Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АМВОН [греч. μβων - возвышение], специальное сооружение в пространстве наоса христ. храма, предназначенное для чтения Свящ. Писания, пения или возглашения нек-рых богослужебных текстов, произнесения проповедей. Устройство Наиболее раннее употребление термина «А.» применительно к христ. богослужению отмечено в Лаодик. 15. Созомен (V в.) называет А. «возвышением [для] чтецов» (βμα τν ναγνωστν). Вероятно, первоначально А. устраивался в виде платформы со ступенями и переносным аналоем . Амвон из ц. вмч. Георгия в Фессалонике. Koh.V - нач. VI в. (Археологический музей. Стамбул) Амвон из ц. вмч. Георгия в Фессалонике. Koh.V - нач. VI в. (Археологический музей. Стамбул) С V-VI вв. А., уже стационарная конструкция внутри визант. церкви, располагается, как правило, около середины храма и приобретает форму либо цилиндрического возвышения с примыкающими к нему с 2 сторон лестницами, как в храмах К-поля, иногда с поднятой на колонках средней частью, либо полукруглого в плане сооружения, включавшего небольшие лестницы. А. делали из мрамора и украшали резьбой, скульптурами, мозаикой. От алтаря к нему вела солея , часто ограждавшаяся решетками. По описанию Павла Силенциария (ок. 563), А., созданный св. имп. Юстинианом для храма св. Софии в К-поле (532-537), осенял киворий на 8 колоннах, увенчанный крестом. C XV в. в греч. церквах А. может иметь форму беседки или балкона, подвешенного к северо-зап. столбу, или может отсутствовать вовсе. В северосир. и месопотамских храмах VI-XIV вв. А. называлось обращенное к алтарю полукруглое возвышение со скамьей и креслом по оси и с киворием посредине (см. сирийский амвон ). А. зап. храмов первоначально не отличались от визант. С XI в. здесь появляются двойные А. (напр., в ц. Сан-Клементе в Риме), расположенные по сторонам наоса: сев.- для чтения апостольских Деяний и Посланий, юж.- для чтения Евангелия. А. устраивали отдельно стоящими, пристроенными к стене или столбу в главном нефе, в редких случаях - к внешней стене в виде кафедры-балкона для обращения к широкой аудитории на площади (напр., А. работы Донателло и Микелоццо из собора в Прато, Италия, 1434-1438). В католич. и протестант. храмах А. обычно заменяется пульпитом (лат. pulpitum - помост).

http://pravenc.ru/text/114332.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДУХОВНАЯ МУЗЫКА муз. произведения христ. содержания, не предназначенные для исполнения за богослужением. Д. м. часто противопоставляют светской и в таком понимании к данной области иногда относят чрезвычайно широкий спектр явлений - от богослужебной музыки различных религ. традиций до авторских концертных произведений, написанных на религ. темы или сюжеты; в этом случае в качестве синонимов используются также выражения «сакральная музыка» и «религиозная музыка». Тем не менее в европ. христ. традиции следует отделять Д. м. от музыки собственно церковной. Западная Европа Внелитургическая Д. м.- феномен, уходящий корнями в эпоху средневековья; к нему можно отнести, напр., бытовавшие в устной традиции песнопения христианского содержания, отражающие специфику «народной веры» (нем. народные песни о Деве Марии - Marienlieder), репертуар латиноязычных песенников («Кембриджские песни», «Алая книга» (Libre Vermell)), церемониальные мотеты , а также многотекстовые мотеты позднего средневековья, в к-рых одновременно вокализировались светские стихи на народных языках и духовные лат. тексты, испан. «Песнопения во славу Девы Марии» (Cantigas), приписываемые кор. Кастилии и Леона Альфонсу X Мудрому (1252-1284), и т. д. Однако до эпохи Реформации и католич. Контрреформации нет оснований противопоставлять собственно церковную музыку религиозному искусству за пределами богослужения и храмового пространства; более того, далеко не всегда (как, напр., в случае с произведениями позднесредневекового духовного театра: литургическими драмами , мистериями, мираклями) можно точно определить, где именно и при каких обстоятельствах исполнялась та или иная музыка. Более плодотворным представляется использовать понятие «Д. м.» по отношению к сочинениям религ. характера в рамках европ. концертной практики Нового времени, созданным в условиях свободы религ. мысли. XVII - нач. XIX в. Св. Филипп Нери. Гравюра из кн.: Bacci P. G. Vita del B. Filippo Neri. Venetia, 1645

http://pravenc.ru/text/180654.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ Прп. Никодим Святогорец. Гравюра. XVIII в. (Геннадиевская б-ка, Афины) Прп. Никодим Святогорец. Гравюра. XVIII в. (Геннадиевская б-ка, Афины) [Греч. Νικδημος Αγιορετης] (1749, о-в Наксос - 14.07.1809, Св. Гора Афон), прп. (пам. 14 июля, в Соборе Афонских святых), греч. церковный писатель, богослов, издатель, гимнограф. Н. С. считается духовным учителем греч. народа. Высокую оценку его творчеству дают как греч. авторы, так и зап. ученые (см., напр.: Stiernon. 1981. Col. 248-249; Podskalsky. Griechische Theologie. S. 379; Citterio. 2002. P. 905). Н. С. даже на фоне своих знаменитых просвещенных современников (таких, напр., как Евгений (Булгарис), Никифор (Феотоки), Дорофей Вулизма и др.) выделялся знанием как святоотеческих трудов, так и греч. богословской, учительной, экзегетической лит-ры, созданной уже в годы тур. владычества. Несмотря на знакомство со схоластическим методом (и даже умеренное его использование в нек-рых изданиях), Н. С. всегда оставался по преимуществу «византийским» богословом в том смысле, что был верен традициям визант. святоотеческого богословия, усвоил его дух и мн. сложные проблемы разрешал, руководствуясь глубоким пониманием творений древних святых. В то же время использование Н. С. текстов, принадлежащих римско-католич. традиции, и усвоение им некоторых свойственных этой традиции представлений (гл. обр. из области пастырского богословия и богословия таинств) были в последние десятилетия предметами дискуссии в Греции и вообще в правосл. мире. Источники Главным источником биографических сведений о Н. С. является его Житие, составленное иером. Евфимием (Ставрудой) (новейшее комментированное издание см.: Νικδημος (Μπιλλης). 2007. Σ. 1-27; сведения о 1-м издании 1920 г. см.: Ibid. Σ. 121-129 (здесь же обзор рукописей); Citterio. 2002. P. 906-907). Иером. Евфимий был «собратом» Н. С. по постригу; греч. παραδελφς на Афоне означает обычно монахов, постриженных одним и тем же старцем и подвизающихся в одной келлии или каливе; возможно также пострижение старцем монаха из др. келлии или каливы, причем в этом случае последний будет считаться собратом по отношению к др. постриженикам того же старца (см.: Νικδημος (Μπιλλης). 2007. Σ. 41. Σημ. 12; ср.: Citterio. 2002. P. 906). Об иером. Евфимии известно, что он подвизался на Афоне, в скиту Пантократора на Капсале, в братстве старца Анании, к к-рому принадлежал и старец Дамаскин (Ставруда), впосл. постригший Н. С. в великую схиму (Ibid.; подборку сведений об иером. Евфимии (Ставруде) см.: Νικδημος (Μπιλλης). 2007. Σ. 44-50). Скончался иером. Евфимий в 1829 г. на о-ве Скиатос в мон-ре Благовещения (Ibid. Σ. 49).

http://pravenc.ru/text/Никодим ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Воскрешение прав. Лазаря. Роспись Виффагийской стелы. XII в. [греч. Βηθφαγ от арам.   - дом смокв], селение на склоне Елеонской горы, недалеко от Вифании , откуда было начато торжественное шествие Христа в Иерусалим (Мф 21. 1; Мк 11. 1; Лк 19. 29). Археологические находки свидетельствуют о заселении этого места во II в. до Р. Х.- VIII в. по Р. Х. ( Murphy-O " Connor. P. 132). Часто упоминается в раввинистической лит-ре как окраина Иерусалима, где, напр., еще можно вкушать пасхального агнца ( Billerbeck. Kommentar. Bd. 1. S. 839). В. располагалась между старой рим. дорогой и Вифанией ( Finegan. P. 90), исследователи отождествляют ее с совр. Джабаль-эт-Тур или Кафр-эт-Тур. В описаниях Св. земли IV-VIII вв. не говорится о к.-л. церковных строениях на месте В. Епифаний Монах (1-я пол. IX в.) упоминает о многовековой маслине в В., ветви к-рой паломники срезали на праздник Входа Господня в Иерусалим (Повесть Епифания. С. 28). C IX в. появляются свидетельства паломников о камне, с к-рого Спаситель воссел на осла (большой кусок мрамора, согласно монаху Бернарду.- Wilkinson. P. 152-153). В «Хождении» рус. игум. Даниила (нач. XII в.) говорится о «столпе» (т. е. башне или колонне), стоявшей на этом месте (Житие и хождение Даниила. С. 34). Два каменных похожих на башни здания также упоминаются в «Описании Св. Земли» Иоанна из Вюрцбурга (ок. 1165), причем в одном из них помещалась церковь (Itinera Hierosolymitana Crucesignatorum. P. 248). Прекрасная церковь или часовня во имя Спасителя в В., внутри к-рой находился камень, с к-рого Христос воссел на осла, описывается в 70-х гг. XII в. Теодорихом (Libellus de Locis Sanctis. P. 29). С нач. XIII в. при этой церкви был устроен мон-рь, но в XIV в., по сообщению августинского мон. Иакова из Вероны, он уже был разрушен и лежал в руинах (Le pèlerinage. P. 202). В июле 1877 г. крестьянами дер. Джабаль-эт-Тур был обнаружен большой монолитный камень в форме правильного куба с остатками живописи. Участок был приобретен францисканцами, начались раскопки, и выяснилось, что камень находился внутри небольшой однонефной церкви эпохи крестоносцев. В 1883 г. на фундаменте средневек. церкви была воздвигнута католич. капелла, к-рая перестраивалась в 1897 г., была расширена и расписана фресками в 1950-1954 гг. под рук. арх. А. Барлуцци . В наст. время здесь находится францисканский мон-рь.

http://pravenc.ru/text/158904.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ VI [Кирилл Танас; араб.    ] (1680, Дамаск - 30.12. 1759, мон-рь Дайр-эль-Мухаллис, Ливан), униат. патриарх Антиохийский (20 сент. 1724 - 19 июля 1759), 1-й глава Мелькитской католической Церкви . Происходил из рода знатных дамасских христиан. До Патриаршества носил имя Серафим. По матери приходился племянником Тиро-Сидонскому митр. Евфимию Сайфи , к-рый в 1683 г. первым из иерархов Антиохийской Православной Церкви принял католичество и стал главным проводником рим. влияния в среде мелькитов. Серафим делал свою церковную карьеру под покровительством дяди, к-рый дал ему начальное образование и возвел в сан диакона. В 1701 г. Серафим был отправлен для обучения в Европу (подобные случаи в Антиохийской Церкви ранее неизв.). Сохранилось соответствующее рекомендательное письмо митр. Евфимия от 5 мая 1701 г. одному из министров франц. кор. Людовика XIV. В авг. Серафим прибыл в Марсель, неск. месяцев провел во Франции, затем переехал в Рим, где обучался в одной из иезуитских коллегий Конгрегации пропаганды веры. В авг. 1710 г., по завершении образования, Серафим вернулся в Ливан. В 1711 г., после принятия монашества, он был возведен митр. Евфимием в священнический сан, а неск. позже получил от патриарха Кирилла V должность «проповедника Антиохийского престола». Серафим периодически информировал Конгрегацию пропаганды веры о своей деятельности на Востоке, а также неоднократно ездил в Рим с посланиями от митр. Евфимия, напр. летом 1713 г. Приоритетной сферой интересов митр. Евфимия Сайфи и Серафима был г. Акка (Птолемаида) в Сев. Палестине, некогда подчинявшийся Антиохийским патриархам, но ок. века назад переданный в юрисдикцию Иерусалимской Православной Церкви . В нач. XVIII в. город начал быстро расти, католич. миссионеры активно вели пропаганду среди местных христиан. Серафим вынашивал планы занять епископскую кафедру Акки, освободившуюся после смерти прежнего епископа в 1713 г., но Иерусалимский патриарх Хрисанф Нотара удержал город под своим контролем и возвел на кафедру Акки бывш. Заиорданского митр. Фотия (Абд ан-Нура). После кончины Фотия в 1721 г. Серафим возобновил притязания на Птолемаидскую епархию (в письмах в Рим в нач. 20-х гг. XVIII в. он именовал себя «викарием Акки»). Евфимий щедрыми подношениями склонил на свою сторону пашу Сайды Османа Абу Таука, под властью к-рого находился этот участок побережья, и добился присоединения Акки к Тиро-Сидонской митрополии. Однако уже к нояб. 1722 г. Хрисанф сумел вернуть город в свою юрисдикцию и подверг гонениям местных католиков, многие из к-рых переехали в Сайду. Притязания на Акку митр. Евфимия и Серафима испортили их отношения и с францисканской конгрегацией Св. земли, рассматривавшей этот город как сферу своего влияния.

http://pravenc.ru/text/1840393.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛИВОНСКИЙ ОРДЕН [Полное название - Немецкий орден Пресв. Девы Марии в Ливонии; лат. Domus Sanctae Mariae Theutonicorum in Livonia; средневерхненем. Duitsche Orden tho Liflande], одно из подразделений Тевтонского (Немецкого) ордена с правами ландсгерра (правителя) на территории Ливонии (совр. Латвия и Эстония); правопреемник ордена меченосцев (лат. Fratres militiae Christi de Livonia; 1202-1237). Образован в 1237 г.; секуляризован в 1562 г. В силу статуса ландсгерра Л. о. обладал автономией внутри Тевтонского ордена. Колонизация Ливонии Шиллинг Ливонского ордена. XV в. Шиллинг Ливонского ордена. XV в. (Подробнее см.: Selart. 2015). Созданию Л. о. предшествовал период борьбы ряда гос-в за обладание Вост. Прибалтикой, где обитали языческие племена ливов (отсюда название Ливония), леттов, эстов, куршей, земгалов и латгалов. С кон. X в. вост. и юго-вост. территории буд. Ливонии активно осваивались Вел. Новгородом, Псковом и Полоцким княжеством. Земли в бассейне р. Даугавы (Зап. Двины) и Курляндия привлекали литов. князей. Со 2-й пол. XII в. в Ливонии действовала нем. католич. миссия, целями которой были христианизация местного населения и военно-адм. освоение территорий. С 1-й пол. XIII в. к миссии присоединились датчане и шведы. Папский престол при посредничестве епископов Гамбурга и Бремена, позже Магдебурга, Лунда, Сигтуны оказывал ей содействие. В 1198 г. по инициативе еп. Бертольда Ливонского (1196-1198) был объявлен крестовый поход в Ливонию; его участники приносили крестоносный обет и получали привилегии крестоносцев (паломников, peregrini) в Св. земле, в т. ч. индульгенцию (см. также ст. Крестовые походы ). Приток крестоносцев в Ливонию был слабо упорядочен; прибывавшие крестоносцы не только участвовали в боевых действиях, но и привлекались к строительству городов и замков (об участии паломников в строительных работах в Риге сообщает, напр., Генрих Латвийский в «Хронике Ливонии»). Епископы Бремена, Гамбурга, Магдебурга вели постоянную пропаганду для привлечения рыцарей, но, по мнению И. Фоннесберг-Шмидт, кампании в Прибалтике в кон. XII - нач. XIII в. являлись «квазикрестовыми походами» ( Fonnesberg-Schmidt. 2007. P. 249-255).

http://pravenc.ru/text/2110473.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДЖЕЛИКО Благовещание. Анджелико Фра Беато. Фреска мон-ря Сан-Марко во Флоренции. 1433–1445 гг. (Музей Сан-Марко. Флоренция) Благовещание. Анджелико Фра Беато. Фреска мон-ря Сан-Марко во Флоренции. 1433–1445 гг. (Музей Сан-Марко. Флоренция) [итал. Angèlico], Фра Джованни да Фьезоле [в миру Гвидо ди Пьетро] (между 1387 и 1400-1455, Рим), св. католич. Церкви (пам. 18 марта), итал. живописец и миниатюрист, приор доминиканского мон-ря Сан-Марко во Флоренции, один из наиболее значительных мастеров в истории ренессансного искусства XV в. (эпохи Кватроченто). В станковых и монументальных произведениях А. (большая часть работ находится в Музее Сан-Марко во Флоренции) сочетались традиц. сюжеты и приемы средневек. иконописцев с пространственными и образными открытиями художников раннего Возрождения. Современники характеризовали его работы как «исполненные благочестия», а самого художника - как человека «глубочайшего смирения и веры». Наиболее плодотворный период творчества живописца приходится на 1433-1445 гг.: А. создает ряд алтарных образов (напр., «Снятие с креста», Музей Сан-Марко, Флоренция; гл. алтарь ц. Сан-Марко) и расписывает фресками вновь отстроенный мон-рь Сан-Марко. Работы А. выделяются среди произведений др. флорентийских мастеров благодаря созерцательному строю живописи и мистической интерпретации образов Свящ. истории. Работая с 1445 по 1450 г. в Риме над фресками в папской капелле и дворце, художник получает общеитал. известность. Вокруг А. сложилась школа-мастерская молодых живописцев, впосл. ставших проводниками ренессансных идей в религ. и светской живописи (наиболее известен Беноццо Гоццоли ). Лит.: Вазари Дж. Жизнеописание Фра Джованни да Фьезоле ордена братьев проповедников живописца// он же. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. М., 1963. Т. 2. С. 257-274; Поуп-Хеннеси Дж. Фра Анджелико. М., 1996 (англ. изд. L., 1972); Hood W. Fra Angelico at San Marco. New Haven, 1993. С. В. Соловьёв Рубрики: Ключевые слова: ЕКАТЕРИНА СИЕНСКАЯ (1347 - 1380), католич. визионерка и мистик, учитель Римско-католической Церкви, св. католич. Церкви (пам. 30 апр.; в Сиене - 29 апр.) АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ (ок. 1200 (1193?) - 1280), св. католич. Церкви (пам. зап. 15 нояб.), учитель католич. Церкви, доминиканец, видный богослов-схоласт, философ АНГИЛЬБЕРТ (ок. 750-814), капеллан, франк. имп. Карла Великого, деятель Каролингского возрождения, св. (пам. зап. 18 февр.)

http://pravenc.ru/text/115142.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИРОВСКИЙ ВО ИМЯ ВСЕМИЛОСТИВОГО СПАСА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Вировский во имя Всемилостивого Спаса мон-рь. Фотография. Нач. XX в. Вировский во имя Всемилостивого Спаса мон-рь. Фотография. Нач. XX в. находился в с. Виров Соколовского повета Седлецкой губ. (Холмской епархии) (ныне Вирув Мазовецкого воеводства, Польша). Основан осенью 1894 г. настоятельницей Леснинского жен. мон-ря игум. Екатериной (Ефимовской) как подразделение Леснинской обители: неск. леснинских насельниц во главе с мон. Анной Вировской поселились рядом с закрытым в 1883 г. католич. костелом. В Холмской епархии после воссоединения униатов с Православием (15 февр. 1875) существовала острая необходимость в проведении миссионерской работы, т. к. уния в этих местах была укоренена прочнее, нежели где-либо. Жители Соколовского повета (т. н. калакуты) к появлению мон-ря отнеслись с недоверием. Монахини, живя в крайней бедности, помогали крестьянам окрестных деревень (напр., чинили одежду и обувь), основали школу для детей, в к-рой к кон. XIX в. обучалось ок. 30 чел. Священник из г. Седлец Наум Мизецкий организовал сбор пожертвований для В. м., значительные суммы пожаловали имп. св. Николай II и прав. Иоанн Кронштадтский . На эти средства в окрестностях мон-ря было приобретено 2 имения. В 1898 г. состоялась встреча мон. Анны с императором, после к-рой обитель получила материальную помощь, неск. икон, в т. ч. образ свт. Николая Чудотворца, Черниговскую икону Божией Матери и освященный на Афоне образ вмч. Пантелеимона. В дек. 1898 г. В. м. был преобразован в самостоятельную жен. обитель 1-го класса, мон. Анна была возведена в сан игумении. После кончины игум. Анны († 29 авг. 1903) настоятельницей В. м. стала игум. София, затем игум. Сусанна. Богослужения совершались в освященном во имя Всемилостивого Спаса здании бывш. костела. В 1908-1910 гг. 2 инокини из В. м. жили в Обдорске (совр. Салехард, Ямало-Ненецкий АО), трудились в Обдорской миссии. К 1915 г. в В. м. были построены храмы во имя сщмч. Лаврентия Римского, прп. Серафима Саровского, игуменский дом, неск. келейных корпусов, трехэтажный госпиталь, 2 школы, 2 гостиницы для паломников, богадельня, хозяйственные постройки. В нач. XX в. в мон-ре подвизались 200 сестер, в монастырском приюте воспитывались 450 детей, в богадельне жили 50 старцев. В 1915 г. В. м. был эвакуирован в глубь России и расформирован, монахини направлены в жен. мон-ри Петроградской и др. губерний. К нач. 2004 г. храм Всемилостивого Спаса обращен в католич. костел, Серафимовская ц. находится в полуразрушенном состоянии, Леонтиевская ц. уничтожена. Близ Спасского храма сохранилась могила игум. Анны. Лит.: Таисия [ Карцова ] , мон. Русское правосл. жен. монашество. Серг. П., 1992р. С. 186-191; Xapkebiч Я. 1998. 7. Н. К. Богодзяж Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/158744.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ» [слав.    ; греч. αωνα μνμη], формула торжественного поминовения. Выражение «В. п.» возникло в эллинистическую эпоху как форма прославления того или иного выдающегося лица (живого или умершего). В визант. эпоху употреблялось в том же значении, в частности, применительно к уже почившим выдающимся церковным деятелям (напр., в Деяниях IV Вселенского Собора 451 г.: «Вечная память Кириллу!» - ДВС. Т. 2. С. 242). Как торжественное прославление почивших императоров-защитников Церкви и правосл. иерархов вошло в чин Торжества Православия (см. Православия неделя ), посвященный воспоминанию восстановления иконопочитания в 843 г. В позднейшей правосл. богослужебной традиции «В. п.» стало песнопением, заключающим собой последование панихиды по усопшим, где оно поется трижды после возглашения диакона: «                                » - с поименным поминовением (если диакона нет, возглашение и «В. п.» заменяется словами: «            ») (Типикон. [Т. 1.] С. 65). Во время «В. п.» принято совершать 3 удара в колокола. «В. п.» также указывается Требником в конце чинов отпеваний мирян и младенцев, предваряемое возглашением: «                » (Требник большой. Л. 106 об.). На практике «В. п.» поется в конце всех заупокойных последований и обычно предваряется панихидным возглашением. Особый вид «В. п.» - троекратное пение братией мон-ря слов: «                    » - с прибавлением: «                          » - в конце вседневной заупокойной литии (Типикон. [Т. 1.] С. 52-53). Поскольку «В. п.» ныне воспринимается как исключительно заупокойный текст, не принято петь его в честь прославленных святых. Пение «В. п.» в последний раз и затем уже величания в честь новопрославленного святого представляют собой центральный момент торжественного богослужения в честь канонизации . Единственный пример в совр. богослужебных книгах, когда «В. п.» употребляется в более древнем значении восхваления выдающихся деятелей Церкви, как прославленных в лике святых (напр., св. равноапостольных Константина и Елены), так и неканонизированных,- это «В. п.» в чине Торжества Православия (Чин в Неделю Православия. СПб., 1869). В богослужении католич. Церкви существует песнопение, начинающееся с похожей фразы «Покой вечный» («Requiem aeternam»), по к-рому называют последование заупокойной мессы - реквием . А. А. Лукашевич Рубрики: Ключевые слова: АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице

http://pravenc.ru/text/158318.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГДАШИЧИ Бóгдашичи, c. близ г. Тиват (Черногория) с ц. во имя ап. Петра. Храм был построен в приходе мон-ря св. Михаила на Превлаке в 1268-1269 гг. Зетским еп. Неофитом, что засвидетельствовано каменной надписью, находящейся у входа на зап. стене. В сер. XV в., когда из этой местности были изгнаны православные, церковь была превращена в католич. храм. Возможно, к этому времени относится ее перестройка. Первоначально храм представлял собой однонефное строение с низким трансептом, т. е. с певницами, типичными для рашской школы серб. архитектуры; сохранилась только юж. прямоугольная певница и ее роспись, к-рая могла быть создана неск. годами позже, чем был построен храм (в нижнем ярусе - фигуры в рост святых Феодора Стратилата, Сергия, Вакха и часть фигуры свт. Николая, на своде - «Сошествие Св. Духа»). Выбор тем не совпадает с традиц. программой росписи певниц в серб. храмах того же времени, что можно объяснить особым почитанием изображенных здесь святых. Так, мощи святых Сергия и Вакха хранились недалеко от Б., в мон-рях, посвященных им, на р. Бояне и в г. Которе. Изображение свт. Николая и «Сошествие Св. Духа», вероятно, выбраны потому, что церковь была филиалом кафедрального собора Зетской епископии. Не исключено также, что в этой певнице находился престол игумена или епископа. Стиль сохранившейся росписи указывает на высокое мастерство художника, создавшего фрески, не уступающие живописи ц. Благовещения мон-ря Градац (ок. 1275). Колористическая гамма, как и рисунок лиц, неск. отходят от классического стиля памятников сер. XIII в., придавая росписи своеобразие. Во фресках заметно влияние местной традиции, ярко проявившейся, напр., в росписи ц. в честь Ризы Пресв. Богородицы в с. Биела , нач. XIII в. Лит.: Записи. 1. 23; Две цркве: Црква св. Петра у Народног ун-та Боке Которске. 1940. 1/4. С. 34-37; И. Село у веку//Ucmopujcku часопис. 1957. 7. С. 83-119; В. j. Црква Св. Петра у и фреске//Зограф. 1985. 16. С. 26-38. Б. Тодич Рубрики: Ключевые слова: АДАНА город в килийской долине, на р. Сейхан (древнее название – Сар), центр Одноименного вилайета в Турции

http://pravenc.ru/text/149463.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010