Скачать epub pdf Что такое кафоличность? Насколько важно для христианина решить этот вопрос, показывают слова «Исповедания веры святителя Афанасия », высоко почитаемого во всем христианском мире. Это исповедание говорит: «Иже хощетъ спастися, прежде всех подобаетъ ему держати каоолическую веру, ея же, аще кто целы и непорочны не соблюдетъ, кроме всякаго недоумения, во веки погибнет». Слово кафолический на славянский язык переведено было святыми и богодухновенньши нашими первоучителями Кириллом и Мефодием словом соборный. Это показывает. что они, в полном согласии с пониманием всей Православной Церкви, вкладывали в это слово какой-то иной смысл, нежели тот. который ему обычно придает современный Запад, толкуя слово кафолический, как всеобщий, всемирный. Однако, и понятие соборный требует разъяснения. Что такое собор, что такое соборность? Для правильного разумения этого слова, нам надо оглянуться на самое начало тварного мира и подняться к вершинам богословия. Бог раскрывается перед нами не как единица-монада, но как множественность, троичность во единстве: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый, но не три бога, а Один Бог , Три Личности, но Единое Существо. Чем обеспечивается это единство Триех Личностей Божиих? Полной и совершенной любовью Одного Лица к Другому и полной совершенной истинностию Лиц Божиих, отсутствием какой-либо неправды, неподлинности в Святой Троице. Это и есть истинный, исконный образ кафоличности, соборности, как и именует св. Церковь Пресвятую Троицу: Предвечный, Божественный, Троический Собор. Такое соборное – кафолическое бытие является источником величайшей абсолютной радости и блаженства. Поэтому, по неизреченной Своей благости. Бог захотел, чтобы этой бесконечной радостью и блаженством наслаждался не Он Один, но, чтобы радость бытия разделили с Ним и другие существа, которые и сотворил Он способными к этому: сначала ангельский собор, потом и человеческий род. Но не мог Бог сотворить второго Бога» потому что не может быть второго Абсолюта, и не может Абсолют быть созданным. Потому сотворил Бог существа не абсолютные, но стремящиеся к абсолютному чрез все большее и большее приближение к Нему, чрез все большее и большее постижение Бога и соединение с Ним. Таково именно состояние ангелов и тех людей, которые унаследуют Царство Небесное, как сказал святитель Василий Великий : «я тварь, но получил задание стать Богом».

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

Вместо предисловия Святитель Феофан, затворник Вышенский , в своих многочисленных письмах преподает великое множество советов и указаний для идущих по пути ко спасению. Св. Афонская обитель наша, издав к настоящему времени 1471 письмо святителя в восьми выпусках, совокупность коих составляет уже громадный том, теперь предлагает благосклонному вниманию почитателей св. Феофана и указатель к этим письмам. Указатель сей составлен о. Архимандритом Никодимом, смотрителем СПБ Александра-Невского Духовного училища, в одиннадцати отделах: о Боге и Его творении, о созидании спасения: в семье, в иночестве, в мире, о делании духовном, о пороках и добродетелях, болезнях, исповеди и Св. Причасти, смерти, страшном суде и о Св.Писании, так что каждый желающий легко может отыскать ему потребное во спасение. Русский Афонско-Пантелеимоновский монастырь Страница Бог; мир ангельский, Святые, их почитание. Божие творение, человек УКАЗАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ Выпуска Страницы Письма 179–180 Бог – Творец всего Бог – Творец Все от Бога 218–211 Милость Божия безмерна, но мы мерны, надо избегать повторения падений 123–124 Божие долготерпение Господь ведает степень благоугождения Ему Божественное управление церковью Бог везде Искание Бога Господь – близ Господь всегда с нами Близ Господь ищущих его Господь везде для ищущей Его души человека Бог с нами Утешение – от Господа Вся весть Господь УКАЗАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ Выпуска Страницы Письма Проявление Божественной неизменяемости в людях Предопределение Светлое и мрачное в божием творении и все мудро и спасительно устроено Творцем 146–148 Господь всем хочет спасения 133–134 Покой Божий «Соль» – любовь Божия Божие долготерпение к нашим грехам Благодать Св.Духа в верующем «Живет во мне Христос» Утешение наше – Христос Совоскресение Христу Источник утешения – Господь Сила Христова воскресения Преданность Божьему промыслу 199–200 Что значит принадлежать Господу? Божественное управление всею церковью и каждым христианином в частности Ангелы Ангелы Святый Ангел хранитель – руководитель наш

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Приятно и полезно прославлять все то, что Спаситель наш Христос, как Богочеловек, совершил ради нас, поскольку все сие исполнено чуда и изумления. И как же может быть иначе? Бог является среди людей и познается ими, всему подчиняется, как человек, исполняет заповеди закона и возвещает о сем исполнении, – дабы взамен дать и свой закон, исполненный благодати и истины. Достойно удивления и то, о чем говорит настоящее слово, то есть обрезание Христа по плоти, по прошествии восьми дней после Его безсеменного рождения. И это событие исполнено чудес и должно быть прославлено. Ибо как возможно не считать величайшим и важнейшим чудом того, что Христос исполнил закон и притом для нашего спасения? Бог принимает имя. Безвестный, во всем подобный человеку, Он посредством имени ясно познается. По нареченному Ему имени Он не только называется Сыном, подобно тому как Отец именуется Отцем вследствие того, что родил Сына, а Дух именуется Духом вследствие своего исхождения от Отца (поскольку оные Три суть един Бог и в них едино Божество), но вместе с тем неложно назван и действительно есть Сын Девы; в сем отношении Он и может быть постижим для нас и является пред нами кротким. И я, как беглец, нашедши дверь спасения открытою, дерзновенно приступаю к Господу и Создателю. Святый Лука так говорит о сем событии в своем евангелии: «Егда исполнишася осмь дний, да обрежут Его, и нарекоша имя Ему Иисус, нареченное ангелом прежде даже не зачатся во чреве» ( Лук. 2, 21 ). Великий Лука изъясняет здесь нам великие тайны. Поистине, его евангелие достойно Павла, который и сам похваляясь говорит о сем: «по благовествованию моему» ( 1Кор. 15, 1 ; Рим. 14, 24 ). Что же желает сказать евангелист словами: «нареченное ангелом прежде даже не зачатся во чреве?» Это он сам изъясняет, разсказывая о явлении Деве Марии ангела, который говорит: «Се зачнеши во чреве, и родиши сына, и наречеши имя ему Иисус. Сей будет велий и Сын Вышняго наречется» ( Лук. 1, 31–32 ). О том же говорит и святой Матфей, рассказывая о явлении ангела Господня во сне Иосифу ( Матф. 1, 18–21 ), причем добавляет: «Сие же все бысть, да сбудется реченное от Господа пророком (Исаиею), глаголющим: се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя ему Еммануил, еже есть сказаемо, с нами Бог» ( Матф. 1, 22–23 ; Ис. 7, 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Русский Дом 2001. Ответы протоиерея Александра Шаргунова ПРАВОСЛАВИЕ.RU       РУССКИЙ ДОМ 8,  2001 ОТВЕТЫ ПРОТОИЕРЕЯ АЛЕКСАНДРА ШАРГУНОВА Часто приходится слышать о культуре New age и о связанном с ней " правильном мышлении " . Что это такое? С.А. Соколова, г. Москва. Культура New age - это безличный коллективизм, грех как норма (грех стирает черты личности). Для этой культуры Бог - не личное существо, а " космическое первозданное сознание " , " космическая энергия " . Они не отрицают Христа, но для них Христос в ряду Будды, Гермеса, Кришны. Космический Христос придет, чтобы помочь нам освободиться от ограничений этого тварного мира и соединиться с Божественной энергией, в которой мы найдем свое завершение. Бог не личное существо, и человек не имеет нужды в посредниках - в Церкви, в догматах, в таинствах, в иерархии, чтобы встретиться с ним. Надо только " открыться " Ему. Тайна христианской веры - Бог послал Своего Сына Единородного, чтобы разделить с нами нашу жизнь, наши радости, наши страдания и нашу смерть и засвидетельствовать тем самым о великой любви к людям. В этой тайне мы достигаем самых глубоких личных отношений с личным Богом. Культура New age предлагает нам обратное: слияние с безличным божеством. Отсюда либо идолопоклонство, обожествление того, что дано природой, то есть энергией, - пантеизм, либо инфантилизм сознания, различные секты, " гуру " ... При этом адепты New age называют Божественное Духом, любовью. Но мы познаем Бога и созерцаем Его как Божественную личность, а не как олицетворение космических сил. Дух Святой совершает в нас и с нами дело Воскресения Христова. И Он должен преобразить весь мир. Бог для нас - общение любви. Мы вступаем в это общение, научаясь любить, как Христос возлюбил нас, вдохновением и помощью Духа Святого. Мы не сливаемся с силами природы, но трудом, мыслью, молитвой, покаянием, жизнью по заповедям Божиим продолжаем дело Христа. Для New age каждый может непосредственно погрузиться в Божественное, без посредников, потому что оно окружает со всех сторон. Все прежние религии мира для них ограниченны. Тем не менее они признают все пути в их разнообразии, с их особенностями: они хороши, если подходят кому-то.

http://pravoslavie.ru/rusdom/200108/32.h...

Един Бог есть предже всего и у всех и во всех и выше всего, нами веруемый и поклоняемый во Отце и Сыне и Святом Духе, Единица в Троице и Троица в Единице, соединяемая без слияния и различаемая без разделения: та же самая Единица есть тождественно Троица Всемогущая. Отец безначальный, не только как безвременный, но тоже как совершенно без причины; Сам единственная причина и корень и источник во Сыне и Святом Духе созерцаемого Божества; Сам единственная первоначальная причина всего сущего; не единственный Творец, но единственный единого Сына Отец и присносый единственный Отец и Изводитель; более великий Сына и Духа, но это только как причина, во всем остальном Тот же Самый как Они и равночестен. Которого Сын один, безначальный как безвременный, не безначальный же как имеющий началом и корнем и источником Отца; от Которого единого Он исходил предже всех век, бестелесно, не истекая, бесстрастно, через рождение, но без разделения, Бог сый от Бога, не другой же как Бог, а другой как Сын; присно Сый и присно сый Сын, и единственный Сын, присно сый у Бога без слияния; не причина и начало Божества во Троице мыслимого, ибо причина и начало Его существования Отец, но причина и начало всех созданных, как сущих всех через Него. Иже во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу; но при полноте веков принял образ, нам свойственный, и, истощая Себя, благоволением Отца и содействием Святого Духа, по закону естества зачался и родился от Приснодевы Марии, вместе Бог и Человек, и, как воистину вочеловечивыйся, стан нам во всем подобен, кроме греха, пребывающий тем, что Он был, Бог истинен, соединяюий без смешения и изменения две природы и воли и действия и пребывающий один Сын в одной Ипостаси, и после вочеловечения действующий все Божественные действия как Бог и все человеческое как человек, и был подчинен беспорочным человеческим страстям. Бесстрастен же и бессмертен сый и пребывая яко Бог, Он вольно пострадал во плоти, яко человек; и быв распят и умерый и погребен, и воскресый в третий день, Он и явился Своим ученикам после воскресения, и свыше силу возвещая, и повелевая наставлять все народы, и крестить во имя Отца и Сына и Святого духа, и соблюсти и учить, как Он повелел, он вознеслся Сам на небо и воссел одесную отца, делая равночестну и сопрестольну как равнобожественну нашу телесную одежду, с которой и вернется со славою судити живых и мертвых и дать каждому по делам его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/716/...

Скачать epub pdf БОГОЯВЛЕНИЕ Крещение Господа названо Богоявлением, потому что в нем так зримо явил Себя Единый истинный Бог, поклоняемый в Троице; Бог Отец – гласом с неба, воплотившийся Бог Сын – Крещением, Бог Дух Святой – нисшествием на Крещаемого. Тут явлено и таинство отношения лиц Пресвятой Троицы. Бог Дух Святой от Отца исходит и в Сыне почивает, а не исходит от Него. Явлено здесь и то, что воплощенное домостроительство спасения совершено воплотившимся Богом Сыном со присущим Ему Духом Святым и Богом Отцом. Явлено и то, что и спасение каждого может совершиться не иначе, как в Господе Иисусе Христе, благодатью Святого Духа, по благоволению Отца. Все христианские таинства сияют здесь своим божественным светом и просвещают умы и сердца с верой совершающих это великое празднество. Придите, вознесем дух к созерцанию этих таин спасения нашего и пропоем: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение», – спасение троически созидающее и троически нас спасающее. Святитель Феофан Затворник ( 107, 1–13 ). Слово на Богоявление Святого священномученика Ипполита Римского Все, что сотворил Бог и Спаситель наш, все, что только видит око и о чем размышляет душа, что исследует ум и осязает рука, что объемлет мысль и вмещает природа человеческая все это хорошо, и весьма хорошо. Ибо что прекраснее небесной тверди, что разноцветнее земной поверхности, что быстрее течения солнечного, что приятнее лунного сияния? Что удивительнее многосложной стройности светил небесных? Что плодотворнее благовременных ветров? Что прозрачнее дневного света? Какое из животных превосходнее человека? – Так, все, что сотворил Бог и Спаситель наш, весьма хорошо. Равным образом, какой дар столько необходим для нас, как вода? Водою все омывается, и питается, и очищается, и орошается. Вода поит землю, производит росу, утучняет виноград, приводит в зрелость колосья, истребляет горечь в виноградных плодах, умягчает маслину, услаждает пальму, украшает розу, испещряет цветами фиалку, питает лилию в прекрасной оболочке. Но для чего говорить много? Без воды ничто из видимого нами не может существовать: вода столь необходима, что когда прочие стихии имеют жилище под сводами небес, она получила для себя вместилище и над небесами. Об этом свидетельствует сам Пророк, взывая: «Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес» ( Пс. 148,4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

1. Предостережение от новых вероучений (Из поучений преосвященного епископа Феофана) I. Благовременным нахожу указать вам, братия, одно предостережение, именно относительно новых учений, которые так плодовиты в наше время. Мысль мою выражу словом апостола: «В научения странна и различна не прилагайтеся» ( Евр. 13:9 ). Не бывайте, братия, преложни к иному ярму, т. е. к иному какому учению, кроме содержимого нами, засвидетельствовавшего и свидетельствующего свою божественность ( 2Кор. 6:14 ). Но если б даже ангел с неба пришел нам благовестить паче, еже благовестовано нам св. апостолами, все в один голос скажем: анафема да будет! ( Гал. 1:8 ). Следуя апостолу, который по любви к истине и себя поставил в число сих осуждаемых, – если б почему либо стал благовествовать иначе, нежели благовествовано. Да не покажется кому такой приговор слишком строгим. Он в порядке вещей. Учения человеческие по природе своей не неизменчивы. Это для них и необходимость и благо. Все вокруг нас течет, ничто не стоит, и вещи и судьбы общественные, и предприятия людские. Странно было бы, если б кто либо упорно стоял в одних и тех же понятиях, когда вокруг уже ничего нет, к чему бы можно приложить их. Но не то в деле веры – в сем внутреннейшем отношении духа нашего к Верховному Существу. Здесь как Бог неизменен, и неизменна природа наша, так неизменен должен быть и символ веры . Так это и есть. В раю еще начертан, тотчас по падении, Моисеем потом облечен в подготовительную форму, а Спасителем совершен, и действуется ныне во всех совестях, искренно к Богу обращающихся. Так есть, и так будет до самого окончания века... Теперь нет иного приступания, к Богу, иного образа богоугождения и спасения, как тот, который Господом заповедан, апостолами проповедан и содержим св. церковью. «Многочастне и многообразне древле Бог глаголавый отцем во пророцех, в последок же дний сих глагола нам в Сыне Своем» ( Евр. 1:1, 2 ). В Сыне Своем говорил к нам Бог в последний раз. Значит, других изменений в божественном устроении спасения не будет. Что Моисеев закон будет отменен, как временный, а вместо него введен новый закон, о сем было предсказано и все того ожидали. Сам Моисей говорил: «пророка вам воздвигнет Господь... якоже мене: того послушайте» ( Втор. 18:15 ; Деян. 3:22, 7:37 )). Но Спаситель после того, как открыл нам волю Божию, не предуказал никакого изменения, а сказал: «Я с вами... до скончания века» ( Мф. 28:20 ). Он с нами тогда, когда мы мыслим Его умом, живем Его жизнию, освящаемся Его силою. Значит, – как мы теперь веруем, так должно быть до конца мира. Сего ради он учредил церковь , коей «врата адовы не одолеют» ( Мф. 16:18 ), и узаконил, что кто церковь преслушает, будет, как язычник и мытарь, т. е. погибший.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

22. Продолжение о искупительном восстановлении падшего человека. Участие всея Святыя Троицы в нашем спасении. Порядок возбуждения в спасаемом человеке добрых чувств от Духа Божия. Участие в сем деле самого человека. Ревность о спасении как первое условие к достижению его Продолжаю. Единородный Сын Божий, воплотившийся нас ради, крестною смертию удовлетворив правде Божией, примирил нас с Богом; вознесшись же на Небо и седши одесную Отца, выну ходатайствует о нас примирительным ходатайством Своим. Но вместе с сим Он есть для нас источник жизни истинно человеческой. Каким надлежит быть человеку, это явил Он и в Своем человечестве и все верующие, когда получают новое рождение, получают семя жизни Христоподобной. Которые крестятся во Христа, во Христа облекаются ( Гал. 3, 27 ). Сие производит в верующих благодать Святаго Духа. Что же именно происходит в нас под действием благодати? Но наперед попрошу вас такую всегда держать мысль, что когда говорится, что одно сделал и делает Сын Божий, другое – Дух Святый, то не следует при сем разделять между Ними восстановительное Их в нас действие. Оно идет нераздельно от Бога, в Троице поклоняемого. Почему святой Петр, изъявляя свое благожелательное приветствие тем, к кому писал послание, говорит: «По прозрению Бога Отца, во святыни Духа, в послушание и кропление Крове Иисус Христовы: благодать вам» и прочее ( 1Пет. 1, 2 ), а святой Павел заключает свое послание к Коринфянам подобным же благожеланием: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и общение Святаго Духа со всеми вами» ( 2Кор. 13, 13 ). Восстановительное действие в нас Бога, в Троице поклоняемого, есть общение Его с духом нашим. И сие общение не от Единого Лица бывает, но от нераздельного в Трех Лицах Бога. Почему говорится, что и Сын, и Дух Святый, и Отец входят в общение с нами. Господь Спаситель, хотя сидит одесную Бога Отца, но, по обетованию Своему, с нами есть «во вся дни» ( Мф. 28,20 ), и это не внешне, а внутренне, ибо говорит: «Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидема и обитель у него сотворима» ( Ин. 14,23 ). Вот, Бог Отец и Бог Сын вселяются в нас и живут чрез веру и любовь, выражаемую исполнением заповедей. А что Дух Святый живет в верующих и заповеди Божии исполняющих, об этом прошлый раз приводил уже я свидетельство Писания: «Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас» ( 1Кор. 3, 16 ). Коль велика и неизреченна к нам милость Божия! Триипостасный Бог живет в нас, если мы верны условиям, под коими сие бывает!

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

§ 1. Нынешняя форма поста. Время и пространство считаются в философии принципами, т. е. способами, ограничения вещей. Это значит: не зная вещей такими, как они существуют вне нас и сами по себе, мы знаем их лишь такими, какими они являются в пространстве и времени. Они должны пройти чрез призму этих условий нашего познания, чтобы быть воспринятыми нами. С другой стороны, и воздействовать на внешний мир мы можем не по самой сущности его, а лишь на обнаружении его для нас, т. е. опять же в границах времени и места. Этот общий закон нашего отношения к лежащему вне нас миру имеет некоторое приложение и к нашей религиозной жизни. Хотя Бог настолько близок к нам, что мы «в Нем живем, и движемся, и есмы» 1 ), и настолько сроден нашей душе, что может ей открываться непосредственнее, чем материальный мир, однако и Его отношение к нам не может совершенно обойти рамок места и времени. Нельзя отрицать, что Бог в храмах становится ближе к нам, чем в другом месте. А если так, то и во взаимных отношениях между Богом и нами имеют значение определения места. Тем более, в этих отношениях должны иметь значение определения времени, менее, так сказать, вещественные и грубые. Священные времена должны не менее приближать Бога к нам, чем священные места. Это своего рода храмы Богу во времени, более духовные, чем храмы в собственном смысле, следовательно, более приличные для Божества и более угодные Ему. Вступая в священное время, мы чувствуем благодатное влияние, аналогичное тому, которое испытываем при входе в храм. Разница, конечно, есть, но она выгоднее для священного времени… Во-первых, благодатное влияние здесь продолжительнее (хотя может быть менее интенсивно); во-вторых, оно разнообразнее. Нет двух праздников, которые навевали бы на нас совершенно одинаковые чувства. Можно сказать, в каждый праздник Бог нам открывается совершенно с другой стороны. По крайней мере, в Православной Церкви совокупность песнопений, составляющих богослужение каждого великого праздника, настолько своеобразна по общему характеру своему, что настраивает верующего совершенно не так, как в другой праздник. В этом отношении разница, и большая, есть даже между такими сравнительно второстепенными праздниками, как, напр., Сретение и Благовещение. А богослужение с его песнопениями и напевами и служит выражением нашего настроения в праздник; этим настроением были вдохновлены праздничные песни и мелодии их творцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Бог и человек в Православной Церкви. Часть 4 Протопресвитер Фома Хопко Сегодня для христиан крайне необходимо вновь открыть Церковь. Нужно идти дальше разговоров о богословии и традициях, об обогащении многих сект и деноминаций и вновь открыть для себя реальность «дома Божия, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15). Бог установил Свой последний и непреложный завет с людьми в Его Сыне, Мессии. То, что предсказывали пророки, исполнилось. Завет в крови Сына Божия, живой храм, движимый Духом Божиим, с нами. Бог – с нами. Дева зачала и родила Сына. Иисус Христос пришел и установил Свою Церковь, и «врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Церковь живого Бога существует на земле. Это не какой-то невидимый идеал, существующий далеко в небесах. Также это не совокупность конкурирующих и противоречащих деноминаций и сект. Это и не харизматическое товарищество верующих, поющих о своем единстве в Духе, несмотря на всю очевидность обратного. И это не собрание семейств, каждое из которых исповедует свой собственный особенный путь. И это не организация, имеющая Божественное установление, управляемая на земле священными монархами, издающими безошибочные декреты и моральные установления для духовной пользы подвластных им. Это – Церковь Бога живого; союз Жениха и Его Невесты; Главы и Его тела; Истинной Виноградной Лозы с Ее ветвями; Краеугольного камня с Его живыми камнями, слагающимися в живой храм в совершенной свободе Духа Божия; Первосвященника, приносящего Себя, и тех, кто с Ним, в совершенную жертву Отцу; Царя Царства Небесного с теми, кто царствует в Нем и вместе с Ним; Доброго пастыря с Его словесным стадом; Учителя с Его учениками; Бога с человеком и человека с Богом в совершенном общении правды и любви, в совершенном единстве бытия и жизни, в совершенной свободе Живоначальной Троицы. Церковь живого Бога – священное сообщество. Оно существует на земле как объективная, историческая действительность. Она едина с Божиим единством. Она свята Его святостью. Она всеобъемлюща безграничной полнотой Его Божественного бытия и жизни. Она – апостольская Его Божественной миссией. Она – вечная жизнь, Царство Божие на земле, само спасение.

http://pravoslavie.ru/3187.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010