Астах, нар. от Аристарх (см.) Ася, уменьш. от Александра, Анастасия, Ксения и др. Ателла, произвольное образование Афанасий, гр. «бессмертный» Афиния, гр. «принадлежащая Афине» Афиноген, Финоген, гр. «потомок Афины» Африкан, лат. «африканский» Аэлита, от имени героини одноименного романа А. Н. Толстого гр. «воздух и камень» Белла, лат. «красивая» Берта, герм. «блестящая, светлая» Богдан, русск. не церковное, не календарное имя «данный богом» Болеслав, слав. «славнейший» Борис, Барис, русск, см. Борислав Борислав, др. русск., от бор – (бороться) и слав – (слава) Бронислав, др. русск. от боронити (защищать) и слав. – (слава) Бронислава, русск. ж. к Бронислав Вавила, Вавил, др. евр. «мятежник, бунтовщик» Вадим, русск. от Вадимир «забияка» («вадити мир, нарушать мир») Валентин, лат. «сильный, крепкий» Валентина, ж. к Валентин Валериан, Валерьян, лат. «Из Варии» (город в древней Италии) Валерий, лат. «здоровый, бодрый» Валерия, ж. к Валерий Вальян, произвольное образование Валя, уменьш. от Валентин и Валентина, Валерий, Валерия Варвара, гр. «чужестранка, дикарка» Варлаам, Варлам, халд. «сын народа» Варнава, Варрава, др. евр. «сын утехи» Варсонофий, этимология неясна Варфоломей, др. евр. «сын пашни» или «морщинистый» Василий, гр. «царский» Василиса, гр. «царица» Васса, гр. «пустыня» Веденей, нар. от Евгений или Венедикт Велира, от «Великий рабочий» Веллингтон, от анг. фамилии Венедикт, лат. «благословенный» Венера, лат. «богиня любви и красоты» Вениамин, др. евр. «сын правой руки», т. е. «сын любимой жены» Вера, русск. перевод гр. Фистис Вероника, гр. «приносящая победы» Вета, уменьш. от русск. Елизавета или фр. Иветта, ж. к Ив Виолетта, уменьш. от Виола Викентий, лат. «преодолевающий» Виктор, лат. «победитель» Викторий, м. от Виктория Викторин, лат. «победоносный» Викторина, ж. к. Викторин Виктория, лат. «победа» Вилен, от «Владимир Ильич Ленин» Виль, от «Владимир Ильич Ленин» Вильгельм, нем. от герм. «воля и шлем» Виола, лат. «фиалка» Виона, этимология неясна Виргина, лат. «девственная»

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Достигнув столицы, узурпатор обратился с призывной речью к горожанам, обещая награды своим сторонникам и страшную смерть всем тем, кто осмелится помешать ему. На следующее утро мятежник выстроил свои отряды у Харсиевых ворот – навстречу им вышли части императорских войск. В завязавшейся битве перевес был на стороне узурпатора, которому сильно помогли норманны, освобожденные Ангелом из плена и ранее приданные его армии для войны в Болгарии. Как выяснилось, теперь они стали использоваться для достижения других целей 808 . Дав своей армии 5 дней отдыха, узурпатор попутно удачно привлек на свою сторону моряков Пропонтиды, которые, переделав рыбацкие суда в боевые лодки, напали на царский флот, защищавший столицу со стороны моря. Однако те вовремя заметили приближающегося врага и сами пошли ему наперерез. Увы, тяжелые боевые суда ничего не могли сделать с юркими и быстроходными кораблями мятежников, и в этот день победа также досталась Алексею Вране. Но и это еще не гарантировало ему общего успеха. Как ни казался слабым Исаак II, но народ упорно не желал слагать с него царской власти и передавать ее Вране. Понимая, что своего войска ему явно недостаточно для правильной осады Константинополя, Алексей Врана решил захватить столицу голодом – подвоз продовольствия в Константинополь был полностью им прекращен. В ответ василевс приказал вынести на городскую стену чудотворную икону Богородицы «Одигитрия», названную так по наименованию монастыря Одигийский, в котором она пребывала все время. По настоятельным рекомендациям своего зятя маркграфа Конрада, настоящего хранителя, посланного Богом Исааку II, царь решил сделать контрнаступление с этой стороны стены 809 . Как настоящий христианин, во всем привыкший полагаться на волю Господа, император собрал монахов, известных своим аскетизмом, и вместе с ними денно и нощно молил Спасителя об избавлении от ужасов гражданской войны. Под нажимом Конрада император заложил Церкви золотые и серебряные сосуды, находящиеся в царской казне, и на вырученные деньги начал набор войска. Казалось, граф Монферратский был неутомим и неистощим на выдумки, повсеместно выискивая союзников. Поскольку Константинополь был окружен, нанимать солдат можно было только из числа местных жителей и гостей, среди которых, к всеобщему удивлению, оказалось немало охотников воевать против узурпатора. В скором времени был сформирован очень сильный отряд из 1 тыс. бойцов, куда вошло около 700 латинян, а также евреи (!) и армяне из Восточной Армении, приехавшие по делам торговли.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По поводу апостольской преемственности: с самого начала это требование предъявлялось к епископам; требовалось, чтобы порядок их поставления можно было проследить, и чтобы в конечном итоге он приводил к апостолам. Для такого правила есть по крайней мере три важных причины. Во-первых, оно было и остается одним из немногих способов выяснить православность (правоверие) клирика. Если епископ является преемником апостолов, то это в значительной степени гарантирует, что он не какой-то еретик-выскочка, старающийся привлечь к себе внимание и захватить власть, или недоучившееся мирское лицо, но законный (и, надо надеяться, достойный) преемник апостолов, человек, обученный праведной жизни и твердости в вере теми, кто в конечном счете учился этому у самих апостолов, которые в свою очередь были научены этому Христом. Такому человеку можно доверить быть законным пастырем, поскольку этот человек вошел в дверь, а не перелез через ограду (ср. Ин. 10:1 ): это не мятежник, а истинный сын Церкви. Во-вторых, апостольская преемственность указывает на источник власти и на право епископа требовать подчинения и совершать святые таинства (включая и посвящение в сан иереев). Такая власть была дана апостолами тем праведным людям, которых они поставили во епископы и так через века это право на такую власть перешло до современных православных епископов, которым она и принадлежит. Не забывайте, что вне Православия не может быть апостольской преемственности, епископ, не имеющий ее, не принадлежит к Церкви. Втретьих, апостольская преемственность характеризует физическую непрерывность жизни нашей Церкви. Родословную Церкви можно проследить из поколения в поколение, и будет видно, что она, Православная Церковь, остается той же самой Церковью, которая была основана двенадцатью апостолами, не подверженной расколу или ереси и без какого-либо перерыва в этой родословной. Таким образом, догматы, добродетели, правила христианского поведения и понятия о христианском образе жизни передаются от апостолов к их преемникам вплоть до настоящего времени. Выбирая руководителями и учителями людей праведных, Церковь заботится о правильном обучении и воспитании паствы, позволяющем приблизиться к божественной жизни и достичь спасения. Заблуждения Римо-католицизма

http://azbyka.ru/way/pisma-protestantki-...

Прошу прощения за изложенное выше предисловие: я уверен, что истинно образованным и верующим во Христа людям сказанное мною является вполне очевидным. Такое предварение необходимо для того, чтобы более убедительно рассказать читателю об одной судьбоносной развилке всемирной истории. Развилке, которая имеет отношение к культурно-просветительскому движению (обществу) «Переправа». Это общество было создано в 2007 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и определило своей задачей духовное возрождение нашего общества посредством образовательно-просветительской работы. При создании организации было выбрано название «Переправа». Оно отражало цель и содержание ее работы – помочь людям из мира неверия, атеизма и сомнений прийти в мир веры, Бога и Церкви. 80 Нимрод как символ послепотопной цивилизации Каина Итак, возвращаемся к временам Великого потопа. Через некоторое время после этого события на свет появился Нимрод – сын Хуша и внук Хама (положившего начало послепотопной истории каинитской цивилизации). Тот самый Нимрод, который стал объединять под своими хамитско-каинитскими знаменами послепотопное человечество. Примечательно, что Нимрод переводится как «бунтовщик», «мятежник», «возмутитель». В Книге Бытия читаем о Нимроде: «Сей начал быть силен на земле. Он был сильный зверолов пред Господом; поэтому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом. Царство его составляли: Вавилон, Эрех, Аркад и Халне, в земле Сеннар» ( Быт.10:810 ). Считается, что именно Нимрод (он же – Мардук) – основатель первого царства, называемого в литературе вавилонско-халдейским. Наиболее распространенная датировка его царствования: 17921750 гг. до н.э. 81 Нимрод – один из наиболее выдающихся «героев» каинитского рода. Свое царствование он начал со строительства городов, крупнейшим среди них был Вавилон. 82 Известный специалист по библейской истории Александр Лопухин пишет о Нимроде, что «по своему характеру он напоминает первого строителя городов – Каина с его ближайшим потомством. Он основал город (Вавилон), который быстро разросся в большую, гордую столицу, ставшую во главе многочисленного населения с целым рядом других соседних городов». 83

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Старец же молчал. Через немногое время он начал говорить со слезами, текущими из глаз: «Блюдите сами себя, братие, каковым чин церковный и устроение монастыря хотите иметь. Песенного правила никогда не оставляйте, свечи возжигайте, священство содержите честно, как и я же, не лишайте их оброка; Божественные службы всегда да пребудут, ибо ими все управится; не затворяйте трапезы от странников, пекитесь о милостыне, не отпускайте с пустыми руками просящих необходимое; мирских бесед удаляйтесь; упражняясь в рукоделии, храните свое сердце во всяком трезвении от лукавых помыслов; после вечернего правила не начинайте бесед друг с другом. Каждый пусть безмолвствует в своей келлии, соборной же молитвы не оставляйте ни по какой причине, кроме немощи. Весь устав и правило церковное кротко, безмятежно и молчаливо соблюдайте, а проще говоря, как видите меня творящим, и вы творите также. Если все, заповеданное мною не презрите, верую Богу Вседержителю и Е го Всенепорочной Матер и Свет а, не лишит Господь всех благ Своих места сего. Однако знаю, что после отшествия моего из обители Пречистой, будет мятежник. Много он, думаю, смутит душу мою и среди братии сотворит мятеж. Н о Пречистая Царица мятежников укротит и бурю мимо пронесет, и своему дому и в нем живущей братии тишину подаст». Если же все это, перессказанное мною, братия, вам кажется неверным, не буду лгать на преподобного, поскольку и свидетели есть неложные: пришли тогда братия на посещение старца – Иосиф, Арсений, Варсанофий и келейник старца. Все слышали и удивлялись тому, чему должно быть. Отцы и братия! Господа ради простите мне, поскольку написал это, не судя братии своей; не так, но почудился проречению старца, поскольку сие вскоре перешло в дело (едва день один – пятницу безмолвствовали, когда старца во гробе положили). Когда старец проговорил это, умолк от изнеможения телесного. День уже скончался. Также ночь он провел в обычных правилах. Когда настал третий день седмицы, вторник, также с утра начал безмолвие, не повелевая себе мешать ни одному из братий, желая снова причаститься Телу и Крови Христовой, поскольку праздник настал Преполовения Пятицесятницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Забыл народ русский Господа Бога, отверг клятву, данную праотцами, клятву на верность Богу и Его Государю. И никто не поднял открыто знамени Всероссийского Собора 1613 года, не осталось верных завещанному в «Утвержденной Грамоте», которая гласит: «ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТАГО ДУХА Утвержденная Грамота Великого Всероссийского Собора в Москве, Церковного и Земского, 1613 года. Послал Господь Свой Святый Дух в сердца всех православных христиан (Земли нашей), яко едиными усты вопияху, что быти (...) Царем (...) и Самодержцем Тебе, Великому Государю Михаилу Феодоровичу. Целовали все Животворный Крест и обет дали, что за Великого Государя, Богом почтенного, – Богом избранного и Богом возлюбленного Царя (...) и за их Царские Дети, Которых Им, Государям, впредь Бог даст, души свои и головы положити и служити им, Государям нашим, верою и правдою, всем душами и головами. И иного Государя, мимо Государя Царя (нашего) – (...) и Их Царских Детей, которых Им, Государям, впредь Бог даст, искати и хотети иного Государя из каких людей ни буди, или какое лихо похочет учинити; то нам, боярам, и окольничьим, и дворянам, и приказным людям, и купцам, и детям боярским, и всяким людям на того изменника стояти всею землею за един. Прочтоша сию Утвержденную Грамоту на Великом Всероссийском Соборе и выслушав большее во веки укрепление – быти так во всем потому, как в сей – Утвержденной Грамоте писано. А кто убо не похощет послушати сего Соборного Уложения, его же Бог благослови, и начнет глаголати ино, и молву в людях чинити, то токовый, аще от священного чину, и от Бояр, Царских Синклит, и воинских, или ин кто от простых людей, и в каком чину не буди, по священным правилам Св. Апостол, и Вселенских седми Соборов Святых Отец, и Поместных; и по Соборному Уложению всего извержен будет, и от Церкви Божией отлучен, и Святых Христовых Тайн приобщения; яко раскольник Церкви Божией и всего православного христианства, мятежник и разоритель Закону Божию, а по Царским Законам месть восприемлет; и нашего смирения и всего освященного Собора, не буди на нем благословения от ныне и до века. Да будет твердо и неразрушимо в предъидущия лета, в роды и роды, и не прейдет ни едина черта от написанных в ней (в Утвержденной Грамоте) (...)».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

1 Слово Лаборум происходит от латинского labor — труд. Этим именем называлось воинское знамя — вероятно потому, что оно предносимо было трудящемуся войску и тяжесть трудов облегчало своею помощью. 2 Вероятно здесь ошибкою поставлено в Сосфении вместо: в Эстиях; ибо самая глава не упоминает о храме в Сосфении. 3 Это было в 325 году по Р. Хр. в двадцатый год царствования императора Константина. 4 Языческие жрецы, для обмана простого народа, выдавали некоторые кумиры за ниспосланные свыше от Бога (# или #). Таков, например, кумир богини Паллады, который Трояне почитали ниспадшим с неба в храм их крепости, где он и хранился. 5 Здесь говорится об Иберийцах азиатских, которых надобно отличать от Иберийцев испанских, принявших христианскую веру еще прежде, во времена св. Иринея. Irin. Adv. Haeres. lib. 1 cap. 3. 6 В царствование преемника Константинова, Констанция, персидский царь Сапор делал частые набеги на римские восточные владения и между прочим на так называемую страну Завдейскую, где в 360 году завоевал главный город Безавлу и жителей его, вместе с епископами и клириками, отвел в плен в Персию. Amm. Lib. XX. 7 Филумен был мятежник, домогавшийся императорского престола. 8 По прозванию Аркаф, как говорит св. Афанасий во второй своей апологии против ариан. 9 Это случилось в 330 г. по Р. Х. Индийцам еще Пантен проповедовал христианскую Веру (См. Евс. истор. кн. 5, гл. 10); но он не оставил им епископа. Поэтому Фрументий, как первый епископ их, справедливо называется индийским апостолом. 10 Константинопольская Церковь, прежде нежели сделалась партиархиею, принадлежала к округу Ираклеи фракийской, как к своей митрополии; а потому епископ ираклийской мог иметь на нее влияние в делах духовных: но епископ Никомидии, которая принадлежала к другому округу, по законам церковным не имел никакого права вмешиваться в дела ее. См. Сап. IV. Conc. Nicaen. 11 В первых заседаниях этого Собора постановлено несколько правил против православных епископов; между прочими было и то, о котором здесь упоминается. Vid. Bevereg. in Cod. Can. lib. 1. cap. IV. n. 9.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2839...

Скачать epub pdf Часть седьмая. Вавилонская башня Глава первая. Бунт Нимрода Ни буре, ни наводнению не одолеть нашего врага. Оружие сломится в твоей руке, ибо мерзейшая мощь стоит перед нами, как в дни, когда царь Нимрод хотел достигнуть небес. К.С. Льюис. Мерзейшая мощь Величайшим после Всемирного потопа мятежником против власти Творца был царь Нимрод, чьи идеи до сих пор формируют мировую историю. Он впервые создал всечеловеческую империю, призванную поработить и изничтожить в человеке все, что напоминает ему о Господе. Он стал начальником языческого лжеверия. Нимрод восстановил те тайные знания, которые открыл мятежный первоангел еще допотопным исполинам, и с тех пор они составляют тайну тайн всех оккультных и магических обществ и орденов. А археологические памятники показывают, что уже в Шумере существовало представление о тайных знаниях, восходящих к богам. Доказано, что эта «потаенная мудрость» древнее письменности и сама являлось одной из причин создания письма. И, наконец, именно Нимрод справедливо может быть назван первым социалистом. Но обратимся к таинственным словам книги Бытия, повествующим нам об этом прегордом исполине: «Хуш родил также Нимрода; сей начал быть силен на земле; он был сильный зверолов пред Господом [Богом], потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом [Богом]. Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар. Из сей земли вышел Ассур и построил Ниневию, Реховоф-ир, Калах и Ресен между Ниневиею и между Калахом; это город великий» ( Быт. 10, 8–12 ). Среди многих родоначальников народов и племен Моисей выделил имя этого сына Хуша, определившего судьбы человечества на многие тысячелетия, но не оставившего после себя потомства. И действительно, даже внешне этот человек выделялся среди иных народоначальников. Само имя его означает «бунтовщик, мятежник, возмутитель» и вид его был ужасен. Это был гигант с черным лицом и еще более мрачным сердцем. Писание относит к нему те же слова, которые употребляет и в описании допотопных исполинов («гиббор»), и он действительно восстановил все мерзости этого проклятого племени. Как писал свт. Димитрий Ростовский , «злоба его превышала телесный его возраст, и ею он наполнил всю землю» .

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Ваши соседи и соседки, так близко между собою живущие, одним этим доказывают, что они последователи не св. отец Зосимы и Савватия, а сумасбродов и развратителей – Германа и Захария Дровнина. «И пришедше поселишася на сие богоизбранное место». А 4 е правило 4-го вселенского собора гласит: «Истинно и искренне проходящие монашеское житие да удостоиваются приличной чести. Но поскольку некоторые, для вида употребляя одежду монашескую, разстроивают церкви и гражданские дела, по произволу ходя по градам, и даже монастыри сами для себя составляти покушаются: то рассуждено, чтобы никто нигде не созидал и не основывал монастыря или молитвенного дома без соизволения епископа града. Монашествующее же в каждом граде и стране да будут в подчинении у епископа, да соблюдаю безмолвие, да прилежат токмо посту и молитве, безотлучно пребывая в тех местах, в которых отреклись от мира, да не вмешиваются ни в церковные, ни в житейские дела, и да не приемлют в них участия, оставляя свои монастыри, разве токмо когда будет сие позволено епископом града по необходимой надобности. Да не приемлется также в монастырях в монашество никакой раб без воли господина его. Преступающему же наше определение определили мы быти чуждым общения церковного, да не хулится имя Божие. Впрочем, епископу града надлежит имети о монастырях должное попечение». Того же собора 8-е правило: «Клирики при богадельнях, монастырях и храмах мученических да пребывают, по преданию св. отец, под властно епископов каждого града, и да не исторгаются по дерзости из-под управления своего епископа. А дерзающие нарушать сие постановление каким бы то ни было образом, и неподчиняющиеся своему епископу, аще будут клирики, да подлежат наказаниям по правилам; аще же монашествующие, или миряне, да будут отлучены от общения церковного». Из всего, доселе сказанного, что следует? 1) Прежде всех пришедший на место, идеже ныне Выгорецкое общежительство, Герман есть беглец соловецкий. 2) Этот беглец соловецкий – суевер и мятежник, сам себя сожег с прочими, избегая праведного наказания за свои злодеяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Они приняли мученическую смерть, но это им не вменилось праведность. Они были мятежниками против Бога и против Государя и против Церкви. И это вменилось им в наказание и в грех . Они подняли мятеж, свернули законного игумена и стали хулить Святые Тайны Господни, под предлогом того, что книги поменяли. Книги были просто исправлены, был сделан более точный перевод. И монахи и любые люди спасаются исключительно благодатью подаваемую нам через веру от Господа Иисуса Христа. 69. Какие плоды у католицизма и протестантизма? Конечно, плоды есть. Святость в римо-католичестве в классическом смысле исчезла, по сравнению как она было в Риме до отпадения Запада. А возникла проблема страшных сатанинских ересей, которые ничем не сдерживались. Напомню, что в православии таких массовых движений не было. Например, в Германии, целые области обезлюживались, потому что там все население поголовно объявляло себя добровольно дьяволопоклонниками. Они говорили, что они лично вступали с дьяволом в договоры. Такого явления в православии не было, и быть не могло, потому что истинную Церковь защищает Дух Святой. Попытки инквизиции это были попытки человеческими силами сдержать злую силу, которую так нельзя сдержать. Церковь Божья действует не просто словами, а силой. Этой силы точно нет в протестантизме, и мы видим, к чему это привело. За 400 лет протестантизма от строжайшей дисциплины пуритан они скатились до оправдания гомосексуализма и других подобных мерзостей, которые очевидны всем. 70. Как отвечать детям? Дети родителям часто говорят: «Зачем вы больные нервами народили нас». Как отвечать? Надо сказать так, что Бог дал тебе жизнь и если ты так говоришь, то ты мятежник. Ты выступаешь не против родителей, а против того, кто тебе дал жизнь. Родители жизнь давать не умеют, они просто инструмент, в котором Бог дает тебе жизнь. Кстати, именно поэтому они достойны почтения в не зависимости от их поведения, как инструмент, которым Бог дал тебе жизнь. Заметьте, насколько точна Заповедь Господня. Господь не говорит, любите отца и мать, а почитайте. Именно потому, что человеку невозможно бывает любить другого человека. Например, убийцу, насильника, злодея, но почитать того через кого Бог дал жизнь тебе это возможно в любой ситуации. Это очень точная заповедь, которая исполнима в любом случае. Бог не дает не исполнимых заповедей никогда. Он знает хорошо того, кого Он создал. 71. Как понимать слова Христа: «Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку» (Лк. 6:29)?

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010