Помимо поклонения местной «ипостаси» Христа их целью является также добыча льда, по преданию обладающего особыми свойствами. Сверхъестественные существа народной мифологии можно лишь условно именовать богами. Миссионеры не смогли подыскать в языке кечуа соответствующее понятие в отличие от идентификации Супая с диаволом, поэтому слово «Бог» (Дьос) было заимствовано из испан. языка. Большой популярностью пользуются религиозные празднества, сочетающие христианские представления с традиционными для земледельцев и скотоводов. Так, в день ап. Марка (25 апр.) празднуется плодовитость скота, когда его обрызгивают водкой, а апо получают приношения кокой, чтобы не забывали о нем заботиться. Наиболее популярны праздники приношения даров Пачамаме (см. ст. Пачакамак и Пачамама ), к-рые совершаются в разное время неск. раз в год. Считается, что без этого плодородие земли иссякнет, а людей будут преследовать болезни. Пачамама в наст. время нередко воспринимается как Богородица и считается находящейся под покровительством Бога. Не меньшее значение имеют празднества в честь святого - патрона определенного поселения или общины, к-рый по сути соответствует прежней уаке. Св. патроны нередко наделяются своеобразными функциями: напр., св. Иаков (Сант-Яго), «заместивший» прежнее божество грома и молнии, во многих местах считается покровителем скота. Общинные празднества, сопровождаемые обильным употреблением спиртного, традиционно устраиваются за счет самых влиятельных и состоятельных людей. Поэтому среди общинной знати в последние годы наметилась тенденция к переходу в протестантизм, когда от подобных затрат можно отказаться на том основании, что религия запрещает людям употребление алкоголя (в Эквадоре против традиции не раз выступала и католич. Церковь, но искоренить ее не смогла). Это не мешает общинным лидерам оставаться духовными руководителями, поскольку они продолжают исполнять традиц. религ. действа. В частности, свое значение сохраняют колдовские ритуалы, в которых помощниками мага и врачевателя выступают горные духи и духи предков-язычников.

http://pravenc.ru/text/1684295.html

В раннее средневековье численность и значение папских Л. менялись. В каролингскую эпоху, когда возникло Папское гос-во, заметно возросла дипломатическая активность Папского престола. Так, от понтификата Николая I (858-867) сохранились данные о 12 миссиях Л., от понтификата Адриана II (867-872) - о 15, от понтификата Иоанна VIII (872-882) - о 52 ( Riesenberger. 1967. P. 339, 349). С сер. VIII в. в источниках все чаще для обозначения папских посланников использовалось выражение «легат Апостольского престола», ставшее впоследствии традиционным. Несмотря на регулярные контакты Римских пап с каролингскими правителями, при франк. дворе не возникла постоянная должность папского представителя, подобно апокрисиарию в К-поле. В Х - 1-й пол. XI в., в период кризиса папства, численность и значение папских Л. существенно уменьшились, хотя этот институт и не исчез полностью. Так, в Германию в VIII в. было направлено 36 посольств, в IX в.- 37, в Х в.- лишь 9 (Ibid. P. 358-365). Рост значимости Л. в сер. XI в. был связан с движением за обновление католич. Церкви (см. Григорианская реформа ). Папскими посланниками в этот период были, как правило, кардиналы, в т. ч. виднейшие деятели церковной реформы: Гильдебранд (впосл. папа Григорий VII ), Гумберт , Петр Дамиани и др. Они выступали как полноправные заместители папы Римского, пользовались всеми правами и привилегиями понтифика, могли даже использовать папские инсигнии (впервые это сделал в 1001 г. кард. Фритерик на Соборе саксонских епископов в Пёльде). Л. мог самостоятельно созывать Соборы, смещать епископов, изменять границы диоцезов, накладывать церковные прещения вплоть до отлучения от Церкви. Так, в 1054 г. Л. папы Льва IX в К-поле кард. Гумберт в результате конфликта с патриархом св. Михаилом I Кируларием объявил о его отлучении от Церкви; это событие привело к прекращению церковного общения между Римом и К-полем и разделению Церквей . С кон. XI-XII в. важными аспектами деятельности папских Л. стали пропаганда крестовых походов и сбор средств на их организацию; со 2-й пол. XII в.- борьба с катарами и др. еретиками. Часто Л. принимали участие и в политических событиях, напр. в гражданской войне англ. баронов против кор. Иоанна Безземельного (1199-1216) или в борьбе гвельфов и гиббелинов в Сев. Италии. Деятельность Л. нередко вызывала обвинения со стороны местного духовенства в злоупотреблении властью.

http://pravenc.ru/text/2463343.html

Д. б. формировалось на основе Символа веры, более или менее полным и развернутым истолкованием к-рого является большинство древних догматико-систематических сочинений. В XVII-XVIII вв. сначала в протестант. и католич., а затем и в правосл. богословской науке догматика приобрела четкую структуру и стала строиться в соответствии с 2 основными разделами: «О Боге в Себе» (De Deo ad intra) и «О Боге во вне» (De Deo ad extra), каждый из к-рых делился на подразделы, содержащие соответствующие главы. Раздел «О Боге в Себе» был разделен на 2 подраздела: «О Боге едином по существу» и «О Боге троичном в Лицах». Раздел «О Боге во вне» включал подразделы: «О Боге Творце», «О Боге Промыслителе», «О Боге Спасителе», «О Боге Освятителе», «О Боге Судии и Мздовоздаятеле». Несмотря на коррективы, вносимые в эту схему нек-рыми догматистами, в целом она была общепринятой в правосл. Д. б. XVIII - нач. XX в. Исключение составили попытки концептуального изложения догматов, когда принципом систематизации являлась не определенная структура построения догматики, а к.-л. догматическая идея, принимаемая в качестве ключевой, напр. идея Царствия Божия в догматико-апологетических лекциях архиеп. Иннокентия (Борисова) , идея любви Божией у проф. А. Д. Беляева , идея Жертвы Христовой как выражения Его любви у прот. Павла Светлова . Систематизация христианского вероучения в древней Церкви. Исторический обзор Попытки систематического изложения и истолкования богооткровенных догматов предпринимались уже в первые века церковной истории. Элементы систематизации присутствуют в трудах ранних христ. учителей - сщмч. Иустина Философа , Афинагора , сщмч. Иринея Лионского, свт. Феофила Антиохийского, Климента Александрийского , Тертуллиана и др. Первым систематическим изложением христ. вероучения явилось соч. Оригена (кон. II-III в.) «De principiis» (О началах), в к-ром указывается на источники вероучения Церкви - Свящ. Писание и Свящ. Предание, а затем последовательно рассматриваются основные догматы - о Пресв. Троице, о разумных тварных сущностях, их первобытном состоянии и падении, о воплощении Бога Слова, о действиях Св. Духа, о воскресении мертвых и конечном Суде. В изложении христ. вероучения Ориген не избежал ряда существенных ошибок: признания предсуществования душ и неизбежного конечного восстановления всех разумных существ, включая диавола, в первоначальное безгрешное состояние.

http://pravenc.ru/text/178718.html

О почитании И. В. в России известно с рубежа XVII и XVIII вв., и можно утверждать, что ранее оно отсутствовало. В описи (март 1716) Новгородской архиерейской ризницы и имущества, оставшегося после митрополита Иова , среди книг, в разд. «В полдесть письмяные», значится «Служба и житие царя Иоанна Владимира Болгарского и Иллирического» (ОДДС. Т. 1 (1542-1721). Прил. Стб. 87), однако совр. местонахождение рукописи не установлено. Судя по заглавию (и особенно по царскому титулу), это был русский перевод с венецианского издания 1690 г., выполненный учениками греч. школы братьев Лихудов в Новгороде либо ими самими. Остается неясным, являлось ли целью создания перевода установление церковного почитания И. В. в России (к-рое, однако, так и не сформировалось). Но появление этого перевода вполне соответствовало интересам Петровской эпохи к Адриатике и слав. Далмации, выразившимся в обучении там навигации петровских пенсионеров, приглашении далматинцев на рус. службу, особом почитании св. Исаакия Далматского , переводе и издании истории аббата Мавро Орбини (ср.: Лещиловская И. И. Сербский народ и Россия в XVIII в. СПб., 2006. С. 25-53, 269-287). Жития и службы Древнейшее (пространное) слав. Житие И. В. было, вероятно, составлено вскоре после его кончины, а на его основе создана гл. 36 «Летописи попа Дуклянина». Вопрос о том, на каком языке (славянском или латыни) Житие было написано первоначально, является дискуссионным (см.: Le ny. 1987. Ziwot.); долгое время в лит-ре обсуждался вопрос о его жанровой принадлежности - житие или историческая песня (см.: 1965. С. 39-40; 1967). Некоторые упоминаемые в нем сведения в реальности относятся к др. историческим личностям; напр., Самуил передал г. Драч не И. В., а др. своему зятю, дуксу Ашоту (Historia Królestwa Sowian. 1988. S. 180, 183-184). Текст «Летописи...» был использован в сочинении дубровницкого историка аббата Мавро Орбини «Королевство славян» (Pesaro, 1601), посредством издания (СПб., 1722) рус. сокращенного перевода которого об И. В. (сер.- 2-я пол. XVIII в.) стало известно в Болгарии и Сербии. Житие также использовалось в первых трудах по истории слав. народов, составленных под влиянием т. н. иллирийского культурного движения в католич. кругах Далмации и Дукли в кон. XVI - 1-й пол. XVIII в. (М. Орбини, И. Лучич, Х. Жефарович , А. Качич-Милошич и др.). Любовная история И. В. и Косары, отличающая это Житие, нашла отражение в серб. фольклоре и лит-ре XIX-XX вв. ( 1965. С. 39-40; 1967).

http://pravenc.ru/text/469846.html

рукописей, хранящихся в Ватиканском собрании, и фресок Димитриевского собора во Владимире кон. XII в. до росписей храмов Ярославля и Москвы XVII в., а также ц. Богоматери Перивлепты в Мистре 3-й четв. XIV в. Автору удалось достичь свободы в интерпретации иконографии (при этом вполне каноничной) и художественных образов, для к-рых характерны экспрессия и подвижность. Нек-рые элементы росписи напоминают работы Н. С. Гончаровой и даже Поля Гогена с его трактовкой таитянского «рая», природы и экзотического животного мира. При всей разнородности источников росписи церкви в Мёдоне относятся к явлениям правосл. искусства Новейшего времени. Для этой церкви было написано неск. икон, среди них широкую известность получил храмовый образ «Не рыдай Мене, Мати» (утрачен); в дальнейшем Рейтлингер неоднократно возвращалась к этому сюжету. Она много и плодотворно работала, сотрудничая с мон. Григорием (Кругом) и с мон. Марией (Кузьминой-Караваевой) . Для мон. Марии Рейтлингер нередко делала подготовительные рисунки - чаще всего «личного письма» - для изделий церковного шитья (их совместное творчество, шитье мон. Марии и иконопись Рейтлингер, сохр., напр., в Покровской ц. на ул. Лурмель в Париже). Прор. Илия в пустыне. Икона. 70-е гг. XX в. (частное собрание) Прор. Илия в пустыне. Икона. 70-е гг. XX в. (частное собрание) Переломным моментом в жизни Рейтлингер явился постриг в рясофор с именем Иоанна, совершенный в Париже 11 сент. 1935 г. митр. Евлогием. Это событие способствовало духовному сосредоточению И., направленному в т. ч. на осмысление творческого процесса. Работы И. стилистически неоднородны: от традиц. манеры до следования примитиву, от использования привычного тематического репертуара до осваивания западноевроп. тематики («Жанна д " Арк», «Св. мученица Бландина, со сценами жития и святыми на полях» - обе в частном собрании, Париж; появление последнего образа, возможно, обусловлено дружбой с кнг. А. В. Оболенской, принявшей при постриге имя этой католич. святой). И. писала многочисленные небольшие иконки преподобных Герасима Иорданского, Сергия Радонежского, Серафима Саровского.

http://pravenc.ru/text/471579.html

В католич. Церкви характер В. т. помимо тех же веществ, что и в правосл. Церкви, имеют освященные соль, используемая при освящении воды и в предкрещальных чинах (см.: Aug. Confess. 1. 11. 17), и пепел, символизирующий покаяние и раздаваемый перед началом Великого поста (см. ст. Пепельная среда ). Все В. т., к-рые участвовали в богослужении, являются святынями и требуют благоговейного отношения. Вдвойне это относится к Св. Дарам, св. миру и воде Крещения. Оставшиеся после литургии Дары обязательно потребляет диакон или священник, св. миро омывается после Крещения, вода Крещения выливается только в непопираемое место (гл. 199 Номоканона при Большом Требнике). Запасные Св. Дары и св. миро хранятся в алтаре, на св. престоле. Развернутое богословское осмысление использования В. т. в богослужении есть уже у авторов III в.- напр., у Климента Александрийского и Оригена. Большое влияние на развитие богословия таинств и, в частности, на понимание В. т. оказали сочинения блж. Августина, интерпретировавшего таинства как одну из разновидностей знаков ( Aug. De civ. Dei 10. 5; Con. Faust. 19. 1-2, 16; Ep. 138. 7), состоящих из слова и вещества ( Aug. In Ioan. Tract. 80. 3). В средневек. зап. схоластике под влиянием аристотелизма материальная сторона таинств была втиснута в рамки категорий мышления; в лат. богословие были введены категории формы и материи, субстанции и акциденции. Поскольку с XII в. наметилось значительное сужение самого термина «таинство», в католич. богословии под В. т. стали понимать только те натуральные элементы, что используются в чинопоследованиях Крещения, Конфирмации, Евхаристии и Елеосвящения. Внешние свойства и качества этих веществ были строго регламентированы. Любое отклонение или несоответствие хотя бы по одному показателю стало считаться непреодолимым препятствием для совершения и действенности таинств. Священнослужители, сознательно нарушавшие предписанные нормы в отношении В. т. или попустительствовавшие их несоблюдению, подлежали строгим прещениям вплоть до извержения из сана. Основные положения были после Тридентского Собора (1545) включены, окончательно кодифицированы и опубликованы в послесоборных католич. богослужебных книгах.

http://pravenc.ru/text/158330.html

веры целью ордена является защита Римско-католической Церкви. Среди задач ордена рассматривались миссионерская деятельность и воспитание юношества в католич. традиции. Преемником Лойолы стал Диего Лайнес (избран на генеральной конгрегации ордена в 1558), вместе с Сальмероном в 1545-1548 и 1551-1552 гг. он был представителем Римского папы на Тридентском Соборе , где И. активно участвовали в работе над декретами об оправдании и о таинствах. Третьим генералом ордена в 1565 г. стал католич. св. Франциск Борджа (см. ст. Борджа ). К 60-м гг. XVI в. в ордене было 2 тыс. членов, в 1615 г.- более 13 тыс. В период борьбы с Реформацией пропагандистская, воспитательная и миссионерская деятельность И. находилась под покровительством католич. государей. В странах, где распространился протестантизм, И. основывали свои резиденции, а если это оказывалось невозможно (напр., в Англии), то открывали соответствующие орденские дома и коллегии в Риме. Важную роль в ордене, одной из основных целей к-рого являлось обучение, играла образовательная система, включавшая средние и высшие учебные заведения. В 1539 г. Лайнес предложил для образования и воспитания молодых людей организовать орденские коллегии; первоначально они были открыты в виде общежитий И. при ун-тах Парижа (1540), Падуи, Коимбры (1542) и Валенсии (1544), куда новые члены ордена направлялись для учебы. Первым собственным учебным заведением И. в 1546 г. стала коллегия в Гандии (Испания), чей статус в след. году папа Павел III возвысил до ун-та. В 1548 г. по приглашению испан. вице-короля Неаполя И. открыли в Мессине коллегию (впосл. также ун-т), учебный план к-рой послужил основой для преподавания в др. коллегиях. В 1551 г. с одобрения папы Юлия III была учреждена коллегия в Риме (впосл. преобразованная в Григорианский университет ). Папа передал под управление И. основанную в 1552 г. Германскую коллегию, где готовили священников для служения в странах с распространявшимся протестантизмом. К кон. 50-х гг. XVI в. ордену принадлежало 45 коллегий, к 1579 г.- 144, а к 1626 г. число иезуитских коллегий достигло 444, к этому времени в ведение И. было передано 56 ДС. С 1571 г. И. преподавали в крупнейших европ. городах. Создавая свою собственную систему образовательных учреждений, И. также стремились проникнуть в уже существовавшие известные ун-ты и по возможности подчинить их своему влиянию. Центрами иезуитского влияния стали ун-ты в Кёльне и Ингольштадте, коллегии в Вене, в Чехии, в Венгрии, во Фландрии. Принципы, правила организации и методы, положенные в основу иезуитской системы образования (Ratio atque institutio studiorum societatis Jesu), были разработаны под наблюдением генерала ордена Клаудио Аквавивы (1581-1615). В учебной программе, составленной в 1586 г., основное внимание уделялось богословию и гуманитарным дисциплинам; преподавание также включало математику и физику. В переработанном виде программа была принята в 1599 г. и с небольшими изменениями действует до наст. времени (см. Ratio studiorum ).

http://pravenc.ru/text/293585.html

Сведения о положении католич. Церкви в гэльских землях немногочисленны. Особое значение имеют документы из пров. Арма — акты визитации еп-ства Дерри, проведенной в 1397 г. архиеп. Джоном Колтоном, а также perucmpыXIV–XV вв. (напр., регистр архиеп. Мило Суитмена (1361–1380)). Архиеп-ство Арма делилось на 2 части, одна (совр. графства Арма и Тирон) находилась под властью ирл. правителей из рода И Нейл, др. (графство Лаут) входила в состав англ. колонии. BXIV — 1- й noл.XVI в. кафедру занимали в основном англичане, к-рые жили в манорах Дромискин и Термонфекин (графство Лаут), управление ирл. частью диоцеза было поручено капитулу, состоявшему из ирландцев. Несмотря на это, архиепископы сохраняли контроль над всей церковной пров. Арма, проводя визитации (в основном через комиссаров) и собирая десятину и др. церковные подати. Однако сбор податей и распределение бенефициев во многом зависели от дружественных отношений архиепископа с И Нейлами, к-рые должны были способствовать поддержанию порядка в церковной жизни. Покровительство прелатов и иммунитет церковных земель привлекали ремесленников и крестьян, они селились вокруг кафедральных соборов и др. значительных храмов. Так, вокруг собора и епископского дворца в Арма сложилось крупное поселение, в к-ром насчитывалось неск. церквей и 2 мон-ря (Кели Де и францисканцев). Значение родовых отношений в жизни Церкви в гэльской И. проявлялось в передаче епископских кафедр, мон-рей и бенефициев по наследству. Так, во 2-й noл.XIV и bXV в. кафедру Арда занимали 6 представителей рода О Фергал (О’ Фаррел). Этому способствовало слабое соблюдение целибата, а также практика утверждения прелатов Папским престолом без участия англ. короны. Мн. иерархи были выходцами из родов наследственных держателей церковных земель (эренахи, комарбы (коарбы)). Привилегии этих родов были остатком раннесредневек. системы церковного устройства, когда церковным имуществом управляли настоятели (архиннехи). Находясь в непосредственном подчинении епископа, эренахи обладали иммунитетом от светской власти, а их держания рассматривались как своего рода бенефиции (эренахи имели право на сбор десятины). Главы таких родов нередко выступали в качестве «наследников» святого, основателя церкви, и являлись хранителями реликвий. Так, в роду О Маэлан (О’ Меллан) в Арма передавался т. н. колокол св. Патрикия. Привилегии потомственных хранителей реликвий св. Маэдока, О Фергуса и др. родов (на территории совр. графств Каван и Литрим), участвовавших в инаугурации местных правителей, перечислены в ирл. Житии св. Маэдока (Bethada N áem n Érenn: Lives of Irish Saints/Ed . Ch. Plummer. Oxf., 1997 3 . Vol. 1. P. 191–290. Vol. 2. P. 184–281). Несмотря на особое положение Церкви в гэльском обществе, связи с Папским престолом и с католич. Церковью в Англии и на континенте оставались прочными. Мн. ирл. прелаты проходили обучение в Оксфордском или Парижском ун-тах, покровительствовали студентам из ирл. духовенства.

http://sedmitza.ru/text/2557586.html

Наряду с христологическим аспектом в DV особо выделяется личностная, или антропологическая, природа Откровения. Антонини отметил в конституции следующие антропологические аспекты: «Откровение адресуется людям (гл. 1), люди передают его (гл. 2), люди же совместными усилиями формулируют и интерпретируют его (гл. 3), некоторые из них (агиографы) закрепляют в письменном виде веру других людей Израиля (гл. 4) и раннехристианской общины (гл. 5). Откровение живет в Церкви и в людях, ее составляющих (гл. 6)» ( Антонини. 1992. С. 40). Эсхатологическая природа Откровения излагается в контексте христологии. Католич. богослов Г. Восс придавал большое значение ссылке в гл. 1 конституции на НЗ (Мф 11. 27; Ин 1. 14, 17; 14. 6; 17. 1-3; 2 Кор 3. 16; 4. 6; Еф 1. 3-14), полагая, что она указывает как на христологическую, так и на эсхатологическую природу Откровения ( Voss. 1966. S. 32-33). Раскрытию «эсхатологического Откровения в Иисусе Христе» ( Hoping. 2005. S. 743) посвящена ст. 4. В ст. 17 говорится о «полноте времен», с пришествием к-рой «Слово стало плотью». На историческую природу Откровения указывают отдельные статьи документа, напр. ст. 3. В DV говорится о двойственной структуре Откровения как о неразрывном единстве слова и дела - «домостроительство Откровения совершается действиями и словами», «дела… являют и подтверждают… все, что знаменуется словами, а слова провозглашают дела» (DV 2). Бог открывается «словами и делами» (DV 12); Христос «делом и словом явил Отца Своего и Себя Самого» (DV 17). В DV подчеркивается диалогическая структура Откровения, участниками диалога являются Бог Отец, Христос, Св. Дух, люди (DV 2). В Откровении Бог «говорит» с людьми (Ibidem), «беседует с Невестой Своего возлюбленного Сына», т. е. с Церковью (DV 8), «идет навстречу Своим чадам и с ними беседует» (DV 21). Одно из важных отличий конституции от предшествовавших ей офиц. документов Римско-католической Церкви об Откровении состоит в том, что в DV «Откровение понимается как самообщение Бога и поэтому впредь не должно более неправильно пониматься в интеллектуалистическом смысле только как передача сведений о Боге и о Его спасительных намерениях. Его (Откровение.- В. М.) вообще нельзя понимать только как слово и учение, но как единство деятельного и словесного Откровения, как событийное взаимодействие Бога с людьми, к которому слово, обращенное к вере, относится, как внутренний сущностный фактор» ( Rahner, Vorgrimler. 2002. S. 362). В DV католич. богословие отошло от информативного понимания Откровения в смысле передачи сведений, знаний о Боге и приблизилось к Его сотериологическому и сакраментальному пониманию, указав на связь Откровения с таинством Евхаристии.

http://pravenc.ru/text/171585.html

По той причине, что символизм используемого в церковных таинствах елея (т. е. елея Крещения, елея в составе св. мира и елея Е.) в Свящ. Писании и у св. отцов связан с плодами масличного дерева, а не др. растений, масло Е. должно быть оливковым. Как писал исследователь истории чина и богословия Е. прот. Михаил Архангельский, в этом таинстве «заменять оливковый елей другим маслом ни в каком случае не должно… Священнодействие над всяким другим маслом, помимо оливкового, будет, по существу, неправильным» ( Архангельский. 2001. С. 149). Подобно тому как для совершения Евхаристии необходимо виноградное вино (см. ст. Вещества таинств ), так и оливковое масло должно быть по меньшей мере добавлено в елей, освящаемый при Е. Масло для таинства должно быть чистым (в частности, оно не должно содержать животных жиров) и не освящавшимся ранее. Е. совершается по церковному чину священником или епископом (в католич. традиции до II Ватиканского Собора - только епископом). Хотя основным веществом таинства Е. является елей, и в памятниках древней Церкви, и в визант. рукописях сохранился ряд молитв на освящение елея для больных, смешанного с водой (ср. ст. Водоосвящение ). В визант. традиции елей при Е. стали смешивать не с водой, а с вином. Эта практика сохраняется в правосл. Церкви до наст. времени. Основанием ее является евангельская притча о милосердном самарянине (Лк 10. 30-35). Грех и болезнь Понимание смысла таинства Е. тесно связано с проблемой соотношения греха и болезни. В древних обществах болезнь воспринималась не столько как психофизиологический феномен, сколько как религиозный - либо как наказание от Бога (или богов в языческих культах), либо как нападение враждебных демонических сил (см., напр.: Foster. 1976). Предшественниками совр. теорий болезни считаются мнения тех греч. медиков, к-рые главную причину болезни усматривали во внутреннем дисбалансе в организме (см., напр.: Hippocr. De nat. hom. 4). Однако и среди античных авторов в основном господствовало мнение, что причина болезни кроется во вторжении извне ( Diog. Laert. 8. 32).

http://pravenc.ru/text/189773.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010