«Божественною дланию сохраншися от мучительства вражия» она была продана в рабство, усердно работая своим господам и живя в строгом благочестии, «целомудрия хранящи», а, по смерти господ, получила свободу и проживала в том селении, где на возвратном пути в Рим после своих славных побед, остановился Плакида. Желая возвратиться в Рим, св. Феопистия обратилась за разрешением отправиться туда вместе с войском к Плакиде и, узнав в нем своего мужа, открылась ему. Св. Евстафий с неописуемой радостью возвратился в Рим, получив через 15 лет высокие почести и богатство, жену и сыновей и прославившись великими победами. Но вскоре после сего имп. Адриан, снедаемый завистью к славе победоносного полководца, подверг его вместе с его семейством мукам за то, что они не хотели принять участия в языческом торжестве, устроенном в Риме по поводу одержанных побед. Свв. исповедников бросили на растерзания зверям, но звери не коснулись их. Тогда разъяренный император повелел бросить свв. мучеников в раскаленного медного быка, где они и скончались (в 118 г.). Однако свв. тела их нисколько не были повреждены жаром и ныне почивают в Риме в церкви его имени. В службе св. Евстафия прославляется, как «вторый Иов», «столп терпения», «верный в житии, и неколеблен во искушениих, и во страдании победоносец»; вместе с ним в службе прославляются его супруга и дети, хотя поименно и не называются. Кондак, гл. 2. Страсти Христовы яве подражав, и Сего испив усердно чашу, общник, Евстафие, и славы снаследник был еси, от Самаго всех Бога приемля с высоты Божественное оставление. Ап. и Ев. см. на 75 стр. + Свв. мученик и исповедник: великого князя Мїхаила и болярина его еодра, Черниговских чудотворцев, пострадавших за Христа в Орде в 1245 г. (по другому исчислению, в 1246 г.). Св. князь Михаил, сын Всеволода Ольговича Чермного, с юных лет, «благочестие душевное возлюбив, паче же и целомудрие», отличался благочестивым настроением души, кротостью и смирением духа, любовью к ближним, живым участием в судьбе нищих и молитвенными подвигами.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Зато радостно смотрел я на небольшую картину кисти Гверчини († 1666), на которой св. Маргарита крестом смиряет дракона. В лице ее выражена твердость веры чудотворящей. Она верует в могущество Распятого и потому небоязненно и спокойно левой рукой касается дракона, держа высоко крест в своей деснице. Что еще полюбилось мне? Мозаический образ св. мученика Севастиана, на левой стороне базилики. Этот образ относят к 680 году. Мученик одет в панцирь и мантию. Лицо его сурово, глаза блестят и смотрят во все стороны, нос тонок и прям, седая борода мала. Он держит в руке мученический венок. Эта икона чествуется как чудотворная. Мозаика хороша! А где находится самая базилика, и какая судьба ее? Она находится на юго-западном склоне холма Есквилинского. Древность ее достопочтенна. В 455 г. ее вновь построила царица Евдокия, злополучная супруга Валентиниана и Максима, вот по какому поводу. Мать ее, получившая от Иерусалимского патриарха железную цепь апостола Петра, прислала ее Евдокии в Рим. А здесь эта цепь чудесно соединилась с римской цепью Петра. Посему Евдоксианскую базилику начали называть базиликой св. Петра в цепи, in vincoli. Эту церковь обновил папа Адриан в 722 году. Сикст IV в 1475 г. пристроил к ней пятисводный портик. Юлий II, незадолго до возведения его на папский престол, создал тут в 1490 г. красивый монастырь, с красивым колодезем. Занимателен вечный город. Есть на что посмотреть в тамошних церквах. Засмотрелся я на мозаические изображения в церкви святых мучеников Космы и Дамиана, произведенные папой Феликсом в годы 526–530 гг. Описываю их. На предалтарной арке, в ключе ее, изображен агнец с крестом на голове его, в голубом круге, лежащий на богато убранном узорчатом престоле, у которого на подножии виден свиток с седмью печатями. На правой стороне от сего престола стоят четыре подсвечника с горящими светильниками и два ангела, а на левой – три такие же подсвечника и два ангела. Все эти ангелы, поставленные на разноцветных облаках ликами к зрителю, одеты в подризники с двумя черными полосами от плеч (clavus) и в белые накидки, наискось переброшенные через левое плечо; на этих накидках, похожих на апостольские, видны буквы у одного LL, у другого Z, у третьего S; позади ангелов на линии их помещены обычные эмблемы евангелистов: ангел Матфея держит закрытое Евангелие, орел Иоанна то же и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

6. по его словам, до сих пор ходят письма Марка, императора весьма разумного, в которых он свидетельствует, что его войско в Германии почти погибало без воды и спаслось молитвами христиан. По его словам, император грозил смертью нашим обвинителям. 7. Заключает Тертуллиан такими словами: «Что это за законы, которые применяют против нас только безбожные, жестокие правители? Их не соблюдал Веспасиан, хоть и победитель иудеев; частично зачеркнул их Траян, запрещая разыскивать христиан; их не подтвердили ни Адриан, который вмешивался во все, ни император, прозванный «Благочестивым». Пусть думает об этом кто как хочет. 8. Перейдем к последующим событиям. Когда Пофин на девяностом году жизни скончался, а с ним и галльские мученики, то преемником Пофина, управлявшего Лугдунской Церковью, стал Ириней. Мы узнали, что в юности он слушал Поликарпа. 9. В 3-й книге своего сочинения «Против ересей» он дает список Римских епископов, преемственно сменявших друг друга, и доводит его до Елевферия, время которого мы описываем. В своем сочинении, написанном в его епископство, он и помещает тот список. Он пишет так: Глава 6 1. «Блаженные апостолы, основав и устроив Церковь , вручили епископское служение Лину; об этом Лине апостол Павел вспоминает в Посланиях к Тимофею. 2. Преемником его был Анаклет; третьим после апостолов получил жребий епископства Климент: он видел блаженных апостолов и беседовал с ними; в ушах его звучала апостольская проповедь; он перед глазами имел их предание. И не он один: тогда еще оставалось много учеников апостольских. 3. При этом Клименте в Коринфе возникло между братьями большое несогласие, и Римская Церковь послала коринфянам убедительные письма, понуждая их к миру, оживляя их веру и напоминая о предании, которое они только что получили от апостолов». Немного ниже он говорит: 4. «Преемником Климента был Эварест, а преемником Эвареста – Александр; шестым после апостолов поставлен Ксист; после него был Телесфор, со славой, как мученик, скончавшийся. За ним был Гигин, потом Пий, после него – Аникет. Преемником Аникета был Сотер, а теперь двенадцатым после апостолов получил жребии епископства Елевферий.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

26. В это же время 81 Иаков, брат Господень, и Марк, евангелист, венчались славным венцом мученичества во имя Христово. Однако первым из всех вступил на сей путь мученик Стефан-диакон. После убиения апостола Иакова иудеев постигло большое несчастье, ибо когда в их страну вторгся Веспасиан, то и храм был сожжен, и шестьсот тысяч иудеев погибло 82 в этой войне от меча и голода. Вторым после Нерона жестоким гонителем христиан был император Домициан; он отправил в изгнание на остров Патмос апостола Иоанна и всячески издевался над народами. По смерти Домициана блаженный апостол и евангелист Иоанн возвратился из изгнания. Он, будучи старцем и исполненный дней, праведно прожив, заживо похоронил себя в могиле. О нем сказано, что он не вкусит смерти, доколе не приидет вновь Господь вершить суд, как Сам Господь говорит в Евангелии: «Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду» 83 . 27. Третьим после Нерона начал гонения на христиан Траян. При нем пострадал блаженный Климент, третий епископ римской церкви. Кроме того, рассказывают, что святой Симеон, епископ иерусалимский, сын Клеуфы, был распят на кресте во имя Христово, а Игнатий, епископ антиохийский, был приведен в Рим и брошен на растерзание зверям. Все это случилось при Траяне. 28. После Траяна императором был избран Элий Адриан. Тогда и Иерусалим стал называться Элией – от Элия Адриана, преемника Домициана 84 , так как он восстановил город 85 . После мученической смерти стольких святых недругу рода человеческого мало было натравить неверующие народы на живущих во Христе, он посеял еще раздоры и среди самих христиан. Восстает ересь, и каждый толкует о вере по-своему. Так, в правление Антонина возникла безумная ересь Маркиона и Валентина 86 . Тогда же и философ Юстин 87 , после того как он написал сочинения в защиту Вселенской Церкви, сподобился мученического венца во имя Христово. Когда же в Азии начались гонения, был сожжен на костре в восьмидесятилетнем возрасте блаженнейший Поликарп 88 , ученик апостола и евангелиста Иоанна, как чистейшая жертва всесожжения Господу. Но и в Галлии 89 многие во имя Христово в мучениях увенчались небесным драгоценным венцом; история их страданий бережно сохраняется у нас и поныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Преображение Господне – двунадесятый праздник Православной Церкви, празднуется 6/19 августа. В этот день воспоминается явление Иисуса Христа в божественной славе трем избранным ученикам (Петру, Иакову и Иоанну) еще во время земной жизни Спасителя; «просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» ( Мф. 17, 2 ). Традиция отождествляет не названную в Евангелиях гору, на которой произошло это событие, с галилейской горой Фавор (откуда происходит исихастский термин «Фаворский свет»). Событие П. Г. должно было укрепить в вере остальных учеников Иисуса Христа, в нем было мистически явлено Царство Божие на земле, показано то новое, преображенное, благодатное состояние, которое человек и мир обрели через воплощение Сына Божия и которое осуществится в общем воскресении. В праздник П. Г. совершается освящение плодов, отчего он получил в народе название «Яблочный Спас». Преподобномученик ( греч. σιομρτυς) – мученик, принадлежащий к числу монашествующих. П. составляют особый лик святых, поскольку существуют службы преподобномученику и преподобномученикам (Минея общая). П. появляются с распространением монашества (монахи, пострадавшие от гонений императоров–иконоборцев, от рук язычников и др.). Среди русских П. можно указать и на ряд иноков, замученных иноверными (архим. Макарий Каневский, † 1678), разбойниками (игумен Адриан Пошехонский, † 1550), униатами (игумен Афанасий Брестский, † 1648); из преподобномучениц наиболее известна великая княгиня Елисавета Феодоровна, Алапаевская († 1918). Именование П. связано с определенной традицией и не всегда является последовательным: П. могут называться просто мучениками, преподобными или (если святой имеет сан) священномучениками (например, сщмч. Кукша, инок Киевопечерского монастыря, проповедовавший вятичам и убитый ими в 1113г.). Преподобный ( греч. σιος) – человек, стяжавший святость на пути монашеского подвижничества. Святость П. понимается как высшее осуществление того образа и подобия Божия, которые даны человеку в творении. Особое почитание в Православии получили устроители монашеской жизни, основатели лавр и монастырей, такие, как святые Антоний и Пахомий Великие , а в России – Антоний и Феодосий Печерские , Сергий Радонежский, Зосима и Савватий Соловецкие, Кирилл Белозерский, Иосиф Волоцкий , Нил Сорский и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Светилен Октоиха. Слава, преподобнаго. Подобен: Со ученики взыдем: Давидски процвел еси в дому Господни, яко финикс, отче преподобне,/плоды твоих трудов во сто ныне умножив./Темже полк демонов тучами слез твоих, Павле блаженне, погружь,/от Христа почесть и венец победы приял еси/и чудес, премудре, независтнобогатую благодать. И ныне, Богородичен: Иже горе славимый Божески от Ангел,/недр Отеческих не отступив, Чистая,/неизреченно с дольними поживе;/Ты же сего была еси спасения виновна,/от чистых Твоих кровей сему, Чистая, паче слова плоть заимодавши./Егоже моли рабом Твоим избавление дати прегрешений. На стиховне Октоиха. Священномученик Елевферий, мученица Анфия и мученик Корив, епарх, пострадали около 120 года. Святой Елевферий, сын знатного римского гражданина, был воспитан в христианском благочестии своей матерью Анфией, принявшей святое Крещение от апостола Павла. Святая Анфия отдала отрока Елевферия на воспитание римскому архиепископу Анаклету (70–91). Добродетели юного подвижника были столь велики, что в возрасте 15 лет он был рукоположен в сан диакона, через три года – во пресвитера, а в 20 лет был поставлен епископом Иллирийским. Когда император Адриан начал преследование христиан, в Иллирию был послан воевода по имени Филикс. Ворвавшись в храм во время Богослужения, он хотел схватить святого Елевферия, произносившего проповедь . Однако вслушавшись в слова Евангельской истины и содействием благодати Божией из гонителя стал кротким учеником Христовым. Филикс решил не возвращаться к императору, но святитель, желая пострадать за Христа, уговорил его вместе идти в Рим. Святой Елевферий мужественно стал перед судом, призывая мучителей отречься от ложных богов и познать Единого Истинного Бога, сотворившего небо и землю. «Из того, что Он создал, – поучал святой, – мы самое лучшее и благороднейшее творение. Между тем мы заблуждаемся в неведении, ходя как бы в ночи, и, не зная, что угодно или неугодно Господу, поднимаем брань против Него... Я прилепился Господу и все почести или бесчестия и муки считаю детской угрозой. Для меня умереть за Христа – наслаждение и блаженство».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На рассвете жители Смоленска, готовившиеся к сражению с неприятелем, увидели, что поле усеяно трупами врагов, и поняли, что сохранены заступлением Богородицы. С благоговением они перенесли честное тело святого воина–мученика и с честью погребли в соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы. Вскоре после своей кончины святой Меркурий явился в видении тому же пономарю и велел повесить над гробом его оружие, обещая смолянам постоянную помощь и заступничество во всех скорбях и бранях. Ныне в смоленском кафедральном соборе хранятся сандалии святого мученика Меркурия. «Сандалии железные, большие, тяжелые, вроде лаптей, застегиваются спереди железным же перехватом». Почитание небесного покровителя города началось сразу после доблестной мученической кончины в 1239 году. Празднование ему установлено в конце XVI века, уже в 1509 г. жители Смоленска называли его своим главным заступником. Память его Святая Церковь празднует 24 ноября/7 декабря, в день великомученика Меркурия, имя которого носил святой мученик Меркурий Смоленский. Симон Сонгийский, преподобный Преподобный Симон Сойгинский принадлежит к Комельской ветви учеников преподобного Сергия Радонежского. Он родился в Сольвычегодске, но, оставив дом родителей, пришел в монастырь к преподобному Корнилию Комельскому (память 19 мая/1 июня), усердно прося себе пострижения. Прозорливый старец, склонясь на неотступные просьбы и слезы юноши и провидя в нем истинного подвижника Божия, принял Симона и после пострижения в мантию поручил его одному опытному старцу. Симон всего себя посвятил подвигам поста и молитвы, стараясь во всем подражать своему мудрому наставнику. Проходя различные монастырские послушания в среде таких подвижников, каковы были ученики преподобного Корнилия Геннадий Любимский (память 23 января/5 февраля), Кирилл Новоезерский (память 4/17 февраля), Иродион Илоезерский (память 28 сентября/11 октября), Адриан Пошехонский (память 5/18 марта), Лаврентий Комельский (память 16/29 мая), новый инок и сам скоро приобрел навык в иноческой жизни и в течение многих лет неисходно подвизался в Комельской обители.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Через искупление драгоценною кровью Богочеловека, христианин вступает в звание, отличающееся высокими титлами и преимуществами. Ап. Петр называет христиан: вы род избран, царское священие (царственное священство), язык свят, люди обновления ( INem. 2:9 ), и наставляет нас устроять из себя храм духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу, Иисусом Христом (ст. 5). Св. мученица Наталия, умершая не от рук мучителей, принесла в жертву Богу свое сердце, пламеневшее к Нему любовью и снедаемое ревностью пострадать за Христа; она и мужа своего, с которым по доброй воле разделяла темничное заключение, не только не отговаривала, но и умоляла отдать Богу временную – мгновенную жизнь ради нескончаемой! Муж ее – св. мученик Адриан, на той же иконной доске изображенный, но не вместе с св. Наталией: рядом с ней написан преподобный Алексий, человек Божий, как ангел царя Алексея Михайловича, супруга царицы Наталии Кирилловны. Перед обновлением храма не было в иконостасе этой царственной иконы с сребропозлащенными венцами, но она первоначально находилась здесь (опись 1699 г.), и теперь возвращена на свое давнее место, быв найдена мною в Толгской монастырской церкви над входною дверью; а та икона, которую мы привыкли видеть возле Боголюбской в иконостасе, разумею Казанскую, древнего письма, помещена в великолепном киоте за левым клиросом. Ей вполне отвечает за правым клиросом другая Казанская чудотворная икона, позднейшего времени. Как отрадно видеть, по ту и по другую сторону, Богоматерь с Предвечным Младенцем – зрети красоту Господню ( Псал. 26:4 )! Не есть ли Пресвятая Богородица для нас как бы нерушимая стена одесную, и стена ошуюю ( Исх. 14:22 ), и прибежище непостыдное? Малое освящение Боголюбского храма и божественную литургию совершил 18-го июня 1877 г., в день храмового праздника, преосвященный Игнатий, епископ Можайский, в сослужении с настоятелем монастыря (разумею себя), синодальным ризничным архимандритом Иосифом, с двумя местными игуменами и двумя иеромонахами.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Мученица Симфоросса, когда император Траян (в 120 г.) угрожал принести ее в жертву богам своим, если она не воскурит перед ними фимиама, отвечала гонителю: «боги твои не могут приять меня в жертву; но, если я буду сожжена за имя Христа, Бога моего, то тем более потреблю твоих демонов». Во время страданий мученицы Фелиции с семью сынами своими (в 150 г.), юнейший из них, Марциал, отвечал мучителю: «о, если бы ты знал, какие казни уготованы идолопоклонникам; но Бог еще медлит являть Свой гнев на вас и на ваших идолов. Ибо все, которые не исповедуют, что Христос есть истинный Бог, посланы будут в огнь вечный». Мученица Доната (в 200 г.) сказала также перед своим мучителем: «мы воздаем честь Кесарю, но страх и богопочтение воздаем Христу, Богу истинному». Мученик Петр (в 200 г.), юный летами, будучи побуждаем принести жертву одной языческой богине, отвечал: «нет, я должен приносить жертву молитвы, сердечного сокрушения и хвалы Христу, Богу живому и истинному, Царю всех веков». К свидетельствам внешним о веровании древней Церкви в Божество Христа Спасителя относятся: Отзывы некоторых язычников и иудеев. Плиний младший писал к императору Траяну, что Христиане имеют обычай, как только настает день, собираться вместе и петь хвалебную песнь Христу, как Богу. Император Адриан, в письме своем к Сервиану, говорит об Александрийцах, что одни из них боготворят Серапиду, а другие – Христа. Лукан укоряет Христиан за то, что они воздают Божескую честь и поклонение человеку, распятому в Палестине, и ради его оставили всех богов Греции. Цельс издевался над верованием Христиан, что Сам Бог пришел в мир для искупления людей, что Бог родился и распят, и говорил, будто бы, из Христианского учения о воплощении следует, что Бог изменился. Такие же точно упреки делали Христианам и другие язычники. Иудей Трифон, в известном сочинении Иустина мученика , признает невероятным и невозможным, вопреки Христианскому учению, чтобы Бог соделался человеком (разг. с Триф. п. 68). Другой иудей, в столько же известном сочинении Оригена против Цельса, возражает, зачем Христос бежал во Египет, когда Богу не прилично бояться смерти, и ужели Бог великий не мог сохранить Своего собственного Сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Преемник его, папа Адриан, желал мира с восточной церковью и поэтому решил принять славянских проповедников с почетом. Этому содействовало и следующее обстоятельство. Константин был до того приглашен на проповедь Христова учения к Хозарам, жившим на юго-востоке нынешней России. По дороге он остановился для изучения хазарского языка в Крыму. Там он услышал предание о св. Клименте, епископе Римском, который был сослан в Крым Римским императором Траяном и, по его же повелению, за проповедь там христианства, брошен в Черное море с якорем на шее. Константин отыскал святые мощи Климента, извлек их из воды и сохранил при себе. Отправляясь к папе Римскому, он взял их с собой, с намерением отдать их тому городу, где св. мученик Климент был епископом. Узнав, что Константин везет с собой мощи св. Климента, папа вышел с духовенством, с зажженными свечами, на встречу Константину и благоговейно принял от него святые мощи. Принял он затем весьма милостиво и Константина с Мефодием, утвердил их мнение о необходимости благовестия Евангелия и совершения богослужения на славянском и всяком другом языке, осудил тех, которые восставали против употребления славянского языка, освятил славянские богослужебные книги, а славянское Евангелие возложил на гробницы св. апостолов Петра и Павла. Вскоре после этого Константин опасно занемог и принял монашество под именем Кирилла. Через пятьдесят дней он скончался. Мефодий хотел, согласно завещанию матери, отвезти тело брата на родину, но духовенство Римское умолило папу не допускать этого. Св. Кирилл погребен в Риме, в церкви св. Климента, где почивают мощи и этого священномученика. Перед смертью св. Кирилл так убеждал брата своего Мефодия не оставлять дела, которое они начали у Славян: «Мы с тобою, – говорил он, – как пара волов, возделывали одну ниву. Я кончил свой день и падаю на борозде. Ты же слишком любишь твое уединение на горе Олимп; но умоляю тебя, не покидай, ради своего Олимпа, нашего дела: ты им угодишь Богу и спасешься». Мефодий исполнил завет брата, возвратился к Славянам и продолжал там свою святую деятельность.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010