По смерти ученика его Лаврентия, игумена, обитель его пришла было в упадок, – здания обветшали, братья почти все разошлись, так что не осталось ни одного иеромонаха. Раз монастырский служитель Марк видит в сонном видении: обитель полна народа; старец в свя­тительской одежде, седой, крестом осеняет обитель и работающих в ней на постройке; другой старец, с брадою до персей, окропляет святою водою; третий среднего роста, с русыми волосами, окаждает за ними; а еще четвертый, молодой, вдали следует за ними. Марк узнал в третьем преподобного Александра, и преподобный по его прошению сказал: первый старец – святитель Николай, имени коего посвящен храм обители, второй – преподобный Кирилл, обещавшийся помогать мне, – по моей просьбе они пришли сюда, а молодой человек – из­бираемый в игумена Матвей. Сын иеромонаха пустынника Матвей, в иночестве Максим, посвященный в игумена архиепископом Сергием (1483–1485), в самом деле восстановил обитель по всем частям. Припостроении нового храма в честь святителя Николая по указанию самого явившегося преподобного найдены были нетленными мощи его. Новый храм освящен при игумене Вассиане 2-м, и при нем же преподобный велел написать образ его. По рассказу одного старца, который знал преподобного еще в земной жизни, преподобный был роста среднего, лицом сухой, с впалыми глазами, с небольшою и не густою бородою, с проседью в русых волосах. В таком виде и был он написан. Затем следовали различные чудеса преподобного. Чудо, которое испытал на себе иеромонах Феодосий, описавший житие и чудеса пре­подобного в 1562 году, весьма замечательно по свидетельству о крест­ном знамении. Феодосий вместе с другими восставал на игумена обите­ли с укоризнами и жалобами. Явившийся преподобный сказал: «А кто здесь игумен? Конечно не ты; игумену скажи: пусть творит свое дело; тебе же говорю: пекись о твоей душе». Феодосий раскаялся; он положил было описать житие и чудеса преподобного, но потом стал волноваться сомнениями и оставил начатое дело. Явившийся преподобный наказал его тремя ударами прута. «И уведех бывшая над собою, – пишет Фео­досий, – яко десная моя река ослабе, длань же о запястии (с запястия) согнуся, три же персты верхних едва возмогох вместе сдвинути, еже на лицы своем крестное знамение воображати, два же персты нижних ко длани прикорчишася». Вот как в обители преподобного Александра в 1562 году изображалось крестное знамение! Тремя первыми перста­ми! Сильное вразумление отважному самовластию преподано препо­добным.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Велятичи. Церковь Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Согласно рукописным данным, деревня Велятичи известна с XVI века. В 1562 году она указана как деревня, принадлежащая шляхтичу. Новый Спасо-Преображенский храм (старинное здание было разрушено в 1953 г.) был освящен 24 июля 2000 года при участии Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси в сослужении 13 священников Борисовского, Крупского и Березинского благочиния, певчих Свято-Никольского храма д. Большая Ухолода. blagobor.by › hram/velyacichy/history Согласно рукописным данным, деревня Велятичи известна с XVI века. В 1562 г. она указана как деревня, принадлежащая шляхтичу. Имеются сведения о том, что в 1834 г. в Велятичах из унии в православие присоединено 709 мужчин и 689 женщин. В этом же году Велятичский приход признан самостоятельным. В клировых ведомостях за 1837 г. Борисовского уезда Велятичской церкви значится: «Построена неизвестно когда, зданием деревянная, с такою же колокольнею, совершенно ветхая. Престол в ней во имя Преображения Господня. Утварью недостаточна, а книги, нужнейшие для Богослужения, имеются... Священник Павел Лисевич, дьячок Антоний Богдановский и пономарь Михаил Погадицкий». В 1848 г. по Указу Его Императорского Величества об устройстве православных церквей в государственных имениях, в имении Велятичи было освящено место под строительство православной церкви, типовой проект которой был разработан в 1835 г. В 1851 г. была построена новая деревянная Спасо-Преображенская церковь. По данным 1864 г., прихожан мужского пола 693 души и женского 738 душ. При церкви находилось казённое училище для детей. К церкви тогда принадлежали: 1. Построенная прихожанами в этом же селе кладбищенская Покровская деревянная церковь, называемая Монастырок, в ней находится местночтимая чудотворная икона Богоматери. Ее оставили жившие здесь монахи, пришедшие сюда из Киева. 2. Кладбищенская Миотченская Рождества Богородицы деревянная церковь, построенная в 1837 году прихожанами. 3. Кладбищенская Селищинская деревянная церковь, также построенная прихожанами.

http://sobory.ru/article/?object=39184

Не знаю, бр., если, по вашему, это не беда, то в чем же мы еще беду для себя полагать будем? Не беда – соделаться мерзким пред Господом? Не беда – потерять право входить в храм Божий? Не беда – что есть и пить с тобой вместе запрещает слово Божие? Не беда быть отверженным от Бога и добрых людей? Нужно потерять совсем голову, чтобы решиться так явно и упорно противиться и воле Божией и голосу св. Церкви. – Аминь. Конец Краткий очерк истории города Киржача и последнего празднества его по случаю в нем Собора Местность, занимаемая ныне г. Киржачем, покрыта была дремучим лесом в древности. Первый, кто поселился здесь, – это препод. Сергий, удалившийся на берега Киржача с Радонежа вследствие недовольства им братии. Правда, преподобный недолго жил на новом месте; тем не менее успел он и здесь собрать вокруг себя целое братство и положить основание храму в честь Благовещения Пресв. Богородицы. При чем он молился так: «Господи, Боже сил! Приими молитву мою и благослови место сие, где благоизволил создаться храму во славу Твою, и в похвалу и честь Пречистыя Матери Твоея, честная и славная Ее Благовещения» – По возвращении препод. Сергия на Радонеж строителем монастыря Киржачского остался ученик Сергия – препод. Роман, память которого свято чтится окрестным населением и доныне. Но самостоятельным монастырь этот никогда не был: он принадлежал монастырю Свято-Троицкому, что в последствии «Тавра Троицкая, – хотя был и далеко не из бедных Так во второй половине 16 века имел он под собою «село, да восемь селец, да три погоста, да сто тринадцать деревень с полдеревнею, да деревня пуста, да четыре пустоши». (Сотн. Грам. 1562 г.) В 1562 г. в нем было уже два каменных храма: во имя Благовещения Пресв. Богородицы и препод. Сергия; а в 1656 г. боярином Иваном Андреевичем Милославским построена здесь и третья еще каменная же церковь во имя «Милостивого Спаса» над родовой их усыпальницей, и с колокольнею (шатерком) над ней. При учреждении духовных штатов в прошлом столетии монастырь Киржачский был упразднен и церкви его обращены в приходские; а когда в 1778 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

В 2017 г., в ходе археологических раскопок в Н. м. м., впервые при исследовании московских мон-рей были открыты фрагменты первоначальной ограды, к-рую безуспешно искали начиная с 50-х гг. XX в. (ранее в мон-рях Москвы не находили следов традиц. дерево-земляных укреплений). Огражденная территория составляла около 110 м с юга на север (вдвое уже современной), возможная протяженность ограды с запада на восток - 130-150 м. Т. о., первоначальная площадь Н. м. м. составляла 1,5-2 га (ныне около 6 га). Линия ограды шла прямо, что указывает на вероятность регулярного характера ранней застройки. В состав ограды входила легкая деревянная конструкция без обваловки, но с мелким рвом (глубиной 1,5-2 м), далеко отстоявшим от нее. Вместе с ним ограда образовывала широкую полосу около 9,5 м (3,5 м стена, почти 3 м берма, около 3 м ров). Не исключено, что ров и стена ограждали изначальную территорию Н. м. м. в разные периоды XVI в. В Типографской летописи содержится указание на то, что «приведоша из Суздаля от Покрова Пречистыя старицу Олену Двочкину на строительство, а с нею приидоша 18 стариц. И церковь свящали июля» (ПСРЛ. Т. 24. С. 222). В Степенной книге обитель названа «общей», т. е. общежительной, что во многом определило ее уставные нормы и правила (Степенная книга. 2008. С. 314). 28 июля 1525 г. список Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» был перенесен в Н. м. м. крестным ходом из Благовещенского собора Московского Кремля. В «Слове об иконе чудотворней Пресвятыя девы Богородицы… зовомыя Смоленской» иером. Кариона (Истомина) после подробного описания событий 1456 г. помещен рассказ о совершавшемся 28 июля крестном ходе из «самого царствующего града, со Кресты и со святыми иконами... в собрании всякого чина… в сие обители Пресвятые Богородицы на всякое лето даже до ныне» (ГИМ ОР. Чуд. 300. Л. 22). После отказа Соломонии (Сабуровой) от добровольного пострига летом-осенью 1525 г. Н. м. м. тем не менее сохранил статус придворной обители. 18 авг. 1549 г. в ц. святых праведных Иоакима и Анны в Н. м. м. была крещена дочь царя Иоанна IV Васильевича Грозного Анна (ПСРЛ. Т. 13. С. 158), а в 1550 г. ее погребли в обители. Эти события придали Н. м. м. статус династического монастыря (в дальнейшем подкреплен добровольным уходом сюда кнг. Ульяны (Иулиании) Димитриевны в 1564 и царицы Ирины Феодоровны в 1598). 21 мая 1562 г. царь Иоанн IV Васильевич Грозный заезжал на молитву в Н. м. м., отправляясь в Полоцкий поход 1562-1563 гг. (Там же. Т. 29. С. 298). В период опричнины, 28 июля 1568 г., на торжественной службе в соборе Н. м. м. во время престольного праздника в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» произошел серьезный конфликт между царем и митр. Московским и всея Руси свт. Филиппом II (Колычевым) , после к-рого разгневанный царь покинул службу ( Зимин. 1972. С. 163), а митрополит вскоре лишился своей кафедры, а затем был убит.

http://pravenc.ru/text/2577819.html

И в том часе невидим бысть и отпустил лошадь их, и переехаша реку, а лодкл уже полна воды и не погрязнула. VII. Дополнения К стр. 178 Автор повести о Петре и Февронии Муромских назван «господином смиренным мнихом Иеразмом» в сб. Моск. дух академии, не процитованном ясно у архиеп. Филарета (XVI век. 224, л 215–230); этот список едва ли не единственный с таким указанием; самая повесть здесь – той же редакции, которая известна по другим спискам Об Еразме нет более никаких известий, если это имя не поставлено по ошибке писца вместо Михаила или Пахомия, составителей канонов Петру и Февронии. К стр. 196–197 Сказание о явлении мощей братьев Агфановых в Новгороде составлено при описании чудес их, совершившихся в 1562–1603 годах, когда в Новгороде уцелело скудное и смутное предание о чудотворцах (списки Рум 158, л 117; Унд 1039 с службой). Относя кончину их к началу XII века, а обретение мощей к 1162 году, повесть, однако, рассказывает, что «не по мнозех летех» после обретения чудотворцы исцелили своим явлением московского боярина (в 1562 году): анахронизм увеличивается известием, что обретение и это чудо произошло при архиеп. Иоанне Заметка в чуде 1592 года с Иваном Усом, что этот новгородец «ныне преставися во 114 году», указывает на время появления повести. Соображения о времени жизни братьев см у архиеп. Филарета (Р. Свят., июнь, стр. 98). К стр. 218 К биографиям, отступающим от старого стиля житий, можно причислить повесть или «историю» о патриархе Иове (Унд. XVII а 1110, л 296 без конца. Рум 156, л 133 – список 1706 года). Краткий очерк жизни Иова здесь сопровождается его характеристикой, более подробным описанием деятельности его на патриаршем престоле и рассказом о перенесении мощей его из Отарицы в Москву в 1652 году, которое, вероятно, и подало повод к составлению повести. Автор замечает, что «инде о нем (Иове) нигде не писано»; говоря о царе Борисе, он цитирует сказание А Палицы на о смутном времени. Древнейший, но неполный сп. первой редакции, нам известный, в синод.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

637 Кроме указанных мнений у той же партии было своё мнение de usu magistratus et armorum in Ecclesia. «Раковские сектанты, в духе идей анабаптизма, объявили недозволенными для христиан истинной церкви, т е. своей общины, пользование властью и употребление оружия, потому что представляли свою церковь духовным обществом. Между полужидовствующими открылись наиболее горячие противники и защитники usus magistratus et armorum Ecclesia, завязалась довольно обширная поленика по этому вопросу, в которой упражнялись Иаков Палеолог, Будный, Буданнский, Мартин Кровицкий и другие. Тогда как раковцы в основание своего мнения указывали на то, что Христос называется царём кротким, агнцем, что такими должны быть и ученики Его: полужидовствующие ссылалась на то, что Он в ветхозаветных пророчествах называется также львом, Богом крепким, сильным. Отцем мира, имеющим возвеличить своё царство и сокрушить врагов его. Споры по этому и другим разногласиям достигали такого раздражения, что раковцы даже отлучали полужидовствующих от своей общины, или, как выражались они, от своей церкви». См вышеуказанное исследование г. Малышевского, стр. 25. 639 ...Adiunxit se his Laelius Socinus cuius post haec tempora patruelis Faustus toti sectae nomen dedit, etc. Bock. Hist. Socin. p. 2. См. также Der Socinianismus, von Fock. s. 159. 641 Krasinski: Während er (F. S.) von 1557 bis 1562 in Lyon wohnte, entwickelten sich seine Meinungen durch das Studium der Werke Ochino‘s und seines Oheims, dessen Eigentum und Papiere er 1562 erbte. s. 311. Автор ошибается в хронологии, ибо сочинения Окино с антитринитарными тенденциями изданы были позже, но что Фауст Социн был знаком с диалогами Окино, об этом он сам упоминает в письме «Ad Martinum Vadovitam» (Bibl. Fr. Pol. t. I. p. 475). В 1875 году вышла книга, под заглавием «Острожская типография и её издания». Не касаясь несомненных достоинств сочинения, мы заметим только, что автор не совсем точно понимает происхождение социнианства. Указавши на дело о жидовке Екатерине Мельхеровой (1529 г.), он выводит следующее заключение: «Таким образом учение Лелия Социна не было новым, неизвестным до сих пор в Польше. По большей части первые основатели сект остаются в тени, получают они (секты) имя уже позднейших организаторов, придавших ей (?) взвестное устройство в окончательный вид. Так было и в антитринитарианском движении XVI века в Литовско-Польском государстве. Лца, давшие толчок этому движению, начало которого восходит ещё к XIV веку и принадлежит несомненно Литве, теряются в туманной дали, выдвигаются уже только позднейшие деятели, трудившиеся над разработкой данных идей. Эта последняя роль принадлежит Социнам Лелию и Фаусту, сообщившим своё имя литовско-польскому антитринитарианству (стр. 33)». Что социнианство – явление привнесённое в Польшу, что оно стояло вне всякой зависимости от ересей жидовствующих, что начало его никоим образом не восходит к XIV веку и не принадлежит Литве, против всего этого не может быть каких-либо возражений.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Исследования о русском иконописании. СПб., 1850. Кн. 2. Приложения. С. 14). О митрополите Афанасии см. также: Художники народов СССР. Библиографический словарь. М., 1970. Т. 1. С. 147–148; Словарь русских иконописцев XI–XVII веков/Редактор-составитель И.А. Кочетков. М., 2003. С. 68–69. 548 См.: Псковские летописи. М., 1955. Вып. 2. С. 245. Предыдущий духовник Иоанна Грозного также в конце жизни принял постриг в Чудовом монастыре (См.: Васенко 1904. Ч. 1. С. 194). Предстоящее монашество было предвозвещено преподобным Даниилом Переяславским в чудесном видении священнику Андрею, когда он был в военном походе в 1552 г. под Казанью (Житие преподобного Даниила. С. 76). А. Зимин говорит о царском духовнике: «Андрей протопоп (будущий митрополит Афанасий), духовник царя, в середине века принадлежал к числу наиболее доверенных лиц Ивана IV. Он близко стоял к деятельности Избранной рады. Гонения на сторонников Адашева в 1561–1562 гг. могли быть одной из причин, почему Андрей в 1562 г. постригся в Чудовом монастыре в монахи под именем Афанасия» (Зимин 1964. С. 239). Трудно, однако, увязать опалу протопопа с последующим его избранием в митрополиты. 549 Повесть была опубликована по поздним спискам Г.З. Кунцевичем (см.: Кунцевич Г. Сказание о последних днях жизни митрополита Макария (15 сентября – 31 декабря 1563 г.)//ПДП. 176. СПб., 1911). 552 ПСРЛ. Т. 13. Ч. 2. С. 378; АИ. Т. 1. С. 331–333. О цвете печати митрополита Афанасия свидетельствуют также материалы сфрагистики (См.: Шумилов 1971. С. 103. 215; С. 112. 236). 553 ПСРЛ. Т. 13. Ч. 2. С. 380–381; ПСРЛ. Т. 29. С. 332–333; РИБ. СПб., 1876. Т. 3. Стб. 215–217. Публикацию Чина митрополичьего поставления см.: ААЭ. Т. 1. С. 297–300. 555 Тихомиров М. Русская культура X–XVIII вв. М., 1968. С. 407. См. также: Иванов Н. К 400-летию русского печатного «Апостола»//ЖМП. 1964. 4. С. 69–75; 5. С. 75–78; 6. С. 68–77. 561 Смирнов И.И. Очерки политической истории Русского государства 30–50-х гг. XVI в. М.; Л., 1958. С. 200. Прим. 24. 564 Тихомиров 1958.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

487 Об установлении этого праздника в святцах с летописью читается: «Святитель Петр митрополит явился благочестивой царице Анастасии (первой супруге Грозного, с которою он венчался 13-го февраля 1547-го года и которая скончалась 7-го Августа 1560-го года), не повелевая никомуже гроб свой раскрывати никогда, и повеле ей своею печатию раку свою запечатлети. и того ради уставиша праздник сей праздновати». 488 В святцах с летописью говорится, что это перенесение было в том же монастыре, в новую церковь в лето 7070 (1562). Год перенесения показан в святцах ошибочно, ибо на самом деле оно имело место не в 1562-м, а в 1566-м году; состояло оно в том, что мощи препп. Зосимы и Савватия, быв изъяты из недр земли, в которой они дотоле находились, положены были в посвященном их имени приделе при новопостроенном и только что освященном соборе (8-го Августа, на третий день после освящения собора, которое совершено было 6-го Августа и в самый день освящения придела), см Историческое описание Соловецкого монастыря архим. Мелетия, М. 1881, стр. 36. Запись в общих святцах этого весьма частного празднества свидетельствует о том же произволе редактора святцев с летописью, о котором мы сказали в примечании к 3-му Июня. 489 Может показаться недоуменным, что нет вел. кн. Ольги. Но и царь Иван Васильевич Грозный в одной своей речи 1563-го года, перечисляя великих русских святых, называет равноапостольного вел. кн. Владимира и не называет вместе с ним вел. кн. Ольги, – Акт. Ист. т. 1, 168, стр. 320, col. 2 нач. 490 В святцах Московских рукописных богослужебных книг память преп. Антония, день преставления которого неизвестен точным образом, записана под одним из двух чисел – или под 7-м Мая, что наибольшею частью, или под 10-м Июля (относительно последнего числа см. Лаврские рукописи 242 и 244). В святцах Московских печатных богослужебных книг память Антония под 7-м Мая. Но так как в Киево-Печерской Лавре она праздновалась не 7-го Мая, а 10-го Июля, и в Киевских богослужебных книгах была записана под вторым, а не под первым числом, то редакторы служебника 1658-го года и перенесли ее с первого числа на второе.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Самым крупным из собраний книг старой печати музея является собрание « Меньших» . Оно составлялось (с 1918 г.) из поступавших в музей «меньших» частных собраний, содержавших рукописи и книги старой и новой печати: библиотек Е.В. Барсова , А.П. Бахрушина, Н.П. Вострякова, А.Н. Голицына, И.Е. Забелина, П.М. Мальцева, Г.М. Прянишникова, В.Н. Рогожина, В.А. Соллогуба, Н.С. Строилова, А.С. Суворина, А.С. Уварова, С.А. Усова, С.И. Шодуара, П.И. Щукина, а также из монастырских библиотек: Александровой слободы, Гуслицкого Спасо–Преображенского монастыря, Кремлевского Чудова монастыря, Марчуковской пустыни (ст. Фаустово Московско–Казанской железной дороги); небольшая часть книг в 1920–х гг. поступила из Академии наук в Ленинграде. В собрании образовался большой комплекс редких и ценных изданий: Триодь постная (Краков, 1491); Октоих (Цетинье, 1494); Библия Скорины (Прага, 1517); Триодь цветная (Скодарь, 1563); лютеранский Катехизис, напечатанный хорватской глаголицей (Тюбинген, 1561); Евангелие воскресное (Тюбинген, 1562); венецианские, сербские издания: Служебник (Венеция, 1519); Литургиарион (1527 и 1554); Минея праздничная (1538); Молитвослов (1538 и 1547); Апостол (1547); Молитвенник (1560); Евхологион (1562); Служебник (1570); Молитвослов (1570); Анфологион (1587); и др. 1268 Каталог книг из собрания Андрея Андреевича Виниуса/Сост. Е.А. Савельева. СПб., 2008 (Серия «Мемориальный проект»). 1269 С 1725 по 1728 г. в Библиотеку по реестрам были переданы книги и рукописи из личного собрания Петра I и кремлевской царской библиотеки (см.: Каталог библиотеки Петра I/Сост. И.Н. Лебедева. СПб., 2003; Библиотека Петра I: Описание рукописей/Сост. И.Н. Лебедева. СПб., 2004). В 18 в. поступили также книги, приобретенные за границей И.Д. Шумахером, Несвижская библиотека Радзивиллов, книги шведского короля Густава III, библиотека и кабинет редкостей генерал–фельмаршала Я.В. Брюса, книги царевича Алексея Петровича; собрание рукописей от В.Н. Татищева; книги из библиотек А.В. Макарова, П.П. Шафирова, Г. Поликолы, А.Б. Крамера, И.–В. Паузе, Г.–Ф. Юнкера, Г.З. Байера, Д.–Г. Мессершмидта, Г. Пашке, А.Ф. Хрущева, А.И. Остермана, К. Менгдена, М.Г. Головкина, Б.–Х. Миниха, И. Аммана, И.А. Корфа, Р. Санчеса (Саншеса), Ж.–Н. Делиля, Х.–Н. Винсгейма, И.Ф. Шрейбера и др. См., в частности: Луппов С.П. Книга в России в 17 веке: Книгоиздательство. Книготорговля. Распространение книг среди различных слоев населения. Книжные собрания частных лиц. Библиотеки. Л., 1970; он же. Книга в России в первой четверти XVIII века. Л., 1973; он же. Книга в России в послепетровское время. 1725–1740. Л., 1976.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Спасо-Преображенский монастырь; см.: ПСРЛ. Т. 19. С. 169-170; Седов. 1996. С. 174. Примеч. 30). В 50-60-х гг. XVI в. началось возведение деревянных церквей в Свияжске: в честь Усекновения главы прор. Иоанна Предтечи в крепости и во имя святых Константина и Елены с приделами во имя свт. Леонтия, еп. Ростовского, и прп. Андрея Критского на посаде - «поставленье государево»; святых Флора и Лавра - «воеводцкое поставленье» на ул. Никольской, вмц. Параскевы Пятницы у городской стены близ Успенского монастыря - «поставленье попа Александра», в честь Рождества Христова - «поставленье попа Еупла да попа Василья», вероятно недалеко от Троице-Сергиева (позднее Иоанно-Предтеченского) мон-ря ( Французова. 2002. С. 347-348, 351, 353, 372; см. также: Яблоков. 1907. С. 12, 14, 69-70). На средства посадских «жильцов» Свияжска были построены Никольские храмы: в городе - «в Жильцех» на Никольской ул. ( Французова. 2002. С 351; недалеко располагался двор «никольского пономаря Васюка, что в Жильцех» - Там же. С. 352; церковь перестроена в камне в 1734; см.: Яблоков. 1907. С. 27-29), в «жилецкой» слободе («за рекою же за Свиягою в селе в жилецкой слободе» - Французова. 2002. С. 388) и в Ямской слободе («на реке на Слумлице меж жилецкие слободы и архимандричи слоботки» - Там же. С. 387; Яблоков. 1907. С. 16). Панорама Казани. Литография. XIX в. (РГБИ) В Казани возведена каменно-деревянная крепость, внутри к-рой построили из камня кафедральный Благовещенский собор (1556-1562), ц. свт. Николая Чудотворца в Спасском мон-ре (1556-1562) и надвратные ц. в честь Нерукотворного образа Спасителя у одноименной башни (1555) и ц. Воскресения Христова ( Невоструев. 1877. С. 10, 19-20). Были сооружены 2 каменные церкви в основанном архим. Германом свияжском Успенском муж. мон-ре: собор (1556-1560) и здание Никольской ц. (1555-1556), включавшее теплую трапезную палату, ц. во имя свт. Николая Чудотворца и 6 служебных помещений ( Французова. 2002. С. 256). Все они возведены в псковских традициях псковскими мастерами - каменщиком Иваном Ширяем и зодчим Посником Яковлевым, «церковным и городовым мастером».

http://pravenc.ru/text/1319802.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010