Вторая весть предпасхального оглашения: древнее Григория Паламы (+Видео) 30 марта, 2013. Иеромонах Димитрий (Першин) На этой седмице, именуемой в честь Григория Паламы, сквозь многовековую историю Православия вновь проступает древнее предание Церкви, адресованное оглашенным — людям, которые в предпасхальную четыредесятницу проходили школу оглашения. Готовясь к таинству крещения, они изучали истины веры и укреплялись в молитвах и посте. Какое отношение имеет исцеление расслабленного к Великому Посту? Если никакого, то почему именно это чтение предлагает нам Церковь на второй седмице поста? А какое отношение имеет этот евангельский эпизод к святителю Григорию Паламе? Перед нами сочетание очень разных пластов церковной истории, в которой загадок больше чем ответов. Но тем интереснее их искать.  Итак, на этой седмице, именуемой в честь Григория Паламы, сквозь многовековую историю Православия вновь проступает древнее предание Церкви, адресованное оглашенным — людям, которые в предпасхальную четыредесятницу проходили школу оглашения. Готовясь к таинству крещения, они изучали истины веры и укреплялись в молитвах и посте. Именно к ним обращены те новозаветные чтения, что звучали в храмах задолго до четырнадцатого века, когда был прославлен святитель Григорий Палама. В это воскресение на литургии оглашенных мы услышим чтения из Послания к евреям и Евангелия от Марка. Развивая тему недоумения Нафанаила, поднятую в прошлое воскресение, эти тексты ставят перед нами отнюдь не аскетические, но именно богословские вопросы: а кто такой, собственно, Христос? В чем Его отличие от нас? Что дает Его ученикам, коими в меру своей любви призываны быть и мы, возможность видеть Небо отверстым? И в каких событиях это чудо о Небе было явлено им? Из Послания апостола Павла к евреям читается практически самое начало — о том, что Христос не просто посланник, пришедший в этот мир, не просто пророк, возвещающий некие истины, волю Божию нам открывающий, но — Сын Божий, Единосущный Отцу. По слову апостола Павла, мир сей, вся Вселенная закончат свой путь когда-то, изменят свой образ бытия, ко дню Суда небеса обветшают как ризы, совьются и погибнут, но Ты, Господи, Тот же, Ты не изменишься. Тот, кто призывает Нафанаила, когда-то сотворил этот мир, всех нас, само бытие. И поэтому Он вечен, а мир изменится. И поэтому, если перед нами не ангел, не вестник, а сам Сын Божий, тем важнее нам прийти к Нему, потому что именно Ему Бог Отец покорил вселенную. Именно к Нему устремлены надежды всего творения. Именно в Нем – наше спасение.

http://pravmir.ru/vtoraya-vest-predpasxa...

Закрыть itemscope itemtype="" > «С нами Бог»: Вера на фронте 15.10.2022 1706 Время на чтение 3 минуты Источник: Благодатный Огонь В связи с мобилизацией родных нам людей, братьев наших, отправляющихся на фронт, стоит вспомнить, на что или на кого уповать, где искать внутренние опоры, к кому обращаться в самых критических ситуациях. Вспомним судьбоносный момент истории, когда войска Константина Великого встретились с войсками узурпатора Максенция. Максенций, захвативший Рим и живший там как жестокий тиран, обладал огромным войском, куда большим, чем войско Константина. Будучи язычником, Максенций обращался к различным ложным богам, языческим заклинаниям, при этом свою жизнь проводил в распутстве. Как сообщают древние историки, Максенций предался чародейству, магическим гаданиям и самым мерзким оккультным ритуалам, чтобы склонить на свою сторону победу. И вот, уверенный в силе этих магических ритуалов и прельщенный якобы хорошими для него гаданиями, он допустил роковую ошибку – оставил крепкие стены Рима и вышел в открытую местность для битвы. Константин же Великий незадолго до сражения увидел на небе сияющий светом крест и надпись: «Сим победиши», а ночью в видении ему явился Сам Христос и велел изготовить знамя креста для защиты от неприятеля. Константин велел соорудить хоругвь, на которой крест соединялся с монограммой имени Иисуса Христа. Эта хоругвь или, точнее, лабарум сохранился даже на монетах времен Константина Великого. Лабарум пронзает древком змея, как символ победы христианства над диаволом. Так вот, когда два войска встретились друг с другом в сражении, то победило именно войско Константина, вооружившееся Крестом Христовым. Максенций же, надеявшийся на оккультизм, погиб. Перед силой креста Христова не устоит никакая магия. Поэтому, отправляясь на фронт, мы берем с собой не заговоры и заклинания, не амулеты или талисманы, а Крест Христов – пусть даже самый маленький нательный крестик. И он уже свидетельствует, что мы сами – Христовы, с нами сила Животворящего Креста, и вся вражья сила, темная, дьявольская сила, будет отступать прочь

http://ruskline.ru/opp/2022/10/15/s_nami...

На пути христианской жизни Архиерейское служение Служение архиерейское поражает нас своей торжественностью. Но эта торжественность не должна нас отвлекать от глубокой сущности священнодействия. На Божественной литургии мы с Господом, и Господь с нами. Об этом нам напоминает все: и трикирий (трехсвечник) в руках архиерея, говорящий нам о Святой Троице, и дикирий (двухсвечник), указывающий, что Господь Иисус Христос был Бог и Человек, и омофор на плечах архиерея, как образ заблудшей овцы, найденной Пастырем и возвращенной домой. А возглас архиерея за литургией: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу воссылаем Отцу и Сыну и Святому Духу» – прославляет Господа Бога в трех Лицах и призывает нас к Его прославлению. Следующее же молитвенное возглашение: «Призри с небесе, Боже, и виждь и посети виноград сей и утверди и, егоже насади десница Твоя» указывает, кто мы. Мы виноградник Божий, который не может без Него существовать, как не может существовать и обычный виноградник без света солнечного и воздуха. Поэтому «призри, Боже, и посети и утверди!» А мы должны для жизни нашей духовной искать Света Божия. «Свет Христов просвещает всех». Под торжественностью архиерейского служения кроется большой духовный смысл. Будем стараться вникать в этот смысл и молитвенно участвовать в богослужении. «Всякое ныне житейское отложим попечение…» «Всякое ныне житейское отложим попечение», – взывает Церковь , и мы с умилением внимаем сему. Но нередко бывает, что волнующееся житейское море не оставляет нас в покое и в эти минуты. Житейские помышления, рассуждения и осуждения не покидают нас. Мы как бы забываем, где мы стоим и что совершается перед нами. «Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат». Чистые сердцем это хорошо знают. А нам мешают «житейские попечения». Ведь даже если священнослужитель грешен и недостоин, церковное таинство все равно совершается. Как же лишать себя прикосновения к этому таинству, отрывать себя от него «житейскими попечениями»? «В храме стояще на небеси стояти мним»... «Всякое ныне житейское отложим попечение»... Грех

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

О святости Христовой Церкви § I. Я приехал в село Незнамово на третий день после Покрова. Народ всё еще «гулял у праздника». По улицам бродили пьяные толпы мужиков и баб. Всюду слышались звуки гармоники, песни. Казалось, конца не будет этому народному гулянью. Призываю сельского старосту. Прошу его оповестить жителей о моем приезде. Назначаю беседу к вечеру. Староста переминается с ноги на ногу. – Что? – Отложить бы беседу на завтра. Не собрать нам ныне народа. Смотрите, какие гульбища идут. Нешто с этаким народом можно столковаться?.. Поворачиваюсь к окну. Вижу, действительно, невероятную картину: прямо против нас остановилась большая толпа мужиков, баб и ребятишек. Какой-то пьяный старик бил в дно ведра палкой. Парень проделывал то же с жестяным тазом. Мужики, обнявшись с бабами, плясали под дикие, дребезжащие звуки.... Боже мой! И это христиане «справляют» так праздник Покрова Пресвятой Богородицы?.. Беседу, разумеется, пришлось отложить. На другой день, под влиянием старостиной повестки, утомленный народ остепенился. Село опять как бы вымерло. Около кабаков и лавок не было ни души. Послышался протяжный звон большого колокола. С разных концов мужики медленно потянулись к храму. За ними степенно шли женщины. У всех лица серьезные, грустные... Староста докладывает, что «всё готово». Сектанты «привалили» большой кучей. Идем и мы с приходским священником, о. Константином открывать беседу. Подле церкви нас встретили православные. Низко они кланялись нам и как-то виновато улыбались. Штундисты стояли в стороне от православных. Завидев нас, и они поклонились, но не тронулись с места. Они ждали особого приглашения. «Пускай мол позовут нас. Посмотрим еще, какое будет обхождение с нами»!.. Я назвал некоторых вожаков по именам. Штундисты размякли: подошли и стали ласково здороваться с нами. Мне бросилась в глаза их худоба и какая-то лихорадочная бледность. Спрашиваю «пресвитера»: от чего он так похудел? Говорит: «Работа доняла. Трудов по земноте много...» – Работа доняла... Эх, Григорий, не гневил бы Господа Бога! – возразил «пресвитеру» бойкий православный начетчик. – Нешто все мы меньше твоего работаем? Тоже, малый, из мозолей не выходим, а ничего – выглядим, как люди... Видно, не труды иссушили тебя. Он, Бог-то, кормилец, метит иуд-христопродавцев... Вот пока ты был православным, читал в храме, пел с нами – и на лице твоем было Божие Сиянье; а как ушел в эти оглашенные штундисты, запродал себя Мазаеву, – разом всё куда девалось. Вишь, каким убивцем выглядишь! – погорячился не в меру бойкий начетчик.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Год назад наша Православная Церковь торжественно вспоминала столетие со дня убиения Царя Hukoлaя II и его Августейшей Семьи. Но надо, чтобы эта память всегда благоговейно хранилась нами, чтобы мы ясно сознавали, что и как, и почему совершилось тогда, и в свете этого события видели все происходящее ныне с нами, и то, что скоро грядет. Государь Николай Александрович воспринимается нами сегодня как ангел, посланный Богом на землю накануне апокалиптических бурь в России и во всем мире. Он был дан, чтобы явить образец православного государя на все времена, чтобы показать, чего мы лишаемся, теряя православную монархию. Все перевернулось, все тут же смело. Всякие попытки удержать распад были напрасны. Даже член Государственной Думы того времени либерал В. Набоков вынужден был констатировать, что как только восторжествовала полная законность и справедливость, о которой мечтали либералы, тут-то и началось самое страшное кровавое беззаконие. Он был Помазанник Божий — по-гречески «христос» — тот, кто подлинно был причастен Царскому служению Христа, кто получил особые благодатные дары для своего ответственнейшего христианского служения. И это проявилось в его смирении перед волей Божией. Он был духовно Император, мученик, во всех смыслах осуществивший свое мистическое призвание, наиболее кроткий, наиболее угодивший Христу из всех православных государей — именно такой, каким должен быть царь в последние времена. Государь Hukoлaй II разделил Голгофу своего народа. Вот почему его прославление нашей Церковью не могло быть отделено от прославления бесчисленного сонма новых мучеников и исповедников Церкви Русской. Мы должны снова подчеркнуть значение, которое Церковь придает пролитию крови. Первые святые были мученики. Вот тайна отречения от престола последнего святого царя, которое его недоброжелатели постоянно ставят ему в вину: для него не было разницы между долгом христианина, исполняющего заповеди Божии, и долгом государя. Когда в силу страшных обстоятельств («кругом измена, трусость и обман», как записал он в своем дневнике) стало ясно, что он не может исполнять свой долг царского служения по всем требованиям христианской совести, он безропотно, как Христос в Гефсимании, принял волю Божию о себе и о России. Нам иногда кажется, что в активности проявляются воля, характер человека. Но требуется несравненно большее мужество, чтобы тот, кто «не напрасно носит меч», принял повеление Божие «не противиться злому», когда Бог открывает, что иного пути нет. А политик, которым движет только инстинкт власти и жажда ее сохранить во что бы то ни стало, по природе очень слабый человек. Заслуга государя Николая II в том, что он осуществил смысл истории как тайны воли Божией.

http://moral.ru/pomazannik/

Поучение в день тезоименитства о. Иоанна Ильича Сергиева, протоиерея Кронштадтского Андреевского собора Источник Сказанное в Кронштадте 19 октября 1893 г. протоиереем Вознесенской церкви в Спб. Василием Михайловским Бывают в жизни человека события и дни, в которые особенно рассуждают или о самом событии, или по поводу его и дают разнородные выводы или умозаключения, полезные беседующим. К числу таких событий относится и празднуемое нами сегодня тезоименитство 1 дорогого пастыря, привлекшее сюда тысячи усердных богомольцев. Господь, по слову премудрого, воздвигает на земле потребного ей благочестного мужа в известное время ( Сир. 10: 4 ). И мы истинно веруем и свидетельствуем, что и в наши дни являются люди света, мужи любви Христовой, носители особой благодати Духа Святого. И в наш век – изощренный и умудренный в лукавстве и развращенный – находятся избранники Божии, в коих пребывает благодать приумножившеюся, и чрез коих источаются милости Божии к верующим. Радостно и поучительно это знамение времени! А что оно означает? И к чему оно нас побуждает? Что оно означает? Оно означает, что есть Господь; Он царствует в Мире; Христос, обещавший с верующими пребывать до скончания века, живет в верующих доселе; Дух Святой ниспосылает благодать Свою в сердца достойные и доселе и будет до скончания века наставлять на всяку истину. Значит, Церковь Христова будет стоять незыблемо, несмотря на все беззакония, и злость людскую против света, правды и благочестия. И, знаменательно, в известное, особое время Бог посылает, как и в дни Царей Израильских, особых благовестников воли своей, свидетелей истины и носителей благочестия и правды. Вот пред нами живой пример: Отец Иоанн, дорогой именинник наш. Господь воздвиг его во время благопотребно. Ныне время маловерия. Суемудрые думают, что все люди худы, что благодать Божия оставила мир; нет спасения; что рассказы Четьих-Миней – дела давно минувших дней или плод человеческого, праздного или благочестиво настроенного воображения. Но живой пример пред нами: прииди, маловерующий, и виждь! Виждь силу молитвы, творящей чудеса в людях, переменяющей нравственный строй в них, животворящей обреченное на смерть, вос- ставляющей маложизненное, очищающей духовно и телесно прокаженных. Виждь величие кротости и глубину смирения, не смущаемого никакими озлоблениями. Виждь обилие щедрот из бескорыстного сердца, струящихся во все концы православных земель: и на храмы, и в церковныя благочестивыя общины, и в общества просветительныя благонамеренныя и в частныя руки приемлемых всяким и православным, и иноверцем. Виждь неустанный труд, подвига служения ближнему и здесь, и там, семо и овамо! Виждь, поучайся и подражай. Иди по стопам достойно и праведно неусыпно трудящагося на ниве Божией и шествующего по узкой, не особенно удобной стезе правды. Он стоит на свещнице, да светит всем, иже во храмине суть. Не может же град (город) укрытися верху горы стоя ( Матф. 5: 11–12 ). (Вообще-то, это Матф. 5: 15–14 0_о)

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Скачать epub pdf Год 1987 РАДОСТЬ ХРИСТОВА Слово, произнесенные на всенощной 16 мая 1987 г. в храме Воскресения Словущего, что в Москве на улице Неждановой Раньше чем сказать несколько слов о празднике нашем сегодняшнем, хочу передать вам привет от наших священников и прихожан, которые здесь бывали. Нас связывает с этим храмом многое. В этот храм ходили мои родственники еще до первой войны; в этом храме участвовал в службе наш регент отец Михаил, который просил меня передать равный привет и равную любовь хору правому и хору левому. Сегодня с нами в храме отец Димитрий из Вашингтона и молодая девушка, закончившая богословскую школу в Америке. И все мы молимся одними устами, одним сердцем, осеняемые той же дивной радостью Воскресения Христова. Мы в радости Христовой; и если бы только мы понимали, что можем радоваться даже среди скорби житейской! Есть пример тому: в Ветхом Завете рассказывается как трое молодых людей отказались исполнять приказание властителя поклоняться идолам и за это были брошены в огонь, в печь огненную. И милостью Божией смерть их не коснулась; больше того: когда доложили о том властителю, вавилонскому царю, он пошел посмотреть на это диво – и что же он увидел? Он с изумлением воскликнул: не трех ли я бросил в эту печь; как же в этой печи сейчас четыре человека, и один из них – во славе Сына Божия?! С нами Бог в самой жгучей, в самой трагической нашей скорби, так же как Он с нами, как Даятель радости, во всякой радости – и большой и как будто маленькой: для Бога мелкого ничего нет, потому что любовь не различает между тем, что крупно и мелко. Разве мать, разве отец не ликуют всем сердцем о том, что их дитя радуется какому-то подарку: кукле, зверю, игрушке? Да, потому что в этой радости вся душа изливается, и этот подарок – не предмет, этот подарок – воплощение родительской любви; вся любовь родительская дается в этом скромном образе. Так же и Господь принимает нашу радость, какова бы она ни была: тихая или пламенная; так же Он воспринимает наши скорби: как бы они ни были перед вечностью незначительны, во времени они могут разрывать наше сердце до боли.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

Слово в неделю мытаря и фарисея Всяк возносяйся смирится; смиряяй же себе вознесется. Лк. 18:15 Если бы сердцеведец Бог не обнаруживал перед нами сокровенных тайн души человеческой и для нашего вразумления не открывал нам об этих тайнах своего праведного суда, то многие из нас были бы в опасности самообольщения, при воззрении на самих себя и свое внутреннее состояние. Тогда, быть может, не один нашелся бы между нами такой, который, по своему ослеплению, был бы совершенно убежден в своей чистоте и непорочности перед Богом, между тем, как ему надлежит подумать о всецелом покаянии и совершенном исправлении своего сердца. Для предотвращения нас от такого пагубного самообольщения, слово Божие предостерегает всех и каждого самыми ясными и поучительными указаниями. Такова была слышанная нами нынешняя евангельская притча. Она предложена нашему вниманию именно с той целью, чтобы мы не заблуждались в рассуждении самих себя, чтобы ясно знали, когда и при каких качествах души человек бывает угоден Богу, и при каких расположениях своего сердца он идет прямо под Его гнев и осуждение. Войдем в ближайшее рассмотрение этой весьма важной для нас притчи и для своего духовного наставления уразумеем её смысл и силу. Человека два , говорит евангельское сказание, внидоста в церковь помолитися: един фарисей, а другой мытарь . Два человека выставляются на вид, и сравниваются между собой в одном деле молитвы, без сомнения, потому, что нигде так не раскрывается глубина человеческого сердца, как в молитве, и следовательно ни чем так ясно не обозначается сокровенный дух человека, как молитвой. Итак, будем смотреть, как и о чем молятся эти два человека, из которых один был фарисей, а другой мытарь. Фарисей же став, сице в себе моляшеся: Боже, хвалу Тебе воздаю, яко несмь, якоже прочии человцы, хищницы, неправедницы прелюбодее, или якоже сей мытарь. Пощуся два краты в субботу (т. е. на каждую неделю), десятину даю всего, елика притяжу . Молитва, с которой предстал пред Бога фарисей такова, что не вдруг разберешь её силу и свойство, не вдруг приметишь те причины, по которым она не принята Богом и осуждена.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

Глава 1 2Кор.1:1 .  Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахаии. 2Кор.1:2 .  Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. «Павел, посланник Иисус Христов, волею Божиею, и Тимофей брат, церкви Божией сущей в Коринфе, со святыми всеми сущими во всей Ахаии: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа». К коринфянам посланы были оба, и Тимофей и Тит; но блаженного Тита не поместил Апостол наряду с собою в Писаниях, потому что назначал его быть служителем оных и с ним переслал послание сие. Называет же коринфян «Церковию Божиею», снова приводя их в единомыслие и указывая им Владыку и Благодетеля; присоединил к ним и всех уверовавших в этом народе, признавая единым телом всех сподобившихся спасения. 2Кор.1:3 .  Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения. «Благословен Бог (здесь поставить должно знак препинания) и Отец Господа нашего Иисуса Христа». Ибо наш Бог , а Господа нашего Иисуса Христа Отец. Сему различению научил нас и Владыка, и в Священном Евангелии сказал: «исповедаютися, Отче, Господи небесе и земли» ( Лк. 10, 21 ), ясно научая, что Бог Отец Его, Творец же и Владыка твари. «Отец щедрот и Бог всякия утехи», то есть изливающий щедроты, источающий милость и с отеческими щедротами поступающий с нами. 2Кор.1:4 .  Утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утеше­нием, которым Бог утешает нас самих! «Утешаяй нас о всяцей скорби нашей, яко возмощи нам утешити сущыя во всяцей скорби, утешением, имже утешаемся сами от Бога». Апостол, описывая бывшие с ними искушения, предварительно представил предохраняющие от искушений средства и показывает, что Бог всяческих подает равномерные искушениям утешения. Так и блаженный Давид сказал: «По множеству болезней моих в сердцы моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою» ( Пс. 93, 19 ). Апостол же, по обычаю водясь смиренною о себе мыслию, сказал, что имеет утешение не ради себя самого, но ради народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Обожение возможно посредством нетварных божественных энергий В Православной Христовой Церкви человек может достигнуть обожения, потому что благодать Божия, по учению Священного Писания и отцов Церкви, нетварна. Бог есть не только сущность, но и энергия. Если бы Бог был лишь сущностью, то мы не смогли бы соединиться с Ним, не смогли бы иметь с Ним общение, ибо сущность Божия страшна и неприступна для человека, по написанному: потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых ( Исх.33:20 ). Приведем из человеческой жизни один схожий пример. Если схватишь оголенный электрический провод – умрешь. Но, подсоединив к проводам лампу, мы получаем свет. Мы видим энергию электрического тока, радуемся его помощи. Но сущность тока схватить мы не можем. Нечто подобное, если можно так сказать, происходит и в отношении нетварной энергии Божией. Если бы мы могли соединиться с сущностью Божией, то мы сами стали бы богами по существу, по природе. То есть все стали бы богами, произошло бы смешение, и, по сути, никто бы не был настоящим богом. Такова вера восточных религий, например, в индуизме, где Бог не есть личностное бытие, а некая сила, растворенная во всем мире: и в людях, и в животных, и в неодушевленных предметах. Это пантеизм. Если бы Бог , с другой стороны, обладал лишь одной неприступной сущностью без энергий, то Он остался бы единственным Богом, самодостаточным, закрытым в Себе, несообщающимся Своему творению. По представлению православного богословия, Бог – это Единица в Троице и Троица во Единице. Как точно характеризуют Его преподобный Максим Исповедник , святитель Дионисий Ареопагит и другие святые отцы, Бог проникнут святой любовью к Своим творениям. По причине такой безграничной и экстатической любви Он исходит из Себя и ищет соединения с нами. Это выражается и осуществляется Его энергией, а лучше – энергиями. Своими нетварными энергиями Бог сотворил мир и продолжает поддерживать Его. Он дает миру сущность и ипостась Своими энергиями, подающими сущность. Он пребывает в природе и сохраняет вселенную Своими охранительными энергиями. Он просвещает человека Своими просвещающими энергиями. Он освящает его Своими освящающими энергиями. Значит, благодаря Своим нетварным энергиям святой Бог входит в природу, в мир, в историю, в жизнь людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010