Другое важное свидетельство в пользу тарского происхождения Диодора они находят в одном из писем св. Василия Великого к Патрофилу Эгейскому, где св. отец называет Диодора воспитанником блаженного Силуана, епископа Тарсского 15 . Защитники антиохийского происхождения Диодора, в лице Тильмона, в своём мнении опираются на слова св. Иоанна Златоуста в похвальной его речи Диодору Тарсскому 16 . Знаменитый церковный вития, будучи ещё пресвитером в Антиохии, однажды пред наполнявшими храм слушателями счёл долгом свидетельствовать, что то пламенное рвение, с каким Диодор защищал веру против всяких врагов, служило причиной неоднократного изгнания его, Диодора, из отечества. А так как особенная и энергичная деятельность Диодора против врагов веры, как свидетельствует история, сосредоточивалась исключительно в Антиохии, и жизнь его в г. Тарсе падает на мирное царствование императора Феодосия I, когда никакие преследования и изгнания за веру для Диодора были уже не мыслимы, то отсюда естественное заключение представителей разбираемого мнения, что отечеством Диодора, откуда не раз изгоняли его религиозные враги, нужно считать Антиохию. Последнее мнение об антиохийском происхождении Диодора нам кажется более прочным. Что же касается указанных оснований защитников Тарсского происхождения Диодора, то оба они очень легко объясняются вне всякой связи с вопросом о рождении Диодора. Силуан мог быть воспитателем Диодора, как увидим ниже, только до своего епископства в Тарсе, и мы не сделаем ничего противного истории, если предположим, что Силуан до своего назначения на кафедру в Тарс мог быть простым пресвитером или даже монахом в Антиохии 17 , когда он и мог принять Диодора к себе на воспитание. Другое свидетельство – письмо блаж. Иеронима – отличается ещё меньшей определённостью для выяснения родины Диодора. Иероним в своём письме совсем даже не называет Диодора по имени, а пишет папе Дамасу: „обозначь, с кем я должен иметь общение в Антиохии, потому что кампенсы вместе с тарсянскими еретиками ничего так не добиваются, как того, чтобы, основываясь на авторитете вашего единения, проповедовать три ипостаси” 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

Мы знаем святых, которые были настолько святы, что родили своей жизнью целую плеяду учеников и сформировали целые христианские цивилизации. Русь, например, стоит на преподобном Сергии Радонежском. Преподобный Сергий настолько велик, настолько глубок, настолько таинственен, настолько широк и тонок, что Русь до сих пор питается его святостью. Сербия хвалится святым Саввой и называет свою Церковь святосавской, потому что Савва был настолько велик, грандиозен в святости, что до сегодняшнего дня уже много столетий Сербская Церковь питается святостью одного человека. Есть непреложный закон: Богу не нужно много людей, чтобы освятить всех. Нужен один. Миллионы живут ради одного святого человека. Бог находит Авраама, и от него размножает народ. Он ищет Давида, и через него даёт целое богооткровенное учение, заключающееся в Псалтири. Бог призывает князя Владимира и через него приводит к купели Крещения множество славянских племён. То есть Богу нужен один святой человек, который направляет русло жизни в правильную сторону. Почему мы помним о святых? Мыдолжники святых. С одной стороны, мы должны знать как можно больше святых. Зачем? Отправляясь в дальнюю дорогу, мы ищем телефоны и адреса людей, которые живут в той далёкой стране, в которой мы никогда не были, чтобы, приехав туда, не оказаться никому не нужными. Чтобы, приехав в Австралию или в Южную Африку, мы нашли там для себя кров, одежду, помощь. Точно так же, отправляясь в будущий мир, в пакибытие, в Божие Царство, мы должны как можно больше знать людей, которые уже в том мире живут. Например, святая равноап. Нина, или всеми любимый Николай Чудотворец, или апостолы Пётр и Павел — верховные ученики Врача душ и телес Господа Иисуса Христа. Или, скажем, блаженная Ксения — удивительная в помощи страдалица земная. Или Василий Блаженный, в Москве живший. Это всё жители Небесного Иерусалима. Люди, которые уже живут там, куда нам только предстоит войти. Мы зовём их на помощь, мы общаемся с ними для того, чтобы заручиться их молитвой пред лицом Христа Спасителя, Которого они лицезрят.

http://pravoslavie.ru/105755.html

Израиль, к сожалению, стал народом рабов. Прошло время, и те египетские вожди, которые помнили еще Иосифа, скончались, на смену им пришли другие люди, и постепенно Израиль стал занимать униженное положение. Наряду с рабством политическим положением он, к сожалению, впадал и в рабство духовное, так как все больше и больше удалялся от истинного богопочитания. Исход для Израиля из Египта означает начало новой эры в его духовном сознании, которую мы называем эрой теократии. Эта та государственная форма, в которой единственным властителем народа является Бог. Теократический строй не всегда и не во всей полноте осуществлялся во все времена, но официально он держался до того момента, когда Израиль попросил поставить себе царя. Он начинается с момента Исхода и заканчивается книгой Царств, когда от пророка Самуила израильтяне требуют поставить царя над ними, «чтобы мы были, как прочие народы». И когда Самуил сокрушается о том, что они требуют царя поставить над ними, Господь говорит ему такие слова: «Ибо не тебя, Самуила они отвергли (т.к. он правил тогда народом, был судьей Израиля), они отвергли Меня, чтобы Я не царствовал над ними». Во главе 12 Исхода говорится, что Израиль пробыл в Египте 430 лет. В то же время, если мы откроем Деяния апостолов, то в речи апостола Стефана перед тем, как его побивают камнями, он говорит о том, что 400 лет было пленение. Где же правда? Какая цифра реальнее: 400 или 430? Ни та ни другая цифра не отвечают подлинной действительности, это опять-таки условное число, чтобы легче было считать. Откуда взялась цифра 430 лет? Прежде всего, от прибытия Иакова в Египет до смерти Иосифа — 71 год. От смерти Иосифа до рождения Моисея — 278 лет (условно). С рождения Моисея начинается период, который отсчитывается таким образом: вся жизнь Моисея делится на три периода по 40 лет: от рождения до бегства в землю Мадиамскую, от пребывания в земле Мадиамской у священника Иафора до возвращения в Египет — еще 40 лет; 40 лет — странствования по пустыне. Итого получается 120 лет Моисея. Но мы берем не годы Моисея, а время до выхода из Египта. Таким образом получается 430 лет. Составителем книги является Моисей, об этом говорится в главах 17, 34 и ряде других мест, т.е. все исследователи Св.Писания приходят к мысли, что автором книги Исход является сам Моисей, по крайней мере — основной ее части.

http://sedmitza.ru/lib/text/432096/

Во град спасения, т.е. в царство Божие войдут люди кроткие и смиренные, потому «что они «уповали вовеки», т.е. постоянно, при всяких обстоятельствах и всегда твердо надеялись на Бога; они знали, что Бог велик и вечен, а не такой, как ничтожные боги-идолы или слабые люди-цари языческих народов (ср.2:22). И надежда кротких неизменно оправдываемся: людей, живущих на высоких горах и в укрепленных городах, Господь низвел в долины и отвел в плен, а города опустошил и стены их разрушил до земной поверхности, так что их свободно и безопасно могут попирать ноги кротких и смиренных, которые надеялись не на свою силу и не на свои крепости, а только на заступничество Бога. 7–8. Путь праведника прям; Ты уравниваешь стезю праведника. И на пути судов Твоих, Господи, мы уповали на Тебя; к имени Твоему и к воспоминанию о Тебе стремилась душа наша. (Путь благочестивых прав бысть, и приуготован путь благочестивых. Путь бо Господень суд: уповахом на имя твое и память, еяже желает душа наша). Путь благочестивых людей прямой и приготовленный. Обыкновенный прямой путь назывался таким не по одному только своему кратчайшему направлению, но и потому, что был ровный, не изрытый. Путь приготовленный назывался таким тогда, когда он был очищен от камней, колючих трав и прочих многих препятствий, столь обыкновенных на Востоке. Такой прямой и приготовленный путь был вернейшим и безошибочным для цели, а притом ближайшим и беспрепятственным, а потому скорейшим для путника. Такому пути подобен и путь благочестивых, т.е. их образ жизни: он указан законом правды Божией. А потому, когда совершался суд Господа над народами, то праведные, почитая Его закон, надеялись на имя Господа, и на ту память, которую они всей душой старались сохранить о Боге и Его законе: храня эту память, они непоколебимо надеялись, что и Господь не забудет их, пощадит и спасет среди общего разрушения вселенной. 9. Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде. (От нощи утренюет дух мой к тебе, Боже, зане свет повеления твоя на земли: правде научитеся, живущии на земли).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

И вместе с тем мы смеем утверждать, что наша слабая, ничтожная деятельность (если иметь в виду деятельность ради Неба, ради Бога, ради своего спасения, ради ближних), пожалуй, Слава Богу, мало заслуживает названия деятельности. Потому что тому небольшому, что есть у нас, все же лучше подходит название «служение». А в идеальных случаях — и говорить не приходится: мы хоть и плохо, но равняемся именно па высшие идеалы, часто даже этого и не понимая. В 1991 году в нашем подмосковном храме Казанской иконы Божией Матери (в селе Пучково, недалеко от города Троицка) был освящен престол в честь Новомучеников Российских. Мы сознательно решились на это, прежде всего потому, что пусть даже и не всегда до конца осознанно, глубоко и полно, но видели в них самое дорогое для наших жизней и для нашего сознания: именно то, что они прошли путь высочайшего служения. Служения вере, служения Церкви, служения ближним, служения даже до крови. В числе этих мучеников одно из ярчайших первых мест занимает прославленный Церковью наш Государь и Царственный мученик Николай Второй со своим семейством, расстрелянным вместе с ним. И это для нас, может быть, дороже всего, потому что когда служат слуги, то есть те, кто стоит на низших постах и выполняет дело, которое им приказывают высшие, — этот вид служения не вызывает ни одобрения, ни неодобрения. Это просто нормальные обычные дела человеческих и производственных отношений, выполняемые более или менее ответственно. Но когда служит тот, кто по своему положению среди своего народа занимает первое место; тот, кого среди простого народа, не испорченного интеллигентскими разглагольствованиями, иначе, как Царь-батюшка, и не называют; когда он сознательно проходит весь свой жизненный путь, как путь служения своему народу, что с особенной силой выразилось в последних месяцах его жертвенного служения, закончившегося для Царственных мучеников Голгофой — расстрелом в Ипатьевском доме, и это была последняя жертва его царского служения; когда мы видим, что тот, о котором естественно бы сказать, что ему должны служить, а служит он, — тогда мы понимаем, что Россия была именно его государством, была тем народом, той страной, где совершался тот нравственный принцип, который первым осуществил сам Господь Иисус Христос, сказав, что Он пришел в мир не для того, чтобы Ему тут, на земле, послужили, но для того, чтобы Он послужил для спасения всех, и Его жизнь была служением, не деятельностью, а служением.

http://pravmir.ru/vxod-gospoden-v-ierusa...

Тот же Исаия предсказывает о Нем, что Он будет «кроток», «не возвысит голоса своего на улицах», что Его будут бить и умертвят. «Не имеет Он ни вида, ни величия, весь изъязвлен за грехи наши», «Его язвами мы исцелились», Он «предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем». Его погребение тоже предсказано: «Ему назначали гроб со злодеями (два разбойника при Кресте), но Он погребен у богатого (Иосиф Аримафейский), потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его». «Разделили ризы ... и о одежде (Его)... метают жребий (римские солдаты сделали это у Креста)». Предсказано также и место рождения Спасителя пророком Михеем (ок. 6 века до н.э.): «и ты, Вифлеем, земля Иудина ... из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой». А пророком Даниилом (6 в. до н.э.) было предсказано даже приблизительное время рождения Мессии – 70 седмин, то есть около 490 лет: «Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима (после захвата персами), до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины (483 года)... по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя (захват Иерусалима римским императором Титом в 70 г. первого века), который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения (иудейская война, 1 век)». Надо заметить, что еврейский народ жил не только Писанием. Иудеи жили еще и своими представлениями, и в народе за сотни лет вырисовался образ Спасителя как политического вождя, который должен избавить их от гнета римлян. Это и стало причиной того, что израильский народ не принял своего Спасителя. Сам Христос предсказал: «от востока и запада придут народы (то есть уверуют в Христа)... а сыны царства (еврейский народ) будут изгнаны вон». Но это уже история из Нового Завета. Новым Заветом называется вторая часть Библии, и написан этот Завет после смерти и воскресения Христа, Его учениками.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

Вскоре получили они письмо от жены его товарища, которая со слов мужа писала, что на войне они были серьезно ранены, их отправили в тыл, связи не было, потом муж Анны Васильевны был переведен в другой госпиталь, и перед расставанием фронтовые друзья обещали дать своим семьям знать хоть что-то о них, если будет такая возможность. Три долгих года после этого Анна Васильевна ждала мужа с твердой надеждой, что он вернется, ведь не мог же ее Николай Угодник обмануть. Приходили повторные похоронки, но они уже не колебали веры и надежды Анны Васильевны. Она ждала и дождалась. Вернулся ее Федор инвалидом, но живой, любимый и долгожданный. Нет нужды говорить, как рады были все его возвращению. Анна Васильевна, пережив немного мужа, не уставала вспоминать и на девятом десятке своих лет: «Мы прожили очень трудную жизнь, многое пережили. Но жизнь наша всегда была светла нашей любовью». Тревога матери В 60-х годах мы встретили в Глинской пустыни старушку из Ленинграда. Очень приятная собеседница она как-то вспомнила о своей знакомой и рассказала, как та переживала о сыне. Он учился в Духовной Академии, был общительным, веселым, успешно занимался. Но неожиданно для нее сказал, что решил стать монахом. Она очень встревожилась. Она не была против, но с представлением о монашестве у нее было связано понятие о подвиге, об обязательном духовном водительстве. А теперь какое трудное время. Как ее мальчик все вынесет? Переживая и беспокоясь, она остановилась на таком решении: противиться стремлению своего сына она не будет, пусть выбирает тот путь, который ему по душе, но она будет до конца дней своих просить святителя Николая, чтобы он помог ее сыну не называться только, но и быть о жизни монахом до конца. Не останавливаясь на своем намерении, она добралась до ректора Духовной Академии, чтобы попросить его назвать сына в монашестве Николаем. Просьбу матери уважили. Впоследствии имя митрополита Николая (Ярушевича) было известно большинству верующих и даже неверующих. Многие его очень уважали и ценили как пастыря. И до сего дня в памятные дни его могила в крипте храма Смоленской иконы Божией Матери усыпала цветами, и целыми днями служат панихиды о нем. На пепелище

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

Любопытно, что даже на беседах со странниками он жаловался, а в беседах со своими и тем более, конечно, жалуется, что будто бы архимандрит Павел и Субботин оклеветали его в «Братском слове», обвиняя в ереси, и хвалился странникам, а своим, конечно, хвалится и теперь, что будто бы написал в ответ архимандриту Павлу более 30 листов (!), тоже и Субботину, и вот они молчат теперь, ничего не могут ответить. Хвастливость г. Швецова хорошо известна, – давно мы знаем, что после каждой беседы с православными, хотя бы совершенно посрамленный, он обыкновенно хвалился перед своими, что одержал будто бы полную победу над «никонианами»; и «свои» охотно ему верят, ибо охотно верится тому, чего желаешь. Беззастенчивый Онисим Васильич может смело говорить, что написал о. Павлу и Субботину даже 60 листов в возражение (хотя мы лично не видали ни одной строки из них), и может смело рассчитывать, что ему поверят и странники, и тем паче «свои христиане». Но вот чего не принял во внимание велемудрый г. Швецов: ведь и странники, и даже разумные из «своих христиан» могут сказать, что если бы о. Павел и Субботин оклеветали его, называя еретиком, то собор старообрядческих владык не стал бы судить его именно за ересь, а так, как и сами владыки судили его именно за ересь, то значит о. Павел и Субботин не клеветали, а говорили сущую правду, когда называли его еретиком. Да и сама «Истинность», напечатанная г. Швецовым, также тетрадка его возражений о. Павлу (не в 30 листов, а очень небольшая), читанная им на соборе и посланная «замечателю», для каждого православного верующего в Сына Божия, «от Отца рожденного прежде всех век», служат непререкаемыми обличителями его еретического учения о подвременном рождении Сына Божия. Похвальбы Швецова подтверждают только то, что мы и прежде говорили о нем, – они показывают, что это самообольщенный проповедник раскола, хотя и «попрощался» на соборе, хотя и подписал какую-то хартию отречения, но вовсе не оставил своего еретичества и готов проповедовать его всегда и везде. Итак, остается несомненным, что во главе нынешних проповедников и защитников раскола стоит еретик, повреждающий один из основных догматов христианства и признанный таковым даже старообрядческими духовными властями. Первая из этих властей – малограмотный Савватий, не понимает, конечно, какой это позор для современного старообрядчества. Не поймет ли по крайней мере Пафнутий Казанский, если только честолюбие не до конца отуманило его старую голову, когда-то довольно разумную?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Все было открыто, и люди приходили с радостью и черпали для себя нужное. Темы были разные они известны, они изданы. Первая тема была, как сейчас помню, тема встречи. Это было у нас на квартире в Козихинском переулке. Это издано. И так многие беседы о смирении, о семейной жизни, в общем, самые разные темы. Я даже не берусь сейчас все перечислить, потому что все уже издано.  Редактор этих изданий Елена Львовна Майданович занималась этими вещами, эти беседы издавала. И, конечно, когда он служил в храме, все узнавали где, когда он служил литургию, чтобы послушать его проповедь. Это было в храме Николы в Хамовниках, это было в храме Петра и Павла в Лефортове, в храме Иоанна Воина, храме Рождества Христова в Ивановском. Так что такое общение у нас завязалось с ним до тех пор, пока он уже перестал приезжать. Когда он перестал приезжать, конечно, все это прекратилось, уже не было возможности иметь такого близкого общения. — Отец Николай,  каково было значение бесед владыки Антония? — Я считаю, что это было чудо, потому что таких бесед никто не проводил. Здесь очень существенно то, что это было бесценное общение. Люди получали от одного общения с ним огромный духовный заряд. Я так его оцениваю: это апостол Любви. Он одарен благодатным даром Любви. Я бы сказал, что каждого человека, которого он встречал, он любил больше всех. Когда видели его с кем-то беседующего, то казалось, что он беседует с самым близким другом, каждый человек был ему, как будто, самый близкий друг. Он всех, особенно тех, с кем он часто встречался, просил называть его на «ты». Это была его такая просьба. И мы называли его на «ты» и он нас называл на «ты». Не любил на «вы», так как он считал, что это осложняет, а когда на «ты» называешь, то отношения становятся близкими, появляется какой-то особый контакт, поэтому он просил всегда называть его на «ты». Так мы его и называли. Встречал он замечательно людей. Кто так из архиереев встречает? Когда он встречал человека, то он сразу обнимал его. Не то, чтобы он ждет просьбы благословить, а он сразу человека обнимет, потом широким крестом благословит и скажет тихо: «Христос с тобой».

http://pravmir.ru/my-nazyvali-ego-aposto...

Укоряют его за деспотические якобы отношения его к подчиненному духовенству. Я не нахожу, чтобы справедливо было так называть эти отношения. Филарет высоко держал знамя иерархического авторитета и – только. Во всех своих действиях он утверждался на церковных канонах, никогда не отступался от них и не шел дальше их. Мы решительно не знаем ни одного факта превышения им своего права, даже в мелочах. Но зато есть не мало фактов, доказывающих, что он относился к духовенству истинно отечески. Московское духовенство до сих пор благословляет его память за устройство приходских церковных домов и за постоянную заботу его о том, чтобы духовенство приобретало постоянные дома в собственность и не жило на вольных квартирах. Не выходя за пределы своих прав и полномочий, он никогда не поступался ими, ибо поступательство правом равносильно отречению от него. Но извне данный ему епископский авторитет самым счастливым образом оправдывался в нем его авторитетом нравственным: ведь Филарет был целой голой выше всего, что его окружало, и что даже стояло вдали от него. Это сочетание внешнего авторитета, волне по достоинству им обладаемого, с громадным авторитетом нравственным и создало ту великую нравственную силу, какую представлял из себя Филарет. Да, Филарет поистине был светильник, поставленный на свещнице, да светит миру. Смотрите: не только Москва, да и не только вся Россия, но вся православная восточная церковь благоговейно чтит его и с любовью внимает его слову и совету. Он был не только архипастырь для пастырей московской епархии, но был пастырем для самих архипастырей всей церкви православной. Поистине это был отец отцов, как выразился второй вселенский собор о Григории Нисском . В продолжение пятидесяти лет из сокровищницы его ума архипастыри русской церкви почерпали не посредственно или посредственно руководящие начала своей деятельности, старались подражать ему, учились у него церковному учительству и церковному управлению – можно сказать жили его пасторской мудростью. Это был муж совета и крепости, разума и благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010