В Германии, затем, он видел иной род отношений государей к представителям религии 1 , нежели какой существовал до того времени в земле русской: этот новый род отношений власти гражданской к представителям церкви, пришелся ему как нельзя более по душе 2 ; для его деспотической натуры невыносимо было то детски-покорное отношение, в каком находились его предшественники к патриарху, которого всегда называли не иначе, как святейший патриарх, отец наш 3 . Таким образом возвратившись домой, Петр вывез из-за границы между прочим и новые понятия об отношении церкви к государству, понятия, вследствие которых церковные дела утрачивали тот характер государственного значения, какой имели дотоле в России допетровской, и нравственное влияние духовной власти на правительство гражданское ослабело. Петр не был человеком неверующим, как хотят думать у нас некоторые; напротив, мы видим, что готовясь к своим трудным предприятиям, он искренне молит Бога о помощи и всегда столь же искренне благодарит Его за свои победы, – в этом отношении это была русская душа. Но весь преданный своим преобразовательным стремлениям, Петр Великий и в пастырях церкви, которые, как он знал, имели такое сильное влияние на народ, хотел видеть больше исполнителей своей державной воли, проповедников правды воли монаршей, нежели независимых служителей дела Божия, пастырей духовных. Поэтому Петр, говоря вообще, не любил духовенства, в котором видел ревностного поборника старинных, исконных начал русской жизни, и со стороны которого всегда опасался противодействия своим преобразовательным стремлениям. Свое нерасположение к духовенству Петр, сознательно или бессознательно, выражал и в невнимании к тому делу, которое составляло главную заботу церкви – к искоренению раскола, – по крайней мере до того времени, пока он стал подозревать, что в расколе есть нечто, кроме разностей богослужебных – есть элементы враждебные и государству. Все это было причиною того, что до самого того времени, как возникло дело о несчастном царевиче Алексее Петровиче, в деятельности Петра не замечается стремления преследовать раскол гражданскими мерами: по-видимому, Петр предоставил в это время раскол духовному попечению пастырей церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

- Прозападные воззрения сохраняются и у части государственных руководителей, есть сторонники установления псевдомонархии – под контролем мирового масонства. Вам свадьба Георгия Гогенцолерна с венчанием в Исаакиевском соборе и почётным воинским караулом ни о чём не говорит? - Говорит, Валерий Яковлевич. Это отдельная тема, но какие-то силы в последнее время её актуализировали. И мы не можем обойти ее стороной. Что характерно, по времени это совпало с так называемым «мятежом Пригожина». Это как раз могли быть силы, ориентирующиеся на Ватикан, Мальтийский орден, на возможного преемника Путина в лице псевдомонарха. Я не настаиваю на этой версии, но она напрашивается. Посмотрите биографию претендента на царский трон. Его прадед (Кирилл Владимирович) был лишен престолонаследия за незаконный брак, его дед был высшим офицером СС, воевал в фашистской армии против СССР, с династией Романовых у него не осталось ничего общего. - Вы известны своей твердой позицией в защиту имени императора Николая Второго. А сейчас защищаете имя Сталина. Мне представляется это справедливым. Сталин – выдающаяся историческая личность. Характерно, что как Царя Николая Второго, так и Сталина, люто ненавидели и ненавидят до сих пор силы русофобские, а следовательно – антироссийские… - Больше всех масоны люто ненавидят великого Царя Ивана IV Грозного. Он правил четыре десятилетия. Несмотря на ожесточенное противодействие, создал единодержавное Русское государство во главе с Царём – Помазанником Божиим – Русь Святую. При нём были построены 150 городов и крепостей, десятки монастырей, сотни церквей, он подавил ересь жидовстующих, ввёл начальное образование. В его правление идёт активное освоение Сибири, быстрыми темами прибавляется численность населения. К завершению его царствования Русское государство выросло по территории практически в два раза, став размером больше всей остальной Европы. Защищая от русофобской травли Ивана Грозного, Николая Второго и Сталина, мы защищаем историческую Россию. Николай Второй и его семья стали жертвой предательства. Они совершили мученический подвиг во имя спасения России. 105 лет назад члены Царской семьи с четырьмя приближёнными были убиты и сожжены тайными масонскими силами, что символизировало для них уничтожение самодержавной царской власти, русского народа и России.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/02/po...

Но вернемся к святителю Николаю. Авторы исправленного жития святого опровергают распространенную в XIX – первой половине ХХ века идею, что о подлинной жизни праведника мы не знаем практически ничего. Новый агиографический текст о любимом русском подвижнике дает скорее положительный ответ на вопрос, участвовал ли святитель Николай в I Вселенском соборе, проходившем в 325 году в Никее. Еще в середине прошлого столетия известный историк Церкви Антон Карташев говорил о том, что вряд ли на Вселенском соборе мог присутствовать скромный архиепископ Мирликийский и уж тем более он не осмелился бы дать пощечину константинопольскому пресвитеру Арию. Изучение древних рукописей, рассказывающих о святителе Николае, теперь не дают оснований для столь категоричных ответов. Авторы текста жития и примечаний к нему А.В. Бугаевский и архимандрит Владимир Зорин так говорят о причинах, по которым не сохранился полный список участников I Вселенского собора: " По церковному преданию, на I Вселенском Соборе присутствовало 318 архиереев. В дошедших до нашего времени различных списках участников Собора на греческом, коптском, сирийском, арабском и других языках имеется до 220 имен. Однако по достоверным свидетельствам участников Собора, на его заседаниях было значительно больше архиереев. Святитель Афанасий Великий, папа Юлий и Лукифер Калабрийский говорят о 300 делегатах. Император Константин называет более 300. За время работы Собора состав и число его участников менялись. Одни епископы отбывали по неотложным делам в свои епархии, другие, наоборот, прибывали (Карташев А.В. Вселенские Соборы. М., 1994. С. 31-32). Возможно, поэтому нет полного списка архиереев, присутствовавших на всех заседаниях. Нельзя уточнить списки участников Собора и по его протоколам. Император запретил вести их, так как ему надоели бесконечные споры африканских фанатиков-донатистов по каждой букве записей. Константин предложил зафиксировать только точно сформулированные окончательные решения Собора. Имени святителя Николая нет в большинстве списков (что, как мы видим, может быть легко объяснено их неполнотой), но оно присутствует в двух греческих списках участников Никейского Собора, один из которых был составлен около 500 г. церковным историком Феодором Чтецом " .

http://religare.ru/2_98703.html

Письмо Флорину: «Когда я был ещё юношей, то встречал тебя в Малой Азии в доме Поликарпа. Ты тогда пользовался почетом в царском доме (видимо, ппавителя Смирны) и стремился завоевать благорасположение Поликарпа. Я помню события тех дней яснее, чем случившиеся недавно, ибо то, что мы узнаём детьми, укореняется в душе и не исчезает с её взрослением. Поэтому я помню место, где сидел благословенный Поликарп во время бесед, помню, как он входил и выходил, какую вед жизнь, как выглядел, с какими речами обращался к людям, как рассказывал о своих встречах с апостолом Иоанном и с другими, кто знал Господа, какие их слова запомнил, и что услышал о Господе, о чудесах и об их учении, о том, как свидетели Слова Жизни поведали это учение Поликарпу, и как он изложил его в соответствии с Писанием». «Изложение в соответствии с Писанием» до наших дней не дошло, но, очевидно, оно было. «Еще тогда я жадно внимал этому, делал заметки, но не письменно, но в своем сердце и в памяти своей, и с тех пор взысканный милостью Божией не уставал размышлять об этих вещах». Он пишет увещавательное письмо Флорину, который стал уклоняться в ересь. Он говорит, что, если бы Поликарп был бы жив, он бы сказал: Господи, зачем ты допустил меня дожить до такого возраста, чтобы увидеть подобные вещи. т.е. куда склоняется Флорин, бывший ученик Поликарпа. Этот отрывок нам свидетельствует, что, благодаря Поликарпу, Ириней ощущал живую связь с традицией, восходившей к евангелисту Иоанну — к веку апостолов. Ириней покидает Малую Азию неизвестно в каком году и неизвестно по каким причинам, и переезжает в Галлию, г. Лион (Лугдунум) (поэтому иногда его называют «Ириней Лугдунскии»). В 177 или 178 году, будучи пресвитером Церкви Лиона, он был послан членами Церкви этого города к епископу Римскому Елевферию в качестве посредника при обсуждении вопроса о монтанизме. В этом письме, которое приводит Евсевий в 5-й книге, было следующее: «Мы поручили нашему брату Иринею передать тебе это письмо и просим оценить его по достоинству, ибо он усерден в заповедях Христовых. Поскольку нам известно, что сан сообщает праведность человеку, то, прежде всего, сообщаем, что он — пресвитер этой, Лугдунума, Церкви».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3792...

Она представила несколько книг из серии " Духовный путь " , вышедших в издательстве " Олма Медиа Групп " . Книги очень разные, хотя рассказывают вроде бы об одном и том же, - " Бог с каждым разговаривает наедине " . Первая книга - это " Иерусалим и Синай " , написанная историком Авраамом Норовым; вторая - книга популярного писателя начала XX века Власа Дорошевича " В земле обетованной (Палестина) " ; третья - " Паломничество в Палестину к гробу Господню " Ивана Ювачева-Миролюбова. Это издание считается лучшей паломнической книгой о Палестине в дореволюционной России и является библиографической редкостью. " Мы не отдаем отчета в том, насколько комфортно мы паломничаем по Святой земле. А раньше это выглядело так: простые крестьяне на попутном транспорте из своей деревни добирались до Одессы, тяжело нагруженные, поскольку везли с собой продукты, из которых готовили еду. Оттуда на пароходе плыли до Яффы. Там они ждали, когда соберется так называемый караван, состоящий из тысячи человек, поскольку в одиночку путешествовать по Святой земле было опасно: местные жители часто пытались поживиться за счет паломников, нападая на них и грабя. В сопровождении охраны караван пешком шел до Иерусалима. Паломничества были долгими, верующие старались провести на Святой земле Великий пост, встретить Пасху и причаститься. Паломники XIX века обязательно везли подарки в русские храмы и монастыри: льняные холсты, воск для свечей и другую утварь " , - пояснила Людмила Ильюнина. Людмила Ильюнина рассказала о своих книгах. В книге " Иерусалимские встречи " автор описывает собственные переживания от посещения Святой земли; кроме того, книга содержит подробное жизнеописание матушки Георгии - настоятельнице Русского Горненского женского монастыря. В приключенческом романе " Под сенью олив " описаны и исторические личности - митрополит Никодим (Ротов) , архиепископ Сергий (Голубцов), митрополит Николай (Ярушевич). " Притчи Святой земли " - поэтическое произведение; духовное сказание " Помяни, Господи, Давида и всю кротость его… " содержит житие царя Давида, акафист и предания о нем.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Так называемая Декларация, послание митрополита Сергия и еще семи архиереев, с которым они выступили в 1927 году, было о лояльности существующей власти.  Там одно место вызвало особенно большие споры. И до сих пор еще бывают споры. Поскольку это важно, приведем дословно то, что было там написано: «Мы хотим быть православными и в тоже время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой — наши радости и успехи, а неудачи — наши неудачи. Всякий удар, направленный в Союз, будь то война, бойкот, какое-нибудь общественное бедствие или просто убийство из-за угла, подобное варшавскому, сознается нами как удар, направленный в нас». Послание признает нужным и обязательным, чтобы все, кому дороги интересы Церкви, «кто желает вывести Ее на путь легального и мирного существования», показали, что «мы, церковные деятели, не с врагами Советского государства и не с безумными орудиями их интриг, а с нашим народом и с нашим правительством». Даже и сегодня мы слышим, как звучат слова о том, что  это был якобы удар, направленный в Церковь. Но дело в том, что смысл-то послания совершенно другой, контекст этих слов свидетельствует о другом: кто бы у нас ни был у власти, а страна остается для православных  родной страной. И патриарх Алексий Второй в наши дни также говорил и писал об этом. В.С. — Вспомним, батюшка, недавние времена. В годы правления Ельцина у власти фактически были Чубайс, Гайдар и вся эта компания. Но во время чеченской войны международные террористы и чеченские бандиты наносили удар не по Чубайсу – наносили удар по России, по простым людям.    о.Н. – Да. И если посмотреть, какой был исторический фон у той Декларации,  то мы увидим, что в эти самые дни вопрос стоял так, что вот-вот может начаться война против нас. Было совершенно убийство Войкова, который был «полномочным представителем», то есть послом Советского Союза в Варшаве.  ВС. – Войков  ведь – один из цареубийц?  о.Н. – Да, он был цареубийцей. Но в Декларации, конечно же, речь идет о нем не с целью оправдания его как палача Царской семьи.

http://radonezh.ru/text/podvig-patriarkh...

Но он-то как раз своим таким отношением к врагам – спас Церковь, понимаете? Он такую политику повел, которая фактически привела к спасению Церкви. Это была его «Декларация» 1927 года. До этого многие от него отошли, в том числе и Мария Вениаминовна. Многие не поминали его за это. Она как-то говорила мне: «Мы с вами не можем дружить, потому что вы-то сергиевец”!» И действительно, я Патриарха Сергия любил, и даже прислуживал ему, и с келейником его, будущим митрополитом Иоанном, был хорошо знаком. И одновременно – с Юдиной у нас более близких отношений, чем были, не могло быть. Но тем не менее каждый год служу по ней панихиду и говорю соответственное слово. Вот сейчас 7-й том писем ее издается, это будет книга «Религиозная судьба Марии Вениаминовны Юдиной». Это, конечно, событие в культурной жизни вообще, потому что она не только музыкантом была, но и философом, и много еще кем, – вообще, она была исключительным человеком. Детство – В советский период очень многие русские люди отошли от веры: не соблюдали постов, не посещали богослужений в храме. И единственное, что возможно было в советских семьях, – это иконы. Спрятанные и скрытые – или повешенные открыто. А какие были особенности поста в этот период? Что вам особенно запомнилось из великопостного периода в те годы? – Пост в советское время – это были мои детские годы. Дело в том, что в тот период мой отец работал в таком учреждении, которое позволяло ему избежать ареста. Мой отец из крестьянской семьи, но приехал в Москву и хотел поступить в университет. А поскольку он был сыном крестьянина-середняка, то его, конечно, не приняли. И вот, его друг дал ему возможность поступить в так называемый Институт слова. Не знаю, известно ли нашим читателям или нет, но как раз напротив Консерватории есть здание, в котором преподавали знаменитые педагоги: Бердяев, Ильин, Пешковский, Сергей Константинович Шамбенаго... Такие знаменитые профессора, которые потом были изгнаны из России – высланы на «философском пароходе». И папа учился в этом институте, окончил его.

http://pravoslavie.ru/132213.html

«Дзу-ль-карнайн был не только завоеватель и пророк, но и философ; он исследовал все тайны природы и в самом деле любознательность побудила его предпринять военные походы. С этим намерением отправился он к горе Каф, окружающей землю. Он нашел там также и очень маленькие горы и спросил главный хребет: «Кто ты?». Хребет отвечал: «Я – Каф». Он продолжал спрашивать: «А что значат вот эти маленькие горки вокруг тебя?» Хребет отвечал: «Это мои жилы». Нет никакого города, в котором бы не была протянута одна из этих жил. Когда Бог хочет испытать землю потрясением, то Он повелевает мне двинуть соприкасающимися ко мне жилами. Я слушаюсь повеления Его и происходит землетрясение.» Дзу-ль-карнайн попросил теперь гору Каф дать ему понятие о величии Бога. Каф сказал: «Никакое описание недостаточно для того, чтобы изобразить Его и самое смелое воображение не в состоянии обнять Его. Так сообщи мне хоть неудовлетворительное изображение. Кроме земли, – сказала гора Каф, – есть некая пустота в 500 лет длины и ширины, а ее покрывают снеговые горы. Если бы не было этих гор, то земля сгорела бы от адского жара». Эта легенда и легенда о путешествии (Моисея) к соединению двух морей, говорит Шпренгер, родственны между собою, и рассказывает по этому случаю еще третью, в которой встречается Хызр и которая есть дитя того же самого духа. Может быть, что поход Александра к Юпитеру Аммону продолжался отсюда до пункта соединения, однако же фантастические идеи этого рода очень тесно связаны с ложью сказания о походе без всякого внешнего побуждения быстро увеличивались и распространялись. «Дзу-ль-карнайн, – сообщает Таляби 761 , – имел между ангелами друга, имя которому было Рафаил; этот последний рассказал Александру, что ангелы и дух (т. е. Дух Святой) постоянно занимаются поклонением Богу». Дзу-ль-карнайн сказал: «Я желаю жить (вечно) и служить Богу так, как должно, служить Ему». «Ладно, – продолжал ангел, – если ты хочешь этого, то знай, что на земле есть один источник, который называется источником жизни и Бог определил, что если кто однажды напьется из него, то не умрет до тех пор, пока не попросит своего Господа о смерти». «А вы, ангел, знаете, где этот источник?», – спросил Дзу-ль-карнайн. «Нет, – отвечал Рафаил, – но у нас на небе рассказывают, что у Бога на земле есть одно место, в которое не проникал ни человек, ни гений, а мы догадываемся, что этот источник находится в этом мрачном месте».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

«Мы не в изгнании, мы в послании», — так говорили представители эмиграции первой волны (эту фразу приписывают то Дмитрию Мережковскому, то Зинаиде Гиппиус). Феномен русского зарубежья XX века заключался в его служении вечным истинам (в том числе христианству), ознакомлению европейской общественности с российскими вековыми культурными, нравственными и религиозными ценностями. Этому способствовала целая плеяда оказавшихся в эмиграции выдающихся русских религиозных философов: протоиерей Сергий Булгаков, протоиерей Георгий Флоровский, Николай Бердяев, Владимир Ильин и многие другие. Следует упомянуть и творивших в зарубежье русских церковных писателей: Ивана Шмелева, Бориса Зайцева. Важными очагами духовности были русские обители Афона, где в 20-40-х годах спасались выдающиеся старцы и богословы, в том числе архимандрит Софроний (Сахаров), будущий архиепископ Василий (Кривошеин) и будущий епископ Кассиан (Безобразов). Российские эмигранты смогли воссоздать за рубежом многие институты дореволюционной России. Но это не был слепок со старой России, появился новый мир, который теперь принято называть Русским зарубежьем. Его составляющими были: система образования от начального до высшего, система научных институтов и обществ, разветвленная сеть издательств и органов периодической печати, продолжение русских традиций в различных жанрах искусства (архитектура, кино, литература, музыка, театр), сложившаяся инфраструктура русских зарубежных архивов, музеев, библиотек и, конечно, церковная жизнь, являвшаяся центром всего этого мира. Освоение того духовного наследия, которое наши соотечественники смогли сохранить за рубежом, несомненно, имеет большое значение для будущего России. К 1917 году Русская Православная Церковь уже имела пять зарубежных миссий: в Японии, Китае, Корее, Персии (современном Иране) и Палестине. Кроме того, активной миссионерской работой занималась Северо-Американская епархия Русской Церкви, включавшая в себя до 1917 г. почти всех православных жителей США, в том числе греков, арабов и представителей других народов. Десятки русских храмов были построены в Западной и Центральной Европе.

http://patriarchia.ru/db/text/4761924.ht...

На данный момент электронная петиция против выхода фильма «Матильда» набрала 15 тысяч подписей неравнодушных граждан, не считая 5 тысяч «живых» письменных откликов. Люди продолжают отправлять нам свои подписные бланки. Буквально на прошлой неделе я встречался с жителями Севастополя, которые передали мне свои подписи за запрет фильма «Матильда» и выразили крайнее возмущение происходящим и просили нас идти до победного. Налицо полная оторванность Алексея Учителя от мнения народа. «Мы живем отдельно, - полагает т.н. творческая интеллигенция, - нам все можно и все дозволено, в том числе любые высказывания». Но Учитель даже не пытается задуматься, называя нас «липовыми» организациями. Он не понимает, что сам по себе снимает липовое кино и историю, которая ни кем и ни чем не подтверждена. Кроме того, он накладывает еще один недопустимый ярлык на личность Императора Николая Второго. В фильме говорится о мифических любовных отношениях Цесаревича Николая Александровича с Матильдой Ксешинской. Учитель творит липовую историю, ибо ни один авторитетный историк, занимавшийся долгие годы исследованием личности Императора и эпохи его правления, не подтвердит наличие какой бы то ни было связи. Будучи цесаревичем, он получил изумительное воспитание и образование. Его манеры, характер, поведение, благородство, нравственность и любовь к своему народу свидетельствовали о том, что он был Христолюбивым Царем, который всей душой и мировоззрением был Православным человеком, доказавшим это жертвенным мученическим подвигом. Когда говорят о наличии симпатий и флирта, то почему-то Алексей Учитель не задумывается, как и многие представители творческой интеллигенция, включая СМИ, что это могло быть просто дружеским восхищением талантом балерины, её искусством, без каких-либо интимных продолжений. Если мы обратим наше внимание на работы доктора исторических наук Александра Боханова, который посвятил годы жизни изучению биографии Государя Императора, то мы узнаем, что Николай II и Принцесса Аликс были целомудренны при венчании.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/12/05/na...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010