Интересно то, что по свидетельству Цельса, в его время это было вполне обыкновенным и общепринятым изложением христианской веры у современных ему проповедников. Стоит упомянуть еще один документ. · В 1918 г. в египетском городе Оксиринхе наряду с огромным количеством других документов была найдена полоска папируса, датируемая началом III в. На одной ее стороне находились записи, посвященные подсчету зерна, а на другой — греческий текст, при анализе которого удалось установить, что это отрывок стихотворения. В переводе он выглядит так: “…средоточию, пусть молчит. Не сияйте, сверкающие звезды, уводящих Все потоки шумных рек, Когда мы поем славу Отцу, Сыну и Святому Духу. Да воскликнут все силы: Аминь! Аминь! хвала силе Единственному дарителю всех благ. Аминь! Аминь!” 32 . То, что текст снабжен знаками древнегреческой нотации (что свидетельствует о закреплении некой традиции), а также то, что это — вырванный кусок листа, соответственно, более древний, чем хозяйственные расчеты, произведенные на обратной стороне, позволяет отнести само произведение со всей определенностью ко 2-й половине II в. (а, возможно, и к более раннему сроку).  Бог? Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! (Ин 20:28) Относительно же древности исповедания и почитания христианами Божества во Иисусе Христе мы обнаружим следующие свидетельства: · Иерусалимский Талмуд (II в.): “Если кто скажет «Я Бог» — солжет; «Я Сын Человеческий» — раскается; «Я взойду на небо» — не сделает” 33 . Исследователи относят это место ко Христу; · Лукиан (160 г.): “Они (христиане) обожают своего распятого мудреца и живут по Его закону” 34 ; · Цельс (150 г.): “Иисус, возвратившись из Египта, объявил Себя Богом”, и в другом месте: “христиане ставят евреям в вину то, что они не веруют в Иисуса как в Бога” 35 ; · мученик Марциал в 150 г. так говорит своим мучителям: “все, кто не исповедует, что Христос есть истинный Бог, посланы будут в огонь вечный” 36 ; · Император Адриан (130 г.) в своем письме к Сервиану кратко замечает об александрийцах, что некоторые из них “боготворят Христа” 37 ; · мученица Симфоросса в 120 г., когда император угрожал принести ее в жертву своим богам, если она не воскурит перед ними фимиама, так отвечала ему: “боги твои не могут принять меня в жертву, но если я буду сожжена за имя Христа, Бога моего, то тем более потреблю твоих демонов” 38 39 ; · священномученик Игнатий Богоносец, пострадавший в 107 г., лично знавший апостолов Петра и Иоанна и, по преданию, видевший в детстве Самого Спасителя, так свидетельствует перед казнью: “Есть только один врач, телесный и духовный, рожденный и нерожденный, Бог во плоти Господь наш Иисус Христос” 40 .

http://pravmir.ru/koranicheskie-skazaniy...

Сообщая о том же и в письме к Адриану, Варлаам Ясинский прибавляет, что после прочтения второй книги Четиих-Миней он «елико по его рассмотрению, в ней ничтоже противно, но вся душеполезна обретох». Чтение Варлаамом Ясинским декабрьских житий святых и составление для второй книги предварительных статей, заняло более месяца, так что Лаврская типография только с 10 июля могла приступить к ее набору и печатанию. «Июля 10-го, – отмечает Святитель в Диарии, – в день памяти Антония Печерского, начал печатать месяц декабрь» 200 . Два другие месяца, очевидно, еще были у него на исправлении. Святитель не торопился отдавать их в типографию и, оставаясь в Лавре, продолжал дополнять и исправлять их по Acta Sanctorum. В этой работе прошел весь 1693 год. В начале следующего, 1694 года Святитель должен был на время оставить Четии-Минеи и выполнить поручение, данное ему патриархом Адрианом. Будучи еще митрополитом Казанским, Адриан, по поводу случившейся там повальной болезни, построил храм в честь девяти мучеников Кизических. Теперь он обратился к свят. Димитрию с просьбой написать службу свв. мученикам и составить их житие. Святитель исполнил желание патриарха и к марту месяцу 1694 года 201 составил и послал в Москву «Врачество безмездное свв. девятичисленных, иже в Кизице, мученик». Это сочинение содержит: а) службу свв. мученикам; б) описание страданий их; в) сказание о прославлении их в Казани и г) слово на день их памяти. Переписанная набело рукопись «Врачества» находилась в Московской Патриаршей библиотеке и имеет внизу надпись: «труды грешного иеромонаха Димитрия Савича животописателя». На полях ее немало ссылок на источники, и по ним мы можем судить, сколько труда и внимания уделил свят. Димитрий этой работе 202 . Впоследствии часть ее (житие мучеников) он внес в третью книгу своих Четиих-Минрй под 29-м апреля. Исполнив поручение патриарха, свят. Димитрий опять занялся Четиими-Минеями. Окончательное исправление января и февраля завершено было им, вероятно, не ранее июня 1694 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Весной 304 г. был издан 4-й эдикт, повторявший отчаянные меры императора Деция. Все христиане под страхом смерти были обязаны совершить жертвоприношения. От применения этого эдикта по всей империи, за исключением Галлии и Британии, пострадало множество верующих. 1 мая 305 г. Диоклетиан сложил с себя власть, заставив поступить так же Максимиана Геркулия. С этого момента Гонения фактически прекратилось на Западе, во владениях ставшего августом Констанция Хлора и его наследника Константина Великог . Не возобновлялись преследования христиан и другими правителями Запада — Флавием Севером, Максимианом Геркулием и Максенцием. При императоре Галерии (293–311) После отречения Диоклетиана возглавил тетрархию и принял в управление Восток империи. Во владениях империи Галерия (Иллирик и Малая Азия) и его племянника, не менее фанатичного врага Церкви, цезаря Максимина Дазы Гонения продолжились. Евсевий сообщает, что Максимин Даза в 306 г. обнародовал новые эдикты, которые предписывали, чтобы наместники провинций заставляли всех христиан совершать жертвоприношения. Следствием этого стали многочисленные мученичества. В Александрии по приказу префекта Египта был обезглавлен мученик Филором вместе с епископом Тмуитским священномучеником Филеем. В Палестине почти ежедневно происходили экзекуции; среди пострадавших был Памфил , друг и наставник Евсевия Кесарийского . Множество христиан Кесарии Палестинской были осуждены на каторжные работы в рудниках. Несмотря на некоторый спад преследований, число мучеников, пострадавших при императоре Галерии и почитаемых Церковью, также чрезвычайно велико. Из них широко известны великомученик Димитрий Солунский , Адриан и Наталия Никомидийские , Кир и Иоанн бессребреники , великомученица Екатерина Александрийская , великомученик Феодор Тирон ; многочисленные дружины святых, такие как 156 Тирских мучеников во главе с епископами Пелием и Нилом , никомидийские священномученики Ермолай, Ермипп и Ермократ , Египетские мученики Маркиан, Никандр, Иперехий, Аполлон и др. , Мелитинские мученики Евдоксий, Зинон и Макарий , Амасийские мученицы Александра, Клавдия, Евфрасия, Матрона и др. , Вифинские мученицы Минодора, Митродора и Нимфодора , Кесарийские мученики Антонин, Никифор и Герман , Еннафа, Валентина и Павла .

http://azbyka.ru/palomnik/Рим

Часто брак как бы подготавливает известных нам святых к пути полного отречения от мира, дает им созреть – как это было в жизни преподобномученицы Елисаветы или праведного отца Алексия Мечева. Известны случаи, и немало, когда супруги по обоюдному согласию расходились по монастырям, как родители преподобного Сергия – Кирилл и Мария, как князь Петр и княгиня Феврония. А некоторым из таких пар Господь судил встретиться снова в конце жизни, как преподобному Серафиму Вырицкому и его жене, принявшей великую схиму. Другие святые супруги прошли по жизни бок о бок и встретили смерть вместе, как, например, священномученик Владимир Джуринский и его жена Евфросиния, расстрелянные в 1920-м году, или царственные страстотерпцы Николай и Александра. Эти судьбы убеждают, насколько промыслительно Господь посылает людей навстречу друг другу и дает им пройти отрезок жизни вместе – в супружестве. Супруги-мученики Апостол Акила и его жена Прискилла Древние времена изобилуют примерами мученичества христиан, поэтому неудивительно, что одни из первых прославленных супругов были мучениками. Это апостол Акила – епископ Гераклейский, ученик апостола Павла – и его жена Прискилла, вместе проповедовавшие в Азии, Ахайе, Ираклии и убитые язычниками. Это мученики Зоя и Еспер, бывшие рабами и замученные за свою веру вместе с сыновьями Кириаком и Феодулом во времена гонения императора Адриана во II веке. Это святые мученики Терентий и Неонилла Сирийские и их семеро детей: они жили в III веке и были истязаемы и в конце концов обезглавлены за безбоязненное исповедание Христа. Это мученик Хрисанф и его жена Дария, вступившая в брак языческой жрицей, но принявшая веру мужа. По обоюдному согласию они решились на фактически монашеский образ жизни и, будучи в браке, жили как брат и сестра – и были замучены и живыми зарыты в землю язычниками. Это супруги Адриан и Наталия Никомидийские – в их семье, наоборот, муж уверовал следом за женой. Будучи чиновником, он собственноручно вписал себя в список христиан, приговоренных за веру в Христа к смерти, и был подвергнут мучительной казни. Но и Наталия, хоть ее не тронули, почитается мученицей. На ее глазах истязали Адриана, и жена укрепляла его, а после его смерти отказалась повторно выйти замуж и вскоре после этого скончалась на гробе супруга. Обоим было не более 30 лет.

http://pravoslavie.ru/95128.html

26 — Александр, Василий, Гавриил, Георгий, Гликерия, Ефим, Иван, Ирина, Макар, Никифор, Сергей, Тарас, Феодосий, Христофор. 27 — Леонтий, Максим, Никита, Петр, Сидор. 28 — Анастасия, Дмитрий, Игнат, Пахом. 29 — Александр, Аркадий, Георгий, Ефрем, Касьян, Лаврентий, Модест, Муза, Николай, Петр, Федор. 30 — Адриан, Афанасий, Евдокия, Ефросиния, Николай, Степан, Феофан. 31 — Александра, Анастасий, Андрей, Василий, Давид, Денис, Клавдия, Лев, Макар, Матрона, Михаил, Павел, Петр, Семен, Фаина, Федор, Федот, Христина, Юлиан, Юлия Церковные православные праздники в мае Блаженная Матрона Московская 2 мая – день памяти блаженной Матроны Московской . Матрона Дмитриевна Никонова родилась в 1885 г. в Тульской губернии, в благочестивой крестьянской семье. Будучи слепой от рождения, она с детства получила от Бога дар прозорливости. С 1925 г. она жила в Москве, куда за молитвой и советом к ней приезжали люди со всей страны. После кончины блаженной в 1952 г. многие чудеса происходили после молитв на месте ее упокоения. В 1998 г. ее мощи были перенесены в московский Свято-Покровский монастырь, а спустя год блаженная Матрона была прославлена в лике святых. На 3 мая в этом году выпадает Радоница – день поминовения всех усопших, отмечаемый на девятый день после Пасхи. Слово «радоница», этимологически родственное со словом «радость», говорит о том, что мы не должны слишком сильно печалиться по поводу смерти близких, а напротив — радоваться их рождению в жизнь вечную. Св. вмч. Георгий Победоносец Память великомученика Георгия Победоносца празднуется 6 мая. Святой родился в конце III в. в Каппадокии в христианской семье. Мужественный и храбрый воин, он был назначен в стражу императора Диоклетиана в качестве одного из высших военачальников. Во время гонений на христиан в 303 г. Георгий открыто исповедал себя христианином и отверг все уговоры императора отречься от Христа. Мученик был подвергнут колесованию: он был привязан к колесу, при вращении которого острые лезвия на подножии резали его тело. Его муки и совершающиеся при этом чудеса заставили многих людей уверовать во Христа – в том числе и императрицу Александру, память которой совершается в тот же день. После того как Георгий с Божьей помощью сокрушил идолов, жертву которым его заставляли принести, он был усечен мечом. Этот святой является одним из самых почитаемых в нашей стране, его изображение запечатлено на гербе Москвы.

http://pravmir.ru/imeniny-v-mae/

– так и Господь допускает Своим рабам терпеть искушения, чтобы явились добродетели их». По смерти игуменьи, св. Евфросиния заняла ее место и в этом сане усилила свои подвиги. Предсказала разорение Суздаля Батыем. В 1238 г. татары сожгли все храмы и монастыри в Суздале, но, по молитвам св. Евфросинии, Ризположенский монастырь Господь чудесно сохранил. В 1250 г. она скончалась. В 1698 г. мощи ее были обретены нетленными и положены в соборном храм обители, где и почивают доселе. Преставление преподобного Сергие Радонежсного. Читать о нем под 5 июля. Преподобномуч. Пафнутий вел жизнь подвижническую в Египте, в IV веке. Когда Диоклетиан воздвиг гонение на христиан, то правитель Адриан схватил его в числе прочих и подверг жестоким мучениям. Святой переносил все мучения с необыкновенным мужеством, так что многие из мучителей приняли христианство и сами умерли мучениками. Он скончался распятый на дереве, и с ним убито около 546 христиан. 26-е число Преставление св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Читать о нем 8 мая. Преподобный Ефрем Перекомский с детских лет чувствовал призвание к монашеству, и лишь достиг возраста, тайно от родителей ушел в Кашишский монастырь. Чрез три года он перешел отсюда в обитель св. Саввы Вишерского (память 1 окт.) и на 25 году принял пострижение. После смерти св. Саввы, когда поставили было его настоятелем обители, преподобный удалился на берег озера Ильменя, при устье реки Веренды. К нему стали собираться братия, и таким образом основался монастырь, где он сделался настоятелем. Так как место, где была устроена обитель, было болотистое, то пр. Ефрем для осушения проводил каналы, почему самая обитель получила название Перекопской. Св. Ефрем трудился в обители более всех: и носил воду, и рубил дрова, и пек хлебы и просфоры, и молол рожь. Скончался он 80-летним старцем в 1492 г. Впоследствии монастырь его был перенесен на другое место по причине наводнений. Сюда перенесены были и его мощи. 27-е число Мученик Каллистрат происходил из Карфагена и был воином в царствование Диоклетиана. Отец его служил воином при Пилате, был свидетелем чудес при крестных страданиях Иисуса Христа и уверовал в Него. Узнав, что Каллистрат исповедует веру Христову, начальник подверг его мучениям. Каллистрат переносил все мучения терпеливо, так что многие из его дружины, т. е. сотоварищи, уверовали во Христа. Их также начинали мучить, но мучения не вредили им. Тогда отсечены были головы Каллистрату и воинам. Это было в Константинополе в 304 г. Из дружины Каллистрата известен один Гимнасий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

На восемнадцатом году он был уже пресвитером, а на двадцатом епископом. Несмотря на молодость, Елевферий был вполне достоин такого высокого звания. Проповедовал неустанно и многих обратил ко Христу. Когда император Адриан воздвиг гонение на христиан, то приказал прежде всех нападать на пастырей Церкви, как на распространителей христианской веры. Елевферия представили к Адриану. «Я советую тебе раскаяться и принести жертву богам», – сказал ему император. Но епископ отвечал: «Не я должен отречься от моего Бога, а вы должны оставить своих богов и обратиться к истинному Богу». Император разгневался и приказал мучить святого. Но как ни ухищрялся правитель Корив, никакие мучения не вредили мученику, так что Корив, обратясь к императору, воскликнул; «О, великий император! Уверуем в Того, Кто спасает Елевферия от неминуемой и страшной смерти! Жрецы наши не пошли бы на явную и жестокую смерть; а если бы и преданы были огню, то давно бы погибли». Император приказал умертвить Корива. После сего отвели Елевферия в ужасную темницу, где многие умерли от болезней, а иные сошли с ума; но св. мученик был жив и здесь, вознося молитву к Богу. Император еще раз пытался совратить св. епископа и наконец приказал обезглавить его в Колизее, при бесчисленном множестве народа. Святой с радостью пошел на смерть. Когда умертвили святого Елевферия, то из толпы бросилась на его тело мать его, престарелая Анфия, и со слезами обнимала сына. Царь приказал умертвить и ее. Часть мощей св. Елевоерия имеется на Афоне, в Покровском монастыре. О мученике Елевферие читать под 4-м августа. Преподобный Павел в детстве, за сиротством и бедностью, был помещен братом в монастырь. Ему так по душе пришлась иноческая жизнь, что он пожелал подвизаться в пустыне и для этого взошел на вершину горы Латра. здесь одиннадцать лет подвизался он и основал лавру. Слава св. Павла была так велика, что Римский папа нарочно присылал инока, чтобы посмотреть как его самого, так и образ его жизни; император Константин Багрянородный имел переписку с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Преподобный Спиридон был епископом в городе Тримифунте, на острове Кипре. Кипр был и родиной его. Происходил св. Спиридон от поселян, и хотя не имел книжного образования, но обладал здравым умом и отличался добродетельной жизнью. Был женат и имел детей. Будучи семьянином, он подражал ветхозаветным патриархам: Аврааму в страннолюбии, Иакову в простоте и Давиду в кротости. Со смертью жены за добродетельную жизнь избрали его в епископы, а Бог наградил даром чудотворения и прозорливости. Однажды, во время засухи, молитвой он свел с неба дождь; в другой раз предсказал дождь, а скупому богачу разрушение от дождя его житниц с хлебом. Св. Спиридон присутствовал на 1-м Вселенском Соборе. Здесь он, при помощи обитавшей в нем Божией благодати, в споре победил философа, защищавшего еретиков, так что тот крестился. «Во имя Господа Иисуса выслушай меня», – сказал он философу и затем, изложив христианское учение, спросил: «Веруешь ли ты сему или нет?» Философ отвечал: «Верую», и после говорил, что в словах Спиридона была какая-то непонятная ему, непобедимая сила. Скончался святитель в 348 г. Десная рука его хранится в Риме, в церкви Богоматери. Священномученик Александр, епископ Иерусалимский, сначала занимал епископскую кафедру в Каппадокии и за исповедание веры потерпел заключение в темнице. Прибыв в Иерусалим на поклонение святыне, был избран на епископскую кафедру и управлял Иерусалимской Церковью около сорока лет. Во время гонения от Декия скончался в Кесарии в темнице, около 250 года. Мученик Разумник был римлянин. В юных летах родители отдали его в клир, и он был поставлен чтецом Римской церкви. Имея великую ревность по вере Христовой, св. Разумник безбоязненно обличал язычников и даже самого императора Аврелхана в идолослужении, за что был мучен и затем усечен мечом, около 270 г. Мощи его находятся в аббатстве Рейхенау. Преподобный Ферапонт подвизался в монастыре на реке Монзе, в 25-ти верстах от Галича. Он начал свои подвиги в Москве. Придя из Москвы в Кострому в Воздвиженский монастырь, принял пострижение. Подвизаясь здесь, не раз и во сне и наяву он являлся благочестивым инокам Адриану и Пафнутию, желавшим переселиться из монастыря Павла Обнорского куда-нибудь в уединение, и указывал место уединения, это – на берегу Монзы. Адриан устроил здесь обитель, и св. Ферапонт переселился сюда. Каждый день, с благословения настоятеля, он удалялся в чащу леса и там предавался молитве и богомыслию. Ночами же переписывал и читал душеполезные книги. Скончался преподобный в 1591 г. Обитель на реке Монзе названа по имени святого Ферапонтовой. Много чудес совершил св. Ферапонт после смерти. 13-е число

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

В «Сказании» активно развивались мотивы призвания и избранности иконописцев, взаимозависимости святости ремесла и столь важного для сознания староверов мученичества за веру, наконец, мотив связи чудотворений икон на Русской земле с «благословенной рукой» русских святых, отличившихся своими подвигами. Мотив призвания традиционно пояснялся сказанием о Луке-иконописце, который первым написал образ Богоматери, а также легендой о проповеди не только словом, но и образом св. Мефодия. По легендарному тексту читатель (будь он простым мирянином или иконником) должен был усвоить, что сила проповеди Мефодия на Русской земле зависела исключительно от того, что он был иконописцем: у него был опыт писания образов еще до начала его проповеди с братом св. Кириллом в славянских землях. Поэтому, придя на Русскую землю, первое, что сделал Мефодий, написал икону, которая оказалась решающим условием принятия св. Владимиром православной веры: «Прииде и в русскую землю написа... образ второго пришествия Христова в лицах и воздаяние праведным Царствие Божие и райския селения... И вси крестишася словяне и русь и болгары» 17 . То, что писание икон – это удел избранных, становилось ясно и потому, что иконы писали святые цари. В контексте сакрализации монарха – довод весьма существенный. Так, например, «святый благоверный царь Мануил Палеолог гречин писаше многия иконы святыя своею рукою тщанием и в любви». Он написал «Спасов образ на престоле сядяща и со евангелием и благословляющето десницею, зовомы Спас златая риза, к себе вбожницу постави и моляшеся с верою». Писание образов – это подвиг, освященный еще и в страшные времена иконоборчества, когда иконописцам жгли руки и разбивали, положив на икону, головы. В контексте гонений на староверов и запрещений писать иконы по «старому чину» здесь актуализировался мотив мученичества за веру. Ведь святой епископ Лазарь пострадал от царя Феофила, иконоборца, лишь за то, что написал образ святого Иоанна Предтечи, «велми чюдну зело». Феофил «повеле ему обе руце отсещии в темницу воврещи и бысть до смерти царевы и потом освобожден бысть царицею Феодорою». В «Сказании» среди русских святых иконописцев – мучеников за веру мы не находим. Зато среди них есть безвинные жертвы. К ним относится преподобный мученик Адриан Пошехонский, который написал много чудотворных икон. Он «бысть убиен от разбойников» в своей пустыни. На моленных образах его неизменно изображали рядом с иконой. (илл. 42)

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Если письма средней редакции – подлинные, то Игнатий впервые в истории использует здесь выражение «кафолическая церковь ». На этом построен наш основной довод: приведенная фраза была развита Игнатием, который был человеком своего времени, когда языческая политическая культура стремилась создать коллективное и международное отличие для эллинистических городов-государств, усилия которых прилагались к тому, чтобы обозначить свой культурный идеал в противовес имперской власти. Императив Игнатия для христианского единства отражает политические императивы его языческих современников. Мы уже не раз упоминали о роли языческой религии в утверждении и возвеличивании универсального определения эллинистического отличия. Понятие Panhellenion включало в себя храм Зевса Панэллинского и отправление обрядов в его честь, которые возглавлял император Адриан. Кроме того, мы отметили подобную связь Адриана с мистериями, прежде всего дионисийскими, и международный характер ассоциации участников этих обрядов. Они также были выражением жизни города-государства, поскольку все граждане считали их величественные процессии важным культурным событием и особо оформляли вход в святилище, где проводились тайные обряды посвящения. Игнатий отправился под конвоем в Рим через Малую Азию, распространяя свой взгляд на решение проблемы разделения в Антиохийской церкви. Как показывает его письмо к филадельфийцам, проблемы разделения были и в церквах других городов, к которым Игнатий обращался в своих письмах. Единство потребовало общего культа, который был бы международным, «кафолическим», «распространенным по всему (katholikos) миру». Остается вопрос: как можно было понять и истолковать христианский культ, организованный Игнатием по модели мистериальных культов, способствовавших формированию общего эллинистического национально-культурного отличия, чтобы он стал также средством возвеличивания и укрепления христианского единства? Именно этим вопросом мы займемся в следующей главе. 108 Подробности этого социально-психологического феномена смотри в T. Douglas, Scapegoats: TransferringBlame (London: Routledge, 1995).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Antioh...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010