Но, утверждают некоторые авторы, лишенный власти, царь все равно не должен был идти навстречу пожеланиям заговорщиков и подписывать акт, не предусмотренный основными законами Российской империи . Что же, однако, заставило Императора поставить свою подпись под неправомерным документом? И жизнь, и смерть святого Царя Николая исключают мысль о том, что, действуя подобным образом, он заботился о себе, что он цеплялся за жизнь. Хотя в случае отказа от отречения он действительно мог быть убит по воле заговорщиков, но не угроза смерти побудила его уступить их требованию. Действительная причина его отречения не представляет собой никакой тайны, она, что называется, лежит на поверхности, она обозначена в самом манифесте: «В эти решительные дни в жизни России почли Мы долгом совести облегчить народу Нашему тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы». Передавая власть брату, Царь действовал по велению долга: как Император он прежде всего был верховным вождем вооруженных сил России, императорская власть такова по самой своей природе, по своему происхождению, относящемуся еще ко во временам Римской республики. Присяга императору изначально была присягой воинов своему верховному главнокомандующему, долг которого заключается в том, чтобы вести их к победе. Россия находилась тогда в состоянии войны, в ходе которой у Императора не могло быть высшей заботы, чем довести вверенное ему Богом государство и его вооруженные силы до ее победоносного завершения. Но ни императорский сан, ни святость его носителя не подразумевают пророческого дара, и Царь, опасаясь, что в случае его устранения война завершится поражением, все же не мог быть уверен в неизбежности такого ее печального исхода. Рассуждая по-человечески, отказом от подписи Николай II усложнил бы заговорщикам продолжение войны, а он, желая блага России, этого делать не хотел. Измена великих князей – тех, которые подталкивали Царя к отречению, в первую очередь, конечно, Николая Николаевича, – и вовлеченных в заговор генералов, не говоря уж о думских депутатах, была предательством по отношению к верховной власти, но в намерении изменников трону продолжать войну до победного конца не было причин сомневаться. Другое дело, что при трезвом взгляде на вещи нельзя было не понимать, что, устраняя Царя, они ввергали страну в смуту и катастрофически снижали шансы на победу, в то время как разделяемые ими опасения, что Николай II под влиянием свой супруги может пойти на сепаратный мир с Германией, – опасения, которые внушались извне и шли в основном из посольств союзников, основаны были на сплетнях и, по сути дела, носили бредовый характер. Однако этой трезвости рассуждения им всем, тем, кто пожелал устранить Царя, обуянным жаждой перемен, рассчитывавшим на карьерные и иные выгоды от этих перемен, как раз и не доставало. Комментируя предпринятые святым Императором на исходе его правления действия, историк его царствования С. С. Ольденбург писал:

http://pravoslavie.ru/69183.html

Нравственная жизнь вкоренена, как говорит Николай Бердяев , в духовном мире и лишь проецируется на жизнь общества. Духовная среда, окружающая каждого человека, каждую личность, предлагает нам свои ценности. Из этих ценностей каждый человек формирует свой внутренний мир. И мы, изучая Ветхий Завет , должны формировать себя как личность, как христианина, а не просто прочесть, скажем, Книгу Царств, историю царя Давида, историю Моисея или Псалтирь. Мы сегодня делаем первый маленький шаг. За два года будет сделано несколько шагов по изучению этой великой книги, но изучение ее не может ограничиться только этим курсом лекций. Вся жизнь наша должна быть посвящена постоянному чтению и углубленному изучению Св.Писания. Думаю, что вы и сами в этом убеждены. Евангелие нужно читать ежедневно, но Ветхий Завет – это то важное, нужное, необходимое, без чего мы Новый Завет не поймем. На свете мало людей, которые прочли всю Библию – от «а» до «я». И это понятно: там есть моменты трудные, к которым нужно возвращаться. Это можно сравнить с рыбным блюдом, которое мы едим не целиком, а откладывая в сторону кости. Не выбрасывать же все блюдо целиком. Вы, конечно, его съедите, постепенно и аккуратно, разобравшись, что к чему. Так и Св.Писание. Нельзя сказать: я буду изучать всё подряд; начну с первой Книги Моисея, а закончу Откровением Иоанна Богослова. Вы должны постараться изучить Библию и прочесть ее всю в течение жизни. Впервые я открыл для себя Библию (Св.Писание Нового Завета), когда мне было 12 лет. Близкий человек подарил мне эту книгу, на первой странице которой он сделал надпись: «Дитя вечности, не угождай духу времени». Вот это для нас очень важно: чтобы мы жили для вечности и чтобы эта книга вела нас в вечность. А дух времени часто говорит нам: отложи эту книгу, не читай ее. Или прочти учебник – вот Лопухина , например, – там всё ясно. Но ни один писатель, ни один преподаватель не может вам дать всей полноты библейской истории, глубины библейского текста, если вы сами не откроете Библию, не почитаете ее, не подумаете, не разочаруетесь, потом вновь не очаруетесь, не испытаете недоумения и восхищения. Здесь будет много трудностей, но читать Библию и постепенно ее осваивать необходимо. Я вам желаю, чтобы к концу обучения в институте вы все-таки эту книгу полностью прочли.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Отец Павел истину сказал на все века верную для всех нас. Николай 14 января 2015, 21:28 Жизнь по-Богу есть наука из наук,по-слову святых! А у нас,действительно,многие считают себя в ней " асами " уже по факту рождения. Свт.Николай Сербский говаривал,что верующие есть,а вот послушных мало... Поэтому мы и имеем,в конечном итоге,возрастных духовных калек. Надо вымаливать,выращивать,искать духовных отцов. Причем,воспитывать они должны цельное мировоззрение своих духовных чад. Научающее жить не только в Церкви,но и в социуме. Только так можно создать в обществе тот " маточный раствор " ,в котором будут вырастать настоящие,ответственные люди. Читатель (москвич) 14 января 2015, 16:14 Уважаемой читательнице из Подмосковья.Отец Андрей совершенно, на мой взгляд, справедливо писал и призывал совсем к другому.Совет О. Павла никак с его мыслями не перекликается.Простите. Елена Мансурова 14 января 2015, 11:47 Спасибо! Если появится искушение, будет ответ! Читательница (Подмосковье) 14 января 2015, 11:09 Своевременная публикация: чтобы после статьи прот. А. Ткачева неокрепшие в вере и толком не знающие Священного Писания православные не бросились читать иноверческую литературу. Нина 14 января 2015, 10:25 Спасибо!!!!!!В самую, что ни-наесть сердцевину. Всем бы это знать ищущим. Ольга 14 января 2015, 10:00 Господи огради чад твоих от всякой ереси! mila t 14 января 2015, 07:58 Отче святый Павле моли Бога о нас поминаю тебя в моих неумелых молитвах не оставь и ты нас грешных своими святыми мудрыми молитвами заступись за нас перед Господом о помиловании Олег Сидоренко 14 января 2015, 01:51 Очень мудро , коротко и правильно! Михаил 13 января 2015, 22:40 К тому же о враге ты по-любому узнаешь, если будешь вести духовную жизнь, подвизаться. Для начала достаточно знать как его бить. Господь учит. Сергей 13 января 2015, 21:55 Верно на 100%: знание должно быть органично, соответствовать жизни человека, его " телесности " , данной ему Богом через душу. Лишнее " знание " будет стараться сломать человека. Называется такое знание прилог. Человек думает сердцем, а головой только оперирует образами, логически " вычисляет " . Эмоционально тонко сроднившись с какой-то мыслью, допустив ей более-менее глубоко (по эмоциям) сесть на сердце, человек будет постоянно и всё сильнее включаться головой в определённом ключе, пока его не доведут до совершенного абсурда мысленно и до телесных поступков (действий) гибели физической или духовной) по этим мыслям. - Лишнее " знание " , как наркотик в вену: у души не будет противоядия. Не знание первично, а вера. Христос - главный факт мировой истории, биологии, химии и физики. А уж обдумывайте его потом, насколько вашей " телесности " хватит. - На днях сжёг все свои записи по астрологии, начатые 25 лет назад. Полегчало: не на свои силы должен надеяться человек, а на Бога.

http://pravoslavie.ru/76466.html

Гнев святителя был праведным гневом на хулу против Бога. Вот каков наш небесный покровитель, вот чему мы должны учиться, приходя в его храм. Рассказывают, как несколько лет назад на одной экуменической встрече присутствовали православный протоиерей из Парижского богословского института, еврейский раввин, протестантский пастор и католический священник. И вот, еврейский раввин произнес страшную хулу на Господа Иисуса Христа и Божию Матерь. Невозможно повторить эти безумные слова противника и хулителя истины. Но главный ужас заключался не в этом. Иудеи давно противятся Богу. Разумеется, не о национальности мы говорим, ибо во Христе Иисусе нет ни эллина, ни иудея, а о противлении Богу. В Евангелии от Иоанна слово «иудеи» встречается более семидесяти раз, и везде с одним значением — враги Христовы. Потому апостольские правила, а также правила Антиохийского, Лаодикийского, Карфагенского и VI Вселенского Соборов многократно — в двенадцати определениях, под угрозой извержения из сана клириков и отлучения от Церкви мирян, — воспрещают христианам иметь какое-либо содружество и общение с открытыми врагами нашего Спасителя, которых святой Иоанн Златоуст называет «видимыми бесами». Мы знаем, например, что сегодня в Москве при хасидской синагоге зарегистрирована Государственная Академия им. Маймонида. Среди многих известных изречений этого великого средневекового талмудиста есть такие: «Подобает убивать и бросать в ров погибели всех подобных Иисусу из Назарета и его последователей». Так что хуле раввина на экуменической встрече нечего удивляться. Но ужас в том, что когда он это сказал, все промолчали. Человек, слышавший эту страшную хулу, спросил потом православного протоиерея: «Как вы могли промолчать?» Тот ответил: «Я не хотел никого обижать». Ненавистника Христова обижать нельзя, а оскорблять Господа и Его Пречистую Матерь можно! Вот до чего можно докатиться в своей теплохладности и равнодушии к истине. Православный священник должен был с ревностью восстать против хулы, подобно тому, как святитель Николай заградил уста еретику. Святой Иоанн Златоуст в одной из своих проповедей говорит: «Если ты боишься выступить против еретика, то скажи мне — я пойду и загражду ему уста». На почве этого равнодушия, этой толерантности и утверждается апостасия, то отступление, которое становится все более и более явным и уготовляет приход в мир «человека беззакония».

http://moral.ru/святитель-николай-чудотв...

Есть очень интересное воспоминание баронессы Буксгевден о нашем святом страстотерпце государе Николае Александровиче, где она приводит рассказ государя о своем деде императоре Aлekcahдpe II, с которым у него было много общего. Император Aлekcahдp II ввел демократические реформы для своего народа, и за это был преследуем нигилистами на каждом шагу во время своей потерявшей иллюзии старости. Внук Николай был его любимцем, его «солнечным лучом», как Aлekcahдp II его называл. «Когда я был маленький, меня ежедневно посылали навещать моего деда, — рассказывал Hukoлaй II своим дочерям. — Мой брат Георгий и я имели обыкновение играть в его кабинете, когда он работал. У него была такая приятная улыбка, хотя лицо его бывало обычно красиво и бесстрастно. Я помню то, что на меня произвело в раннем детстве большое впечатление». Далее следует рассказ, на который мы должны обратить внимание: «Мои родители отсутствовали, — рассказывал Николай Александрович, — а я был на всенощной с моим дедом в маленькой церкви в Александрии. Во время службы разразилась сильная гроза, молнии блистали одна за другой, раскаты грома, казалось, потрясали и церковь, и весь мир до основания. Вдруг стало совсем темно, порыв ветра из открытой двери задул пламя свечей, зажженных перед иконостасом, раздался продолжительный раскат грома, более громкий, чем раньше, и вдруг я увидел огненный шар, летевший из окна прямо по направлению к голове Императора. Шар (это была молния) закружился по полу, потом обогнул паникадило и вылетел через дверь в парк. Мое сердце замерло, я взглянул на моего деда — его лицо было совершенно спокойно. Он перекрестился так же спокойно, как и тогда, когда огненный шар пролетал около нас, и я почувствовал, что это и не мужественно, и недостойно так пугаться, как я. Я почувствовал, что нужно просто смотреть на то, что произойдет, и верить в Господню милость так, как он, мой дед, это сделал. После того, как шар обогнул всю церковь и вдруг вышел в дверь, я опять посмотрел на деда. Легкая улыбка была на его лице, и он кивнул мне головой. Мой испуг прошел, и с тех пор я больше никогда не боялся грозы».

http://moral.ru/vera_cerkvi/

Храм в честь Воскресения Христова в Хакодате – один из первых, возведенных на японской земле. Японцы до сих пор, теперь уж в шутку, называют его " храм " бом-бом " : в середине 60-х годов XIX века, когда при церкви служил святитель Николай, специально для храма был отлит пятидесятипудовый колокол. На Пасхальную седмицу благовест впервые зазвонил, изрядно напугав своим необычным звоном местное население. Белоснежное, с изумрудного цвета крышей, колокольней и пятью куполами, на фоне японского пейзажа здание смотрится более чем необычно. Еще более необычно смотрятся прихожане-японцы. На Патриарха они смотрят с огромным любопытством. Для них он почти что святитель Николай, только наших дней – глава Русской Церкви, некогда давшей жизнь японскому православию. Кстати, несмотря на то, что японцы свято чтут каноны и обряды русского православия, отказаться от исконно национальных традиций они не могут – при входе в православный храм многие снимают обувь и стоят босиком. Некоторые дамы в кимоно – особый знак и почтение к высокому гостю. Веера отнюдь не дань моде или древней традиций, а суровая необходимость. В тридцатиградусной парилке без них – никуда. Кстати, как и без зонтов, причем преимущественно черных. Сами японки уверены, что под темным куполом с защитой от ультрафиолета создается особый, благоприятный для них климат. Такие зонтики надо покупать в специальном отделе магазина – простые, для зашиты от дождя, не подойдут. В целом японцы представляются очень открытыми людьми, даже несмотря на некоторую сдержанность в чувствах и эмоциях. Они спокойны и улыбчивы, однако понять, что действительно думает японец, почти невозможно. Обнаженные, живые чувства можно было увидеть лишь однажды – в Сендае. Из Токио до Сендая на скоростной электричке около двух часов. Кстати, примерно такое же расстояние из Красноярска до Лесосибирска на автобусе мы проехали почти за пять. Появление главы русского православия на перроне вокзала, кажется, никого не удивляет. Ощущение, что тут ко всему привычны. Ну, или огонь эмоций гасят сдержанной почтительностью. Около Благовещенского собора города – несколько сотен верующих. Примечательно, что многие из них принесли портреты родных и близких, погибших в марте 2011 года от землетрясения и цунами. Иные – даже фотографии собственных разрушенных домов.

http://religare.ru/2_96969_1_21.html

В рамках работы выставки проходят творческие встречи с интересными людьми. 24 июля председатель Комитета по организации празднования 130-летия восточного путешествия Цесаревича Николая Александровича в Санкт-Петербурге Дмитрий Андреевич Достоевский, правнук писателя, в год 200-летия со дня рождения Федора Михайловича Достоевского расскажет о нем как о горячем проповеднике любви к Отечеству, веры и народности, оказавшем большое влияние на Царя-миротворца Александра III в выборе им исторического пути развития России. Также участники встречи услышат рассказы людей, посетивших в наши дни те места в Египте, которые помнят Цесаревича Николая Александровича. 26 июня состоялась встреча с музыковедом, членом Союза журналистов России Людмилой Кирилловой, лауреатом Международного конкурса в г. Шанхай, представителем Фонда Иоанна Чудотворца, который 4 октября отметит свое 25-летие. Участники встречи узнали о Святителе Русского Зарубежья Иоанне Шахайском , уникальном человеке , апостоле последних времен, вселенском светильнике, выдающемся архипастыре XX века, глубоко почитавшем семью последнего Императора России. Об этом наша беседа. Иоанн Шанхайский и Царь-Мученик Николай II - Людмила Романовна , на афише, приглашавшей на встречу с вами, изображен святитель Иоанн Шанхайский, который держит в руках икону еще не прославленного в лике святых Царя Николая II . Кто написал эту икону Иоанна Чудотворца? - Икона святителя Иоанна с Царем была написана для Фонда Иоанна Чудотворца замечательным петербургским художником-иконописцем Сергеем Арсеньевым. После того, как эту икону привезли в детский приют «Преображение» в городе Железнодорожный Московской области, в часовне приюта замироточили многие иконы. Сергей Борисович был настоящим воином Христовым. Он посвятил последние годы своей жизни прославлению подвига Царственных Мучеников, зверски убитых в Екатеринбурге в июле 1918 года. 1 августа исполнится ровно 20 лет со дня упокоения Сергея Арсеньева. В 2001 году перед смертью он принял монашеский постриг с именем Григорий. После его отпевания около гроба вдруг появилась незнакомая женщина, которая положила ему на грудь икону святителя Иоанна Шанхайского. А 24 августа 2002 года умер старец Николай Гурьянов. Как и святитель Иоанн, и Сергей Арсеньев, батюшка просил всех молиться Царственным Мученикам, говоря, что они безмерно любят Россию и спасут ее от бед. С уходом отца Николая мы вместо земного молитвенника обрели небесного ходатая пред Господом. В келье отца Николая был портрет Иоанна Шанхайского без нимба, написанный еще до прославления владыки. 55 лет тому назад, 2 июля 1966, в Сиэтле, штате Вашингтон духовные чада и почитатели Иоанна Босого, как его часто называли, простились со святителем. В 2019 году мы отметили 25-летие со дня его прославления Русской Православной Церковью Заграницей.

http://ruskline.ru/analitika/2021/07/16/...

Ирина Николаевна очень много вкладывалась в то, чтобы двери их дома всегда могли быть распахнутыми. Она даже мне сказала как-то, что именно поэтому себе никогда не позволяла дома выглядеть как-то не представительски, скажем так. Она даже одета была всегда так, чтобы быть готовой встретить гостей – а кто войдет, неизвестно. Она сама себе шила, пусть и из весьма недорогих тканей, очень какие-то органично-изысканные костюмы. Всё в этом доме было со вкусом и стилем – так здесь заведено. Христолюбцы Протоиерей Алексий Емельянов , настоятель храма Иверской иконы Божией Матери на Большой Полянке в Москве, проректор по воспитательной работе ПСТГУ, декан факультета церковного пения ПСТГУ, заведующий кафедрой библеистики ПСТГУ: – Мы вот сидим тут с мамой и вспоминаем, когда в нашей жизни произошла эта для всех, кто знакомился с миром Третьяковых, судьбоносная встреча. Мама познакомилась с отцом Владиславом Свешниковым во второй половине 1960-х годов. До этого отец Владислав учился во ВГИКе и, кончая его, повстречал Николая Николаевича. Когда отец Владислав повез отца креститься в Угольку, то, я так понимаю, наводка была от Николая Николаевича. Точно так же, как в Москве Третьяковы приводили людей на Крещение к отцу Николаю Голубцову в храм Ризоположения на Донской, в Подмосковье – к отцу Валериану Кречетову в Покровскую церковь в Акулово. Третьяковы к нам регулярно стали приходить уже в новую трехкомнатную хрущевку. С тех пор и дальше во всех квартирах, где бы это семейство ни появлялось, это было таким заветным торжеством для нас, сначала – детей, потом – подростков, после – юношей. Мы всегда с замиранием сердца ждали эту чету, потому они из себя представляли необычайное зрелище: такой нестареющий, неменяющийся юноша Николай Николаевич и такая царственная или боярская – на чей взгляд как – Ирина Николаевна, которая слушала, как заливается Николай Николаевич, – и иногда его кулуарно называла: «Певчий дрозд!». А сама она была такой основой, сокровенным либретто – для всех его песнопений.

http://pravoslavie.ru/139238.html

В институте у нас тоже было немало прекрасных преподавателей, но даже на лекциях и семинарах по старославянскому языку или по древнерусской литературе о вере не говорили. Преподаватели были замечательные. Старославянский преподавала Татьяна Ивановна Кандаурова. Для меня она образец университетского профессора. С огромной косой вокруг головы, статная, на каблучках, она полтора часа читала лекцию, ни разу не присев, а было ей тогда за шестьдесят. Видела всю аудиторию  сто человек,  и, если кто-то отвлекался, называла его по фамилии и говорила: не отвлекайтесь, пожалуйста. Лекции читала по памяти, захватывающе, интересно, а также рассказывала, как на каникулах отдыхала в горах. Не в санатории, а ходила в горы! Конечно, никакой проповеди не было. Мы разбирали грамматические формы старославянских текстов, но не помню, чтобы особо вникали в смыслы. На занятиях по древнерусской литературе Николай Иванович Прокофьев несколько занятий посвятил «Слову о полку Игореве», подробно нам его объяснял, но тоже не проповедовал. Если проповедь и была, то скрытая. Не знаю, были ли Татьяна Ивановна и Николай Иванович верующими, но даже если были, они не могли тогда открыто говорить об этом студентам. За год или два до моего поступления преподаватели с кафедры советской литературы ушли в монастырь . В конце семидесятых! Был большой скандал, руководству досталось за идеологическую недоработку. Естественно, в то время даже если кто-то из преподавателей верил в Бога, он не рискнул бы говорить на эту тему со студентами. Но на втором курсе вы всё равно осознали, что Бог есть. Как это произошло?  Думаю, во многом повлияла поездка в стройотряд после первого курса. Это было в 1980 году, тогда старались на время Олимпиады всех студентов и школьников выслать из Москвы, чтобы не общались с иностранцами. Нас отправили в стройотряд между Астраханью и Волгоградом. Вокруг огромные степи, многие из нас впервые уехали так далеко от дома без родителей. Романтика, общение, размышления о смысле жизни… Вернулись мы из стройотряда сдружившимися, повзрослевшими, задумавшимися. И потом вдруг я узнаю, что Саша Архангельский ходит в церковь. Побежала к нашей общей наставнице Зинаиде Николаевне Новлянской… Не побежала в буквальном смысле, а пришла к ней в гости и в какой-то момент сказала: «Знаете, Архангельский, наверное, с ума сошел. В церковь ходит».

http://azbyka.ru/way/ja-ponjala-chto-mno...

В результате таких сложных исторических и идеологических перипетий мы и имеем сейчас вместо молодых людей существ неизвестного пола, которые за свою жизнь тяжелее ноутбука ничего не поднимали. Тридцатилетние дети Когда-то давным-давно я читал повесть про войну, которая называлась «Навеки девятнадцатилетние». Рассказ в ней шел от лица девятнадцатилетнего лейтенанта, который в конце повествования погиб и остался навечно в таком возрасте. Меня поразило, насколько зрело он рассуждал, как по-взрослому действовал. Это был не девятнадцатилетний мальчик, а сформировавшийся мужчина. Сейчас, напротив, часто можно встретить тридцатилетнего мужчину, который остался в своем развитии навеки девятнадцатилетним. Не на пустом же месте появилась такая поговорка: «Мужчина – это ребенок, с возрастом меняются только цены на игрушки.» Такой взрослый ребенок не способен принимать решения, не может отважиться создать семью, вообще не способен на поступок. Ученые-биологи говорят, что у человека, как у вида, пролонгированное, то есть удлиненное, детство. У нас с вами детство занимает около четверти всей жизни. А у некоторых индивидуумов, как показывают мои наблюдения, растягивается до старости. Это тоже признак нашего времени. Такого раньше не было. Александр Невский в 19 лет разгромил на Неве Шведское войско. Причем историки утверждают, что сделано это было малыми силами и предприятие возымело успех лишь благодаря личной отваге князя и его дружины. Преподобный Сергий Радонежский ушел подвизаться в пустыню в двадцать с небольшим. У Высоцкого есть песня «О погибшем друге». Натурой для нее послужил друг отца Владимира Семеновича некий Николай Скоморохов (кстати, наш земляк, родившийся в с. Белогорское под Красноармейском). Во время войны ему было также чуть больше двадцати лет. В одном воздушном бою он потерял друга и добился разрешение у командования вести персональную охоту, чтобы отомстить. Фашистские летчики-асы приходили в ужас от одного его имени. Было даже дано распоряжение объявлять о том, что Скоморохов поднялся в воздух. Так и передавали радисты своим асам: «Ахтунг! Ахтунг! Скоморохов в воздухе!» В конце концов, Николай нашел того летчика, который убил его друга, и успешно атаковал. Фашистский ас катапультировался и попал в руки к нашим. Первым делом он попросил показать ему известного всему Люфтваффе Скоморохова и, когда увидел Николая, этого двадцатидвухлетнего белобрысого парнишку, никак не мог поверить, что это и есть тот самый страшный русский ас.

http://pravoslavie.ru/57370.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010