Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Лк, 4 зач., 1, 39—49, 56 Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его. Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой. Введение во храм Пресвятой Богородицы — праздник трепетной тайны. Тайны Божией Матери, Которая хранит сокровенное от создания мира. Нам уже показано, что с нами Бог, что Он — Эммануил, что Он идет с нами. «Слыши дщи и виждь и приклони ухо Твое». Как восходила Она по ступенькам Иерусалимского храма в Духе Святом, так быстро идет Она по холмам Иудеи к Своей родственнице Елисавете сразу же после того, как приняла во чреве от Духа Святого. Она проходит через Самарию, Ее торопит любовь. Она как искра, бегущая по земле. Искра радости, любви, света, которая хочет скакать и распространяться везде. Наша радость сегодня в том, что нам открывается Ее тайна. Самая великая радость, самая великая тайна. Когда, кажется, все уже безнадежно, когда наступает конец времен и охладевает во многих любовь, Бог уготовляет нам эту нечаянную радость. И каждый из нас может радоваться сегодня, как ребенок, приготовивший на праздник подарок для матери. Он зовет своих братьев и сестер, весь дом уже знает об этом и наполняется ожиданием. Еще можно сказать, что сегодня мы все как дети, у которых нет ничего, чтобы купить на праздник отцу, — потому что у детей действительно нет ничего. Но мать покупает для них столько, сколько позволяет ее любовь к ним и к их отцу, чтобы у всех была радость.

http://moral.ru/поспешность-любви/

Преодоление смерти в монашеской жизни Некий авва из Геронтикона говорил: “Я – не монах, но видел истинных монахов”. Вот почему я нахожусь сегодня среди вас. На основе увиденного мной я попытаюсь сказать несколько слов о том, кто он, православный монах, и о тесной связи между нами, литургической жизнью монастырей и личным опытом святых аскетов. 9 июля, 2014 Некий авва из Геронтикона говорил: “Я – не монах, но видел истинных монахов”. Вот почему я нахожусь сегодня среди вас. На основе увиденного мной я попытаюсь сказать несколько слов о том, кто он, православный монах, и о тесной связи между нами, литургической жизнью монастырей и личным опытом святых аскетов. Господь пришел в мир не с тем, чтобы улучшить условия этой жизни, не с тем, чтобы предложить новую экономическую и политическую систему или научить нас новому методу поддержания духовного и телесного равновесия. Он пришел, чтобы победить смерть и даровать нам вечную жизнь. “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” (Ин. 3:16). И эта вечная жизнь является не только неким обещанием счастья после конца земной жизни, простым загробным существованием. Вечная жизнь – это благодать, которая просвещает и придает смысл настоящему и будущему, душе и телу человека. Явления воскресшего Христа ученикам случились для того, чтобы придать им уверенность в том, что смерть повержена. Господь воскрес. “Смерть уже не имеет над Ним власти” (Рим. 6:9). Он – совершенный Бог, входящий и выходящий сквозь закрытые двери. Он – совершенный человек, осязаемый, едящий и пьющий, как каждый из Его учеников. То, чем обладает человек, и то, чего он заслуживает, – это не столько его физические и умственные способности, сколько его возможность стать причастником Воскресения Христа, возможность умереть сегодня и начать жить вечной жизнью: “Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную” (Ин. 12:25). Монах, всецело предающийся Богу, хранит эту истину. Его жизни присуща единственная радость: “Кто погубит, тот сохранит…”

http://pravmir.ru/preodolenie-smerti-v-m...

ПРОМЫСЛ БОЖИЙ В мире все совершается Промыслом Божиим …Вера не в том только состоит, чтобы веровать, что есть Бог, но и во всепремудрый Его Промысл, управляющий тварями Своими и вся на пользу устрояющий; времена и лета положены суть в Его власти ( Деян. 1, 7 ), и каждому из нас предел жизни определил прежде бытия нашего; и что без воли Его ни птица не падет, ни влас главы нашея не погибнет! ( Мф. 10, 29 ; Лк. 21, 18 ). Каждому из нас предлежит испытание веры, но не всем в одно время и не в одних и тех же вещах; один испытывается бедностию, обременен семейством, не имея дневного пропитания; другие лишением чести, бесславием, иной из богатства переходом к нищете, иной чрез несогласность партии , недобрым поведением детей снедается сердечною печалию; или скорбит, не имея детей – надежды и подпоры старости его, иной лишением супруги, друга, брата, детей, родителей и родственников и прочими многими пестровидными скорбными приключениями отягощаются; но все сие происходит по всепремудрым и недоведомым судьбам Божиим (II, 73,109). Всеобъемлющий Промысл Его простирается как на весь мир, так и в особенности на каждого из нас… (II, 172, 275). …Бог силен помочь ему, когда он будет сего достоин. Он печется о тварях Своих и промышляет по премудрому Своему Промыслу и предведению, кого наказует и кого награждает. Судьбы Его нам непостижимы! (I, 6, 29). Что вы так страшливы и малодушны, от всякого ветерочка колеблетесь, как трости, от всего смущаетесь и беспокоитесь? Советуем вам не верить ничему, а утверждаться верою в Господа нашего Иисуса Христа, что Он со Отцем и Духом Святым, как всею тварию, так и нами грешными, управляет и промышляет, и без Его святой воли, когда уже птица не падет и влас главы нашей не погибнет ( Мф. 10, 29 ; Лк. 21, 18 ), то может ли что с нами случиться, Богу не попустившу? Хотя бы не только весь собор злых человек вооружался и нападал, но и сам изобретатель злобы, ничего не успеет. Это мы видим на праведном Иове и на свиниях; тогда мог действовать диавол, когда ему было попущено; тако и мы грешнии, ежели будет воля Создателя нашего и Промыслителя, то не имамы ли пити чашу пелыни судеб Божиих? (V, 430, 580). Скорби попускаются за грехи или к испытанию веры

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Разделы портала «Азбука веры» ( 1  голос:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 82. Посты и браковенчания Связан ли календарь половой жизни с правилами браковенчания? Влияет ли на здоровье ребенка зачатие «не по уставу»? Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Сегодня я начну разговор с высказывания по обсуждаемой нами теме одного современного священника: «Мы живем в то время, когда сформировалась общеприходская практика, согласно которой, есть супружеское воздержание во время постов. И в какие дни нужно воздерживаться от супружеского общения, воцерковленному человеку хорошо известно. Все просто – это дни, когда не разрешается венчание. В жизни Церкви далеко не все регламентируется канонами. Есть и практика, по которой и живет Церковь. Это церковная мудрость, сложившаяся веками». Какова цена этой мудрости и как складывалась упомянутая традиция супружеского воздержания мы уже выяснили на предыдущем занятии, а теперь соредоточимся на рассмотрении аргумента, что пост супружеский должен быть в те дни, в которые не разрешено венчание. Насколько оправдан такой календарь супружеского поста, если посмотреть, что венчания воспрещаются не только накануне однодневных и в периоды всех четырех постов, но и накануне воскресенья, двунадесятых и великих праздников, во время Святок и Светлой седмицы? Неужели все эти дни связаны с супружеским постом? И что с этими днями не так? Может это связано с тем, что зачатие «не по уставу» повлияет на здоровье ребенка или матери?! Наверняка все вы слышали о таком мнении, что дети, зачатые «не вовремя», рождаются больными, в чем-то ущербными или даже проклятыми! Если не слышали, то послушайте: «Закон жены — ведать одного своего законного мужа, с которым повенчана, ведать также и дни соитий своих, т.е. когда закон дозволяет и когда не дозволяет; потому что законным венцом сочетаваются ради чадорождения, а не ради услаждения. Та, которая блюдет себя от лукавства, ту и Бог бережет вместе с младенцем ее; если же мать не будет блюсти себя от лукавства, как будет хранить Бог ее и младенца ее? Но сегодня много мужей и жен не хранят праздников, ни Владычних, ни Богородичных, ни воскресений, ни иных каких-либо, но делают дело чадорождения своего безо всякого страха Божия и разбора».

http://azbyka.ru/video/82-posty-i-brakov...

С какой радостью с каким трепетом мы ожидаем рождения всякого младенца, с какой радостью мы говорим: «Человек родился в свет». Каждый из нас рождается из небытия, вступая из ничего в бытие сначала временное, а потом и вечное. И совершается это как торжество любви его отца и матери, торжество любви, которое вводит человека в жизнь с тем, чтобы из времени он перешел в вечность. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Мы празднуем в нощь сию рождение в наш грешный, темный, порой страшный мир Живого Бога в образе Господа нашего Иисуса Христа. С какой радостью с каким трепетом мы ожидаем рождения всякого младенца, с какой радостью мы говорим: «Человек родился в свет». Каждый из нас рождается из небытия, вступая из ничего в бытие сначала временное, а потом и вечное. И совершается это как торжество любви его отца и матери, торжество любви, которое вводит человека в жизнь с тем, чтобы из времени он перешел в вечность. И вот Сын Божий рождается в нашу жизнь; но не от любви мужчины к женщине, Матери Своей к мужу, а от непостижимой любви Божией к нам, людям, и от неизмеримой веры, преданности, от изумительного послушания и любви к Богу Пресвятой, Пречистой Девы Марии. Как всякий младенец, вступающий в жизнь, Сын Божий, покоящийся в вечности и вступающий во время, вступает в него хрупким Младенцем, беззащитным, уязвимым; как всякий младенец, является как бы иконой, образом любви воплощенной, так и Сын Божий являет реальность Божественной любви и человеческого ответа на эту любовь. Бог отдает Своего Сына — да, на земную жизнь, но также и на смерть ! На смерть, которая Ему всем чужда, с которой у Него ничего общего нет, потому что смерть является плодом нашей отчужденности от Бога, смерть — это плод греха, мертвость души, которая за собой влечет и умирание тела. Воплощенный же Бог, Богочеловек Господь Иисус Христос и при рождении Своем уже бессмертен: и Он принимает смертность, желая во всем отождествиться с нами, людьми, быть с нами заодно, не отлучаясь ни от любви Божией, ни от единства с Ним, чтобы жить нашей жизнью, но жизнью очищенной, прозрачной ко всему светлому, и умереть нашей греховной смертью. Да! Он умирает нашей смертью, не Своей, потому что — как может Вечная Жизнь умереть?.. Но Он приобщается нам и умирает.

http://pravmir.ru/rozhdestvo-xristovo-2/

Святитель Григорий Палама и повседневная жизнь простого христианина марта 2016 Праздник святителя Григория Паламы во второе воскресенье Великого поста словно призван отрезвить тех " великих постников " , которые считают, что чем суровее ограничения в пище, тем лучше. " Он соединяется и с самими человеческими существованиями, становясь одним телом с нами и делая нас храмом всего Божества - потому что в теле Христове " телесно живет вся полнота Божества " (Кол. 2:9), - пишет святитель Григорий Палама. - Неужели Он не просветит и не озарит души достойных причастников божественным блеском Своего тела в нас, как Он осветил тела учеников на Фаворе? Тогда Господне тело, еще не смешавшееся с нашими телами и носившее в себе источник благодатного света, внешне освещало окружавших Его достойных учеников и внедряло в их душу просвещение через чувственные глаза; теперь, смешавшись с нами и живя в нас, оно тем более должно озарять душу изнутри " . А ведь этого не достигнешь трудами постными. Нельзя допоститься до того, что Христос Бог придет к тебе и озарит твою душу. Нельзя заставить Его это сделать. Нельзя понудить Бога к общению с тобой - постником и соблюдателем устава. Но не есть ли само это общение - то, чего ждет человеческое сердце? Чтобы сам Бог утешил и отер всякую слезу? Чтобы Христос был близок к нам и мы опытно знали, что Ему есть дело до нашей боли и нашей нужды? Но насильно не выдавишь из своих постнических психофизических недр Нетварный Свет. Конечно, человек - бездна, созданная Богом, великий мир в мире малом, как говорил многими столетиями раньше другой святой Григорий - Григорий Богослов, под " миром малым " подразумевая всю огромную вселенную. И в этих недрах есть все - радость, восторг, видения. Все, кроме Бога. " Благоговейная осторожность здесь нужна потому, что сие море (то есть сердце со своими помыслами и желаниями, которое должно очистить посредством внимания) великое и пространное: тамо гади, ихже несть числа (то есть помыслы суетные, неправые и нечистые - порождения злых духов) " , - учил преподобный Серафим Саровский, близкий по духу к исихастам-паламитам.

http://mitropolia.spb.ru/docs/svyatitel-...

Скачать epub pdf Проповедь, произнесенная в зале православного братства «Три святителя» в городе Волосе 26 февраля 1986 года. Содержание Престол Двор     Благодать Божия привела нас к самой сердцевине церковного года, к Триоди Постной, в которой последовательно и постепенно раскрываются перед нами Небесные горизонты покаяния. Позавчера мы вступили в подготовительный к святой Четыредесятнице период. Он дарует нам возможность настроиться на плодотворное проведение следующего за ним этапа – Великого поста. А он, в свою очередь, готовит нас к Страстной седмице: к погребению со Христом и к встрече грядущего торжества со всеми святыми и всем творением – Воскресения Христова и нашего собственного духовного пробуждения. Тот, кто осознанно погружается в праздничный цикл Церкви в дни, приготовительные к святой Четыредесятнице, тот уже сейчас в своей душе непременно воспоет то, что через две недели мы все услышим в евангельском чтении: отныне будете видетъ Небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому ( Ин. 1:51 ). Пусть эти слова послужат основанием нашей сегодняшней беседы. Если мы станем внимательно следить за чтениями из книг Священного Евангелия, то увидим, что каждое воскресенье показывает нам жизнь Сына Божия с разных сторон. Притчи Недели о мытаре и фарисее, что мы пережили позавчера, и наступающей – о блудном сыне – готовят нас к лицезрению смирения Сына Божия и Его отеческих объятий. Это один из способов, которым Бог открывает Себя для нашего познания. Впоследствии, в Неделю о Страшном Суде, Сын Человеческий предстанет перед нами как Царь, восседающий в Своей славе на троне. И последнее перед Великим постом, сыропустное, воскресенье повествует нам о новой жизни во Христе через Причащение Ему. Вы видите, что Господь царствует повсюду в эти дни. Трагедия всякого верующего человека заключается в том, что реально увидеть желанного им Господа он не может, хотя все нам говорит о Нем. Мы ищем Господа в своих молитвах. Каждый сообразно собственным силам старается всем сердцем и умом узреть Бога, однако часто приходит к выводу: искала его и не нашла его, звала Его, и не услышал меня ( Песн. 3, 1 ). Страдание и слезы нашего сердца происходят от того, что мы обычно не замечаем Бога в молитвах и годами твердим: «Бог меня не слышит».

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Слово в день Алексия, человека Божия 39 Сия есть воля Божия, святость ваша ( 1Сол. 4:3 ). Когда св. Апостол Павел возвещает волю Божию, то возвещает ее людям не особого какого звания и чина, но вообще всем верным. Святость есть призвание христианское. Каждый из нас призван к житию святому и непорочному, и каждый обязан по примеру Святаго, призвавшего нас, быть святым во всех своих действиях. Святи будите, яко Аз свят есмь, говорит Господь Бог ( Лев. 11:44 ). Но начав беседовать с вами, благочестивые обитательницы сего святого места, я должен сказать вам преимущественно пред другими, что воля Божия есть святость ваша. Вступая в звание христианское, мы дали обет чистоты и святости; а вступая в звание монашеское, мы повторили обет, данный нами при купели крещения. Кто же прежде всех обязан выслушать волю Божию и исполнить оную, как не мы, которые всецело посвятили самих себя Единому Богу? И кто паче всех должен быть чист и свят по душе, как не мы, которые приняли на себя Ангельский образ? Итак, исследуем в честь празднуемого ныне Угодника, сохранившего чистоту и святость до конца жизни, – Алексия, Божия человека, – исследуем, в чем состоять должна святость, которую заповедует нам Господь, которой требует от нас достоинство звания и которую ищет в нас самый мир, нами оставленный. Христианская святость состоит в возрождении в новую, духовную жизнь. Человек, совлекаясь греховного тела, плоти, и обновляясь в духе, освящается Божественною кровию Спасителя и становится храмом Духа Святого. Чтобы сохранить чистоту и святость, дарованную ему в купели крещения, он обязывается избегать не только явных пороков, кои Апостол запретил даже именовать между христианами ( Еф. 5:3 ), но и тайных преступлений, которые не менее явных оскверняют храм Божий, обязывается не только не растлевать тела постыдными делами, но и не осквернять духа гнусными мыслями и не заражать сердца низкими желаниями, обязывается, по слову Апостола, жить по духу ( Гал. 5:16 ) и представлять свое тело в жертву живую, святую, угодную Богу ( Рим. 12:1 ). Вот обязанность общая для всех верующих. Здесь нет никакого изъятия. Владыка и раб, сильный и немощный, богатый и бедный, дева, посвятившая себя Господу, и жена, вступившая в супружество – все имеют одно призвание – святость. Не призва бо нас Бог на нечистоту, но во святость, говорит Апостол ( 1Сол. 4:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Слово в день принятия боголюбской иконы Божией матери Снова мы зрим перед собою, христолюбивые граждане владимирские, св. икону царицы небесной боголюбскую. Всегда готовая осенить нас своею благодатию и непрестанно молящаяся о нас грешных пред престолом Сына своего Божественного, она в особенности в нынешний день, светло празднуемый нами в честь ее иконы, готова без сомнения сподобить нас своих милостей, если только мы уготовим сердце свое к принятию этих милостей, если, зря на ее св. икону, вдохновимся верою и надеждою на ее всесильную помощь и изольем перед нею все наши нужды душевные и телесные, все скорби и печали сердца. Дабы возжечь святую искру благоговения и верующей сыновней любви к царице небесной, св. церковь оглашает слух наш многочисленными песнопениями и молитвами, составленными в ее похвалу и честь, а для богослужебных чтений выбирает такие места из священных книг нового и ветхого завета, в которых пророчески-образно указуется, или прямо разъясняется все величие матери Господа нашего, неизреченно послужившей таинству нашего спасения. И кто со вниманием и с пониманием слушает эти песнопения и чтения церковные, тот, конечно, не может остаться хладен сердцем и не умилиться душею пред пречистым ликом заступницы рода нашего. О, если бы случилось это и с нами в настоящие минуты! Призвав на помощь саму пречистую матерь Господню, остановимся вниманием своим на тех паримийных чтениях, которые неизменно предлагаются нам св. церковию на всенощных бдениях во все богородичные праздники, и смысл которых, не смотря на свою знаменательность и поучительность, как кажется, не всеми понимается и достодолжным образом усвояется. Первое чтение берется из того места книги Бытия, где повествуется, как патриарх Иаков во сне видел таинственную лестницу, соединявшую небо с землею. Это было в то время, когда он, спасаясь от ярости брата своего Исава, принужден был удалиться из дома отеческого и бежать из родной Вирсавии в далекий город Харран, на родину матери своей Ревекки. Ночь застигла его в некотором пустынном месте, и он с крепкою верою в невидимую защиту Божию заснул под открытым небом, положив себе в изголовье один из камней того места. И вот видится ему знаменательный сон: «лестница стоит на земле, а верх ее касается неба и вот ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама отца твоего, и Бог Исаака: не бойся. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему. И будет потомство твое, как песок земной, и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные. Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся, и сказал: как страшно сие место! Это не иное что, как дом Божий, это врата небесныя» ( Быт. 28:12–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Согласительное исповедание 433 г. Скачать epub pdf Содержание Согласительное исповедание 433 г. Послание Иоанна, епископа антиохийскаго, к Кириллу, архиепископу александрийскому     " Εφραινσθωσαν...»: «Исповедуем, что Господь наш Иисус Христос , Единородный Сын Божий, есть совершенный Бог и совершенный человек из разумной души и тела; что Он рожден прежде веков от Отца по божеству, в последние же дни нас ради и нашего ради спасения от Марии Девы – по человечеству; что Он единосущен Отцу по божеству и единосущен нам по человечеству; ибо произошло соединение двух естеств. Посему мы исповедуем одного Христа, одного Сына, одного Господа. В сем понятии неслитного соединения исповедуем Святую Деву Богородицею, потому что Бог Слово воплотился и вочеловечился и от самого зачатия соединил с Собою воспринятый от Нее храм. Мы знаем, что мужи богословы евангельские и апостольские речения о Господе одни делают общими, как относящиеся к одному Лицу, другие же разделяют в отношении двух естеств и богоприличные относят к божеству Христа, а смиренные – к человечеству» (АСО. T. 1. Vol. 1 (4). P. 17; ДВС. Т. 1. С. 541). Послание Иоанна, епископа антиохийскаго, к Кириллу, архиепископу александрийскому Господину моему, благочестивейшему и святейшему сослужителю Кириллу, Иоанн (желаю) всякого блага о Господе.    Указом благочестивейших императоров наших давно повелено собраться собору боголюбивейших епископов в ефесской митрополии, с одной стороны, ради дел и несогласий церковных, с другой – ради правой веры. Когда к упомянутому городу прибыли и мы, и после взаимных переговоров опять возвратились (излишне, впрочем, теперь, во время мира, вспоминать причины несогласия), и когда церкви впали таким образом в тягостное несогласие: всем должно было наиболее заботиться о том, чтобы, совершенно уничтожив раздор, восстановить, наконец, единение Церкви Христовой. Это повелевали и сами благочестивейшие и христолюбивейшие императоры: для этой цели и послали они достоуважаемого господина моего, знаменитого трибуна и нотариуса Аристолая, который доставил благочестивые их послания, повелевающия нам собраться и совершенно уничтожить соблазн и прекратить всякое возмущение и раздор. Согласно с этими благочестивыми посланиями, мы тотчас послали моего господина, вполне боголюбезного и святейшего епископа Павла. На это изъявили свое согласие и благочестивейший отец наш епископ Акакий и прочие, бывшие с нами епископы. Сделали же мы это для большего удобства, так как не могли, согласно с волею благочестивейших наших императоров, отправиться сами для личного свидания. Мы уполномочили его от нашего лица, вместо нас и нашим именем сделать все, способствуещее миру (это главная цель его посольства) и вместе с тем представить твоей святости изданное нами по общему согласию изложение веры о воплощении Господа нашего Иисуса Христа, которое и посылаем твоему благочестию чрез упомянутого боголюбезнейшего мужа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/soglas...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010