Неа-Мони на о-ве Хиос (Греция), 1042-1056 гг.; в Минологии XI в. (Messan. Salvad. 27. Fol. 286v (280r)) - с кодексом, в медальоне (сохранился только предварительный рисунок); в ц. мон-ря Бачково, кон. XI - нач. XII в.; в ц. Асину Панагии (Форвиотиссы) в Никитари (Кипр), 1105/06 г.; в Минологии XII в. из мон-ря Преображения Господня в Метеорах (Cod. 552. Fol. 2v) - перед житием А. В.; в Житиях святых по Метафрасту, XII в. (Paris. gr. 1528. Fol. 1r) - с развернутым свитком; в ц. вмч. Пантелеимона в Нерези близ Скопье (Македония), 1164 г.; в кафедральном соборе в Монреале (Сицилия), 1180-1190 гг.; в мон-ре св. Неофита в Пафосе (Кипр), 1183 г.; в ц. Вознесения Господня в Милешево , после 1236 г.; в мон-ре Паммакаристос (Фетие-джами), ок. 1315 г.; на юж. стене в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.; в ц. Благовещения Богородицы мон-ря Грачаница (Югославия, Сербия), ок. 1320 г.; на юж. стене в зап. части ц. св. Климента в Охриде (Македония), 1378 г.,- с благословляющей десницей и со свитком в левой руке; в ц. Богоматери Пантанассы в Мистре (Греция), 2-я четв. XV в.; в греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 46об., 113). Иконография А. В. в древнерус. искусстве следует визант. традиции, напр. в росписи ц. Успения Богородицы на Волотовом поле в Новгороде, 80-е гг. XIV в.; на фреске Феофана Грека в ц. Спаса на Ильине в Новгороде, 1378 г. Миниатюры с сюжетами жития А. В., напр. «Преподобный обучает сыновей имп. Феодосия Великого Аркадия и Гонория» в Минологии нач. XI в. (ГИМ. Греч. 9. Fol. 1r), «Преставление святого» (4 монаха полагают тело А. В. во гроб) - в Минологии XII в. (Paris. gr. 1528. Fol. 21r). Лит.: Ерминия ДФ. С. 170; Большаков. Подлинник иконописный. С. 96; Евсеева. Афонская книга. С. 198, 301; Mujobu . Менолог. С. 299. Н. В. Герасименко, В. Е. Сусленков Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) ЕФРЕМ СИРИН (ок. 306-373), богослов, поэт, самый известный из сирийских отцов Церкви, прп. (пам. 28 янв.; католич.- 9 июня; Сиро-яковитской Церкви - суббота 5-й седмицы поста, 28 янв., 19 февр.; в Маронитской - 27 янв.; в Церкви Востока - пятница 5-й седмицы по Богоявлении (пам. сир. Учителей)) ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН (IV-V вв.), прп. (пам. 29 февр.), аскетический писатель, богослов, один из основателей зап. монашества ПАВЕЛ ФИВЕЙСКИЙ [Анба Була] († 40-е гг. IV в.), прп. (пам. 15 янв.; пам. копт. 2 амшира (27 янв.); пам. зап. 10 янв.) АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных)

http://pravenc.ru/text/76280.html

Позже обычай участия восприемника и восприемницы в крещении проник и на Восток. В РПЦ он распространился уже в XIII в. Этой практике противодействовали митрополиты святые Киприан (XIV в.) и Фотий (XV в.), но после XV в. участие в крещении младенца 2 В.- крестного отца и крестной матери - не встречало более возражений со стороны церковной власти. Гуго Сен-Викторский (1-я пол. XII в.) в соч. «De sacramentum» (О таинствах) свидетельствует о том, что в католич. Церкви случались трое В.; большинство католич. Соборов XIII-XIV вв. допускали 2 крестных и крестную для крещаемого и 2 крестных матерей и крестного для крещаемой; эта практика преобладала в XV в. Число В. детей из знатных семей нередко доходило в отдельных местах, напр. в Венеции, до 20 и даже до 100, что обеспечивало этим детям множество покровителей и подарков. Тридентский Собор (XVI в.), запретив такую практику, определил, что крещаемый должен иметь одного крестного отца или крестных отца и мать ( Torquebiau. Col. 158). Не всякое лицо допускается до восприемничества. От него устраняются родители крещаемого. Случаи восприятия родителями своих детей от купели имели место в древней Церкви, но это встречало осуждение со стороны церковной власти и было воспрещено имп. св. Юстинианом I , еп. Римским св. Львом I Великим, Майнцским Собором 813 г. В Номоканоне при Большом Требнике указывается, что восприемник своего ребенка разлучается со своей женой, матерью ребенка, поскольку они становятся кумовьями, т. е. приобретают духовное родство, к-рое выше родства плотского (Ст. 209); если муж и жена становятся крестными одного какого-то ребенка, они не должны вступать в плотское общение, в противном случае они отлучаются на 17 лет от Причащения, им предписывается по 100 земных поклонов ежедневно и сухоядение в среду и пятницу - «прощающий же сих да будет проклят» (Ст. 211). От восприемничества должны уклоняться монахи (Ст. 84). По указам Святейшего Синода от 23 мая 1836 г. и от 27 авг. 1837 г., В. не могут быть лица, не достигшие церковного совершеннолетия - 15 лет для мужчин и 13 для женщин (в католич. Церкви 16 лет - CIC. 874. § 1. 2); не могут быть В. недееспособные лица; не допускаются до восприемничества иноверные, еретики и отступники (Номоканон при Большом Требнике. Ст. 22). Однако инославные, говорится в авторитетной и даже имевшей в известном смысле офиц. значение в кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. «Книге о должностях пресвитеров приходских», составленной архиеп. св. Георгием (Конисским) и еп. св. Парфением (Сопковским) , могут быть в нек-рых случаях В. православных, но при крещении они должны читать Никео-Константинопольский Символ веры без добавления Filioque . Поскольку на В. лежит обязанность участвовать в религиозно-нравственном воспитании своих крестников, от восприемничества следует устранять лиц, не имеющих твердой и сознательной веры, а также лиц с сомнительными нравственными качествами.

http://pravenc.ru/text/155356.html

Из-за обилия в округе змей члены конвента носили крестьянские башмаки на деревянной подошве (итал. zoccoli), отсюда их прозвище - zoccolanti. Первоначально последователи Тринчи стремились к уединенной созерцательной жизни, но в XV в. среди О. стали преобладать сторонники активной проповеднической деятельности и реформирования всей Римско-католич. Церкви, в т. ч. католич. святые Бернардин Сиенский и Иоанн Капистранский. К сер. XV в. движение О. охватило ок. 600 мужских и женских францисканских общин, существовавших в Зап. Европе, они имели собственного викария (с 1446 он был независим от генерального министра ордена). Наряду с ними имелись и общины, члены к-рых выступали за возврат к первоначальному уставу, не требуя при этом адм. автономии (observantes sub ministris; к этому течению, напр., принадлежали католич. св. Колетта и ее последователи). Нараставшие противоречия внутри разных течений францисканцев явились причиной офиц. разделения ордена папой Римским Львом Х (в 1517) на францисканцев-О. и францисканцев- конвентуалов . Однако вскоре после этого среди О. выделились сторонники еще более строгого соблюдения устава, что привело, в частности, к образованию ордена капуцинов . В ордене августинцев-еремитов движение О. возникло в 80-х гг. XIV в. в конвенте Леччето (близ Сиены). Вскоре оформились особые конгрегации, члены к-рых выступали за соблюдение первоначального Августина устава . В XV в. к О. принадлежали неск. генеральных приоров ордена, в т. ч. Агостино Фаварони (1419-1431). В 30-х гг. XV в. саксон. конгрегация августинцев-О. временно добилась автономии от центральных властей ордена. К кон. XV в. О. стали фактически доминирующей силой в ордене августинцев-еремитов, контролировали 11 конгрегаций (7 - в Италии, 2 - в Испании, по 1 - в Ирландии и на герм. землях). В отличие от францисканцев августинцы-О. считали более важным не бедность, а достижение молитвенного состояния через медитации и строгое соблюдение норм общежития (совместные трапезы, богослужения и т. д.).

http://pravenc.ru/text/2578085.html

В 1797 г. имп. Павел I учредил общий К. д. для всех российских орденов - 8 нояб. (память архистратига Михаила), издал общий орденский статут, причислил нек-рые иностранные ордена к российским, закрепил за нек-рыми российскими орденами ряд петербургских церквей, освященных во имя того же святого. В их число входили: 1) собор ап. Андрея Первозванного на Васильевском о-ве; 2) ц. вмц. Екатерины в Таврическом дворце; 3) соборная церковь Александро-Невской лавры; 4) ц. святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы в Литейной части С.-Петербурга. За кавалерским обществом в целом была закреплена ц. святых Бесплотных сил в Михайловском замке. Церкви, закрепленные за орденами, назывались орденскими или капитульными, и праздничные богослужения К. д. совершались преимущественно в них. Впосл. орденские храмы могли меняться: напр., в 1845 г. для ордена вмц. Екатерины была назначена церковь училища этого ордена (домовый храм, построенный в 1798 на набережной Фонтанки). При Павле I отмечался К. д. католич. Мальтийского ордена - празднование Рождества Иоанна Предтечи 24 июня. Накануне вечером разводились костры, на к-рых сжигались простыни (традиция, напоминающая о сожжении постельного белья больных), а в сам день праздника кавалеры Мальтийского ордена присутствовали на литургии и молебне (в правосл. и католич. храмах). При Александре I Мальтийский орден теряет влияние и празднование К. д. 24 июня перестает совершаться. Установление 1797 г. завершает в целом оформление системы К. д. для синодального периода. В качестве К. д. в календарях, документах и лит-ре XIX - нач. XX в. отмечаются 6 дней - 3 февр., 30 авг., 22 сент., 8, 24, 30 нояб. Из-за иностранного происхождения или относительно низкого статуса награды формально имевшиеся даты К. д. нек-рых орденов не включались в общероссийские календари и табели. Польский орден св. Станислава был принят в России согласно статутам 1815 и 1831 гг.; в последнем была указана и дата К. д. этого ордена - 8 мая (видимо, дата по григорианскому календарю). Согласно статуту 1839 г., К. д. ордена св. Станислава является 25 апр. (7 мая) - день учреждения ордена. В календарях и табелях синодального времени этот К. д. не отмечается - возможно, по причине его иностранного происхождения и отсутствия памяти св. Станислава в правосл. месяцеслове. Польск. орден Белого орла был принят при Александре I в качестве российского, однако статут ордена издан не был, дата К. д. не была назначена. Между тем еще в XVIII в. при имп. дворе имели место светские мероприятия, посвященные этому ордену: напр., в придворном церемониальном журнале за 1739 г. отмечается «торжество польской кавалерии ордена Белаго орла» под 23 июля. Днем награждения Мариинским знаком отличия беспорочной службы, учрежденным в 1827 г., было 14 окт., что не является в полном смысле К. д., но привязка награждения к определенной дате является данью традиции К. д. В календарях и табелях этот день не отмечается.

http://pravenc.ru/text/1319746.html

Номер «G.», вышедший по окончании Собора (1966. N 1), содержал тексты о новаторских тенденциях в послесоборном богословии, напр. статью Э. Амеля о значении Свящ. Писания для развития нравственного богословия (продолжена в: 1971. N 3; 1973. N 3; 1975. N 2), рассуждения Й. Фукса о религ. свободе, заметку З. Альцеги со сравнительным анализом лютеран. исповедания веры и доктрины Тридентского Собора по проблеме первородного греха. В последующем научно-богословские публикации «G.» продолжали акцентировать внимание на новых позициях католич. теологии и свидетельствовали об отходе от доминировавшей до Собора схоластической проблематики. Статьи последнего десятилетия не так единообразны, как в первых номерах журнала. Возросло число публикаций по совр. философии (в т. ч. статьи Ф. О " Фаррелла о философской системе И. Канта , К. Тийетта о нем. идеализме, Ф. В. Й. Шеллинге и нек-рых течениях в зап. философии, Й. Б. Лотца о М. Хайдеггере ). Значительное внимание уделяется совр. методам исследования библейских и богословских текстов (напр., статьи Р. Мейне о методе риторического анализа, М. Дж. Макдермотта об аналогии и притчах). Из богословских исследований особенно выделяются работы Ж. Гало о таинстве Св. Троицы, Г. О " Коллинза о Божественном Откровении, Дж. О " Доннелла о трансцендентальном подходе в теологии, Ф. А. Пастора о Боге и божественности, многочисленные статьи А. Антона и С. Пье-Нинота по экклезиологии, Ж. Жоблена о развитии социальной доктрины католич. Церкви в документах Папского престола кон. ХХ в. Ряд статей Л. Каруаны касается проблем взаимоотношений между совр. научными дисциплинами. С 2003 г. по инициативе нового директора «G.» проф. П. Жильбера журнал регулярно издает подборки статей по теологии и философии, посвященные 40-летию II Ватиканского Собора, а также исследования по истории его проведения, подготовленные Дж. Уиксом. Следует также отметить неск. статей Л. Бо о кинофильмах по истории христианства. Журнал продолжает подробно освещать научную деятельность Григорианского ун-та, в т. ч. публиковать материалы и тезисы докладов конференций и коллоквиумов (сборник материалов о конференции «Экзегеза между теологией и практикой» - 1992. N 4; материалы коллоквиума по случаю 100-летия со дня рождения кард. А. де Любака - 1997. N 4; материалы коллоквиума «Французские философы и теологи XX в.» - 2002. N 3 и др.).

http://pravenc.ru/text/166429.html

Изучение Л. началось с публикаций музейных собраний стран Зап. Европы, США, России. Известны более 200 Л., образцов для них насчитывают почти 60. Сохранились формы для отливки Л. Ок. 1/3 всех Л. украшены изображениями Иисуса Христа и Богоматери. Среди сюжетных композиций наиболее распространены «Распятие» и «Рождество Христово». Предназначение Л. для зап. или вост. (визант.) части христ. средневек. мира отразилось не только в языке надписей (латынь или греческий), но и в выборе сюжетов. Появление образов католич. святых, напр. Франциска Ассизского или Иакова Компостельского, указывает на связь с зап. частью христ. мира, св. императриц Феофании, Софии или имп. Димитрия, а также композиции «Успение Пресв. Богородицы» - на Византию и страны ее круга. К числу самых распространенных принадлежат изображения святых - покровителей путешественников по суше и морю (св. Христофора, свт. Николая Чудотворца) или паломников (ап. Иакова Старшего (Иакова Зеведеева)). Для эпохи крестоносцев особое значение имели образы св. воинов (Феодора Тирона и Феодора Солунского, Георгия Победоносца, Димитрия Солунского). В качестве евлогий Л., очевидно, становились предметом почитания в семьях владельцев: они хранились долго, приобретали более высокий статус, особенно в Др. Руси в эпоху позднего средневековья. Л. ценили наравне с резными камнями. Напр., икона-литик с изображением сцены «Рождество Христово» (не позднее XIII в.), найденная в Новогрудке (совр. Гродненская обл., Белоруссия) в слое XV-XVI вв., возможно, попала в более поздний культурный слой в результате перекопа, но не менее вероятно, что она долго хранилась в семье ее владельцев. Почитание Л. как святынь наравне с геммами было обусловлено наличием священного изображения и уникального материала. Напр., Л., получившие функцию наперсной иконы: с изображением св. Димитрия Солунского (XIII в.) в серебряной с позолотой и сканью оправе рус. работы XV в. (Музей искусства и ремесел, Гамбург); с образом св. Хрисогона (XIII в.; возможно, происходит из Задара, центра почитания святого) в драгоценной оправе рус. работы кон. XV в. (ГММК). Ряд Л. из собрания Музеев Московского Кремля также имеют драгоценные обрамления. Подобные наперсные иконы служили вкладами в мон-ри, напр. Л. из черного стекла с изображением Богоматери с Младенцем в сканой оправе XVI в. был вложен в Троице-Сергиев мон-рь (ныне в СПГИАХМЗ).

http://pravenc.ru/text/2110569.html

С нач. XV в. растет число сугубо религ. Б.: Тела Христова, Девы Марии, паломнические (напр., для паломников в Сантьяго-де-Компостела ). Б., посвященные к.-л. святому, наряду с его почитанием занимались и др. деятельностью, как правило попечительского характера (св. Себастиана - для стрелков, св. Урбана - для виноградарей). Важную роль эти Б. играли в заботе о спасении души и поминании усопших (особенно св. Анны). Нек-рые были основаны с целью обеспечения регулярного поминания усопших. Религ. Б., объединенные почитанием одного святого покровителя, нередко имели смешанный социальный характер. Напр., Б. св. Катарины и св. Гертруды в Швеции в XV в. включали дворян, горожан и свободных крестьян, для к-рых участие в таком Б. было средством социального возвышения. Рост активности Б. приходится на период Контрреформации , во мн. городах Европы, напр. франц., религ. Б. были оплотом католицизма и препятствовали развитию реформационного движения. Папа Климент VIII конституцией «Quaecumque» от 7 дек. 1604 г. официально регламентировал деятельность таких Б. и порядок их утверждения Римской курией. В разнообразных уставах утверждалась цель Б., оговаривались условия приема, записывались права и обязанности членов, а также адм. предписания: о выборах управляющего, о предоставлении отчетов правления (мастера или шаффера) на собраниях членов и проч., ведение списков усопших из числа братий, подготовка совместных трапез. Средства для выполнения задач Б. (богослужения, совместный быт, благотворительная деятельность) складывались из сборов в монете и натуральными продуктами (особенно воском), ежегодных взносов, пожертвований, завещаний и арендных плат. Благодаря деятельности иезуитов и др. католич. монашеских орденов уже в XVII в. Б. распространяются в Америке. XVIII век стал эпохой упадка и даже запрещения церковных братств, что связано с влиянием Французской революции 1789 г. и реформами «просвещенных» монархов (в Австрии, напр., все Б. были упразднены указом имп. Иосифа II ). Однако в XIX в. Б. вновь возрождаются, в т. ч. и в Нов. Свете, более того, возникают орг-ции, объединяющие сразу множество мелких местных братств (т. н. архибратства). Мн. Б. на рубеже XIX-XX вв. были преобразованы в монашеские конгрегации.

http://pravenc.ru/text/153357.html

В 1609 г. К. был рукоположен Потеем в священники и назначен наставником новициата василиан. К. участвовал в обустройстве Жировицкого в честь Успения Пресв. Богородицы монастыря , основанного при уже существовавшей правосл. церкви и переданного в 1613 г. ее ктиторами И. Мелешко и Д. Солтаном василианам; К. стал 1-м игуменом обители. В июне 1614 г., после восшествия Рутского на Киевскую митрополичью кафедру (авг. 1613), К. после возведения в сан архимандрита был поставлен на его место в качестве настоятеля мон-ря Св. Троицы в Вильно, к-рый был ведущим центром монашеской и религ. жизни униат. Церкви того времени. Вместе с Рутским он был инициатором и главным исполнителем реформы василиан, начатой на первой Конгрегации ордена в 1617 г. в Руте около Новогрудка. Вероятно, с этого времени К. вместо мещанской фамилии Кунчиц начал подписываться шляхетской фамилией Кунцевич. В связи с ростом численности послушников К. переехал в 1617 г. с новициатом в Бытенский мон-рь около Слонима, где исполнял также функции настоятеля монастыря. 28 июля 1617 г. К. был назначен, 12 нояб. рукоположен в Вильно в епископы-коадъюторы архиеп. Полоцкого Гедеона Брольницкого. После смерти Брольницкого в 1618 г. К. занял кафедру архиепископа Полоцкого. Благодаря многочисленным контактам с униат. шляхтой К. удалось на частные пожертвования основать неск. мон-рей и школ, он также восстановил из руин кафедральный собор Св. Софии в Полоцке. Сначала в Вильно, затем в Полоцке К. ввел практику регулярного чтения проповедей и регулярной исповеди как для духовенства, так и для мирян; в качестве администратора архиепископии лично осуществлял визитации приходов, созывал ежегодные соборы духовенства. К. придерживался в целом вост. обряда и потому первоначально воспринимался населением как православный иерарх. В то же время он инициировал введение ряда католич. праздников (напр., в честь Тела Господня) и поддерживал перевод католич. книг аскетико-богословского содержания. К. активно занимался привлечением к унии правосл. населения. Его влиянию традиция приписывает обращение в унию виленского (бывш. новогрудского) воеводы Ф. Скумина-Тышкевича (на самом деле сторонником унии тот был уже во время сейма 1597), смоленского каштеляна Мелешко, полоцкого воеводы М. М. Друцкого-Соколинского, ряда др. представителей западнорусской знати.

http://pravenc.ru/text/2462261.html

В. С. принял ок. 30 декретов по др. вопросам. Эти документы касались прежде всего подготовки нового крестового похода для освобождения Св. земли. Собор призвал Филиппа IV и англ. кор. Эдуарда II возглавить поход. Для его финансирования, согласно решению от 6 мая 1312 г., в течение 6 лет должен был собираться специальный налог (десятина с духовенства). Поход, однако, так и не состоялся - Филипп IV умер ранее истечения назначенного срока, а Эдуард II под влиянием окружения не сдержал данного им обещания. Собором был принят проект Раймунда Луллия о создании при Римской курии и крупных европ. ун-тах (Париж, Оксфорд, Болонья, Авиньон и Саламанка) специальных кафедр, где изучались бы евр., араб. и сир. (халдейский) языки (канон 10 «О языках») и готовились квалифицированные миссионеры для обращения мусульман и иных иноверцев в христ. веру, что в свою очередь повлияло на развитие экзегетики и библеистики в Европе. Канон 11 предписывал светским государям запретить в своих владениях отправление мусульм. культа и паломничества мусульман. Вопрос о церковной реформе касался выработки правовых норм, направленных на укрепление благочестия среди духовенства и защиту прав и свобод католич. Церкви от посягательств светских государей. В преддверии Собора было написано много трактатов и докладов, где высказывались жалобы на нарушения светскими властями (преимущественно кор. Филиппом IV) иммунитета церковных учреждений и на финансовые злоупотребления папского престола. В ряде трактатов (напр., Гийома Дюрана, еп. Мендского) осуждались злоупотребления папской курии и усиление власти папы и разрабатывался вопрос о праве Собора сместить папу и реформировать Церковь «во главе и членах». Однако В. С. не принял решений о реформировании католич. Церкви, и эта проблема решалась уже на Соборах эпохи Соборного движения (см. Констанцский Собор , Базельский Собор ). На В. С. было принято окончательное решение по делу папы Бонифация VIII, подтвердив законность отречения папы Целестина V и, следов., легитимность выборов Бонифация VIII. Собор объявил, что Бонифаций VIII не совершил ничего вызывающего подозрения в ереси, а папа Климент V издал буллу «Rex gloriae virtutem», запретившую возвращаться к этому вопросу. Декрет папы Климента V и В. С. подтвердил и одобрил праздник Тела Господня, введенный папой Урбаном IV .

http://pravenc.ru/text/161137.html

Признание (approbatio) Церкви, т. е. удостоверение святости и православия церковных писателей, совершается как в форме церковного прославления св. отцов, так и на основании ссылок на них как на св. отцов на Вселенских Соборах. Напр., на III Вселенском Соборе были прочитаны свидетельства из творений сщмч. Петра I , еп. Александрийского, святителей Афанасия Великого, Аттика К-польского, Василия Великого , Григория Богослова , Григория Нисского, Амфилохия Иконийского, Феофила I , архиеп. Александрийского, сщмч. Киприана Карфагенского, свт. Амвросия Медиоланского; на IV Вселенском Соборе к ним добавлены ссылки на творения святителей Иоанна Златоуста , Кирилла Александрийского, Илария Пиктавийского и блж. Августина. На Вселенском V Соборе в качестве величайших наставников были перечислены 8 греч. О. Ц. (Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Феофил Александрийский, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Прокл К-польский) и 4 латинских (Иларий Пиктавийский, Амвросий Медиоланский, Августин Гиппонский, Лев Великий) (ACO. T. 4. Vol. 1. P. 13-14; ДВС. Т. 3. С. 302). На Западе одним из первых офиц. списков О. Ц., наиболее авторитетных в области раскрытия церковного вероучения, был перечень, содержащийся в приписываемом папе Римскому Геласию I «Декрете о принимаемых и не принимаемых [Церковью] книгах» (V-VI вв.). В качестве безусловно ортодоксальных авторов здесь названы Киприан Карфагенский, Григорий Богослов, Василий Великий, Афанасий Великий, Иоанн Златоуст, Феофил Александрийский, Кирилл Александрийский, Иларий Пиктавийский, Амвросий Медиоланский, Августин Гиппонский, пресв. Иероним Стридонский , «благочестивейший муж» Проспер Аквитанский и Лев Великий. Впосл. в католич. традиции сложился перечень «великих отцов Церкви», получивших за выдающуюся ученость (eruditio eminens) наименование «великие учители Церкви» (magni ecclesiae doctores). К ним были отнесены 4 лат. О. Ц.- Амвросий, Иероним, Августин, Григорий I Великий (Двоеслов) и 4 греческих - Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст; ряд др. восточных и западных церковных писателей получили титул «учитель Церкви» (подробнее см. в ст. Doctor Ecclesiae ). В правосл. традиции наименование «учитель Церкви» не имеет устойчивого и строго определенного значения. Иногда оно используется как почетный титул («великие Вселенские учители») для обозначения знаменитейших из О. Ц.- Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; в большинстве случаев его применяют к наиболее выдающимся церковным писателям, не удостоенным звания О. Ц. (напр., Климент Александрийский, Ориген , Тертуллиан , Иероним, Августин, Феодорит , еп. Кирский).

http://pravenc.ru/text/2581751.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010