Первоначально A. M. состояла из соединения приветственных обращений к Божией Матери арх. Гавриила и св. прав. Елисаветы (Лк 1. 28; 42) с добавлением имен Марии - вначале и Иисуса - в конце; это дополнение возводится к папе Урбану IV (1261); в XV-XVI вв. A. M. часто оканчивалась: «Jesus Christus, Amen». В то время как на Востоке соединение 2 указанных евангельских текстов известно с VI в. (у Севира Антиохийского - см. «Богородице Дево»), на Западе оно впервые встречается в надписи в ц. Санта-Мария-Антиква в Риме (VII или VIII в.- DACL. T. 5. Col. 2029). Древнейшие свидетельства о богослужебном использовании A. M.- это франк. Антифонарий IX в. (антифон на оффертории - Hesbert. 5b, 7-33b), а также известное с X в. «Officium parvum [vel: Cursus parvus] Beatae Mariae Virginis» (Малый оффиций [или: малая служба, малое последование] Блаженной Девы Марии). С кон. XI в. A. M. входит в келейное правило зап. подвижников: ее повторяли 50 (60) или 150 раз в день с коленопреклонениями и земными поклонами, что заменяло молитвенное чтение Псалтири. На рубеже XII-XIII вв. появились церковные постановления, предписывавшие всем верным знать A. M. наизусть наряду с «Pater noster» (см. Молитва Господня ) и «Credo» (см. также Символ веры ) (напр. 10-е прав. («Praecipiat communia») Парижского Собора 1198 г.- Mansi. T. 22. Col. 861). Все 3 упомянутых текста в ср. века употреблялись в качестве начальных молитв (см. Начало обычное; ср. Богородичное правило). Соединение A. M. и «Pater noster» зафиксировано постановлениями Генерального капитула ордена доминиканцев 1266 г. в Трире ( Martène. Vol. 4. P. 1742) и Вюрцбургского Собора 1287 г. ( Mansi. T. 22. Col. 681) и введено в богослужебную практику, в частности, в начало часов, где оно продержалось до 1955 г. В 1-й пол. XV в. это соединение легло в основу молитвенного чтения розария . С XV в. текст молитвы был расширен за счет включения прошения о заступничестве Марии (эта полная форма приписывалась папе Александру VI (1492-1503) и встречается, напр., в трактате Дж. Савонаролы (1452-1498), содержащем истолкование A. M.). Однако в кон. XV в. это добавление еще не имело единой установленной формы и не было официально введено в богослужение, одним из свидетельств чему является критика католич. практики со стороны деятелей Реформации , заявлявших, что A. M. не является собственно молитвой, т. к. не содержит прошения. Указанное дополнение, засвидетельствованное катехизисом Тридентского Собора , было утверждено Пием V публикацией полного текста A. M. в Бревиарии 1568 г. A. M. вошла также в состав молитвы «Angelus» (Ангел Господень), в связи с чем ее текст помещался в надписях на колоколах: известна руническая надпись из Эскилле (Дания, ок. 1200; Uldall. P. 22).

http://pravenc.ru/text/82438.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИПП [греч. ρδβλθυοτεΑρχιππος], ап. от 70. (пам.19 фев., 22 нояб., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов) В НЗ упоминается в первых стихах Послания к Филимону, где ап. Павел приветствует его как своего «сподвижника» (συστρατιτης) вместе с Филимоном и Апфией и всей домашней церковью (Флм 1. 2). По церковному Преданию, А. был сыном Апфии и Филимона ( Феодор Мопсуестийский и большинство ранних толкователей). В Послании к Колоссянам (4. 17) ап. Павел увещевает А. исполнять служение (διακονα), к-рое он принял «во Господе». Содержание этого служения остается неясным. Согласно Апостольским постановлениям, А. был епископом Колосской, а затем Лаодикийской Церкви (VII 46). В службе А. на 19 февр. он называется «верным рабом Христовым», богомудрым и богоносным, учеником ап. Павла, обращенным его благовествованием ко Христу, посланным среди язычников прогонять тьму многобожия; учителем, украшением г. Колоссы. В апостольских списках имя А. не встречается ни у Псевдо-Дорофея, ни у Адона Вьеннского, единственный раз упоминается в каталоге Псевдо-Симеона Логофета под 61. В правосл. и католич. Церквах А. почитается как мученик. К-польский синаксарь сообщает, что он пострадал при имп. Нероне в Колоссах. Язычники схватили и бросили его в ров за то, что он отказался участвовать в празднике, посвященном Артемиде , и принести ей жертву. А. был исколот ножами и забит камнями. Лит.: Феофан (Говоров), еп. Толкование Послания св. Ап. Павла к Колоссянам и Филимону. М., 1907; Aigrain R. Archippe//DHGE. T. 4. Col. 1556-1557; SynCon. Col. 247-248, 475-478, 803-804; Собор св. 70 Апостолов. Каз., 1907. С. 66-69; Dibelius M., Greeven H. An die Kolosser, Ephesser, an Philemon. Tüb., 19533. (HNT; 12). S. 53, 101-102; Grillman J. Archipus//ABD. Vol. 1. О. В. Титова Гимнография. Память А. совершается 22 нояб. с ап. от 70 Филимоном и его женой Апфией, 4 янв. в Соборе 70 апостолов и 19 февр. с пением отдельного последования. Память, в наст. время закрепленная 19 февр., встречается в месяцесловах также 20 марта, 23 нояб. и др. дни ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 48). Типикон Великой ц. IX-X вв. отмечает память А. 19 и 20 февр. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 236). В редакциях Студийского ( Мессинский Типикон 1131 г.- Arranz. Typicon. P. 122) и Иерусалимского (Типикон. Т. 1. С. 497) уставов указывается совершение в день памяти А. службы без знака (см. Знаки праздников месяцеслова ). Память А. содержится уже в ранних списках Иерусалимского устава (напр., Sinait. gr. 1096, XII в.- Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 40).

http://pravenc.ru/text/76546.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРЭДШОУ [англ. Bradshaw] Пол Фредерик (род. 9.08.1945, Престон, Великобритания), литургист, специалист по истории раннехрист. богослужения; англикан. свящ. (рукоположен в 1970), почетный каноник собора св. Иакова (епархия Сев. Индианы Епископальной Церкви США). Изучал богословие в Кембридже; в Лондонском ун-те защитил докт. дис. по истории чинопоследования ординации в англикан. Церкви (The Anglican Ordinal: Its History and Development from the Reformation to the Present Day. L., 1971). В 1983-1985 гг. зам. декана Рипон-колледжа в Каддесдоне (Оксфорд), с 1985 г. профессор литургики фак-та католич. теологии ун-та Нотр-Дам (шт. Индиана, США). Д-р теологии Оксфордского ун-та (1994), главный редактор ж. «Studia Liturgica» (с 1987), президент Североамериканской академии литургики (1993-1994) и Литургического об-ва (Societas Liturgica) (1993-1995), член Британского королевского исторического об-ва и др. Б. является автором 20 книг и более 70 статей, редактор и соредактор неск. сборников по истории христ. богослужения (напр.: The Study of Liturgy: Rev. ed. N. Y., 1992). Основные работы посвящены исследованию суточного круга богослужения до IV в. (Daily Prayer in the Early Church. N. Y., 1982) и чинов рукоположений (Ordination Rites of the Ancient Churches of East and West. N. Y., 1990). Им также разработаны общие принципы и методика исследования раннехрист. богослужения (The Search for the Origins of Christian Worship. N. Y., 1992; L.; N. Y., 20022), совместно с др. учеными Б. издал комментированные переводы ряда литургико-канонических памятников, таких как «Каноны Ипполита» и «Апостольское предание» (The Canons of Hippolytus. Nottingham, 1987; The Apostolic Tradition: A Comment. Minneapolis, 2002). С 1992 г. Б. является одним из руководителей международного проекта по исследованию истоков христ. и иудейской литургических традиций (сер. «Two Liturgical Traditions»). Под редакцией Б. вышел подробный комментарий на новую серию англиканских богослужебных книг (L., 2000-2002) (A Companion to Common Worship. L., 2001. Vol. 1; 2-й т. находится в процессе подготовки). В наст. время готовится издание новой монографии Б. по ранней истории чинопоследования Евхаристии.

http://pravenc.ru/text/153517.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРЕЛЛЕТ Греллет [англ. Grellet] Стивен (наст. имя Этьен де Грелле дю Мобилье) (2.11.1773, Лимож, Франция - 16.11.1855, Берлингтон, шт. Нью-Джерси, США), амер. квакер, миссионер. Г. происходил из франц. аристократического рода, его отец был членом городского совета. Получив образование в военной католич. школе в Лионе, в возрасте 17 лет во время Французской революции 1789-1799 гг. был телохранителем кор. Людовика XVI. В 1792 г. был вынужден бежать за границу от преследований революционеров. В 1795 г. Г. поселился в семье квакеров в Нью-Йорке, где увлекся сочинениями У. Пенна . Через год в Филадельфии под именем Стивен Г. вступил в Общество друзей (см. Квакеры ), ему поручили выполнение миссии по распространению духовных и социальных взглядов квакеров. Он посетил страны Сев. Америки, Европы, М. Азии, Гаити, пропагандировал духовное просвещение беднейших слоев населения, распространение Библии на местных языках, духовной лит-ры в университетских б-ках (напр., с его помощью была открыта первая публичная б-ка в столице Гаити Порт-о-Пренсе). Сделанное Г. описание жестокого обращения с заключенными в тюрьмах Лондона послужило поводом для пенитенциарной реформы в Англии (1813). Проповедуя пацифизм, Г. обращал особое внимание на моральное состояние военных, убеждая их в греховности кровопролития. С этой целью он пытался получить аудиенцию у Наполеона. В 1814 г. Г. посетил Лондон, где встречался с имп. Александром I. В «Мемуарах» он отмечал, что по просьбе императора каждая аудиенция завершалась совместной безмолвной молитвой. В нояб. 1818 — июле 1819 г. Г. побывал в России. При встречах с С.-Петербургским архиеп. Михаилом и митр. Московским свт. Филаретом (Дроздовым) Г. отмечал близкую квакерам ориентацию на авторитет Св. Духа перед буквой Писания, простоту облачения владык и демократичность манер правосл. духовенства. Свт. Филарет стал редактором созданных Г. и его другом У. Алленом «таблиц» по текстам Свящ. Писания - пособий для обучения в ланкастерских школах, получивших распространение не только в Европе, но и в России. В учениях молокан и духоборцев Г. также находил общие моменты с учением квакеров.

http://pravenc.ru/text/166443.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАТАРИЯ АПОСТОЛЬСКАЯ [лат. Dataria apostolica], одна из дикастерий (служб) при Папском престоле, в ведение которой входили составление и отправка папских посланий, касающихся бенефициев, диспенсаций, а также рассмотрение спорных дел по этим вопросам. Существовала с XV в., упразднена в 1968 г. Согласно Кодексу канонического права католич. Церкви 1917 г., Д. а. относилась к разряду особых служб Римской курии, не являвшихся конгрегациями или трибуналами (как, напр., Апостольская канцелярия, Апостольская палата, Гос. секретариат, Секретариаты бреве и лат. посланий - CIC (1917). Can. 261). Первые упоминания о Д. а. относятся к нач. XIII в., к понтификату Гонория III . Имена сотрудников ведомства известны со времени авиньонского пленения пап . Изначально это был один человек, состоявший на службе в Апостольской канцелярии, но уже в XIV в. в связи с возросшим числом направляемых папе прошений при Апостольской канцелярии появилось особое отделение. При антипапе Бенедикте XIII в 1406 г. упоминается сотрудник, «qui datam ponit» (кто ставит дату), в 1410 г. такой человек уже называется datator. При папе Мартине V в отношении службы употребляли термин dataria, начали вести список датариев при Папском престоле. Постепенно датарии приобрели влияние в курии, по решению папы Каллиста III получили епископское рукоположение, а с сер. XVII в.- сан кардинала. В 1484 г. по распоряжению папы Иннокентия VIII на Ватиканском холме в Риме было построено специальное здание для размещения Д. а. При строительстве собора св. Петра в сер. XVI в. оно было снесено, а Д. а. перемещена во дворец, примыкающий к папской резиденции на Квиринале. Папа Бенедикт XIV буллой «Gravissimum Ecclesiae universae» от 8 дек. 1745 г. определил порядок работы Д. а. Во главе ведомства находился кардинал-продатарий, которому помогал прелат в должности субдатария. Последний подписывал бреве и офиц. копии документов. Д. а. состояла из 4 отд-ний. По распоряжению папы Бенедикта XIV от 13 июня 1755 г. Д. а. должна была приостанавливать деятельность в связи со смертью папы и могла возобновить работу лишь после выборов следующего, к-рый или сохранял прежнего кардинала-продатария, или назначал нового.

http://pravenc.ru/text/171420.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНВЕНТ [лат. conventus - собрание], в католической Церкви наименование общины монахов или каноников. В период поздней античности и в средневековье лат. слово «conventus» применительно к христ. Церкви использовалось в разных контекстах. Оно могло обозначать храм как место собрания верующих (21-й канон Собора в Агате (ныне Агд, Франция) (506) - Concilia Galliae A. 314 - A. 506/Ed. C. Munier. Turnhout, 1963. Р. 202-203), церковные Соборы ( Greg. Turon. Hist. Franc. IX 32; см. также письмо папы Римского Григория II легатам, посланным в Баварию (716) - MGH. Leges. T. 3. P. 451), провинциальные и диоцезальные синоды. В вестгот. Испании К. называлась территория, находившаяся в юрисдикции епископа, тогда как термин «диоцез» (diocesis) использовался для обозначения отдельного прихода (35-й канон IV Толедского Собора (633); также в «Хронике» Идация). Это словоупотребление отражало адм. практику эпохи Римской империи, где К. назывались низшие судебно-адм. единицы в ряде провинций ( Haensch R. Capita provinciarum: Statthaltersitze und Provinzialverwaltung in der römischen Kaiserzeit. Mainz, 1997. S. 28-33). В эпоху Каролингов термин «конвент» применялся к собраниям прелатов и знати королевства (conventus publicus, conventus populorum), к церковным Соборам (conventus synodalis), к судебным заседаниям и т. д. Также К. называли общины монахов и каноников, живущих совместно и собирающихся для богослужения (напр.: Vita Ansberti episcopi Rotomagensis//MGH. Scr. Mer. T. 5. P. 623). В этом смысле термин фигурирует в статутах мон-ря Клюни , составленных аббатом Петром Достопочтенным , и в др. монашеских статутах XI-XIII вв. (Consuetudines Benedictinae Variae: (Saec. XI - saec. XIV). Siegburg, 1975), в сочинениях католич. св. Бернарда Клервоского († 1153), Петра из Целлы († 1183) и др. авторов. Монашеская община нередко описывалась как «аббат (или приор) с конвентом» (abbas (prior) et conventus, cum conventu - Michaud-Quantin. 1970. Р. 108). В XII-XIII вв. засвидетельствован термин «конвентуальная церковь» (conventualis ecclesia), обозначавший коллегиальную церковь (см. Капитул ).

http://pravenc.ru/text/1841874.html

По благословению папы К. написал учебник «Метод церковного греко-славянского пения» (1881), к-рый стал 1-м практическим пособием для овладения элементарными навыками пения, принятой у русинов киевской нотацией и сложившимся к тому времени в униат. Церкви певч. репертуаром. Поскольку уровень певч. образования в коллегии св. Афанасия был невысок (напр., проект сохранения греч. пения, предложенный Дж. Б. Дони еще в XVII в., так и не был осуществлен, а изучение певч. репертуара происходило большей частью по слуху), появление учебника К. было актуальным. В 1-й главе «Метода...» К. дал исторический обзор церковного пения в России, основанный на трудах прот. Димитрия Разумовского , и привел гипотезу возникновения и обособления «греко-славянской» ветви церковного пения. Далее К. изложил общие правила постановки голоса и необходимые сведения для церковного певчего по элементарной теории музыки (нотная грамота, интервалика, характерный, по мнению К., для «греко-славянского» пения 13-ступенный диатонический звукоряд (от G до e1; К. делит его на тетрахорды наподобие греч. малой системы), лады и т. д.). К. дал довольно спорную, не соответствующую ныне принятой классификацию песнопений униатского репертуара. Он разделил все песнопения на 6 неоднородных классов: стихирарные (самогласны, подобны, болгарские и догматики), тропарные, седальны, степенны, ирмологические и прокимны (для всенощной и литургии отдельно). Каждому классу дана подробная характеристика. Особо обсуждаются пение с исоном , тоны псалмодии и погласицы для чтений. К учебнику приложен «Энхиридион» - сборник песнопений, составленный по печатному львовскому Ирмологиону 1816 г., с добавлением неск. простых композиций К. и неск. «аранжировок» - монодийных песнопений, сопровождаемых исоном, удвоенным в кварту, квинту и октаву. В приложенных таблицах представлены факсимиле, иллюстрирующие упомянутые в 1-й главе типы нотаций. В 1884 г. А. Д. Ряжский опубликовал критический разбор книги К. Прот. Иоанн Вознесенский перевел «Метод» на русский язык и издал в 1899 г. у П. И. Юргенсона в качестве 4-го выпуска своего труда «Церковное пение православной Юго-Западной Руси по нотно-линейным Ирмологам XVII и XVIII вв.». Учебник К. имеет значение преимущественно как документ своего времени, тем не менее изложенная в нем методика, теоретические положения и муз. материал использованы в курсе церковного пения, составленном Э. Соколом (1955) для греко-католич. семинарии святых Кирилла и Мефодия (Питтсбург, США).

http://pravenc.ru/text/1681341.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Священническое благословение. Фотография. 2008 г. в христ. традиции - определенные знаки и движения, совершаемые священнослужителями и общиной верных во время богослужения . Каждый из Ж. л. наполнен символическим смыслом и в ряде случаев служит выражением догматического учения Церкви. Нек-рые из них представляют собой наследие богослужебных обычаев эпохи ВЗ и Второго храма, др. сформировались в рамках христ. традиции либо как подражание тем жестам, к-рые, согласно Евангелию, совершал Спаситель, либо как заимствование из рим. имперской обрядности. Часть новозаветных Ж. л. появилась в результате наделения действий, первоначально имевших сугубо практическое значение, литургическими значением и символизмом. Воздеяние рук. Фотография. 2008 г. Воздеяние рук. Фотография. 2008 г. К наиболее значимым Ж. л. относятся: возложение рук (напр., в таинстве Священства ); воздеяние рук во время молитвы (обеих (поза Оранты ) или одной, напр., при поднятии ораря диаконом во время ектений ) или при благословении (см. также статьи Аароново благословение , Вознесение Господне ); крестное знамение (см. статьи Двоеперстие и Троеперстие ); осенение знаком Креста (в т. ч. с именословным перстосложением ); поклоны (поясные, земные); коленопреклонение для молитвы; молитвенное простирание ниц; молитвенное стояние; главопреклонение (см. также ст. Главопреклонная молитва ); целование святых икон, мощей, престола; лобзание мира ; умовение рук ; в таинстве Евхаристии - поднятие Св. Даров (лат. elevatio) и преломление Св. Хлеба. Известны и иные Ж. л.- дуновение (напр., в чинах оглашения и Крещения), перстоуказание (засвидетельствован в ряде ранних редакций визант. чина проскомидии) и проч. Ряд Ж. л. характерен только для отдельных литургических традиций. Так, в католич. богослужении используются такие Ж. л., как биение себя в грудь, соединение прямых ладоней при молитве с коленопреклонением (жест вассалитета) и др. Для визант. традиции характерно, напр., крестообразное складывание рук на груди верными при Причащении (жест, вероятно, происходит из более раннего обычая складывать ладони вытянутых рук одна в другую для принятия Тела Христова - см. Трул. 101) и др. В эфиоп. традиции известны литургические танцы.

http://pravenc.ru/text/182235.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БУЛЛА Бýлла [лат. bulla - пузырь, шарик, печать], в узком значении - свинцовая печать на грамоте духовного или светского владыки; также сам документ, к к-рому привешивалась такая печать. В первую очередь, Б. называется открытое торжественное папское послание (littera solemnis), скрепленное свинцовой печатью и посвященное особо важным вопросам, затрагивающим всю католич. Церковь, монашеский орден, определенное гос-во или епархию. Печать Папские буллы Стефана II, Льва Х и Пия XI Папские буллы Стефана II, Льва Х и Пия XI В ср. века свинец был обычным материалом для печатей духовных и светских владык. Свинцовой печатью (bulla plumbea) скреплялись различные типы папских посланий на папирусе, а затем на пергаменте, самые ранние из к-рых относятся к VI в. Из др. металлов для печатей в папской канцелярии применялось золото (очень редко), в позднее средневековье наряду с Б. получили распространение восковые печати с т. н. кольцом рыбака. Папская Б.- круглая по форме, диаметром ок. 4 см, толщиной ок. 0,5 см. Она крепилась на документе на конопляной или шелковой нити. Оттиски папской печати ставятся на обе стороны Б. На ранних печатях на одной стороне стояло имя, на др.- титул папы в родительном падеже (напр., Hadriani/Papae). Приблизительно с XII в. на одной стороне появилось изображение голов апостолов Петра и Павла с надписью S. РА S. РЕ (Sanctus Paulus, Sanctus Petrus), т. н. печать апостолов. На др. стороне помещалась именная печать, имя папы, разделенное на 2 или 3 строчки (напр., Pius/Papa/II). После смерти папы именная печать уничтожалась, а апостольская переходила его преемнику. До своей коронации новый папа издавал послания лишь с односторонней Б., т. н. неполной Б. (bulla dimidia), на к-рую ставился лишь оттиск апостольской печати, в тексте делалось соответствующее упоминание об этом. Свои собственные Б. ввели Констанцский и Базельский Соборы , претендовавшие на место, равное папскому в делах католич. Церкви. Их именной печатью была надпись «Sacrosancta Synodus Constanciensis» (Священный Констанцский Собор) или «Sacrosancta Synodus Basiliensis» (Священный Базельский Собор), для оборотной стороны Констанцский Собор использовал папскую апостольскую печать, Базельский - печать с изображением сошествия Св. Духа на участников Собора.

http://pravenc.ru/text/153635.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАНИЗИЙ [лат. Canisius] Петр (8.05.1521, Неймеген, совр. Нидерланды - 21.12.1597, Фрибур, совр. Швейцария), св. католич. Церкви (пам. 21 дек.), иезуит, богослов, полемист, проповедник; в католич. Церкви К. присвоен титул Doctor Ecclesiae. Жизнь и церковная деятельность Источники Петр Канизий. Гравюра Д. Кустоса. 1599 г. Петр Канизий. Гравюра Д. Кустоса. 1599 г. Наиболее важными источниками сведений о К. являются его воспоминания, представленные в «Исповеди» и «Завещании», его обширная переписка, разнообразные рукописные документы, сохранившиеся в архиве ордена иезуитов и др. архивах, а также жизнеописания К., наиболее ранние из к-рых были составлены в нач. XVII в. и содержат воспоминания лиц, знавших К. при жизни (см.: Schmid. 1996). Научное издание полного корпуса писем К. и извлечений из др. источников, известных на кон. XIX в., было осуществлено нем. иезуитом Отто Браунсбергером, опубликовавшим 8-томный корпус «Письма и деяния Петра Канизия» (Beati Petri Canisii, societatis Iesu, Epistulae et Acta. 1896-1923. (=PCEA); об истории изд. см.: Begheyn. 2000. S. 303-307). На основании представленных в PCEA материалов англ. иезуит Джеймс Бродрик составил 1-ю подробную научную биографию К. ( Brodrick. 1935), впосл. неоднократно переиздававшуюся без изменений и переведенную на нем. и франц. языки. В XX - нач. XXI вв. публиковались многочисленные общие обзоры биографии К. (см., напр.: Schneider. 1959; Donnelly. 1981; Oswald. 1996; Haub. 2004) и специальные работы по отдельным периодам его жизни с учетом открытых в архивах и б-ках документов (см., напр.: Buxbaum. 1973; Begheyn. 1986; Diez. 1987; Delgado. 2010). С нач. XX в. неск. ученых поочередно вели работу по подготовке дополнительного 9-го тома PCEA, где предполагалось опубликовать отсутствующие в предыдущих томах письма и документы (их список см.: Begheyn. 1986. P. 142-143; ср. также: Buxbaum. 1973. S. 239-244), однако до наст. времени этот том остается неизданным (см.: Begheyn. 2000. S. 307-309; Begheyn, Foresta, Maryks. 2000. P. 223-225).

http://pravenc.ru/text/1470217.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010