И далее: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» ( Рим. 12:21 ). (4) Тот же апостол свидетельствует об иудеях, что они «ревностны к Богу, но не по рассуждению: ибо, не разумея правды Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией» ( Рим. 10:2–3 ). (5) Ибо воли закона они не знали и не исполняли, считая ею то, что сами делали. Они не верили пророческому слову закона, следуя его букве; и если оставались верными ему, то из страха, а не из любви к нему или вере в него. «Потому что конец закона есть Христос, пришествие которого во оправдание всех в него верующих было предречено законом» ( Рим. 10:2–4 ). (43, 1) Вот почему у Моисея сказано об иудеях: «Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным» 268 , имея в виду тех, кто готов повиноваться. (2) И через пророка Исаию сказано о них: «Меня нашли не искавшие, Я открылся не вопрошавшим обо Мне» 269 , очевидно, имея в виду времена до прихода Спасителя, после пришествия которого Израиль может слышать слова, обращенные и к нему так же: «Целый день простирал Я руки свои к народу непослушному и упорному» 270 . (3) Неужели не видите теперь, почему он призывал их отвратиться от язычества? Он говорит ясно, что причиной тому были неповиновение и страсть к противоречию. Но и на них распространяется благодать Бога. (4) Апостол говорит об этом так: «От их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность» 271 и желание покаяться. (5) Говоря о мертвых, Пастырь определенно понимает, что как среди иудеев, так и среди язычников многие из почивших праведников нашли милость у Господа; и они были из числа живших не только до пришествия Спасителя, но и прежде дарования закона; таковы Авель, Ной и другие. (44, 1) Поэтому, говорит он, апостолы и их ученики, проповедовавшие имя Сына Божия, и по смерти продолжали служение свое; по силе своей веры во Христа Господа и благодати его они были вестниками его пришествия среди праведников, ранее их почивших. (2) Далее сказано: «И этих последних они запечатлели печатью своей проповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

д. Донатисты: никаких чудес, побуждающих утверждать, что они – от нечистой силы. Чем больше частных свойств приписывают Господу, Иисусу Христу, Церкви... 764 . Люди, всем сердцем любящие Господа, не могут не признавать Церкви, настолько все в ней говорит само за себя. – Люди, не любящие Господа, не могут быть привержены Церкви. Чудеса обладают такой силой, что Господь предостерег людей, да не усомнятся в его бытии: пусть яснее ясного, что в мире есть Бог, – оные чудеса могут смутить людские умы. Таким образом, эти речения – Второзаконие, XIII – не только не отрицают влияния чудес на человека, но, напротив того, подчеркивают их силу. То же самое относится и к Антихристу: “...чтобы прельстить, если возможно, и избранных”. 765 . Сказано было: “Будьте послушны Церкви”, но не сказано: “Будьте послушны чудесам”, потому что вера в чудеса, в отличие от веры в Церковь , сама собой разумеется. В одном случае предписание необходимо, в другом оно не нужно. 766 . Чудеса как отличительный знак в сомнительных случаях: например, когда речь идет о иудеях и язычниках, иудеях и христианах, католиках и еретиках, об оклеветанных и клеветниках, о двух крестах. Но для еретика чудеса бесполезны, ибо Церковь , по праву, подтвержденному чудесами, которые не вызывали сомнения, отрицает истинность веры оных еретиков. И это бесспорная правда, поскольку чудеса, первоначально сотворенные Церковью, и чудеса еретиков действительно несовместны. Таким образом, чудеса противостоят чудесам, но те, что творила Церковь , имеют преимущество и по времени, и по особому своему величию. 767 . Никогда Церковь не давала своего благословения чуду, сотворенному еретиками. Чудеса – опора вероучения: способность творить их отличала иудеев, отличала христиан, святых, безгрешных, истинно верующих. Не нужно бояться чуда, сотворенного еретиками: ересь, более очевидная, нежели чудо, с очевидностью являет глубокую свою ошибочность. Но если никакой ереси нет, есть просто сомнение, кто прав, а кто заблуждается, то последнее слово за чудом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mysl...

И мы читаем начало Притчи о званных и избранных: Мф.22:1–2 . «Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего». Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Впрочем, эта притча… она предвозвещает отпадение иудеев и призвание язычников и, кроме того, показывает правильный образ жизни, и то, какая казнь ожидает беспечных. Справедливо эта притча предлагается после предыдущей притчи. Сказав в предыдущей беседе: “дано будет народу, приносящему плоды его” ( Мф.21:43 ), Христос показывает здесь, какому дастся языку; и не только это, но еще и то, что Он имел особенное попечение об иудеях» 272 . Особое попечение об иудеях и заключается в том, что они первыми были приглашены на мессианский пир, как мы и прочитали: « сделал брачный пир для сына своего ». И хотя эти слова в большей мере относятся к Иисусу Христу, но косвенно могут быть отнесены и к иудеям, ибо сказано: «Израиль есть сын Мой, первенец Мой» ( Исх.4:22 ). То есть, как мы ранее говорили, многие ветхозаветные тексты, говорящие о Мессии, они же говорят и об еврейском народе, что подчеркивает особую близость Христа к Своему собственному народу. И тем более остро переживается на страницах Библии разрыв между иудеями и их Богом. Если брачный пир Жениха (Христа) с Невестой (Церковью) представляется устойчивым и более чем понятным образом, то в случае, если Жених Израиль, кто Невеста? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к Книге Второзакония, где сказано об одном из важнейших назначений самого существования еврейского народа: «Вот, я научил вас постановлениям и законам, как повелел мне Господь, Бог мой, дабы вы так поступали в той земле, в которую вы вступаете, чтоб овладеть ею; итак храните и исполняйте их, ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и разумный. Ибо есть ли какой великий народ, к которому боги его были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его? и есть ли какой великий народ, у которого были бы такие справедливые постановления и законы, как весь закон сей, который я предлагаю вам сегодня?» ( Втор.4:5–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

13) Феодорит ч. 4, стр. 206, на Дан.12:11 (а по изд. 1858 г. стр. 239): «От времене же пременения жертвы всегдашния, и дастся мерзость запустения на дни тысяща двести девятьдесят... Мерзостью же запустения называет самого антихриста; а пременением жертвы всегдашния, чин церковного богослужения, безумием и неистовством антихриста изгоняемый и упраздняемый». Разбор: Не видно и здесь, чтобы антихрист совершенно уничтожил жертву и чин церковный. Православная церковь учит так же, что антихрист будет стараться истреблять таинства и чин церковный, но весь вопрос ведь в том, удастся ли ему это? Свидетельства о вечности св. причащения говорят на этот вопрос отрицательно. И у Феодорита только сказано: «изгоняемый и упраздняемый». Но одно: «быть изгоняемым и упраздняемым» и совсем уже другое: «быть изгнанным и упраздненным». Разницу поймут и сами старообрядцы. 14) Иероним ч. 1, стр. 95: «И отец, как милостивый и принимающий раскаяние, просит тебя есть тельца, не закалая козла, который стоит ошуюю. Но в конце века ты сам заколешь козла, антихриста, и с друзьями своими, нечистыми духами, напитаешься его плотию». Стало быть, вы закалаете козла – антихриста. А мы останемся лучше без этого причастия. Разбор: Это свидетельство беспоповцы неправильно относят к православной церкви, ибо оно ясно говорит не о христианах, а о иудеях: «Мне николиже дал еси козляте, да со други своими возвеселился бых. Напрасно говоришь так, Израиль: скажи лучше: где бы я возвеселился с Тобою». Разве для тебя может быть какое-нибудь иное удовольствие, если отец не празднует с тобою пира? Но ты по той склонности душевной, по которой завидуешь брату, по которой удаляешься от лицезрения отца, и всегда пребываешь на поле, ты и теперь хочешь пировать без него. Николиже дал еси козляте. Никогда отец не дает в дар худшего: заколот теленок, войди, ешь с братом. Зачем просишь козленка ты, для которого готов агнец? и чтобы ты не притворялся, будто не знаешь, что агнец готов, Иоанн указал тебе его в пустыне: се агнец Божий, вземляй грехи мира ( Ин.1:29 ; стр. 95). Ясно, что у Иеронима говорится об иудеях: для тебя, Израиль, готов агнец, о котором тебе Иоанн говорил: «се агнец Божий». Кроме того беспоповцы заклание козла-антихриста приурочивают к 1666 году, а у Иеронима прямо сказано: «в конце века ты (Израиль, а не православная церковь ) сам заколешь козла-антихриста».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

А настоящий псалом предсказывает освобождение от плена по неизреченному человеколюбию Божию. Но так как и те псалмы в образах сени говорили о том, что принадлежит нам, то и в этом псалме поищем предсказаний о нашем спасении, потому что существенное в пророчестве относится больше к нам, чем к тем. « Исповедайтесь Господу, ибо Он благ, ибо во век милость Его » (ст. 1). Опять пророческое слово повелевает прославлять благодетеля Бога; повод же к прославлению находит в Его человеколюбии. Конечно, говорит, так могли бы только люди, избежавшие бедствий благодаря исключительно милости Божией, без всякого содействия со своей стороны. И такая милость для достигших чего–нибудь временного не продолжительна, для удостоившихся же вечных благ она вечна. А между тем сказано: « вечною милостью помилую тебя » (Ис. 54:8); (сказано это) о Том, Который творит милость в тысячах любящих Его и уготовляет им, « не видел того глаз, не слышало ухо » (1 Кор. 2:9); « благ » и « милость » здесь, конечно, синонимы. «( Так) пусть скажут избавленные Господом, которых Он избавил от руки врага » (ст. 2). Показав в предшествующем псалме, где было сказано: « разгневался в ярости Господь на народ Свой, и возгнушался наследием Своим » (ст. 40), отвержение народа иудейского, здесь пророк говорит о призвании язычников со всей вселенной, собираемых и исторгаемых Спасителем из рук диавола для святой Своей Церкви. Напрасно, конечно, ожидают иудеи, что они, собравшись из рассеяния между язычниками, будут сами по себе обитать в Иудее. За истекшую тысячу лет со времени пленения их в Вавилоне этого не случилось, призвание же язычников совершилось на деле. « И собрал их от стран: от востока и запада, и севера и моря » (ст. 3). Мы не видим, чтобы это исполнилось на иудеях: они по всей вселенной живут рассеянно; Церковь же из язычников Господь призвал и собрал во всех пределах вселенной, восточных и западных, северных и южных, и такие собрания можно видеть повсюду на суше и на море. Только в слабой степени подобное можно было бы сказать об иудеях, когда одни из них возвратились из Вавилона, другие же в небольшом числе были собраны из Египта и окрестных стран.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Никодим 15 ноября 2016, 22:40 Алла14 ноября 2016, 22:00 " Никодим, у вас коктейль из антисемитизма и теорий заговора. " Алла, навешивать на оппонентов ярлыки, мягко говоря, не очень красиво. Где Вы увидели антисемитизм? В упоминании о том, что дочь Трампа исповедует иудаизм? Так это секрет полишинеля, об этом все таблоиды пишут. Озвучить чью либо религиозную или национальную принадлежность это уже стало преступлением? Это во-первых. А во вторых, чуть что объявлять всё неугодное " теорией заговора " , стало очень модно в " определенных кругах " . Появилась информация об участии американских спецслужб в украинских событиях - сразу поспешили объявить это " бредовой теорией заговора " . Кстати, об украинских событиях. Известно что именно те самые хабад-любавичи (к коим принадлежит Иванка Трамп) на пару с председателем конгресса еврейских общин Коломойским сыграли в украинских событиях не последнюю роль. И это также вполне открытая информация. Или это также " теория заговора " ? гость 15 ноября 2016, 21:50 Против Хилари, олицетворяющей первосортное политическое хитрованство, нарочно выставили несведущего в политтехнологиях соперника. Напишите о тех, кто выставил Клинтон, затем напишите о тех, кто выставил Трампа. Тогда и сравним. Может это две руки, правая и левая? Одна " устала " народ, взамен пришла другая. Фокус давно известный. Пока будем ждать конкретных действий, а не слов. Над всем промысл Божий. И слава Богу! Василий Олегович 15 ноября 2016, 21:33 Алла, это общее место современного " толерантного плюрализма " . Любые критичные, или даже просто нейтральные упоминания об иудеях и иудаизме - табу. О них можно только в положительном ключе, с восторгом и придыханием. В противном случае немедленно звучат обвинения в антисемитизме. Упоминание того ФАКТА что дочь (и правая рука) Трампа иудейка - это по Вашему антисемитизм? Странный подход. Иоанна Златоуста за его труд " Против иудеев " тоже в антисемиты запишите? На " либеральном " Западе уже вовсю издают " политкорректную " купированную версию Нового Завета, где изъяты все упоминания об иудеях. О чем это говорит? Лишь о том, что кто платит, тот и заказывает музыку.

http://pravoslavie.ru/98594.html

И второе – кто составляет этот остаток от семени Авраамова? По св. Иустину речь здесь уже не об остатке иудеев, уцелевших от Вавилонского плена, а о тех немногих из иудеев, всегда ожидавших Мессию и узнавших Его в Иисусе из Назарета. Ожидали Мессию все иудеи – узнали немногие. Св. Иустин Философ : «Ибо все народы были далеко от истинного Бога, и служили делам рук, а иудеи и самаряне 98 , имея преданное им чрез пророков Слово Божие и всегда ожидавшие Христа, не узнали Его, когда Он пришел, исключая немногих, о коих пророческий Святый Дух предсказал чрез Исаию, что они спасутся. Он как бы от лица их самих сказал: Если бы Господь не оставил нам семени, мы стали бы как Содом и Гоморра» Апология I, п. 53]. Так по св. Иустину остаток семени – это апостолы и сравнительно немногие другие иудеи, принявшие Иисуса Христа. Много званных от семени Авраама, но мало избранных! Исключительно мессианское значение находит в словах пророка Исаии (1:9) св. Василий Великий Толк, на пр. Исаию, гл. 1]. «Какое же семя осталось у Израиля, и препятствует ему потерпеть то же, что потерпели Содом и Гоморра? – спрашивает св. Василий. – Бывшее у Израиля семя было семя лукавое; оно не могло служить виною спасения, но достойно было погибели». Так что не оставшиеся после плена иудеи, по мысли св. Василия, спасли народ от гибели. «Какое же это было семя?» Ответ св. Василий Великий находит, согласно толкованию апостола Павла, во Христе. Это было то семя, «о котором сказано в обетованиях Аврааму: тебе дам и семени твоему ( Быт. 13:15 ). Не глаголет же, говорится, и семени, яко о мнозех, но яко о едином, и семени твоему, иже есть Христос ( Гал. 3:16 )». Таким образом св. Василий Великий под оставшимся семенем разумеет Самого Христа. Впрочем, св. Василий видит в остатке, опять согласно апостолу Павлу, и уверовавших во Христа: «Впрочем, и после того как согрешили они [иудеи. – Г.Ф.] против Христа, останок по избранию благодати спасен; а прочие ослеплены и преданы разорению». Св. Кирилл Александрийский говорит об исторических остатках Израилевых и об остатке эсхатологическом в последние времена: «Когда опустошена была страна за преступление против Христа, то все же спасен был остаток Израиля, потому что Бог умилосердился и в памяти отцов как бы отделил этот лучший дар. Ибо (народ) не погиб всецело и не был уничтожен до оснований, но сохранился в остатках. Ибо из него были и божественные ученики, и те, которые уверовали в Господа нашего Иисуса Христа; а в последние времена призваны будут и те, которые еще не уверовали. В этом удостоверит нас пророческое слово... Аще не бы Господь Саваоф оставил нам Семене, яко Содома убо были быхом, и яко Гоморру уподобилися быхом ( Ис. 1:9 )» Толк, на пр. Исаию, кн.1, Беседа 1]. Св. Кирилл думает явно уже не о Вавилонском пленении, а о разорении Иудеи римлянами и о спасающемся остатке в учениках Христовых, во всех уверовавших во Христа иудеях и, наконец, в еще имеющих уверовать во Христа иудеях последних времен.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

48 Hengstenberg по поводу выражения: «иудеи» замечает: «это единственное место, где Иисус говорит со Своими Учениками об иудеях. Кроме того, Он употребляет это обозначение только в разговоре с самарянкой, с Каиафою, с Пилатом. Здесь мы имеем ключ к употреблению этого слова у Иоанна, ср. 1, 19. Именно теперь, по установлении таинства нового завета, пред упоминанием о новой заповеди и для строгого противопоставления Учеников Иисуса Его врагам поставлено это выражение. Как строго различает Иоанн между своими собственными словами и словами Христа, это можно позвать из того, что, за исключением нашего места, об Иудеях он только тогда упоминает, когда выступает сам говорящим». Das Ev. d. heil. Ioh. S. 388–389. 51 Св. Кирилл Александрийский пишет: «что малое время будет Он с Своими Учениками, Христос сказал, не как совершенно удаляясь и всецело от них отчуждаясь, – по Его собственному слову: «се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века», – но потому, что Он не будет уже с ними по плоти, как вчера и третьего дня, ибо было уже при дверях и даже более – за дверями (внутри) время удаления Его оттуда к Отцу и восхождения на небо». Migne t. col. – При этом св. Кирилл делает замечание: «обрати внимание, что, хотя по одному телу намереваясь удалиться, – ибо во всем соприсутствует Он нам по силе Божества, – Он всё же говорит, что ещё малое время будет с ними, совершенно и целостно обозначая Себя по (одной) части, чтобы кто Единого Христа не вздумал делить на два Сына, но чтобы мыслил и принимал как нечто единое – и от Бога Отца рождённый Логос и от Святой Отроковицы воспринятый храм, не потому что они (эти части) принадлежат одной и той-же сущности, по потому, что, после несказанного соединения, мысль о разделении – нечестива. Ибо Один из обеих Христос». 52 О необходимости различать временное удаление Господа от Учеников от того постоянного пребывания Его с собирающимися во имя Его, которое, по Его обетованию, продолжится до скончания века, говорит и в другом случае св. Кирилл Александрийский : – «подобно тому, как, ещё с людьми пребывая и находясь на земле с плотью, Он исполнял небеса, соприсутствовал святым Ангелам и не покинул горних стран, так и ныне, находясь на небесах с собственною плотью, Он исполняет землю и соприсутствует знаемым Своим». Migne t. col. 156–157. Также бл. Августин Ор. col. 890.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

Ап. Петр, убеждая христиан жить жизнью святой, согласною с их высоким назначением, говорит: понеже вкусите, яко благ Господь, то, приступая к Нему, камени живу, от человек убо унижену, от Бога же избрану, честну и сами яко камение живо зиждитеся в храм духовен... зане писано есть: се полагаю в Сион камень краеуголен и избран, честен: и веруяй в онь, не постыдится. ( 1Петр. 2: 3–7 ). В приложении к Иисусу Христу выражение пророка, что Он полагается в основание Сиону, имеет двоякое значение: а) для времен ветхозаветных – что Сион, как средоточие еврейского царства, может быть прочным и безопасным только верой в обетованного Мессию; и б) для времен новозаветных – что Он, подобно краеугольному камню, положен будет основанием на Сионе для церкви Христианской, каковая мысль яснее выражена в словах апостола: наздани бывше на основании апостол и пророк, сущу краеугольну самому Иисусу Христу. ( Ефес. 2:20–21 ст.). Вот почему пророк для обличения и вразумления иудеев от лица Божия и говорит, что единственная опора для Сиона заключается в том краеугольном и драгоценном камне, который Сам Бог положил в основание Сиону. Глава 35-ая. О пустыне жаждущей. В настоящей главе пророчествуется о благодатном процветании язычников и иудеев по вступлении их в церковь Христову. До пришествия Мессии язычники представляли из себя как бы пустыню или сухую, бесплодную землю, потому что они не имели истинного боговедения и закона откровенного, и приносили вместо плодов добродетели терния пороков. Эти же самые язычники после пришествия Мессии, будучи просвещены благодатным евангельским учением, сделались членами церкви Христовой и украсились плодами добродетелей. Подобная же перемена произошла и в уверовавших во Христа иудеях. 1–2 ст. Предвидя эту будущую великую перемену в язычниках и иудеях, пророк обращается сперва к язычникам, а потом к иудеям и призывает тех и других к духовной радости. 3–4 ст. Надежда на эту будущую перемену должна быть опорой и подкреплением для всех изнемогающих и малодушных. Пророк говорит: «подкрепитесь все, у кого ослабли руки и дрожат колена, малодушные умом, ободритесь, укрепитесь и не бойтесь: вот Бог наш намерен воздать по правде и действительно воздает, Он Сам придет в качестве нашего Спасителя».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Нужно иметь в виду, что Иудеи жили вдали от царя и находились под чуждым владычеством. Иудеей заведовали персидские сатрапы, которые не всегда были благосклонны к Еврейскому народу. Враги могли вредить Иудеям и, действительно, вредили им и при Дарии. Притом, и персидское владычество лежало на Иудеях, как тяжелый камень, налоги и поборы, делаемые в Иудее сатрапами, были весьма тяжелые, а страна была разорена, опустошена, города и селения лежали в развалинах. К сему присоединились засуха, голод; народ бедствовал, заботился о своих нуждах, а не о храме. «Вот мы ныне рабы (так Ездра молился Господу Богу), на той земле, которую Ты дал отцам нашим, дабы питаться ее плодами и ее добром; вот мы рабствуем. И произведения свои она во множестве приносит для царей, которым Ты покорил нас за грехи наши. И телами нашими, и скотом нашим они (Персы) владеют по своему произволу, и мы в великом стеснении». ( Неем 9:36, 37 ). Очень вероятно, что такое жалкое положение породило в Иудеях равнодушие к построению храма. Это равнодушие порицал и пророк Аггей ( Агг. 1:4 ) Нужны были особенные двигатели, мужи сильные, которые бы побудили Иудейский народ продолжать строение храма. Такие люди и явились, именно, св. пр. Аггей и Захария. Оба они, своими Боговдохновенными речами, весьма сильно действовали на народ, и на его начальников, так сильно, что, среди безотрадного своего положения, они перестали много думать о своих нуждах, и с усердием принялись строить храм. «Старейшины Иудейские, говорит Ездра, строили (храм) и преуспевали, по пророчеству Аггея пророка, и Захарии, сына Адды; и построили и окончили, по воле Бога Израилева, и по воле Кира, и Дария, и Артарксеркса, царей персидских» ( 1Ездр. 6:14 ). Храм был кончен постройкой в шестой год царствования Дария Гистаспа, далеко не в том великолепии, с каким был построен храм Соломонов. И потому, при освящении храма, старцы из Иудеев горько плакали, припоминая великолепие Соломонова храма ( 1Ездр. 3:12 ). Содержание книги. Книгу св. прор. Захарии можно разделить на две части: главы 1–8 и 9–14, из которых – одна писана прозой, а другая – мерной речью.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010