Но в то время подобные формулировки не возникали, а люди просто почувствовали сердцем, что среди них живет святой, и еще почувствовали (даже через телефильм это передалось многим), что батюшка – это сама Любовь, что он обильно изливает любовь на всех и каждого. И после этого «алчущие и жаждущие правды» стали узнавать друг у друга – а где живет отец Николай, как к нему добраться? И потекла на остров, который теперь уже хочется назвать святым, потому что его земля освящена легкими стопами старца Николая, неиссякаемая народная река. Батюшка тогда еще был достаточно крепок – продолжал служить в Никольском храме, принимал исповедь, подолгу беседовал с паломниками. Тогда еще не пришло время «массовости», люди ехали к батюшке своим ходом, а не в группах. И потому каждый запоминал беседу со старцем как поворотное событие в своей жизни. Вот они, свидетельства паломников конца 1980-х годов. Все они говорят о том, что получали от батюшки главный дар – утешение, душевный покой, который посылает Дух Святой, называемый в церковных молитвах Утешителем, почивающим в святых. Приведем здесь отрывки из воспоминаний паломников на остров, которые свидетельствуют о том, как преображался «внутренний человек» от общения со старцем. 29 «Случалось, что впервые приехавшему к нему человеку он вдруг говорил: «А мы с вами давно знакомы, я вас с детства, вот таким еще знаю». Святая простота незабвенного старца всегда порождала в сердце чувство благоговейного страха и трепета: это то, что испытывает каждый, соприкасаясь с человеком, достигшим обожения. Великий старец своей жизнью учил смирению и кротости, уважению и любви. Он побуждал бороть гордыню, когда подавал пример отношения к ближнему. Будучи духовником всей Русской Православной Церкви, столпом старчества, он кланялся до земли молодым семинаристам и отцам, посещавшим его, и кротко просил их преподать ему иерейское благословение; настаивал дать облобызать их руку. Батюшка любил Бога, и потому любил всех людей без исключения, с их страстями и немощами. Посему сотни людей приходили в мирное устроение духа, только лишь побывав у его келии. Само благодатное присутствие старца рядом давало утешение».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Gurjan...

Следующее знамение о грядущих страданиях имело место быть 18 (30) мая 1896 г. в дни праздника по случаю коронации Николая II. На Ходынском поле во время народных гуляний по случаю вступления Императора Николая II на царский престол произошла давка, в результате которой по официальным данным погибло более 1300 человек. Натиск толпы произошёл, когда буфетчики людям раздавали съестные подарки. Николай Александрович очень переживал по поводу произошедшего. Это видно даже по тексту его дневника, который больше напоминает сводку о событиях жизни Императора, чем описание глубинных переживаний и размышлений Государя: «сегодня случился великий грех. Толпа, ночевавшая на Ходынском поле, в ожидании начала раздачи обеда и кружки, наперла на постройки, и тут произошла страшная давка, причем, ужасно прибавить, потоптано около 1300 человек!! Я об этом узнал в 10 ½ ч. перед докладом Ванновского; отвратительное впечатление осталось от этого известия. В 12 ½ ч. завтракали, и затем Аликс и я отправились на Ходынку на присутствование при этом печальном “народном празднике”». После событий Его Величество лично распорядился выдать родственникам пострадавших по 1000 руб. на каждую семью. Кстати, вполне вероятно, что именно это событие создало миф о Николае II как о «Николае кровавом», с которым чаще всего связывают другое не менее значимое событие – так называемое «кровавое воскресенье» 9 января 1905 г., о чем мы уже писали . Ещё одним характерным знамением грядущих страданий Николая II стала канонизация великого русского старца Серафима Саровского, которого Его Величество и вся Царская семья глубоко почитала. Канонизация состоялась 18 июля (2 августа) 1903 г., т.е. через 70 лет после смерти преподобного. Почитание Серафима Саровского связано с духовными переживаниями Царской семьи по поводу наследника престола. В семье Николая II и Александры Фёдоровны до появления Цесаревича Алексея рождались только девочки. Государь очень хотел и ждал появления наследника. Когда Николаю II показали дивеевскую летопись при посещении Серафимо-Дивеевского монастыря, монахиня Пелагея передала завещание Серафима Саровского о том, что настало время открытия мощей и прославления преподобного. Сам старец Серафим говорил: « Будет Царь, который меня прославит».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/19/by...

« По довольно туманным основаниям обвиняют в распространении наркотиков Николая Каклюгина, психиатра и нарколога, председателя регионального отделения Общероссийской общественной организации " Матери против наркотиков " в Краснодарском крае " », – написал весной 2019 года он на своей страничке в «ВКонтакте». И дал мне честную характеристику, задав одновременно неудобные вопросы следствию, на которые то не дало ответов до сих пор: « Николай известен как борец с сектами, разоблачитель их " реабилитационной " деятельности, которая много раз становилась предметом расследования правоохранительных органов. Людей незаконно удерживают в закрытых помещениях, заставляют работать, а " реабилитаторы " получают доход – и от рабского труда, и от платы за " излечение " , поступающей от родственников. Попутно идет религиозная " обработка " . Рабство, вовлечение в секту и... заработок – неплохой букет, согласитесь? Бизнес это общероссийский. Не его ли хозяева заинтересованы в преследовании общественника? Не поверю, что Николай распространял наркотики – пока это убедительнейшим образом не будет доказано». Полностью см. тот пост отца Всеволода здесь . Доказать убедительным образом «оборотни в погонах» так ничего и не смогли, однако я так и не оправдан, отсидев 33,5 месяца под жестким прессингом в «местах не столь отдаленных» . Выйти досрочно удалось лишь чудом , вопреки пожеланиям заказчиков, сектантов-неопротестантов так называемого «Национального антинаркотического союза», вхожих в наши министерства внутренних и иностранных дел. Но не все такие, слава Богу! Мы виделись с отцом Всеволодом всего один раз в то время, когда он еще возглавлял тот самый Синодальный отдел. И если до встречи он казался каким-то чересчур «официальным» и «высокопоставленным», если не сказать заносчивым, то личная беседа в корне изменила это на самом деле ошибочное мнение и в нем я разглядел, почувствовал Человека и Гражданина с большой буквы, даже немного уставшего от той ноши, которую на него взвалила Мать-Церковь в виде этого крайне проблемного сектора взаимодействия Церкви и общества.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/01/26/ru...

Когда же глаза наши закроются навсегда и из мира земного мы перенесемся в мир небесный, многие тайны откроются нам, но тогда уже будет поздно. Потому владыка Николай, будучи тонким, подобно святому Савве Сербскому, знатоком человеческой души и евангельской истины, постарался собрать в одной книге и предложить нам для нашего спасения эти ориентиры на пути к Богу. Все, что написано владыкой Николаем, написано по вдохновению Духа Святаго, каждая мысль представляет собой духовное сокровище. Мысли эти должно запоминать, «слагать в сердце своем» и следовать им каждый день — только так они смогут послужить нашему спасению. Лаврентий, епископ Шабацко–Валевский. 15.05.98 Жизнеописание святителя Николая Сербского Владыка Николай (Велимирович) — это имя значится на литературных творениях святого Николая Сербского, епископа Охридского и Жичского, богослова, философа, организатора народного так называемого «богомольческого» движения, почетного доктора нескольких мировых университетов, близкого нам, русским, уже тем, что он положил начало прославлению царя–мученика Hukoлaя II и его семьи. Доселе неизвестный русскому читателю, Владыка Николай — самая крупная фигура в сербской духовной литературе XX столетия. Да и не только двадцатого. Со времен святого Саввы не было в сербском народе столь вдохновенного и глубокого проповедника и духовного автора. Стоит вспомнить, что русская литература с самых первых шагов своих связана с литературой сербской: оттуда черпала она свои первые литературные приемы, каноны, метафоры. Оттуда, из пределов, где вживе слышалась проповедь Кирилла и Мефодия и где оставили они свою книжную школу, приходили к нам первые списки богослужебных и богословских текстов, и до сих пор, разбираясь в древних рукописях наших библиотек, мы то и дело встречаем пометку: «сербскаго письма». В сербской редакции к нам доходили не только собственно сербские, но и многие византийские литературные памятники. Позднее, в период павшего на Сербию турецкого ига, совершался обратный процесс: сербы ехали за книгами в Россию, просили прислать к ним наших учителей. На то, что это факты немалозначительные, указывает старательность и кропотливость, с которой всякое упоминание о них вымарывалось из нашей истории в недавнее, безбожное время. Действительно, ни одного слова о сербском литературном влиянии на юную русскую литературу ни в одном учебнике советского периода вы не найдете…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Так, в 1910 году графиня Прасковья Уварова, возглавлявшая Московское археологическое общество (по его инициативе в Москве появились памятники Александру II, героям Плевны и генералу Скобелеву), обратилась с предложением об установке памятника патриарху Гермогену в Святейший Синод. Благодаря Уваровой были собраны необходимые средства. В 1912 году проекты двух конкурсов были представлены на выставке в Историческом музее. Победителем стал скульптор Николай Андреев (автор памятника Н.Гоголю на Гоголевском бульваре и А.Островскому у Малого театра). Место для установки памятника выбрали там, где сейчас стоит мавзолей. Это не случайно, потому что напротив, у стен нынешнего ГУМа уже стоял памятник Минину и Пожарскому. Третьей вершиной своеобразного духовного треугольника был Казанский собор с находящимся там списком Казанской иконы Божией Матери, которая, кстати, тоже связана с личностью патриарха Гермогена. Ведь он переносил образ Владычицы от места обретения иконы до Никольской церкви, где служил. А потом составил подробное сказание о чудесах Казанской иконы Божией Матери.  Мало кто знает, что в 1912 году был объявлен еще один конкурс и так же Всероссийский на памятник Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде, на проекте которого была и фигура патриарха Гермогена. В 1913 году макет этого памятника принимал Николай Второй и он царю понравился. Однако начало Первой мировой войны и последовавшая за ней революция перечеркнула эти планы. И только два с половиной года назад в преддверии 400 - летия кончины патриарха-мученика и 100 - летия его прославления общественное объединение " Народный Собор " и Женское патриотическое общество вновь выступили с инициативой поставить ему памятник. В 2009 году был создан Фонд по установлению памятника патриарху Гермогену, который поручили возглавить мне, как историку и специалисту по монументальному искусству. Нас поддержало Издательство Московской Патриархии и протоиерей Владимир Силовьев, который помог с изданием дореволюционного акафиста святителю Гермогену, где, в частности, поляки назывались поляками. 16 июля 2011 года Святейший Патриарх Кирилл после литургии в Успенском соборе Кремля совершил молебен у мощей святителя Гермогена и в своем слове публично поддержал нашу инициативу по установке памятника святому патриарху. Ему была написана большая икона, с которой по благословению Святейшего Патриарха мы совершили два крестных хода по маршруту первого и второго ополчения. И эта икона присутствовала на установке закладного камня у Кремлевской стены. Как известно, место для памятника уже выбрано – это Грот в Александровском саду (памятник войны с Наполеоном, выложенный обломками зданий, сгоревших при пожаре 1812 года). Кстати, рядом с Гротом находится стела в честь 300-летия дома Романовых. А ведь патриарх Гермоген указал на Михаила Федоровича Романова, когда после падения Лжедмитрия Москва решала, кого избрать на трон и в итоге избрала Владислава, сына польского короля Сигизмунда.

http://e-vestnik.ru/church/_pamyatnik_pa...

Основой для подвига юродивого стало выражение апостола Павла о том, что христиане должны быть " безумны Христа ради " . За эти слова первоверховного апостола христиан часто упрекали в том, что они не ценят человеческий разум, но подобное обвинение не слишком справедливо. Еще Ориген в своем трактате " Против Цельса " писал: " Мы не говорим, что глупость хороша вообще... Гораздо лучше веровать в догмат с рассуждением и мудростью, чем с голой верой " . В церковном предании можно найти рассуждения о том, что христианин должен бегать от мудрости века сего (то есть, например, не должен уметь обманывать другого, не должен получать 2 рубля за вещь, которая стоит рубль), но быть мудрым в достижении Царствия Небесного. В Древней Руси именно юродивые иногда становились выразителями христианской мудрости с помощью игры или безумных поступков. Николай Кочанов часто дрался со своим собратом по подвигам блаженным Феодором и однажды запустил кочан капусты прямо ему в голову, за что и получил свое прозвище. Николай жил на Софийской стороне Великого Новгорода, а Феодор – на Торговой. Их поединки, как сообщает житие, пытались отучить новгородцев, живших на разных берегах Волхова, драться друг с другом. Публичная драка двух юродивых ради мира в городе не самый большой парадокс этого типа святости. Древнерусские памятники доносят до нас отношение Церкви и народа к блаженным. Как пишет Сергей Иванов, чаще всего их называли словом урод, которое в современном русском языке имеет четкую негативную окраску: " Именно слово оуродъ в конце концов стало наиболее употребительным обозначением специфического христианского подвига. Юродивый (по-древне-славянски – уродивый или просто урод) – это по первому своему смыслу тот, кто " родился неправильно " , будь то в физическом или умственном отношении... В XVII в. значения разделились " : " урод " стало обозначением врожденного калеки, а " юрод " – безумца, в том числе и притворного " . Иногда юродивых также называли блаженными, но этот эпитет мог применяться и к другим подвижникам. Так автор жития Феодосия Печерского очень часто называет его блаженным. Употребление этого слова восходит к Нагорной проповеди Христа, где праведники называются блаженными, счастливыми. По отношению к юродивым этот эпитет употребляется на стыке значений: в славянских языках можно найти глаголы блажить и слово соблазн, в современном русском языке словом " блаженный " может называться человек не от мира сего, дурачок. Поскольку натуральное безумие весьма сложно отличить от безумия притворного, показного, то Церковь неоднократно могла прямо запрещать юродство.

http://religare.ru/2_96226.html

 -Да кстати Леонид Петрович, я со многими православными тоже об этом говорю, которые заявляют: вот, он был слабый. Если бы он был сильный, все пошло бы по-другому. И в какой-то мере, сколько я ни читала, ни смотрела- с этой точкой зрения невольно соглашаешься, и нечем защитить дорогого Царя. А только прочитав вашу книгу, я наконец-то все это поняла. Просто чего-то не хватало, чтобы мозаика сложилась.  -Ну, даже со светской точки зрения, с атеистической. То, что они говорят, хотя они называют себя православными, но говорят с позиции атеиста. Но даже с это точки зрения защита может быть и такая, потому что период правления царя Николая II- это наивысшая экономическая точка развития России … -И это было благодаря Царю. На 55 миллионов население выросло без территориальных приобретений. За счет увеличения рождаемости, за счет улучшения жизни, за счет реформ. Знаете, у нас очень модно говорить: реформы Столыпина. Господа! Вы разберитесь. Или у нас самодержавие, или у нас демократия. Если самодержавие, то нет реформ Столыпина, это реформы Николая II. Потому что без царя никаких реформ просто не может быть. Было много предложений. Столыпина Николай II вытянул его в премьеры, проведя через захудалое губернаторство в Гродно. На министра внутренних дел он же его вел, он его тащил, и все как-то об этом забывают. То есть, его царствование- это наиболее высшая точка развития империи. При слабом царе это было бы просто невозможно. Первая мировая война до февраля 17-го года - одна из самых успешных войн российской империи. До февраля, когда его свергли, уже речь идет о демократической России. И тогда все началось. А так это была одна из самых успешных войн. Да. Потери большие. Я сейчас еще раз назову эту цифру: около миллиона, одного, не 27 миллионов, как сейчас называют потери в Великой Отечественной войне. Ну, пусть преувеличено, пусть будет 23 миллиона, 20 миллионов. Но вы представляете, какая разница! А там около миллиона. И до сих пор мы не можем найти ни одной могилы на территории боевых действий в России и Белоруссии. Почему? Потому что врага не пустили на свои территории. А если сравнивать с великим Сталиным, то враг стоял под Москвой и три года свирепствовал на оккупированных территориях, уничтожая наших людей. Свирепствовал. А тут просто не пустили.

http://radonezh.ru/text/kto-my-otkuda-ku...

За два с половиной года наш Фонд проделал огромную просветительскую работу, направленную на популяризацию событий Смутного времени, и рассказывая о роли в них святителя Гермогена, потому что к сожалению, сейчас немногие знают и помнят о нем. Развернута широкая издательская деятельность. Были выпущены репринтные издания (1912-1913 г.г.) писателя Алексея Дмитриевского и историка Владимира Назаревского, сделан тираж книги " Патриарх Гермоген - великий печальник за Русь " , которая раздавалась на крестных ходах. Проведено несколько конференций, посвященных патриарху Гермогену, где мы популярно рассказываем о его вкладе в историю России. Хотелось бы подчеркнуть, что в отношении имени патриарха Гермогена существует некоторое разномыслие. Не редко его называют Ермогеном. Однако во всех дореволюционных изданиях до 1913 года он везде упоминается именно как Гермоген. Да, при крещении он был назван Ермолаем, но в Успенском соборе принимает патриаршество как Гермоген. Ермогеном его стали называть после прославления в 1913 году, так пожелал царь Николай Второй. Но мы считаем, что памятник должен быть поставлен патриарху Гермогену. Справка Как правильно звали патриарха-мученика: Гермоген или Ермоген? Существует разные версии как правильного называть патриарха-мученика: Гермоген или Ермоген, но наиболее убедительные на наш взгляд две из них. Во всех издания до момента прославления в 1913 году патриарх именуется как Гермоген. Но после прославления он становится Ермогеном. По одной версии, Св.Синод принял при прославлении это имя, потому что святейший патриарх Гермоген сам подписывался именем Ермоген, а не Гермоген. (1). Вторая версия принадлежит американскому историку Грегори Фризу. Ученый считает, что основной причиной стала история, связанная с именем епископа саратовского Гермогена, который активно выступал против обер-прокурора Саблера и Григория Распутина. В конце-концов Гермоген был отправлен в маленький монастырь в Гродненской епархии. Чтобы не было путаницы и имя нового святого не ассоциировалось с именем опального архиерея, Синод и восстановил древнюю орфографию имени патриарха - " Ермоген " .(2)

http://e-vestnik.ru/church/_pamyatnik_pa...

ОТВЕТ: Съезд - это необходимость, одно из условий существования партии. После Учредительного Съезда, который состоялся 13 февраля 2011 года, в День святых Новомучеников и Исповедников Российских, прошло 12 с лишним лет. За первые два года мы собирались на Съезды пять раз. Последний Съезд провели в июле 2013 года, и из-за неоднократных отказов в регистрации формально он вновь считался учредительным. Однако после того, как партия была зарегистрирована Минюстом РФ, а потом тем же Минюстом была незаконно лишена юридического лица, мы поняли, что больше собираться на Съезды нет смысла. ВОПРОС: Что же изменилось с тех пор, отчего теперь понадобился Съезд? ОТВЕТ: Многое изменилось. Беспилотники порой долетают уже до стен Кремля. Проблема, что называется, стучится в двери. Будем её игнорировать - будет стучаться уже ракетами и снарядами... Не дай Бог, конечно! Но мы давно предлагаем путь, способный привлечь помощь Божию и закончить войну на лучших для нас условиях - одержав победу над общим врагом. Дело в том, что причины войн всегда духовные. Как писал святитель Николай Сербский: « Среди причин как прошедших, так и грядущих войн главной и основной причиной является безбожие и отпадение от Единого Живого Бога. Война это быстрая расплата за долго длящиеся дела человеческие в мирное время». Мы согласны с этим мнением святого и так же понимаем происходящее. Повторим ещё раз: мир управляется духовно. А значит, из наших побед и поражений необходимо в первую очередь делать духовные выводы. Наша партия имеет программной целью - возвращение традиционной русской государственности, основанной на вере в Господа Бога, потому она и называется «Самодержавная Россия». Ибо Самодержавие русское всегда стояло на вере. А для того, чтобы вернуться к Самодержавию (независимости, самобытности Русской цивилизации) нужна серьёзная подготовка общества и созыв Земского Собора. Вот поэтому необходимо начинать эту сознательную работу сегодня. В нашем обществе после начала СВО происходит разделение на патриотов и западников. Западники (они же, по сути, безбожники или поклонники мамоны) надеются вернуть страну назад, в состояние сырьевой колонии Запада, предав интересы России, обнулив героические усилия наших солдат и офицеров. Их идеал - Запад, с его индивидуализмом и стремлением к материальному успеху любой ценой. Их меньшинство, но позиции у них не слабые, за ними большая часть олигархического капитала и западные страны со своими спецслужбами, к тому же они неплохо организованы, сплочены, чего не скажешь о патриотах.

http://ruskline.ru/opp/2023/09/20/veroi_...

Обратимся к другому месту Апокалипсиса, дающему возможность еще точнее определить время его происхождения. Было бы странно, если бы автор его, описывая предстоящие мировые судьбы и упоминая о Иерусалиме, долженствующем пасть как бы в начале мирового переворота, им отмечаемого, не упоминал бы о Риме, от которого должен он пасть. Но, ежели нет в пророческом повествовании его самого имени Рима; то это не значит, чтобы о Риме в нем вовсе не упоминалось. Рим почитался тогда до того преобладающим над всеми городами и приковывающим к себе всеобщее внимание, что его не почитали даже нужным называть по имени, когда заходила о нем речь. Стоило только заговорить о городе в противоположность его миру (orbi et urbi), о городе в противопоставлении другому городу или месту, о „великом городе“, чтобы всем было ясно и несомненно, что говорится о Риме. И действительно в Апокалипсисе мы встречаем указание на Рим, как на „великий город“ (Urbs Magna), а затем встречаем его в образе зверя, жены, сидящей на звере, Вавилона великого, матери блудниц и мерзостей разных. „И повел меня в духе в пустыню: и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными‚ с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в пурпур и багряницу... и на челе ее написано было имя: тайна, Вавилон великий‚ мать блудницам и мерзостям разным. Я видел что жена упоена была кровью святых и свидетелей Иисусовых, и, видя ее, дивился удивлением великим “ (XVII, 8–6). Автор не считает нужным скрывать, кто подразумевается под женою, сидящею на звере багряном. „Жена, которую ты видел, говорит ему ангел, есть великий город, царствующий над земными царями“ (ст. 18). „Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена“ (9). Так как под словом гора подразумевается всякое вообще земное возвышение в роде, напр., Масличной горы, составлявшей бесспорно только холм, а не гору в собственном смысле слова, то и здесь речь идет очевидно о семи холмах, на которых расположен был город, в котором нельзя уже не усматривать семихолмный Рим. Другое определение этого расположенного на семи холмах великого города столь же ясно указывает на Рим. О каком ином великом городе, кроме Рима можно было сказать в первом веке по Р. Хр., что он „царствует над земными царями“? Упоение жены или великого города „кровью святых и свидетелей Иисусовых“ в свою очередь совершенно ясно указывает на гонение при Нероне, в котором погибли не только святые, т. е. христиане вообще, как принято было называть их, но и двое апостолов – „свидетелей Иисусовых“.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Aksako...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010