Чего надо, а чего не надо бояться от законопроектов и Протоиерей Игорь Рябко – о принятии законопроектов об особом статусе Украинской православной церкви 16 мая, 2017 Протоиерей Игорь Рябко – о принятии законопроектов об особом статусе Украинской православной церкви Протоиерей Игорь Рябко – о принятии законопроектов об особом статусе Украинской православной церкви Автор:  Протоиерей Игорь Рябко НЕ БОЙТЕСЬ. Иисус Христос Иисус Христос, обращаясь к Своим ученикам и к простым людям, часто говорил: «Не бойтесь». Так мать говорит своим детям. «Не бойся, я с тобой, не бойся, все будет хорошо». И я сегодня хочу напомнить всем нам эти слова: «Не бойтесь», с нами Бог! Надо бояться не нам, а тем, кто идет против Бога. Вот у кого должна стыть кровь в жилах. У тех, кто, совершая кощунство, попирая всякие общечеловеческие ценности, родившиеся в процессе долгой борьбы за право человека быть человеком, за право на свободу совести, на свободу вероисповедания, идет против рожна (Деяния 26:14). Вот кому надо бояться. Сколько их, этих богоборцев, уже пожрано адом, сколько их сошло в преисподнюю с шумом. Нам нет права унывать, потому что с нами Бог! И у нас чистая совесть. Повторять снова и снова, что всевозможные клеветнические выпады против УПЦ являются мерзкой ложью, нет смысла. Но вот что правда, так это то, что УПЦ действительно против той братоубийственной бойни, которые наши политики скромно назвали АТО. Но тому, кто несет в массы эту ложь, кто идет против Церкви Христовой, мы скажем открыто – БОЙТЕСЬ. Вот теперь и в самом деле БОЙТЕСЬ! Капля за каплей капают на весы Бога ваши беззакония, еще капля – и выльется чаша гнева на каждого из вас. «Мене, мене, текел, упарсин», – уже выжжено карандашом ада у каждого из вас на челе, на душе и на сердце. БОЙТЕСЬ, потому что немеркнущее пламя уже радуется и ждет вас, как жених невесту на свое ложе. БОЙТЕСЬ и за себя, и за своих детей, потому что тень от вашего проклятия будет очень длиной и очень темной. Поводом для написания этой статьи было все чаще встречающиеся словосочетание «уничтожение Церкви в Украине», связанное с законопроектами 4511 и 4128. Когда я это слышу, то задаю себе вопрос: «Что может уничтожить Церковь во мне»? И не нахожу другого ответа, кроме одного – только я сам.

http://pravmir.ru/chego-nado-a-chego-ne-...

     — Ваше преподобие, что такое Святое Причастие и какое значение оно имеет для спасения верующего человека? — Это вопрос самый острый, самый важный. Все верующие знают, что Бог есть. Господь Иисус Христос утверждает эти Божественные слова: «Я буду с вами во все дни до скончания века» . Он говорит также: «Кто не будет есть Плоти Моей и пить Крови Моей, тот не будет иметь в себе жизни и не будет иметь части во Мне» . Понятно, что через принятие Плоти и Крови Спасителя ты приближаешься к Нему как бог по благодати. И когда ты приближаешься к Нему, ты велик, подобно как Он велик. А также, когда ты причащаешься, Он приходит к тебе, и Он мал, как ты. Это говорят великие святые. Так что это сыновняя идентичность, идентичность Божественная. Вовсе не надо бояться говорить так. Он Сам, а не кто-нибудь другой обещал это и сдерживает Свое обещание. Потому что Бог может сделать всё, одного только Он не может — нарушить Свое слово. И вот, Он сдерживает данное Им слово быть с нами всегда. Вышние ангелы, имеющие много исключительных особенностей, имеющие много такого, что неведомо человеку, но, насколько Бог определил им открыться, мы знаем, что они не имеют такой возможности, которая есть у человека, — подняться до Бога, стать богами по благодати. Они пребывают в блаженном послушании и исполнении воли Божией умопостигаемой, но не имеют этой возможности. Вы видите, все вышние силы — серафимы, херувимы, господства, престолы, начала, архангелы, ангелы — сотворены словом. А человеческое существо — нет: Бог создал его Своей рукой, да еще каким! По Своему образу и подобию. Но сейчас затронут практический аспект проблемы. Когда нам причащаться? Это решает не время. Думать так — ошибка. Решает интенсивность твоей веры, твое сердце. Как говорит святой Иоанн Златоуст : «Ты хочешь назначить ему годы [епитимии]? Исцели его рану!» Вот цель духовника. И если ты исцеляешь его рану, ты делаешь его способным к встрече со Христом посредством причастия. Мы причащаемся не потому, что наступила Пасха или Рождество. Мы причащаемся, чтобы быть всегда с Иисусом Христом, ибо есть не только причащение Святых Таин, но и духовное причащение , то есть это постоянное присутствие сердца нашего с Богом.

http://pravoslavie.ru/64953.html

     Для чего мы ходим в Церковь? Чтобы иметь духовную жизнь. А что такое духовная жизнь? Не дерзая давать точный и полный ответ, скажем просто: это отношения человеческого духа с Духом Святым. Появление христианства ознаменовало начало качественно новой духовной жизни на земле – начало жизни в Духе. Конечно же, Святой Дух присутствовал в мире с момента его творения и в некоторой мере общался с человеком в Ветхом Завете, однако в то время «Бог был с человеком, но Бог не был в человеке» . Даже когда Христос воплотился, между Богом и нами оставалась некая преграда. В таинстве же Пятидесятницы Бог Дух «открывается миру в сокровенности человеческого сердца, в невысказанных воздыханиях души» . Говорить о Святом Духе трудно, даже святые отцы прямо о Нем почти не проповедовали. Действительно, по сравнению с тем, что мы знаем об Отце и Сыне, в отношении Святого Духа есть некая тайна. Например, в Писании Он часто являет Себя скорее не как личность, но как сила (хотя мы исповедуем Святого Духа как Божественную Личность). Богословы пишут: Бог Отец и Бог Сын, условно говоря, уже исполнили Свою миссию по спасению людей, а Святой Дух продолжает действовать сейчас. Ныне Его время. Можно даже сказать, что мы живем в эру Святого Духа. Отношения же Святого Духа с человеком таинственны, прикровенны, неопределимы и до конца нам не понятны. Страшно дерзать уверенно говорить на такую сокровенную и глубокую тему, но обсуждать то, что говорит Священное Писание о действии Духа в нашей жизни, мы можем. Надо сказать, подобных мест в Библии немало. Например, Иоанн Богослов в одном из своих посланий пишет, как отличить Духа Святого от вражеского духа заблуждения: «Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» (1 Ин. 2:3). Отсюда мы узнаем, где Духа Святого искать не следует. Его нет в тех учениях, которые не исповедуют Иисуса Христа как вочеловечившегося Бога. Например, у свидетелей Иеговы, считающих, что Христос – это архангел Михаил (удивительно, как можно отнять у Христа и Его Божество, и Его человечество!) Или в йоге и прочих оккультных учениях и практиках, игнорирующих Христа или отрицающих Его богочеловечество.

http://pravoslavie.ru/114845.html

  БОГОСЛОВИЕ Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала " Русский Дом " - январь 2009 г.   Снова скоро все начнут поздравлять друг друга: «С новым годом, с новым счастьем!» «Что такое счастье - это каждый понимает по-своему», - помним мы изречение советского классика. Равно как и пушкинское: «На свете счастья нет». Наверное, потому так поэт и сказал, что сознавал: жизнь каждого кончается смертью. Но все, наверное, в том числе, конечно же, поэты, согласны в одном, что счастье - в любви. Хотя понимание любви у каждого тоже свое. А у христиан - особенно свое. И христиане ни за что не желают допустить, чтобы их христианскую любовь кто-то путал с другой любовью. О каком счастье, о какой любви говорят христиане? И. Безруких, г. Подольск   Что такое христианская любовь? Мы предстоим перед рождественской и пасхальной тайной. Это не только центральная тема христианства, это намного больше. По существу это само христианство. Это означает, что не следует никогда повторять вслед за святыми отцами: «Бог стал человеком, чтобы человек мог стать богом», не добавляя тотчас же, что это «обожение» предполагает полное изменение того, чем мы являемся. Тайна смерти и воскресения Господа означает, что нельзя стать Богом, нельзя уподобиться Богу, разделить жизнь Бога, невозможно жить Божественной жизнью, спокойно продвигаясь вперед по наклонной плоскости. Бог не находится в конце пути как цветущий сад в конце пустыни, по которой к нему идут. Верить в такое было бы наивно. Это было бы абсурдом. Бог есть Бог. И между Ним и нами - бездна. Мы не можем стать тем, чем является Бог, стать участниками Божественной жизни, жить Его жизнью, мы этого достигнуть абсолютно не можем ничем, кроме как коренным изменением нас самих, что означает не что иное как смерть. Стать причастником Божественной жизни, причастником Божественного естества? Возьмите классический пример - бабочка не есть выросшая гусеница, но если спросить гусеницу, чего бы больше всего на свете она хотела, она несомненно ответит, что хотела бы стать самой лучшей гусеницей, чтобы стать царицей гусениц, царствовать над всеми гусеницами. Она думает о великом, в то время как ей надо умереть, чтобы стать тем, чем она является, потому что гусеница - это бабочка в становлении. Но ей надо умереть как гусенице. А смерть - это то, что всегда отвергают с ужасом.

http://moral.ru/dom_0109.html

Бог становится Человеком с единственной целью — помочь человеку победить проклятие смерти и тиранию греха О пасхальном евангельском чтении — протоиерей Павел Великанов. Евангелие от Иоанна, 1:1-16. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, 17ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. Пасхальное евангельское чтение – пролог Евангелия от Иоанна, где речь идет о воплощении Божественного Слова. Точно также, как человеческое слово выражается сущность того, кто говорит, так и Божественное Слово являет в творении, в попечении о мире Небесного Отца. Евангелист акцентирует свое внимание на том, что в определенный момент человеческой истории Бог стал одним из нас. Бог приходит на эту землю, становится полноценным настоящим Человеком таким же, как и любой из нас, кроме греха. Восторг от этого события, от того, что происходит дальше, от всей земной жизни Христа Спасителя, от Его удивительной и загадочной смерти, от его славного трехдневного воскресения… Всё это побуждает апостолов бежать во все концы Вселенной с вестью о том, что история человечества теперь будет вести свой отсчет от этого самого главного события: Бог становится Человеком.

http://pravmir.ru/tsarstvo-bozhie-tam-gd...

Богоявление — Крещение Господне Праздник Богоявления Описание Крещения Господня - важнейший богословский источник для догмата о Троице. Именно тогда Бог явился как Троица: Сын крестился в Иордане, Отец голосом провозгласил с Небес, Дух Святой сошёл в образе голубя. Собственно, потому и Богоявление - день, когда и Христос явил себя Богом, и Бог явил себя Троицей во Христе. Троическое богословие загадочно. Даже выучив правильные термины, даже на греческом языке и расставив их в правильном порядке мы, собственно, не поймём, о чём идёт речь. Вот говорится, что Сын от Отца " предвечно рождается " , а Дух " исходит " . Но чем одно от другого отличается - мы не знаем, и что именно описывается этими словами - тоже. Но это только часть проблемы. Другой её аспект: совершенно непонятно, что нам с догматом о Троице делать в нашей повседневной жизни. Это очень высокое, но очень абстрактное знание. Для чего Бог открыл нам эту странную Истину, которая не укладывается в нашу земную логику? Иногда высокое богословие говорит о вещах вполне насущных. Догмат о том, что Бог стал человеком - это весть огромного утешения. Если Богочеловек имеет общую со мной природу, то Он может меня понять, и Он может меня исцелить. Между нами нет непреодолимой границы, мы друг другу не чужие. Ему ведомы человеческие чувства, Он знает что такое голод, жажда, одиночество, страх и боль. У Него есть мама, он любил своих друзей, сердился на апостолов, Он вырос в человеческой семье, Он работал, ел и спал, как все люди, у Него были деньги, Он уставал, грустил и радовался. А что мне даёт знание о том, что Бог есть Троица - гораздо менее понятно. Хотя и в этом можно найти утешение. Я думаю, истина о Троице дана нам на вырост. Её сложность и непонятность - залог будущего счастья. Неграмотный человек может не понимать смысла библиотеки - но научившийся читать откроет в ней великое сокровище. До того в книге можно видеть материал для растопки, гнёт для квашеной капусты или хлам вовсе бесполезный - но проблема будет не в книге, а в способности её применить.

http://predanie.ru/tema/kreshhenie-gospo...

Весь этот многочисленный народ Церковь считает своими членами наравне с ныне живущими на земле. Католики бы назвали это civitas Dei, государством Божиим. Но у нас, православных, не принято употреблять слова государство и гражданство по отношению к Церкви и верующим, мы бы скорее сказали «Семья Божия» «Род Христов». В старину немцы кладбища называли Gottes Acker, нивой Божией. В этом есть глубокий смысл. Кладбище действительно засеянная Божия нива, на которой будут произрастать чудесные и славные всходы, согласно слову апостола «сеется в бесчестии, восстает в славе, сеется в слабости, восстает в силе». Русское слово кладбище означает «складывание», то есть нечто, что подлежит хранению, даже если истлеет, не теряет своей драгоценности. На кладбище тела истлевают также, как истлевают зерна, прежде чем не взойдут совсем в ином обличии. Все это тление крови и прах костей наших предков, отцов и братьев наших, воскреснут однажды в славе и в силе и облекутся в ангельскую красоту и бессмертие. Поэтому кладбища для христиан являются не местом гниения и праха, погибели и ничтожества, а хранилищем чего-то очень драгоценного, самого драгоценного в мире, это наши близкие. Божия заповедь – возлюби ближнего своего как самого себя, относится к умершим так же, как к живым, и еще более, потому что их пока нет с нами. Они ближние наши, самые близкие нам. Вчера они были такие же, как мы, а завтра мы будем такие, как они. Мы были в них, когда они ходили по этой земле, и сейчас мы должны быть вместе с ними, осознанно и разумно, в единой любви, в единой надежде воскресения. Ибо ни они живее нас, ни мы не мертвее их, в глазах Дародателя жизни. Разница лишь в том, что наши души облечены в тела, а их души обнажены и разлучены с телом. Некоторым из них, из наших отцов и братьев, которые воссияли во славе Божией – святым Божиим, мы молимся, чтобы они сохранили наши города и села от погибели и несчастья. Это обязывает к взаимной братской услуге по отношению к усопшим. Это обязывает нас с уважением и любовью относится к могилам отцов и братьев. Их путь и наш путь, их Бог и наш Бог , Бог отец наших единый, святой и бессмертный – Бог живых, а не Бог мертвых, ибо в Нем все живы, рече Он. Пока существует Его животворящий Дух, существует и жизнь и непрестанно обновляется кругообразно, кроме тех, чье воскресение Он намеренно откладывает – «прежде нас почивших отцев и братьев наших». Животворящий и непобедимый Дух Божий не оживляет их тела, ибо ждет нас и сыновей наших до Дня Общего Воскресения, чтобы мы вместе воскресли в жизнь бессмертную.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Двадцать пятый день. Поучение 5-ое. Рождество Христово. (Уроки из евангельского события: а) величие Родившегося от Девы; б) как нам достойно сретить Его?). I. Приветствую вас, возлюбленные братия, с неизреченным даром любви и милосердия Божия к нам грешным – с явлением Сына Божия на земле, сшедшего с небес по всеблагой воле Бога-Отца нашего ради спасения, и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечившегося. Христос родился – славьте; Христос пришел с небес – встречайте; Христос на земле – возноситеся. Так, Христос на земле, а вы от земли возноситесь мыслями и сердцами своими на небеса; ибо Христос за нами пришел, чтобы с земли возвести нас на небеса, в вечные обители райския. «Сего ради высокий Бог на землю сниде, да нас на небеса возведет» (Акаф. Бож. Мат. Конд. 8), говорит нам святая мать наша – церковь . Веселием воспойте, людие, Рождество Спаса Христа. Но чтобы радость наша была возвышеннее, яснее и тверже, размыслим, братия, о величии Родившегося от Девы и к этому прибавим и то, как нам достойно встретить Его. II. а) Итак, кто же этот Младенец, Которого держит на пречистых руках Своих Пресвятая Дева Мария? Это Бог, Сам Сущий, приведший все из небытия в бытие, Который державою Своею содержит всю тварь и промыслом Своим строит мир. Это – высочайший Художник, Который, создав всю тварь видимую из четырех стихий, составил годовой круг из четырех времен года: весны, лета, осени и зимы. Это Творец и Бог духов и всякой плоти; Его трепещут умные все ангельские силы; Его поет солнце; Его славит луна; Ему присутствуют звезды; Его слушает свет; Его трепещут бездны и водныя, и воздушныя, и бездны адовы; Ему работают все источники водные. Он распростер небо; Он основал землю; Он оградил море песком; Он украсил землю цветами; Он произращает все хлебные злаки и все плоды земные; Он разлил для дыхания тварей воздух; Он образует младенцев в утробах матерей; Он – Питатель всякой твари! Ему служат ангельские силы; Ему поклоняются архангельские лики; от страха неприступной славы Его, многоочитые херувимы и шестокрыльные серафимы, стоящие и облетающие около престола Его, покрывают лица свои... Сей-то Бог неописанный, безначальный и неизглаголанный пришел ныне к нам на землю, приняв зрак раба. Дивное чудо! Бог принял природу раба человека и стал совершенно подобен нам, кроме греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Не только освобождение — преображение Во Христе верующие получили освобождение от греха. Во Христе был явлен дух закона Божия, поэтому христиане следуют не букве закона, но духу, наполняющему закон… Христос, проповедуемый апостолами, не только освобождает нас от греха, но и преображает, являет в каждом верующем славу Божию. 8 декабря, 2014 Во Христе верующие получили освобождение от греха. Во Христе был явлен дух закона Божия, поэтому христиане следуют не букве закона, но духу, наполняющему закон… Христос, проповедуемый апостолами, не только освобождает нас от греха, но и преображает, являет в каждом верующем славу Божию. О Втором послании к Коринфянам апостола Павла, часть первая В каноне Нового Завета за Первым посланием святого апостола Павла к Коринфянам следует Второе послание, адресованное этой же христианской общине. Как известно из Первого послания, среди христиан Коринфа были разделения и споры (см.: 1 Кор. 1, 10), которые и стали причиной того, что апостол писал к ним. Первое послание произвело благотворное действие. Сподвижник апостола Павла, Тит, доставивший в Коринф Первое послание, рассказал об усердии, плаче и ревности коринфян и их готовности к исправлению (см.: 2 Кор. 7, 5-7). Но несмотря на это некоторые продолжали вносить смуту, пытаясь оспорить авторитет апостола, представив его деятельность в неблагоприятном свете. Это и стало причиной создания еще одного послания, о котором мы начинаем рассказ. В скорбях — утешение Начав с обычного приветствия (см.: 2 Кор. 1, 1–2), апостол Павел переходит к теме скорби и утешения: Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих! Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше (2 Кор. 1, 3–5). В этих словах содержится очень важная мысль: если Бог утешает каждого из нас в наших личных скорбях и трудностях, то каждый из нас должен утешать других. Благодать Божия не должна расцениваться нами как собственность, как то, на что мы имеем исключительное личное право. Если Бог видит нашу скорбь, то и мы должны видеть скорби других. Страдания апостола Павла и его спутников — это страдания Христовы, то есть все те скорби, лишения и трудности, перенесенные во время проповеди Евангелия. Но чем больше скорбь апостола, тем более он чувствует утешение Христово.

http://pravmir.ru/ne-tolko-osvobozhdenie...

Новый Завет в книге пророка Иеремии Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 59, 2010 27 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 59, 2010 Введение: Несколько слов о терминологии и о подходах к богословию “нового завета” у Иеремии Тема нового завета в прочтении книги пророка Иеремии представляется ключевой. Прежде чем погрузиться в откровение славного созерцателя Таин Божиих, мысленно представим себе величественную гору. Её вершина скрывается в облаках. Так вот и нам предстоит вместе с Иеремией, прорвав покрывало Ветхого Завета (2 Кор 3:14), взойти на таинственную “гору” Промысла Божия и там скрыться в богословии Нового Завета. Прежде всего следует отметить, что само словосочетание (берит хадаша, новый завет’) мы нигде больше не встретим в Ветхом Завете, как только в рассматриваемой нами книге, хотя библейский термин завет, договор, союз’ весьма употребителен. Заветы или союзы, которые заключались между Богом и человеком (инициатором которых всегда выступал непосредственно Бог), безусловно, всякий раз являли новые отношения Творца с Его народом. Так, например, в завете с праотцем Ноем Бог после того как воспринял “приятное благоухание”, даёт обетование сохранения ему жизни (и через него — всему живущему на земле). В ответ на веру Авраама Бог дарует ему обетования Святой земли, и далее — народа, имеющего произойти от него, и благословения всех народов через потомство патриарха. Еврейское берит 1 в Ветхом Завете применимо также и для обозначения каких-либо сделок, для заключения определённых отношений между народами (напр., Ам 1:9; Авд 1:7) или отдельными лицами (Быт 21:27; 3 Цар 20:34 и др.) 2 . Такое тождество употребления обсуждаемого слова в совершенно разных контекстах (таких как Бог — человек и человек — человек) позволяет открыть их общую природу. Ведь не случайно же духоносный писатель ветхозаветных текстов дерзнул обозначить эти заветы-союзы одним и тем же термином? Говоря о берит’е как завете, мы прежде всего должны понимать его как завещание, которое предполагает и завещателя; распоряжение же завещателя вступает в силу после его смерти. С другой стороны, берит как союз предполагает некий правовой договор или соглашение, в котором участвуют обе стороны, между которыми, соответственно, определяются условия, права, обязанности. Однако, как пишут Ф. Ринекер и Г. Майер, “только Бог устанавливает условия Своего соглашения, подобно тому как завещатель диктует условия своего завещания, и только Он определяет участие в Его славе как участие в Его наследстве” 3 . У них же мы читаем, что “завет является волеизъявлением Бога, обязующегося выполнять его по Своей доброй воле, а не на основании каких-либо условий, выдвинутых партнёром по договору” 4 .

http://pravmir.ru/novyiy-zavet-v-knige-p...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010