В «Слове к верным, иже християня словом нарицаются, Богови же супротивящеся коварствы, и в сем на ся греха не возлагают» Е. продолжает разработку темы нестяжания, избирая основным предметом совр. ему монашескую жизнь. Начав с упреков мирянам, изменяющим данный им свыше «образ Божия созданиа» (имеется в виду брадобритие, использование женщинами косметических средств и др.), автор переходит к критике иноков, преступающих данный ими при постриге обет отречения от мира. Автор упрекает насельников мн. мон-рей в гордости, в стремлении к богатству и власти, в излишествах в быту. Особенно резко Е. выступает против монастырского землевладения, смыкаясь в этом с нестяжателями . По убеждению Е., дающий села мон-рям «разстризает сих мних или инокинь, еже паки обращает их во многоплетенныя сети мирския». Вместе с тем в отличие от идеологов нестяжательства Е. не настаивал на ликвидации монастырского землевладения: его рассуждения имеют в виду исключительно утверждение идеалов аскетизма. Одно из назидательных произведений Е.- «Главы о увещании утешителнем царей, аще хощеши, и велмож» (читается в Соф. 1296. Л. 271-276 об.) - написано для использования в конкретных жизненных обстоятельствах. Сочинение состоит из 10 глав-молений, 6 из которых обращены к царю (и вельможам), одно - к архиепископам и епископам, два - к боярам и вельможам, последнее - «ко всякому человеку». Поводы для обращений автора к адресатам разнообразны: «радость нарожениа отрочат», победа «на враги ратныя», скорбь об умерших сродниках, получение или лишение чина или должности и др. Исследовавший текст А. И. Клибанов сделал заключение, что он отражает события «казанского взятия» (1553) и последовавших за ним лет. Главы «О наследствии градов супостатных», «О победе на враги ратныя» и «О скорби о побиенных на рати или плененых» связаны, по мнению ученого, непосредственно с событиями казанского похода. Главы, посвященные «радости нарожениа отрочат», могут быть соотнесены с рождением сыновей Иоанна IV Димитрия (1552) или Иоанна (1554) и дочери Евдокии (1556). Гл. «О скорби сродник умерших», включающая разд. «О отрочатех», вероятно, является откликом на смерть царевича Димитрия, последовавшую в 1553 г., или царевны Евдокии - в 1558 г. Темы глав, обращенных к боярам и вельможам («В радости боляром и всем вельможам, в чин пришедшим», «В скорбех боляром и всем вельможам, от сану избывшим»), по мнению исследователя, «имеют свое глубокое оправдание» в падениях и возвышениях, обусловленных боярским мятежом во время болезни Иоанна IV (март 1553). Осведомленность не только в гос., но и в семейных делах царя свидетельствует о значительной близости автора к царскому двору. Обращение «господини мои» в отношении архиепископов и епископов (гл. 7), а также обращение «чадо» применительно «ко всякому человеку» (гл. 10) подтверждают священнический сан Е. в этот период.

http://pravenc.ru/text/190205.html

В послесловии к первопечатному московскому апостолу 1564-го года говорится о заведении в Москве типографии: „повелением благочестивого царя и великого князя Ивана Васильевича всея Русии, и благословением преосвященного Макария митрополита, начаша изыскивати мастерства печатных книг в лето 61 осмыя тысящи, в 30 лето государства его“ 5 . Основываясь на этом, документальном и как бы официальном свидетельстве уже с полной уверенностью относят первые заботы о заведении типографии в Москве к 1553-му году. Но тут странное недоразумение, не совсем понятным для нас образом до сих пор не обратившее на себя (сколько знаем) ничьего внимания. Царь Иван Васильевич начал государствовать в 1533-м году и в 1553-м году было не 30-о, а 20-е лето его государства, так что в предисловии к апостолу несомненная ошибка или в годе от С. М., – „в лето 61“ вместо „в лето 71“, или в годе государства, – „в 30 лето государства“ вместо „в 20 лето государства“. С решительной вероятностью ошибку должно видеть в годе от С. М. и вместо „в лето 61 осмыя тысячи“ читать „в лето 71 осмыя тысячи“, что будет 1563-м годом от Р. X. В том же послесловии говорится, что царь начал помышлять о заведении в Москве типографии после учреждения Казанской епархии (так как при покупке рукописных богослужебных книг для церквей новооткрытой епархии оказалась крайняя неисправность этих книг). Но Казанская епархия учреждена в феврале 1555-го года. Да и сам Иван Федоров, в устранение всяких споров, исправляя потом ошибку, допущенную им в предисловии к московскому апостолу 1564-го года, исправляет ее именно так, как мы указываем; в предисловии к Львовскому апостолу 1573-го года он говорит: „друкарня сия съставися в царствующем граде Москве, в лето 7071, в тридесятое лето государства (благочестивого царя и великого князя Ивана Васильевича всея Русии)“ 6 . Первые заботы об устроении в Москве типографии начались не в 1553-м году, а позднее; но и не в 1563-м году, а ранее. В последствии к апостолу 1564-го года говорится не о первых, а уже о вторых или вторичных заботах, непосредственно предшествовавших напечатанию апостола и плодом которых было это напечатание последнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

26. Архиепископ Серапион 2 Курцев 317 (с 1551 по 1553 г.) После отъезда архиеп. Феодосия в Москву в 1551 году, Новгород оставался без владыки «40 недель да и 4 недели» 318 . Вызванный для совещаний по делам церковным, он уже не возвратился в Новгород, чтобы упокоиться навеки под сению св. Софии. На место Феодосия в том же 1551 году был избран в архиепископы Новгороду Серапион, по прозванию Курцев – игумен Сергиева монастыря, и хиротонисан 14-го июня митрополитом Макарием. Прибыв в Новгород 23-го августа «в 7-м часу дня, он в тот же день служил божественную литургию во святей Софии и молебны пел». Новгородцы рады были прибытию своего владыки и сделали ему торжественную встречу: «конец Славна вышли со кресты архимандрит, и игумены, и попы, и вси мужи и жены Новгородци» 319 . Кратковременно и скорбно было время управления архиеп. Серапиона Новгородскою паствою. Не прошло и года с дня прибытия его на святительскую кафедру, как посетило Новгород и его область ужасное моровое поветрие. В чем обнаруживалась болезнь, летописец не упоминает, а говорит только, что мор начал появляться «в Новгороде на Редятине улице 320 , с июля месяца 1552 г., а с августа месяца велми сильнее бысть: и Божиим попущением, таково бысть поветрие от Семеня дня (1-го сент. 7061) 1553 г. до Николина дни месяца декабря». Жертвою поветрия было бесчисленное множество иноков, священников и диаконов, так что на две и на три волости оставалось по одному священнику, многие храмы запустели и оставались без вседневной божественной службы; а из многочисленного штата Софийского собора, который состоял тогда из протоиерея, 18-ти священников, протодиакона, 4-х диаконов и архидиакона, осталось только шесть священников, да два диакона. Даже многолетние старцы не запомнят такого поветрия на священнический чин. По сказанию летописца, в Новгороде и по монастырям, в Старой Руссе, в пригородах и в волостях Новгородских смертоносная язва похитила игуменов, священников и инокинь, монашеского чина священников и диаконов, и всех православных христиан 279594 человека. Великий князь Иван Васильевич, известясь о бедствии, постигшем Новгород, велел своему богомольцу архиеп. Серапиону построить две церкви, и владыка, исполняя волю государя, помолившись вкупе со всем освященным собором, с городскими властями и со всем христолюбивым народом, поставил «единого дни на Семен день (7061) две деревянных церкви, – одну во имя препод. Кирилла Белозерского чудотворца, а другую во имя св. мученика Христофора» 321 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

в перестроенном виде), кубическое 4-столпное здание к-рого на подклете отличается упрощенным декором и наличием повышенных подпружных арок. В архитектуре соборов Горицкого и Спасо-Прилуцкого мон-рей «восстанавливается преемственность с архитектурой Белозерья конца XV в., прерванная в 1530-е гг. итальянизирующим влиянием» ( Баталов. С. 192). Вероятно, новгородскими мастерами (ростовчанами Горяином Григорьевым Царевым и Третьяком Борисовым Ростовкой?) построен древнейший сохранившийся приходский храм В. е.- действующая в наст. время Успенская ц. в г. Белозерске (после 1552-1553). В строгой монументальной постройке прослеживаются черты новгородского зодчества и одноименных соборов Кириллова Белозерского мон-ря, по образцу к-рых она возводилась, и отчасти Москвы. Массивный кубический объем завершен 5 крупными луковичными главами на приземистых барабанах, сильно выступают 3 пластичные апсиды. Мощные стены разделены широкими лопатками и лишены декора, в их толщу «врезаны» перспективные порталы упрощенного рисунка. В храме сохранились большой колокол из Пскова (1544) и барочный иконостас. Почти одновременно с белозерским был возведен Введенский собор Корнилиева Комельского мон-ря (1552-1557, не сохр.) - 4-столпный 5-главый 3-апсидный храм без подклета, с лапидарной декорацией, напоминавший монастырские храмы Ростовской епархии. Там же во 2-й пол. XVI в. соорудили 2-этажную трапезную палату с ц. во имя прп. Антония Великого, келарскую палату и настоятельские покои. Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы в Белозерске. 1552–1553 гг. Хромолитография. 1859 г. (РГБ) Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы в Белозерске. 1552–1553 гг. Хромолитография. 1859 г. (РГБ) По преданию, Иоанном Грозным в Кириллове сооружена 2-главая на подклете ц. во имя прп. Сергия Радонежского с приделом во имя прп. Дионисия Глушицкого и трапезная (1560, действует). Ц. во имя прп. Иоанна Лествичника с приделом во имя вмч. Феодора Стратилата (1569-1572) над св. вратами сооружена на вклад царевичей Иоанна и Феодора, сыновей Иоанна Грозного.

http://pravenc.ru/text/155162.html

3. Инок Отенского Новгородского монастыря Зиновий . «Истины показания вопросившим о новом учении» ; «Соборная грамота в Соловецкий монастырь» митрополита Макария ; «Послание Царя Иоанна Васильевича Максиму Греку» . Написанный в 1553 г. труд инока Отенского Новгородского монастыря Зиновия (ум. 1572 г.) представляет собой полемическое сочинение, обличающее заблуждение Феодосия Косого, последние несколько глав сочинения посвящены спорам относительно богослужебных текстов и песнопений. На Московском Соборе 1553–1554 гг. против еретиков наряду с Феодосием были осуждены инок Артемий и Иван Башкин. Изначально собор был созван по делу Башкина. Его обвиняли в искажении православной веры в большей мере под влиянием ереси «жидовствующих» и пришедшего с Запада рационалистического протестантского учения. По признанию самого Башкина, он перенял некоторые идеи от приезжих из Литовского княжества протестантов и латинян, живших тогда в Москве. Среди прочего он проповедовал следующее: иконоборчество, непочитание Божьей Матери и святых, отказ от церковной обрядности и непризнание Священного Предания. Инок Артемий был одним из тех, о ком на Соборе упомянул Башкин. Тем не менее большинство исследователей не относит его к еретикам . Правильнее сказать, что он был слишком радикальным нестяжателем, накопившим себе многих врагов в церковной среде. Из-за многочисленных показаний, данных против него, из свидетеля на Соборе он превратился в обвиняемого. В итоге он сбежал из Москвы, потом оказался в Литовском княжестве. Примечательно, что после его самовольного изгнания к концу жизни в Витебске, а затем в Слуцке он написал около десяти полемических работ против протестантов. Можно добавить, что в этих городах проживало много протестантов , и защита православного учения была важной стороной жизни местной Церкви. Феодосий Косой был холопом. Сбежав от двора своего московского хозяина, он постригся в Кирилло-Белозерском монастыре Новгородской епархии, где его учителем был инок Артемий . Потом Феодосий с учениками поселился в монастыре на Новоозере. Оттуда они активно распространяли своё учение, в котором можно заметить влияние европейской Реформации. Вскоре молва о них дошла и до Москвы. Они были взяты под стражу и привезены на Собор в конце 1553 г., когда дело Башкина уже было рассмотрено. Учения Косого и Башкина имели много идентичного, сами они были связаны с иноком Артемием.

http://bogoslov.ru/article/6172847

Запись писца на л. 672: «А писал сию книгу Минею четию Июда Иванов сын, прозвище Юшко Сасинов Торопченинов, на Москве лета 7064-го». В двух списках текст редакции продолжен Сказанием о чудесах Сергия (компиляция из Третьей и Четвертой Пахомиевских редакций): 1) РНБ, собр. М. П. Погодина, 868 (л. 36–122 об.) – 50-е годы XVI в. Филиграни: Сфера под звездой (1-й вариант) – Лихачев, 3163 (1558 г.); Сфера под звездой (2-й вариант) – Брике, 13999 (1553 г.); Сфера под звездой (3-й вариант) – Брике, 14000 (1553 г.), 14004 (1553 г.). 2) РНБ, собр. А. А. Титова , 2846 (л. 223–294) – нач. XVII в. Филигрань: Кувшин с одной ручкой под короной с розеткой, на тулове литеры G и PI – Лихачев, 4107 (1605 г.). Четырьмя рукописями сходного состава представлена выписка «От чюдес преподобнаго отца нашего Сергия Радонежскаго чюдотворца» (из Второй редакции взяты рассказы о видении ангела, явлении Богородицы, о кончине Сергия, к ним добавлено чудо в Латинских странах): 1) РГАДА, ф. 181 (собр. МГАМИД), 591 (л. 883–895) – 20-е годы XVII в. Филигрань: Кувшин с одной ручкой под короной с полумесяцем, на тулове литеры РВ и полумесяц – Дианова и Костюхина, 691 (1623 г.). 2) РГБ, ф. 236 (Собр. А. Н. Попова ), 59 (л. 197–205) – 20-е годы XVII в. Филигрань: Двуглавый орел под короной – типа Дианова и Костю-хина, 1010 (1623 г.). 3) ГИМ, Синодальное собр., 272 (л. 468 об. – 475 об.) – 20–30-е годы XVII в. Филиграни: Кувшин с одной ручкой под полумесяцем, на тулове литеры РВ – Дианова и Костюхина, 689 (1629 г.); Гербовый щит с рожком – Гераклитов, 100 (1633 г.). 4) ГИМ, собр. А. Д. Черткова, 165 (л. 247 об. – 252) – 80–90-е годы XVII в. Филиграни: Герб Амстердама, контрамарка с надписью MOVRAND в картуше – типа: Дианова и Костюхина, 201 (1692 г.); Герб Амстердама – Дианова и Костюхина, 158 (1678–1680 гг.). Текст Второй Пахомиевской редакции опубликован (по писку Соф. 1358): Тихонравов Н. С. Древние жития преподобного Сергия Радонежского. М., 1892. Отд. I. С. 70–144. Глава 5. Третья Пахомиевская редакция Жития Сергия Составлена Пахомием Логофетом из черновых заготовок к Первой и Второй редакциям и вновь дополнена по Епифаниевской редакции (откуда внесены рассказы о деяниях и чудесах Сергия: «О Голутвинском манастыри», «О епископе, неверием сомнящуся», «О исцелив-шем мужи», о разоблачении «вкусившего» от монастырских брашен, «О питомем вепре»), В главе об основании Андроникова монастыря впервые упомянуто об Андрее Рублеве – «иконописце преизрядном, всех превосходящем», и о «подписании» им Спасского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

(751, 1657) 7. Если кто-либо говорит, что не дозволено хранить Святую Евхаристию в дарохранительнице, но что ее нужно раздать присутствующим сразу после освящения и что не дозволено нести ее с почестями больным, да будет отлучен от сообщества верных [ХВ 741]. (752, 1658) 8. Если кто-либо говорит, что Христос, присутствующий в Евхаристии, вкушаем только Духовно, а не сакраментально и реально, да будет отлучен от сообщества верных [ХВ 743]. (753, 1659) 9. Если кто-либо отрицает, что верные Христу и того, и другого пола, все и каждый, достигшие возраста распознания, обязаны причащаться каждый год по крайней мере на Пасху, по заповеди нашей Святой Матери Церкви, да будет отлучен от сообщества верных [ХВ 797]. (754, 1660) 10. Если кто-либо говорит, что священнослужителю, совершающему богослужение, не дозволяется причащаться самому, да будет отлучен от сообщества верных [ХВ 743]. (755, 1661) 11. Если кто-либо говорит, что одна вера является достаточной подготовкой к принятию Таинства Пресвятой Евхаристии, да будет отлучен от сообщества верных. И чтобы это столь великое Таинство не было принято недостойно, что было бы к смерти и осуждению, Святой Собор решает и объявляет, что те, чья совесть отягчена смертным грехом, какое бы сокрушение они ни испытывали, должны обязательно начать с Таинства исповеди, если найдут исповедника. Если кто-либо осмеливается учить противоположному, проповедовать и упорно утверждать или даже защищать это на публичном диспуте, одним этим фактом да будет отлучен от Церкви [ХВ 742]. Учение о причащении под двумя видами и о причащении маленьких детей 21-я сессия (16 июля 1562 г.) Прерванный в 1552 г., Тридентский Собор возобновил свою работу в 1562 г. при папе Пие IV. После различных дисциплинарных декретов он приступает к рассмотрению очень спорного вопроса о причащении мирян драгоценной Кровью и о причащении маленьких детей. Действительно, реформаторы, переняв тезис Гуса и его последователей 398 , продолжали требовать Причастия под двумя видами. Вот почему в этом коротком декрете (четыре главы и четыре канона) Собор утверждает следующие положения:

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

л. 611. На Пентикостье Поучение. Нач. Присно жадая Бог спасения нашего всхотев своим милосердием обновити естество наше. См. 404 л. 118. л. 613 об. В неделю всех Святых. Слово Иоана Златаустаго, архиеп. Константинаграда. Нач. Отнележе св. праздник Пятидесятный прихода Св. Духа сотворихом, не прейде седмь дний чисмя. Послесловие: Возрадовался заець, выбився из тенета, воли своей, тако ся возрадовал раб Божий Тимошка, написав сий Пролог (за сим следует обыкновенное прошение о снисхождении к ошибкам). В лето 7070 (1562) написана бысть книга сия, при державе царствия благовернаго Царя и Вел. Князе Иване Васильевиче всея Руси, и при его детех благородных царевичех Иване и Феодоре, и при архиеп. московстем Макарьи митрополите всея Руси, мес. июля в 12 день. На первых листах внизу другим почерком: Книга глаголемая Пролог Успения преч. Богородицы Стромынскаго монастыря. 725. (1728.) Пролог, сентябрьская половина, полууст., в два столбца, напис. 1562 года, в лист, 493 листа. С римскими названиями месяцев написаны и славянские. См. 255 л. 225. Заглавные буквы в первых трех месяцах с красками, некоторые очень затейливы, при мес. окт., нояб., и дек. заставки также раскрашенные. Русские и славянские статьи: л. 11. Сент. 5. Убьенье Глеба князя русьскаго. л. 38 об. – 16. Св. мученици Людмилы, бабы св. Вечеслава. л. 46 об. – 20. Убьенье новоявленнаго мученика Михаила, князя черниговьскаго и Феодора болярина его. л. 61. – 28. Страсть св. Вечеслава князя чешьскаго. л. 207 об. Ноября 26. Священие церкви св. Георгия в Киеве граде пред враты св. Софьи. л. 218. – 30. Проявление крещения рустей земли св. ап. Андрея, како преходил в Русь и благословил место и крест поставил, идеже ныне град Киев. Из Несторовой летописи. л. 460. Февр. 14. Препод. отца нашего Кюрила философа, учителя словенскаго. См. 723. Из правописания и помещения Святых и праздников в первой и второй половине Пролога видно, что ркп. писана в южной России, – со многими ошибками. 726. (1727.) Пролог, сентябрьская половина, полууст. четкий, XVI века, в лист, 607 листов.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Особенно замечательны обвинения в антитринитарианстве, склонность к которому Артемий заметил в одном из посланий Будного. Если сопоставить эти обвинения с известием о проповеди в Витебске Козьмы-Андрея, учившего, что «непотребе единосущную Троицу именовати» (ст. 1315), то получим указание на один из фактов социнианской пропаганды. Козьма Колодынский, 225 о котором упоминает здесь Артемий, был православным диаконом в Витебске, но, увлекшись учением Косого в бытность последнего в Витебске, бежал с ним вглубь Литвы, где примкнул в антитринитариям, приняв имя Андрея. В конце 1563 г. или в начале 1564 г., он прибыл в родной город – Витебск в качестве уполномоченного от виленской антитринитарианской общины. Впрочем спустя непродолжительное время он удалился отсюда и в 1567 году мы видим его уже в Перемышльской земле, где он вместе с Будным принимает участие в антитринитарианских соборах. 226 Из упоминания Артемия о том, что во время проповеди Козьмы Колодынского в Витебске были: «и сам великий гетман, и княжата, и панове велиции», можно определенно отнести эту проповедь к 1564 году, когда в Витебске действительно находилось литовское войско под начальством Николая Радзивилла, гр. Ходкевича и других литовско-русских панов, и готовилось к битве с московским войском, каковая и произошла при реке Уле, прячем литовцами была одержана победа. В этом утверждает еще и то соображение, что упоминаемые Артемием сочинения Будного: «Катехизис» и «Оправдание» были напечатаны в Несвиже в 1562 г. и, должно быть, сделались известны Артемию в этом же 1562 г. или в следующем 1563 г. Будный просил Артемия сообщить ему о них свое мнение. Артемий исполнил его желание и «отписал краткими словесы» (ст. 1289); затем, хотя он и в кратком послании «все нечестие еретическиа льсти назнаменал», однако счел нужным написать длинное и обстоятельное послание. На эту переписку и на составление второго, обширного послания ушло, должно быть, довольно продолжительное время, так что явилась возможность упомянуть в нем и о проповеди Козьмы Колодынского в Витебске.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1894. С. 45-47; Такаишвили. 1963. С. 95-96). В описи, составленной Бочоридзе в 20-х гг. XX в., эта рукопись уже не числилась. Частично сохранился агиографический сборник, начинавшийся с Жития апостолов Петра и Павла, выполненный письмом нусхури на пергамене; заглавия написаны киноварью. К кон. XIX в. начальная часть (86 л.) была утрачена, сохранились 80 л. (4 листа 11-й тетради; тетради 12-16, 18-21). В нескольких местах упомянуто имя переписчика Иване Инчихуисдзе, в поздних приписках указаны имена еп. Цагерского Антония (Кавтарадзе), Адама Силагадзе, Кобахидзе, Канделаки ( Кутателадзе. 1894. С. 54-58; Такаишвили. 1963. С. 98). Синаксарь (Кут. 162, XVI-XVII вв.; 159 л.; 40×26 см) был написан на бумаге письмом нусхури в 2 столбца (на каждой странице 39-46 строк, заглавия выполнены киноварью). Переплет кожаный на деревянной основе, с тиснением. Начало и конец Синаксаря утрачены; сохранилась часть, содержащая чтение из кн. Бытия (Л. 1-2 об.), синаксарные Жития святых за 1-15 сент. (Л. 2 об.- 5), Минею за 1 сент.- 30 нояб. (Л. 6-159 об.) (Описание рукописей. 1953. Т. 1. С. 315-316). Триодь постная (Кут. 171, XVI-XVII вв.; 210 л.; 40×27 см) в кожаном на деревянной основе переплете с тиснением, написанная на бумаге письмом нусхури в 2 столбца (заглавия выполнены киноварью), содержит надпись, сделанную переписчиком текста: «От голода голова пошла кругом, ошибся, не проклинайте меня» (Там же. С. 326). Минея (Кут. 163, XVI-XVII вв.; 162 л; 40×25,5 см) без переплета сохранилась не полностью (30 нояб.- 23 февр.) и была выполнена на бумаге письмом нусхури в 2 столбца по 40 строк. Между текстами, посвященными Рождеству Христову и Богоявлению, помещены ямбы (Л. 62-63, 95 об.- 96 об.) (Там же. С. 316). Минея 1562 г. была заказана царем Имерети Георгием II и написана на бумаге письмом нусхури в 2 столбца по 40 строк (заглавия выполнены киноварью), изначально содержала полный годовой комплект текстов в 5 книгах ( Такаишвили. 1963. С. 102-103). Сохранились тексты за март (Кут. 164; 114 л.; 40×26, переписчик - Иоване Чумбуридзе) и за период с кон. июня по авг. (Кут. 165; 156 л.; 37×25; переплет кожаный на деревянной основе, с тиснением; переписчик Зосиме Каргаретели) (Описание рукописей. 1953. Т. 1. С. 316-317). Сохранилась еще одна Минея 1562 г., заказанная Георгием II (бумага, нусхури), переписанная Зосиме Каргаретели (Там же. С. 98).

http://pravenc.ru/text/2577593.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010