Родившийся в день памяти праведного Иова Многострадального, благочестивейший и многострадальный Царь Николай в дни тяжелейших испытаний проявил терпение, подобное терпению Иова. Задолго до прославления Николая II и его семьи владыка Иоанн призывал всех молиться им, как и великий старец Николай Гурьянов, который называл почитание Царственных мучеников русским народом «духовным щитом России». И сегодня, когда некоторые наши современники продолжают задавать вопрос: «Так кто он, Николай II – святой или Кровавый?», мы не должны сомневаться в его святости. Последний русский Император простил своих убийц и просил не мстить за него и его семью, а помнить, что, хотя зло в мире будет умножаться, не зло победит, а только любовь. В Евангелии говорится: «По плодам их узнаете их» (Мф. 7, 20). А Заповеди блаженства напоминают: «Блаженны миротворцы: яко тии сынами Божиими нарекутся» (Мф. 5, 9). К сожалению, о Николае II как миротворце знают далеко не все. – Виктор Михайлович, в вашей книге содержится много неизвестных фактов, а также пророчества о судьбе России и роли ее последнего Императора. Цитируете вы и святителя Иоанна Шанхайского. – По словам владыки Иоанна, Николай II более всего был похож на Царя Алексея Михайловича Тишайшего, но, безусловно, превосходил его кротостью. Реформы Николая II были реализованы более мудро и без резкости, свойственной преобразователю Петру Великому. Россия восхищается Александром I Благословенным, освободившим Европу от Наполеона, но в более трудных условиях Император Николай Александрович восстал против тирании Тройственного Союза, и не его вина, что Россия не дошла до победного конца. Вслед за Александром II Освободителем Царь Николай II освободил еще большее количество народов, причем не только славянских, но и более 10 других народностей. Идя по стопам своего отца – Александра III Миротворца, Государь Николай II инициировал и реализовал самый гуманный проект Мира, который будет актуален, пока живет человечество. Вся его жизнь была служением Богу и народу. С.Ю. Витте, П.А. Столыпин, В.Н. Коковцов и другие известные государственные деятели рубежа XIX–XX веков свидетельствовали о том, что Николай II одновременно инициировал, курировал и финансировал более 30 миротворческих проектов международного уровня. Он не только инициировал, но и воплотил в жизнь такие проекты века, как Транссиб, ООН, строительство метрополитена. Пользуясь их плодами, мы даже не задумываемся над тем, кого должны за них благодарить. А благодарить мы должны Николая II, который 22 года занимался проектами внутренней и внешней политики России, 18 лет – реформами образования и здравоохранения, 17 лет – Конференциями Мира, 16 лет – военной реформой. Успехи правления Императора Николая II не могут не восхищать даже скептиков.

http://ruskline.ru/opp/2022/11/19/nomina...

Возобновленная церковь действовала до 1962 года, в котором власти ее опять закрыли. А отец Георгий после перемещений по приходам Ленинградской и Тульской епархий в 1955 году был определен в храм святителя Николая Чудотворца, что в Кочаках под Ясной Поляной, в котором прослужил настоятелем 30 лет. До последних своих дней батюшка удивлялся чуду милости Божией, происшедшему в Романщине, и был твердо убежден, что принесший за «исповедь» деньги старичок был не кем иным, как святителем Николаем. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Анастасия 29 марта 2023, 21:56 Нам тоже Святитель Николай помогал неоднократно.В дороге страховка закончилась и мы заехали в страховую, у них в этот день были сбои в программе и страховку никто не мог получить, кроме нас причем у мужа иностранные права, по молитвам к Николаю Чудотворцу страховку получили и отправились в путь . Слава Богу за все Тамара 13 января 2022, 20:50 Нет слов, какими можно выразить благодарность Николаю Чудотворцу (Николаю Угодничку, как в детстве называли его бабушка и мама). В самую трудную минуту он оказывал и оказывает помощь. Величаем тя,Святителю отче Николае и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас ХристА Бога нашего. Наталия 11 апреля 2020, 16:24 Спасибо тебе, Николай Чудотворец,ты услышал меня и так помог в свой праздник 22мая 2019г.Я этого никогда не забуду.Слава тебе Господи!Святой отче Николай,моли Бога за нас! Жанна 5 января 2020, 00:18 И нас с мужем когда то спас Николай Чудотворец. Ехали мы из Минска в Москву. Прошел дождь и дорога стала мокрая. Муж решил заехать на заправку. Нажал на газ, чтобы опередить фуру и повернуть к заправке. Фуру обогнал, а когда стал заезжать на территорию заправки, машину, не смотря на повернутые колеса, несло прямо, в бардюр, высота которого была см 25-30. Я приготовилась к удару и тут муж чудом выкрутил руль назад на проездую часть, где как раз в тот момент проезжала та фура, которую он обогнал и чудом нас не снесла со свого пути. Мы остановились... Удара ни какого не было. При этом упала ладанка с образом Николушки.. И ладан был рассыпан по всей машине..

http://pravoslavie.ru/99524.html

Здесь можно указать на следующее. Как известно, автор Ареопагитик в трактате «О Божественных именах» (4.17–33) опирался и в немалой мере пересказывал трактат Прокла «О существовании зла» . Оригинальный текст этого трактата не сохранился до наших дней, но до нас дошел его перевод на латинский язык, выполненный в 1280 г. Вильгельмом из Мербеке, а также близкий к тексту пересказ в трактате «О зле», надписанный именем Исаака Себастократора, который на основе малых произведений Прокла составил «Три трактата о провидении», в число которых, кроме упомянутого, входят сочинения «О промысле» и «О свободе». Исаак Себастократор был третьим, младшим сыном императора Алексея I Комнина ; он родился после 1092 г. и умер после 1152 г., будучи, таким образом, старшим современником Николая Мефонского. В своем исследовании контекста «Опровержения» Николая А. Ангелу в качестве платонизирующих византийских мыслителей, с которыми подспудно мог полемизировать Николай, называет Иоанна Итала и его ученика Евстратия Никейского , однако, писав «Опровержение», Николай мог иметь в виду и своего современника Исаака Себастократора, который, хотя и не разрабатывал собственное богословское или философское учение, но фактически занимался популяризацией текстов Прокла. Например, в «Опровержении» (90) Николай, отвергая прокловский принцип, согласно которому все порядки сущего оформляются посредством смешения предела и беспредельного , утверждает, что беспредельным является только Бог, и другого беспредельного, помимо Божественного, не существует. А. Ангелу соотносит это с аналогичным прокловскому подходом у Евстратия Никейского , которого в данном случае мог иметь в виду и критиковать Николай, однако аналогичный дискурс имеется и в трактате «О существовании зла» Исаака Себастократора, следующего в этом трактату Прокла «О зле» , а именно, разделу в этом трактате, где доказывается, что материя, как принцип беспредельного, не является злом ; причем интересно, что Ареопагитики,близко следующие тому жетрактату Прокла, не воспроизводят эту прокловскую парадигму . Но поскольку Николаю Мефонскому приходилось опровергать как собственно Прокла, так и прокловское учение, представленное в текстах оппонентов Николая (в том числе, возможно, у Исаака Себастократора), а элементы прокловского учения были заимствованы, как мы сейчас знаем, и автором Ареопагитик, Николаю не оставалось ничего, кроме как давать собственную трактовку соответствующим вопросам, далеко не всегда совпадающую с автором Ареопагитского корпуса. Примером тому является представленное Николаем учение о причинах сущего и учение об универсалиях.

http://bogoslov.ru/article/1845648

Сегодня мы по-прежнему очень мало знаем о ближайшем окружении Гоголя, особенно в последнее десятилетие его жизни. И в первую очередь это касается таких людей, как граф Александр Петрович Толстой и протоиерей Матфей Александрович Константиновский. Почти все писавшееся о них в связи с Гоголем (в том числе и дореволюционными исследователями) требует пересмотра. Их отношения с Гоголем превратно истолкованы частью за недостатком сведений, а частью, может быть, и намеренно. Новизна предлагаемого нами подхода к биографии и творчеству Гоголя заключается прежде всего в том, что мы рассматриваем их сквозь призму религиозного миросозерцания писателя. Гоголь был православным христианином, и его православие было не номинальным, а действенным, — без учета этого мы мало что поймем в его жизни и творчестве. Гений Гоголя до сих пор остается неизвестным в желаемой полноте не только широкому читателю, но и литературоведам, которые при нынешнем состоянии отечественной науки, очевидно, не всегда способны осмыслить судьбу писателя и его зрелую прозу. Настоящее исследование — попытка наметить вехи духовной биографии Гоголя, особенно в его связях с русским монашеством. Под защитой угодника Божия 19 марта 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещиков среднего достатка Василия Афанасьевича и Марии Ивановны Гоголь-Яновских родился сын Николай. Три дня спустя младенец был крещен в местной Спасо-Преображенской церкви. Мать Гоголя, у которой двое детей перед тем умерло, едва появившись на свет, дала обет перед чудотворным образом святителя Николая, называемым Диканьским, если будет у нее сын, наречь его Николаем, и просила местного священника молиться до тех пор, пока его не известят о рождении дитяти и попросят отслужить благодарственный молебен. Испрошенный молитвой, новорожденный Николай и был встречен в этом мире молитвой благодарения Богу. По словам сестры писателя, Ольги Васильевны Гоголь-Головни, брат ее любил вспоминать, почему назвали его Николаем.

http://azbyka.ru/fiction/nikolaj-gogol-o...

Только строки, арабские строки Тысячелетних стихов. В 1940 году 1-й кавалерийский полк был переброшен во Францию и, в преддверие начала активной фазы войны с Германией, придан 97-й дивизионной разведывательной группе. C 18 мая полк принимает активное участие в оборонительных боях против немецких войск на Сомме, за что отмечен в приказе. В годы оккупации немецкими захватчиками Николай Туроверов сотрудничал с газетой «Парижский вестник». Писал стихи, с неимоверной тоской по Родине, с болью в сердце. Именно поэтому, они такие настоящие и проникновенные: Как когда-то над сгубленной Сечью Горевал в своих песнях Тарас, - Призываю любовь человечью, Кто теперь погорюет о нас? Но в разлуке с тобой не прощаюсь, Мой далекий отеческий дом, - Перед Господом не постесняюсь Называться донским казаком. В составе французского Иностранного легиона Николай Туроверов продолжает вести боевые действия до полной капитуляции Франции. В конце Второй Мировой войны, в 1944 году, он написал стихотворение «Товарищ», в котором смог передать неимоверную силу боли и раздумий об этом страшном времени и событиях, коснувшихся всего мира: Перегорит костер и перетлеет, Земле нужна холодная зола. Уже никто напомнить не посмеет О страшных днях бессмысленного зла. Нет, не мученьями, страданьями и кровью Утратою горчайшей из утрат: Мы расплатились братскою любовью С тобой, мой незнакомый брат. С тобой, мой враг, под кличкою «товарищ», Встречались мы, наверное, не раз. Меня Господь спасал среди пожарищ, Да и тебя Господь не там ли спас? Обоих нас блюла рука Господня, Когда, почуяв смертную тоску, Я, весь в крови, ронял свои поводья, А ты, в крови, склонялся на луку. Тогда с тобой мы что-то проглядели, Смотри, чтоб нам опять не проглядеть: Не для того ль мы оба уцелели, Чтоб вместе за отчизну умереть? В иммиграции Николай Туроверов развернул активную деятельность, направленную на сохранение русской культуры. Не смотря на обстоятельства, он оставался русским, казаком, человеком, знающим свои корни. В течение одиннадцати лет возглавлял парижский «Казачий Союз», создал «Кружок казаков-литераторов» и участвовал в его работе. Печатался в журнале «Перезвоны», «Новом журнале», в газете «Россия и славянство», издавал «Казачий альманах» и журнал «Родимый край».

http://ruskline.ru/analitika/2020/09/22/...

Это положение называется основным догматом христианской веры, и по отношению к нему возникало больше всего непонимания, порождавшего сотрясавшие раннюю Церковь ереси. Да и в более позднее время некоторые люди почему-то никак не могли вместить его в сознание. Лев Толстой, устав однажды от своего бесплодного богоискательства на стороне, решил наконец ознакомиться с верой своих предков и начал читать «Догматическое богословие» митрополита Макария (Булгакова) . Дойдя до догмата триединства Бога, он пришёл в негодование и швырнул книгу в дальний угол комнаты со словами: «Такую нелепость я вытерпеть не могу!» Но и люди не столь бездарные в философском отношении, как «матёрый человечище», тоже нередко задают недоумённый вопрос: так сколько же у нас богов – один или три? Поспешим их успокоить: христианская религия есть единобожие. Бог у нас один, так же как в иудаизме и исламе, но эти две религиозные системы не видят в нём никакой «инфраструктуры», а мы видим, подходя на один шаг ближе к метафизическому осмыслению Божественного начала. Тезис о том, что индивидуальная единичная данность может обладать внутренней структурой, не только не является нелепым утверждением, но представляет собой тривиальное высказывание, подтверждаемое многими примерами. Первая и самая убедительная иллюстрация такого случая – человек. Вообразим, что он стоит перед нами и его зовут, скажем, Николай. В том, что это один человек, не может быть сомнения – он не шизофреник, и никакого расщепления личности у него не наблюдается. Но в его внутреннем мире взаимодействуют три составляющие – воля, разум и чувство. Воля хочет, разум обдумывает, чувство догадывается, схватывает суть дела без слов. Иногда бывает так, что Николай хочет одного, понимает, что ему надо другое, а эмоции восстают и против первого, и против второго. В этом случае он говорит: во мне живут три человека; как лебедь, рак и щука, они тянут меня в разные стороны. И Николай находится в нерешительности, пока между этими тремя не будет достигнут какой-то компромисс.

http://azbyka.ru/fiction/vera-i-razum-ev...

22 мая 1953 года, в праздник святителя Николая, владыка Николай рукоположил меня во диакона. Диаконом я был всего два дня. На мою просьбу оставить меня на какое-то время в диаконском сане владыка сказал: «Мне нужен священник». В праздник Святой Троицы, который в тот год был 24 мая, он меня рукоположил во пресвитера. —Владыка, Казахстан можно называть Вашей малой родиной. Неслучайно Вы часто вспоминаете о Казахстане и тех прекрасных служителях, которых довелось там встретить в юные годы. А как протекал Ваш дальнейший духовный путь? —Вскоре я поступил на сектор заочного обучения в Ленинградскую духовную академию и даже съездил один раз на экзамен. Но билет от Алма-Аты до Ленинграда и обратно был очень дорогим. Я стал просить, чтобы мне помогли в следующий раз оплатить дорогу. Епархиальному управлению такое тоже было не под силу, и архиепископ Николай благословил мне переход на стационарное обучение в духовную академию. Накануне моего отъезда в Ленинград владыка специально приехал и возглавил мою последнюю службу. Это была ранняя Литургия, он взял меня и еще одного молодого священника, чтобы я знал, как самому начинать архиерейскую службу. Когда мы отслужили, владыка достал академический значок, благословил меня и сказал: «Когда придет время, и ты будешь надевать этот значок, помяни того, кто тебе его дал». Я говорю: «Дорогой владыка, я вернусь, и мы еще увидимся». Он говорит: «Нет, я тебя больше не увижу». Действительно, я уехал в 1954 году, приехать через год я не смог, а в ноябре 1955 года митрополит Николай (Могилевский) скончался. Светлая ему память! —Почему Вы решили поступать именно в Ленинградскую академию? —Причина простая — в Московской академии не было заочного сектора. —И какое впечатление произвел на Вас Ленинград? —В первый раз я приехал сюда в 1950 году, к своему брату, который тогда жил в Луге. Навестив его, я поехал посмотреть город. Впечатление было потрясающее: прежде всего от людей, от их культуры. Тогда еще сохранились люди старого воспитания — мне с ними посчастливилось общаться. Какие это были замечательные люди! Несмотря на прошедшие трудные годы, все еще чувствовалось богатое наследие бывшей столицы. Здесь даже обслуживающий персонал был, казалось, специально подготовлен. Одним словом, это было не простое собрание случайных людей, а как будто даже особый народ, носитель столичной культуры. Не говоря уж о том, что сам по себе город потряс своим великолепием. Но, повторяю, самое главное, что меня удивило — люди. Даже простые люди.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2683173...

Отец Николай улыбнулся: — Глупенькая ты у меня, Лизонька. Совсем еще девчонка. Столько в этих словах было любви, что слезы сами навернулись на глаза гостьи. — Не обижайся, — и он погладил Лизу по голове. — А я и не обижаюсь. — Вот и правильно. Мне сейчас совсем другое лекарство требуется, а не твои пузырьки. Ну, да ладно. Поговорить я с тобой хотел. Бери стул, садись поближе, и слушай старика. Но Лиза не сдавалась. — Батюшка, я чаю хорошего купила. И черного, и зеленого. Печенье… — Ох, заботушка! Хорошо, оставь. Пригодится. А теперь я тебя кое о чем спросить хочу. — Слушаю, батюшка. — Вчера Михайлов день был, праздник великий — архистратига Михаила. В церковь ходила? — Некогда было. Простите батюшка. — Значит, за упокой отца родного и мужа даже свечки не поставила? — Забыла! — Лиза чувствовала, что краска стыда заливает ее лицо. — Сейчас столько забот навалилось, переживаний… — Молчи! — неожиданно повысил голос отец Николай. Затем добавил мягче: — Когда человек оправдывается — гордыня его устами глаголет… Еще спросить хочу. С Асинкритом живете как муж и жена? Что молчишь? Лиза стала пунцовой и еще ниже опустила голову. — Не слышу… — Да. — Опять не слышу… — Живем, батюшка. В гражданском браке. — Как, как это называется? — Брак. Гражданский. Мы же любим друг друга, батюшка. Когда все утрясется… Лиза не договорила. Внезапно отец Николай приподнялся и легонько стукнул ее своим маленьким кулачком по голове. — Эх ты, башка садовая. Утрясется! А ты не думаешь, что потому и не утрясается все? — Почему? — переспросила заплаканная Толстикова. — В церковь не ходишь, Бога не благодаришь. Ты думаешь, это твой Асинкрит умный такой — взял и разрешил все проблемы? Молчишь, и правильно делаешь, что молчишь. Живешь в блуду… Толстикова не выдержала: — Это неправда! — Правда! — Нет, не правда, батюшка. Мы любим… — Не оправдывайся! Если по-настоящему любите друг друга, сначала под венец встаньте, Богу клятву дайте. И станете тогда одним целым. А то придумали — гражданский брак! Как-то ко мне приходит одна женщина. Мы, говорит, хотим лучше узнать друг друга. И моего благословения, дура, просит. Ну я и «благословил» ее — до ворот палкой гнал.

http://azbyka.ru/fiction/edinstvennyj-kr...

Сюда и направилась большая представительная делегация из Москвы и Вологды. Это – известные литераторы: прозаик, председатель Правления Союза писателей России Николай Фёдорович Иванов, поэт и публицист, первый секретарь Правления Союза писателей России Геннадий Викторович Иванов, прозаик и публицист, главный редактор «Российского писателя» Николай Иванович Дорошенко, руководитель Совета по поэзии при Правлении Союза писателей России, поэт Виктор Фёдорович Кирюшин, писательница Нелли Нащёкина, председатель Правления Вологодского отделения Союза писателей России, поэт Михаил Карачёв, прозаик Анатолий Ехалов, поэт Юрий Максин, поэт и публицист Геннадий Сазонов, поэт и публицист из Череповца Сергей Созин, прозаики Николай Толстиков и Александр Цыганов, а также работники библиотек и музеев. … В 6 утра под проливным дождём мы выехали на автобусе из Вологды. Когда-то Александр Яшин добирался до родного райцентра на самолёте – час с небольшим – и он уже на улицах Никольска. Теперь такой «роскоши» уже тридцать лет нет. А расстояние-то приличное – более 400 километров. И почти всю дорогу – ливень, ливень… И только на подъезде к Никольску, окрестности которого Александр Яшин называл «краем чудес и добра», мы увидели яркое летнее солнце и чистое синее небо. Вот это и было первым чудом! А вторым чудом, конечно, стал приезд делегации в деревню Блудново, где 27 марта 1913 года появился на свет Саша Попов в коренной крестьянской семье. Тогда в Блуднове было более ста дворов, а ныне, конечно, жителей гораздо меньше. Сохрались и дом деда Михаила, в котором родился будущий поэт, и большой северный дом, в котором прошли детство и юность Яшина. Гости познакомились с особенностями крестьянского быта и подробностями биографии известного литератора. Не меньшим чудом стало путешествие делегации на Бобришин Угор, где на склоне судьбы Яшин построил избу и жил и работал в ней. Здесь же он нашёл и последний приют – был похоронен по собственному завещанию. Бобришин Угор – сакральное место. Сюда и при жизни поэта, и после его ухода приезжало очень много разных людей, начиная от великих и знаменитых писателей и кончая простыми жителями Вологодского края и других мест. Сегодня здесь настоящий мемориальный комплекс. Кстати, ставить избу помогал Яшину искусный плотник Василий Белов, любимый ученик Яшина, ставший классиком русской литературы.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/03/do...

Но, утверждают некоторые авторы, лишенный власти, царь все равно не должен был идти навстречу пожеланиям заговорщиков и подписывать акт, не предусмотренный основными законами Российской империи . Что же, однако, заставило Императора поставить свою подпись под неправомерным документом? И жизнь, и смерть святого Царя Николая исключают мысль о том, что, действуя подобным образом, он заботился о себе, что он цеплялся за жизнь. Хотя в случае отказа от отречения он действительно мог быть убит по воле заговорщиков, но не угроза смерти побудила его уступить их требованию. Действительная причина его отречения не представляет собой никакой тайны, она, что называется, лежит на поверхности, она обозначена в самом манифесте: «В эти решительные дни в жизни России почли Мы долгом совести облегчить народу Нашему тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы». Передавая власть брату, Царь действовал по велению долга: как Император он прежде всего был верховным вождем вооруженных сил России, императорская власть такова по самой своей природе, по своему происхождению, относящемуся еще ко во временам Римской республики. Присяга императору изначально была присягой воинов своему верховному главнокомандующему, долг которого заключается в том, чтобы вести их к победе. Россия находилась тогда в состоянии войны, в ходе которой у Императора не могло быть высшей заботы, чем довести вверенное ему Богом государство и его вооруженные силы до ее победоносного завершения. Но ни императорский сан, ни святость его носителя не подразумевают пророческого дара, и Царь, опасаясь, что в случае его устранения война завершится поражением, все же не мог быть уверен в неизбежности такого ее печального исхода. Рассуждая по-человечески, отказом от подписи Николай II усложнил бы заговорщикам продолжение войны, а он, желая блага России, этого делать не хотел. Измена великих князей – тех, которые подталкивали Царя к отречению, в первую очередь, конечно, Николая Николаевича, – и вовлеченных в заговор генералов, не говоря уж о думских депутатах, была предательством по отношению к верховной власти, но в намерении изменников трону продолжать войну до победного конца не было причин сомневаться. Другое дело, что при трезвом взгляде на вещи нельзя было не понимать, что, устраняя Царя, они ввергали страну в смуту и катастрофически снижали шансы на победу, в то время как разделяемые ими опасения, что Николай II под влиянием свой супруги может пойти на сепаратный мир с Германией, – опасения, которые внушались извне и шли в основном из посольств союзников, основаны были на сплетнях и, по сути дела, носили бредовый характер. Однако этой трезвости рассуждения им всем, тем, кто пожелал устранить Царя, обуянным жаждой перемен, рассчитывавшим на карьерные и иные выгоды от этих перемен, как раз и не доставало. Комментируя предпринятые святым Императором на исходе его правления действия, историк его царствования С. С. Ольденбург писал:

http://pravoslavie.ru/69183.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010