1700 г . февраля 18 – август 1706 г. Боярин Федор Алексеевич Головин. 18 февраля 1700 г. «Посольский, Малороссийский, княжества Смоленского, Новгородский, Владимирский, Галицкий и Устюжский приказы велено ведать боярину В. А. Головину, а дьякам в тех приказах быть с ним боярином прежним». Умер в Нежине 2–3 августа 1706 г. 1707 г. января 4 – 1720 г. Граф Гаврило Иванович Го л овин, " верховной комнатной и кавалер», «постельничей и кавалер». 184 г. – стольник царицы Натальи Кирилловны, 194 г. – комнатный стольник царя Петра Алексеевича, 197–200 гг. постельничей царя Петра Алексеевича. 15 сентября 1708 г. царь Петр указал: «по имянному своему великого государя указу государственный Посольский и принадлежащие к нему приказы главным управлением ведать постельничему и кавалеру графу Г. И. Головкину да тайному секретарю П. П. Шафирову, и во всяких указех и памятях из иных приказов писать имя его постельничего и тайного секретаря. Се его великого государя имянной указ состоялся в его царского величества воинском походе при пасе Соболеве». 16 июля 1709 г. велено: «Во всяких своих великого государя и в приказных делех, как в Посольском приказе, так и в принадлежащих к нему и в протчих во всех приказех, постельничего и кавалера графа Г. И. Головкина писать государственным канцлером и кавалером и графом». В Коллегии Иностранных Дел назначен президентом. Умер в январе 1784 г. Товарищи начальников Посольского приказа (дьяки Сего приказа – не думные) 1559 г. в марте – апреле и в сентябре 1566 г. принимает участие в посольских делах дьяк (Казенного приказа) Казарин Юрьевич Дубровский. 1581 г. февраля 11 – сентябрь 1562 г. Дьяк Андрей Васильев (Игнатьев?) . О нем см. выше стр. 29–30 и 106. 1562 г. в июле принимает участие в посольских делах Дьяк Иван Тимофеевич Клобу к ов. 1566 г. в июне – июле принимает участие в посольских делах дьяк Дружина Володимеров. 1571 – июнь 1594 гг. Дьяк Василий Яковлевич Щелка л ов . В 1567 г. 2 февраля выехал в Польшу вместе с Фед. Колычевым и Нагим. 11 июня 1587 г. отправился в Варшаву на сейм вместе с С. В. Годуновым, кн. Ф. М. Троекуровым-Ярославским и думным дьяком Дружиною Петелиным; называется «печатник и дьяк ближний». О нем см. выше стр. 30–32 и 106–107.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Константинопольский 1276–1301 г. Постановления этого собора (сохранились в кормчих книгах софийской редакции) изложены в виде вопросов, предложенных сарайским епископом Феогностом и ответов на них патриарха Константинопольского. Число их от 15 до 20. Содержание их главным образом касается порядка совершения разных видов богослужения, пострижения в монашество. религиозно-нравственной жизни, видов и способов наложения епитимии. Затронут был вопрос относительно того, может ли иностранец жениться на русской, – можно ли молиться на раба, не могшего вынести жестокости господина и прибегшего к самоубийству, и друг. Московский 1458 г. На этом соборе было окончательно постановлено признавать митрополитом русской церкви того иерарха, который будет избран собором русской церкви утвержден великим князем и поставлен в Москве, без обращения к Константинопольскому патриарху (до того времени митрополиты русской церкви рукополагались, обыкновенно, а иногда и назначались в Константинополе). Таким образом, этот собор признал русскую церковь совершенно самостоятельной и могущей поставлять себе первого иерарха, независимо от иной поместной церкви. В XVI веке имели значение следующие соборы: 1501, 1503, 1551, 1562, 1573 и 1580 гг. На соборе 1501 г. постановлено предавать гражданской казни еретиков. Собор 1503 г. занимался разбором вопроса о несовместимости монастырского землевладения с истинным понятием монашества. Следующие соборы (1551, 1562, 1573 и 1580 гг.), шедшие по пути, проложенному собором 1503 г., и еще более ограничившие церковное землевладение, установили, между прочим, возможность приобретать имущество без особого доклада царю лишь для таких монастырей, у которых не хватает средств содержать братию. Из всех этих соборов первенствующее место принадлежит собору 1551 г., Стоглавому собору, получившему свое название от числа глав, на которые разделена дошедшая до нас книга, заключающая в себе современные сведения о соборе. Положения его служат выражением правового сознания русской церкви в XVI веке. Созвание духовного собора 1551 г. было вызвано необходимостью принять меры против ужасающих порядков и злоупотреблений в церковной жизни и выработать для устроения этой жизни церковное уложение, подобное Судебнику. Собор открыт был царем (Иоанном IV), который держал длинную речь и предложил на разрешение 37 вопросов, к коим затем были присоединены еще несколько. О деятельности этого собора сохранилось два важных акта: Стоглав и соборные наказы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

1561 г., иждивением Винцента Вуковича, сына Божидара; 7) Триодь Цветная 1562 г.; 8) Часословец, 1566 г., изданный чернецом Иаковом из Каменной Реки (местность или в Герцеговине, близ г. Колошина, или в пределах болгарских близ Кюстендила в типографии, принадлежавшей ранее Божимдару Вуковичу; 9) Псалтирь с восследованием, 1569г., изданная Иеронимом Загуровичем из Котора, при посредстве Иакова Краинова из Софии: руянское (Руяна в ю.-зап. Сербии на р. Мораве) Евангелие 1537 г. трудом монаха Феодосия. – 1 издание; милешевских (в Герцеговине, близ г. Приеполя) 2 издания: 1) Псалтирь Сдедованная, 1557 г., на иждивение игумена Даниила, трудами иеромонахов Мардария и Феодора; 2) Псалтирь Следованная, 1557 г., изданная по повелению игумена Даниила; белградское – 1 издание:Евангелие 1552 года, на средства князя Радниша Дмитровича, а после его смерти дубровничанина Трояна Гундулича, трудом иеромонаха Мардария из Мьркшине Цьркве: скадрское (Скутари, близ Черногории, на р. Боян) 1 издание: Триодь Цветная 1563 г., напечатана старанием Стефана Скадарскаго и типографа Камила Занети; меркшинских (Мьркшино Цьркве, в Сербии или в Черной Горе) 2 издания: Евангелие 1562 г., трудом иеромонаха Мардария, Триодь Цветная, 1566 г., трудом того же иеромонаха Мардария и его помощников – священника Живка и диакона Радула. 138 Издания следующие: брашовское (в Трансильвании) Еванелие, около 1500 г., на иждивение жупана Гануша Бегнера, без означения времени и места издания; терговищских (в Валахии), вероятно, 2 издания: 1) Евангелие 1512 г., без означения места, по повелению воеводы Иω. Басараба, трудом священника Макария; 2) Апостол, 1547 гю, издан в правление угровлахийского воеводы Иω. Мирчи на средства Логофета Димитрия, внука Божидара, при содействии учеников Опра и Петра; шебежских, в Семиградьи, вероятно, 4 издания: 1) Псалтирь Следованная, 1577 г., издана трудами диакона Кореси; 2) Евангелие (напрестольное), 1579 г., трудами диакона Кореси и Мануила: 3) Триодь Постная, 1577–79, вероятно, трудами того же диакона Кореси; 4) Минея избранная, 1580 г., с соизволения седмиградского митрополита Геннадия, трудами диакона Кореси; неизвестных выходов молдавских и угровлахийских, по-видимому, 4 издания: 1) Евангелие, ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/oc...

1935. P. 409-410, 415). Для опровержения этих обвинений К. от лица католич. делегатов составил общее письмо (текст см.: PCEA. Vol. 2. P. 160-172), где заявил, что лютеране не хотят компромисса: они, по словам К., открыто проклинают имп. Аугсбургский интерим и деяния Тридентского Собора; они не хотят осуждать «еретиков» и «сектантов», как того требуют имперские законы; они не могут победить раскол даже в своей среде. В кон. нояб. 1557 г. еп. Ю. фон Пфлуг был вынужден объявить о прекращении работы коллоквиума, который стал одной из последних попыток светских властей примирить католиков и протестантов путем богословских дискуссий (подробнее о Вормсском коллоквиуме см.: Bundschuh. 1988; Slenczka. 2010). Оценивая результаты коллоквиума, К. писал в рапортах Фердинанду I и Лайнесу, что он принес католикам больше пользы, чем вреда: несогласие среди «сектантов» стало очевидно всем; по убеждению К., католики должны использовать этот раздор для дальнейшей борьбы с протестантизмом (PCEA. Vol. 2. P. 173-177). К. выразил надежду, что неудача Вормсского коллоквиума заставит герм. князей признать необходимость проведения вселенского Собора католич. Церкви для решения богословских вопросов (Ibid. P. 177). Впосл. К. опубликовал на нем. языке краткое собственное изложение событий в Вормсе (Vom Abschiedt des Colloquii zu Wormbs MDLVII. [Erfurt, 1558]). В нач. 1562 г. по инициативе папы Римского Пия IV (1559-1565) возобновил работу Тридентский Собор; К. был приглашен на заседания Собора как теолог-консультант. Он прибыл в Тренто в мае 1562 г. по специальному запросу кард. С. Гозия, который был одним из председательствующих на Соборе епископов (PCEA. Vol. 3. P. 442-444), и включился в работу «собрания теологов» во время обсуждения мер по исправлению Индекса запрещенных книг и исключению из него книг, не представлявших опасности для католич. веры (18-я сессия). По-видимому, К. выступил с докладом всего 1 раз, 15 июня, при обсуждении практики совершения Евхаристии (19-я сессия). К. занимал умеренную позицию по 2 обсуждавшимся вопросам: о причащении младенцев и о причащении под двумя видами.

http://pravenc.ru/text/1470217.html

В таком случае мы вновь получаем уже однажды названную нами дату — около 1550 г. Сейчас трудно ответить на вопрос, чем руководствовались осифовские старцы, ус­траивая на месте приходской сельской церкви князей Хованских монастырь. Воз­можны два предположения. В нескольких верстах от Черленкова, вблизи соседнего с ним большого села Середы, в древности находился известный Успенский Левкиев Волоколамский монастырь — конкурент и соперник Иосифо-Волоколамского монастыря. Соборный храм этого монастыря, выстроенный где-то во второй четверти XVI в., имел близкие к Никольской церкви габариты и тождественные объемы. Оба храма находились едва ли не в пределах видимости один от другого. Не было ли строительство Черленковского монастыря актом соперничества с Левкиевым мона­стырем и не должен ли был Никольский монастырь играть роль форпоста Иосифо-Волоколамского монастыря в этих краях? Возможно и другое объяснение: в районе Черленкова, вдоль берега Рузы, нахо­дились старинные и крупнейшие вотчи­ны Иосифо-Волоколамского монастыря, крестьяне которых, согласно древнему обычаю, имели преимущественное право на пострижение, что и привело в конце концов к созданию при Волоцком монасты­ре еще одного «богорадного» или «бога­дельного» монастыря. Судьба Черленковской обители пред­ставляется из ряда вон выходящей. 21 сен­тября 1562 г. Черленково (с соседним Ярополчем) было взято у монастыря Иваном Грозным в обмен на 40 буегородских дере­вень. Известно, что царь часто менялся землями с монастырями, иногда по соб­ственному произволу, иногда отвечая на встречную просьбу монастырских властей, однако до сих пор считалось, что он выме­нивал у монастырей только хозяйственные села и никогда не касался пустыней и дру­гих монастырских богомолий. В случае же с Черленковым известный своим благоче­стием и щедростью к монастырям царь по каким-то причинам не остановился перед тем, чтобы разорить обитель и выгнать иноков. Чувствительный удар осифлянам нанесло и изъятие у них только что вы­строенного дорогостоящего и очень большо­го по масштабам своего времени каменно­го храма, который с 1562 г.

http://sobory.ru/article/?object=01068

Краткий очерк истории города Киржача и последнего празднества его по случаю открытия в нем Собора Источник Местность, занимаемая ныне городом Киржачем, покрыта была дремучим лесом в древности. Первый, кто поселился здесь, это преподобный Сергий, удалившийся на берега Киржача с Радонежа вследствие недовольства им братии. Правда, преподобный недолго жил на новом месте; тем не менее успел он и здесь собрать вокруг себя целое братство и положить основание храму в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Причем он молился так: «Господи, Боже сил! Приими молитву мою и благослови место сие, где благоизволил создаться храму во славу Твою и в похвалу и честь Пречистыя Матери Твоея, честнаго и славнаго Ея Благовещения». По возвращении преподобного Сергия на Радонеж строителем монастыря Киржачского остался ученик Сергия, преподобный Роман, память которого свято чтится окрестным населением и доныне. Но самостоятельным монастырь этот никогда не был, он принадлежал монастырю Свято-Троицкому, что впоследствии Лавра Троицкая, хотя был и далеко не из бедных. Так, во второй половине XVI века имел он под собою «село да восемь селец, да три погоста, да сто тринадцать деревень с полдеревнею, да деревня пуста, да четыре пустоши». (Сотн. Грам. 1562 г.) В 1562 году в нем было уже два каменных храма: во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и преподобного Сергия; а в 1656 году боярином Иваном Андреичем Милославским построена здесь и третья еще каменная же церковь во имя «Милостивого Спаса» над родовой их усыпальницей и с колокольнею (шатерком) над ней. При учреждении духовных штатов в прошлом столетии монастырь Киржачский был упразднен и церкви его обращены в приходские; а когда в 1778 году образовано было Владимирское наместничество, Киржач объявлен был одним из 14 уездных городов Владимирского наместничества. Неизвестно, как велико было население Киржача в это время. Но столетие тому назад подмонастырская слободка состояла всего из «12 дворов стрельцев, да 4 двора детеныши живут, да в той же слободке бобылей пять человек».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

Крупу Луцкого уезда; после него, с июня по сентябрь 1849 г., наблюдал приход свящ. м. Олыки Флориан 9) свящ. Василий Львович (с сентября 1849 г. по день смерти – апреля 1856 г.); после него, до октября 1860 г., наблюдал приход свящ. Лука Лукашевич; 10) свящ. Иоанн Голоскевич – с 22 окт. 1860 г. ныне (1889 г) служит. 399 Местечко Млынов – под именем местечка Млынова, как имение пана Яна Монтовта, – упоминается в акте от 23 мая 1562 года в жалобе земянина Андрея Русина о том, что жиды Луцкие Батко Мисанович и его сын Мошко не явились в назначенный срок в суд для уплаты ему долга и не уступили ему, вопреки условию, в обеспечение долга, имений пана Яна Монтовта – местечка Млынова и села Пекалова, находящихся у них в заставе. Ещё оно упоминается в акте от 25 мая 1562 года в жалобе тех же жидов Луцких Батка и Мошка Мисаноничей о том, что пан Ян Монтовт, вопреки своему обязательству, не отдал им в срок долга и отказывается уступить им в заставу свои имения – местечко Млынов и село Пекалово (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,036, стр. 18, п. 43:44), Ещё оно упоминается в акте от 2 сентября 1566 года в жалобе пана Яна Монтовта о скосе сена и посеянии овса, проса и проч. на его Млыновском грунте крестьянами Литовского стольника Николая Кухмистровича-Дорогостайского (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,040, стр. 28, п. 2). Ещё оно – под именем села Млынова – упоминается в акте от 10 августа 1568 года в свидетельстве ввозного по жалобе пана Яна Монтовта-Кобленского о нанесении побоев его крестьянам и грабеже лошадей, одежды, оружия и проч. в селе Млынове урядником и крестьянами князя Федора Головни-Острожецкого (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,042, стр. 22, 23, п. 262). Ещё оно упоминается в акте от 1545 года в описи Луцкого замка, в числе городень которого упоминается «городня пани Якубовой или, – как ниже сказано, – пани Монтовтовой с Млынова и Пекалова»; ниже в том же акте, в описании большого земского Луцкого моста, упоминается «городня панов Монтовтовичей с имения их Млынова; ещё ниже в том же акте приводится реестр о мытах, появившихся при короле Александре, причём здесь сказано, что в Млынове, – имении пани Якубовой-Монтовтовичевой берут по грошу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Святые Климент, Кирилл, Никита, Никифор и Исаакий Алфановы. Икона из новгородского Сокольницкого монастыря. 1701 г. Фрагмент Основным источником сведений об А. является «Сказание о явлении святых мощей преподобных и богоносных отец наших Никиты, Кирилла, Никифора, Климонта и Исакия, Новгородских чюдотворцов, нарицаемых Алфановых, единородных братий по плоти», созданное ок. 1606 г. в связи с описанием многочисленных чудес, совершившихся от мощей святых в 1562-1603 гг. «Сказание» известно в полной, сокращенной и краткой редакциях (СККДР. Вып. 3. Ч. 3. С. 458). Поскольку к 1606 г. «в Новгороде уцелело скудное и смутное предание о чудотворцах» (Ключевский. С. 464), «Сказание» в житийной части изобилует анахронизмами: оно относит время преставления преподобных к нач. XII в., обретение мощей - к 1162 г., однако сообщает о чуде, происшедшем с московским боярином в 1562 г., к-рое случилось «не по мнозех летех» после обретения мощей. В «Сказании» сообщается, что А. были родными братьями, жили в Новгороде и отличались не только богатством и знатностью, но и праведной жизнью. Они поставили на Сокольей горе в Новгороде деревянную ц. в честь свт. Николая и устроили при ней мон-рь. «Летописец Новгородский... церквам Божиим» (XVII в.) датирует это событие 1389 г., сообщая, что мон-рь был жен. (Новгородские летописи. С. 245). 1389 год и прозвище братьев позволяют предположить, что они были родственниками известного двинского боярина Анфала (Алфана) Никитина, к-рый участвовал в попытках отделения Двинской земли от Новгорода в 1397-1398 и 1401 гг.: в 1398 г. он потерпел поражение от новгородцев, убежал в Устюг, а брат его двинский воевода Иван Никитин был сброшен в Новгороде с моста в Волхов (ПСРЛ. Т. 3. С. 98-99); в 1401 г. Анфал бился с новгородцами у Холмогор и опять потерпел поражение (Там же. С. 101); в 1409 г. ходил ратью на болгар по Каме и Волге и попал в плен в Орду (ПСРЛ. Т. 25. С. 239; Т. 15. С. 485), в 1418 г. был убит вместе с сыном Нестором на Вятке новгородцем Михаилом Разсохиным (ПСРЛ. Т. 33. С. 95).

http://pravenc.ru/text/115414.html

Антона Рудецкого своему брату Фёдору на часть с. Рудков, выкупленную им у своей тётки, земянки Опранки Сербиновой из заставы; 2) запись Сербиновой о возврате ею вышеозначенной части с. Рудков зем. Антону Рудецкому (– – стр. 30, п. 16). Ещё оно упоминается в акте от 13 сентября 1568 года в квитовой записи земянина Феодора Рудецкого в получении им от панов Тита Хомяка и Антона Еловицкого всех документов на село Рудка (– 2042, стр. 28, п. 324). Ещё оно упоминается в акте от 25 мая 1569 года в универсале короля Сигизмунда Августа о присоединении земли Волынской к короне Польской. Король, под угрозою конфискации имений, повелевает дворянам согласиться на соединение и подтвердить согласие присягою. В списке присягавших обывателей Луцкого повета значится: «Феодор Рудецкий з Рудки» (Архив, ч. 2, т. 1, стр. 9). 471 Село Сестратин упоминается в акте от 1545 года в описи Луцкого замка, в числе городень которого упоминается «городня князя Василия Курцевича с имения их Корсова и Сестратина (Памятники, т. 4, отд. 2, стр. 90). Ещё оно упоминается в акте от 28 апреля 1562 года в жалобе князя Дмитрия Александровича Буремского о наезде пана Михаила Марковича Жоравницкого на его Сестрятинские земли, грабеже имущества и нанесении побоев его крестьянам. Ещё оно упоминается в акте от 4 сентября 1562 года в жалобе княгини Марины Буремской на пана Ивана Шута о грабеже скота у её крестьян в селе Сестрятине и о подрании бортей (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,036, стр. 13, 30, пп. 20:2). Ещё оно упоминается в акте от 4 ноября 1561 года в заявлении пани Федоры Свинюской о неявке в срок князя Дмитрия Буремского ко вводу завещанными ему паном Михаилом Свинюским частями сёл: Новоселок, Корсова и Сестрятина и о нежелании её с этого времени принимать какое-либо участие в управлении этими имениями (там же – 2035, стр. 31, п. 1). 472 Село Михайловка упоминается в акте от 26 января 1765 года в отношении Киевского генерал-губернатора к польским пограничным комиссарам с посылкою арестанта Игната Клипаровского и выписки из следственного дела о его похождениях; причём здесь сказано, между прочим, что Игнат Клипаровский был, «родом он из деда и отца полской области, Дубенской губернии, села Михайловки» (Архив, ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

В июле 1557 г., после завершения русско-швед. войны и заключения 40-летнего перемирия Вел. Новгорода со Швецией, В. и Адашев от себя лично сделали шведам предложение о свободной беспошлинной торговле в России и транзите на восток в обмен на аналогичные льготы рус. купцам в Швеции и транзите в страны Сев. и Зап. Европы. За то время пока В. возглавлял Посольскую избу (ок. 1549-1561), в Москве побывало 32 посольства, в переговорах с к-рыми В. проявил себя как «неуступчивый участник переговоров и знаток процедурных вопросов» ( Граля. С. 235), был первым руководителем внешнеполитического ведомства России, выезжавшим для ведения переговоров за границу. Через В. в эти годы шла вся дипломатическая переписка царя и Боярской думы. Как глава Посольской избы дьяк также управлял посольской четвертью - территорией, на доходы от к-рой функционировала посольская служба в России. Падение Адашева стало причиной перемены места службы В., ставшего в нач. февр. 1561 г. царским печатником. Его деятельность на этом поприще оказалась также плодотворной: были созданы неск. новых печатей - малая (1561), большая (1562/63), находившаяся в ведении В., печать ливонского (1564) и новгородского (1565) наместников. Большое внимание, как свидетельствует опись царского архива 2-й пол. XVI в., В. уделял систематизации старых дел и текущей посольской документации, в т. ч. и по церковным вопросам. В нояб.- дек. 1562 г. кн. А. М. Ромодановский и В. находились в Копенгагене со сложной дипломатической миссией: рус. послы должны были добиться от дат. кор. Фредерика II ратификации мирного договора между Данией и Россией, а также признания права Московского гос-ва на неск. спорных территорий (Ст. и Нов. Колк). Достичь последнего не удалось, однако неудача отчасти компенсировалась признанием царского титула Иоанна IV и урегулированием отношений с Данией. В дек. 1563 г. В. участвовал в переговорах с литов. послами в Москве, в ходе к-рых обосновал войну России против Великого княжества Литовского необходимостью вступиться «за православную истинную и непорочную хрестьянскую веру и за благостояние святых божиих церквей и за всех православных хрестьян, данных нам [царю] по Всемогущего Бога воле во обладание и в устроение» (СбРИО.

http://pravenc.ru/text/158752.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010