В следующем 1694 году, радея о всех интересах Кизической обители, патриарх Адриан прислал свою грамоту преосвящ. Маркелу митрополиту Казанскому. После преподания архипастырского ему благословения, как сыну и сослужителю, здесь он говорил: «В предшедших летех, егда правящу нам престол казанския митрополии, благословенным от нас начинанием здана бысть под градом Казанью обитель святых девятичисленных мучеников, пострадавших за Христа во граде Кизике, в помощь и во избавление народа от всяких скорбей, а наипаче от трясавичной болезни, яко бо им дадеся от Бога благодать притекающия к ним с верою от всяких находящих скорбей исцеляти и от трясавичной болезни избавляти. Яже на том месте, идеже сия святая обитель сограждена, из Седмиозерныя пустыни чудотворному образу Пресвятыя Богородицы иконе Смоленския бывает из града Казани сретение и провожание по вся лета. По усердному же нашему ревнованию и по желанию бывших тогда градодержцев и всего казанского народа уставися и образ святых девяточисленных мученик Кизических из тоя обители вноситися за чудотворным Пресвятыя Богородицы образом для молебнаго благодарения во град Казань, яже и есть. Ныне же внидоша в слухи наша, яко Седмиозерная пустыни злонравнии чернецы зависти ради чинят в приношении того святого мученического образа в град Казань той Кизическия обители игумену Ипатию и братии многое препятие, и от того их, седмиозерских чернецов, враждотворства и несогласия в народе является смятение. И как тебе сия наша Святейшего патриарха грамота вдастся, и ты б, сыне, таким мятежником учинил истязание по своему рассмотрению. И впредь в приношении того мученическаго образа во град Казань препирательства никакова чинить не велеть, чтоб в народе смятения от того не было. И велел тоя Кизическия обители игумену Ипатию с братией, и кто по нем и иные игумены будут, тот мученический образ за чудотворным Пресвятыя Богородицы образом во град Казань для молебнаго благодарения вносили невозбрано. Аще-ли же кто учнет чрез сей наш Святейшаго патриарха указ и грамоту в чем прекословити, да подлежит от нас церковнаго отлучения и наказания по нашему рассуждению.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

обитель, вечно, неподвижно, неотъемлемо и нерушимо из сия св. обители не износить; пожаловала сие св. Евангелие своима Царскима рукама, в пришествие свое, егда же освящение бысть, иже она Государыня, Благородная Царевна построи во святой обители сей церковь во имя Рождества Христова Спасителя Бога прекрасну, и к ней присовокупи три трапезы каменные зело велики: едина общая всем человеком приходящим молитися, вторая братии, идеже ясти, третья гостинная мирским ясти всяких чинов людей. А церковь Рождества Христова новую каменную трапезную святил Великий Господин Святейший Кир Адриан, Архиепископ Московский и всея России и всех Северных Стран Патриарх того же лета и месяца Декемвриа дня 13, на память Св. мученик Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста; тогда бысть во обители сей Настоятелем сея же обители постриженец, Строитель старец Сергий Турчанин, братии тогда было не менее двою сот, а подписал сие Евангелие Архимандрит Никанорис власною рукою, по преставлении Святейшего Патриарха в 12 лето». Надпись по ободу верхней дски: «Построено сие св. Евангелие во славу Христа Бога тщанием и изволением Пресветлые Великие Государыни, Благородной Царевны и Великой Княжны Татьяны Михайловны, комнатною казною, на вечное поминовение души ее и принесено в дар в Воскресенский монастырь во храм тридневного и живоносного Воскресения Христова в соборную великую церковь, от создания мира 7201, от Рождества Христова 1692, Сентября 13, а весу в нем серебра фунтов. 4 Евангелие Московской печати 1694 года в лист малого формата Средник Распятие; наугольники Евангелисты серебряные позлащены. б. Сосуды служебные: 1 . Сосуды служебные (потир, дискос, звезда, два блюдца и лжица) Сосуды эти по преданию есть дар Царя Алексея Михайловича в 1657 году, при освящении первого деревянного храма Воскресения Христова. В описи 1679 и 1698 годов они описаны так: «Потир серебряной золочен с поддоном шестигранным, с половины потира поддон и яблочко чеканные травами, выданы Херувимы и Серафимы, вверху образ Спасов и Богородичен и Иоанна Предтечи; у того потира дискос и звезда и лжица, два блюдца серебряные через место золочены.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Страдание святого мученика Адриана Святой мученик Христов Адриан был одним из тех христиан, которые задолго до суда над ними были схвачены и заключены в разные темницы. Он был выведен из темницы в то время, когда приносилась жертва языческим богам и когда в жертвоприношении участвовали все преданные идолам язычники [ 1 ]. Святого мученика также стали принуждать подойти к жертвеннику и повергнуть на него ладонь, но он не только не согласился сделать этого, но смело и мужественно подошел к жертвеннику, разрушил его, сверг лежавшие на нем жертвы и разбросал огонь. Таким своим поступком он возбудил гнев правителя, а присутствовавшие при этом почитатели идолов пришли в такую ярость, что схватили святого и стали без милосердия избивать его. И одни били его палками, другие железными прутьями, а некоторые, схватив камни, выбили ему зубы и, наконец, раскалили огромную печь и бросили в нее святого мученика. Мучители сожгли тело его; духом же своим он взошел на небеса к Богу [ 2 ]. Житие преподобного отца нашего Зосимы, игумена Соловецкого Спустя один год по преставлении преподобного Савватия благоугодно было Господу прославить то место на Соловецком острове, где подвизался сей святой муж, устроением здесь славной и великой обители. На это дело был избран Господом муж, подобный в подвигах преподобному Савватию, — преподобный Зосима, о котором и будет наше слово. Преподобный Зосима происходил из области новгородской; его родиною было село Толвуя, находившееся на берегу Онежского озера. Родители его, Гавриил и Варвара, проводившие жизнь строго-благочестивую, с юных лет воспитали отрока в добродетелях христианских, а также выучили его грамоте. Отрок Зосима был тих нравом, кроток и смирен сердцем и чуждался всех дурных юношеских обычаев. Возрастая телом и духом, Зосима тщательно изучал священные книги, познавая из них богатство благости Божией. Желая сохранить чистоту душевную и телесную, целомудренный отрок решил не вступать в брак; хотя он не гнушался его, как чего-либо скверного самого по себе, но решил избежать его как препятствия к богоугождению, согласно словам апостола, говорящего: «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене» (1 Кор.7:32–33). Итак, для того, чтобы единому Богу угождать, он решил отречься от угождения своей плоти. Когда же родители его начали убеждать его вступить в брак, преподобный, глубоко восскорбев о сем, оставил дом отеческий, отрекся от мира и, приняв на себя образ иноческий, поселился в одном уединенном месте, неподалеку от дома отеческого, как отшельник, где и начал подвизаться в молитве и посте.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

После сего злодеи вытащили его веревкой вон из келлии и придавили полозьями саней. Тут мученик Адриан испустил дух свой. Злодеи тогда приступили к грабежу. Перевязали всю братию и послушников и побросали в подполья, чтобы никто не мог подать вести в соседние села, и поставили вокруг обители и конюшни сторожей (коровьего двора не существовало). Грабители не пощадили и церкви Божией: выломали дверь и Царскими вратами вошли в алтарь и там за престолом нашли трех учеников преподобного, вытащили их вон из церкви в трапезу и начали мучить и спутывать, как козлов, так что кости их хрустели. Тут был убит старец Давид. Разбойники разграбили все имущество обители: мед и воск, книги и масло, ларцы и платье, посуду и все прочее, что было строителями собрано. Захватили лошадей и навалили воза. Наконец, и тело преподобномученика Адриана игумена бросили в сани и вывезли из обители. Куда разбойники дели тело мученика, тогда никто не знал. Разбойники, вернувшись домой, радовались своему успеху и стали делить свою богатую добычу. Один из разбойников утаил от своих товарищей ларец, надеясь найти в нем много золота и серебра. Открывши ларец, разбойник увидел в нем несколько святых икон, а также краски, кисти и другие принадлежности иконного письма. Разбойник испугался, нашедши такие непонятные для него вещи. Был тогда в приходе тех убийц у церкви великомученика Георгия (что в Шигараши) священник, по прозванию Косарь, с ведома и одобрения которого белосельцы произвели разбой в пустыне. Разбойник, утаивший ларец, и обратился к этому отцу своему духовному и сказал: «Отче, прости меня ради Бога: я дерзнул сделать то, чего не следует делать, я украл тайком от своих товарищей ларец, надеясь обрести много корысти, а нашел в нем вещи для меня непонятные». Рассмотревши вещи и увидев иконы и принадлежности иконного письма, священник Косарь с огорчением сказал: «Это поличное на нас, а не корысть, такое сокровище необходимо где-нибудь скрыть». Сказавши это, он стал озираться, смотреть туда и сюда, где бы спрятать, и говорил про себя: «Реки у нас нет, пруда тоже не случилось, не знаю, где спрятать святыню».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

У одних из них были отрезаны носы, уши или руки, у других бороды были насильно обриты или облиты смолой и опалены огнем. утром 28 ноября 765 г. был отдан императором окончательный приказ о казни Стефана. Солдаты и чернь потащили Стефана по улице, привязав веревкою за ногу (καλωδω δσαντες αυτο τν πδα), осыпая его побоями. Мученик поражен был смертельным ударом; но поругания продолжались и над его бездыханным телом: мужчины, женщины, дети, оставившие по приказанию императора классные занятия (τς διατριβς κελεσει το τυρννου καταλεψαντες), бежали позади с каменьями. Озверевшая толпа хотела родную сестру Стефана, монахиню, принудить к участию в этом побиении камнями тела мученика, но та спаслась от этой нравственной пытки, спрятавшись в одной гробнице. Тело Стефана было брошено ες τ Πελαγου, — некогда храм св. мученика Пелагия, упавший от ветхости и обращенный Константином в βθυνον (ров) для казненных преступников и язычников. Обвинительными пунктами против Стефана было выставлено, «что он многих обольщает, научая презирать настоящую славу, пренебрегать домами и родством, отвращаться от царских дворцов и вступать в монашескую жизнь»  . Видимо, сочли неудобным делать его мучеником иконопочитания или разглашать о его смелом argumentum per nomisma. В самом Константинополе были мученики за иконы и до Стефана. Еще в 762 году, по Феофану, «Константин гонитель, на ипподроме св. Маманта, засек до смерти бичами знаменитого монаха Андрея (=Петра), называемого Каливитом, во Влахернах, который обличал его за нечестие, называя новым Валентом и Юлианом»  . Казнен был Константином и Иоанн, игумен Монагрии (около Кизика), отказавшийся наступить на икону Богоматери. Но — видимо — эти мученичества не произвели такого впечатления в столице, как кончина Стефана, «нового первомученика». И 25 авг. 766 г. последовала казнь «19 архонтов» — высокопоставленных сановников и военных (οπαθριοι, 2 στρατηγο, 2 λογοθται το δρμου) , Папа Адриан I (1 февраля 772, † 25 декабря 795) прислал ответные послания императрице и патриарху.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АРИСТИД Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Святой Аристид философ Аристид философ (греч. Αριστεδης; + 120 ), один из первых христианских апологетов, мученик Память 13 сентября (Греч.) Более чем скудные сведения о нем приводятся у Евсевия Кесарийского и блж. Иеронима . Согласно этим источникам, Аристид был афинским философом и " под прежней одеждой - ученик Христов " . Согласно греческому житию , принял мученическую кончину 13 сентября 120 года, был повешен на афинском рынке. Сочинения Аристид известен своей апологией в защиту христиан. Время составления апологии и имя императора, которому она была адресована (Адриан или Антонин Пий), не поддаются точному определению (крайние даты - 124 и 143). Долгое время текст сочинения Аристида считался неизвестным, пока в 1878 году венецианские мхитаристы не опубликовали армянскую рукопись X века с версией первых двух глав апологии. Более или менее полный ее текст в сирийском переводе был открыт в 1889 году в рукописи VII века из монастыря вмц. Екатерины на Синае . На греческом языке сохранились короткие папирусные отрывки, а также конспективное изложение подлинного греческого текста, которое св. Евфимий Мтацминдели включил в " Повесть о Варлааме и Иоасафе " , переведенную им с грузинского языка в конце X - начале XI века. Сравнение всех версий между собой позволяет с достаточной надежностью судить о подлинном виде апологии Аристида. Философское и богословское содержание сочинения Аристида не отличается оригинальностью. Интерес представляет своеобразное деление человечества на четыре рода, в основе которого лежат как национальные, так и религиозные признаки: варвары поклоняются стихиям; эллины почитают антропоморфных богов (внутри политеистов Аристид выделяет египтян как наиболее неразумных из язычников, поклоняющихся зооморфным богам); иудеи, хотя и признают единого Бога, оставили истинное богопочитание (согласно греческой версии, их заблуждение заключается в отвержении Сына Божия), и только христиане обладают подлинным знанием о Боге и отличаются от других праведностью жизни. Стиль и язык Аристида простой, не чуждый дидактики, терминология равномерно распределяется на фоне христианского словаря по всем философским школам, известным в античности, и не выдает пристрастия автора к какому-либо одному направлению.

http://drevo-info.ru/articles/13679356.h...

Ноябрь месяц 1-е число Св. бессребреники Косма и Дамиан происходили из Азии и были родными братьями. Своим благочестивым воспитанием они обязаны матери Феодотии, которая, овдовев, посвятила себя детям и научила их быть истинными христианами. Достигши возраста, святые Косма и Дамиан изучили врачебное искусство с той целью, чтобы приносить как можно больше пользы ближним. За это доброе желание Господь даровал им такую силу, что все – и люди и животные, которых лечили святые – скоро выздоравливали. Они не брали никакого вознаграждения за врачевание, потому и называются бессребрениками. Потрудившись для славы Божией и пользы ближних, они мирно почили и были погребены в Феремане. (О других святых бессребрениках Косме и Дамиане читать под 17 окт.). Части мощей сих святых бессребреников имеются на Афоне. Мученик Ерминигельд пострадал от своего отца. Отец его был царем готфов и последователем арианской ереси. Ерминингельд, по увещанию православного епископа, оставил ересь. Тогда отец лишил его царского престолонаследия и заключил в темницу. Однажды, в день Пасхи, отец послал арианского епископа в темницу, чтобы причастить Ерминингельда; но тот отказался от еретического причастия, за что и был усечен мечом в 586 г. Мученицы Кириена и Иулиания жили при царе Максимиане в конце III века. За веру во Христа они были преданы разным поруганиям и затем сожжены в Киликии. Мученики Кесарий и Дасий пострадали от магометан в Дамаске, при взятии его в VII веке. Вместе с ними пострадали еще пять человек: Савва, Савиниан, Агриппа, Адриан и Фома. Все они были усечены мечом. Священномученики Иоанн и Иаков жили в ΙV веке, в Персии, при царе Сапоре. Иоанн был епископом, а Иаков пресвитером. По приказанию царя, они были усечены мечом за проповедь Христову. 2-е число Мученики: Акиндин, Пигасий, Аффоний, Елпидифор и Анемподист с дружиной пострадали при персидском царе Сапоре II в IV веке. Акиндин, Пигасий и Анемподиет были вельможами Сапора. Сапору донесли о святых, что они не только сами веруют во Христа, но обращают и других. Царь приказал мучить их. Святые, претерпевая мучения, молились Богу. После разных мучений царь велел сжечь их, но дождь погасил огонь, а ангел Господень развязал их узы, и они явились к царю. «Как, вы еще не умерли?» – спросил святых мучеников Сапор. «Нас спас Господь, которому мы поклоняемся», – отвечали они. Царь начал хулить Христа, а мучеников велел жечь на раскаленной железной постели. Господь сохранил их невредимыми и здесь, так что многие из язычников уверовали во Христа; в числе их были воин Аффоний и знатный вельможа Елпидифор. Царь приказал зашить мучеников в кожаные мешки и бросить в море. Но Господь опять спас их. Тогда еще большее число народа уверовало во Христа. Наконец царь приказал погубить всех мечом, и было избито до 7000 человек, святых же Акиндина, Пигасия и Анемподиста сожгли в печи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Болхов. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенский храм /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Болхове Первоначальный деревянный храм был уничтожен пожаром 1748 г. В 1749 г. за счёт прихожан стараниями диакона Василия Семёнова и купца Андриана Беликова возведена каменная барочная церковь. Основной объём завершался четвериком с полуглавиями под купольным сводом, трапезной соединялся с невысокой колокольней. Внизу Успенский храм с Богоявленским и Предтеченским приделами, вверху - Воскресенский. Приделы: в нижнем этаже - главный - Успения Пресвятой Богородицы с двумя боковыми (Богоявления и св. Иоанна Предтечи). На втором этаже - Воскресения Христова. Впоследствии Иоанно-Предтеченский придел был посвящён Рождеству Богородицы. Святыни храма: чудотворный образ св. Антония, Евангелие 1634 г. Церковь закрыта в 1930 г., взорвана летом 1960 г. Первое упоминание Успенской церкви в «старом остроге» содержится в Писцовой книге (1624–1625 гг.) писца Никиты Ивановича Беклемишева и подьячего Осипа Трофимова: «Церковь Успения Пречистыя Богородицы, да придел святыя мученик Флора и Лавра, да в них образы и книги и колокола и всякое церковное строение Успенского попа Ивана Петрова...» В первой половине XVIII в. деревянная Успенская церковь сгорела, и в 1749 г. на ее месте дьякон Василий Семёнов и купец Адриан Беликов возвели кирпичный барочный храм, трапезную которого позднее надстроили вторым этажом. Основной объём завершался четвериком с полуглавиями под купольным сводом, впоследствии соединили трапезной с невысокой колокольней. В 1889 г. во время пожара сгорела крыша колокольни, но вскоре она была восстановлена. Церковь имела четыре престола: в нижнем этаже – во имя Успения Пресвятой Богородицы, Богоявления Господня (правый) и св. Иоанна Предтечи (левый); на втором этаже – в честь Светлого Христова Воскресения. Впоследствии Иоанно-Предтеченский придел был посвящён Рождеству Пресвятой Богородицы. Из церковных древностей в ней хранились: чудотворная икона Св. мученика Антония, антиминс, освященный в 1785 г. Амвросием Крутицким, и Евангелие, напечатанное в 1634 г. Своими средствами причт Успенской церкви участвовал в содержании соседней церковно-приходской школы. Успенскую церковь закрыли в 30-е годы XX в. и взорвали летом 1960 г. Источник: Неделин В.М. «Архитектурные древности Орловщины. Книга 2 (ушедшее)». - Издательство: " Вешние воды " , 2009 г., стр. 79-80; сайт www.bolhow.ru Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=37222

Понятно, что это наши общие с католиками святые, так как они жили и прославились в Церкви Небесной до нашего печального разделения. Они есть в православных святцах, правда, их память празднуется в другие дни. Но что мешает праздновать память одного из них (или всех трех сразу) 14 февраля? Ведь понятно, что церковные праздники – это не «день седьмого ноября – красный день календаря», они абсолютно не привязаны, как было сказано выше, к конкретным датам. К примеру, понимая, что в день святых Петра и Февронии многие хотят обвенчаться, а это период поста, еще одно празднование муромских святых несколько лет назад было установлено Церковью в сентябре – в непостный период. То есть в данном случае Церковь вполне обоснованно пошла людям навстречу. Что мешает сделать это и в данном случае? Мученик Валентин Доростольский. Священномученик Валентин епископ Итальянский. Священномученик Валентин Римлянин «Свои – чужие» святые К слову сказать, меня поражает стремление противопоставления праздников святого Валентина и Петра и Февронии, исходящее из принципа «свой – чужой». Противники празднования 14 февраля говорят, что, мол, незачем нам это праздновать, у нас есть уже «свои» святые покровители брака. Но у нас есть и святые Адриан и Наталия, такие же покровители брака, между прочим, совсем не русские. Та же римская эпоха. Мощи святой Наталии находятся не в Муроме или Суздале, а в Италии, в Милане. И ничего страшного – эти святые, как и тысячи других прославленных на Западе и на Востоке, предстоят перед Господом и возносят свои молитвы за грешный род человеческий. Но, может, уберем из святцев Адриана и Наталию за ненадобностью, у нас уже ведь есть святые покровители брака на Руси? О чем молиться святому Валентину Иногда приходится слышать о том, что история, тиражируемая в популярных СМИ о Валентине как покровителе брака, напрочь выдуманная, и молиться этому святому нет никакого смысла. Кто так говорит, совершенно не понимает, как работают духовные законы. Вера некоторых современных людей в святого Валентина как покровителя влюбленных есть несомненный факт. Возникла она, конечно, не из церковной проповеди, а из средств массовой информации и влияния на нас западной культуры. Но ведь Церковь не переубеждает людей, верящих в то, что в поисках работы нужно молиться мученику Трифону (который явно при жизни не был сотрудником кадрового агентства), а о приобретении жилища – святому Даниилу Московскому (который точно не был риэлтором).

http://pravmir.ru/pomestit-svyatogo-vale...

Жизнь и подвиг Пистис, Элпис, Агапэ и их матери Софии в христианской традиции стоит особняком, поскольку Церковь знает очень немного подобных случаев, когда совсем юные дети сознательно шли на смерть ради своей веры. Рассказ о четырех римских мученицах уникален еще и тем, что порождает целый ряд вопросов, на которые в наши дни даже самые «подкованные» христиане не могут дать вразумительного ответа. Самых сложных вопросов – два. Жалко ли было девочек? Да, жалко! Причем, и мучителям, и их родной матери. Современному человеку и Адриан со своими кровожадными палачами, и София со своими непонятными принципами покажутся людьми ненормальными, дикарями, сумасшедшими. Но на самом деле, вопрос в то время стоял гораздо острее, чем сейчас. Главной ценностью Рима было государство. Не человек, не личность, а именно государство и те устои, которые гарантировали ему незыблемость и процветание. Все, что шло вразрез с интересами империи, подвергалось уничтожению – любезностям в этой борьбе не было места. Христиане, отказывавшие признавать за государством права религиозного верховенства и утверждавшие принципы свободы во Христе, автоматически подлежали истреблению. Самые лучшие императоры Рима, вошедшие в историю как великие администраторы и полководцы, были и самыми жестокими гонителями христиан. Но чем же мешали девочки? Зачем было их убивать? Да просто потому, что они были умны и тверды в своей вере, а умный противник всегда страшнее любой физической силы. Но император ошибся: каждый новый мученик все сильнее подрывал устои старого мира, и чем больше христиан погибало на аренах, тем шире становилась проповедь Евангелия. А что же София? Неужели у матери не дрогнуло сердце при виде мучений дочерей? Дрогнуло, и – еще как! Биограф говорит о том, что внутри женщины все переворачивалось, когда одна за другой ее родные дети истекали кровью и умирали в муках. Но при этом София не сказала ни слова, чтобы остановить пытки – наоборот, она подбадривала девочек и сохраняла внешнюю бодрость, не желая своим печальным видом лишать юных мучениц духовных сил. Что заставляло эту женщину так себя вести?

http://foma.ru/fides-spes-caritas.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010