Разделы портала «Азбука веры» Художественная литература Вход Пожертвовать В.И. Даль Пословицы русского народа - Терпение – Надежда В Избранное ( 35  голосов:  4.1 из  5) Оглавление Терпение – Надежда Жив Бог, жива душа моя (или: жива правда, надежа моя). Бог терпел да и нам велел. Власть Господня. Воля Божья. Власть создателя. Как Богу угодно. Видно, так Богу угодно. На все власть (или: воля) создателя. Бог дал, Бог и взял. Во что Бог ни поставит. Подумаешь – горе; а раздумаешь – воля Господня. Конь под нами, а Бог над нами (казачья) . Чей черед, тот и берет. Все идет в свой черед. Придет пора, ударит и час. Время придет, и час пробьет. И всяк умрет, как смерть придет! Час его ударил (или: приспел). Ударит и твой час. Мясное в мясоед, а постному свой черед. После цвету налив. Когда будет рожь, тогда и мера. Марфуша – покушай, Макавей – погоней. Ветер по затиши, а по ветре тишь. Свет стоит до тьмы, а тьма до свету. Еще молоденек: доживешь до денег. Тычь, потычь, перетычь, Ильич, притыкай, Фомич; а ты, Кузмич, опосля потычь. Не суйся наперед отца в петлю. Не суйся середа наперед четверга (или: пятницы). Не соваться, а поры (или: а череду) дожидаться. Дай справиться: и нам будут кланяться. Воевода приедет – и калачи принесут (от старин. обычая) . Нагуляется Иван – достанется и нам. Кусают и комары до поры. Пора придет, и вода пойдет. Время придет – вдруг продерет. Придет пора – польет, что из ведра. Не все ненастье – будет и вёдро. Взойдет солнышко и к нам на двор (или: и на наш двор). Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. Кто вымочит, тот и высушит. Временем гнать, а другим бежать. Овечку стригут, а другая того же себе жди. Сегодня мне, завтра тебе. По людям пойдет (т. е. черед), и до нас дойдет. Ничего; мы подождем. Подождем, а свое возьмем. Будет и на нашей улице праздник. Придет время – будет и наш черед (или: и наша пора). Временем в горку, а временем в норку. Дождемся поры, так и мы из норы (прибавка: а в пору опять в нору). Доведется и нам свою песенку спеть.

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

150. Помним ли мы великий урок 1812 года? С нами Бог ! – ликуя, воспевает святая Церковь , прославляя Бога, явльшегося плотью и яко Отроча младо пеленами повиваемого. С нами Бог ! – вместе с Церковью торже­ственно восклицает стомиллионный православный Русский народ, благодарственно воспо­миная избавление Церкви и державы Российской от нашествия галлов и с ними двадесяти языков. Да, Церковь на Руси всегда была нераздельна с Русью: когда страдал и страдает Русский народ, – с ним болела и болеет сердцем и Церковь , как нежно любящая мать; на ее груди отдыхала душа народная во дни великих бедствий; она утешала его в невыносимых скорбях; она предстательствовала за него пред Богом, испрашивая ему прощения и оставления грехов и отводя грозную, карающую руку Божию во дни великих испытаний. За то и радовалась она радостями народа, как счастливая мать, радовалась и учила народ радоваться радостью о Господе, всё радости достойное, приписывая единому Богу-Милостивцу и влагая в уста народа слова Песнопевца: не нам, Господи, не нам, а имени Твоему даждь славу! Трогательны восторженные песни, коими в день Рождества Христова святая Церковь прославляет Господа за спасение России от нашествия великого корсиканца – завоевателя всего мира. Трогательна и поучительна молитва Церкви, коленопреклонно чтомая в заклю­чении молебна в этот день. Необычна эта вечная память Императору Александру Первому среди светлого торжества великого праздника Христова. Слава в вышних Богу и на земли мир. Как благоприлична эта ангельская песнь при воспоминании о конце великой брани за Царя – любимца всего народа Русского! Слава богу, ибо Агнец Вифлеемск, льва и змия нами поправ, миру мир дарова. Велики скорби, тяжелы подвиги, понесенные народом Русским в эту великую годину испытаний, но Богу было бла­гоугодно соделать нас орудиями низложения и покорения жестокого врага веры христиан­ской, хитрого и гениального в своем деле воинском, врага всех народов земных; Богу было угодно, чтобы к великому празднику мира, воспетого Ангелами, не осталось ни одного врага на Русской земле: тем со Ангелы Младенцу миродержавному боголепну славу принесем: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

О ТРЕТЬЕМ ПРОШЕНИИ МОЛИТВЫ ГОСПОДНЕЙ Да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли 1. Изъяснение третьего прошения молитвы Господней Необходимо для христианина отречься от собственной воли. Собственная воля человека, который в беззаконии зачинается и во грехе рождается ( Пс.50:7 ), до такой степени повреждена, что «всякий помышляет в сердце своем прилежно на злая во вся дни» ( Быт.6:5 ). Да и другие способности человека по природе своей до такой степени бывают слабы относительно всего благого, что он сам неспособен «от себе помыслити что, яко от себе» ( 2Кор.3:5 ). При таком повреждении и немощах природы своей человек, оставленный самому себе, в деятельности своей по большей части руководствуется внушениями самолюбия, а посему и имеет в виду при ней не столько славу Божию и пользу ближнего, сколько славу ( Дан.4:27 ) и пользу собственную ( Исх.15:9 ). Оттого-то и налагается на последователя Христова долг, чтобы он отрекся своей воли ( Мк.8:34 ), этого столь опасного руководителя; но руководствовался бы во всех своих желаниях, намерениях и деяниях единственно всеблагою волею Отца Небесного, открытою в Божественных Его заповедях. Необходимо покоряться воле Божией и просить в том благодатной помощи. В самом деле, если желания воли нашей часто бывают погрешительны, то Бог всегда желает нам истинного блага ( Еф.3:20 ), «хощет всем нам спастися и в разум истины приити» ( 1Тим.2:4 ); и если Сам Иисус Христос, находясь между нами и преподав Собою образец для нас ( Ин.13:15 ), говорил: «Не могу Аз о Себе творити ничесоже. Якоже слышу, сужду, и суд Мой праведен есть; яко не ищу воли Моея, но воли пославшего Мя Отца» ( Ин.5:30 ); то для кого из нас не может быть понятно, что словами: «да будет воля Твоя», Иисус Христос научает нас умолять Отца Небесного, чтобы Он не попускал нам располагать своей жизнью по нашей собственной воле, но чтобы Сам управлял нами, как Ему угодно, и чтобы Он даровал нам немощным ради заслуг Христовых душевное расположение, не только безропотно, но и с благодарностью покоряться Ему во всем, чтобы в жизни ни происходило с нами по Его святой воле? А дабы это прошение мы могли возносить с полным чувством, должны веровать, что Бог все, что кажется нам несчастьем или счастьем, устрояет к нашей пользе, и что Он более промышляет и печется о нашем спасении и благе, нежели мы сами о себе ( Лк.21:15, 18 ). – (См. Кассиана Римл. «Собеседование о молитве», гл. 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Разделы портала «Азбука веры» ( 98  голосов:  4.3 из  5) Оглавление “Когда я со своей супругой стал усиленно изучать духовную литературу, то среди многочисленного чтения попалась брошюра «Яко с нами Бог». Прежде меня привлекали различные учения, в том числе эзотерические (Рериха, Блаватской и проч.), но после прочтения этой тонкой книжицы уже не было вопроса, где Истина. Брошюра так поразила, что стал я выяснять, кто ее автор. На обложке значилось С.Лавров – и никакого пояснения. Кто он – ученый, монах, писатель? Пользуясь возможностями интернета, обращался в православные издательства, которые издавали «Яко с нами Бог», и везде получал один ответ: мы перепечатали с такого-то издания. Все ссылались друг на дружку. Наконец, подсказали мне, что в одной из радиобесед известный проповедник архим. Амвросий (Юрасов) признал свое авторство, пояснив, что псевдоним Лавров взял потому, что сам он из Троице-Сергиевой лавры. Казалось бы, поиски мои закончились… Но история возникновения этой замечательной книги оказалась куда интереснее, чем ожидал. В интернете случайно наткнулся на сообщение московского информационного агентства «Вертоградъ-Информ» «Старообрядцы обвиняют архимандрита Амвросия (Юрасова) в плагиате». Там же была приведена погромная, иного слова не подберу, статья старообрядца. Он утверждал, что на самом деле эту книгу написал Ф.Е.Мельников, старообрядец-полемист, а «никонианский» священник, мол, все из нее позаимствовал. Кто же тут прав? На этот вопрос ответил сам архим. Амвросий: «В сороковых годах в одном из журналов Московской Патриархии был напечатан небольшой рассказ о том, как в селе Покровском выступал лектор-атеист. Назывался рассказ «Пчелка». К нам он попал в 1978 году. Один профессор-астроном (ныне он настоятель собора) привез 3–4 листочка сфотографированного текста. Я прочитал их. Рассказ очень понравился, и я все думал: как бы оживить его, приблизить к современности… Этот рассказ мог стать маленькой отдушиной для православных христиан. Мы взяли его «скелет» за основу, нарастили его, внесли свои изменения. В нашем варианте атеист Матюнин превратился в Матюхина (иронией хотелось поддеть его, вспомнилось «тюха-матюха»), немой Трофимушка заговорил (для него специально сочинили диалоги), написали много текстов для Матюхина, Демьяна Лукича, других участников диспута. Трехстраничная зарисовка превратилась в большой подробный рассказ. Многое включили из святых отцов, из современных писателей и исследователей. Написали вторую и третью части о том, как жить по воле Божией.

http://azbyka.ru/fiction/jako-s-nami-bog...

Скачать epub pdf «С нами Бог!» Уже вдыхает в себя православный христианин живительную струю священных воспоминаний. Уже насыщается душа праздничными церковными песнопениями, прославляющими снисшествие Бога на землю, – и более ощутима любовь и близость Божия. Теснее станут в храмах люди друг возле друга в эти дни, а при этом ближе взаимно и сердцами. Ярче вспоминаются Родина и картины празднования Рождества Христова в храме, в семье, в народном быту. Острее отзывается в сердце мысль об оставшихся там близких людях, и грудь вздыхает глубже обо всем, на произвол судьбы с болью брошенном там. Теперь мы на чужбине. Однако благословляем это пребывание на чужбине, где мы вольны совестью и мыслью. Сохранил нас Господь! Ощущение нашей личной сохранности созвучно с церковным славословием: Божие благоволение с нами. С нами Бог . Но полного спокойствия нет в душе. Перед ее взором стоит залитая кровью героическая Венгрия. В этой стране радость праздника заглушается другим: «глас в Раме слышан бысть, плач и рыдание и вопль мног: Рахиль плачущися чад своих, и не хотяше утешитися, яко не суть» ( Mф. II:18 ). Большевистскими танками раздавлена попытка освобождения от коммунистической тирании, и плачет Венгрия о растерзанном пулеметами цвете своей страны, о своей молодежи. И единокровный нам русский народ по-прежнему томится в тех же цепях, и не видно конца длящемуся тридцать девять лет насилию над ним, над мыслью человека, над волей, над совестью. Отзвучат церковные песни Рождества Христова, и годичная стрелка повернет на Новый Год. 1957-й год – сорокалетие двух революций в России, февральской и октябрьской. Как встретим этот Новый Год, год скорбного юбилея? «Там», в коммунистическом лагере, Новым Годом начнутся и, если попустит Господь, будут продолжаться в году пышные торжества. Будет вылито много лжи в речах вождей коммунизма о прошлом, о настоящем и будущем. Будут вынужденные у народа притворные массовые празднества и манифестации. По-иному должен быть встречен Новый Год в противокоммунистическом лагере. Пусть вспомнится лермонтовское «Бородино»: «и слышно было до рассвета, как ликовал француз; но тих был наш бивак открытый...»

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Судьба каждого человека наполнена Промыслом Божиим Третья Книга Царств начинается воцарением Соломона. Вообще, Третья и Четвертая Книги Царств повествуют о царях. В них подчеркивается важный момент – в истории происходит взаимодействие двух воль: Божественной и человеческой. В судьбе каждого человека все наполнено Промыслом Божиим, вся жизнь человеческая зависит от его отношения к Промыслу, к дарам, которые восприемлет от Бога. То есть взаимодействие Бога и человека происходит всегда, в любой момент человеческого бытия. И невозможно определить, что важнее. Мы это очень четко видим в Третьей Книге Царств, в частности. Вот Бог благословляет Давида, обещает ему, что «от тебя сядет потомок и будет сидеть до скончания века на престоле твоем». Он благословляет Соломона, явившись ему во сне, но даже благословляя, даже давая дары, в данном случае – высшую мудрость, Бог подчеркивает: «Все это пребудет с тобой только тогда, когда ты будешь чтить Меня, исполнять заповеди Мои и ходить по всем повелениям Моим». В противном случае все это исчезнет, отнимется. Мы все получаем благодать Крещения, но то, какой плод от нее мы принесем, зависит от нас. Но не бывает так, чтобы мы решение принимали, не вспомоществуемые благодатью Божией, – она всегда с нами пребывает, нет момента, когда благодать может быть отъята. Даже опыт богооставленности, описанный святыми (когда, кажется, Бог их совершенно оставил, – будь то Серафим Саровский , Силуан Афонский или самый первый зафиксированный опыт Антония Великого , когда он боролся с бесами в пустыне и вскричал: «Господи, почему Ты меня оставил!»), свидетельствует, что на самом деле ни один из них никогда не был по-настоящему оставлен Богом. Им попускается испытать только ощущения богооставленности. Если на самом деле Бог оставляет человека, человек погибает – какой-нибудь совершенно отъявленный злодей, грешник, отчаянный человек может быть оставлен Богом, – но именно потому, что первый оставляет Бога сам. Настолько повернулся Иуда спиной к Богу, что Бог, устав его звать, просто оставляет его: иди дорогой, которую ты избрал. Нет такого момента в жизни, когда мы могли бы сказать: благодать нам не помогает, благодати с нами нет. И, тем не менее, один становится святым, а другой отвергает все, что получил, и становится, в худшем смысле этого слова, разбойником – не потому что творит злое, но потому, что он отрекается от Бога и умирает в отчаянии.

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet/28

Рождество Христово. О воде и ее свойствах Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 38, 2003 12 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 38, 2003 Рождество Христово 1 При всяком слове о Рождестве Христа Спасителя всегда в сердце искрятся светлые мысли и радостные чувства, в то же время сознание ясно говорит, что ни высказать, ни передать нашими ограниченными понятиями и скудным языком это величайшее Событие нет возможности. Рождество Христово всегда, от самых доисторических времен до беспредельного будущего, было и останется ни с чем не сравнимым Событием. От первых людей — общих прародителей всего человеческого рода Адама и Евы — до последнего жителя нашей планеты ко всем изначально обращено благовестие, получившее наименование вначале как Первоевангелие, которое в малом зерне сокровенной истины таинственно предуказывало доисторическому человечеству, что порожденное зло как эпидемия, начавшаяся распространяться в человеческом обществе, может быть уничтожено только семенем жены, которое сокрушит главу змия (см. Быт 3:15). А по исполнении времен, согласно Посланию апостола Павла (см. Гал 4:4), когда пришла полнота времен, тогда Бог послал в мир Единородного Своего Сына, прежде век Рожденного от Отца, чтобы Он Своим воплощением принял падшую человеческую природу, стал во всем, кроме греха, подобным нам, — чтобы оправдать, очистить, искупить человеческий род. 2 К этому центру чаяний и верований человеческого рода с поверхностных точек истории общечеловеческой жизни устремлены наши надежды на светлое будущее, на вечную жизнь. С нами Бог! — разумейте народы, — из глубин тысячелетий несется пророческий вдохновляющий гимн о том, что Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: С нами Бог (Мф 1:23; Ис 7:2). Что же являет нам событие Рождества? — Великую благочестия Тайну: БОГ ЯВИСЯ ВО ПЛОТИ… Афанасий Великий (IV в.) классически выразил основную догматическую вероучительную истину о Боговоплощении в сжатой формуле: Бог стал человеком, чтобы человека сделать богом.

http://pravmir.ru/rozhdestvo-hristovo-o-...

Скачать epub pdf «Иисус, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите! Ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали ... И начав от Моисея и всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании»» ( Лук. 10:23–24, 24:27 ) Ветхозаветное предсказание Новозаветное осуществление О человеческой природе Мессии Он родится от Женщины Бытия 3:15 [Бог говорит змию-искусителю] вражду положу между тобою и между Женою, и между семенем твоим и между семенем Её; Оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить Его в пяту. Объяснение. Сразу после грехопадения Адама и Евы Бог предрекает змию-искусителю, что Потомок Жены сокрушит его власть, хотя и Сам пострадает при этом. Исполнилось это предсказание на Галгофе.     Галатам 4:4 Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону. 1 Иоанн 3:8 Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола. Матфей 8:29 [Демоны кричат Христу:] что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас Лука 10:18–19 [Христос Своим ученикам:] Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам. Смотри также послание к Римлянам 16:20. Откровение 12Они [верующие] победили его [дракона] кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти Его Мать будет Девой Исаия 7:14 Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил [с нами Бог]. Матфей 1:18–23 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Смотрим 4-ю главу. «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить нас, находящихся под законом, дабы нам получить усыновление». И вот это усыновление даёт нам возможность обращаться к Богу как Отцу. Вот он дальше и говорит, что через это усыновление, «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: Авва, Отче! Посему ты уже не раб, но сын, а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа». Раб не мог к господину своему обратиться со словами: «Авва, отче». Это мог сделать только законный сын. И вот мы были в состоянии таких рабов, что и к Богу-то обратиться не могли, как нужно обращаться: «Отче!». Вот теперь поймёте всё значение молитвы «Отче наш». «Молитесь же так» ( Мф. 6:9 ). Нет такой молитвы в Ветхом Завете. Нет, потому что там другие были имена. А вот имя «Отче» указывает на такую близость, которую мы утратили. «Боже отцов моих», «Боже отцов моих» (см. Исх. 3:13 ; Дан. 2:23 ). Вот заменители всё были. Стыжусь воззреть на небо, стыжусь призывать имя Твое (ср. Езд. 9:6 ). А уж об Отце и говорить не приходилось. И вдруг из уст Христовых даётся нам молитва: «Отче». Вот эту мысль и раскрывает Апостол Павел. Кто дал нам такую возможность? Господь, искупив нас от греха и от проклятья, которое над нами тяготело с момента грехопадения. И вот: а если ты не раб, но сын (вот ты и обращаешься теперь к Богу), «то и наследник Божий через Иисуса Христа». Вот это Слово Превечное, – Иоанн Богослов говорит, – «стало плотию (14-й стих смотрите) и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его» ( Ин. 1:14 ). Заметьте – не природу Его видели, а «видели славу». Тот ореол, в котором Бог живёт. Иоанн Златоуст скажет: смотрите, Апостол Иаков что говорит: «Бог во свете живет неприступном». Если Его свет, в котором Он обитает, называется «неприступным», то что же по своей природе представляет из Себя Бог? И сказать невозможно. Поэтому говорит: «Мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца». И 18-й стих, если сразу перейти: «Бога не видел никто никогда [по Его природе], Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Вот это недро Отчее – это ведь только аналогия. Как младенец «в недре» – во чреве матери, так и Христос, представляется, как бы вышел из чрева Отчего. Но мы с вами не должны делать никакие сравнения, никакие аналогии придумывать, чтобы представить, как же произошло это рождение прежде всех век у Отца и Сына. Афанасий Великий снимает всю напряжённость вопроса одним словом: «О том знают только родивший Отец и рожденный Сын».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

27. Слово в день Святаго Мученика Благовернаго Димитрия Царевича (Говорено в Архангельском Соборе, маия 15 дня; напечатано в собраниях 1822, 1835, 1844 и 1848 гг.) Темже и страждущии по воли Божией, яко верну Зиждителю да предадят души своя во благотворении. 1Nemp. IV, 19 . 1822 Для чего так часто Церковь возобновляет пред нами зрелища неповиннаго страдания, торжественно возобновляя память невинно пострадавших? Для чего само Провидение поспешествует 162 в сем Церкви, – для чего и оно так долго и непрерывно представляет нам зрелища неповиннаго страдания, чудесно сохраняя 163 , пред нами, нетленные останки невинно пострадавших? Для чего, святое Отроча, багрянородное в жизни земной, по крови Царской, багрянородное и в жизни небесной, по крови мученической, – для чего еще оставляешь между нами твои разсеченные члены, и таким образом соделываешь потомков очевидцами того, как ты пострадал, без сомнения, не без воли Божией, хотя то было по воле и действием забывших Бога человеков? – Домышляюсь. Губители принесли тебя в печальную жертву законопреступному властолюбию, на погибель законной власти Царской; и дивный в судьбах Своих Бог попустил быть сему, дабы беззаконием вельможи обличить и наказать грехи народа: но дабы не вотще пролита была чистая кровь твоя, Он сберег ее ко времени; повелел ей, как Авелевой, вопиять против мятежников и похитителей Царскаго венца; и таким образом соделал тебя священною жертвою, агнцем, закланным за спасение законной власти Царской. Только сие нужно на время. Для чего же и теперь еще призываемся мы быть свидетелями, более, нежели за два века пред сим совершившагося неповиннаго страдания? Для чего так открыто, по изречению Церкви, «сеются мощи мучеников по всей вселенной»? Для того, как она же говорит, чтобы от них «прозябал плод исцелений»? – Правда. Но для чего и дар исцелений дается невинно пострадавшим, и притом иногда таким, которые не совершили великих подвигов добродетели, как сие, впрочем благословенное, Отроча? Для чего, повторяю, дар исцелений? Для тела ли только, когда самое тело не для себя, но для души?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010