Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ABSTINENTIA [от лат. absminere - удерживать, сдерживать, подавлять, не допускать, se abstinere - воздерживаться], католич. церковно-дисциплинарный термин, обозначающий временное или постоянное воздержание в питании, сне, супружеской близости по морально-религ. соображениям (см. Пост ). А. является одним из условий покаяния; включена в уставы монашеских орденов (полный отказ от мяса у цистерцианцев, кармелитов, францисканцев, камальдуленсов, кларис и др.). В нравственном богословии и каноническом праве А. рассматривается как добродетель и исправительное средство, время и способы А. регулируются Церковью. Согласно CIC (can. 1249-1253), в период А. предполагается отказ от употребления в пищу мяса и мясных субпродуктов, разрешаются овощи, яйца, молочные продукты, рыба, морепродукты, приправы. Время А. устанавливается по пятницам (кроме праздников), в кануны праздников Св. Троицы, Успения Пресв. Богородицы, Всех святых, Рождества Христова, в период всех постов, особое внимание уделяется А. по субботам Великого поста (кроме Великой субботы ) и в Пепельную среду (1-й день Великого поста). В раннем христианстве и в ср. века виды запрещенной пищи, количество трапез и время А. отличались большим разнообразием. Освобождение от поста дается (особенно с XV в.) определенным лицам, категориям лиц (напр., детям до 15 лет и людям старше 50) или территориям в исключительных случаях папой, епископом или главой религ. ордена (см. Диспенсация ). Особое внимание при А. уделяется воздержанию от употребления спиртных напитков, основанному на осуждении пьянства в НЗ (Лк 26. 34; Рим 13. 13; Еф 5. 18; Гал 5. 21 и т. д.). Это воздержание стало лозунгом движения за трезвость, развернувшегося в XIX в. в США и Европе (abstinence, Abstinenzbewegung, astinenza). Лит.: Leclercq J. Études sur vocabulaire monastique du Moyen Âges//Studia Anselmiana, philosophica et theologica. R., 1961. T. 48; Turbessi G. Ascetismo e monachesimo pro-benedettino. R., 1961; Zimmermann O. Lehrbuch der Aszetik. Freiburg i. Br., 1929. S. 477-485. Е. В. Казбекова Рубрики: Ключевые слова: АББАТИСА в католической Церкви название настоятельницы женской монашеской общины (бенедиктинок, кларис, канонис)

http://pravenc.ru/text/62502.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ РИТОР АФАНАСИЙ РИТОР (Ок. 1571, Константия, Кипр - 16.03.1663, Париж), греч. иером. и проповедник. Получил образование в К-поле. Был в числе приближенных Патриархов Неофита II (1602-1603; 1607-1612) и Тимофея II (1612-1620), к-рые благожелательно относились к католичеству. Неофит II сделал А. Р. своим протосинкеллом и познакомил с франц. иезуитами, чтобы он с их помощью смог закончить свое образование. Иезуиты направили его в Рим, но поступить в Греческую коллегию св. Афанасия он не смог. Между 1620 и 1630 гг. А. Р. переезжает во Францию, где знакомится с канцлером П. Сегье и кард. Дж. Мазарини. Они поручают ему приобрести на Востоке греч. рукописи. С этой целью А. Р. объехал Афон , Метеорские мон-ри , Македонию и Фракию, где собрал ок. 116 греч. рукописей и свыше 20 слав. (в наст. время - в Национальной б-ке в Париже; слав. также частично в РНБ). Между 1644 и 1650 гг. А. Р. активно проповедует на Востоке против кальвинизма, к-рому оказывал покровительство К-польский Патриарх Кирилл I Лукарис . К-польский Патриарх Парфений I (1639-1644) присвоил А. Р. титул дидаскала Великой ц., Патриаршего протосинкелла, и разрешил носить почти все епископские знаки отличия. Значительная часть сочинений А. Р. посвящена защите католич. догматов, напр. «Антипателларий» - ответ на несохранившуюся проповедь Афанасия III Пателлария , в к-рой тот отрицал примат папы Римского. После 1650 г. А. Р. вернулся в Париж, где и умер в нищете (его имущество было конфисковано по иску П. Сегье). Похоронен в ц. Сент-Этьен-дю-Мон. Личные бумаги А. Р. хранятся в Национальной б-ке в Париже (ркп. Supl. gr. 1014, 1026, 1027 и 1030). Соч.: Θιλοσοφικ συντγματα ττταρα. P., 1639 [Четыре философские трактата]; Αριστοτλης αυτν περ τς θανασας τς ψυχς διατρανν. P., 1649 [Аристотель, толкующий свои мысли о бессмертии души]; Αντιπατελλρος: Επιστολ περ νσεως τν κκλησων ... Συντετμημνος Αντικαμπανλλας. P., 1655 [Антипателарий: Послание об объединении Церквей]; Περ το περανεστηκτος π πσι κρτους το κρου ρχιερως... P., 1662 [О великом Понтифике]. Лит.: Legrand. Bibl. hell. XVII. T. 3. P. 417-426; Korolevskij C. Athanase le Rheteur//DHGE. T. 4. Col. 1394-1396; Μανοσακας Μ. Ι. Ανκδοτα πατριαρχικ γγραφα περ Αθανασου το Ρτορος//Επετηρς Μεσαιωνικο Αρχεου. 1940. T. 2. Σ. 134-151; Kn ö s. L " histoire. P. 434-435; Πατρινλης Χ. Γ. Αθανσιος Ρτωρ//ΘΗΕ. T. 1. Σ. 561-562; O " Meara D. J. The Philosophical Writings, Sources, and Thought of Athanasius Rhetor//Proc. of the American Philos. Soc. 1977. Vol. 121; Podskalsky. Griechische Theologie. S. 191-193. И. В. Т. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77024.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАННА [греч. Ιωννα] (I в.), прав. (пам. 27 июня, в Жен-мироносиц Неделю и в 3-ю Неделю по Пасхе; зап. пам. 24 мая), мироносица, последовательница Иисуса Христа, в числе первых пришедшая к погребальной пещере, где накануне было положено тело Господа, чтобы совершить помазание благовонными маслами и оплакать Его (Лк 24. 10). Евангелист Лука сообщает, что И. была «женой Хузы, домоправителя Иродова» (царя Ирода Антипы ) (Лк 8. 3). Больше в НЗ о ней не говорится. В греч. стишных Синаксарях сообщается, что И. скончалась в мире. По преданию, отразившемуся в ряде визант. слав. и груз. рукописей, И. выкрала у Иродиады и погребла честную главу Иоанна Предтечи ( Иванова К. Bibliotheca Hagiographica Balcano-Slavica. София, 2008. С. 474-475; Габидзашвили. Словарь ГПЦ. 2007. С. 417-418). И. посвящен отдельный день памяти (27 июня - в греч. Церквах и РПЦ, 24 мая - в католич. Церкви). В визант. календарях, напр. в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.), имя И. упоминается 30 июня в Соборе св. апостолов. Подробнее см. в ст. Жены-мироносицы. Ист.: SynCP. Col. 776, 790; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 288. Лит.: Spadafora F. Giovanna//BiblSS. Vol. 6. Col. 555. О. Н. А. Рубрики: Ключевые слова: АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.) ЕЛИСАВЕТА имя 2 женщин в Свящ. Писании.В ВЗ Е.- дочь Аминадава из колена Иудина; В Новом Завете Е.- праведная жена свящ. Захарии и мать св. Иоанна Крестителя ЕПАФРОДИТ ап. от 70 (пам. 8 дек. и 30 марта, 4 янв.- в Соборе 70 апостолов; пам. визант. 30 марта, 17 и 18 мая; пам. зап. 22 марта) ЕРАСТ еп. Панеадский, ученик ап. Павла, ап. от 70 (пам. 10 нояб.; 4 янв.- в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 26 июля) ИАКОВ († 62/63), брат Господень, ап. от 70, сщмч. (пам. 23 окт., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов, в Неделю по Рождестве Христовом; пам. зап. 1 мая) ИАКОВ АЛФЕЕВ ап. от 12., (пам. 9 окт. и 30 июня в Соборе 12 апостолов; пам. визант. 9 нояб.; пам. зап. 1 и 11 мая) КОРНИЛИЙ СОТНИК (I в.), св. (исп. или сщмч.?) (пам. 13 сент.; пам. визант. 11, 13 сент., 20 окт., 9 июня; пам. зап. 20 окт.) МАРИЯ МАГДАЛИНА (I в.), равноап., ученица Господа Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц (пам. 22 июля и в Жен-мироносиц Неделю; пам. визант. 22 июля и 4 авг.; пам. греч. 4 мая; пам. зап. 22 июля)

http://pravenc.ru/text/471577.html

К. К. был учредителем мон-рей. В числе других он основал муж. мон-ри в Чернчицах под Луцком и в Любартове (1604), Дубовецкий жен. мон-рь под Дубно (1592). Магнат возобновил Спасский мон-рь близ Дубно, который в 1592 г. получил общежитийный устав, расширил обитель в Дермани. В его владениях находилось ок. 20 правосл. мон-рей. К наиболее значимым кроме вышеперечисленных относились мон-ри Спаса в Дорогобуже и св. Михаила близ Степани. Последний известен с 70-х гг. XVI в., когда князь наделил его десятиной от доходов замка в Степани и земельными владениями; в эти же годы богатые вклады были даны в мон-ри Спасский в Дорогобуже и Воздвижения Креста Господня в Дубно. Магнат жертвовал средства на обители, находившиеся вне его владений: киевский Златоверхий во имя арх. Михаила , св. Онуфрия во Львове и Кирилловский Свято-Троицкий в Киеве, Киево-Печерский мон-рь (см. Киево-Печерская лавра ), где был похоронен его отец. К. К. построил большое число храмов в своих имениях. Только в основанном им Константинове он воздвиг 6 церквей, в т. ч. 2 каменные (Троицкую и Успенскую). Магнат заботился также о храмах, находившихся вне его имений, в первую очередь о киевских. При нек-рых храмах К. К. открыл больницы, напр., при правосл. ц. Св. Троицы в Остроге, при католич. костеле в Дятлове. В обширных имениях К. К. действовали не только правосл. церкви, но и католич. костелы (князь восстановил костел в Остроге), кальвинист. и социнианские кирхи, мечети и синагоги. К. К. помогал правосл. братствам , в первую очередь ставропигиальным Львовскому и Виленскому . В 1586 г. по просьбе К. К. и Ф. И. Скумина-Тышкевича кор. Стефан Баторий утвердил устав Львовского братства, в 1592 г. кор. Сигизмунд III издал обширную жалованную грамоту для Львовского братства и мон-ря св. Онуфрия. К. К. ходатайствовал перед королем в связи с жалобой львовских братчиков на притеснения со стороны властей Львова в 1599-1603 гг. В течение неск. лет магнат был посредником между Львовским братством и Львовским еп. Гедеоном (Балабаном) , способствовал их примирению в июне 1595 г. Киевский воевода содействовал поездкам представителей Львовского братства в Россию за милостыней. В меньшей степени К. К. занимался делами Виленского братства, в 1604 г. он передал имение Словенско под Вильно для строительства новой каменной братской ц. Св. Духа. Князь участвовал в основании церковного братства в принадлежащем ему Тарнополе (1593).

http://pravenc.ru/text/2057084.html

Почитание И. получило распространение преимущественно благодаря деятельности студентов французских ун-тов - уроженцев Бретани. В 1348 г., сразу после канонизации святого, в Парижском ун-те было основано братство И. для бретонских студентов. В 1352-1357 гг. была построена братская капелла во имя святого, которая впосл. находилась под особым покровительством франц. королей. Во время Французской революции капелла была разрушена (1796). Братства во имя И., деятельность к-рых была связана с юридическими фак-тами ун-тов и гильдиями адвокатов, были и в др. городах, напр. в Лувене (совр. Бельгия). И. почитался как св. покровитель парижского Шатле (суда г. Парижа и округи). Изображения святого как поборника справедливости нередко помещали в залах судебных заседаний. В честь святого основано неск. больниц (первая учреждена в 1358 в Рене). Бретонец по происхождению кард. Ален Коэтиви получил от Римского папы Николая V (1447-1455) ц. св. Андрея, к-рая впосл. была переосвящена во имя И. При храме хоронили бретонских паломников, умерших в Риме, с 1513 г. действовало братство во имя святого. В 1875-1888 гг. на месте старой церкви была построена новая, в стиле неоренессанса, известная как Сант-Иво деи Бретони. Др. церковь, Сант-Иво алла Сапиенца, построена в 1642-1660 гг. по проекту Ф. Борромини , до 1936 г. служила храмом при Римском ун-те. Во время Французской революции кафедральный собор в Трегье был превращен в храм Разума, значительная часть убранства, в т. ч. скульптурная гробница И., уничтожена (1793). Глава святого была сохранена духовенством и в 1801 г. возвращена в храм. В сер. XIX в. почитание И. во Франции возродилось отчасти благодаря деятельности франц. епископов бретонского происхождения. В 1897 г. из-за плохой сохранности останков было проведено каноническое освидетельствование мощей. В 1924 г. Римский папа Пий XI провозгласил И. 2-м покровителем Бретани, вместе со св. Анной. Празднование памяти св. И. в Трегье сопровождается крупными церковными торжествами. 19 мая 1947 г. на празднествах в честь 600-летия канонизации присутствовали 100 тыс. паломников, а также офиц. представители правительств, ун-тов и юридических корпораций ряда стран. Ежегодно в 3-е воскресенье мая совершается процессия во главе с католич. епископом Сен-Бриё и Трегье из кафедрального собора к ц. св. И. в Минии-Трегье. В наст. время в Бретани во имя И. освящено 18 церквей и ок. 60 часовен, крестов, св. источников и др. Иконография

http://pravenc.ru/text/200449.html

Церковь св. Лебуина в Девентере. Гравюра. 1790 г. Л. первоначально было связано с областью его миссионерской деятельности на р. Эйссел, позднее - с аббатством Верден. Альтфрид в Житии св. Лиудгера сообщает о восстановлении церкви в Девентере, разрушенной саксами, и об обретении мощей Л. Еп. Альберик († 784), преемник аббата Григория во главе диоцеза Утрехт, поручил сделать это св. Лиудгеру ( Angenendt. 2005. S. 90-91). Вскоре после начала строительства храма Л. явился Лиудгеру и указал место у юж. стены, где покоились его мощи, к-рые считались утерянными. После обретения мощей Лиудгер изменил план церкви так, чтобы могила святого находилась внутри храма. Согласно Древнему Житию, в сер. IX в. в Девентере находилась ц. во имя Л., в к-рой совершались чудеса по молитве к святому (per servum suum Lebuinum Dominus virtutes multas operator usque ad hodiernum diem); Альтфрид упоминал также о монашеской общине. В 882 г. церковь была разрушена норманнами, но вскоре восстановлена. По свидетельству еп. Радбода Утрехтского, в день памяти святого в Девентере собирались многочисленные паломники. Укрепление почитания Л. как одного из св. покровителей диоцеза Утрехт было связано с тем, что из-за угрозы набегов викингов в Девентер была временно перенесена резиденция епископа ( Grosse. 1987. S. 18-19). К X в. относятся упоминания Л. в литаниях ( Coens M. Anciennes litanies des saints//AnBoll. 1937. T. 55. P. 67; см. также: Idem. 1952. P. 294) и надпись на чаше, найденной в Девентере, в к-рой говорится о Л. (Liafuini - Pollman. 1928. S. 287). По указанию еп. Бернольда (1027-1054) на месте старого храма была построена базилика во имя Девы Марии и Л.; заменившая ее готическая зальная церковь (возведена между 1450 и 1525) в наст. время принадлежит Протестантской Церкви Нидерландов. Реликварий с мощами святого хранится в католич. ц. во имя Л. (бывш. францисканская церковь) в Девентере. Поблизости, в сел. Вилп, сохранилась протестант. ц. во имя Л. (XII в., перестроена в XVI в.), возведенная на месте 1-го оратория, который построил святой. В средние века почитание Л. получило распространение в соседних регионах; поминовение святого совершалось в нек-рых церквах и мон-рях Фландрии, напр. в аббатстве св. Бавона в Генте ( Coens, Straeten. 1966. P. 157).

http://pravenc.ru/text/2463217.html

Духа от Отца и Сына в качестве «законной и разумной» для разъяснения троичной истины, Соборы в Лионе (1274) и во Флоренции (1439-1445), имевшие целью унию с правосл. Церковью (см. статьи Лионская уния , Ферраро-Флорентийский Собор ), отклоняют возможность понимания этого в смысле каузальной двойственности источников Св. Духа: Его имманентное исхождение необходимо представлять не как двойное, а как единое «дуновение» (spiratio) двух др. Божественных Лиц, Которые образуют в этом акте одно единственное изводящее начало (tamquam ex uno principio) в силу того, что «Отец, рождая, дал Своему Единородному Сыну все, кроме отцовства (esse Patrem)». Поэтому, хотя Отец есть «безначальное Начало» (principium sine principio), а Сын - «Начало из Начала» (principium de principio), Сыну от века присуще также быть причиной исхождения Св. Духа (см.: CLugdII. Constitutio de summa Trinitate et fide catholica// Denzinger. Enchiridion. N 850; CFlor. Laetentur caeli: Bulla unionis Graecorum//Ibid. N 1300-1302). Встречающееся в вост. триадологии выражение «от Отца через Сына» (κ το Πατρς δι Υο - см., напр.: Mansi. T. 12. Col. 1122 D) объявляется в таком интерпретационном контексте по сути эквивалентным католич. Filioque, так что Ватиканским II Собором использовалась именно эта формулировка (ex Patre per Filium - ср.: CVatII. AG. 2). В XX в. в К. была предпринята попытка нового осмысления проблемы Filioque на основе дифференцированного герменевтического подхода, с тем чтобы, пересмотрев традиц. догматические тезисы о превечном исхождении Св. Духа с учетом церковно-исторического контекста, особенностей богословской полемики и семантических предпосылок лат. патристики, выработать адекватное совр. ситуации представление, способствующее диалогу и взаимопониманию между христ. Церквами по этому вопросу. Одним из результатов многочисленных исследований стало составленное по инициативе папы Римского Иоанна Павла II и опубликованное 13 сент. 1995 г. в официальном печатном органе Ватикана «Osservatore Romano» разъяснение папского Совета по содействию христ.

http://pravenc.ru/text/1683907.html

22). Б. А. сформулировал критерии для использования аллегорического метода истолкования: «Писание само указывает нам, где нужно искать аллегорию: необходимо искать ее там, где к этому понуждает сама буква, а именно в том, что либо не имеет пользы, либо лишено смысла» (In Num. 7). «Темные» места в тексте Свящ. Писания, как правило, следует понимать, по мнению Б. А., в прообразовательном смысле. Б. А. имел в виду те стихи, где нет ни исторического описания, ни нравственного назидания, напр. описание устройства скинии, священнических одежд, ритуала жертвоприношений (см.: In Lev. 7; также In Ps. 5-6). В то же время Б. А. предостерегал от попыток широкого использования этого принципа и выведения подобного смысла из простого исторического описания (In Num. 7). В «Толковании на Пятикнижие» он склонен противопоставлять аллегорический и буквальный смысл Писания: одно и то же место Библии может быть истолковано только одним способом. Однако в «Толковании на Иова» он вполне допускает наличие обоих смыслов в одном и том же отрывке Свящ. Писания. В новозаветных комментариях Б. А. в основном затрагивает нравственно-назидательный аспект текста. Ист.: Leo Marsicanus et Petrus Diaconus. Chronica Casinensis. I 40; IV 31, 41, 43//PL. 73. Col. 483, 855-856, 868, 871; Petrus Diaconus. De viris Illustribus Casinensibus, 34//PL. 173. Col. 1040-1042. Соч.: S. Brunonis Astensis Opera Omnia//PL. 164-165. Лит.: Bruni B. Prolegomena in S. Brunonis Astensis opera//PL. 164. Col. 9-97; idem. De Vita S. Brunonis commentarius//PL. 164. Col. 97-137; idem. Prolegomenon//PL. 165. Col. 9-39; Lazzari P. Prefatio in Commentaria super IV Evangelia//PL. 165. Col. 39-51; Gigalski B. Bruno, Bischof von Segni, Abt von Monte-Cassino, 1049-1123: Sein Leben und seine Schriften. Münster, 1898; Gregoire R. Bruno de Segni, exégète médieval et théologien monastique. Spoleto, 1965. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви ГРИГОРИЙ († после 392), еп. Эльвирский, или Иллибеританский (а также Бетикийский, Гранадский, Испанский), лат. богослов и экзегет, свт. (пам. зап. 24 апр.) ГРИГОРИЙ ТУРСКИЙ [мирское имя Георгий Флоренций] (538/9 - 593/4), св. (пам. зап. 17 нояб.), еп. Турон, зап. церковный писатель, историк, агиограф ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ († 636), еп. Гиспальский, лат. церковный писатель, богослов, энциклопедист; католич. св. (пам. 4 апр.)

http://pravenc.ru/text/153491.html

в Кронштадте (1715-1717, не сохр.), ц. св. Пантелеимона в Ораниенбауме (ныне Ломоносов) при дворце Меншикова (ок. 1725, не сохр.), соборов Преображенского в Ревеле (ныне Таллин; 1717-1719), Петропавловского (1722-1727; общий замысел, возможно, принадлежал Д. Трезини) и ц. Исаакия Далматского (1724-1727, не сохр.) в С.-Петербурге. Они кардинально отличаются от традиц. типа тяблового иконостаса, их динамичные композиции наделены чертами барочных католич. алтарей. Доминирующую роль в образе нового иконостаса играют не иконы, а решенная в духе барочной сценографии архитектурная декорация, варьирующая тему триумфальных врат. Новым было также включение в систему иконостаса скульптуры, количественно превышающей живописные изображения. Завершенный уже после смерти З. иконостас Петропавловского собора, над к-рым работали более 50 мастеров-резчиков, является одним из самых сложных и зрелищных произведений барокко в России. З. неоднократно занимался в Москве оформлением торжеств, посвященных победам в Северной войне и важным династическим событиям. Его следует считать автором концепции и, возможно, детальной разработки многочисленных триумфальных ворот (напр., Синодальные ворота, сооруженные «трудами школьных учителей» (1709), триумфальные ворота при дворе Меншикова (1709 и 1721), Синодальные ворота у Казанского собора (1721) и др.), богато декорированных аллегорической скульптурой и живописью. Облик нек-рых из них известен по гравюрам. В 1722 г. З. было поручено изготовить новый постамент с надписями и рисунками для ботика Петра I, хранителем которого он был определен. В 1724 г. З. участвовал в подготовке торжественного перенесения мощей св. Александра Невского из Владимира в С.-Петербург. Под его рук. были изготовлены роскошные балдахин и ковчег, в наст. время известные только по описанию. Широкий спектр занятий З. характеризует его как разносторонне одаренного, активного человека, всецело задействованного в петровских преобразованиях и, видимо, ценимого царем за талант и деловые качества администратора.

http://pravenc.ru/text/182639.html

Политическую окраску движению Л. придавали как их предполагаемая причастность к крестьянским волнениям (в восстании 1381 г. под предводительством Уота Тайлера принимал участие проповедник Джон Болл , к-рого современники, вероятно ошибочно, считали учеником Уиклифа), так и покровительство знатных и влиятельных лиц (в т. ч. при королевском дворе). В янв. 1395 г., во время поездки кор. Ричарда II в Ирландию, в парламент была подана петиция Л.; текст петиции «Двенадцать утверждений лоллардов» был вывешен также на дверях Вестминстерского аббатства и собора св. Павла в Лондоне. По сообщению хронистов, нек-рые лорды поддерживали критику Л. католич. Церкви и восхваляли их воззрения в парламенте. Неизвестно, была ли петиция зачитана в парламенте или только распространена среди его членов: текста петиции в парламентских свитках нет. Было послано 2 письма королю в Ирландию с сообщением об угрозе, к-рую представляли Л. (Ричард II вернулся в Англию только в мае). В окт. 1395 г. папа Римский Бонифаций IX обратился с письмом к англ. архиепископам, побуждая их с бóльшим рвением бороться с еретиками (в послании папа цитировал «Двенадцать утверждений...» не по лат. тексту, вывешенному на дверях собора св. Павла, а по англ. тексту, адресованному лордам и общинам парламента). В петиции «Двенадцать утверждений...» говорилось, что Церковь Англии, следуя за Римской Церковью, слишком заботится о земных благах и охвачена мирской гордыней; духовенство забыло об идеалах Христа и апостолов; целибат клириков ведет к моральному разложению, а вера в пресуществление при совершении Евхаристии лежит в основе идолопоклонства. Л. критиковали католическую практику благословения священниками неодушевленных предметов, совершение поминальных молитв, отвергали необходимость паломничеств, пожертвований, исповеди (по мнению Л., она развивала у священников гордыню) и обетов целомудрия у женщин. Клирики, согласно Л., не должны были занимать светские должности. Крайне негативно Л. оценивали институт монашества, особенно критиковали нищенствующие ордены. Л. выступали против войн и крестовых походов , поскольку любое убийство противоречит евангельским заповедям, а также настаивали на запрете и упразднении ремесел, к-рые не являются жизненно необходимыми для людей (напр., ювелирное дело, ремесло оружейников).

http://pravenc.ru/text/2110667.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010