Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прп. Герасим Болдинский. Икона. Кон. XVIII - 1-я треть XIX в. (ГНИМА) (Григорий Михайлович; 1488/89, Переславль-Залесский - 1.05.1554, Герасимов Болдинский мон-рь), прп. (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых), основатель 4 общежительных мон-рей. Главными источниками сведений о Г. являются 2 редакции его Жития и завещание («Изустная память», «Закон», устав Г.). В юности святой избрал духовным отцом прп. Даниила Переславского . В 1501/02 г., в возрасте 13 лет, Григорий поступил послушником в переславль-залесский Горицкий в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь , где настоятельствовал его духовник. Позднее юноша перешел в основанный прп. Даниилом в 1508 г. переславль-залесский Данилов во имя Св. Троицы муж. мон-рь , где был пострижен в монашество своим духовным отцом, о чем сообщается в Житии прп. Даниила (написано в 1553-1562), к-рое также рассказывает о том, что Г. был «кожествец» (кожевник). Г. был любимым учеником прп. Даниила, неоднократно сопровождал его в поездках в Москву; переславских подвижников хорошо знали при дворе вел. кн. Василия III Иоанновича . В 1526 г. (согласно Житию, за 2 года до основания Герасимова Болдинского во имя Святой Троицы мужского монастыря , что, по свидетельству Г., произошло в 1528) Г., получив благословение прп. Даниила на пустынножительство, покинул Данилов Троицкий мон-рь (сообщение Жития Г. о том, что святой прожил в Троицком мон-ре 26 лет, следов., покинул его в 1527/28, отражает позднейшие подсчеты агиографов и не подтверждается «Изустной памятью»). Г. поселился в смоленских землях, к-рые незадолго до этого (1514) вошли в состав Российского гос-ва, после того как в течение более 100 лет являлись частью Литовского великого княжества . Преподобный поставил небольшую хижину в Дорогобужском у., недалеко от Ст. Смоленской дороги («многошественной стези»), повесил при дороге на дереве «кузовец» для сбора милостыни, питался тем, что клали в него проходившие по дороге люди, к-рые «веляху ему молити Бога о них», делился полученным хлебом и деньгами с путниками и нищими. Когда святой покидал хижину, ее и «кузовец», согласно Житию, от зверей, птиц и людей охранял ворон. На подвижника неоднократно нападали местные жители (согласно 2-й редакции Жития, за то, что занял их «вотчину»), «злии убийцы разбойницы», проходившие по дороге путники. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕММИНГСЕН [дат. Hemmingsen; лат. Heimingius] Нильс (4.06.1513, Эрринлев - 23.05.1600, Роскилле), дат. протестант. богослов. Учился в Роскилле под рук. дат. гуманиста Н. Блэка, затем получил степень бакалавра богословия Виттенбергского ун-та, где попал под влияние трудов Ф. Меланхтона . В 1542 г. вернулся в Данию и получил место приват-доцента в ун-те Копенгагена. Преподавал древнегреч. и древнеевр. языки, диалектику и теологию. В 1553 г. получил место профессора богословия, в 1572 г.- вице-канцлера ун-та Копенгагена. В 1555 г. Г. опубликовал работу «О методе» (De methodis libri II. Rostochii), в 1557 г.- «Энхиридион» (Enhiridion theologicam praecipua verae religionis. København), к-рый стал одним из популярных в Дании и за рубежом учебников по догматическому богословию и христ. этике. Г. был назван наследником Меланхтона, но он считал, что его сочинения просто помогают глубже понять Меланхтона. «Энхиридион» состоит из 4 частей: 1-я посвящена описанию завета благодати между Богом и человеком, 2-я - обязанностям человека перед Богом (на основании заповедей Декалога), 3-я - молитве Господней и вероисповедным документам, 4-я - общественным и личным обязанностям христианина. Христ. этике посвящена также работа Г. «О законе природы доказательный метод» (De lege naturae apodeictica methodus. Wittenberg, 1562). Когда в Дании распространились идеи крипто-кальвинизма , Г. выступил в защиту лютеран. концепции вечери Господней, написав «Стол вечери Господней» (Tavle om Herrens Nadvere). В 1569 г. кор. Кристиан III поручил ему составление т. н. 25 статей религии - исповедания веры, к-рое должны были подписывать иностранцы, пожелавшие поселиться в Дании. Год спустя Г. выпустил кн. «Путь жизни» (Liffsens vej. København, 1570), после чего был признан крупнейшим дат. богословом. Однако позднее в его работах стали просматриваться симпатии к крипто-кальвинист. взглядам (напр., в Syntagma institutionum Christianarum. Haffniae, 1574), и кор. Фридрих II запретил Г. принимать участие в дискуссиях о вечере Господней, а в 1579 г. сместил его с поста профессора богословия и выслал из Копенгагена. Г. стал каноником в Роскилле, где продолжил научные изыскания. После смерти Фридриха II он смог опубликовать последние работы - «Комментарии на Евангелие от Иоанна», дополненные «Трактатами об универсальной благодати» (Tractatus de gratia universali. Haffniae, 1591), в к-рых ясно видно, что он не разделяет кальвинист. концепции о безусловном предопределении, и «Вопросы и ответы о древних Таинствах» (Spragsmaal og Svar om Alterens Sakramente. Copenhagen, 1599), где концепция вечери Господней у Г. уже скорее кальвинист., чем лютеранская. |
Как глава конгрегации клириков, Л. обладал правом совещательного голоса на открывшейся в 1562 г. 17-й сессии Тридентского Собора (продолжение работы Собора он активно поддерживал). 13 авг. Л. прибыл в Тренто. Участвовал в обсуждении вопроса о таинстве Священства и связанного с этим вопроса о происхождении церковной иерархии. В речи 20 окт. 1562 г. Л., не разделяя позиции ряда испан. богословов, со многими из к-рых его связывала давняя дружба, подчеркнул, что пастырская власть епископов происходит от папы Римского, а не непосредственно от Бога (CTrident. T. 9. P. 94-101). Эта речь способствовала обострению противостояния происпанской и пропапской партий, сложившихся на Соборе. В речи 9 дек. Л. уточнил свою позицию: при рукоположении епископ получает сакраментальную власть (potestas ordinis) непосредственно от Бога, а юрисдикцию (potestas iurisdictionis) - от понтифика, к-рому она была передана Богом через ап. Петра (Ibid. P. 224-225). Л. защищал верховенство папской власти над полномочиями Собора. В дискуссии о таинстве Брака Л. выражал уверенность в том, что тайный брак является не только действительным, но и законным (Ibid. Р. 740-741); его т. зр. не была поддержана Собором. После закрытия Собора (4 дек. 1563) Л. прочел неск. проповедей в ряде городов Сев. и Центр. Италии, а потом вернулся в Рим. Здоровье его сильно ухудшилось, однако до самой смерти он проповедовал и служил мессу. При жизни ничто из его сочинений опубликовано не было, но и в ордене иезуитов, и вне его Л. признавали одним из крупнейших богословов своего времени. Ярким свидетельством этого является поручение Лойолы, в 1553 г. предложившего Л. написать богословскую сумму, к-рая стала бы основой для обучения во всех иезуитских коллегиях; эта работа не была завершена. Важную часть наследия Л. составляют его речи на Тридентском Соборе. Л. принадлежит неск. работ, написанных по просьбам Римских пап и высших церковных иерархов, напр. о ростовщичестве (Tractatus de simonia ad Paulum papam, 1556) и об индульгенциях (De indulgenciis, 1564), или связанных с деятельностью Л. как проповедника. Он принимал участие в составлении инструкций по организации учебных заведений ордена иезуитов, проповеднической деятельности членов Об-ва Иисуса и др. Обширная переписка Л. затрагивает широкий круг богословских, адм., политических вопросов. Одно из его посланий секретарю Лойолы иезуиту Хуану Альфонсо де Поланко (1547) считается 1-й, еще прижизненной биографией основателя и 1-го генерала Об-ва Иисуса ( Alburquerque. 2005. P. 119-122). Значительная часть проповедей и посланий Л. до наст. времени не изучена и не опубликована. |
В чиновнике новгородского Софийского собора XVII в. отмечалось, что «Муромских служба в 19 день» (мая), «в сий день вечерню и утреню и литоргию поют благоверному князю Константину и чадом его Михайлу и Феодору, Муромским чюдотворцом, по уставу» ( Голубцов. Чиновник. С. 116-117). В «Сказании действенных чинов» Успенского собора Московского Кремля, составленном в 1622 г., было записано, что в день памяти Муромских чудотворцев (22 мая) «вечер и утро благовест в лебед, трезвон средней, а поют по уставу с полиелеосом» ( Он же. Чиновники московские. С. 54). День памяти К., М. и Ф. 21 мая, очевидно, был выбран на том основании, что он совпадал с днем памяти равноап. имп. Константина I Великого и его матери равноап. имп. Елены ( Плюханова. 1995. С. 152-153). В связи с канонизацией муромских князей была начата работа над созданием им службы и их Жития. По-видимому, в сер. XVI в. Михаил («господин Михаил мних»), монах владимирского в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря , написал службу св. муромским князьям ( Ключевский. Древнерусские жития. С. 286-287; ср.: Дмитриева. 1979. С. 80; Она же. 1988). В 1552 г. царь Иоанн IV молился во время похода на Казань в ц. Благовещения Пресв. Богородицы на посаде Ст. Городища. Здесь он, согласно Житию муромских князей посл. трети XVI в., дал торжественный обет, что в случае успешного завершения военного похода построит на месте упокоения К., М. и Ф. вместо деревянного каменный храм. В начале строительства были обретены мощи К., М. и Ф. Они оказались целыми и нетленными, были помещены вместе в одну раку и позднее стали почивать в муромском в честь Благовещения Пресв. Богородицы муж. мон-ре . Его новый храм, в к-ром был создан придел, посвященный К., М. и Ф., был торжественно освящен при Рязанском и Муромском еп. Гурии Лужецком (1554-1562). Первая жалованная грамота от имени Иоанна IV была дана в муромский Благовещенский мон-рь в 1557/58 г. (известна лишь по позднейшему упоминанию). Ранее исследователи ошибочно датировали грамоту 1553 г., связывая ее создание со взятием Казани в 1552 г. В кон. XVI - нач. XVII в., по наблюдениям А. В. Маштафарова, подтверждения «о даче в монастырь денежной и хлебной руги из муромских таможенных доходов» получала именно грамота 1557/58 г. ( Маштафаров. 2000. С. 45). По-видимому, грамота 1557/58 г. и была той самой царской уставной грамотой с красной печатью, о к-рой позднее вспоминали в разных редакциях Жития Константина, Михаила и Феодора. |
С именем Гиперия в учено-богословской литературе известно нисколько сочинений, которые составились из его чтений, какие он держал в качестве профессора. Из них нашему вниманию подлежит одна гомилетика, известная под заглавием: «De formandis concionibus sacris, sev de interpretatione scripturarum populari». Явилась она первоначально, как мы говорили выше, в 1553 году, а в 1562 году вышла в значительно увеличенном и распространенном виде. Первое издание повторялось несколько раз, даже было переведено на французский язык, и снабженное несколькими замечаниями и добавлениями одним римско-католическим богословом (Лоренцом Виллавинценцием) было выпущено в свет с его именем. Экземпляры первого издания гомилетики Гиперия (1553 г.), по отзывам ученых исследователей, 41 чрезвычайно редки. Мы имеем таковой из библиотеки университета св. Владимира, и на нем, на первом пустом листе неизвестной рукой древнего ценителя написано: «Libellus egregius et perrarus, uti cetera Hiperii, ex quibus vid. Vogt p. 358, qui vero hunc ignoravit». Книга написана, как объяснял Гиперий, в посвящении ее благосклонному читателю, по побуждению некоторых слушателей, вышедших из той школы, в которой Гиперий занимал кафедру профессора, т. е. марбургского университета. Призванные исполнять должность учителей в церкви, они просили своего бывшего профессора дать им какое-либо руководство для составления проповедей. «Я (говорит Гиперий) обыкновенно отсылал таких к чтению тех авторов, которые издали полезные и уважаемые сочинения, посвященные этому предмету. Но таким ответом не довольствовались многие мои приятели; они сильно настаивали предо мной, даже с прямым принуждением, чтобы я после других изложил свое суждение. Итак, уступая частым настоятельным просьбам некоторых, я кое-какие небольшие замечания о способе проповедания и о популярном толковании Писания записал на бумаге, но без порядка и нестройно, и в таком виде предложил их желавшим слышать мое суждение... Но не много спустя, я понял, что этим я не удовлетворил их: почему то самое изложил полнее…» 11 |
Уроженец г. Дебар (Зап. Македония), иером. того же Слепченского мон-ря. Чрезвычайно продуктивный книгописец, специализировавшийся преимущественно на четьих рукописях. Известно не менее 9 полностью или частично написанных им книг: отрывок сочинений Дионисия Ареопагита с толкованиями Максима Исповедника (РНБ. F. I. 488/13), 1542 г.; Л. 210-373 Книг Царств (РГБ. Григор. 1684), 1544 г.; отрывок сборника сочинений Дионисия Ареопагита, Григория Паламы и Иоанна Дамаскина (СПб. БАН. 33. 16. 12); начальная часть (Л. 4-6) Помянника Слепченского мон-ря (ОГНБ. 1/116), 1548 г.; сочинения Дионисия Ареопагита с толкованиями Максима Исповедника и «Небеса» Иоанна Дамаскина (НБКМ. 1032, отрывок - РНБ. F. I. 488/15, 16), 1553 г.; «Небеса» Иоанна Дамаскина (Ч. 3) и слова Григория Паламы (София. Б-ка Болгарской АН. 82), 2-я четв. XVI в.; Стишной Пролог на сент.-февр. (Там же. 75), сер. XVI в.; Евангелие тетр (Там же. 16), сер. XVI в.; сборник, содержащий ч. 3 «Небес» Иоанна Дамаскина, слова Григория Паламы, сокращение грамматического трактата Константина Костенечского («Словеса вкратце») и «Песнь песней» без толкований (НБКМ. 311), сер. XVI в. Все рукописи, за исключением кодекса 1553 г., атрибутированы В. по почерку. Орфография книг, переписанных В., как правило, выдержанная ресавская. Использовал неск. вариантов не очень каллиграфического полуустава и курсив, преимущественно в глоссах и толкованиях. Деятельность обоих соименных монахов-книжников, работавших в Слепченском мон-ре, и репертуар переписанных ими текстов непосредственно связаны с реализацией программы архиеп. Охридского Прохора (1528/29-1550), направленной на возрождение и распространение слав. книжности в диоцезе. Критерии для различения рукописей двух Виссарионов сформулированы С. Николовой. Виссарион (Никифор) Инок, работал в Предтеченском мон-ре на р. Мораве. В 1562/63 г. переписал Минею служебную ( Записи. 1. С. 198. 636). Виссарион-мастер (серб. мастор). В 1567 г. переписал с соблюдением ресавской орфографии и украсил миниатюрами, заставками и инициалами для «попа Божко» из с. Бухово близ Софии Евангелие тетр (НБКМ. 57 - т. н. Буховское Евангелие). |
епископом Наумбурга-Цайца Юлиусом фон Пфлугом. К XVI в. относятся и неск. неудачных опытов в этой области. Основанный на работе Эразма Роттердамского «Катехизис» гуманиста Иоганна Монгейма, изданный им в Дюссельдорфе в 1560 г., содержал множество заимствований из «Катехизиса женевской церкви» Ж. Кальвина 1542 г., что стало основанием для обвинения его в кальвинизме. Автор изданного в Кёльне в 1562 г. «Католического катехизиса» (Catechismus catholicus) францисканец Конрад Клинге был осужден вместе со всеми его сочинениями за содержащиеся в его К. еретические учения. П. Канизий. 1699 г. Неизвестный художник (Королевский музей, Амстердам) П. Канизий. 1699 г. Неизвестный художник (Королевский музей, Амстердам) К числу наиболее влиятельных сочинений в жанре К., созданных католич. авторами в XVI в., относятся работы иезуита Петра Канизия . Ему принадлежат три К., переиздававшиеся при жизни автора в общей сложности 233 раза: «Сумма христианского учения» (Summa doctrinae christianae. Vindobonae, 1555), установленный указом эрцгерцога Австрии Фердинанда I в качестве обязательного на всей территории Австрии; «Наикратчайший катехизис» (Catechismus minimus. Ingolstadt, 1556), предназначенный для детей; «Меньший, то есть малый катехизис католиков» (Parvus Catechismus catholicorum. Antverpiae, 1559), бывший в течение более чем 200 лет главным К. католич. Германии. К. Петра Канизия имеют обычную для этого жанра 5-частную структуру: Символ веры, молитвы «Отче наш» и «Аве, Мария», учение о таинствах, учение о грехах и добродетелях. При этом первые 3 части соотносятся с триадой добродетелей - верой, надеждой и любовью (см. в ст. Канизий ). Впоследствии эта символика использовалась авторами правосл. К., в т. ч. митр. Петром (Могилой) . К наиболее известным К., вышедшим в Италии, можно отнести: «Катехизис» (Katechesis sive christiana instructio. Florentiae, 1553) кард. Гаспаро Контарини ; «Катехизис» (Catecismo overo Instruttione delle cose pertinenti alla salute delle anime. Mantova, 1555), написанный администратором еп-ства Мантуя доминиканцем Леонардо де Маринисом для своего диоцеза; адресованные мирянам «Учение христианское краткое» (Dottrina christiana breve. |
легко подумать, что рассказывается событие 1562 г. Так и подумал о. Макарий (древности 1, 434). И в печ. прологе посещение Хутыня отнесено к 1564 году – к грозному царю. – Это – ошибка. 94 Трость Иоанна длиною 1½ арш., толщиною в 1½ вер. с хрустальною головкою. Макария древн. 1, 434. 2, 258. Ист. иер. VI, 616. 95 После Пахомия одна повесть написана была в 1512 г. Жития и повести – ркп. Сергиевой лавры 42. 98 Собр. л. III. 245–257. По описи 1642 г. «Образ видение преподобного Варлаама чудотворца о погибели вел. Новгорода и о граде ко Господу моление его». Записки археол. общ. IX, 435. 103 Елисеева жизнеописания святителей Гурия, Германа и Варсонофия Казанских, Казань 1847 г. Рукоп. житие свят. Германа, составл. по воле митр. Лаврентия (1658–1673 г.). 104 Родословная книга во времен. м. общ. ист. X, 179, 263. Опись книг Иосифом в 1573 г. стр. 8, 12. 108 Акт. ист. 3, 154. Запись на Волокол. часовнике 134. «Да с ним (с Гурием) – в Свияжский город Герман; прежде был в архимандритех на городке на Старице полтретья года, да оставя архимандритство, в Иосифове жил более году без архимандритства, потом (послан) в Свияжский город; а постриженник Иосифова монастыря, Феодоров сын Полева, по прозвищу Садырев и во иноцех Филофей (т. е. сын Феодора Полева, по прозвищу Садырева, в иноках Филофея). 109 Волокол. ркп. 68. «Богородичник, написанный благословением игумена Гурия последним во иноцех Германом Садыревым, в л. 7052 (1544)». 112 Волокол. часовник 134. «Лета 7061 (1554) м. июля явился еретик Матвей Башкин и иные; осудили их – собором в л. 7062 декабря (1553) и в заточение их разослали... Привезли его (Башкина) в Иосифов монастырь декабря 22 в пятницу, – привез Герман архимандрит». Сл. пр. 116. 114 «В Свияжской архимандриту Герману государева жалованья: денег 500 р., ржи 500 четьи, муки ржаные 500 четьи, пшеницы 200 четьи, муки пшеничные 100 четьи, круп грешневых 50 четьи, круп овсянных 80 четьи» и пр. А. э. I, 261. 115 Писцовая книга в библ. Казанского унив. См. ж. м. просв. ч. 83 отд. III. 10. 11. Казанск. губерн. ведом. 1846 г. 7–10. Продол. древн. вивлиоф. 5, 241. 117 Слова Гермогена в житии Гурия. То же говорит Казанская иерархия архим. Платона Любарского, летоп. у Карамз. IX, пр. 268, ист. ак. 1, 233. 124 Иерархия Любарского. Годом кончины был 1567. Так по счету лет иераршества. Ист. иер. VI, 54, сл. выше пр. 108. Что касается до того, будто Герман защищал св. Филиппа на соборе, о чем пишет Муравьев (ноябр. 67. 77. 78), то этого не могло быть, потому что собор был в 1568 г. См. января 9 ч. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900./Ноябрь. – 414, IV с. Поделиться ссылкой на выделенное |
М., 1989. Сб. 29. — С. 113. 6 Мансветов И. А. Церковный устав (Типикон). Его образование и судьба в Греческой и Русской Церкви. М., 1885. — Сс. 285–286. 7 Идея создания Иконописного подлинника, по мнению Ф. Буслаева, принадлежит Стоглавому Собору 1551 года (Буслаев Ф. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб., 1861. Т. 2. — С. 342). 8 В 1547 году было открытие мощей преподобного Саввы Крыпецкого (†1495; пам. 28 авг.). В 1550 году произошло открытие мощей преподобного Стефана Махрищского (†1406; пам. 14 июля); позднее, в 1553 году, — благоверных князей Константина с чадами Михаилом и Феодором Муромских чудотворцев (†1129; пам. 21 мая), в 1558 году в Великом Новгороде произошло открытие мощей святителя Никиты Новгородского (†1108; пам. 31 янв.). В 1560 году по благословению Митрополита Макария были освидетельствованы мощи преподобных Григория и Кассиана Авнежских (†1392; пам. 15 июня). В 1562 году — обретение мощей преподобного Михаила Клопского (†1453; пам. 11 янв.). В 1566 году было перенесение мощей преподобных Зосимы (†1478; пам. 17 апр.) и Савватия (†1435; пам. 27 сент.) в Соловецкой обители. 11 Архимандрит Макарий. Московский Митрополит Макарий и его время. Сб. статей. М., 1996. — Сс. 58–59. Это Житие относится к числу тех, которые украшались миниатюрами на Руси. В одном из них имеется и изображение автора жития — инока Григория. Публикацию этой миниатюры см. Белоброва О. А. Изображение писателя XVI в. в Житии Евфросинии Суздальской//Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1975. М., 1976. — С. 260. 12 Спасский И. Первая служба всем русским святым и ее автор//ЖМП. 1949. 8. — С. 54. Эта служба инока Григория Суздальского была неоднократно опубликована старообрядцами (см.: Служба и похвала всем святым российским чудотворцам. Супрасль, 1786; То же. Гродно, 1786). Но похвальное слово в этих изданиях принадлежит не иноку Григорию, а было написано старообрядцем Симеоном Денисовым (См. Спасский И. Первая служба всем русским святым… — С. 52). |
О всем этом можно читать у Орловского: Dzeije i prawa Koœc. Polsk. 3. 53–88 Станислав Ориховский свидетельствует, что сам видел во Львове этого патриаршего легата: «Vidimus nuper Constantinopolitani patriarchae Leopoli in Roxolania legatum, qui in Lithuaniam illinc flexit iter oratum regem... et caet. [Недавно во Львове, в Роксолании, я видел легата Константинопольского патриарха. Оттуда он отправился в Литву, чтобы просить короля... и т. д. (лат.)]» (Orichovii Chimera. P. 7. Cracov, 1562 Коялович называет этого лютеранского проповедника Виклефом и прибытие его в Вильну относит к 1555 г. (Miscell. 64–65 Но Нарбут на основании рукописной немецкой хроники называет его Яном Винклером и относит к 1550 г., это тем более вероятно, что Виленский бискуп Павел умер в 1553 г. и, след., не мог противодействовать Винклеру в 1555 г. (Dz. narodu Limew. 9. 469 То же за Нарбутом повторяет и Ярошевич (Obraz Litw. 3. 32, 170 Koja³owicz. Miscell. 65–67 Lubieniec. Hist. reform. Polon. P. 33–34 Naramowski. Facies rerum Sarmaticarum. 1. P. 282. Vilnae, 1724 £ukaszewicz. Dz. Koœcio³. wyzn. Helw. w Litw. 1. 10–26 О протестантских школах — Ярошевич. Obraz Litw. 3. 80 О бискупе Паце папа Пий V писал в 1571 г. к Сигизмунду Августу, что и помыслить не может без ужаса, как Киевская Церковь доселе управляется еретиком, и настаивал, чтобы король удалил его (Ciampi. Bibliogr. Critica. 2. Р. 228 И при всем том Пац оставался на своем месте до 1580 г., если еще не далее. Koja³owicz. Miscell. 67 Naramowsk. Facies rer. Sarmat. 1. 282 Narbut. Dz. nar. Litew. 9. 478–479 Но старики, наприм. гетман литовский Григорий Александрович Ходкевич, несомненно, оставались верными православию (Вилен. археогр. сборн. 9. 25. С. 75–76 Опис. старопечатных книг графа Толстова. С. 29–31 «Вы имеете в них (протестантах) больших приятелей, которые у вас, в самом Новогродском воеводстве, как известно, опустошили 650 церквей, и там из 600 и даже более шляхетских домов греческой веры едва осталось шестнадцать или менее, которые убереглись от новокрещенской заразы» (Scarga. Synod Brzeski напеч. при книге: Апокризис Христофора Филалета. С. 409–410. Киев, 1870 Автор Антиррисиса, написанного против Апокризиса Христофора Филалета, говорит также, что в Новогродском повете едва можно было найти сотый дом шляхетский, нечуждый ереси, и что, отступив от православия, еретики обращали православные церкви в хлевы и конюшни ( " Ant…rrhsij, abo Apologia. S. 72, 77, 179 w Wilnae, 1600 |
| |