Борило был не способен бороться и противостоять им. В те времена там, где уже ничто не помогало, помогала женитьба. Побежденный король Болгарии выдал юную родственницу за латинского императора, став другом и военным союзником латинян. Объединенными силами они напали на Сербию и дошли почти до Ниша. И именно тогда произошел удивительный случай, в корне изменивший всю ситуацию. Ночью над войсками агрессоров явился в воздухе преподобный Симеон, гневно им угрожавший. Трепеща от страха, армии поспешно отступили в свои уделы. Спустя некоторое время союзники подкупили Стреза и помогли ему собрать сильное войско для нападения на Сербию. Стефан, извещенный о коварном намерении предателя, послал Стрезу предупреждение, но тот не ответил. Тогда сербы провели мобилизацию для защиты своей страны. И вот в это тревожное время Савва вызвался лично отправиться к Стрезу, чтобы вразумить его. Получив согласие брата, Савва с несколькими сопровождающими отправился в Просек, резиденцию принца-предателя. Просек был не город, не село, а узкое ущелье меж высоких скал, по которому протекает река Вардар. На четырехсотметровой скале Стрез воздвиг крепость, в которой и жил. Здесь он проводил разгульную жизнь, предаваясь объедению и пьянству в соответствующем обществе. Любимым развлечением Стреза было издевательство над пленниками. После зверских истязаний людей бросали со скалы в реку, и Стрез кричал вслед несчастной жертве: «Не замочи кафтан!» Стефану доводилось слышать об изуверствах своего подопечного, много раз он пытался образумить его, но без успеха.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Время счастливых возвратов было для нас уже недалеко. Нечаянная весть о взятии Смоленска поразила Юрия Святославича; изумила и Великого Князя так, что он вообразил себя обманутым и, призвав Юрия, осыпал его укоризнами, говоря: «Ты хотел единственно обольстить меня лукавыми предложениями: Смоленск не мог сдаться Литве без твоего повеления». Напрасно сей несчастный Князь уверял, что виною тому измена Бояр: Василий остался в подозрении, и Юрий, не находя в Москве ни защиты, ни самой личной для себя безопасности, решился искать той и другой в вольном Новегороде. Государствование Василия Димитриевича было для Новогородцев временем беспокойным: они никак не могли долго жить с ним в мире, видя его непрестанные покушения на их свободу и достояние. Так он (в 1401 году) велел Митрополиту задержать в Москве Новогородского Архиепископа Иоанна, который ревностно ходатайствовал за гражданские права своей духовной паствы. „Так, чрез несколько месяцев, воины Великокняжеские схватили в Торжке двух знаменитых Бояр, неприятных Государю, и взяли все их имение. Так рать Московская без объявления войны вступила в Двинскую землю, будучи предводима Новогородскими изменниками, Айфалом и братом его, Герасимом расстригою, ушедшим из монастыря: они пленили Двинского Посадника, многих Бояр и везде грабили без милосердия; но, разбитые в Колмогорах, оставили пленников и бежали. (Сей мятежник Айфал, не успев в замыслах против отечества, разбойничал после на Каме и Волге, имея у себя до 250 судов; был в плену у Татар и наконец убит на Вятке Михайлом Рассохиным, подобным ему беглецом Новогородским.) – Хотя великий Князь освободил взятых в Торжке Бояр и Архиепископа Иоанна, более трех лет сидевшего в келье Николаевского монастыря; однако ж Новгород ждал и впредь с его стороны таких же утеснений, будучи готов противиться оным. Юрий Святославич с сыном Феодором, братом Владимиром и Князем Симеоном Мстиславичем Вяземским явился там среди народа и смиренно просил убежища. Новогородцы любили казаться великодушными в таких случаях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Феодор Дука Ангел Комнин – деспот Эпира (1215–1230) 304–306, 312 Феодор из Мисфии – византийский военачальник 225, 226, 231 Феодор Лалакон – византийский воин 207 Феодор Продром – византийский писатель 255 Феодор Стратилат – святой великомученик 210, 211, 213, 232 Феодор Студит – византийский богослов, исповедник иконопочитания, преподобный 107 Феодора – жена императора Феофила 184 Феодора – жена Юстиниана II 119, 120 Феодора – сестра императрицы Зои 235 Феодора Комнина – жена Генриха Австрийского 269 Феодосий I Великий – византийский император (379–395) 21, 31, 32, 42, 58–61 Феодосий II – византийский император (408–450) 42 Феодосий – сын Атаульфа 62 Феодосий Месоникт – византийский воин 202 Феотим – епископ Скифии 39 Феофан – византийский полководец, патрикий 179–181 Феофан Готский – епископ, участник I Вселенского Собора 17 Феофан Исповедник – византийский хронист, исповедник иконопочитания (ок. 760–818) 107, 108, 155, 176, 182, 216 Феофил – византийский император (829–842) 144, 184, 218 Феофил – епископ александрийский 39 Феофил, епископ евхаитский – см. Филофей Феофил – митрополит готский, участник I Вселенского Собора 32 Феофил – приближенный Юстиниана II 119 Феофилакт – кувикулярий 120 Феофилакт Симокатта – византийский историк (ок. 580-х гг. – после 641 г.) 97, 98, 112 Фивадий – участник свадебной церемонии Атаульфа 62 Филемут – предводитель герулов 69 Филипп – римский император (244–249) 18 Филиппик (Вардан) – византийский император (711–713) 121, 122 Филоксен – посланник 53 Филон – еврейский философ-платоник 15 Филосторгий – церковный историк, арианин (ок. 368–440) 21, 22, 24 Филофей (Феофил) – епископ евхантский, дипломат 192 Фока – византийский император (602–610) 95 Фома – один из двенадцати апостолов 16 Фома – евнух, приближенный императора Мануила I 272, 273 Фома Славянин – мятежник 176 Фотий – патриарх константинопольский (858–867, 877–886) 21, 26, 46, 58, 60,129, 131, 132, 177, 178, 182 Фраат, сын Фраата – парфянин, заложник 65 Фравиф – византийский полководец 33–35

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010