В сентябре, находясь на богомолье в Троицком монастыре, Иоанн IV получил известие о покорении Астрахани. В том же году – кончина преподобного Максима Грека . 1557 год – расширение территории Троице-Сергиева монастыря и «роздвижение» келий в нем, вынос конюшен за пределы монастыря. 19 мая 1559 года – закладка в Троицкой обители по образцу одноименного собора в Московском Кремле Успенского собора в присутствии царя Ин. 4 Грозного. 1560 год – начало игуменства Елевферия (1560–1562), первого архимандрита Троице-Сергиева монастыря. 6 января 1561 года он был возведен в сан архимандрита, впоследствии Архиепископ Суздальский. Предоставление последующим настоятелям Троице-Сергиева монастыря сана архимандрита с первенством перед архимандритами прочих монастырей. 1562 год – архимандритом монастыря стал Меркурий (Дмитровец; 1562–1566). В 1564 году, в ночь на 26 сентября, вскоре после отъезда Ин. 4 из Троицкого монастыря в Москву, сильный пожар произвел опустошение в обители, причем погорели все запасы на обиход монастырский, что «не осталось братиям ни на один день запаса снедного». Услышав о пожаре, царь «зело оскорбися» и повелел строить Троицкую обитель по-прежнему, для чего пожертвовал тысячу рублей и «иная потребная в монастырь даде». 21 декабря того же года Иоанн Грозный отпраздновал память Митрополита Петра в Троицком монастыре, а оттуда переехал в Александрову слободу, где устроил опричнину. 1566 год – архимандритом монастыря стал Кирилл 1й (1566–1568), впоследствии Митрополит Московский и всея Руси. 1568 год – Троице-Сергиев монастырь в продолжение двадцати месяцев возглавлял архимандрит Памва 2й (1568–1569), впоследствии сосланный в заточение Иоанном Грозным. 1569 год – архимандритом монастыря стал Феодосий (Вятка; 1569–1571). Первоначально настоятель Андроникова монастыря. 1571 год – архимандритом монастыря стал Варлаам 1й (1571–1577). 1577 год – архимандритом монастыря стал Ион. 2 -й (1577–1584). 1782 год – гибель старшего сына Грозного – Ивана. «Лета 7090 (1582) ноября в 19 день, преставися Государь царевич князь Иван Иванович на память святаго Пророка Авдея и святаго мученика Варлама, дал Царь государь и князь великий Иван Васильевич всеа Руси по своем сыне царевиче князе Иване Ивановиче в вечной поминок, в дом Живоначальной Троицы и великим чюдотворцом Сергию и Никону 5000 рублев; да Государь дал Москве по Царевиче князе Иване Ивановиче с году на год два корма больших: первый корм ноября в 19 день на память святаго пророка Авдея и святаго мученика Варлама, а другой корм на память преподобнаго отца нашего Марка Епископа Арефусискаго и Кирила дьякона, а на завтре в 30 день на память преподобнаго отца нашего Ивана списателя лествицы, с году на год два корма больших, покамест сия святая обитель стоит».

http://azbyka.ru/fiction/prepodobnyj-ser...

не ссылатися ни человеком, ни грамотой»). Но что заставило боярина, занимавшего высокое и почетное положение, решиться на столь рискованный и опасный (тем более в условиях приближающейся войны между Россией и Великим княжеством Литовским) шаг? Ясно, что для этого нужны были очень серьезные причины, связанные с отношениями между боярином и царем. Но мы о них ничего не знаем. Хотя факт совершения Вельским тяжелого преступления — государственной измены — был вполне доказан, ходатаями за арестованного выступили не только митрополит и собор епископов, но и большой круг светских лиц — пятеро бояр, потомки черниговских, тверских и ярославских князей, один из членов старомосковского боярского рода Морозовых, а также свыше сотни княжат, детей боярских и дьяков. И все это несмотря на то, что Иван IV сделал традиционные условия поруки гораздо более жесткими. Дело не ограничивалось тем, что поручители в случае повторного побега Вельского должны были внести в царскую казну огромную сумму в 10 тысяч рублей. В «поручную запись» было внесено новое небывалое условие — поручители на этот раз должны были отвечать не только деньгами, но и жизнью («наши поручниковы головы во княж Ивановы головы место»). Поручителей это, однако, не остановило. Их многочисленность весьма симптоматична: она говорит о том, что значительная часть правящей элиты нашла нужным так, в косвенной форме, дать понять, что не одобряет действий царя. Иван IV не ограничился составлением обычных поручных записей и потребовал еще особой присяги на верность со стороны «людей» — слуг и вассалов князя, но в марте 1562 года Вельский был освобожден и стал снова возглавлять Боярскую думу. С осени 1562 года количество подобных конфликтов стало увеличиваться. 15 сентября 1562 года царь «наложил свою опалу на князя Михаила и Александра Воротынских за их изменные дела». В чем состояли эти «изменные дела», мы, к сожалению, ни из этой записи официальной летописи, ни из других источников узнать не можем. В Описи царского архива XVI века упоминаются «сыскной список и роспросные речи боярина князя Михаила Ивановича Воротынского людей», которые, очевидно, послужили основанием для наложения «опалы», но о содержании их мы ничего не знаем.

http://sedmitza.ru/lib/text/438932/

В средней части придела надпись: 1761 года ноября 7 дня, на память святых мученик иже в Мелетии и преподобного отца нашего Лазаря в Галисийстей горе преставившегося, преставися раб Божий священно-архимандрит Иона Лещинский и погребен против сей надписи, бывший в сем монастыре настоятелем 19 лет. В юго-западном углу собора погребен андрониковский архимандрит Гавриил († 1847 г. августа 13, без надписи). В. В приделе святого Андроника До устроения придела в северо-западном углу собора была надпись: на сем месте устроена могила преосвященного Пахомия епископа бывшего великого-устюжского, который, по кончине своей мая 5 дня 1789 года, в оной и погребен. В средине придела, против раки мощей св. Андроника и Саввы, погребен андрониковский архимандрит Платон († 1863 янв. 28 дня без надписи). В алтаре придела надпись у жертвенника: Дмитрий Петрович Горихвостов, скончался 15 августа 1846 года. Г. На западной стороне собора На паперти надпись: 1756 года апреля 14 дня по полуночи на память святого Мартина исповедника преставися раба Божия, дочь маиора Степана Степанова сына Медведева, жена Измайловского полка сержанта Ивана Алексеевича Лихарева Наталья Степанова в замужстве жила три года и 9 месяцев, а жития ее было 25 лет 10 месяцев и погребена в семь месте того же апреля 16-го дня. При устроении приделов собора сняты еще следующие надписи, бывшие над лицами, которых могилы также подошли под приделы или паперть: лета 7026 (1518 г.) декабря против 6-го числа в 3 часу ночи преставися раба Божия думного дворянина Замятина Ф. Федоровича, жена его вдова Мавра Парфеньевна; лета 7026 (1518) ноября в 8 день преставися раб Божий Димитрий Демидович Загряжский; лета 7070 (1562) ноября в 19 день преставися раб Божий болярин Григорий Юрьевич Загряжский. 181 Так как г. Новиковым в конце прошедшего века (около 1790) найдены были и другие надписи над лицами из фамилий Замятиных и Загряжских и вместе с тремя вышеприведенными помещены в XIX томе Вивлиофики, то можно думать, что и сии надписи находились над могилами, если не в галлереях собора, приделанных после, то около собора, и что могилы сих лиц также подошли под приделы собора. Надписи были следующего содержания: 7023 (1515) марта 29 преставися думный дворянин Василий Федоров сын Замятин; 7028 (1520) января 18 дня болярин Димитрий Давидович Загряжский; 7031 (1523) сентября 1 дня болярин Симеон Авраамович Загряжский; 7070 (1562) сентября 29 Феодор Дмитриевич Загряжский; 7070 (1562) ноября 19 болярин Михаил Иванович Загряжский; 7087 (1579) января 4 Тимофей Иванович Загряжский. II. Надпись над лицами, погребенными в Знаменской церкви и в палатке подле нее

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

С другим претендентом на ливонское наследие, датским королем Фредериком И, уже после начала войны с Великим княжеством Литовским летом 1562 года был заключен мирный договор, по которому Фредерик II в обмен на признание его прав на земли Эзельского епископства и несколько владений в Эстонии признал права Ивана IV на всю остальную Ливонию. По одной из статей соглашения русским купцам должен был быть выделен торговый двор в датской столице — Копенгагене. Для ратификации договора туда отправился сам Висковатый. Проявленная царем и его советниками гибкость способствовала тому, что в Ливонской войне на ближайшие годы у Русского государства остался только один противник — Литва, а Сигизмунд II, упорно добивавшийся признания своих прав на всю Ливонию, вступил в открытый конфликт с Эриком XIV и оказался вынужденным вести войну на двух фронтах. Хотя срок перемирия между Россией и Великим княжеством Литовским истек весной 1562 года, лишь 30 ноября 1562 года царь выступил в большой поход на Литву. Целью похода было объявлено не только возвращение под власть законного монарха его старых «вотчин», незаконно захваченных литовскими великими князьями, но и освобождение православных, живущих в Великом княжестве Литовском от власти «християнских врагов иконоборъцев», «люторские прелести еретиков». Поэтому поход царя на Литву выглядел «крестовым походом», подобным походам русского воинства на Казань, важным шагом по исполнению миссии, возложенной на монарха самим Богом. Выступлению в поход предшествовали многочисленные молебны, войско сопровождало многочисленное духовенство во главе с коломенским епископом Варлаамом и архимандритом Чудова монастыря Левкием. Духовенство везло с собою чудотворные реликвии — икону Божьей Матери Донской и крест святой Евфросинии Полоцкой. Присутствие последней реликвии было совсем не случайным, так как целью похода стал Полоцк — город и крепость на Западной Двине. С началом военных действий выявились недостатки в военной организации Великого княжества Литовского.

http://sedmitza.ru/lib/text/438932/

Заметки о старопечатных книгах того же книгохранилища По Описи 1680 года в книгохранилище Воскресенского монастыря значилось всех печатных книг 346 ныне же (и с прибылыми с 1680 по 1701 год) всех старопечатных Церковно-Славянских (до 1701 года) насчитывается лишь 121 печатных в 16 столетии всего лишь шесть книг, в 17 – 124 и одна в 1700 году. По Типографиям: 1. Московских изданий……………… 21.                   2. Киевских………………………….. 10.                   3. Виленских……………………… 5.                   4. Львовских…………………………. 4.                   5. В Евьи……………………………... 1.                   6. Уневских…………………………... 1.                   7. Острожских……………………….. 1.                   8. Черниговских…………………….. 1.                   9. Кутеинских………………………… 3.              10. Иверской…………………………… 1.              11. Венецианских……………………… 3. Главную причину столь значительной по видимому убыли (225 объяснить очень можно просто: пожертвованием двойников из числа Богослужебных книг в промежуток 1680–1764 года в приписные монастыри и церкви вотчинных монастырских сел. А. Московские издания. Все относятся к 17 столетию; старейшие из числа их есть: а. евангелие 1606 года; б. Шестоднев 1625 года; в. Евангелие 1627 года; г. Триодь постная 1636 года; д. Апостол 1635 года; е. Трефолой 1638 года; ж. Октоих 1639 года и т.д. Б. Киевские издания. 1. Триодь постная (без выходного листа), с надписью по листам, относящейся к 1562 году: «Лета 7070 (1562) дал книгу сию в дом чудному Богоявлению старец Севастьян, Митрополичь ключник.» Далее следует подпись Патриарха Никона 1661 года. По приметам, это одно из первоначальных изданий Киевской Лаврской Типографии (устроенной Князем Острожским в 1531 году), упоминаемое в надписи: «дом чудного Богоявления,» надобно полагать церковь Богоявленского монастыря, при котором, в 1589 году, основалась Братская Богоявленская школа, по благословению Патриарха Феофана; Митрополитом же Киевским в 1562 году был Сильвестр Белькевич. 2. Беседы Святого Иоанна Златоустог о на Деяния Апостольские, в лист, 1624 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В сентябре, находясь на богомолье в Троицком монастыре, Иоанн IV получил известие о покорении Астрахани. В том же году – кончина преподобного Максима Грека. 1557 год – расширение территории Троице-Сергиева монастыря и «роздвижение» келий в нем, вынос конюшен за пределы монастыря. 19 мая 1559 года – закладка в Троицкой обители по образцу одноименного собора в Московском Кремле Успенского собора в присутствии царя Иоанна IV Грозного. 1560 год – начало игуменства Елевферия (1560–1562), первого архимандрита Троице-Сергиева монастыря. 6 января 1561 года он был возведен в сан архимандрита, впоследствии Архиепископ Суздальский. Предоставление последующим настоятелям Троице-Сергиева монастыря сана архимандрита с первенством перед архимандритами прочих монастырей. 1562 год – архимандритом монастыря стал Меркурий (Дмитровец; 1562–1566). В 1564 году, в ночь на 26 сентября, вскоре после отъезда Иоанна IV из Троицкого монастыря в Москву, сильный пожар произвел опустошение в обители, причем погорели все запасы на обиход монастырский, что «не осталось братиям ни на один день запаса снедного». Услышав о пожаре, царь «зело оскорбися» и повелел строить Троицкую обитель по-прежнему, для чего пожертвовал тысячу рублей и «иная потребная в монастырь даде». 21 декабря того же года Иоанн Грозный отпраздновал память Митрополита Петра в Троицком монастыре, а оттуда переехал в Александрову слободу, где устроил опричнину. 1566 год – архимандритом монастыря стал Кирилл 1-й (1566–1568), впоследствии Митрополит Московский и всея Руси. 1568 год – Троице-Сергиев монастырь в продолжение двадцати месяцев возглавлял архимандрит Памва 2-й (1568–1569), впоследствии сосланный в заточение Иоанном Грозным. 1569 год – архимандритом монастыря стал Феодосий (Вятка; 1569–1571). Первоначально настоятель Андроникова монастыря. 1571 год – архимандритом монастыря стал Варлаам 1-й (1571–1577). 1577 год – архимандритом монастыря стал Иона 2-й (1577–1584). 1782 год – гибель старшего сына Грозного – Ивана. «Лета 7090 (1582) ноября в 19 день, преставися Государь царевич князь Иван Иванович на память святаго Пророка Авдея и святаго мученика Варлама, дал Царь государь и князь великий Иван Васильевич всеа Руси по своем сыне царевиче князе Иване Ивановиче в вечной поминок, в дом Живоначальной Троицы и великим чюдотворцом Сергию и Никону 5000 рублев; да Государь дал Москве по Царевиче князе Иване Ивановиче с году на год два корма больших: первый корм ноября в 19 день на память святаго пророка Авдея и святаго мученика Варлама, а другой корм на память преподобнаго отца нашего Марка Епископа Арефусискаго и Кирила дьякона, а на завтре в 30 день на память преподобнаго отца нашего Ивана списателя лествицы, с году на год два корма больших, покамест сия святая обитель стоит».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

1) РНБ, собр. М. П. Погодина, 643 735 . Листы 106–160 составляют отдельную рукопись, писанную особым почерком на особой бумаге (этот же почерк встречается еще на л. 193–203, причем на той же бумаге). Филигрань на этих листах: Сфера под звездой (2 варианта) – оба варианта представлены в датированной рукописи – 1562 г. (Лихачев, 1839, 1840). Повесть о Николе редакции Б2 находится на л. 106– 152: таким образом, Погодинская рукопись представляет древнейший список (около 1562 г.) Повести о Николе Заразском. На л. 152–160 об. описано так называемое «Коломенское чудо», помеченное 7021 годом, повествующее о переносе Заразской иконы в Коломну осенью 1512 г. «для татарскиа нужа»; здесь рассказывается также о строительстве в Коломне на площади каменного храма во имя Николы Заразского «в единое лето» – следовательно, в 1513 г.; отмечается, что заразские священники служили в Коломне 2 года и 15 недель, после чего оклад у чудотворного образа был украден и еще 5 недель икона находилась без оклада, пока тот не был возвращен на прежнее место чудесным образом. Можно предполагать, что начало служения заразских священников в Коломне приходится на октябрь 1512 г. (татарский набег на Рязань), следовательно, рассказ составлен не ранее первых месяцев 1515 г. Если же начало служения отсчитывать с момента возведения каменного храма в Коломне в честь Николы Заразского (осень 1513 г.), то составление «Коломенского чуда» необходимо отнести к началу 1516 г. и во всяком случае не позже воскресного 9 марта 1516 г. 736 , когда произошло новое чудо от иконы Николы Заразского, описанное во «Втором Коломенском эпизоде» (Воскр., 211). После первой части Повести в Пог., 643 помещен перечень служителей церкви Николы Заразского, доведенный, как и в редакции Б х , до протопопа Ивана 737 . По сравнению с Б х данный перечень, с одной стороны, дополнен (там, где в Б х на седьмой позиции указан Феодосий «с братьею», здесь после Феодосия перечислены «брат его» Игнатий и «брат его» Иван Волк), с другой стороны, сокращен: опущено сведение, что протопопы Матфей и Иван также служили «с братьею», исключена фраза о длительности служения никольских священников. Все это наводит на мысль, что Родословный перечень редактировался после 1560 г., когда уже нельзя было сказать, что род никольских священников служил ровно 335 лет. Подобное могло произойти либо в 1561 г., либо в 1562 г. (год написания списка Пог., 643). В таком случае рукопись Пог., 643 чрезвычайно близка к времени составления редакции Б 2 и может, по всей вероятности, считаться оригиналом редакции Б 2 (или списком, недалеко отстоящим от оригинала).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

84 Эрм, или Ерм – раннехристианский автор сочинения «Пастырь», содержащего мистические откровения, или видения. Время написания книги точно не известно (вероятно, конец II в.). Монтан (Montanus) (II в.) – основатель раннехристианской секты монтанистов, получившей распространение в Малой Азии, Африке, Риме, Галлии и на Балканах. Монтанисты выступали против самовластия епископов; во главе их общин стояли «пророки» и «пророчицы». Ожидая скорого второго пришествия Христа, призывали к усмирению плоти и отказу от собственности. Секта просуществовала, несмотря на преследования, до VIII в. Исихазм (от греч. συχα – покой, безмолвие, отрешенность) – мистическое течение в Византии и на Руси; своей целью исихасты полагали «обожение», единение человека с Богом через «очищение сердца» и духовное самососредоточение; испытало расцвет в конце XIII–XIV века ( Григорий Синаит , Нил Сорский , Григорий Палама ), центром исихастского движения долгое время был православный монастырь на Афоне. 85 Симеон Новый Богослов (949–1022) – византийский духовный писатель, поэт, философ-мистик; развивал тему самоуглубления и просветления личности; в своих трудах пытался приблизить поэтический язык к живым речевым нормам. 86 Тереза Авильская (Teresa de Avila), Тереза Иисусова (1515–1582) – испанский мистик, монахиня-кармелитка с 1533 г.; в 1562 г. ушла из монастыря и основала новую обитель, что привело в 1580 г. к выделению ордена так называемых «босых кармелиток» (а также, кармелитов во главе с Хуаном де ла Крусом). В 1960-х гг. причислена Католической Церковью к учителям Церкви. Основные сочинения – «Книга о моей жизни» (1562–1565), «Путь к совершенству» (1562–1564), «Внутренний замок, или Обители души» (1577). 87 «Повесть об Антихристе» является частью последнего крупного сочинения Владимира Соловьева «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории» (1899–1900). По мнению Флоровского, в этом сочинении Соловьев расстался с утопическими идеалами своей философии и признал ложность ее основных принципов и целей; см.: Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж, 1937. С. 466.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

В сер. 60-х гг. XVI в. испан. мон. Тереза Авильская, желая подражать аскетическому образу жизни первых К., положила начало новой конгрегации в ордене К., ставшей затем отдельным орденом. В 1535 г. Тереза вступила в орден К. и стала монахиней в мон-ре Воплощения Господня в Авиле, в к-ром допускались ослабления правил затворничества. Под влиянием собственного мистического опыта и при поддержке францисканца католич. св. Петра Алькантарского Тереза Авильская решила основать жен. монастырь, в к-ром соблюдался бы устав К. в том виде, в каком его утвердил папа Иннокентий IV (1247). Провинциал Кастильской пров. пресв. Анхель де Саласар согласился принять обитель с таким уставом в юрисдикцию ордена, но отменил это решение из-за недовольства жителей Авилы, не желавших создания нового мон-ря. Тем не менее, согласно бреве папы Римского Пия IV «Ex parte vestra» от 7 февр. 1562 г., Терезе Авильской было разрешено основать мон-рь св. Иосифа Обручника (Сан-Хосе) в юрисдикции местного еп. Альваро де Мендосы. 24 авг. 1562 г. в новую обитель пришли 4 насельницы, к которым в дек. присоединилась Тереза Авильская еще с 4 сестрами. 17 июля 1565 г. папа Пий IV бреве «Cum a nobis» подтвердил данное им в 1562 г. разрешение Терезе Авильской составить особые конституции для нового монастыря, монахини которого вели созерцательный образ жизни. Весной 1567 г. Тереза Авильская представила генеральному приору ордена Дж. Б. Росси конституцию для жен. созерцательных мон-рей К., в к-рой были соединены отшельнические принципы устава Альберта Иерусалимского с правилами общежительной жизни: число монахинь в мон-ре не должно превышать 13, им предписывалось пребывать в полном затворе, каждая монахиня получала келью для молитв и выполнения работы, насельницы должны ежедневно собираться на общее богослужение, а также в определенные часы для совместных молитвенных размышлений. Были отменены все послабления устава, предоставленные К. папой Евгением IV в 1432 г., восстановлены воздержание от вкушения мяса и дополнительный пост от праздника Воздвижения Креста Господня до Пасхи. Приорисса мон-ря избиралась общиной на 3 года и наделялась правом духовного руководства сестрами. Дж. Б. Росси одобрил представленную конституцию, посетил монастырь св. Иосифа и 10 авг. 1567 г. разрешил Терезе Авильской основать несколько женских монастырей, а также 2 мужских, следующих первоначальному уставу ордена в редакции Н. Оде. В авг. 1567 г. был открыт жен. мон-рь в Медине-дель-Кампо, в апр. 1568 г.- в Малагоне, в авг.- в Вальядолиде, в мае 1569 г.- в Толедо, в нояб. 1570 г.- в Саламанке.

http://pravenc.ru/text/1681105.html

Илия, епископ упоминается в 1120–1128 Косма, епископ рукоположен с 1143 упоминается до 1156 неизвестно Дионисий, епископ, свт. назначен Николай, епископ бывший епископ Ростовский, Суздальский и Владимирский с 1184 или, возможно, до июля-августа 1183 неизвестно Владимир, епископ упоминается неизвестно Каллист I, епископ упоминается в начале XIII века неизвестно Алексий, епископ упоминается в 1231 первая пол. XIII века неизвестно Симеон, епископ, свт. упоминается с 1260 по 1271 епископ Тверской; 3.02.1289 Иаков, епископ упоминается неизвестно Григорий, епископ упоминается неизвестно Феодосий, архиепископ рукоположен с 1392 упоминается в 1406 и 1415 Фотий, архиепископ упоминается неизвестно Симеон, архиепископ упоминается с 1450 по 1456 неизвестно Полоцкая и Витебская Имена Сведения Каллист II, епископ упоминается в 1458, но уже в 1459 не упоминается неизвестно Симеон, архиепископ рукоположен с 1477 (1470) по 1481 митрополит Киевский и всея Руси Иона (Глезна), архиепископ рукоположен с 1482 до 1492 митрополит Киевский и всея Руси Лука, архиепископ управлял с 1488 (1490, 1492, 1495) до 1503 позже 1503 Евфимий (Окушкович Боский), архиепископ упоминается в 1504–1512 Симеон, архиепископ упоминается неизвестно Киприан, архиепископ упоминается в начале XVI века неизвестно Иосиф (Русин), архиепископ управлял с 1516 по 1523 митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси Нафанаил, епископ упоминается с 1524 по 1533 Полоцкая, Витебская и Мстиславская Имена Сведения Мисаил, архиепископ рукоположен с 27.04.1534 неизвестно Симеон, архиепископ упоминается с 1534 до 1549 неизвестно Герман (Литавар-Хребтович), архиепископ упоминается Герасим (Корсак Глеб), епископ управлял с 28.03.1558 неизвестно Волович Григорий Маркович пан (не рукоположен), управлял, упоминается ранее октября 1562 до 22.10.1562 Арсений (Шишка), архиепископ рукоположен с 22.10.1562 по 15.02.1563 заточен в Спасо-Каменный монастырь; 1576 Полоцкая и Великолуцкая Под властью митрополитов Московских Имена Сведения Трифон (Ступишин), архиепископ

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010