Происхождение, детство и юность, образование Точная дата рождения К. неизвестна; приблизительная датировка устанавливается на основании его свидетельств в «Комментарии» к трактату «О душе» Аристотеля и в «Комментарии» ко 2-й части 2-й кн. «Суммы теологии» Фомы Аквинского (см.: Caietanus. CommST. T. 10. P. 554; Congar. 1934/1935. P. 7) и, вероятнее всего, приходится на 2-ю пол. февр. 1469 г. Наиболее часто предлагаемая в исследовательской литературе дата - 20 февр. 1469 г. (см., напр.: Cossio. 1902. P. 17-18; Bodem. 1971. S. 3; Iserloh, Hallensleben. 1981. S. 538). Хотя у ранних биографов К. встречаются и другие датировки (февр. 1468; 12 или 25 июля 1469; 1470), в наст. время они признаются неверными ( Congar. 1934/1935. P. 7; Bodem. 1971. S. 3). К. родился в браке потомка выходцев из Генуи Франческо де Вио и уроженки г. Гаэты Изабеллы де Сьери; его родители имели благородное происхождение и владели значительным состоянием. К. был 4-м, самым младшим сыном в семье. При крещении К. получил имя Иаков (итал. Джакомо), предположительно в честь св. ап. Иакова Зеведеева ( Cossio. 1902. P. 19; Marega. 1934. P. XIV). О детских годах К. известно из полулегендарных сообщений его биографов; в частности, утверждается, будто его матери в видении было предсказано, что он станет великим служителем католич. Церкви ( Cossio. 1902. P. 19). Уже в детстве К. отличался воздержанием и благочестием, часто посещал храм и стремился к монашеской жизни (VitaFlav. P. 459). В 1484 г. он с согласия родителей стал послушником в гаэтанском мон-ре Сан-Доменико. Хотя во мн. биографиях К. встречается утверждение, что этот мон-рь в адм. отношении входил в Ломбардскую конгрегацию (Congregatio Lombardiae) ордена доминиканцев, подчинявшуюся непосредственно генеральному магистру (см., напр.: Cossio. 1902. P. 19), в действительности во время пребывания в нем К. он относился к орденской провинции Неаполитанского королевства (Provincia Regni Siciliae), а в Ломбардскую конгрегацию был включен лишь после 1593 г. ( Tavuzzi. 1994. P. 295). В монастыре К. было дано имя Фома (итал. Томмазо), по-видимому, в честь Фомы Аквинского (VitaFlav. P. 460).

http://pravenc.ru/text/1683993.html

А. могли помещаться в поля или ковчеги икон в качестве святынь, напр., в верхнее поле мозаичной иконы вмч. Димитрия Солунского (XIV в. Музей Сассоферрато в Италии) врезана свинцовая А. с агиасмой от мощей вмч. Димитрия. В ср. века производство металлических А.- евлогий с изображением евангельских сцен и храма Гроба Господня в Иерусалиме получило широкое развитие на Св. земле в эпоху крестовых походов, особенно в XII в. Особую группу составляют т. н. кровавые А., найденные в захоронениях рим. катакомб (ampullae sanguinolentiae, phiolae cruentiae rubricatae). Содержимое А., составляющее красный осадок, долгое время рассматривали только как кровь раннехрист. мучеников. Однако большинство локул с подобными А. создано после эпохи гонений; среди них есть и нехрист., в нек-рых погребены новорожденные младенцы. В средневек. Европе для А. делали ларцы (хризматории) из позолоченной меди или серебра с отделениями по числу хранимых в них сосудов. Представления об А. со священным маслом играли важную роль в католич. традиции коронования правителей (особенно во Франции) (см. Монархия , св. Ремигий Реймский). Ист.: Egeriae peregrinatio. 24, 9//Éthérie: Journal de voyage. P., 1948. (SC; 21). Лит. : Leblant E. La Question du vase de sang. P., 1858; Фрикен А. фон. Римские катакомбы и памятники первоначального христианского искусства. М., 1872. Т. 1. С. 99-102; Лопарев Х. М. Книга паломник: Сказание св. мест во Цареграде Антония, архиеп. Новгородского, в 1200 г.//ППС. 1899. Т. 17. Вып. 3 (51). С. 2, 42, 72; Kaufmann K. M. Die Menasstadt. Lpz., 1910. Bd. 1; Mercati S. G. Sanctuarii e reliquie cosmanminopolimane secondo il Codice Ottoboniano Latino 169 prima della conquista latina (1204)//Rendiconti della Pontificia Accademia Romana di Archeologia. 1936. T. 12; Coens M. Un sermon inconnu de Rupert abbé de Deutz, sur S. Pantaléon//AnBoll. 1937. T. 55; Grabar A. Les ampoules de Terre Sainte: Monza. Bobbio. P., 1958; RBK. Bd. 1. S. 137-142; Wilkinson J. Egeria " s Travel. L., 1971; Engemann J. Palästinische Pilgerampullen im F. J. Dölger-Inst. in Bonn//JAC. 1973. Bd. 16. S. 5 ff.; Weitzmann K. Loca sancta and the Representational Arts at Palestine//DOP. 1974. Vol. 28. P. 33ff.; Metzger C. Les ampoules à eulogie du Musée du Louvre//Notes et documents des Musées de France. P., 1981. Vol. 3; Vikan G. Byzantine Pilgrimage Art. Wash., 1982; K ü tsche- Breitenbruch L. Pilgerandenken aus dem Heiligen Land//Vivarium: Festschrift Th. Klauser zum 90. Geburtstag. Münster, 1984 (JAC; Erg.-Bd. 11). S. 229-246; Залесская В. Н. Ампулы-евлогии из Малой Азии (IV-VII вв.)//ВВ. 1986. Т. 47. С. 182-190; она же. Прикладное искусство Византии IV-XII вв. СПб., 1997. С. 19.

http://pravenc.ru/text/114590.html

Иконостас Рождественского придела собора Св. Софии в Вел. Новгороде. Сер. XVI в. Иконостас Рождественского придела собора Св. Софии в Вел. Новгороде. Сер. XVI в. Кроме того, И., как и алтарные преграды (особенно в виде глухих стенок, распространившихся в Сербии в XIV в.), закрывал зону алтаря, не позволяя мирянам видеть происходящее там священнодействие. Ни антепендиумы (напр., Пала д " Оро, 1105, собор Сан-Марко в Венеции), ни алтарные образа католич. храмов не имели такой функции, объясняемой особенностями восточноправосл. богослужения. Дальнейшее развитие И. получил на рус. почве, что, как считают, связано с деятельностью митр. Киприана (1390-1406). Не исключено, что высокие 4-ярусные И. появились именно в это время. В качестве причин их возникновения называют утверждение на Руси Иерусалимского богослужебного устава и новое чинопоследование литургии согласно «Диатаксису» патриарха Филофея Коккина. Однако указанные изменения не носили принципиального характера; если их связь с эволюцией И. существовала, то была весьма опосредованной. Свою роль в генезисе И. сыграли распространенные на Руси в XII-XIII вв. высокие деревянные алтарные преграды (в соборе псковского во имя св. Иоанна Предтечи мон-ря - ок. 5 м), а также глухие алтарные преграды раннемосковских храмов (Успенский собор на Городке в Звенигороде, кон. XIV в.; Рождественский собор Саввина Сторожевского мон-ря, 1405). Каменные глухие преграды размещались между вост. столбами и имели фресковые росписи, а иногда - резные архитектурные детали (архитрав, пилястры). Можно предположить, что размещение тябла-архитрава на большой высоте вызвало укрупнение размеров стоящих на нем икон, что в свою очередь усилило значение икон в интерьере и обусловило необходимость разработки для них единой программы. Возможно, из 4-ярусного И. происходит ростовой деисусный чин, перенесенный в Благовещенский собор Московского Кремля после пожара 1547 г. (датируется кон. XIV в. или нач. XV в., нек-рые иконы написаны греч. мастером, традиц.

http://pravenc.ru/text/389068.html

Archives Orientales, 1953, 16; D u v a l A., «Catholicisme», P., 1948 ff., t.1; Enc.Kat., t.1, s.9. АБЕЛЯР Abailard) Пьер (1079–1142), франц. философ, католич. богослов. Род. в семье небогатого рыцаря, отличавшейся высоким благочестием (отец и мать позднее приняли постриг). Отказавшись от прав на наследство, А. стал свободным философом. Учился в Париже. После этого основал собственную школу. Как преподаватель философии и теологии получил широкую известность. Трагич. события личной жизни побудили А. уйти в м–рь св. Дионисия. Богословские соч. А. вооружили против него влиятельных церк. лиц. Его книги были осуждены на соборах в Суассоне (1121), Сансе (1140), а также рескриптом папы Иннокентия II. Остаток дней А. провел в монастыре. Экзегетич. взгляды А. выражены им гл. обр. в трудах «Да и нет» («Sic et non»), «Послание к Римлянам» («Commentariorum super sancti Pauli Epistolam ad Romanos libri quingue») и в письмах. Он пытался вернуться к принципам экзегезы, преодолевая ср. — век. Греческих отцов Церкви А., однако, знал мало, но хорошо изучил латинских и особое предпочтение отдавал блж. и блж. Не ставя под сомнение святость и Свящ. Писания, опираясь при этом на свв. отцов, А. отмечал наличие разночтений в рукописях и погрешностей в переводах. Тем самым он утверждал необходимость критики библейской. По его мнению, при формировании текста Свящ. Писания действуют: 1) Божественное вдохновение, 2) свящ. писатель как человек со свойственными ему особенностями и 3) условия, в каких свящ. текст записывался, сохранялся и передавался. Третьим фактором он и объяснял наличие в Библии неточностей и ошибок. Напр., он приводил замечание блж. Иеронима о том, что ссылка на Иеремию в Мф 27:9 на самом деле имеет в виду Зах 11:12–13. Призывая, однако, к осторожности, А. писал: «Нельзя говорить: «автор этой книги не придерживался истины», — надо признать, что или рукопись ошибочна, или толкователь ошибся, или ты сам не понимаешь». А. подчеркивал, что святоотеч. экзегеза неоднородна и свв. отцы часто высказывали различные мнения по одному и тому же вопросу. В кн. «Да и нет» он собрал более 1800 противоречивых высказываний свв. отцов о Библии. Подобные взгляды А. вызывали активный протест, к–рый в значит. мере был оправдан тем, что А. не развил своих идей до конца и не сумел показать, как можно сочетать

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

К. был учителем принца Эдуарда (до 1550) и с июля 1544 г. занимал должность раздающего милостыню (almoner) от его лица. После прихода Эдуарда VI к власти в 1547 г. и связанных с этим перемен в англ. церковной жизни карьера К., придерживавшегося протестант. взглядов, стала более успешной. В апр. 1548 г. он был назначен каноником часовни св. Георгия в Виндзорском замке, а в окт. 1549 г.- деканом Вестминстерского аббатства. Несмотря на то что К. не имел епископского сана, его ответы на вопросы о совершении литургии, заданные в начале правления Эдуарда VI, предполагалось использовать для реформирования богослужения. Позднее он вошел в состав Виндзорской комиссии, занимавшейся ревизией вероучения церкви Англии и подготовкой Книги общих молитв 1549 г., а также др. документов. Кроме того, К. неоднократно привлекали к проведению визитаций; он был членом неск. комиссий, занимавшихся реформированием канонического права и подготовивших к 1552 г. проект нового свода - «Reformatio Legum Ecclesiasticarum», который так и не был принят. С мая 1547 по нояб. 1552 г. К. занимал должность канцлера Оксфордского ун-та. Он активно боролся с католич. пережитками в ун-те (в частности, в ходе визитации 1551 г.), а также покровительствовал протестант. богословам, приезжавшим в это время в Англию из континентальной Европы. Благодаря его протекции нек-рые из них (напр., Петр Вермилий, с к-рым К. поддерживал дружеские отношения до его смерти в 1562) получили кафедры в Оксфорде и играли важную роль в жизни ун-та. В 1553 г., после смерти Эдуарда VI, К. был арестован по подозрению в участии в заговоре Дж. Дадли, герц. Нортамберлендского, пытавшегося отстранить Марию I Тюдор от наследования престола и передать корону Джейн Грей, кузине умершего короля. По этой причине, а также из-за начала в Англии Контрреформации К. был лишен всех должностей и в авг. 1553 г. провел неск. недель в тюрьме Маршалси. В мае 1554 г. он вместе с Э. Сандисом (впосл. архиепископ Йоркский) бежал из Англии в Антверпен, а в сер. марта 1555 г. переехал во Франкфурт. Здесь он принял активное участие в споре о Книге общих молитв и порядке совершения литургии, разгоревшемся внутри англ. общины в 1554 г. Опираясь на критические замечания Ж. Кальвина о Книге общих молитв, группа англ. протестантов во главе с приехавшим из Женевы Дж. Ноксом (1505-1572) пыталась убедить др. членов общины в необходимости реформирования вероучения по кальвинист. образцу. К., как и прибывший одновременно с ним Дж. Джуэл, выступил против них. Компромисс так не был достигнут, но в кон. марта 1555 г. К. и его сторонники обвинили Нокса за одну из его проповедей в измене императору и Нокс был вынужден покинуть Франкфурт. О дальнейшем пребывании К. на континенте известно мало: вероятно, он жил в основном во Франкфурте, не занимая должностей в англ. церковной общине, а также провел нек-рое время в Страсбурге, в кон. 1558 г. был в Вормсе.

http://pravenc.ru/text/1841724.html

Период А. имеет свои уставные особенности. Отменяется пение «Gloria» на мессе (в галликанском обряде так было уже во времена Амалара Мецкого († 847), в рим.- с XII в.; в наст. время исключение делается для праздников (напр., Непорочного зачатия , 8 дек.) и «Te Deum» в оффиции (на богослужениях суточного круга). В средневек. миссалах отменялось также пение аллилуия , но в наст. время оно сохраняется. Начиная с 17 дек. отменяются вотивные мессы и реквиемы . Цвет богослужебных облачений в период А.- фиолетовый (в XIII в. использовался черный, как и в Великий пост), в 3-е воскресенье (называемое Gaudete - Радуйтесь) - розовый. В прошлом с А. были связаны местные богослужебные традиции и народные обычаи: «исповеди А.» (confessiones adventus), сопровождавшиеся сбором «покаянных денег»; особые мессы в честь Божией Матери, первоначально служившиеся по субботам, затем и по др. будним дням периода А., получившие названия Engelmessen (нем.- мессы ангелов - от Лк 1. 26-38) или Rorate-Messen (нем., от первых слов интроита «Rorate caeli» (лат.- Кропите, небеса) Ис 45; 64); торжественная missa aurea (лат.- золотая месса) в среду 1-й недели А.; литургические драмы , в т. ч. с использованием скульптурных изображений св. прав. Иосифа, Пресв. Девы Марии и Младенца Иисуса. В это время отменялись увеселения, женщины носили особую черную одежду. До наст. времени сохранился поздний, происходящий из среды католич. молодежного движения или из семейных традиций протестантов обычай устраивать «венок А.» (или «свечи А.»): во время мессы 1-го воскресенья А. перед алтарем на подсвечнике зажигают свечу, через неделю к ней прибавляют вторую и т. д. Символика «венка А.» - возрастающий свет приближающегося пришествия Христова. На Востоке параллелью А. являются: в визант. обряде - рождественский пост с неделями (воскресеньями) святых праотец и отец, в сир. традиции - предшествующие Рождеству 4 (вост. сир. обряд) или 5 (зап. сир. обряд) «недели (седмицы) возвещения». Ист.: Tertullianus. De baptismo. 19; De spectaculis.

http://pravenc.ru/text/адвента.html

Попытка наладить мирные отношения с Ливонским орденом путем брака дочери с Дитрихом Буксгевденом, братом католич. Рижского еп. Альберта I , стоила Владимиру псковского стола - в 1211 г. он был изгнан псковичами и до 1215 г. (с коротким перерывом) был в качестве вассала Альберта «судьей Идумеи» - области к северо-востоку от Риги. Вернувшись в 1215 г. в Псков, он участвовал в 1216 г. на стороне брата Мстислава и ростовского кн. св. Константина Всеволодовича в ряде сражений (в частности, ходил походом к Ржеве, разорил В. Поволжье), а также в битве на Липице против младших братьев кн. Константина Всеволодовича - блгв. вел. кн. владимирского Георгия (Юрия) и блгв. кн. Ярослава (Феодора) Всеволодовичей. В 1217 г., после ухода Мстислава Мстиславича из Новгорода на юг, в Галич, произошел, видимо, раздел Торопецкой вотчины Мстиславичей, в ходе к-рого Владимир получил ее вост. часть с Ржевой, а его брат Давыд - западную с центром в Торопце. Кроме Ржевской вотчины Владимир Мстиславич держал еще в Новгородской земле Нов. Торг, судя по тому, что зимой 1225/26 г. он отражал набег литовцев на торопецкие земли во главе отряда новоторжцев. На этом летописные известия о Владимире Мстиславиче прекращаются, вероятно, вскоре он умер. Из этих данных трудно получить четкое представление о его политике. Складывается, однако, впечатление, что Владимир Мстиславич был сторонником ограничения влияния владимиро-суздальских князей на северо-западе Руси, проводя в качестве псковского князя линию на самостоятельность от Новгорода путем союза с Ригой, к-рая позже привела к тому, что Ярослав, сын Владимира Мстиславича, после смерти отца принимал активное участие в захвате ливонцами Пскова (1240), к-рый он рассматривал как свою отчину. Со 2-й пол. XVI в. Ржева (Ржев) начинает именоваться Ржевой Володимеровой в отличие от расположенной северо-западнее Ржевы Пустой (напр., в Бельском летописце - памятнике 30-х гг. XVII в. западнорус. происхождения). Возможно, к этому времени относится начало местного почитания В. и А.

http://pravenc.ru/text/159124.html

Самые ранние рукописи, в к-рых содержатся «Страсти...», относятся к IX в. (напр., легендарии Paris. lat. 5299. Fol. 15v - 21v, из Шартра; Valenciennes. Bibl. municip. 173 (165). Fol. 108v - 113v, из аббатства Эльнон (Сент-Аман-лез-О)). Текст был впервые опубликован Б. Момбрицием (не позднее 1478 - Mombritius B. Sanctuarium seu Vitae Sanctorum. P., 19102. P. 241-244, 694-695), затем - Иоанном Болландом в «Acta Sanctorum» (ActaSS. Ian. T. 2. P. 216-219). На «Страстях...» основано более позднее агиографическое сказание о мч. Валентине Римском, сохранившееся в виде богослужебных чтений (BHL, N 8463-8466; изд.: ActaSS. Febr. T. 2. P. 753-754). Эпитомы «Страстей...» включены в энциклопедический свод Винцентия из Бове ( Vincent. Bellovac. Spec. hist. XI 98-100) и в «Перечень святых и их деяний» Петра Наталиса ( Petr. Natal. CatSS. II 100). В XIX в. предание о Марии и др. мучениках получило известность в Италии благодаря созданию католич. св. Джованни Боско и гр. Карло Каисом нового Жития, основанного на «Страстях...» ( Bosco G. Una famiglia di martiri ossia vita de " santi Mario, Marta, Audiface ed Abaco. Torino, 1861). Поминовение мучеников указано в Иеронимовом мартирологе. Под 20 янв. в этом источнике содержится искаженная запись о памяти «на Корнелиевой дороге, на 12-м милиарии от города, Мария и Аввакума... на кладбище Марии и Марфы, Авдифакса и Аввакума» (MartHieron. Comment. P. 50-51). Схожая запись, подвергшаяся еще более сильному искажению, приведена под 16 янв., скорее всего ошибочно: «...на Аппиевой дороге, на кладбище Каллиста, страсти святых Анания, Мария; на 9-м милиарии Корнелиевой дороги, на кладбище, прочих 13, чьи имена знает Бог... и на Аппиевой дороге, на кладбище Каллиста, страсти святой Марфы, мученика Авдеина. На Корнелиевой [Corniua] дороге, на кладбище, на 9-м милиарии, и прочих 13, чьи имена записаны в книге жизни» (MartHieron. Comment. P. 42-43). Под 20 янв. в Геласия Сакраментарии содержится проприй мессы в день памяти мучеников Себастиана, Мария, Марфы, Авдифакса и Аввакума (Sacr. Gelas. Р. 131). Молитвы Марию и др. мученикам содержатся также в смешанном франко-геласианском Сакраментарии из Ангулема (рубеж VIII и IX вв.); здесь поминовение мучеников перенесено на 19 янв., вероятно, чтобы отделить его от поминовения мч. Себастиана, а молитвы, в к-рых упоминается Себастиан, заменены др. текстами (Liber Sacramentorum Engolismensis/Ed. P. Saint-Roch. Turnhout, 1987. P. 20. (CCSL; 159C)).

http://pravenc.ru/text/2562058.html

27 янв. 1843 г. папа Григорий XVI нарек Печчи архиепископом Дамиетты in partibus infidelium и на следующий день назначил апостольским нунцием в Бельгии. 10 февр. Печчи стал ассистентом папского трона. Епископское рукоположение, состоявшееся 19 февр. 1843 г. в рим. ц. св. Лаврентия (Сан-Лоренцо-ин-Панисперна), возглавил кард. Л. Ламбрускини. 7 апр. 1843 г. новый нунций прибыл в Бельгию. Он принял участие в рассмотрении вопроса о преподавании в школах католич. катехизиса, за отмену к-рого активно выступали либеральные политики. Печчи призвал бельг. епископов оказать поддержку католич. депутатам, чтобы они могли противостоять принятию парламентом либеральных законов. Нунцию пришлось участвовать в разрешении конфликта между бельг. епископатом и иезуитами из-за открытого в 1845 г. при орденской коллегии в Намюре философского ф-та, на который было разрешено поступать мирянам, что влекло за собой изменение положения Лувенского (Лёвенского) католич. ун-та, с 1834 г. содержавшегося на средства бельг. епископов. Нунций призвал обе стороны доверить решение спора Папскому престолу. В 1844 г. Печчи стал одним из инициаторов создания в Риме Бельгийской коллегии для подготовки бельг. духовенства. После смерти в апр. 1845 г. еп. Перуджи Карло Филезио Читтадини духовенство и члены муниципального совета города через кард. Джованни Марию Мастаи Ферретти (впосл. папа Римский Пий IX ) подали петицию папе Григорию XVI с просьбой назначить на вакантную кафедру Печчи, хорошо зарекомендовавшего себя на посту апостольского делегата в Перудже. 19 янв. 1846 г. Печчи был назначен на кафедру Перуджи. В знак признания заслуг на посту нунция бельг. кор. Леопольд I наградил его Большим крестом ордена Леопольда. По окончании дипломатической службы Печчи совершил поездку в Лондон и Париж и 22 мая 1846 г. прибыл в Рим, где дождался избрания нового папы Римского Пия IX. 26 июля 1846 г. Печчи вступил в управление кафедрой Перуджи. Одним из постоянных объектов внимания правящего епископа являлось развитие духовного и религ. образования. В 1846-1850 гг. на собственные средства Л. было построено новое здание ДС, куда приглашали преподавать лучших профессоров из ун-та Перуджи и др. ун-тов, ряд курсов в ДС читал Печчи. В 1872 г. его стараниями в Перудже была открыта задуманная еще в 1858 г. академия св. Фомы Аквинского. В 1856 г. было предпринято новое епархиальное издание катехизиса, в 1857 г. опубликовано практическое руководство для клириков. Работа по катехизации молодежи была доверена приглашенным из Бельгии монахиням конгрегации Святейшего Сердца Иисуса, их эффективная деятельность в образовательной сфере привлекла внимание Печчи, когда он был еще нунцием. При нем в еп-стве Перуджа было построено 36 новых храмов, активно развивалась социально-благотворительная деятельность (напр., оказывалась помощь пострадавшим в 1854, во время голода, начавшегося после землетрясения в Умбрии).

http://pravenc.ru/text/2463275.html

Вопрос авторства Апостольского предания имеет принципиальное значение, поскольку в случае признания авторства сщмч. Ипполита Римского следует сделать вывод о том, что Апостольское предание отражает древнюю богослужебную практику Римской Церкви. Отождествление Апостольского предания с " apostolike paradosis " , упомянутым на статуе св. Ипполита, имеет под собой следующие основания: а) наличие термина " апостольское предание " в тексте; б) заглавие раздела о хиротониях в " Эпитоме " (Апостольские постановления о хиротониях, [переданные] через Ипполита) упоминает имя Ипполита; в) ряд стилистических особенностей текстов 5 сборников (прежде всего, их прологов и эпилогов) являются характерными для известных творений св. Ипполита, гл. обр. для трактата " против ересей " (Hanssens. P.249-252); г) анафора Апостольского предания, по мнению Коннолли, близка к известным творениям св. Ипполита по своей лексике и некоторым особенностям догматического характера (Connoly R.-H. The Eucharistic Prayer of Hippolytus//JThSt. 1938. P.355-369). С др. стороны, Апостольское предание имеет, бесспорно, александрийское (египетское) происхождение, на что указал уже Э. Гаулер (E. Hauler), опубликовавший Веронский палимпсест: а) конечные славословия молитв Апостольского предания соответствуют традициям александрийского богослужения (см. ниже); б) порядок церковного устройства, описанный в Апостольском предании, совпадает с егип. III в., но отличается от рим. того же времени; в) структура анафоры Апостольского предания не соответствует рим. традиц. анафоральной структуре. Тем не менее до 70-х гг. XX в. общепринятой была т.зр., что Апостольское предание является утраченным " apostolike paradosis " сщмч. Ипполита Римского (александрийские особенности памятника пытались объяснить вост. происхождением Ипполита, см. об этом: J. M. Hanssens), это, в частности, оказало огромное влияние на литургическую реформу в католич. Церкви, начатую Ватиканским II Собором (1962-1965), переработанный текст анафоры Апостольского предания был даже сделан одной из основных католич. анафор (Евхаристическая молитва II; см. Novus ordo). С 70-х гг. ХХ в. авторство св. Ипполита все чаще ставится под сомнение - напр., Ж. Мань (J. Magne) показал, что, возможно, с текстом, указанным на статуе св. Ипполита " peri harismaton apostolike paradosis " (Апостольское предание о харизмах), следует отождествить первые 2 главы VIII кн. " Апостольских постановлений " ( " Трактат о харизмах " ), поэтому в научной лит-ре Апостольское предание все чаще называют просто " diataxeis ton apostolon " (Уставы апостолов).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/414/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010